На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Право в системе социальных норм

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

Введение 2
1. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь 3
2. Сущность социальных норм и их виды 7
3. Соотношение права и различных социальных норм 12
3.1 Право и мораль 12
3.2 Право и религия 16
3.3 Право и обычай 18
3.4 Право и корпоративные нормы 21
Заключение 24
Библиографический список 28
 

Введение 

     С течением времени общество выработало множество различным норм и правил для упорядочения поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. В своей повседневной жизни люди руководствуются правом, моралью, привычками, нравами, обычаями и традициями, обрядами и ритуалами, требованиями этикета, приличиями, деловыми обыкновениями и т.д. Эти социальные нормы обязательны для функционирования государства и общества, они тесно взаимосвязаны с нормами права. Следовательно, о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей массе социальных ориентиров.
     Актуальность выбранной темы объясняется происходящими в обществе преобразовательными процессами, усилением в нём правовых начал и демократических тенденций.
     Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа. Социальная норма -- это правило общежития людей, правило социально значимого поведения членов общества.
     Цель контрольной работы - характеристика места и роли права среди социальных норм. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
    изучить социальные и технические нормы, рассмотреть их отличия друг от друга;
    рассмотреть функции и виды социальных норм;
    выявить особенности соотношения права и морали, права и религии, права и обычая, права и корпоративных норм.
 

     1. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь 

     С древних времён люди стали понимать, что непримиримая борьба вредит всем сторонам. Для того чтобы разрешать конфликты между спорящими сторонами, обращались к третьим людям - родоначальникам или старейшинам, которые бы могли подсказать справедливый выход, благодаря своему возрасту и опыту. Эти «судьи» давали известный императив, предписывающий дальнейшее поведение в спорном вопросе. Спорщикам императив указывал:
    что каждый из них может делать, т.е. на что у него есть право;
    какие действия запрещены, т.е. на что он не имеет право;
    что обязаны соблюдать спорящие стороны.
     Решение судьи оказывало влияние на спорящих, что объяснялось доверием к авторитету и справедливостью того, что он постановил. Однажды найденный императив, который посчитали справедливым, постепенно превращается в общее правило разрешения подобных споров. Достаточно ознакомиться с таким правилом, чтобы предотвратить возникновения споров, т.к. становится известно, что в какой-либо ситуации дозволено, а что запрещено.
     Совместная мирная жизнь людей может существовать только в том случае, если каждый преследует свои интересы и осуществляет свои желания в рамках известных пределов. Такие пределы устанавливаются правилами, существующими в жизни.
     Норма (от латинского norma) означает правило поведения, образец (модель), точное предписание. Иными словами, норма представляет собой сведения о возможном и должном поведении участников общественных отношений, т. е. меру свободы субъектов в конкретных взаимоотношениях. Этот масштаб свободы может быть выражен в деятельности субъекта как способность сознательно выбирать тот или иной вариант поведения и действовать по своему усмотрению в рамках дозволенного. Следовательно, непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о поведении субъектов отношений.1
     Нормы могут быть очень разнообразны, но все сводятся к двум главным группам: нормы технические и нормы социальные. Такое деление считается наиболее общим, имеющим первичное, исходное значение.
     Значение технических норм для современного общества очень велико, т.к. происходит постоянное усложнение производственных процессов. В эпоху научно-технической революции от соблюдения технических норм в буквальном смысле слова зависит жизнь, судьба, здоровье людей. Из-за нарушения подобных правил, инструкций происходят разного рода аварии и крушения. (аварии на атомных электростанциях, химических предприятиях, широкомасштабные сбои в электро- и теплоснабжении). Простая ошибка, оплошность, невнимательность, а тем более недобросовестность, грубое игнорирование заданных технологических процессов грозят непоправимыми последствиями как в гражданской сфере, так и в военных областях. Век «кнопочной» технологии налагает на человека особую ответственность. Чем сложнее техника, тем сложнее отношения человека с техникой. В дальнейшем эта зависимость будет возрастать. Технические нормы - это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда. К техническим нормам относят правила проведения строительных работ, технические стандарты, агротехнические нормы, нормы расходования топлива и т.д.
     Под «техническими нормами» понимаются все несоциальные нормы, куда, помимо сугубо технических, входят, например, такие, как санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и другие. Однако для краткости все их принято называть «техническими» в контексте соотношения с социальными.2
     Ряд технических норм закрепляется в нормативных документах, приобретая тем самым юридический статус (они исходят от государства, выражают его волю, обеспечиваются возможностью властного принуждения, закрепляются в специальных нормативных актах, регулируют хотя и специфические, но весьма важные отношения), поэтому их можно отнести к технико-правовым или технико-юридическим. Это, например, правила противопожарной безопасности, госстандарты, правила эксплуатации различных видов транспорта и т.д.
     Другие технические нормы не поддерживаются правом, следовательно, их нарушение не ведёт к какой-либо юридической ответственности. К таким нормам можно отнести, например, технические нормы, действующие в бытовой сфере, такие, как правила обращения с различными бытовыми приборами - телевизором, пылесосом, холодильником и т.д. или правила приёма лекарств.
     Правила, заключённые в технических нормах, отличаются тем, что в них прописано, как следует поступать для достижения какой-либо одной определённой цели, не касаясь других целей человеческой деятельности, иногда даже препятствуя их осуществлению.
     Цели человеческой деятельности разнообразны, сталкиваются между собой и нередко мешают осуществлению друг друга. Человек ограничен в ресурсах: времени, силах, средствах, поэтому для него невозможно осуществление всех его целей. Приходится ограничивать осуществление одних целей для осуществления других либо для их совместного существования. Это приводит к возникновению наряду с техническими нормами норм социальных.
     Социальные нормы необходимы для поддержания мирного сотрудничества людей. Они дают возможность установить общественный порядок, приучить людей к обдуманному выдержанному поведению. Эти нормы воспитывают человека, заставляют его привыкнуть считаться с интересами окружающих, вырабатывают в нём потребность жить в согласии с себе подобными.
     Существует несколько критериев, по которым отличаются технические и социальные нормы. Важнейшим критерием является предмет регулирования. Технические нормы определяют научно обоснованные методы, проблемы, способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологическими операциями. Технические нормы - это отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Технические нормы нельзя отождествлять с законами природы, т.к. их создание не зависит от воли человека. Технические нормы регулируют отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство». Социальные нормы регулируют отношения между людьми и объединениями, то есть социальную жизнь. Кроме того, существенными различиями между техническими и социальными нормами являются различия по таким критериям: содержание, конструкция, способ фиксации, степень общности, формальная определённость и др. Нормы технические и социальные различаются по объектам и методам регулирования. Общим является их участие в человеческой деятельности.
     За пределами деления норм на технические и социальные находятся правила, определяющие отношение человека к животному миру. Такие нормы закрепляются в правовых актах, таких, как правила содержания собак, лошадей, крупного рогатого скота, санитарные нормы по уходу, разрешения или запреты на охоту или рыбалку и т.д. Установлена ответственность за нарушение подобных регламентаций, в том числе уголовная. (Ст. 245 УК «Жестокое обращение с животными»). Такие нормы учёные - юристы относят к естественно-правовым или биолого-правовым.
 

       2. Сущность социальных норм и их виды 

     Появление социальных норм связано с появлением человеческого общества, с процессом социализации отношений. Эволюция человеческого общества, а, следовательно, и социальных норм заняла миллионы лет.
     Социальные нормы - важный атрибут любого общества. Социальная норма - это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующие их поведение в обществе.
     Несмотря на многообразие социальных норм, можно выделить признаки, присущие всем им:
    Они возникают из объективной необходимости социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка. Хозяйственные, брачно-семейные, властные, религиозные отношения при всей своей спонтанности и хаотичности имеют в себе определённую повторяемость, вызываемую условиями жизни людей, которая воплощается в социальных нормах.
    Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами.
    Эти нормы отражают достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества; в них «преломляются» исторические и национальные особенности жизни страны, регионов. В случае несоответствия социальных норм действительности регулирование общественных отношений будет невозможно, потому что неадекватные социальные нормы либо активно отторгаются людьми, либо просто игнорируются.
    Главным объектом регулирования социальных норм является поведение людей, деятельность организаций, их взаимоотношения.
    Они отличаются общим характером, абстрактностью адресата (относятся к тем, кого это касается»), т.е. не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.).
    Социальные нормы преследуют широкий спектр отношений, характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях.
       Один из важнейших показателей этих правил поведения - обязательность исполнения, возможность реализации организационных или иных санкций в отношении нарушителя установленного порядка. 3
     Сущность социальных норм заключается в функциях, выполняемых ими. Выделяют регулятивную, оценочную и трансляционную функции.
     Регулятивная функция выражается в том, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Посредством регулирования жизни общества, нормы обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.
     Оценочная функция говорит о том, что социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное -- аморальное, правомерное -- неправомерное).
     Трансляционная функция заключается в передаче накопленных знаний и опыта посредством социальных норм от предыдущих поколений следующим. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.).
     Одна из классификаций социальных норм предусматривает их деление по следующим критериям:
     1) по источнику возникновения: нормы морали, религиозные нормы, обычаи, корпоративные нормы, правовые нормы
     2) по сфере регулирования общественных отношений: организационные, юридические, эстетические (связаны с прекрасным и безобразным)
     3) по способам выражения: письменные, устные
     Рассмотрим подробнее первую классификацию. Современная теория государства и права подразделяет социальные нормы на следующие виды:
    Моральные нормы - правила, выступающие важным регулятором общественных отношений, основанные на представлении людей о добре и зле, долге, чести, справедливости, ответственности и т.д.;
    Религиозные нормы - правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих;
    Обычаи - такие правила поведения, которые сложились на протяжении жизни многих поколений и вошли в привычку в результате многократного повторения.
      Традиции считаются близкими к обычаям, поэтому включаются в группу «обычаи». Их отличие от обычаев состоит в том, что для создания традиции не обязательно длительное существование какой-либо нормы, она возникает на базе распространения некого примера поведения. То есть, обычаи - это правила поведения, сложившиеся под воздействием привычки, а традиции - правила поведения, основанные на общественном мнении.
      Ритуалы - строго регламентированные последовательности действий, призванные создавать торжественность и таинственность обрядов.
      Деловые обыкновения также можно причислить к обычаям. Они складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение её эффективности;
    Корпоративные нормы. Их называют ещё нормами общественных объединений. Это нормы, регулирующие права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодёжных, женских, творческих, научных и т.д.), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочия органов объединения и т.д.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями;
    Правовые нормы - совокупность правил поведения, установленных государством и обеспеченных его принудительной силой.
     Норма права - это особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики и специфические признаки. Правовая норма обладает следующими признаками4:
    формальная определенность означает, что правовая норма может быть выделена из любого источника права, существует возможность определить структуру той или иной нормы права, отделить её от нормы морали, соотнести норму права с конкретной ситуацией, с ее участниками. Формальная определенность характеризуется тем, что норма права выражена в письменной форме, т. е. имеет государственно-признанную форму выражения: форму закона, нормативного договора и т.д. Формальная определенность нормы права является одним из факторов культурного развития человечества.
    общеобязательный характер. Норма права - это общеобязательное веление, выраженное в форме государственного предписания, которое носит безусловный (императивный) характер и обязательно для исполнения всеми, кому оно адресовано, неважно, касается ли оно создания того или иного способа жизнедеятельности, т.е. для возможного, дозволенного поведения или же направлено на строго обозначенное обязательное поведение. В случае нарушения правила поведения субъект отношений несет заранее установленные негативные последствия.
    предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны, правовая норма предоставляет субъектам правоотношений определенную свободу действий, направленных на удовлетворение своих интересов или потребностей. Чаще всего такие нормы содержатся в частном праве, а в публичном праве, наоборот, речь идет об обязывающих нормах.
     Любая правовая норма имеет свою структуру. Структура правовой нормы - это её внутреннее строение, элементы которого связаны между собой. Логически завершённая правовая норма состоит из трёх частей: гипотезы, диспозиции и санкции. Взаимосвязь этих трёх составляющих призвана регулировать взаимоотношения между субъектами правоотношений. Структуру любой правовой нормы можно представить в виде формулы: «если…то…иначе»
     Гипотеза - это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется эта норма.
     Диспозицией называют ту часть правовой нормы, которая указывает на само правило поведения. Она является центральным элементом правовой нормы.
     Санкция - заключительная часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть в результате нарушения правовой нормы, т. е. это меры наказания, ответственность за несоблюдение нормы права.
 

     3. Соотношение права и различных социальных норм
    3.1 Право и мораль 

     Мораль (от лат. moralis - относящийся к нраву, характеру, складу души) - нормативная система, основанная на представлениях людей о добре и зле, долге, чести, справедливости, ответственности, выступающая важным регулятором общественных отношений.5
     Мораль - древнейший социальный регулятор общественных отношений. Ею пропитаны все сферы человеческой жизни. Моральной оценке подвергаются труд, быт, любовь и дружба, вкусы и привычки, семья, борьба за власть, война, отношение к природе и др. Важным в оценке являются представления о добре и зле, честном и бесчестном.
     В своей структуре мораль имеет внутренний и внешний аспекты, тесно переплетённые между собой. Внутренний - это некое «внутреннее законодательство», осознание каждым отдельным человеком своих личностных качеств, меры ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Немаловажным в первой составляющей морали имеет понятие совести, т.е. способности человека к самооценке и самоконтролю. «Закон, живущий внутри нас, - писал Кант, - называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом». Цицерон видел в совести главное украшение человека. Внешним аспектом морали является конкретная форма внешнего проявления морали, т.е. поступки человека.
     Соотношение права и морали представляет особенный интерес для юридической науки. Изучением сходств и различий этих двух социальных норм занимались такие древние философы, как Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон.
     Для оценки поведения субъектов правовых отношений юристы обращаются к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы (В.С. Соловьёв, И.А. Ильин и другие) неизменно подчёркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право - средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо. В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла».6
     Нравственные основы права признавались основополагающим большинством русских мыслителей второй половины XIX - начала XX вв. Это известные правоведы, философы и социологи права Н.А. Бердяев, Н.Н. Алексеев, Б.П, Вышеславцев, С.И. Гессен, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин, Л.И. Петражицкий, П.Б. Струве, Е.Н. Трубецкой. Можно утверждать, что русские мыслители считали право и нравственность взаимосвязанными понятиями.7
     Характеризуя соотношение между правом и моралью, необходимо заметить, что они имеют общие черты и отличительные особенности. Единство и различия этих двух социальных норм отражены в таблице 1. 

     Таблица 1. Единство и различия права и морали
     
  Право (нормы права) Мораль (нормы морали)
№ п/п Единство

Представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, имеют единую основу.

Едины цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в неё организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма и справедливости.

Один и тот же объект регулирования - общественные отношения (различен только объём). Они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам. Их требования во многом совпадают.

В качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов.

В философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации.

Выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.
№ п/п Критерий Различия
1. Способ установления, формирования Создаются государством или с его согласия общественными организациями. Им же отменяются, дополняются, изменяются. Правотворчество - исключительная прерогатива государства. Возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Носит неофициальный (негосударственный) характер
2. Методы обеспечения Обеспечивается, охраняется, защищается государством. Норма носит обязательный, непререкаемый характер. За правом стоит аппарат принуждения. Опирается на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечёт за собой государственного вмешательства.
3. Форма выражения, фиксации Закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются для удобства в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвлённое законодательство. Не имеют чётких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни. Могут включаться в статьи законов.
4. Характер и способ воздействия на сознание и поведение людей Содержат в себе более подробные описания запрещаемого или разрешаемого действия, точно указывают нужный вариант поведения, отличаются чёткостью, формальной определённостью, властностью. Заранее устанавливают санкцию за нарушение предписаний. Не имеют большой степени детализации. Не предусматривают заблаговременно известный вариант наказания.
5. Характер и порядок ответственности за нарушение Противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность. Порядок её возложения носит процессуальный характер. Человек наказывается от лица государства. Чёткой процедуры наказания не существует. Нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию. К нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это ответственность перед обществом, коллективом, семьёй, окружающими людьми.
6. Уровень требований, предъявляемых к человеку Пресекает лишь наиболее крайние и опасные проявления нечестности, лжи, клеветы и обмана. Наказывает наиболее злостные случаи антиобщественного поведения. Значительно выше, так как требует соблюдение гораздо большего количества догматов. Не терпит антиобщественного поведения. Заставляет считаться с мнением окружающих людей. Важны совесть, порядочность, честность, отзывчивость, благородство и т.д..
7. Сферы действия Регулирует наиболее важные сферы общественной жизни - собственность, власть, труд, управление, правосудие. Моральное пространство шире, включает в себя нерегулируемые правом сферы деятельности - любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, моду и т.д.
8. Исторические судьбы Право возникло на определённой ступени социальной эволюции. Старше по возрасту. Всегда существовала и будет существовать в обществе.
 
     Соотношение права и морали включает в себя ещё два важных компонента - их взаимодействие и противоречия.
     Часто требования морали и права совпадают, т.е. действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью. Совершение правонарушений и, в особенности, преступлений мораль осуждает. «Мораль требует, чтобы прежде всего было соблюдено право, и, лишь после того как оно исчерпано, вступают в действие нравственные определения». (Гегель) По абсолютному большинству правонарушений право и мораль занимают единую позицию. Во многих нормативно-правовых актах право и мораль сливаются в одно предписание, что говорит о взаимодействии права и морали, выражающемся в прямом тождестве их требований, обращённых к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств. Ещё Цицерон указывал, что законы призваны искоренять пороки и насаждать добродетели.
     Взаимодействие права и морали наблюдается в деятельности органов правопорядка, юстиции. Это выражается в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий и личности правонарушителя. Обстоятельства многих дел оцениваются с привлечением как юридических, так и нравственных критериев. Это дела о выселении за невозможностью совместного проживания, о расторжении брака и решении вопросов о детях, трудовых споров и т.д.
     Те законы считаются эффективными, которые опираются на мораль. Мораль имеет огромное влияние в формировании правовых норм.
     Во всех правовых системах сложной задачей является оптимальное совмещение этической и юридической составляющих общественной деятельности. Право и мораль не всегда взаимодействуют друг с другом. Между ними могут возникать противоречия. Причины таких противоречий заключаются в их специфике, вытекают из рассмотренных ранее различий. Право по своей природе более консервативно, отстаёт во многом от течения времени, мораль более динамична, активнее реагирует на происходящие изменения. Разное правовое и моральное состояние любого общества объясняются неравномерностью развития правовых и моральных норм.
     Многие факты правом и моралью оцениваются по-разному. Гегель по этому поводу писал: «Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью осуждается» (например, ст. 229 ГК РФ предусматривает вознаграждение в размере двадцати процентов стоимости найденной вещи, но из моральных соображений многие люди отказываются от этого вознаграждения).
     Сегодня моральные основы нашего бытия подорваны, процветает не только правовой, но и нравственный нигилизм. Преодоление этих явлений - важнейшая предпосылка социального и духовного возрождения России.8 

     3.2 Право и религия 

     Важный компонент культуры древних и современных народов - религия. Религия входит в состав социальных норм, следовательно, регулирует общественные отношения. Под религией понимают систему идей, ценностей и норм, основывающихся на вере в сверхъестественное.
     Религиозные чувства у первобытных людей помогли им сформировать целостную картину мироздания, имеющего иерархическую структуру во главе с богом. Религия сформировала у древних шкалу ценностей и норм в качестве критерия поведения. Мотивацией жить в соответствии с правилами, определёнными религией, являются идеи посмертного воздаяния и воскресения мёртвых как результата должного поведения.
     Нормы религии содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Религиозные тексты регламентируют трудовые отношения, имущественные, брачно-семейные, властные. Выполнение социальных норм, записанных в священных текстах, воспринималось как служение богу. Санкции за нарушение таких норм, налагаемые властными институтами, считались освящёнными богом.
     Позднее религия продолжала оказывать влияние на формирование права, морали, политики, но не такое прямое. Базовые принципы западной правовой культуры имеют в своей основе христианское содержание. К таким принципам можно отнести защиту свободы и формального равенства, уважение человека и его прав, моногамный брак и т.д.
     Тесная взаимосвязь права и религии показывается через закрепление в законах христианских заповедей, таких, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др. Нормативно-правовые акты рассматривают их как преступления.
     В современном мире наибольшее влияние религия имеет в правовых культурах мусульманских стран, Индии, странах Африки. Религиозные нормы (нормы адата - системы обычаев и традиций и шариата - исламского (мусульманского) права) в этих странах воплотились в нормы права, за нарушение которых предусмотрены серьёзные наказания.
     В чистом виде религиозные нормы действуют в отношении священников, монахов, прихожан церкви. В Русской Православной церкви действует каноническое право, имеющее своё правовое поле.
     Зачастую религиозными нормами оправдывают свои действия религиозные фанатики и экстремисты, порождая межнациональную и межгосударственную вражду, терроризм (Северная Ирландия, Индия, Испания, Россия и др.). Религиозные экстремистские секты - также сфера активного влияния норм религии.
     В странах, где церковь отделена от государства, наблюдается воздействие права на религию. Нормативные акты устанавливают права и обязанности церкви, степень её влияния на политическую и общегражданскую жизнь страны (ч.5 ст.13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, разжигающих религиозную рознь; ч.2 ст. 14 Конституции РФ устанавливает равенство религиозных объединений перед законом, согласно ст. 28 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними). 

     3.3 Право и обычай 

     Одним из наиболее древних социальных регуляторов является обычай. На ранних этапах развития общества обычай представлял собой простейшую форму социального контроля, т.е. подчинение обычаю происходило безоговорочно, обычай считался единственно возможным способом жизни.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.