На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принципы налогового контроля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский государственный  университет путей сообщения  
 
 
 
 

                            
                           Курсовая работа
На тему: «принципы налогового контроля» 
 

     
 
 
 
 
 

                                                                    Выполнила: студентка Штанько Я.С. гр.320
                                                           Проверил: док.юр.наук,профессор Землин  А.И. 
 
 
 

                          Москва 2011 

                                     Содержание
 Введение………………………………………………………………………3
    Глава «Налоговый контроль»…………………………………………5
         1.1.Понятие налогового контроля……………………………………..5 
         1.2.Классификация налогового контроля……………………………12
         1.3.Субъекты налогового контроля…………………………………..14
    Глава «Принципы налогового контроля»…………………………..17
    2.1.Общая характеристика принципов налогового контроля……..17
    2.2.Классификация принципов………………………………………19
  Заключение………………………………………………………………….41
  Список литературы…………………………………………………………47  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
Ежедневно гражданам  и юридическим лицам приходится сталкиваться с различными сторонами  исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной исполнительной власти и их должностных лиц, основным "содержанием которой является непосредственная, повседневная организация  выполнения внутренних и внешних  функций государства, стоящих перед  ним задач"1 . Отличительной чертой данной деятельности является то, что органы государственного управления обладают властью в отношении граждан и организаций, однако применение принуждения для них является подчиненной задачей. Основное – это позитивная, организующая деятельность. Ее содержание многообразно и имеет сложную структуру.
Одной из основополагающих категорий налогового права является категория
“налогового контроля”, определяющая основу государственного управления в сфере налогообложения. Система налогового контроля начала активно
формироваться с начала 90-х гг. и продолжает развиваться  и в настоящее время. При современном уровне правового регулирования налоговый контроль является сформировавшимся самостоятельным правовым институтом. Важное значение в правовом регулировании налогового контроля играет соблюдение определенного баланса интересов государства по формированию своей финансовой основы, с одной стороны, и интересов “обязанных” лиц (налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, банков и др.) по защите от неправомерного вмешательства в их хозяйственную деятельность – с другой стороны. Понятие "налоговый контроль" ранее не являлось объектом активного анализа в экономической и правовой литературе, и нашло развернутое практическое применение только в Налоговом Кодексе Российской Федерации, часть I. 
Касаясь в данной курсовой работе темы налогового контроля, хотелось бы обозначить понятие «контроль», как таковое, а также подчеркнуть его принадлежность к финансовому контролю.
Согласно общей  теории права, любой контроль (франц. «controle» – «проверка») – это  процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий  из трех основных элементов:
   - установление  стандартов деятельности системы,  подлежащих проверке;
   - измерение  достигнутых результатов с ожидаемыми  результатами;
   - корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.  

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налогового контроля и принципов. Для более подробного достижения цели необходимо обозначить следующие задачи:
   - определить  понятие налогового контроля;
   - обозначить  и раскрыть основные принципы  налогового контроля;
   - определить  понятие принципов налогового  контроля;
   - раскрыть  субъекты налогового контроля; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава «НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ»
    1.1.Понятие налогового контроля
    Статья 82. Общие положения о налоговом  контроле
(в ред.  Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
2
    1. Налоговым контролем признается  деятельность уполномоченных органов  по контролю за соблюдением  налогоплательщиками, налоговыми  агентами и плательщиками сборов  законодательства о налогах и  сборах в порядке, установленном  настоящим Кодексом.
(абзац введен  Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
    Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством  налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений  и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим  Кодексом.
(в ред. Федеральных  законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
    Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе  продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.
(абзац введен  Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
    2. Утратил силу. - Федеральный закон  от 29.06.2004 N 58-ФЗ.
    3. Налоговые органы, таможенные органы  и органы внутренних дел в  порядке, определяемом по соглашению  между ними, информируют друг  друга об имеющихся у них  материалах о нарушениях законодательства  о налогах и сборах и налоговых  преступлениях, о принятых мерах  по их пресечению,
    о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют 3обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
(п. 3 введен Федеральным  законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ, в ред.  Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
    4. При осуществлении налогового  контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение  информации о налогоплательщике  (плательщике сбора, налоговом  агенте), полученной в нарушение  положений Конституции Российской  Федерации, настоящего Кодекса,  федеральных законов, а также  в нарушение принципа сохранности  информации, составляющей профессиональную  тайну иных лиц, в частности  адвокатскую тайну, аудиторскую  тайну.
(п. 4 введен Федеральным  законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
  Что касается непосредственно понятия налогового контроля, то в современной научной  литературе существует множество его  трактовок. Так, для сравнения следует  привести ряд наиболее часто встречающихся  определений, даваемых этому виду контрольной  деятельности российскими учеными. 
  Е. В. Поролло  подходит к характеристике налогового контроля с двух точек зрения: “Сущность  налогового контроля можно рассматривать  с двух позиций: во-первых, как функцию  или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве что позволяет представить налоговый  контроль в виде классической кибернетической  системы, сочетающих в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование”
  4А.В. Брызгалин считает, что “налоговый контроль—это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомств) государственный контроль.
  “Налоговый  контроль можно определить как установленную  законодательством совокупность приемов  и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающую соблюдение субъектами налогового права налогового законодательства и правильность исчисления, полноту  и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд” 
Е.Ю.Грачева и  Э. Д. Соколова делают акцент на деятельности уполномоченных органов: «налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд»
Аналогичного  мнения придерживается О. А. Макарова, понимая под налоговым контролем  «деятельность должностных лиц  налоговых органов в пределах своей компетенции и формах, предусмотренных  Налоговым кодексом, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов  и сборов, а также выявления  и устранения налоговых правонарушений и причин, их порождающих, соблюдения законодательства о налогах и  сборах»
5Говоря о налоговом контроле, необходимо выделить основные его направления:
-учет организаций  и физических лиц;                                                                                  -налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов;                   -налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения;                                                                                               -налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот;                     -налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами;                                                                                  -налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;                                                                                                                              -налоговый контроль за своевременностью перечисления налоговых платежей;                                                                                                                   -налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм косвенных налогов из бюджета.
  Таким образом, налоговый контроль занимает весьма значительное место в системе  государственного финансового контроля, поскольку посредством осуществления  контрольных функций государственными налоговыми органами обеспечивается не только соблюдение налогового законодательства, но и непосредственное привлечение  финансовых ресурсов в государственный  бюджет. Здесь очевидна большая роль налогового контроля в обеспечении  исполнения бюджета государства  по доходам, поскольку 80-90% бюджетных  доходов страны базируется на налоговых  поступлениях. Без эффективной работы налоговых органов в области  контроля невозможно выполнение государством своих непосредственных функций.
  Одним из важнейших  условий  стабилизации  финансовой  системы  любого государства, в том числе и  российского,  является  обеспечение  устойчивого сборов налогов.
Устойчивое  соблюдение этих условий  предопределяется  единой  системой контроля над правовыми нормами налогового  законодательства,  правильностью исчисления,  полнотой  и  современностью  поступления  налогов  в  бюджетную систему РФ и платежей в  государственные  внебюджетные  фонды.  Контроль  за соблюдением   налогового   законодательства   в   России   осуществляет в соответствии с законом «О государственной налоговой службе РФ» от  21  марта 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными  законами  РФ  от  24  июня 1992 г., от  2  июля  1992  г.  и от  25  февраля 1993  г.
Государственная налоговая служба РФ и ее органы на местах.
Государственная налоговая служба РФ относится  к  центральным  органам
федеральной  исполнительной   власти.   Она   руководит   налоговой   сферой  управления и является  межотраслевым  (функциональным)  органом  управления, наделена властными  полномочиями  и  осуществляет  контроль  за  соблюдением налогового законодательства. Посредством контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременность и эффективность выполняемого задания, а  также  законность операций и действий, осуществленных  должностными  лицами  при  выполнении задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности  и  устранения допущенных  нарушений  и  недостатков  в  работе,  включая  привлечение к ответственности соответствующих должностных  лиц за нарушение законности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий. 
 
 
 

6По срокам выполнения контроль принято подразделять  на  оперативный 
 и периодический.
       Оперативный  контроль - представляет   собой   проверку, которая осуществляется внутри  отчетного месяца  по завершении   контролируемого процесса, операции  или  действия  в  соответствии с  его  качественной и количественной  характеристикой.   Источниками   данных   для   оперативного контроля   служат  плановая,  оперативно-техническая,   статистическая и бухгалтерская информация.
      Периодический контроль - это проверка за определенный отчетный  период  по данным  планов, смет, норм  и нормативов, первичных   документов, производственных,  материальных  и  других отчетов, записям   в  учетных регистрах,  отчетности  и  другим  источникам.   
Задача  такой   проверки - установить, соблюдаются  ли  требования  законодательства,  в  том  числе  и налогового,  правильно,  своевременно   и   целесообразно  ли  совершаются хозяйственные операции и процессы, вскрыть нарушения и недостатки в работе проверяемого объекта и принять меры к их устранению.
      По источникам  данный  контроль  подразделяется  на  документальный  и фактический.
      Документальный  контроль  –   это  проверка,  при  которой   содержание
проверяемого  объекта  и  его соответствие регламентированному значению
определяются  на основании данных, содержащихся  в документах  (первичных  и сводных).
      Фактический контроль – это   проверка,  при которой количественное и
качественное  состояние проверяемого  объекта  устанавливается на  основании обследования, осмотра, обмера,  пересчета, взвешивания,   лабораторного анализа, экспертизы, контрольного запуска сырья и материалов в  производство и другими способами аналогичного содержания        

Таким  образом,  контроль  в  налоговой  деятельности  –   это   метод
7руководства компетентного органа государственного управления за  соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства.
Таким образом, налоговый контроль можно определить как составную часть
формируемого  государством организационно-правового  механизма управления.
Представляющую собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений.   
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Классификация налогового контроля
В связи  с тем что в настоящем исследовании налоговый контроль рассматривается как целостная система составляющих его элементов, критерии классификации видов налогового контроля становятся очевидными: они будут полностью определяться характеристикой того элемента налогового контроля, который будет являться основой для классификации.
Таким образом, с известной степенью условности можно предложить следующую классификацию налогового контроля.
1. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность:
а) налоговый  контроль, осуществляемый налоговыми органами;
б) налоговый  контроль, осуществляемый таможенными  органами.
2.  В зависимости от характеристики контролируемых лиц:
а) налоговый  контроль организаций;
б) налоговый  контроль индивидуальных предпринимателей;
в) налоговый  контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями.
3. В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица:
а) комплексный  налоговый контроль – подразумевает  исследование всего
комплекса деятельности подконтрольного лица;
б) тематический (специальный или выборочный) налоговый  контроль –
осуществление проверки деятельности подконтрольного  лица по уплате
определенных  налогов;
в) целевой налоговый  контроль – производится по отдельным  финансовым
операциям налогоплательщиков, таким, например, как экспортно-импортные
операции;
4. В зависимости от используемых методов и приемов проверки документов
налоговый контроль делится еще на два подвида:
1) в зависимости от степени охвата предметов контроля:
а) сплошной налоговый  контроль предполагает проверку всех имеющихся
документов, связанных  с уплатой налогов и сборов;
б) выборочный налоговый  контроль предусматривает проверку только части
специально отобранных документов.
2) в зависимости от источников получения сведений и данных:
а) документальный налоговый контроль, основанный на изучении документально зафиксированных данных;
б) фактический  налоговый контроль, основанный на изучении фактического
состояния объектов налогообложения;
в) встречный налоговый контроль, предусматривающий получение информации о действиях обязанных лиц от их контрагентов, банков и других третьих лиц. 

85. В зависимости от стадии осуществления мероприятий налогового контроля:
а) предварительный  налоговый контроль – предполагает профилактику и
предупреждение  нарушений налогового законодательства;
б) текущий налоговый  контроль – носит оперативный  характер, проводится в
отчетном периоде;
в) последующий налоговый контроль – проверка реального исполнения требований налогового законодательства, решений и предписаний контролирующих органов; 
 
 
 

6. В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля:
а) камеральный  налоговый контроль – проводится по месту расположения
налогового органа;
б) выездной налоговый  контроль – проводится по месту  нахождения проверяемого лица;
7. В зависимости от плана  проведения контрольных мероприятий:
а) плановый налоговый  контроль;
б) внеплановый  налоговый контроль, который осуществляется только в
установленных налоговым законодательством случаях.
Таким образом, приведенная классификация в  зависимости от различных критериев показывает многогранность и сложность такого явления как налоговый контроль. 

91.3.Субъекты налогового контроля.
Государство, как  обязательный субъект налоговых  правоотношений, опосредует свое участие в данных правоотношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами.
Налоговый кодекс в числе участников налоговых  отношений (ст. 9 НК РФ)
упоминает различные  государственные органы: финансовые, налоговые, таможенные органы, органы налоговой полиции, органы государственных внебюджетных фондов. Однако только налоговым и таможенным органам предоставляются полномочия по осуществлению контрольной деятельности в сфере налогообложения, которые и являются в настоящее время субъектами налогового контроля. Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы, которые имеют всеобъемлющие контрольные полномочия в сфере налогообложения на территории Российской Федерации. Важное значение для характеристики субъектов налогового контроля имеет организация их деятельности и предоставленные им властные полномочия.
Налоговые органы Российской Федерации - это организованная государством
единая система  контрольных органов за соблюдением  правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов и другими лицами надлежащего исполнения своих обязанностей, установленных налоговым законодательством. 

Единая централизованная система налоговых органов состоит  из:
1-федерального органа исполнительной власти – Министерства РФ по налогам и сборам;
2-территориальных органов МНС РФ:
-         межрегиональные инспекции МНС  РФ;
-         управления МНС РФ по субъектам  РФ;
-         инспекции МНС РФ межрайонного  уровня;
-         инспекции МНС РФ по районам,  районам в городах, городам  без
районного деления (ИМНС);
3-подведомственных организаций.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции  и осуществляют свои функции посредством реализации своих полномочий.
Права и обязанности  налоговых органов РФ регламентируются
статьями 30-33 НК РФ, законом «О налоговых органах Российской Федерации», Положением «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» (ППРФ от 16.10.2000 № 783).
Основными задачами налоговых органов являются:
-   учет налогоплательщиков;
-   учет поступления налогов;
-    анализ динамики поступления налогов по всем признакам;
-  информирование органов государственной власти о поступлении налогов;
-    совершенствование системы налогообложения: законодательная
инициатива, методические разработки, информационное обеспечение;
- информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства.
10Для выполнения обозначенных задач согласно НК РФ налоговые органы имеют право:
-      проводить налоговые проверки;
-      требовать от налогоплательщика или налогового агента документы,
являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов;
-      проводить выемку документов, свидетельствующих о налоговых
правонарушениях;
-      приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и
налагать арест  на имущество налогоплательщиков;
-      осматривать любые производственные, складские, торговые и иные
помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения доходов;
-      определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся
дополнительной  информации;
-     взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени;
-     предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.
Основные обязанности  налоговых органов:
-        ведение учета налогоплательщиков;
-         соблюдение законодательства о налогах и сборах;
-   осуществление  контроля над полнотой и своевременностью уплаты налогов;
-         соблюдение налоговой тайны;
-         информирование налогоплательщиков  по вопросам налогового
законодательства. 
 
 

    Глава «ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ»
    2.1.Общая  характеристика принципов 

   Принципы налогового контроля
 
 Принцип законности
 
                 Принцип юридического                                равенства      
 
      Принцип соблюдения                   прав человека и     гражданина                                      
 
      Принцип гласности
          Принцип        ответственности
    Принцип защиты прав
Принцип независимости
  
 
 
 
 
 
 
 
 

Принцип налоговой тайны
 
 
            Принцип документального  оформления результатов контроля
                Принцип     планомерности
 
 
  Принцип объективности и        достоверности
Принцип всеобщности 
Принцип единства
          Принцип территориальности
        Принцип регулярности (систематичности) контроля
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Принцип возмещения       ущерба
112.2.Классификация принципов налогового контроля
Принцип есть научное  или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают. Правовой принцип концентрирует в себе общеобязательное для всех требование, оформляющее базовую идею какого-либо явления. При этом свойство общеобязательности он приобретает лишь тогда, когда происходит его юридическое закрепление в нормативных актах, т. е. когда принцип приобретает правовой характер. Принципы налогового контроля можно определить как базовые правовые положения, определяющие организацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения.
Термин принцип  происходит от лат. principium – начало, основа.                           Под принципом понимается основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т. д.                  В толковом словаре В.И. Даля дано следующее определение принципа – "научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают".                                                                                                      Л.С. Явич определяет принципы права как ведущие начала его формирования, развития и функционирования 4. Он отмечает, что принципы права "пронизывают всю юридическую форму общественных отношений, выражая в конечном счете основные устои существующего строя экономических отношений, базис данного общества…" и находят свое выражение в юридических нормах законодательства, в объективном праве.  

12Анализируя принципы контроля в области налогообложения, О.А. Ногина отмечает наличие и выделяет несколько различных групп принципов контрольной деятельности, что в свое время отмечали Е.В. Шорина, В.М. Горшенев, А.В. Брызгалин и другие авторы .  
Под принципами контроля она понимает обще нормативные  ориентиры, основы контрольной деятельности уполномоченных органов. Можно разделить ее позицию об обоснованности выделения трех групп принципов налогового контроля: общеправовых принципов, принципов контроля и специально-правовых принципов налогового права.
                                 1.  Принцип законности
Он подразумевает  строгое соблюдение предписаний  законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов. В рамках налогового контроля принцип законности проявляется, в частности, в том, что, согласно ст. 1 НК РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Кроме того, на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов      (ст. 32 НК РФ).
В общем плане  принцип законности фиксирует необходимость  строгого соблюдения требований законов  и основанных на них предписаний  иных правовых актов всеми субъектами права. Прежде всего, требования этого  принципа вытекают из содержания ст.1 Конституции  Российской Федерации, определившей Российскую Федерацию в качестве правового  государства, и ч.2 ст.15, закрепившей,
13что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В отношениях, возникающих  при проведении налоговых проверок, принцип законности проявляется  в том, что, согласно пп.4 и 5 п.2 ст.1 НК РФ, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и иных участников налоговых правоотношений, а также  формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно  нормами Налогового кодекса РФ. Подпункты 11 и 10 п.1 ст.21 НК РФ предоставляют налогоплательщикам право не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых органов  и их должностных лиц, не соответствующие  Налоговому кодексу или иным федеральным  законам, и требовать от должностных  лиц налоговых органов соблюдения предписаний законодательства о  налогах и сборах. Кроме того, на налоговые органы возлагается  обязанность соблюдать законодательство о налогах и сборах и осуществлять контроль за его соблюдением и  за соблюдением принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (пп.1 и 2 п.1 ст.32 НК РФ). Именно принцип  законности требует обязательного  указания в акте проверки на те конкретные нормы законодательства о налогах  и сборах, нарушение которых вменяется  налогоплательщику. 

           
 
 

    
        2. Принцип юридического равенства
В сфере налогообложения  этот принцип отражается в том, что  налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев14 (ст. 3 НК РФ). Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин),         а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ или услуг (ст. 353 НК РФ). Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает равенство всех перед законом и судом. Государство также гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Следовательно, в соответствии с конституционно-правовым принципом юридического равенства при принятии нормативных актов, регулирующих порядок осуществления компетентными специализированными службами контроля в области налогообложения (в соответствии со ст.ст. 30, 36, 82 НК РФ к их числу относятся только налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и налоговой полиции), не могут устанавливаться какие-либо особые условия осуществления контрольных мероприятий в зависимости от таких оснований, как форма собственности, организационно-правовая форма организации,
гражданство индивидуального  предпринимателя и т.п. (в частности, более продолжительные сроки  налоговых проверок или более  частое проведение проверок и т.д.)
 3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина
Конституция Российской Федерации устанавливает определенную иерархию социально-экономических  и политических ценностей, выступающих  критериями выбора для субъектов  принятия властных решений. Человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. В законодательной и  правоприменительной деятельности любых органов и должностных  лиц их приоритетность должна признаваться, соблюдаться и защищаться – это  конституционная обязанность государства. Поскольку права и свободы  человека и гражданина являются непосредственно  действующими, именно они в первую очередь должны определять смысл, содержание и применение законов всеми агентами государства, а органы правосудия обязаны  гарантировать приоритетность реализации и защиты законных интересов, прав и  свобод человека в деятельности органов  всех ветвей власти (ст.2 в системной  связи со ст.18 Конституции15 Российской Федерации). Таково юридическое содержание конституционно-правового принципа приоритетности защиты законных прав и интересов человека и гражданина.
В области налоговых  проверок требования данного принципа проявляются в том, что при  их проведении доступ должностных лиц  налоговых органов в жилые  помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц допускается только на основании  судебного решения или в случаях, прямо оговоренных нормами федеральных  законов (п.5 ст.91 НК РФ). Кроме того, на должностных лиц налоговых органов  возлагается обязанность корректно  и внимательно относиться к налогоплательщикам и их представителям, не унижать  их честь и достоинство (п.3 ст.33 НК РФ).
Приоритетность  защиты прав налогоплательщиков гарантируется  на любом этапе развития налоговых  отношений, в том числе и при  проведении мероприятий налогового контроля в форме налоговых проверок. Контролируемые субъекты могут обжаловать в суд или вышестоящий налоговый  орган действия и акты налоговых  органов на любой стадии осуществления  проверочной деятельности. Рассматриваемый  принцип находит отражение и  в том, что привлечение к административной16 ответственности за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа либо воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (ст.19.4 РФ), а также принудительное взыскание налоговых санкций по результатам проведенной налоговой проверки возможно только на основании решения суда. При рассмотрении споров и вынесении решений, суд, являясь независимым компетентным органом, обязан ориентироваться на законы. Кроме того, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п.7 ст.3 НК РФ). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, также толкуются в пользу этого лица (п.6 ст.108 НК РФ; ч.4 ст.1.5 КоАП РФ).
Принцип защиты прав проверяемой организации или  физического лица в ходе осуществления  налоговых проверок предполагает также  право соответствующего субъекта не выполнять неправомерные акты и  требования налоговых органов и  их должностных лиц, не соответствующие  Налоговому кодексу или иным федеральным  законам (пп.11 п.1 ст.21 НК РФ). 

                     
              4. Принцип гласности
Принцип гласности  требует обеспечения открытости и доступности деятельности государственных  органов для всех заинтересованных организаций и граждан, а также  возможности получения ими информации в установленном законом порядке.
Данный принцип  складывается из нескольких составляющих правомочий. Прежде всего, речь идет о  праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Исключение составляют лишь сведения, составляющие государственную тайну, перечень которых  определяется федеральным законом (ч.4 ст.29 Конституции). Во-вторых, это  – свобода массовой информации (ч.5 ст.29 Конституции). И, в-третьих, обязанность  государства официально публиковать  законы. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего  сведения (ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации). Кроме того, нормативные  правовые акты федеральных органов  исполнительной власти, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, подлежат обязательной государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации.  Требования данного принципа нашли отражение в ст.3 17
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.