На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности культур майя, ацтеков и инков доколумбовой эпохи

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО  «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ  СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 

   

Кафедра культурологии 
и менеджмента  в культуре 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА
на тему: «Особенности культур майя, ацтеков  и инков доколумбовой эпохи» 
 
 

Студент ИСК,
4 курс, гр.З-020600-41                                                          Е. П. Широбокова 
 
 
 

Старший преподаватель кафедры                                          И. К. Высотских 

                                                                                                                                                                                                                                
 

Ижевск 2010
 

        
 Содержание: 

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика цивилизации древних майя. Особенности культуры…….........................................................................................................5
2. Общая  характеристика цивилизации ацтеков  и инков. Особенности культуры...............................................................................................................13
Заключение…………………………………………………………………..............26
Список  использованной литературы……………………………………………….28
              Приложение…………………………………………………………………………..29 

 


     Введение.
В данной работе рассматривается тема "Особенности  культур майя, ацтеков, инков доколумбовой эпохи". Великие культуры Центральной  Америки, существовавшие в доколумбовый период в долине Мехико и на полуострове  Юкатан, обладали общностью облика и образа жизни. Они имели важнейшие  признаки цивилизации: социальную иерархию, ремесленную специализацию, систему  разветвленной торговли, монументальное искусство, письменность. Был создан особый тип общественного устройства, напоминавший древнегреческие города-государства, основанный на культово-религиозной  системе. Одни из этих государств были карликовыми, другие, особенно в поздний  период своего развития, имели статус империи (например, государство ацтеков).
В настоящее  время признано, что великие цивилизации  достигли такого уровня, который позволяет  видеть в них третий (после Средиземноморья  и Древнего Востока) центр мировой  цивилизации, что отразилось в достижениях  философии, науки, культуры. Многое из того, что было создано этими цивилизациями, известно нам только на основании  памятников материальной культуры, в  основном архитектуры, скульптуры, живописи, по сохранившимся изделиям прикладных искусств. Некоторые культуры уже  в период расцвета ацтекской империи, подчинившей себе всю долину Мехико, ушли в небытие и стали легендарными (например, культуры ольмеков и тольтеков). 
Другие сами были сломлены как цивилизации в период испанского завоевания, именуемого конкистой, в XVI веке. Однако благодаря памятникам материальной культуры, хроникам, оставленным испанцами времени конкисты, некоторому количеству сохранившихся рукописей и древнемексиканских книг (именуемых кодексами) мы в состоянии сегодня воссоздать масштаб этих цивилизаций и их культуру.

Цель  работы - рассмотреть особенности  культур древних цивилизаций  ацтеков, инков, майя.
Достижению  поставленных целей соответствует  выполнение следующих задач:
- дать общую характеристику древних цивилизаций ацтеков, инков, майя;
- выявить характерные черты, присущие культуре каждого народа;
- проследить  развитие культуры изучаемых  народов на примере  сохранившихся   культурно-исторических памятников;
- раскрыть  значение  культуры ацтеков, инков,  майя для истории и культуры  человечества.
Литературой вопроса являются исследования по истории  Великих географических открытий отечественных  и зарубежных авторов, позволяющих  увидеть и раскрыть особенности  культуры майя, ацтеков и инков.
За последние  пятьдесят лет собраны богатейшие материалы по истории индейских  обществ, позволяющие более точно  оценить как уровень, достигнутый  в различных областях культуры аборигенным  населением Америки, так и его  вклад в сокровищницу мировой  культуры.
Книга чешского американиста Милослава Стингла "Индейцы без томагавков" рисует широкую панораму прошлого, настоящего и будущего индейцев Америки. Она как бы служит откликом на тот живой интерес и сочувствие к судьбам современных индейцев Америки. С середины XIX века начинают делать первые шаги американистика - наука, главным предметом изучения которой становятся индейцы, их образ жизни и культура. Книга М.Стингла основана на широком круге научных исследований и открытий в области современной американистики. Сам автор много путешествовал по странам обеих Америк и имел возможность непосредственно изучать как современную жизнь индейцев, так и следы их ушедших в прошлое цивилизаций, что придало убедительность и живость его повествованию.
Древние цивилизации, созданные индейцами  Америки, приковали к себе внимание ряда отечественных ученых. Большое  значение для изучения памятников древнего искусства и архитектуры индейцев древней Америки имеют работы Р.В.Кинжалова, А.А.Сидорова, В.И. Гуляева.
Автор книги "Древнейшие цивилизации Мезоамерики" Валерий Иванович Гуляев хорошо известен как нашему, так и зарубежному читателю как археолог широкого профиля. Но при всей широте интересов, абсолютно необходимой для историка, каждый исследователь должен иметь основной круг проблем, характерный для его деятельности. Для В.И.Гуляева это древнейшие судьбы Мезоамерики (так называется территория от севера долины Мехико до южных границ Гондураса и Сальвадора)  - важнейшего и глубокого своеобразного региона, одного из первых очагов производящего хозяйства, высокой и оригинальной цивилизации индейских народностей ацтеков, майя и инков.
Историки, занимающиеся древностью, видят свою основную задачу в том, чтобы восстановить и сохранить для человечества память о его прошлом. Эту же задачу ставил перед собой и Мануэль Галич, написав книгу «История доколумбовых цивилизаций». Автор затрагивает самые разнообразные вопросы - исторические, культурные, социальные и политические. При подобного рода обзоре даже в монографиях специалистов встречается много спорного. Тем более немало дискуссионных мест в популярной книге Галича. Решить все эти проблемы нет никакой возможности, даже если написать еще одну книгу на эту тему.
Структура работы обусловлена последовательностью  решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1.Общая характеристика цивилизации древних майя. Особенности культуры.
Своеобразным  очарованием обладает культура майя, для которой характерен высокий  уровень развития цивилизации. Многое еще остается неразгаданным в истории этой удивительной и неповторимой цивилизации. Возьмем хотя бы само слово «майя». Ведь мы даже не знаем, что оно обозначает и как попало в наш лексикон. Впервые в литературе оно встречается у Бартоломе Колумба, когда он описывает встречу своего легендарного брата Христофора – первооткрывателя Америки – с индейской лодкой – каноэ, приплывшей «из провинции, называемой майя».
По одним  источникам периода испанской конкисты, название «майя» применялось ко всему  полуострову Юкатан, что противоречит приведенному в сообщении у Ланды  названию страны – «у луумил куц йетел кех» («страна индюков и оленей»). По другим – оно относилось лишь к сравнительно небольшой территории, центром которой была древняя столица Майяпан. Высказывались также предположения, что термин «майя» был именем нарицательным и возник из презрительной клички «ахмайя», то есть «бессильные люди». Впрочем, есть и такие переводы этого слова, как «земля без воды», что, несомненно, следует признать  простой ошибкой.
     Однако  в  истории  древних майя остаются  до  сих пор нерешенными и  куда более важные вопросы. И первый из них – вопрос о времени и  характере заселения народами майя территории, на которой оказались сконцентрированы основные очаги их цивилизации в период ее наивысшего расцвета, обычно называемого Классической эпохой (II – X века). Многочисленные факты говорят, что их возникновение и стремительное развитие происходили повсеместно и почти одновременно. Это неизбежно приводит к мысли, что к моменту прихода на земли Гватемалы, Гондураса, Чиапаса и Юкатана майя, по-видимому, уже обладали достаточно высокой культурой. Она была единой по своему характеру, и это служит подтверждением, что ее формирование должно было происходить на сравнительно ограниченной территории. Оттуда майя тронулись в далекий путь не как дикие племена кочевников, а как носители высокой культуры (или ее зачатков), которой предстояло  в дальнейшем, уже на новом месте, расцвести в выдающуюся цивилизацию.
Эта цивилизация  возникла на базе нескольких племен, проживавших  на территории нынешних государств: Мексики, Белиза, Гватемалы и Гондураса, где  они живут и сейчас. Майя обитали  в тяжелом климате влажных  субтропиков, где джунгли быстро поглощают плоды человеческого  труда, не оставляя следов. Считается, что древнейший период истории майя начался около 1500 г. до н.э.
Подсечно-огневое  земледелие майя способно было давать устойчивый прибавочный продукт, достаточный  для содержания господствующей верхушки общества, государственного аппарата и других групп населения.
Майя  жили в городах-государствах, одни из которых были священными, религиозно-обрядовыми, а другие торговыми. В городе обычно имелись дворец правителя, рынок  или рынки, храмы-пирамиды (напоминавшие египетские), площади, сады и плантации  маиса (кукурузы). Каждый город имел "стадион" для обрядовой игры в каучуковый мяч. В ряде случаев  дорога из центра города вела через  джунгли к колодцу для хранения дождевой воды. Крестьяне работали на полях богатых людей, добывали им шкуры ягуаров, нефрит, перья. Знать  включала вождей, жрецов и целителей, хотя существовали еще сословия воинов и торговцев. Города нередко воевали  друг с другом.
Структура типичного города-государства в доколумбовой Мезоамерике X—XVI вв. и на Древнем Востоке отличается поразительным сходством: метрополия и ее сельскохозяйственная округа, находящаяся от города на расстоянии 15 км. Столица — основное политико-административное, культовое н экономическое ядро города-государства, это прежде всего место пребывания правителя и его приближенных, а также храма главного городского божества и связанного с ним жречества. Здесь же находились представители знати, воины, торговцы, чиновники, ремесленники и т.д. Однако основную массу городского населения составляли, вероятно, общинники, занимающиеся различными видами сельскохозяйственного производства.
Одним из таких городов, частично сохранившимся  до наших дней является Чичен-Ица - политический и культурный центр майя. Город, основанный в VIII в. н.э., в X в. был захвачен тольтеками и с сер. XI в. стал столицей тольтекского государства. Но в 1178 г. коалиция трех городов-государств майя (Майяпана, Ушмаля и Ицмаля) завоевала город. Считают, что город стал прибежищем и новой столицей верховного вождя и богочеловека Топильцин-Кецалькоатля, изгнанного из Тулы. Пирамида, посвященная вождю, получила название "Кастильо" ("Замок"). Постройка возвышается над окружающей местностью. В дни весеннего и осеннего равноденствия здесь можно наблюдать уникальное архитектурно-географическое явление: лучи солнца падают на камни пирамиды таким образом, что кажется, будто Пернатый змей, голова и хвост которого высечены соответственно на вершине и в основании пирамиды, оживает, и, извиваясь, начинает выползать из храма. Ко времени испанских завоеваний (сер. XVI в.) город представлял собой руины. Многочисленные археологические находки в Чичен-Ице нельзя отнести ни к одной из индейских культур. Скорее, это эклектика характерных идей и мотивов культур майя и тольтеков. Сохранились статуи божеств, с характерной стилизацией форм, рельефы, богатые растительным и геометрическим орнаментами, разнообразные произведения художественного ремесла. "Храм Кукулькана", "Храм воинов", "Храм ягуаров", обсерватория "Караколь", 7 "стадионов" для игры в мяч, руины четырех колоннад, образующие гигантский прямоугольник ("Группа тысячи колонн") - вот только некоторые архитектурные памятники майя-тольтеков, которые можно увидеть в настоящее время на территории комплекса (см. приложение). 
Все «археологические»  признаки города майя — каменные дворцы и храмы, планировка зданий вокруг прямоугольных  двориков и площадей, «акрополи», культ  стелы — алтаря, иероглифическая  письменность и календарь — представлены в комплексе где-то к рубежу новой  эры. Вся полнота власти внутри майяского  города-государства в 1 тысячелетии  н.э. была сосредоточена в руках  правителя. Данные письменных источников кануна конкисты и ряд бесспорных археологических признаков (некоторые  мотивы классического искусства, заупокойные  храмы и гробницы с особо пышным ритуалом) свидетельствуют о наличии  у майя обожествления царя. Это косвенно указывает на существование уже в то время деспотической формы правления, наподобие той, что известна нам в фараоновском Египте и городах-государствах Шумера. Имеется ряд данных в пользу того, что к рубежу новой эры у майя появился культ царских предков, ставший, вероятно, со временем общегосударственной религией.
Религиозные представления пронизывали все  стороны жизни общества древних  майя. Пантеон божеств майя был  весьма обилен и сложен, как и в других раннеклассовых обществах. Исследователям известны десятки имен, которые в зависимости от их функций могут быть разделены на группы. Это прежде всего боги плодородия и воды, охотничьи боги, божества огня, звезд и планет, смерти, войны и т.д.
Вселенная майя (так же как и у ацтеков) состояла из 13 небес и 9 подземных  миров. В центре земли стоит мировое (зеленое или первое) дерево, пронизывающее все слои небес, а по четырем ее углам (по сторонам света) — четыре других: красное (восток), белое (север), черное (запад) и желтое (юг). Мировые деревья служили местопребыванием бога дождя, обычно изображаемого с топором или с факелом под дождем. Все эти атрибуты напоминают об исконной связи его с подсечно-огневым земледелием. 
Характерной чертой религиозных воззрений народов Мезоамерики было представление о том, что вся история вселенной делится на определенные периоды или циклы, сменяющие друг друга. Каждый из этих циклов имел своим правителем то или иное божество и заканчивался мировой катастрофой: пожаром, потопом, землетрясением и др. Текущий мировой цикл должен также закончиться гибелью Вселенной. Древнемайяские культы характерны сложными и изощренными ритуалами, целью которых было, как и во всех других религиях, умилостивление божеств и получение от них различных благ. К числу обрядов принадлежали воскурения ароматных смол, молитвы, культовые танцы и песнопения, посты и бдения, жертвоприношения самого различного вида. В жертву приносились цветы и ветви кустарников, плоды, кушанья, ткани, изделия и статуэтки из глины, нефрита, кости и раковины, перья ценных птиц, а также регулярно совершавшиеся человеческие жертвоприношения. 
Понятно, что жрецы занимали почетное место в обществе майя, причем они, как и у других народов Мезоамерики, составляли специальные корпорации, в которых господствовала строгая иерархия: от верховного жреца до юношей-прислужников. Жрецы майя, подобно жрецам других культур древнего мира, занимались исследованием окружающего мира, накапливали научные знания. Развитие научных знаний у майя достигло значительного уровня, хотя в большинстве они были тесно связаны с религией. Древние майя уделяли большое внимание календарю и летоисчислению, изучению математики, астрономии, медицине и истории. Кроме того, у них имелись некоторые практические знания по географии, геодезии, метеорологии, климатологии, сейсмологии и минералогии. Однако все эти отрасли положительных знаний были тесно переплетены с религиозными учениями о демонах, божествах, знамениях и предсказаниях. К тому же накопленные знания излагались на запутанном и перегруженном мифологическими намеками языке. Большим достижением майя в области математики была разработка в период последних веков до нашей эры позиционной системы счета и математического понятия нуля. Оба эти понятия являются крупнейшими шагом вперед в истории математического мышления, ведь в Индии они были разработаны приблизительно в VIII в., а в Европу попали только в XV в. 
Ни у одного из народов Древней Америки мы не находим столь высоко развитых календаря и системы летоисчисления, как у древних майя классического периода (300—900 гг.). Практические нужды сельского хозяйства вызвали к жизни точный календарь, который стал в руках жречества могучим орудием идеологического воздействия на массы, позволив определять наиболее удобные сроки для различных земледельческих работ. Отступление от них в условиях тропиков и при тогдашней системе сельского хозяйства означало бы подлинную катастрофу. Жрецы окутывали это знание сложнейшей мистической символикой и сопровождали различными религиозными церемониями. Точное летоисчисление, возникшее сперва из календарных потребностей, позже было связано с чисто религиозными учениями о смене богов, управлявших вселенной, и с культом правителя города-государства. Высокого уровня достигла медицина, была развита диагностика, имелась специализация врачей по видам болезней. Широкое распространение получили чисто хирургические приемы: при переломах накладывались шины, раны сшивались волосами; опухоли и нарывы вскрывались: катаракты соскабливались обсидиановыми лезвиями. При сложных операциях больному давались наркотические средства. В фармакопее применялось более 400 лекарственных растений: ряд лекарств, впервые освоенных майя, после открытия Нового Света вошел в европейскую медицину и до сих пор широко используется в современной фармакопее. Наиболее широко известной областью культуры майя является архитектура и изобразительное искусство, тесно связанные с определенной датой или астрономическим явлением. Здания строились через определенные промежутки времени — 5, 20, 50 лет. Каждое строение носило функцию не только жилья или храма, но и календаря. Культура Древнего царства, существовавшая в центрах Вашактун, Тикаль, Копан, Поденке, и Нового царства, характерная для Чичен-Ица, Уш-маль и Майяпан, были «скульптурным» выражением хронологии майя. Археологические данные свидетельствуют, что регулярно через каждые 52 года майя заново облицовывали свои пирамиды камнем или штукатуркой, воздвигали стелы каждые 5 лет, и записанные на них данные всегда были связаны с определенным событием. Главной темой деятельности жрецов, архитекторов и художников было течение времени, их представление о времени резко отлично от соответствующих представлений западных культур Средиземноморья. Подобного подчинения архитектуры и искусства календарю в мире нет. Нет ничего удивительного, что монументальные здания, великолепная скульптура, уникальные многоцветные фрески на стенах храмов и дворцов, росписи на сосудах, грациозные статуэтки, ювелирные изделия привлекают внимание широкого круга людей в наше время.

Значительного развития достигла у майя литература. Такие литературные жанры, как эпические предания о судьбах тех или иных племен, мифы и сказки, трудовые, военные и любовные песни, загадки, пословицы были выработаны уже в глубокой древности. До нашего времени сохранился знаменитый эпос «Пополь-Вух», в котором рассказывается о создании мира и о подвигах двух божественных близнецов. «Пополь-Вух» имеет параллели в таких литературных памятниках Старого Света, как «Теогония» Гесиода, первые книги Библии. «Калевала» и другие эпические произведения народов Европы и Азии. Большим признанием и любовью у древних майя пользовалось драматическое искусство, подавляющее большинство драматических произведений было тесно связано с танцами и представляло собой своеобразные балеты с обширным текстом. До нас дошла в целом виде драма «Рабиналь-ачи», по своей форме она достаточно близка древнейшим греческим трагедиям, что свидетельствует о наличии определенных строгих закономерностей в развитии данного вида искусства. Танцы у майя были неразрывно связаны не только с драматическим искусством, но и с музыкой, причем они являлись делом необычайной значительности и важности. Разновидностей танца насчитывалось очень много: очистительный танец с огнем, танцы, связанные с человеческими жертвоприношениями, эротические танцы и др. И музыка была неотделима от многих сторон жизни майяского общества. Сфера ее применения охватывала любовные и погребальные песни, охотничьи, военные песни, религиозные обряды и танцы. О древней музыке майя мы можем судить по сохранившимся инструментам или их изображениям на фресках и в рукописях, а также по кратким упоминаниям в ранних испанских источниках.
 Древняя  культура майя не исчезла бесследно,  несмотря на все усилия испанских  завоевателей и монахов. Она  оказывала в прошлом и оказывает  до настоящего времени сильное влияние на культуру народов латиноамериканских стран, а тем самым вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры. 

2. Общая  характеристика цивилизации ацтеков  и инков. Особенности культуры.
Ацтеки  — название народов, населявших долину Мехико незадолго до испанского завоевания Мексики в 1521. Этот этноним объединяет многие племенные группы, которые  говорили на языке науатль и обнаруживали черты культурной общности, хотя имели свои собственные города-государства и царские династии. На языке науатль, родном языке ацтеков, слово «ацтека» означает буквально «некто из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то на севере. Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, было предложено Александром фон Гумбольдтом и заимствовано мексиканскими учеными XIX века как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения.  Среди индейских племен главенствующее положение занимали теночки, и “ацтеками” иногда называли только этот последний народ. Под ацтеками также имеют в виду могущественный тройственный союз, созданный теночками Теночтитлана, аколуа Тескоко и тепанеками Тлакопана, установившими свое господство в Центральной и Южной Мексике в период с 1430 по 1521. Прибыв из своей полулегендарной прародины Ацтлан («место цапли»), они поселились на одном из островов озера Текскоко и заложили небольшой город Теночтитлан. По мере преображения их культуры под влиянием древних культур их предков стабилизировалось положение ацтеков, усиливалась их позиция и возрастало их могущество. Это повлекло за собой увеличение и преображение Теночтитлана, который впоследствии превратился в знаменитую столицу ацтекской империи.
Ацтекские города-государства возникли на обширном горном плато под названием “долина  Мехико”, где теперь расположена  столица Мексики. Эта плодородная долина площадью около 6500 кв. км простирается приблизительно на 50 км в длину и ширину. Она лежит на высоте 2300 м над уровнем моря и со всех сторон окружена горами вулканического происхождения, достигающими в высоту 5000 м. Во времена ацтеков своеобразие ландшафту придавала цепь соединяющихся озер с самым обширным из них — озером Тескоко. Озера питались горными стоками и ручьями, и периодические наводнения создавали постоянные проблемы для населения, жившего на их берегах. Вместе с тем озера давали питьевую воду, создавали среду обитания рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих, а лодки служили удобным средством передвижения.
Тройственный  союз подчинил своей власти огромную территорию от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы, включавшую разнообразные ландшафты и природные  зоны — относительно засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герреро, Тихоокеанские горные хребты, прибрежные равнины Мексиканского залива, буйные влажные тропические леса полуострова Юкатан. Тем самым ацтеки получили доступ к разнообразным природным ресурсам, которых не было в местах их первоначального проживания.
Культурные  достижения ацтеков яснее всего  выражены в монументальном искусстве  и архитектуре, в культовых религиях и изделиях из драгоценных металлов, особенно золота. Сюда же можно отнести  уникальные "висячие сады" и  высокую культуру земледелия. Сфера  духовной культуры ацтеков формировалась  благодаря сложной системе воспитания знати в особых школах (калмекак), избранными хранителями мудрости (тламатиниме), которые были в состоянии разъяснять древний обрядовый календарь и читать книги-кодексы (теоамоштли). На вершине общества стояли император и его родственники, которых окружало жреческое сословие во главе с верховным жрецом; ниже располагались воины, в особенности из аристократических орденов - орлов и ягуаров, более низкое положение занимали купцы, далее шло простое крестьянство, а внизу лестницы находились рабы-военнопленные, обычно подлежавшие принесению в жертву богам. В ходе многолетних исследований учеными было установлено, что ацтекская мифология отличалась большой сложностью. В основе ее лежала идея о двойственности мира и борьбе противоположных начал во всем, что нас окружает. В представлениях ацтеков мироздание состояло из девяти подземных миров и двенадцати небес, куда попадает после смерти душа человека. Общество в своем развитии прошло четыре мира (по-ацтекски - "солнца"), которые последовательно погибли в результате катастроф. Поскольку все в мире существует в движении, каждое из "солнц" развивается только благодаря регулярным жертвоприношениям. Принесение людей в жертву было необходимым ритуалом, однако вызывало резкое возмущение племен, поставлявших пленников. Ацтекский пантеон (совокупность богов) был весьма многочисленным. Ученые предполагают, что в ацтекском обществе происходила сложная борьба между двумя партиями, олицетворявшими течения мысли: военно-жреческой, основанной на культе человеческих жертвоприношений богам, и мирной, отстаивающей право на поклонение всякой жизни и природе. Воплощением первого направления был образ бога-воина Уицилопочтля. Второе направление связано с именем бога искусств и жизни – Кецалькоатля (см. приложение). Согласно преданию, он правил в легендарном городе Толлане. Затем был очернен военной фракцией и обречен на изгнание. Чтобы дать миру необходимое движение вперед, он принес себя в жертву и возродился в виде планеты Венеры (символ умирания и воскрешения природы и мира). Ацтеки верили, что Кецалькоатль (Пернатый Змей) когда-нибудь вернется и обновит мир. В мифологических представлениях ацтеков ученые видят зачатки глубоких философских идей и представлений о мире и человеке. На метафорическом языке ацтеки именовали человека драгоценным камнем или пером, то есть существом редкостным и хрупким, а жизнь считали кратким, хотя и чудным мигом. Особое место среди искусств и дошедших до нас немногих литературных произведении ацтеков занимала поэзия, также носившая философский характер. Ее основные темы - призрачность человеческой жизни, двойственность этого мира, драгоценность бытия, наслаждение дружбой и поэзией (песнями), благодаря которым можно достичь торжества над смертью. Ацтеки исполняли свои поэтические произведения под звуки инструментов (флейт и барабанов), кружась в танце.
Удивление конкистадоров, которые столкнулись  с этим почти магическим миром  ацтекской культуры, не имело границ. Бесконечное число пирамид, скульптур  и фресок, богатство храмов, переполненных  золотом, алмазами и редкими перьями, казалось им скорее сном, нежели явью. То, что мы сегодня называем просто искусством Древней Мексики, представляет собой средство, позволяющее народу познать древние идеалы и концепции культуры и прежде всего религии. Искусство заключило эти идеалы и концепции в пластические символы и выковало их в твердом камне и золоте навеки и для всех поколений. 
Искусство доколумбовой Мезоамерики — «цветы и песни», его поэтические метафоры и символы позволяют человеку найти ответы на фундаментальные проблемы своего бытия, в коем все есть сон; все непрочно, подобно перьям птицы кецаль. Рожденные в сердце художника «цветы и песни» сопровождали человека всю жизнь, чей взор не отрывался от пирамид и храмов, покрытых фресками и обращенных к четырем сторонам света, покоился на статуях богов и символах, вырезанных на предметах повседневного быта, на украшениях и кольцах из золота и серебра, на бесчисленных предметах из керамики. Созданный художником мир искусства был вознесен на божественную высоту, придавая тем самым некий смысл человеческой жизни и смерти. 
Немаловажное место в культуре ацтеков принадлежало календарю, выражающему ацтекское видение космоса. С ним были связаны понятия времени и пространства, присущие тогдашней эпохе, в нем нашли отражение представления о богах и сферах их деятельности, а также обязательные ритуалы. Согласно этому календарю (существовал и другой, солнечный, календарь, состоящий из 18 двадцатидневных месяцев и 5 дополнительных дней), год был равен 260 дням, он делился на 20 периодов по 13 дней каждый, обозначенных определенными знаками и числами. Правили ими те или иные боги либо богини. Число дней в году делили также на 4 больших ансамбля, каждый из которых насчитывал 65 дней и был связан с одной из сторон света. Подобным образом были связаны со сторонами света боги и люди. 
Эта концепция деления времени и пространства — чрезвычайно важный компонент религиозного мировоззрения ацтеков, воздействующий как на жизнь отдельного человека, так и на судьбы всего сообщества. Новорожденному давали имя дня, когда он появился на свет, а этот день подчинялся определенному божеству, ибо входил в один из четырех 65-дневных ансамблей, который в свою очередь, был связан с определенной стороной света и правящим им божеством. Все эти обстоятельства определяли будущее нового человека, «программируя» именно такой, а не иной ход жизни. Такое видение мира зафиксировано на «календарном камне» ацтеков, чьи формы и символы свидетельствуют о грандиозной концепции вселенной, созданной древними народами Америки (см. приложение).

Пиктографическое  письмо с элементами иероглифики, которым  пользовались ацтеки, известно с 14 века. Материалом для письма служили кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы.
Определенной  системы расположения пиктограмм не существовало: они могли следовать  и горизонтально и вертикально, и методом бустрофедон (противоположное  направление соседних "строк", т.е. серий пиктограмм). Основные системы  ацтекской письменности: знаки для  передачи фонетического облика слова, для чего использовался так называемый ребусный метод (например, для написания  имени Itzcoatl изображалась стрела itz-tli над змеей coatl); знаки иероглифического характера, передающие определенные понятия; собственно фонетические знаки, особенно для передачи звучания аффиксов. К моменту испанского завоевания, прервавшего процесс развития ацтекской письменности, все эти системы существовали параллельно, их употребление не было упорядочено.
Ацтеки  были большими любителями словесности  и собирали библиотеки пиктографических книг (т.н. кодексов) с описаниями религиозных  обрядов и исторических событий  либо представляющих реестры сбора  дани. Бумага для кодексов изготовлялась  из коры. Подавляющая часть этих книг была уничтожена во время конкисты или сразу после нее. В целом  во всей Мезоамерике сохранилось не более двух десятков индейских кодексов. Некоторые ученые утверждают, что до наших дней не дошло ни одного ацтекского кодекса доиспанской эпохи, другие полагают, что таковых два – Бурбонский кодекс и Реестр податей. Как бы там ни было, но и после конкисты ацтекская письменная традиция не умерла и применялась для различных целей. Ацтекские писцы фиксировали наследственные титулы и владения, составляли донесения испанскому королю, а чаще описывали быт и верования соплеменников для испанских монахов, чтобы облегчить им задачу христианизации индейцев.
Европейцы получили первые сведения об ацтеках  в период конкисты, когда Эрнан Кортес послал пять писем-донесений испанскому королю о ходе завоевания Мексики. Примерно 40 лет спустя участник экспедиции Кортеса, солдат Берналь Диас дель Кастильо, составил Подлинную историю завоевания Новой Испании (Historia verdadera de la conquista de Nueva Espaa), где ярко и обстоятельно описал теночков и соседние народы. Информация о различных аспектах ацтекской культуры поступала в 16 и начале 17 вв. из хроник и этнографических описаний, созданных ацтекской знатью и испанскими монахами. Из сочинений такого рода наибольшую ценность представляет многотомная Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia general de las cosas de Nueva Espaa) монаха-францисканца Бернардино де Саагуна, содержащая самые разные сведения – от рассказов об ацтекских богах и правителей до описаний флоры и фауны.
Столицу ацтеков, Теночтитлан, конкистадоры разрушили до основания. Остатки древних сооружений не привлекали внимания, пока в 1790 при земляных работах не были обнаружены т.н. Камень Солнца и 17-тонное изваяние богини Коатликуэ. Археологический интерес к ацтекской культуре возник после того, как в 1900 был открыт угол главного храма, но широкомасштабные археологические раскопки храма были предприняты только в 1978–1982. Тогда археологам удалось обнажить семь отдельных сегментов храма и извлечь из сотни захоронений более 7000 предметов ацтекского искусства и обихода. Более поздние археологические раскопки выявили под мексиканской столицей еще ряд больших и малых древних сооружений.
На более  высоком уровне культуры находились инки, создавшие гигантскую империю в Южной Америке, которая также погибла под ударами испанских конкистадоров, искавших золотое Эльдорадо. Говоря о культуре «сы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.