На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                   СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………….…………….…3 
1. Необходимость макроэкономического регулирования экономики….5 
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………………………………9 
3. Проблемы макрорегулирования в Республике Беларусь……..19 
Заключение…………………………………………………………………………….24

Список используемых источников…………………….………………………….…26 
 

        

 

        ВВЕДЕНИЕ 

       В современном мире в установлении равновесия национального рынка активное участие принимает государство, выполняющее важные социально-экономические функции, используя комплекс экономических и административных рычагов. Без повышения роли государства, восстановления управляемости экономики из её нынешнего кризисного состояния не вывести. Нужен двуединый процесс: с одной стороны, движение к современным механизмам рыночного саморегулирования, создание конкурентной среды, полнокровных рынков товаров, капитала, труда, недвижимости, ценных бумаг, интеллектуальной собственности, разветвленной рыночной инфраструктуры. С другой стороны, необходима выработка с учетом мирового опыта оптимальных для стороны форм и методов государственного регулирования. Это должно означать не возврат к прежним функциям государства в командной экономике, а становление его новой роли в рыночной экономике постиндустриального типа. 
       Государственное регулирование экономики — это  система мер государства посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения  государства в регулирование  экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.
       Во  всех развитых странах рыночный механизм дополняется инструментами государственного регулирования. Их соотношение зависит от доли госсектора, исторических особенностей, характера решаемых задач.
       Особенности Беларуси в том, что, во-первых, идет переход от одного экономического строя  с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладного хозяйства и рыночных отношений; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, сводящей госрегулирование к минимуму; в третьих, формы и методы такого регулирования во многих звеньях еще не сложились.
         Актуальной проблемой является теоретическая разработка и практическое освоение модели государственного регулирования в странах с переходной экономикой, так как традиционные рецепты государственного воздействия на экономику во многих случаях оказываются несостоятельными.
       Целью курсовой работы является раскрытие  сущности государственного регулирования  экономики на макроуровне. Основными объектами являются государственного регулирования  являются  экономический цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, условия накопления капитала,  занятость, денежное обращение, платежный баланс,  цены, условия конкуренции,  социальные отношения, социальное обеспечение,  подготовка и переподготовка кадров,  окружающая среда, внешнеэкономические связи.
       Задачами  работы являются:
       1. Отражение необходимости макроэкономического  регулирования экономики;
       2. Исследование основных направлений  и инструментов государственного  регулирования экономики;
       3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
       Основными источниками данной курсовой работы являются различная учебная и  методическая литература, а также  периодические издания, посвященные  экономике Республики Беларусь. В курсе лекций «Государственное регулирование  национальной экономики» отражены важнейшие методы, формы и система регулирования в условиях белорусской модели развития. В «Макроэкономике» Лемешевского И.М. изложены  инструменты и модели государственного регулирования.  

        

 

       1. Необходимость макроэкономического  регулирования экономики 

     Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Подобное регулирование в современных рыночных условиях осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, тем не менее, экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Основные функции государства: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование; проведение политики макроэкономической стабилизации; деятельность в сфере распределения доходов.
       Функции определяют тот необходимый минимум вмешательства государства, без которого не может нормально функционировать рыночный механизм. В развитии экономики государств очень часто приходится корректировать те недостатки, которые имеет рынок. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды,  не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (запасы рыбы), не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования, не гарантирует права на труд и доход, не обеспечивает развития фундаментальных исследований в науке,  рынок подвержен нестабильному развитию с присущими ему инфляционными процессами. Поэтому государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества фирм, эффективной конкуренции, за ограничение монопольного производства. В условиях смешанной рыночной системы хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин. К ним относятся:
       Во-первых, необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка.  Рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом. А обеспечить это индивидуум или предприятие полностью не способны.
       Во-вторых, это касается инфляционных процессов, обладающих, как известно, весьма разрушительным действием на хозяйственные системы.
         Борьба с инфляцией оказывается часто важнейшей задачей стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики немыслимо. Такая стабилизация иногда дается очень дорого, сопровождаясь большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и другими неблагоприятными последствиями.  Высокий уровень безработицы, превышающий естественную норму, недопустим в хозяйственной системе как по чисто экономическим причинам, так и по социально-политическим: низкие доходы, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность. Наконец, это нарушение определенных демократических прав и свобод.
       Политика  приведения безработицы к ее естественному  уровню и поддержания последнего также сопряжена с многими  проблемами: возможным дефицитом  госбюджета, инфляцией, так как требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий, затрат на создание и эффективную работу служб занятости и т.д.  [6, с.267]
       Усиление  интернационализации экономики  порождает еще одну макроэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса страны. Несбалансированность внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира, требовать сложных и болезненных макроэкономических корректировок. Поэтому государство проводит ту или иную политику по кратко - и долгосрочному балансированию платежей страны, прибегая в ряде случаев к экстренным мерам внешнеэкономической политики.
       Кроме того, рыночное регулирование через цены темпов роста и структуры экономики обычно происходит замедленно и стихийно. К тому же предприятие и индивидуум обычно не владеют полной информацией, в результате чего  политика отличается определенной бесплановостью. Это особенно заметно в отраслях с растянутым циклом производства (сельское хозяйство, горнодобывающие отрасли и т.д.). Поэтому наряду с более эффективным распределением богатства, затруднено поддержание баланса спроса и предложения и обеспечение стабильного роста.
       Во-третьих, опираясь только на рыночный механизм, невозможно осуществить справедливое распределение доходов. Хотя рыночный обмен и ведется по принципу эквивалентности, возможности у людей различны и доходы их вследствие этого заметно разнятся. Неограниченное действие рыночных механизмов неизбежно ведет к социальной поляризации, безработице и социальной напряженности.
       Необходимость стимулирования экономического роста  как основы общественного прогресса - еще одна возможная причина государственного регулирования экономики. Политика экономического роста, осуществляемая правительствами, включает в себя, в частности, содействие структурной перестройке экономики, научно-техническому прогрессу, реализации инвестиционных государственных программ, антициклическое регулирование. Она требует грамотной денежно-кредитной и фискальной политики, но весьма часто сопряжена с неблагоприятными последствиями, такими как инфляция, структурная безработица, дефицит платежного баланса, особенно в краткосрочном периоде. [5, с.98]
       Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой.
       Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;
       Четвертой причиной вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции является неизбежная для рынка тенденция к образованию монополий, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. В той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики. [10,с. 155]. 

       Сегодня ни у кого не вызывает сомнение необходимость  присутствия государственного регулирования  в аграрной сфере. В силу высокого органического строения капитала в  сельском хозяйстве субъекты предпринимательской  деятельности получают более низкий доход и не могут конкурировать на рынке с производителями других отраслей. Государство, принимая во внимание то, что продукты питания как товар имеют малоэластичный спрос и предложение, а также удовлетворяют потребности населения базового порядка, берет на себя функции регулирования отношений.
     Государственное регулирование в рыночном хозяйстве – целенаправленное воздействие государства на макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную.
     Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.
     Таким образом, государственное регулирование, включающее создание и укрепление системы макроэкономического регулирования, определение его целей, методов и политики, является концентрированным воплощением экономических функций государства, объективной необходимостью на этапе перехода к рынку. Осуществление макрорегулирования параллельно с выявлением роли рынка в распределении ресурсов позволяет сделать функционирование рыночной экономики более осознанным, согласованным и слаженным, обеспечить продолжительное, ускоренное и нормальное развитие народного хозяйства. 

 

       2. Основные направления  и инструменты  государственного  регулирования экономики 

       Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических  процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.   Объектом государственного регулирования может являться экономика страны в целом или ее отдельные регионов, отраслей, сфер, предприятий.
       В качестве объекта регулирования  выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. Это могут быть структура народного хозяйства, масштабы общественного производства, темпы экономического роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т.д. Главной целью государственного регулирования экономики являются экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Достижение главной  цели требует реализации множества конкретных целей, которые в совокупности с главной  образуют дерево целей [3,с. 236].
       Основной  целью социально-экономического развития Республики Беларусь является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики [16].
       В системе методов  государственного регулирования экономики центральное  место занимают экономические методы, которые  включают в себя
    Методы прямого государственного регулирования;
    Методы косвенного государственного регулирования.
       Прямые  методы выступают в следующих  основных формах:
    Целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы);
    Государственные закупки
    Функционирование государственного сектора экономики.
       Косвенные методы выступают в следующих  формах:
    Денежно-кредитные методы (учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов);
    Бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);
    Ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);
    Внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).
       Основными формами административных методов  являются:
    Антимонопольные меры (предупреждение монопольного сговора, принудительное разукрупнение, контроль за функционированием  доминирующих производителей);
    Введение обязательных стандартов (экологические, санитарные, социальные);
       Определение оптимально допустимых  параметров жизни населения (гарантированный  минимум заработной платы, пособия  по безработице).[3,с.237]
       В системе мер государственного регулирования  экономики можно выделить относительно самостоятельные, но в то же время  тесно увязанные между собой  направления:
    планирование, программирование и прогнозирование;
    финансово-кредитное регулирование;
    антимонопольное регулирование;
       Центральным звеном в финансово-кредитной системе  является бюджет. Он представляет собой  централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство  страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В нем объединяются все основные финансовые институты - различные виды доходов и расходов.
       По  сути, бюджет — это годовой финансовый план формирования и использования  денежных средств государства или соответствующих административно-территориальных единиц. Определение объема бюджета, его доходной и расходной частей осуществляется на основе бюджетного планирования исходя из прогнозных показателей социально-экономического развития РБ и соответствующих административно-территориальных единиц.
       Бюджет  выполняет три основные функции: фискальную - создание финансовой базы функционирования государства; экономическую - реализация экономической политики государства, стимулирование развития экономики; социальную - перераспределение доходов, решение проблем социального развития. Государство через бюджет может регулировать рыночную экономику.
       С этой целью в процессе формирования различные методы (налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ; прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ субсидирование отдельных отраслей, предприятий для выравнивания экономических условий; выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд; создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для поддержки предпринимательства, предупреждения диспропорций в развитии экономики. Доходы бюджетов формируются за счет налогов, обязательных платежей и иных поступлений. В бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства. Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития республики и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов    [8,с. 92].
       Важнейшими  регуляторами бюджетного регулирования  являются: уровень централизации  средств в бюджете; соотношение  между республиканским и местными бюджетами; дефицит бюджета; соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами; структура государственного бюджета по источникам поступления и направлениям использования. Если задолженность государства накапливается, она превращается в государственный долг. Во всех странах с рыночной экономикой существуют бюджетные дефициты и государственный долг.   [3,с. 251]
       Основу  финансово-кредитного регулирования  экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой  комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Цель кредитно-денежного регулирования - поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста. Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой Национального Банка, воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, центральный банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.
Выделяют три  направления кредитно-денежного  регулирования:
       · контроль над банковской системой;
       · регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии;
       · регулирование государственного долга.
       Целью государственного контроля над банковской системой является укрепление ликвидности  финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять  требования вкладчиков. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на ставку банковских ссуд и депозитов, уровень рыночной нормы производства.
       Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется для воздействия  на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией.
Государственный долг регулируется через покупку  или продажу государственных  обязательств, изменение цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности для частных  инвесторов.
       В большинстве стран мира для кредитно-денежного  регулирования используются общие и селективные инструменты. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы обязательных резервов. Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Как правило, центральный банк изменяет доступность некоторых видов кредита посредством контроля, регулирования риска и ликвидности банковских операций.
       Жесткая кредитно-денежная политика ограничивает рост денежной массы, что ведет к сокращению предложения национальной валюты и повышению ее курса. Смягчение кредитно-денежной политики создает предпосылки для снижения курса национальной валюты.
       Валютный  курс является важным объектом государственного регулирования, его изменение существенно влияет на экономику страны.
       Государственное регулирование - это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции [19, с.37].
       Также государственное  регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер.  Цели и направления антимонопольного регулирования общие в большинстве стран мира:
    обеспечение и сохранение конкуренции;
    контроль над хозяйствующими субъектами-монополистами;
    контроль за процессами концентрации капитала (слияния, поглощения);
    защита интересов потребителя;
    защита и поддержание малого и среднего бизнеса.
       Меры  антимонопольного регулирования в  зависимости от складывающейся на рынке  ситуации могут быть чрезвычайными  или повседневными, запретительными или ограничительными, поощрительными и другими. Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства. Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.
       Цель государственного регулирования агропромышленного комплекса - обеспечение устойчивого развития и эффективного функционирования всех относительно независимых и самостоятельных отраслей и сфер комплекса, стабильности аграрного рынка, продовольственной безопасности страны.
       Регулирование агропромышленного  комплекса осуществляется посредством разнообразных правовых, организационных, экономических и других мер, однако решающая роль принадлежит экономическим методам регулирования: планированию, программированию и прогнозированию, а также ценам, кредитам, налогам, субсидиям, дотациям и другим.
       Важнейшими  принципами формирования системы государственного регулирования агропромышленного  комплекса в Беларуси являются:
    поддержание экономического приоритета между сельским хозяйством и другими отраслями АПК;
    государственный протекционизм и защита сельскохозяйственных товаропроизводителей;
    сохранение самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в осуществлении предпринимательской деятельности;
    использование преимущественно экономических методов в системе государственного регулирования;
    воздействие на структуру и объемы агропромышленного производства через регулирование аграрного рынка;
    приоритет договорных отношений между субъектами агропромышленного комплекса.   [2, стр. 219]
       Также одно из главных мест в системе  государственного регулирования экономики занимают цены. Именно цены в условиях рыночных отношений становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен характеризуют состояние экономики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации.
       В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям цены становятся важнейшей сферой экономических преобразований. Цены регулируют все процессы, протекающие в макроэкономике. Цены формируют структуру народнохозяйственного комплекса страны, способствуют совершенствованию ее важнейших пропорций, сигнализируют о возникающих дисбалансах.
       На  уровень и динамику цен влияют денежная, налоговая и внешнеэкономическая  политика. По способу установления и степени регулирования органами государственной власти выделяют регулируемые и свободные (договорные) цены. Регулирование цен может осуществляться в различных формах: установления строго фиксированных цен или предельных уровней цен, предельных надбавок или коэффициентов к ранее действующим ценам, регламентации отдельных элементов цены (прибыль, надбавки, наценки). Ценовая политика Республики Беларусь направлена на сдерживание темпов инфляции путем регулирования в кредитно-денежной и валютной сферах, снижения уровня затрат на производство продукции и услуг.
       Формирование  и регулирование цен основано на использовании традиционных, преимущественно экономических инструментов кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной и таможенной политики. Учитывая неразвитость в стране рыночных отношений, отставание институциональных и структурных преобразований, недостаточно сформированную конкурентную среду, монетарные методы ценового регулирования дополняются активным воздействием государства на инфляцию издержек, связанных с производственными затратами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.