На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основы философии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Минский Государственный Торговый Колледж» 
 
 
 
 
 

Контрольная работа
по дисциплине «Основы Философии» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Богородова Анна Юрьевна
Гр. Б3-2К-10
Преподаватель: Игуминова Галина Васильевна 
 
 
 

Минск, 2010
Содержание
    Содержание…………………………………………………………….....2
    1. Предмет философии и его историческая эволюция. Структура и функции философии………………………………………………………3
      1.1. Философия как наука. Структура философии………………..3
      1.2. Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения и его основные типы………………………………………………….5
      1.3. Некоторые постановки основного вопроса философии……..6
      1.4. Функции философии…………………………………………...9
    2. Характеристика основных проблем и направлений философии 19 – нач. 20 веков (позитивизм, материализм, философия Ф. Ницше)……..12
      2.1. Позитивизм……………………………………………………12
      2.2. Материализм…………………………………………………..14
        2.2.1. Особенности материалистической философии……...14
        2.2.2. История материализма………………………………...15
        2.2.3. Влиятельные современные теории…………………...17
      2.3. Философия Ф. Ницше………………………………………...18
    3. «Мы возвели Европу в сан нашей Марьи Алексеевны, верховной решительнице достоинства наших поступков…»………………………22
      3.1. Европоцентризм………………………………………………22
        3.1.1. Европоцентризм в гуманитарных науках……………22
        3.1.2. Европоцентризм как идеология………………………24
      3.2. Евразийство…………………………………………………...26
        3.2.1. Истоки………………………………………………….26
        3.2.2. Возникновение евразийства…………………………..27
        3.2.3. Ощущение моря и ощущение континента…………...27
        3.2.4. Неоевразийство………………………………………..29
        3.2.5. Евразийство как политическая идея………………….29
        3.2.6. Суперэтническая целостность………………………..30
      3.3. Социоцентризм………………………………………………..32
      3.4. «Мы возвели Европу в сан нашей Марьи Алексеевны, верховной решительнице достоинства наших поступков…»…..34
    Литература………………………………………………………………...39
 
 
    Предмет философии и его  историческая эволюция. Структура и функции философии.
      Философия как наука. Структура философии.
        Само слово «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости, древнеиндийское определение философии – видение истины, а древнеармянское – любовь к смыслу.
        Разные философы по-разному давали  определение этому понятию «мудрость». Аристотель считал, что мудрость  – это знание причин всех  явлений, знание общего. И. Дамаскин  утверждал, что мудрость –  это истинное знание блага,  а Декарт понимал под мудростью  «не только благоразумие в  делах, но также и совершенное  знание всего того, что может  познать человек, это знание, которое  направляет саму жизнь, служит  сохранению здоровья, а также  открытиям во всех науках».  Признаком мудрости, по словам  Мишеля Монтеня, является «неизменно  радостное восприятие жизни».
        Первым, кто ввел понятие философии  в науку, был Пифагор. Хотя  древнеиндийская и древнекитайская  философская мысль возникла порядка  двух тысячелетий до н.э., философия  как наука возникла в Древней  Греции в 7 веке до н.э. Философия  возникла как наука наук, так  как первоначально она объединяла  в себе все знания о мире. Ее также считают матерью наук  и королевой наук, а философов  с древности называют аристократами  духа.
        Развитие философии шло от  мифа к логосу, от конкретно-чувственного  видения мира к абстрактно-теоретическому  знанию на уровне законов. В  отличие от мифологии философия  как форма духовной активности  человека возникла с возникновением  нового предмета и нового типа  мышления – с перенесением  основного внимания с идеи  бога на человека в его отношении  к миру.
        Сократ утверждал, что философия  – учение о том, как следует  жить, или жизнепонимание. Платон  считал, что философия – наука  людей свободных, или свободомыслие, а Аристотель понимал ее как учение о всеобщем, знание общего. По словам А.Македонского, философия – это искусство жить достойно. К. Ясперс говорил, что у философии три источника:
    Удивление;
    Сомнение;
    Вопрошание.
        Философское знание имеет диалогический  характер:
    Я и мир;
    Учитель и ученик;
    Я и другие реальности.
        В 17 веке, в связи с бурным  развитием промышленности и естествознания, философия утрачивает свой статус  «науки наук». От нее, как  ветви от дерева, отпочковываются  отдельные отрасли научного знания. Декарт говорил, что «вся философия  подобна как бы дереву, корни  которого – метафизика, ствол  – физика, а ветви, исходящие  от этого ствола – все прочие  науки, сводящиеся к трем главным:  медицине, механике и этике». Метафизика  – это постижение начал бытия  с помощью умозрения, а физика  – это учение о природе.
   С этого времени предметом философии становится сложная система отношений человека к миру, важнейшими сторонами которой являются всеобщие законы развития природы, общества и мышления, а также закономерности отношения материи и сознания. Если говорить кратко, то философия изучает отношение человека к миру.
        И. Кант утверждал, что три  вопроса имеют всемирно-гражданское  значение:
             1.  Что я могу знать;
        2.  Что я должен делать;
        3.  На что я могу надеяться?
        Соответственно философия изучает  три типа отношения человека  к миру:
    Познавательное;
    Практическое;
    Ценностное.
        Структура философии:
      Онтология – учение о бытии.
      Гносеология – теория познания.
      Праксиология – учение о деятельности.
      Аксиология – учение о ценностях.
      Антропология – учение о человеке.
      Методология – учение о методе.
      Социальная философия – раздел философии, изучающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы.
 
      Философия и мировоззрение. Структура мировоззрения  и его основные типы.
        Философия возникла в ответ на мировоззренческие вопросы человека. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимания мира, места человека в нем и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения и действия людей.
        Структура мировоззрения: 
    Мироощущение;
    Мировосприятие;
    Миропонимание.
        Мироощущение – это эмоционально-психологическая  сторона мировоззрения на уровне  настроений и чувств. Мировосприятие  представляет собой опыт формирования  познавательных образов мира  с использованием наглядных представлений. Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.
        Различают 4 исторических типа  мировоззрения:
    Мифология – исторически первая нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифологическое мировоззрение дает образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.
    Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил и их определяющей роли в мироздании и деятельности человека.
    Житейско-обыденное – существует в форме здравого смысла, рассудка и ориентировано на практические вопросы.
    Философское мировоззрение – это исторически первая форма теоретического мировоззрения. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, совокупность самых общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру. Коэффициент эмоциональной насыщенности и интеллектуального наполнения мировоззрения у различных людей различен.
 
      Некоторые постановки основного  вопроса философии.
        Что касается основной проблемы философии, то различные философы понимали ее по-разному:
        Фалес: проблема первоначала;
        Парменид: проблема бытия;
        Сократ: проблема человека: «Познай себя!» (познай, кто ты есть и будь им);
        Августин: проблема веры и разума;
        Ф. Бэкон: проблема метода;
        Б. Спиноза: проблема субстанции (того, что лежит в основе);
        Э. Кант: проблема человека;
        И.Г. Фихте: проблема отношения мышления к бытию;
        Ф. Ницше: проблема сверхчеловека (человека, который способен себя превзойти);
        С. Кьеркегор: проблема человеческого существования (экзистенции);
        М. Хайдеггер: проблема бытия как человеческого существования, проблема языка;
        Х. Ортега-и-Гассет: проблема жизни: «что есть жизнь?»;
        А. Камю: проблема смысла жизни.
        Ф. Энгельс считал основным вопросом философии вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, духа к природе, существует ли мир вечно или создан богом?
        Этот вопрос имеет две стороны:
    Что первично?
    Познаваем ли мир?
        Решая первую онтологическую сторону ОСФ, философы разделились на две большие группы: материалистов и идеалистов. Материализм – это философское учение, утверждающее, что материя и природа первичны, а сознание и дух вторичны. Идеализм – это философское учение, утверждающее первичность духовной реальности; дуализм – это учение, утверждающее, что равноправно существуют две субстанции мира – материальная и духовная.
        Решая вторую гносеологическую сторону ОВФ, философы разделились на философов, признающих познаваемость мира (гносеологический оптимизм), и философов, отрицающих познаваемость мира (агностицизм).
        Основные формы материализма:
    Стихийный, наивный материализм Древнего мира (Фалес, Гераклит и др.). Данная форма материализма все многообразие материального мира сводила к конкретно-чувственному, телесному началу или стихии, а именно: воде, воздуху, огню, земле. В процессе своей повседневной практической деятельности люди сталкивались с природой и делали выводы о первостепенной значимости тех или иных природных сил или стихий.
    Метафизический, механистический материализм 17-18, начала 19 веков (Ламетри, Фейербах). Метафизический материализм отрицал развитие, рассматривал предметы вне их связи друг с другом, то есть статично. Механистический материализм высшие формы движения материи сводил к низшим. Например, Ламетри в своем труде «Человек-машина» сводил социальную форму движения материи к механической. А Фейербах считал, что человек – это чисто природное, биологическое существо.
    Диалектический, исторический материализм К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, распространивших материализм на область общественных явлений.
        Различают две основных формы агностицизма:
    Агностицизм И. Канта;
    Скептицизм Д. Юма.
        Основные положения агностицизма И. Канта:
    Вне нас существует объективный мир, мир «вещей-в-себе»;
    Этот мир непознаваем.
        Кант говорил, что с помощью ощущений мы познаем феномены (явления), а сущность (ноумен) скрыта в вещах и непознаваема.
        Агностицизм (скептицизм) Д. Юма заключается в следующем:
    Мир непознаваем;
    Сомнение в существовании самого мира.
        Скептицизм – это учение (взгляд), в основе которого лежит принцип сомнения во всем: не только в возможностях познания мира, но и в возможностях его существования. 

      Функции философии.
        Функции философии:
    Познавательная;
    Праксиологическая;
    Аксиологическая;
    Онтологическая;
    Мировоззренческая;
    Методологическая;
    Ментальная;
    Экзистенциальная;
    Воспитательная.
        Познавательная функция связана с решением проблемы познаваемости мира, уровней и форм познания, субъекта и объекта познания.
        Праксиологическая функция заключается в исследовании деятельности человека (материальной, духовной, политической) и ее роли в жизни и ценностных ориентациях человека.
        Аксиологическая функция связана с решением проблемы ценностей, смысла жизни и др.
        Онтологическая функция связана с решением вопроса о сущности бытия, устройства мироздания и проблемы субстанций.
        Мировоззренческая функция заключается в следующем: чтобы научно, правильно отобразить мир, нужно познать его как в целом, так и по частям. Любая частная наука имеет свой специфический объект исследования (физика – вещество и поле, биология – жизнь и ее закономерности). Для философии объектом исследования служит весь мир  в целом, поэтому философия, в отличие от других наук, является наукой мировоззренческой. А.Азимов утверждал: «Философия представляет собой как бы мир с высоты. Она позволяет составить целостное представление о мире».
        Суть методологической функции ярко раскрывается в древнеиндийском трактате «Артхашастра»: «Философия – это светильник для всех наук, средство для  совершения всякого дела, опора всех установлений». Философия указывает направление развития познания в целом и развивает учение о всеобщем методе познания – диалектике, позволяющем понять мир в его развитии и взаимосвязях.
        Ментальная функция заключается в функции потрясения, пробуждения сознания человека к самостоятельной  жизни, то есть философия развивает в человеке способность к теоретическому мышлению. «Объект математики легок и прост, объект философии труден и сложен...» – высказывался И.Кант, а Сократ считал, что философия должна владеть искусством повивальной бабки, то есть способствовать тому, что может родиться: новому знанию и новому человеку.
        Экзистенциальная функция состоит в том, что философия должна помочь человеку существовать в сложном и абсурдном мире и преодолевать абсурд существования. По словам  М.Монтеня: «Философия учит с улыбкой сносить голод и болезни». Абсурд существования заключается в том, что жизнь есть движение к смерти, т.е. как бы ее целью является смерть. Но философ и писатель А.Камю утверждал: «Жизнь даже в ситуации абсурда – ценность, равной которой у человека ничего нет. Одной борьбы за вершины достаточно, чтобы заполнить сердце человека».
        Воспитательная функция заключается в том, что нельзя быть культурным человеком, игнорируя искусство и философию. Если искусство воспитывает чувства, развивает эстетическое восприятие мира, то философия воспитывает интеллект. Философия учит не просто жить, а жить достойно. Так, например, Сократ говорил: «Недостаточно жить, чтобы мыслить, но надо мыслить, чтобы жить по-человечески». А С.Полоцкий (1629 – 1680) в стихотворном цикле «Философия»  утверждает: «Естество дает нам токмо жити, философия же учит благо жити...». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Характеристика  основных проблем  и направлений  философии 19 – нач. 20 веков (позитивизм, материализм, философия Ф. Ницше).
      Позитивизм.
        Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.
        Первая историческая форма позитивизма  возникла в 30-40 г. XIX века как  антитеза традиционной метафизике  в смысле философского учения  о началах всего сущего, о всеобщих  принципах бытия, знание о которых  не может быть дано в непосредственном  чувственном опыте. Основателем  позитивистской философии является  Огюст Конт (1798-1857), французский философ  и социолог, который продолжил  некоторые традиции Просвещения,  высказывал убеждение в способности  науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.
     Кант  утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке  обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей  главной задачей должна считать  обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.
        Вторая историческая форма позитивизма  (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами  немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика  и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения — махизм  и эмпириокритицизм. Махисты отказывались  от изучения внешнего источника  знания в противовес кантовс-кой  идеи «вещи в себе» и тем  самым возрождали традиции Беркли  и Юма. Главную задачу философии  видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений.
     В 10-20 гг. XX века появляется третья форма  позитивизма — неопозитивизм  или аналитическая философия, имеющая  несколько направлений.
        Логический позитивизм или логический  эмпиризм представлен именами  Мори-ца Шлика (1882-1936), Рудольфа  Карнапа (1891-1970) и других. В центре  внимания проблема эмпирической  осмысленности научных утверждений.  Философия, утверждают логические  позитивисты, не является ни  теорией познания, ни содержательной  наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности  по анализу естественных и  искусственных языков. Логический  позитивизм основывается на принципе  верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает  эмпирическое подтверждение теоретических  положений науки путем сопоставления  их с наблюдаемыми объектами,  чувственными данными, экспериментом.  Научные утверждения, не подтвержденные  опытом, не имеют познавательного  значения, являются некорректными.  Суждение о факте называется  протоколом или протокольным  предложением. Ограниченность верификации  впоследствии выявилась в том,  что универсальные законы науки  не сводимы к совокупности  протокольных предложений. Сам  принцип проверяемости также  не мог быть исчерпаем простой  суммой Какого-либо опыта. Поэтому  сторонники лингвистического анализа—другого  влиятельного направления неопозитивизма  Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и  Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально  отказались от верификационной  теории значения и некоторых  других тезисов.
        Четвертая форма позитивизма  — постпозитивизм характеризуется  отходом от многих принципиальных  положений позитивизма. Подобная  эволюция характерна для творчества  Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении. 

      Материализм.
        Материали?зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. 

        Особенности материалистической философии.
        Материальное — всё, что принадлежит действительности (объективной реальности) и отображается ощущениями субъекта, существуя независимо от них. Состояние материальных объектов обуславливается только действием физических сил (гравитационные, электромагнитные, слабые и сильные взаимодействия и т. п.). В отличие от термина «действительность», термин «материальное» носит онтологический оттенок.
        Противоположностью материального является всё, относящееся к идеальному, то есть, относящееся к субъективной части реальности, которая существует в (сильной) зависимости от субъекта («нематериальное»). Основной (часто единственной) причиной идеального является субъект. К идеальному относят мысли, эмоции, смысл текста и т. п.
        Следует отметить, что идеальное и материальное имеет диалектическую взаимосвязь, то есть с течением времени материальное становится причиной идеального, которое становится причиной нового материального состояния. Неверно утверждать, что только материальное является причиной идеального.
        Нужно учитывать, что следствием применения критерия Поппера к философскому всеобъемлющему понятию является невозможность научными методами ни опровергнуть материализм, ни строго доказать его. Многие идеалистические и материалистические предстваления оказывались опровергнутыми развивающимся научным знанием. Например, теория биологической эволюции опровергает идеалистические представления о разумном («по образу и подобию», с целью, по замыслу) сотворении человека и других живых организмов, ушли в прошлое и вполне материалистические представления о теплороде или геоцентрическая система мира. В то же время для науки характерна опора на объективные материальные явления и процессы, хотя целью науки и не является доказательство или опровержение какой-либо философской концепции. 

        История материализма.
        Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого её возникновения и встретить повсюду в истории философии. В том числе, и в истории восточной философии (Китай, Корея, Япония, Индия).
        В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается.Анаксимен полагал, что все возникает из воздуха. Гераклит считал, что все возникает из огня. Наиболее последовательно проводили материалистическую линию Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах. По мнению, некоторых исследователей глубокие исторические корни имеет материалистическая традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ Ван Чун.
        В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли. Определяющее влияние на европейскую философию материализм приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. А. Фейербах, Д. Ф. Штраус, Я. Молешотт, К. Фогт, Л. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг).
        Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Диалектический материализм Маркса и Энгельса, в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы. С учётом накопленных естествознанием знаний, Ленин дал новое определение: материя — это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И. Полное собрание сочинений, том 18, стр. 131).
        Исторический материализм. Долгое время считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками руководителей и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности. Гегель в своей работе «Философия истории» предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся идеальное начало, высшая идея, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Исторический материализм окончательно отбросил опору на идеализм. Маркс считал, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. Эта причина объективна и, фактически, не зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах. Естественнонаучный материализм. Как особый вид материализма выделяют естественнонаучный материализм, получивший распространение в естествознании XIX—XX вв. 

        Влиятельные современные теории.
        В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике.
        В отличие от античного материализма, материализм сейчас уделяет много внимания духовному развитию человека.
        К материализму часто относят нат
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.