На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Дмитрий Иванович Менделеев

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                     
   Санкт-Петербургский  государственный  технологический  институт 
                           (Технический  университет) 
 
 
 

Кафедра истории Отечества, науки и культуры                        Факультет  5
                                                                                                                 Курс           1
                                                                  Группа       507 
 

                            Курсовая работа
             Тема: Дмитрий Иванович Менделеев 
 

Студентка Филь Жанна Алексондровна…………………….
Руководитель,  Гостенков Пётр Анатольевич …………………….
(должность) 

Оценка за
курсовую работу________________________ 
 
 

                                                  Санкт-Петербург 
                                                            2011                                                              
                             СОДЕРЖАНИЕ   
      Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1.Биография
    1.1Детские и юношеские годы Д.И.Менделеева…………………………………………………………6
    1.2 СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ………………………………………..7
Глава 2. Открытие периодического закона
   2.1 Открытие периодического закона.……………………………………………………….10
     2.2 Периодическая система химических элементов и строение атома..................14
      2.3 Работы Д.И Менделеева ……………………………………………………………..16
Глава 3. Исследование по теории растворов
      3.1 Гидратная теория растворов …………………………………………………………………19
Глава 4. Последние годы Д.И.Менделеева
4.1 Смерть Д.И.Менделеева......................................................................................................21
 
Заключение……………………………………………………………………………………..26
Список  использованной литературы…………………………………………………………..25
Приложение………………………………………………………………………………………………….26 
 
 
 

                                                         
                                      

                                             
                                                 ВВЕДЕНИЕ  

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - великий  русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. В своей курсовой работе я обратилась к жизненному и научному пути одного из самых ярких естествоиспытателей к- Дмитрию Ивановичу Менделееву. Совершенно неслучайно именно эта область была затронута мной, так как, к сожалению, в нашем отечестве большинству людей он известен лишь с одной стороны, а конкретно как основоположник периодического закона, то есть, попросту говоря, как химик. Но это далеко не полная картина. Цель моей работы и заключается в том, чтобы открыть новые, доселе забытые страницы этого человека. Наша литература мало писала или деликатно обходила все то, что касалось вклада, который внес Дмитрий Иванович в науку, да и вообще в общественную жизнь, так как многие его открытия либо были куплены и внедрены западом, либо просто не нашли применения из-за смелости своего предположения. Немногие, например, знают, что заслуга перехода от аршин и пудов к цивилизованной системе единиц принадлежит Менделееву, или что труд, посвященный идее о судах, способных пробираться сквозь льды (иначе говоря ледоколах) также его творение. Что уж тут говорить о этиловом растворе и таблице химических элементов. Д.И. Менделеев был один из немногих ученых, кто посвятил свою жизнь целиком и полностью работе на благо своей Родины. Вклад был колоссальным, а вот отдача, выразившаяся в общественном признании, носила не столь значительный характер. Хотя сделав пользу научному знанию, он он тем самым внес свою лепту и в экономику. Но начнем с самого начала, с того как все начиналось 

Цель нашей  работы: выделить основные этапы жизни  и деятельности Д. И. Менделеева. 
 

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1.Ознакомиться с биографией ученого и его научной деятельностью и творчеством по его работам.
2.Выделить основные этапы и направления творчества ученого.
3.Область работы и период увлечения различными отраслями науки Д. И. Менделеева. 

Были изучены  первоисточники-работы Д.И. Менделеева:
1.Монография «Исследование водных растворов по удельному весу»,
2.«Основы химии».
3. "Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева", 1984 г. 
 

       Приложение.
      Несомненно, Дмитрий Иванович Менделеев был великим учёным и великим человеком. Находясь в трудных жизненных условиях этот разносторонний, целеустремлённый, обладающий быстрым и пытливым умом человек сумел доказать России и всему миру свою гениальность.
      Я думаю, что открытие ПСХЭ (несомненно поворотный момент в истории химии) Дмитрием Ивановичем Менделеевым, как и все великие открытия (моё мнение), было совершено в прекрасном настроении, при поддержке семьи (ведь в год, когда Менделеев начал работать над ПСХЭ, родилась его дочь – Ольга), друзей (его приняли на многие кафедры знаменитых университетов)
 
 
 
                                         Глава 1
                                             Биография
 

       1.1Детские и юношеские годы Д.И.Менделеева
     Д.И.Менделеев родился 27января 1834г. в Тобольске в семье директора гимназии и народных училищ Тобольской губернии Ивана Павловича Менделеева. Это была большая дружная и культурная семья трудового русского интеллигента. И.П.Менделеев(1783-1847) получил в свое время хорошее образование,окончи.В 1807 году. Главный педагогический институт в Питербурге. В том же году он был назначен в Тобольск учителем гимназии и до конца 1818г.Преподовал философию изящные искусства и политическую экономию,а затем логику русскую слововестность .В 1818г. его назначили директором училищ Тамбовской губернии а в 1823г. перевели на должность директором училища  Саратовской губернии. В 1827г.Затем он вновь вернулся в Тобольск в качестве директора гимназии. Мать Дмитрия Ивановича ,Мария Дмитриевна(1793-1850),урожденная Корнильева. происходила из стариной культурной семьи ,тесно связанной с декабристами,сословными в Сибирь после 1825г. Она была образцовой воспитательницей своих многочисленных детей . Дмитрий был младшим - семнадцатым ребенком в семье, в то время это не было редкостью. Но трое младенцев Менделеевых умерли сразу после рождения, не дожив до крещения. Им даже не успели дать имена, поэтому в церковной книге последний сын Менделеевых значится четырнадцатым ребенком. Вскоре мальчика крестили и нарекли Дмитрием. К этому времени в живых у Менделеевых осталось семеро детей: пятеро дочерей и двое сыновей. В годы рождения Д.И.Менделеева семью постигло несчастье. Глава семьи И.П.Менделеев ослеп на оба глаза и вынужден был уйти со службы. Правда в скорее ему удачно сделали операцию в Москве, и зрение вернулось. Но возможность вернуться на  прежнюю должность была потерена,и он ушел на пенсию. Детство и годы юности Д.И.Менделеев провел в деревне, в здоровой трудовой обстановке ,среди крестьян и заводных рабочих. Будучи самым младшим членом семьином очень рано научился читать и писать и уже 7 лет подготовился поступать в гимназию вместе со старшим братом Павлом. Однако из-за малого возраста он был принят в Тобольскуб гимназию ,но при условии что останется на второй год в первом классе. Гимназические годы едва ли могли оказать какое либо влияние на выбор области будущей деятельности вообще на дальнейший жизненный путь Менделеева. Учился он посредственно по некоторым предметам в табеле бывали двойки и даже единицы. Все же Менделеев переходил из класса в класс без задержек, просидев лишь 2 года в1 классе по малолетству. Последние годы учебы Менделеева в гимназии были омрачены несчастьем. В октябре 1847 умер его отец, через  3 месяца после этого умерла сестра. Марии Дмитриевны ничего не оставалось делать как ликвидировать хозяйство и вместе со своей семьей покинуть Аремзянку.
                         1.2  СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ
 Менделееву  было всего 15 лет когда он  в 1849 получил аттестат об окончании  гимназии .Предстояло решать: Что делать дальше? В то время в России было лишь 7 университетов и несколько специальных высших заведений. Ближайшим к Тобольску был Казанский университет но у его матери там не было никого из знакомых. В москве же жил ее брат В.Д.Корнильев занимавший видное место в московском обществе и знакомый с влиятельными людьми. К нему надеясь на помощь и отправилась Мария Дмитриевна с детьми. В Москве Менделеевы были хорошо приняты и прожили у Корнильева зиму и часть весны. Молодой Менделеев впервые получил возможность познакомиться  с большим культурным городоми его жизнью. Однако в то время действовал закон согласно которому окончившие гимназии могли поступать лишь в тот университет к учебному округу которого принадлежит данная гимназия. Для Менделеева был открыт только доступ в казанский университет так как Тобольская гимназия принадлежала к казанскому учебному округу. Но мать решила попытать счастье в Питербурге надеясь на помощь влиятельных друзей и одноклассников своей покойного мужа еще служивших в Питербурских учереждениях. Весной 1850 Мария Дмитриевна вместе с детьми отправилась в Питербург. Но в Питербурге Менделеева ожидала неудача . Хлопоты о его поступлении в петербургский университет ни к чему не привели по той же причине что и в Москве. Возможность поступления в Медико-хирургическую академию была отвергнута ,так как оказалось, что Менделеев не мог вынести даже пребывания анатомическом театре. Но Главный педагогический институт был закрытым учебным заведением. Студенты не только учились но и жили в институте и не могли выходить из его стен только по разрешению инспектора . Д.И.Менделеев был по своему характеру далек и по воспитанию был далек. чтобы в такой атмосфере угодливости к начальству, шпионажа и доносов и товарищей превратиться в «подающего надежды благонадежного чиновника».Перейти в другое ,открытое, высшее учебное заведение он не мог по той причине, что не имел средств. Скоро Менделеев остался в Питербурге совершенно одиноким. едва он приступил к занятиям в институте, как умерла его мать (20сентября 1850г.). Через несколько месяцев Менделеев получил известие из Москвы о смерти своего дядя В.Д.Корнильева, а весной 1852г. от чахотки умерла его сестра Лиза, с которой он приехал в Питербург. Теперь лишь сибирские родные могли помогать Менделееву материальную помощь. Однако эта помощь была невелика и случайна. В институте же Менделеев жил на довольно скудном содержании. С первых месяцев он должен был думать о заработке. В каникулярное время нанимался на зажиточные семейства репетитором, уезжая для этого на дачи под Питербург. При всех серьезных недостатках Главного педагогического института как закрытого учебного заведения преподавание отдельных дисциплин в нем было поставлено хорошо. Учеба Дмитрия Менделеева в Петербурге давалась нелегко. На первом курсе он по всем предметам, кроме математики, получил неудовлетворительные оценки. Но на старших курсах дело пошло по-другому - среднегодовой балл Менделеева был равен 4,5 (из пяти возможных). В Главном педагогическом институте, где его учителями были такие известные ученые, как академики и профессора Петербургского университета физик Э.Х. Ленц, химик А.А. Воскресенский, математик М.В. Остроградский, зоолог Ф.Ф. Брандт, Менделеев почувствовал вкус к учебе и скоро стал одним из лучших. Сама обстановка института, при всей строгости режима закрытого учебного заведения, благодаря малому числу студентов, заботливому к ним отношению и тесной связи их с профессорами, давала широкую возможность для развития индивидуальных склонностей. В 1854 г., когда Д. И. Менделееву было всего 20 лет, появилась его первая печатная работа о составе минералов ортита и пироксена. В 1855 г. Д. И. Менделеев окончил институт с золотой медалью. Врачи посоветовали ему уехать из Петербурга ввиду слабости его здоровья. Дмитрий Иванович переселился в Симферополь, а потом в Одессу, где работал в качестве учителя гимназии. В 1859 г., после защиты диссертации на степень магистра на тему "Об удельных объёмах", он уехал за границу в двухгодичную научную командировку. В Гейдельберге Дмитрий Иванович работал у выдающихся физико- химиков того времени Бунзена и Кирхгофа, провёл исследование над капиллярностью, расширением жидкостей и температурой абсолютного кипения. Там он впервые установил существование критической температуры кипения жидкостей. За границей Д. И. Менделеев напечатал несколько выполненных им лабораторных исследований и познакомился с рядом крупных иностранных учёных. По возвращении в Петербург он погрузился в кипучую педагогическую, исследовательскую и литературную работу. В 1863 г. Д. И. Менделеев получил место профессора Петербургского практического технологического института, а с 1866 г. - Петербургского университета, где читал лекции по органической, неорганической и технической химии. Кроме того, он преподавал и в других учебных заведениях, среди которых следует отметить Владимирские женские курсы. В 1865 г. Д. И. Менделеев защитил диссертацию на степень доктора химии на тему "О соединениях спирта с водой".50спустя после окончания института, в 1904г.,менделеев отмечал, что он «обязан главному педагогическому институте всем своим развитием».Менделеев , поступивший в институт «не в очередь»,начал слушание высшей математики и других дисциплин с середины курса. Его товарищи уже учились целый год. Несомненно, Менделееву было нелегко догонять их, и надо удивляться, что по дифференциальному и интегральному исчислению и другим математическим предметам он получил удовлетворительные годовые отметки. Однако к концу года стало ясно, что успехи Менделеева в науках недостаточны для перевода его на старший курс1. Он оказался по успехам на 25-м месте из 28 студентов курса. Повторное прохождение дисциплин младшего курса оказался для Менделеева весьма полезным. Он вполне усвоил читаемые лекции и к концу  второго  года пребывания в институте передвинулся в число лучших студентов, имея пятерки и четверки по всем основным предметам. На старшем курсе,1853/54 учебном году Менделеев учился еще лучше. У него были круглые пятерки, несмотря на то что он часто болел и значительную часть учебного времени проводил в институтском госпитале. Несомненно на старшем курсе Главного педагогического института Менделеев уделял большое внимание химии и минерологи. Профессорами С.С.Куторгов и А.А.Воскресенский ему была предложена тема небольшого исследования, посвященная химическому анализу минералов ортита и пироксена. Кроме того, по заданию тех же профессоров Менделеев написал обширное сочинение «Об изоморфизме». Эти работы потребовали немало усилий и по своему объему и содержанию далеко выходили за рамки обычных студенческих курсовых работ. 

   Д.И Менделеев в студенческие годы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1В Главном педагогическом институте было два курса – младший и старший. Каждый курс был двухлетни
                                                                 Глава 2     
                 2.1 Открытие периодического закона.
Д.И.Менделеев. Открытие периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеев(1869)завершило развитие атомистических представлений в 19веке.Оно показало ,что существует связь между всеми химическими элементами. Периодический закон ,по мнению Д.И.Менделеева, следуют рассматривать как "одно из...обобщений, как инструмент мысли, еще не подвергавшиеся до сих пор никаким видоизменениям", который "ждет... новых приложений и усовершенствований, подробной разработки и свежих сил". В 19 веке периодический закон и система элементов представляли лишь гениальное эмпирическое обобщение фактов; их физический смысл долгое время оставался нераскрытым. Открытие периодического закона подготовило наступление нового этапа развития науки- изучение структуры атомов. Это, в свою очередь, дало возможность глубже выяснить природу химических элементов и объяснить ряд закономерностей периодической системы. Близко к современному определение химического элемента было дано Д.И.Менделеевым: "Под именем элементов должно подразумеваться те материальные составные части простых и сложных тел, которые придают им известную совокупность физических и химических элементу отвечает понятие об атоме. В 1869 г. он открыл периодический закон один из основных законов естествознания. В своей знаменитой периодической таблице ученый расположил химические элементы в порядке возрастания их атомного веса и определил, что с изменением атомного веса меняются и свойства элементов. Предсказания Менделеева были подтверждены уже в 1875 году, когда французский химик Лекок Буабодран открыл редкий металл галлий и свойства этого элемента совпали с предполагаемыми. Затем были открыты другие новые химические элементы, и они заняли свои места в периодической таблице Менделеева
2ТЕМ САМЫМ ПОДЧЕРКНУЛ,ЧТО ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕСТЕСТВЕННОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ И НИ В ЧЕМ НЕ НОСИТ ХАРАКТЕР ИСКУССТВЕННОСТИ .
Периодический закон явился фундаментом, на котором  Менделеев создал свою книгу «Основы  химии».Периодический закон явился фундаментом, на котором Менделеев  создал свою книгу «Основы химии». По богатству и смелости научной  мысли, оригинальности освещения материала, влиянию на развитие и преподавание химии этот труд не имел равного в мировой химической литературе. Затем многочисленные издания на русском, английском, немецком, французском и других языках. Главным делом жизни Д. И. Менделеева, было создание периодической системы химических элементов. Открытие периодического закона было величайшим обобщением всего эмпирического материала в химии. Периодический закон показал, что все химические элементы закономерно связаны между собой. Если элементы расположить в последовательности возрастания их атомных весов, как это сделал Д. И. Менделеев, то оказывается, что они периодически, через правильные промежутки, проявляют сходные свойства. Этим было впервые показано, что всё многообразие химических элементов и их соединений в природе образует стройную систему, причём свойства элементов закономерно зависят от их атомного веса или же, как было установлено позднее, от их атомного номера. Известные во время работ Д. И. Менделеева 64 химических элемента он расположил в виде таблицы, которая была названа таблицей Менделеева. 
 
 
 
 
 
 
 

3  Н. А. Фигуровский
 
 

В эту таблицу были включены также 28 химических элементов, открытых после Д. И. Менделеева, и внесены некоторые уточнения атомных весов. Теперь известно 96 элементов (элементы: нептуний, плутоний, америций и кюри в таблице не указаны). В каждой вертикальная группе таблицы расположены сходные между собой элементы в порядке возрастания их атомного веса; атомный вес указан под символом элемента, порядковый номер - над его названием. Периодический закон не только установил чёткую систему взаимозависимости физических и химических свойств веществ4, но и дал Д. И. Менделееву возможность предсказать открытие ряда новых, до того времени неизвестных, элементов, предопределив их свойства. В течение ряда последующих лет исследователи открыли все недостававшие в периодической системе элементы (галлий, скандий, германий и другие), полностью подтвердив предсказания Д. И. Менделеева.На основании периодического закона Д. И. Менделеев внёс ряд исправлений в величины атомного веса и данные о свойствах некоторых элементов, которые до этого не вызывали сомнений. Вычисленные на основе закона Менделеева атомные веса индия, бериллия, титана, церия, урана и платиновых металлов оказались правильными, а полученные до этого экспериментальные данные оказались неверными. Предсказание новых элементов и исправление атомных весов известных ранее элементов на основании периодического закона были подлинным триумфом Д. И. Менделеева. Периодический закон послужил и продолжает служить путеводной звездой творческих исканий в области химических, физических, геологических, технических и других наук. Принцип периодичности после формулировки закона Менделеева был перенесён на изучение разнообразных природных явлений и свойств, которые могли бы более глубоко осветить природу и строение вещества. Открытием периодического закона Д. И. Менделеев опроверг господствовавшее до него слепое преклонение перед голым опытом, эмпирикой, исправил и, где нужно, отступил от экспериментальных данных, подвергнув глубокой критике прежние формально-логические системы. Периодический закон, как общий закон природы, глубоко диалектичен. Энгельс в "Диалектике природы" писал, что "Менделеев, применяя бессознательно гегелевский закон о переходе количества в качество, совершил научный подвиг, который смело можно поставить рядом с открытием Леверрье, вычислившего орбиту ещё неизвестной планеты Нептуна". Эта оценка открытия Д. И. Менделеева теперь, после его 75-летней проверки и развития, должна быть значительно усилена. Открытие Леверрье дало науке и человечеству гораздо меньше, чем великое открытие Д. И. Менделеева, значение которого с каждым годом всё усиливается. 
 
 
 
 
 

4Цитировано по русскому подлиннику статьи, которая храниться в бумагах Д.И.Менделеева в архиве музея. Впервые русский текст статьи был опубликован в 1950г..
 


     2.2 Периодическая система  химических элементов  и строение атома
Таблица Периодической системы химических элементов графически отображает Периодический  закон. Каждое число в ней характеризует  какую-либо особенность в строении атомов: Порядковый (атомный) номер  химического элемента указывает  на заряд его атомного ядра, то есть на число протонов, содержащихся в  нем, а так как атом электронейтрален, то и на число электронов, находящихся  вокруг атомного ядра. Номер периода  соответствует числу энергетических уровней (электронных слоев) в атомах элементов данного периода.Номер  группы соответствует числу электронов на внешнем уровне для элементов  главных подгрупп и максимальному  числу валентных электронов для  побочных подгрупп. В свете строения атома можно объяснить причины  изменения свойств химических элементов  и образованных ими веществ. В  периоде с увеличением зарядов  атомных ядер элементов (слева направо) металлические свойства ослабевают, а неметаллические усиливаются. В группах (главная подгруппа) с  увеличением зарядов атомных  ядер элементов (сверху вниз) металлические  свойства усиливаются, а неметаллические  ослабевают. Природа каждого химического  элемента, то есть определенные, присущие только ему свойства атомов, простых  веществ, соединений, зависит прежде всего от заряда ядра его атомов. Заряд обусловливает и строение электронной оболочки атома. Но величины зарядов ядер атомов химических элементов  в Периодической системе Д.И. Менделеева изменяются монотонно, поэтому прямой причиной периодического изменения  свойств элементов это явление  быть не может. Оказывается, причина  периодичности – изменение строения внешних электронных слоев атома. Таким образом, из вышесказанного можно  сделать вывод: свойства химических элементов и образованных ими  веществ находятся в периодической  зависимости от строения внешних  электронных слоев. И были открыты изотопы – разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разные массовые числа. Очевидно, что ядра изотопов одного химического элемента имеют одинаковое число протонов, но различаются числом содержащихся в них нейтронов. Изотопы известны для всех химических элементов. В природе большинство их существует в виде смеси изотопов. Относительная атомная масса элемента равна среднему значению относительных атомных масс всех его природных изотопов с учетом их распространенности. В таблице Периодической системы под символами химических элементов приведены средние значения их относительных атомных масс. Наличие изотопов доказывает, что свойства химических элементов определяются не столько их атомной массой, как предполагал Д.И. Менделеев, сколько зарядом атомных ядер. Этим и объясняется положение в Периодической системе нескольких пар элементов, размещенных с нарушением принципа возрастания относительных атомных масс. В том-то и гениальность, проявление научной интуиции великого русского химика, что он в этих случаях предпочел расположить элементы по сходству в свойствах, предугадал истинный порядок размещения химических элементов по возрастанию зарядов их атомных ядер, хотя о строении их атома ничего не знал.Открытие изотопов позволило дать другое, современное определение Периодического закона: «Свойства химических элементов и образуемых ими веществ находятся в периодической зависимости от зарядов их атомных ядер». 

                             2.3 Работы Д.И Менделеева
     К числу своих крупнейших работ  сам Д. И. Менделеев относил ещё "Исследование упругости газов" и "Понимание растворов, как ассоциаций". Приступив к изучению свойств  газов, он обнаружил несовершенство применявшихся до него методов исследования, разработал несколько новых приборов, смело перешёл к изучению разреженных  газов в более высоких слоях  атмосферы и внёс много нового в метеорологию. Убедившись в том, что высокие слои атмосферы являются "великой лабораторией погоды", Д. И. Менделеев изучил теоретические  основы воздухоплавания и, как упоминалось  выше, поднялся в 1887 г. на аэростате  для исследования верхних слоёв  атмосферы. За совершение этого полёта Д. И. Менделеев удостоился медали Французского общества воздухоплавания. Ближайший  сотрудник Д. И. Менделеева, позднее  академик, Д. П. Коновалов писал: "В  области воздухоплавания Менделеев  провёл большую теоретическую работу, в которой также ищет прежде всего "основы". Его труд "О сопротивлении  жидкостей и воздухоплавание" (1882), по мнению знаменитого русского учёного, отца русской авиации профессора Н. Е. Жуковского, является "капитально по сопротивлению жидкостей, которая  и теперь (1909 г.) может служить  основным руководством для лиц, занимающихся кораблестроением. Д.И. Менделеев выполнял оригинальные работы в области органических соединений. Так, в 1861 г. появилась его статья «О пределах органических соединений», а в 1862 г. он издал работу по вопросам технологии органических соединений – «Оптическая сахарометрия». В 1861 г. публикуется докторская диссертация Д.И. Менделеева «О соединении спирта с водой», которая явилась оригинальным исследованием не только в области органической, но и физической химии. В области органической химии Д.И. Менделеев работал не меньше 10 лет (в начале своей научной д Работая над теорией растворов, Д. И. Менделеев собрал и привёл к одинаковым условиям громадное количество (238 пар веществ!) опытных данных других исследователей, полученных в самых различных Теоретические работы и собранные Д. И. Менделеевым данные оказали неоценимую услугу лабораторной и заводской практике. Он предложил известную формулу теплотворной способности топлива, которая ныне вошла в учебники. Эта формула даёт возможность вычислять теплотворную способность по анализу водорода, кислорода и азота в топливе. Работая над теорией растворов, Д. И. Менделеев собрал и привёл к одинаковым условиям громадное количество (238 пар веществ!) опытных данных других исследователей, полученных в самых различных условиях. Он глубоко прокритиковал и математически обработал их, вывел ряд формул, выражающих зависимость между удельным весом и составом растворов. С большим интересом ученый также изучал эфирные масла, исследуя степень насыщенности их водородом. Менделеев посвящает много внимания нефтяной промышленности; так еще в 1863 году он первым выдвинул идею использовать трубопровод при перекачке нефти и нефтепродуктов. Разработка этой идеи имела огромное значение для российской промышленности, в которой стала стремительно развиваться нефтяная отрасль. В 1876 году Менделеев по поручению правительства едет в Америку для ознакомления с постановкой там нефтяного дела, неоднократно посещает с той же целью кавказские месторождения; ведет ряд любопытных работ по исследованию нефти. В 1877 году Менделеев выдвинул гипотезу происхождения нефти из карбидов тяжелых металлов, которая, правда, на сегодня большинством ученых не принимается. В 1880-1885 годах, занимаясь проблемами переработки нефти, он предложил принцип ее дробной перегонки. 

     5В 1854г. Е.Раммельсберг показал,что при кристаллизации из смешанных растворов железного и цинкового купороса выделяются кристаллы,характерные для сульфата железа 

                                        ГЛАВА3
                 Исследование по теории растворов
    Д.И.Менделеев за работой в своеь кабинете в Главной палате мер и весов. 
 

                    3.1  Гидратная теория растворов
Работы  Д.И. Менделеева по органической химии  представляют большой интерес и  в свое время сыграли определенную роль в развитии как теории, так  и практики исследований органических соединений. Ученый рассматривал растворы как неустойчивые химические соединения постоянного состава, находящиеся  в состоянии частичной диссоциации. Этими исследованиями было положено начало создания химической теории растворов  в противовес физическим теориям, хотя Д.И. Менделеев учитывал и физические факторы в процессе растворения. Но все же он процесс растворения  рассматривал прежде всего как химический процесс. Работы Д.И. Менделеева по растворам охватывают период почти в полстолетия. В этих исследованиях ученый выдвигает идею о химическом характере растворения. При этом отмечает, что в растворе образуется соединение между растворяемым веществом и растворителем. Состав этих веществ зависит от изменения температуры и концентрации. Такие соединения он назвал гидратами в случаях водных растворителей, а в более общей форме – сольватами. С работой о растворах тесно связано и другое открытие Д.И. Менделеева – критическая температура. Известно было, что, повышая давление и понижая температуру, можно приводить некоторые газы в жидкое состояние. В семидесятых годах Д.И.Менделеев открыл, что для каждого газа имеется предел – критическая температура, выше которой газ не может быть сжижен. Он назвал эту критическую температуру абсолютной температурой кипения.Сам ученый считал свои исследования в данной области одними из наиболее значимых.
   

 
 

6 Н.  А. Фигуровский 

                                                    ГЛАВА 4
                 Последние годы  Д.И.Менделеева
     Д.И.Менделеев за  игрой в шахматы  с художником А.И.Куинджи.
                     

                      4.1 Смерть Д.И.Менделеева
Последние годы жизни Менделеева текли в  привычном проторенном русле. Занимался  делами канцелярии Главной Палаты мер  и весов, участвовал в международных  выставках и юбилеях Академии наук, спустя месяц после заграничной  поездки, в 1903 году экзаменует первых выпускников  Киевского политехнического института, как председатель экзаменационной  комиссии. В эти годы он хоть и  постарел и болел,  но оставался  по-прежнему бодр и поражал редкой в его возрасте подвижностью. В 1903 году ему была сделана операция по
удалению  катаракты, но зрение позднее все  равно ослабло. Свои статьи и записки  Менделеев диктовал своим сотрудникам, они производили для него сложные  громоздкие расчеты и вычерчивали  нужные схемы, таблицы и графики. Работал над книгой «К познанию России», о важнейших событиях 1906 года. Как  человек, много работавший всю жизнь, Менделеев не боялся смерти, бестрепетно  ждал ее приближения, спокойно писал  и говорил о близкой кончине, делал посмертные распоряжения. Умер он 20 января 1907  года.  Многотысячная
толпа пришла попрощаться с великим  ученым, после того как все разошлись, на месте похорон осталось небольшое  возвышение, утопавшее в цветах и  венках. Рядом,  прислоненная к стенке склепа, гордо возвышаясь над цветами, стояла картонная таблица с периодической  системой. На полированном граните  навсегда
остались  только три слова, не нуждающиеся  в дополнительных пояснениях:
Сколько  химиков до него пыталось привести в систему все многообразие элементов,  которые  создали  удивительный  мир  вокруг человека и которые  составляют самое его существо...
Сколько  людей  поставили  ради  этого  на  карту  свою жизнь. Многие
понимали,  чувствовали,  что  должна  быть  такая система - закон природы, стремились  открыть  его - и напрасно. Он построил ее один – периодическую систему  элементов. Систему элементов Д. И. Менделеева. Это  был  могучий  человек,  потому  что сделанное им под силу только гиганту. Благодаря своему невероятной силы  таланту,  благодаря  крепости духа, благодаря уверенности в том, что дело его необходимо.
В январе 1907 года Д.И. Менделеев сильно простудился, показывая Палату мер и весов  новому министру промышленности и торговли Философову. Сначала был поставлен  диагноз сухой плеврит, затем  врач Яновский нашел у Дмитрия  Ивановича воспаление легких. В  5 часов великий российский ученый скончался в Петербурге. Он был  похоронен рядом со своим сыном  на Литераторских мостках на Волковском кладбище. Он купил для себя это  место вскоре после смерти сына, Владимира Дмитриевича (1865-1898), оно  находилось близ могилы матери Д.И. Менделеева - Марии Дмитриевны (1793-1850). Похороны ученого 24 января, принятые на счет государства, были настоящим национальным трауром, и напомнили современникам прощание сТургеневым. Более чем десятитысячная процессия протянулась от убранных траурными флагами Технологического института и Палаты мер и весов. Менделеева провожали люди, принадлежавшие к разным слоям общества, люди разных процессий и политических взглядов, объединенные уважением и скорбью. До кладбища гроб ученого несли на руках студенты и гимназисты, чередуясь через короткие промежутки. Большая толпа молодежи шла буквально рядом с гробом, дожидаясь чести нести прах великого русского ученого. 
 
Д.И.Менделеев  среди ученых- участников юбилейных торжеств в Берлине(1900г.).
. Выпуск МХТИ им.Д.И.Менделеева, 1937 г.  

                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ
8 февраля  2009 года исполняется 175 лет со  дня рождения Дмитрия 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.