На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Сущность и роль труда в обществе. Трудовые ресурсы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контролируемая самостоятельная работа 
на тему:  "Сущность и роль труда в обществе. Трудовые ресурсы." 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
 
 
 
 

   МИНСК, 2010 г. 

 


   Содержание
   Сущность  и роль труда в обществе. Трудовые ресурсы.
    Содержание, понятие, сущность экономической категории труда.
    Роль труда в развитии человека и общества.
    Понятие содержания характера труда и функций.
    Понятие и структура трудовых ресурсов.
    Понятие персонала и трудового потенциала.
 


Сущность  и роль труда в  обществе. Трудовые ресурсы.

 
    Содержание, понятие, сущность экономической  категории труда.
   ПОНЯТИЕ 

   По  Марксу:
   «труд есть прежде всего процесс, совершающейся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силе и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» 

   Экономикс Макконелла и Брю:
   «труд - физические и умственные способности (усилия) людей, которые могут быть употреблены на производство товаров  и услуг» 

   Википедия:
   «труд - целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый - физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый - умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества» 

   СОДЕРЖАНИЕ  И СУЩНОСТЬ 

   Содержание  – это то, что отличает изучаемый  предмет от остальных.
   Сущность  – это всё то, что остается в изучаемом предмете неизменным не смотря на внешние перемены, условия, отношения и т.д.
   Содержание  и сущность экономической категории  «труд» взаимосвязаны, переплетаются  и поэтому их тяжело раскрыть в  отдельности друг от друга.
   В производстве необходимых средств  существования люди воздействуют на природу. Производство поэтому есть отношение людей к природе. Однако воздействуя на природу, они оказывают соответствующее воздействие друг на друга, вступая в определенное отношения. Те отношения, которые обусловлены требованиями хозяйственной практики принято называть производственными, то есть экономическими отношениями, именно эти отношения изучает экономическая теория. В центре любого производственного процесса стоит труд. Само производство можно характеризовать как систему трудовых процессов, необходимых для изготовления данного рода материальных благ или услуг, предоставленных отдельными лицами или организациям.
   Кроме того, даже самый примитивный труд первобытного человека всегда протекал при поддержке, взаимодействии с  другими людьми. Поэтому уже в  этом скрывалось общественное содержание трудовой деятельности. Все это говорит  о том, что процесс труда и  сам труд является экономической  категорией, т.е. в нем всегда присутствует элемент экономических, производственных отношений. Человек является социальным существом благодаря тому, что  труд делает его органически спаянным в отношении с другими людьми не только настоящего, но и прошлого (когда опыт предшественников взят на вооружение) и будущего, когда  его результаты труда будут служить  в будущем и т.д. и т.п.
   В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью  созданных им орудий труда преобразует  предмет труда в необходимый  ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем  развития орудий, целью и способом его осуществления. В цели продукт  труда существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего субъекта, однако главным  критерием развитости труда являются орудия труда. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения труда.
   При анализе содержания труда учитывается, что в процессе труда осуществляются следующие функции:
       -     логическая, связанная с определением цели и подготовкой системы необходимых трудовых операций;
       -      исполнительская — приведение средств труда в действие различными способами в зависимости от состояния производительных сил и непосредственное воздействие на предметы труда;
       -      регистрации и контроля — наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы;
       -      регулирования — корректировка, уточнение заданной программы.           
     Факторами, изменяющими содержание труда, служат развитие средств производства, научно-технический прогресс, преобразование техники и технологии производства.
 


    Роль  труда в развитии человека и общества.
   Труд  - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.
   Любой процесс труда предполагает наличие  предмета труда, средства труда и  самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых  человеку свойств.
   Предметы  труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.
   Средства  труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.
   Характер  труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника.
   К показателям характера труда относится форма собственности, отношение работников к средствам производства и своему труду, распределительные отношения, степень социальных различий в процессе труда и др.
   Содержание  труда выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности.
   Разный  по содержанию труд требует от работников неодинакового уровня профессиональных знаний, разной степени участия в  управлении производственным процессом, различного уровня общей культуры, отражается на структуре его потребностей. В зависимости от различий в содержании труд классифицируется на:
    творческий и репродуктивный (стереотипный),
    физический и умственный,
    простой и сложный,
    исполнительный и организаторский (управленческий),
    самоорганизованный и регламентированный.
   Отношение к труду характеризуется стремлением (или отсутствием стремления) человека максимально проявлять свои физические и духовные силы, использовать свой опыт и знание, способности достижения определенных количественных и качественных результатов труда.
   Объективные факторы выступают стимулами, внешними побудителями к трудовой деятельности, равнодействующими по отношению к любым видам труда и любым типам личности; субъективные - мотивами, внутренними побудителями конкретной личности.
   Объективные факторы бывают общие и специфические.
   К общим относятся социально-экономические и иные социальные условия трудовой деятельности. Например, характер производительных сил.
   Специфические факторы - это обстоятельства и условия конкретной трудовой деятельности: содержание труда, его производственные условия, организация и оплата, социально-психологический климат коллектива, система семейного и школьного воспитания, средства массовой информации и пропаганды, самостоятельность деятельности и степень участия в управлении.
   Оценка  труда - внутреннее состояние работника, вызванное его трудовой деятельностью, его удовлетворенностью окружающей производственной обстановкой (условиями, оплатой и нормированием труда, его содержанием).
   Роль  труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные  для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют  и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение  в рождении новых идей, появлении  прогрессивных технологий, более  совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
   Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение  рынка товарами, услугами, культурными  ценностями, с другой - процесс производства, появление новых потребностей и  их последующее удовлетворение.
   Развитие  и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве  населения, повышении его материального  и культурного уровня.
   Трудовое  поведение - внешнее, мотивация и оценка - внутреннее проявление отношения к труду. Трудовое поведение работника характеризуется его социальной активностью.
   Социальная  активность - мера социальной преобразующей деятельности работников, основанной на осознании внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями. Она появляется в социальной деятельности, и соответственно трем ее формам различаются три основных вида социальной активности: трудовая, общественно-политическая и познавательно-творческая.
   Трудовая  активность - основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в вовлечении работника в общественное производство и постоянном росте производительности труда, степени реализации им своих физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности.
   Познавательно - творческая активность проявляется в повышении общеобразовательного и квалификационного уровня, формировании личности пытливой, ищущей, утверждающей творческое начало во всех сферах жизни общества.
   Социальное  творчество - наиболее зрелая форма социальной активности, высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности.
   Определяющей в формировании отношения к труду выступает мотивация. Трудовое поведение - результативный процесс, производная мотивации. Мотивация выражается в трудовых мотивах и установках, которыми руководствуется работник в своем трудовом поведении.
   Объективные характеристики труда, хотя и являются внешними по отношению к человеку, но они воздействуют на человека и оцениваются им. У человека складывается определенная внутренняя позиция по отношению к труду как типу деятельности.
   К объективным, в которых воплощается отношение к труду, относятся:
    выполнение производственных заданий,
    качество работы,
    инициативность,
    самостоятельность, участие в рационализаторстве и изобретательстве,
    дисциплинированность.
   Наиболее  важным из субъективных показателей является показатель удовлетворенности трудом, который отражает степень соответствия труда тем требованиям, которые работник к ним предъявляет. Удовлетворенность трудом формируется под воздействием реально сложившейся производственной ситуации, установок и мотивов деятельности работника.
   Труд  – это умственная и физическая деятельность человека. Он облагораживает человека, развивает его интеллект, изобретательность, физическую силу, выносливость, позволяя внести вклад в развитие общества и лепту в страничку  истории эволюции человека. Каждый раз кто-то обязательно что-нибудь придумает и попытается внедрить это в обиход, что в последствие  окажется неотъемлемой обыденностью в  быту…Каждый человек уникален, у каждого свои способности! Но, человек должен осознать это, занять свою нишу в жизни, понять, что он может сделать, чтобы помочь, себе, обществу и близким. Необходимо с раннего детства стимулировать у ребенка чувство необходимости в труде, дать возможности ему раскрыть свои таланты. Ведь многие дети уже с детства определяют свою профессию в будущем и стараются успешно реализовать себя в ней. Сегодня, в нынешний век компьютеризации, растет молодое поколение уже с совершенно иными взглядами на жизнь, труд. Возможно, в будущем они повернут развитие общества и труда в иное русло, появятся новые специальности, возможности. И все это зависит от потребностей и желания. Люди разные, и желания трудиться, нельзя равнять на всех одинаково. Главное - как я уже упоминала, чтобы человек сам осознал, что без труда – он не человек, и что он ничего  просто так не получит. Ведь образованность, или душевную красоту не украдешь, ее надо воспитывать в себе, это характеризует человека как личность, благодаря этому он реализует себя и свой трудовой потенциал. Труд – самое главное в жизни человека и людей в обществе, и, несмотря на всеобще постигающую нас лень мы все равно обязаны реализовать себя! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
    Понятие содержания характера  труда и функций.
 
   Категория – это группа явлений, понятий, объединенных общностью каких-либо признаков. Среди категорий труда выделяют такие, как содержание, характер, формы трудовой деятельности (формы организации труда) и др.
   Содержание  труда -  это совокупность его элементов, которые определяется профессиональной принадлежностью работ, их составом, сложностью и последовательностью выполнения.
   Классификация в зависимости  от содержания труда:
    От сферы материального производства, услуг, науки, культуры и искусства и др
    Отдельной отрасли материального и нематериального производства, например: труд в машиностроении, легкой и пищевой промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте и т.д.
    Вида деятельности, например: труд предпринимателя, администратора, руководителя, специалиста, служащего, ученого, работника, фермера и т.п.
    Профессии и специальности
   Содержание  труда, в частности: инженера-технолога, слесаря-сборщика, комбайнера, художника, музыканта, продавца, научного работника, бухгалтера и т.д., - может быть обозначено путем описания отличительных особенностей каждого вида деятельности.
   Характер  труда – это качественные особенности труда, которые по каким-то особым признакам выделяют тот или иной его вид в особую группу независимо от содержания труда. Именно то, что формирует специфические характеристики труда, и определяет его характер. Труд одного характера может быть присущ труду работников разных специальностей, разных видов и сфер деятельности, т.е. труду разного содержания, а труд одного содержания может иметь разных характер.
   Характер  труда – особенность труда, отражающая отношение трудящихся к средствам производства и некоторые другие связи, характеризующие труд в той или иной общественно-экономической формации.
   Функции труда:
    Участие в производстве благ, направленных на удовлетворение потребностей человека
    Формирование общественного богатства и развитие общества
    Развитие всего человеческого сообщества, общественного прогресса, науки и культуры
    Формирование самого человека
    Способ самовыражения личности.
 
   Характер  труда находит своё выражение  в разновидностях труда. Таких разновидностей большое количество. Рассматривать  их целесообразно на основе тех или  иных группировочных признаков.
   По  отношению к свободе выбора труд может быть свободным и подневольным (принудительным).
   По  предназначенности результатов  труд подразделяется на личный и общественный. Личный труд – это труд только на себя и свою семью, без намерения передачи его результатов за пределы семьи для других людей. Общественный труд – труд на производстве и в сфере услуг. Продукция труда в сфере производства предназначена для обмена, она служит удовлетворению общественных потребностей.
   По  степени самостоятельности в  реализации занятости труд может  быть наемным, предпринимательским  или на основе так называемой самозанятости. Наемный труд – это труд по найму на основе трудового договора с работодателем. Предпринимательский труд – это труд организатора деятельности предприятия.
   По  способу планирования и учета  труд подразделяется на индивидуальный и групповой (коллективный). Индивидуальный труд – это труд, основанный на получении работником персонального задания, при индивидуальном учете индивидуально начисляемой оплате труда. Групповой (коллективный) труд основывается на участии в выполнении какой-либо работы группы людей, для которых установлено общее задание, учет выполненной работы и оплаты труда осуществляются по итогам работы этой группы в целом.
   В зависимости от числа участников трудового процесса труд может быть единоличным и совместным (массовым). Единоличный труд – это труд, который выполняется человеком самостоятельно, в одиночку. Совместным (массовым) трудом будет труд, выполняемый в рамках предприятия, имеющего несколько работников.
   По квалификационному уровню:
    Простой
    Сложный
 
   По  степени разнообразия выполняемых  действий:
    Содержательный
    Малосодержательный (монотонный)
 
   По преобладанию психофизиологических нагрузок:
    Умственный труд
    Физический труд.
 
   По  степени участия интеллекта и  наличия (отсутствия) новаций:
    Творческий
    Рутинный
 
   По внешнему проявлению деятельности:
    Видимый труд.
    Невидимый труд.
 
   По  степени самооценки и уровню общественного  признания:
    Престижный.
    Непристижный.
 
   По  величине испытываемых человеком физических нагрузок:
    Лёгкий
    Нормальной тяжести
    Тяжёлый
    Особо тяжёлый
 
   По  наличию или отсутствию вредного влияния на здоровье работника:
    Нормальные условия.
    Вредные условия.
    Особо вредные условия.
 
   По продолжительности протекания:
    Длительный.
    Краткосрочный.
 
   По демографическим параметрам:
    Мужской.
    Женский.
    Детский.
 
   По степени универсальности:
    Универсальный.
    Специализированный.
    Узкоспециализированный.
 
   Роль труда:
   
 

    Понятие и структура трудовых ресурсов.
 
   Состояние и развитие общества в значительной степени определяется количеством  и составом его населения. Под  населением понимается совокупность людей, живущих на определенной территории – в муниципальном образовании района, города, региона, страны.
   Частью  населения и фактором экономического развития общества являются человеческие ресурсы, но данный термин используется, как правило, за рубежом. В РБ оперируют  категориями «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал общества». Трудовые ресурсы – это одна из форм выражения понятия «человеческие ресурсы».
   Термин  «трудовые ресурсы» впервые применил академик С.Г. Струмилин в 20-е годы ХХ столетия. В 1954 году Международная конференция статистиков труда утвердила определение «общие трудовые ресурсы», включившие «собственно трудовые ресурсы» и «военнослужащих».
   Трудовые  ресурсы в сегодняшнем  понимании – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.
   В структуре трудовых ресурсов с позиции  их участия в общественном производстве выделяют две части:
    активную (функционирующую)
    пассивную (потенциальную). 
   Трудоспособный (рабочий) возраст  – это период, в течение которого человек способен трудиться без ущерба для своего здоровья.
   К трудовым ресурсам относятся:
   1) Население в трудоспособном возрасте, за исключением неработающих  инвалидов I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях.
   2) Население моложе и старше  трудоспособного возраста, занятое  в народном хозяйстве.
   Физические  и интеллектуальные возможности  населения зависят, как известно, от возраста. В ранний и зрелый период жизни они формируются и умножаются, а к старости утрачиваются.
   С учетом социально-экономических условий  страны и физиологических особенностей мужского и женского организма в  каждом государстве устанавливаются  законодательными актами возрастные границы  трудоспособного (рабочего) возраста. Исторически эти границы менялись по социальным и экономическим мотивам.
   С точки зрения отношения к трудовой деятельности все население условно  подразделяют на три группы:
    дотрудоспособный – это период получения общего профессионального образования;
      0 – 15 лет
    трудоспособный;
      для женщин : 16 – 54 лет
      для мужчин  : 16 – 59 лет
    послетрудоспособный (пенсионный возраст).
      для женщин : 55 лет
      для мужчин  : 60 лет
   Трудоспособное  население - совокупность лиц, преимущественно в рабочем возрасте, способным по своим психофизическим данным к участию в трудовой деятельности.
   Различают:    1) общую трудоспособность
                2) профессиональную трудоспособность
   Общая трудоспособность - наличие у человека физических, психофизических, возрастных данных, определяющих способность к труду.
   Профессиональная  трудоспособность - способность к конкретному виду труда, приобретаемая в ходе  специального обучения.
   Понятие трудовых ресурсов используется для  характеристики трудоспособного населения  в масштабах всей страны, региона, отрасли экономики, либо в рамках какой-либо профессиональной группы. 

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦА
1. Занятость населения 

   Важнейшим фактором экономического роста и развития являются человеческие ресурсы – работники с профессиональными навыками и знаниями.
   В  январе-августе 2010  г.  в  экономике  республики  было  занято 4644,51 тыс.  человек,  что  на 0,1%  больше,  чем  в  январе-августе 2009  г.  В  общей численности  населения,  занятого  в экономике, 3467,2  тыс.  человек,  или 74,7% составляли  работники  организаций (кроме  субъектов  малого предпринимательства негосударственной  формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по  гражданско-правовым договорам для  работы в этих организациях привлекалось 143,7 тыс. человек. 
   В  январе-августе  текущего  года 139,4  тыс.  работников  организаций (4%  среднемесячной  численности)  работали  в  режиме  вынужденной  неполной занятости (в  январе-августе 2009  г. – 8,5%). В  августе 2010  г.  по  сравнению  с июлем 2010 г.  численность  работников,  переведенных  на  работу  с  неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась в 1,4 раза и составила 11,4 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска  по инициативе нанимателя, уменьшилась  в 1,2 раза и  составила 7,8  тыс. человек. Отпуска без сохранения  заработной  платы  в  августе 2010  г.  были  предоставлены  по инициативе  нанимателя 5,1  тыс.  человек,  или 64,8%  от  общей  численности работников, имевших  вынужденные отпуска.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.