На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Детско-родительские отношения в семье дошкольника

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

     Дошкольный  возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как  важный и ответственный период в  жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек  активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается  самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в  этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в  ней системы внутрисемейных, а  также детско-родительских отношений.
     Изучение  детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания  факторов, влияющих на становление  личности ребенка, так и для организации  психолого-педагогической практики. О  значимости данной проблемы свидетельствует  тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как  психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая  психология, не обошли вниманием эту  проблему, рассматривая взаимоотношения  родителей и ребенка как важный источник детского развития.
     Первые  экспериментальные исследования в  области детско-родительских отношений  были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании  детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений.
     В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо  указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической  службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей.
     Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений  объясняется значимостью роли взрослого для детского развития и в настоящий момент принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок – взрослый. 

     Глава 1. Детско-родительские отношения в семье  дошкольника 

     
      Психологическая характеристика личности дошкольника
 
     Согласно  работам российского учёного  Л.С. Выготского родившийся ребенок  не является личностью, но у него имеются  задатки к тому, чтобы стать  личностью. Личностью не рождаются, а становятся в процессе жизни. Это  происходит по мере того, как человек  овладевает самим собой, научается  управлять своим поведением, своими психическими процессами. Формирование личности начинается в младшем школьном возрасте, вся предыдущая жизнь ребенка, лишь подготовка к такому формированию.
     Так же и отечественный учёный А.Н. Леонтьев считал, что формирование личности это процесс, прямо не совпадающий  с процессом прижизненного, естественно  текущего изменения природных свойств  человека в ходе его приспособления к внешней среде.
     По  определению В.С. Мухиной личность — это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так  и в нравственном облике человека. Именно личность имеет сложившееся мировоззрение, которое она отстаивает во всех перипетиях жизни. В своих работах В.С. Мухина отмечает, когда малыш появляется на свет, родителям хочется, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. Малыш постепенно овладевает общими, свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими, это условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимо ребенку. Желание заслужить похвалу, родительское одобрение является одним из рычагов воспитания. Оценка поведения со стороны родителей и близких, один из важнейших источников чувств малыша. Похвала вызывает чувство гордости, постепенно начинает проявляться такое важное образование, как самоуважение. Притязание на признание — одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих общественным ожиданиям людей. Стремление к реализации притязаний развивает ребенка, делает его совершеннее.
     В своих работах А.А. Крылов говорит  о том, что личность рождается  постепенно и в развивающемся  ребенке появляются такие образования, которые позволяют назвать его личностью. К определяющим личность образованиям относятся: притязание на признание, осознание себя во времени, осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве. Малыш уже в 3 года имеет чувство собственного достоинства, он гордится своими достижениями и стремится в чем-то быть лучше. После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как к «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в нем уверенность, что ребенок обязательно научится тому, чего пока еще не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребенок. Лишение ребенка перспективы, обесценивание его личности в настоящем и в будущем не укрепляют его веры в свои возможности и не вызывают желания стать лучше. Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы подталкивает ребенка к исполнению родительских ожиданий.
     Изучая  труды А.В. Петровского, можно выделить два типа закономерностей возрастного  развития личности. Психологические  закономерности развития личности, источником которого выступает противоречие между  потребностью личности в персонализации (потребностью быть личностью) и объективной  заинтересованностью референтных  для него общностей принимать  лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям и условиям развития данных общностей.
       Закономерности развития личности  как в результате вхождения  в новые для нее группы, которые  становятся для индивида референтными, выступая в качестве институтов  его социализации (семья, детский  сад, школа, трудовой коллектив  и т. д.), так и вследствие  изменения его социальной позиции  внутри относительно стабильной  группы.
     По  утверждению А.В. Петровского переход  на следующую возрастную стадию не является спонтанным, он детерминирован особенностями развития общества, что  стимулирует формирование у ребенка  соответствующей мотивации. Развитие личности связано с ее самоопределением, с типом и способом разрешения противоречий с социальной действительностью, собственной жизнью, окружающими людьми.
     Дошкольный  возраст, как отмечает А.А. Крылов, является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот период жизни является чрезвычайно  важным с точки зрения генеза и  формирования социальных форм психики  и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствуют о преимущественной ориентацией его на социальное окружение. К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. Таким образом, в общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение, прежде всего для формирования у него личностных свойств.
     При этом важны социально значимые эталоны  поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Особое значение в  качестве эталонов поведения для  дошкольника имеют персонажи  сказок, где в конкретной, образной, доступной ему форме акцентируются  положительные и отрицательные  черты характера, что облегчает  первоначальную ориентацию ребенка  в сложной структуре личностных свойств человека. Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им нравственных критериев, регулирующих его поведение. Этот процесс управляется взрослыми, которые способствуют отбору и тренировке социально значимых свойств. Самостоятельность  ребенка начинает проявляться в  том случае, когда он применяет  к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание.
     Дети  принимают и усваивают оценки того родителя, который для них  является значимым лицом и носителем  эталонов поведения. К 5 годам у детей  возникает определенная позиция  в группе, происходит их дифференциация по социометрическому статусу. При  этом предпочтения, которые ребенок  оказывает своим сверстникам  в игровой деятельности, на занятиях, при выполнении трудовых поручений, отличаются относительной стабильностью. Избирательность выбора связана  с формированием в дошкольном возрасте мотивационной сферы, разнообразных  личностных свойств. Главным мотивом, побуждающим детей объединяться, является удовлетворение процессом игрового общения. На втором месте находится ориентация на положительные качества выбираемого, которые проявляются в общении (веселый, добрый, честный и т.п.). Позже у детей 6-7 лет в качестве мотива выбора партнера выступают также его способности к какой-либо конкретной деятельности. Ориентация на личностные особенности, которые формируются вне непосредственного игрового общения, на различных занятиях, в общении со взрослыми (трудолюбие, послушание, способности к рисованию, пению), свидетельствует о разных источниках формирования мотивов, определяющих взаимоотношения в детских группах.
     В психологии мотивом называют побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением  потребности субъекта. Это осознанная или неосознанная внутренняя причина, лежащая в основе выбора человеком  конкретных действий и поступков. Мотивы человека различаются по степени  осознанности, динамичности, содержанию. Так, в основе даже одной и той  же деятельности, более того - действия могут лежать разные по содержанию мотивы.
     Мотивационная сфера ребенка активно развивается в дошкольные годы. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и, совершая тот или иной поступок, не отдает себе ясного отчета, зачем и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника более осознанны. На протяжении дошкольного возраста у ребенка появляются такие мотивы, каких не было в раннем детстве. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, детском саду. Это делает ребенка, особенно к концу дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов. Мотивом деятельности дошкольников нередко выступают и стремление завоевать "благосклонность", симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе, и самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить). Поведение детей нередко определяется и познавательными, созидательными, нравственными мотивами (особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
     Наряду  с возникновением новых мотивов  деятельности, в дошкольном возрасте наблюдается еще одно важное новообразование  в мотивационной сфере – соподчинение мотивов. Одни мотивы могут преобладать  над другими. И то, какие именно мотивы будут выступать в качестве главных, определит направленность всего поведения ребенка. Конечно, к концу дошкольного возраста этот стержень только-только складывается, но определенную направленность поведению  ребенка он уже придает. Она может  быть разной – от крайне эгоистичной  до высоконравственной, конечно, в пределах возможностей данного возраста.
       Эмоциональная сфера человека  развивается, изменяется на протяжении  всей его жизни. Раннее и  дошкольное детство, особый в  этом отношении период. Это время,  когда эмоции господствуют над  всеми другими сторонами жизни  ребенка, когда он находится  как бы в их плену. Дети  существенно различаются своей  эмоциональной сферой. Прежде всего,  эмоциональной впечатлительностью (что во многом связано с темпераментом) и устойчивостью.
     На  протяжении дошкольного возраста увеличивается  устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и  обобщенными. Возрастает умение ребенка  контролировать свои эмоциональные  реакции. Появляются новые, высшие чувства (нравственные, эстетические, познавательные). Ребенок оказывается способным  проявить не только симпатию (антипатию), элементарное сочувствие, но и эмпатию, нежность, любовь к близким, чувство гордости и стыда.
     Чем гордится ребенок, чего он стыдится –  решающую роль в этом играют окружающие и в первую очередь – родители, воспитатели, их отношение к ребенку, оценка его достижений. Дошкольник не безразличен к прекрасному  и безобразному, он способен откликнуться на музыку, художественную картину, поэзию, на прекрасное в природе, проявить чувство  юмора. В дошкольный период развиваются  и познавательные чувства, ребенок  проявляет не только любопытство, но и любознательность, стремление утвердиться  в истине. Чувства к концу дошкольного  возраста нередко становятся мотивом  поведения ребенка. Постепенно происходит и интеллектуализация детских чувств. Развивается способность к эмоциональному предвосхищению. Видоизменяются и формы  выражения чувств.
     К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия – ребенок способен поставить  цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Воля становится компонентом психологической  готовности к школе. Но все компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. И взрослым следует это  учитывать, соблюдая постепенность  в повышении требований к детям, опираясь на его возможности, интересы, потребности. 
 

     1.2. Детско-родительские  отношения в семье 

     Семейная  среда — это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в  которых живет семья, стиля воспитания и т.п. Структура отношений, с которой ребенок впервые сталкивается в своем опыте, – это структура семьи, где ребенок занимает определенное место. Позиции во внутрисемейной структуре находятся в отношении дополнительности, у каждой позиции есть своя особая функция, а в новой, незнакомой ситуации ребёнок, производит процедуру переноса или замещения.
     Теоретически  это положение подтверждается идеей  Д.Б. Эльконина о том, что замещение  впервые возникает при необходимости  дополнить привычную ситуацию недостающим  в данный момент объектом. На фоне выраженной привязанности и любви к матери одновременно происходит и процесс  отождествления себя с родителями того же пола. Поскольку родители состоят  друг с другом в ролевых отношениях мужа и жены, то понимание этого  создает у ребенка потребность  в подражании.
     Педагоги  и психологи рассматривают благополучие ребенка в семье, как одну из важнейших  функций семьи – создание условий  для воспитания здоровой личности. Для этого необходимо учитывать, что ребенок сам осмысливает  семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье  и к себе самому. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного  мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.
     Функция социализации по-прежнему сохраняет  свое исключительное значение. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп. Если бы даже система образования была совершенной, она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье.
      . Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями
 
     Родители  являются эталоном, по которому дети сверяют  и строят свое поведение. В силу малого жизненного опыта они не в состоянии  соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной  реальностью. Строгость отца или  матери, если она последовательна  и чувствительна для малыша, способна подавить агрессивные импульсы в  присутствии родителей, но вне дома он будет вести себя более агрессивно.
     Активной  стороной в построении детско-родительского  взаимодействия является взрослый человек  — родитель. Он целенаправленно  организует взаимодействие, направляет его, подчиняя конкретной цели. Важной характеристикой при этом становится то, на что ориентируется родитель, какие условия принимает во внимание при построении взаимодействия. Наблюдаются  существенные различия в их содержании. При построении взаимодействия можно  ориентироваться на собственное  состояние, культурные нормы и требования, состояние партнера. В данном случае специалистов больше всего интересует, насколько родитель ориентируется  на состояние ребенка, насколько  учитывает его, что является показателем  ценностного отношения к ребенку.
     Авторитетные  родители — инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.
     Дети  таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально  приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.
     Авторитарные  родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль над поведением ребенка — основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко — физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.
     Однако  жесткий контроль редко дает положительный  результат. У детей при таком  воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства  вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают  контакты со сверстниками из-за своей  постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого  — несчастны.
     Снисходительные родители - часто импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Обычно в таких случаях родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.
     При недоброжелательном отношении к  себе ребенок ищет любые признания, понимания. Не находя этого, он проявляет  агрессию. При чрезмерных требованиях, предъявляемых ребенку, он ищет возможность  делать запретное «исподтишка», а  при проявлении сверхзаботы осознает, что не может самоутвердиться. И  при чрезмерно высоких требованиях, и при чрезмерной любви окружающих ребенка не покидает не только чувство  тревожности, страха, но и чувство  вины.
     В старшем дошкольном возрасте происходит переход от эмоционального непосредственного  отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. В общении  со взрослыми ребенок часто усваивает  нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять  их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение, прежде всего для формирования у него личностных свойств. Личность складывается в процессе реального  взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и  путем усвоения им нравственных критериев, регулирующих его поведение. Этот процесс  управляется взрослыми, которые  способствуют отбору и тренировке социально  значимых свойств. Самостоятельность  ребенка начинает проявляться в  том случае, когда он применяет  к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание.
       Адекватность оценочных суждений  ребенка определяется постоянной  оценочной деятельностью родителей,  а также воспитателей в связи  с выполнением правил поведения  детей в группе, в различных  видах деятельности (игры, дежурство,  занятия). Следует заметить, что влияние  оценок родителей на самооценку  дошкольника зависит от понимания  ребенком компетентности матери  и отца и стиля воспитания, от характера взаимоотношений  в семье. Дети принимают и  усваивают оценки того родителя, который для них является значимым  лицом и носителем эталонов  поведения.
     Старший дошкольник по-прежнему нуждается в  поощрении и одобрении родителей, его уже гораздо больше волнует  оценка не конкретных умений, а его  личности в целом. В 6-7 лет ребёнку  важно понять сущность требований взрослого  и утвердиться в своей правоте. Поэтому дети старшего дошкольного  возраста хотят разговаривать не только на познавательные темы, но и  на личностные, касающиеся жизни людей. К 7 годам мнение окружающих взрослых непосредственно определяют самоотношение  ребёнка. Знания о себе и своей  состоятельности дошкольник получает через оценки окружающих в том  же качеств.
     Изучение  внутрисемейных отношений показывает, что под влиянием эмоционального опыта общения с родителями и  их оценочных воздействий переживания  детей приобретают разную эмоциональную  направленность. Так, например, в семьях, где ребенка за каждую провинность  строго наказывают или родители ведут  себя непоследовательно - то ругают, то не обращают внимания, то вступают в  спор, заступаясь за ребенка, наблюдаются, ярко отрицательные проявления личности.
     А.С. Спиваковская подчеркивает, что абсолютного  идеала, нормы в воспитательной деятельности не существует: отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы, однако можно сформулировать основные «правила», которым родителям необходимо следовать — это любовь и независимость.
     Глава 2. Исследование социально-психологических проблем формирования личности ребёнка в семье.
     В статье Белоуса О. В.(«Семейная психология и семейная терапия» №2, 2008.) рассматривается  проблема влияния родительских отношений  на характер социализации ребёнка и содержание усваиваемого специфического субъектного опыта. Подчёркивается активное участие родителей в социализации ребёнка.
     Автор обращает внимание на то, что основное влияние на развитие личности человека имеет семья – родители и родственники. Дети,  лишённые возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких людей, серьёзно обеднены и обездолены судьбой.
     Благодаря своим особенностям семья создаёт  своим членам такие условия для  эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые  помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство  его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку  другим людям.
     Семья для ребёнка – это место  рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определённый морально-психологический климат, для ребёнка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
     Далее автор рассматривает проблему отсутствия материнской заботы как в виде изоляции и сепарации от матери, так и в виде скрытой депривации, когда ребёнок живёт в семье, но мать не осуществляет адекватного ухода за ним (грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично). Что сказывается в виде нарушений психического развития ребёнка, задержки моторного, интеллектуального и эмоционального развития. Нередко эти негативные последствия необратимы. Дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, без материнской заботы и ласки, вырастают эмоционально обеднёнными, уплощёнными. Е. Т. Соколова считает, что последствием материнской депривации может быть развитие личности, для которой характерны повышенная тревожность, неуверенность, жажда любви и навязчивый страх потери объекта привязанности.
     Но  не только депривация или отсутствие семьи нарушает и изменяет ход  нормального психического созревания ребёнка. Разные стили воспитания и  обращения с ребёнком в семье  так же влияют на формирование индивидуально-личностных особенностей ребёнка и его поведения.
     В статье автор опирается на исследования некоторых учёных. Так, один из основоположников отечественной психиатрии И. М. Балинский  считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в семье  является немаловажной причиной развития у них душевного болезненного состояния; чрезмерно снисходительное  отношение – причиной переходящей  через край эмоциональности у  детей; предъявление чрезмерных требований – причиной душевной слабости ребёнка. И. А. Сикорский пришёл к выводам, что жестокое воспитание способствует возникновению у ребёнка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера у детей; пренебрежение воспитанием ведёт к трудностям в воспитательном отношении вообще.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.