На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкуренция и монополизм

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ……………………………………………….…..4
1.1. Условия возникновения и функции конкуренции………………………...……4
1.2. Совершенная и несовершенная конкуренция, монополии………..….…..……6
1.3. Причины существования  монополий, их виды……………………………….10
1.4. Взаимосвязь конкуренции и монополий………………………………………13
1.5. Факторы, влияющие на конкуренцию…………………………………………17
2. КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИИ……………………………………………………20
2.1. Формирование конкуренции на российском рынке и задачи государственного регулирования ………………………………………………….20
2.2. Защита конкуренции в России. ФАС…………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………24
Библиографический список…………………………………………………...…….25 

ВВЕДЕНИЕ 

     Рассматривая  поведение фирм на рынке, нельзя не обратить внимания на влияние характера  и типа рынка, на котором они функционируют.
     Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или  отсутствия ограничений на вход в  отрасль и выход из нее, доступности  информации о ценах, нововведениях.
     В условиях рыночной экономики главной  задачей любого субъекта хозяйствования является получение прибыли, привлечение  наибольшего числа потребителей, экономическое процветание.
      Между участниками рыночного хозяйства  неизбежно происходит соперничество  за лучшие условия производства, купли и продажи товаров, борьба за покупательский спрос - всё это черты конкуренции.
       Стремление выиграть в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма.
     Роль  конкуренции и монополий в  экономике оценивается противоречиво, так как можно привести доводы как за, так и против них.
     Таким образом, изучение  конкуренции является актуальным для  субъектов экономики.
     В моей курсовой работе рассматриваются  две стороны одного и того же рыночного  взаимодействия: конкуренция и монополизм.
     Первая  из них – одна из  главных причин эффективного производства, так как  именно конкуренция заставляет  фирмы внедрять научно-технические  достижения, совершенствовать технологию производства.
     Вторая сторона - позволяет использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, что способствует  снижению себестоимости и повышению качества продукции.
     Цель  моей работы – изучить соотношение  конкуренции и монополизма, определить их роль в современной экономике.
     Задачи:
    Раскрыть сущность конкуренции и монополий
    Ознакомиться со структурой конкуренции и монополий
    Выявить взаимосвязь между конкуренцией и монополией
    Рассмотреть положение конкуренции и монополий в современной экономике
    Сделать выводы на основе полученных знаний
 
 
 
 
 
 
 
 
1.СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ 

    1.1 Конкуренция и ее функции.
    Конкуренция слово латинского происхождения, означает «состязание», «столкновение». Как мы уже знаем, конкуренция является коренным свойством рыночной экономики, капитализма. Основой конкуренции служат свобода предпринимательства и свобода выбора, реализующиеся в форме стремления каждого человека максимально удовлетворять свои потребности, получить денежный доход для себя лично.
    Конкуренция – это соперничество между  участниками рынка за лучшие условия  производства и реализации продукта с целью получения максимальной прибыли. Это борьба нового со старым, в результате которой достигается  прогресс в экономике.
    Конкуренция – невидимая движущая  рука  в экономике. По мнению А.Смита, каждый индивид стремится к своей собственной выгоде, и в этом им движет невидимая рука провидения. Эта рука и есть конкуренция.
Для Смита  конкуренция характеризуется долговременными  тенденциями, которые соблюдаются, несмотря на краткосрочные отклонения. Конкуренция – принцип самоорганизации  социального порядка, в котором  присутствует доля риска. Идя по пути конкуренции, ты можешь проиграть. Но,  несмотря на это она является эффективным  регулятором.
    Для существования конкуренции нужны  определенные условия.
    Первым  условием возникновения конкуренции  есть наличие на рынке большого количества производителей любого конкретного  продукта или ресурса. Если производство сосредоточенно в руках одного собственника, как в условиях административно-командной  системы, когда при создании многих видов продукции командовала  только государство, властвует государственная  монополия, которое, по сути, возражает  конкуренцию.
    Второе  условие возникновения конкуренции - это свобода выбора хозяйственной  деятельности производителей. Каждого  из них избирает не только что вырабатывать, а и имеет право вносить  любые изменения в продукцию, определять ее объем и т.п..
    Третьим условием возникновения конкуренции  есть соответствие между тем, что  определяет спрос, и тем, что определяет предложение. Если, предположите, спрос  превышает предложение, покупатель не имеет свободы выбора продукции. Все выработанные товары легко реализуются, поскольку существует дефицит. Там, где дефицит, там нет свободной  конкуренции.
    Четвертым условием возникновения конкуренции  следует считать наличие рынка  средств производства. В конкурентной борьбе большое значение имеет установления высокой нормы прибыли, которая, по сути, есть ориентиром в выборе хозяйственной  деятельности. Тем не менее, выбор  деятельности показывает только возможность  производства. Для того чтобы эта  возможность превратилась на действительность, нужно, имея денежный капитал, превратить его на средства производства.
    Объемность  данного понятия, широкий спектр функций конкуренции раскрывают сущность конкуренции. Анализ рыночных процессов позволяет выделить ряд важнейших функций рыночной конкуренции:
    Функция регулирования. Для того чтобы устоять  в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под  влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
    Функция мотивации. Для предпринимателя  конкуренция означает шанс и риск одновременно:
    предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
    предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
    Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой  продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и  домашних хозяйств в соответствии с  их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
    Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет  покупателю возможность выбора среди  нескольких продавцов. Чем совершеннее  конкуренция, тем справедливее цена.
    Политика  в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция  могла выполнять свои функцию. Руководящий  принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
    технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);
    предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей) (адаптация под давлением конкуренции).
    Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в  прибыли теряются в результате успешного  воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит  от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера  и насколько динамичен спрос.
    В соответствии с руководящим принципом  оптимальной интенсивной конкуренции  благоприятные условия для нормального  функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с «широкой» олигополией с «умеренной» индивидуализацией продукции. «Узкая» олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.
    В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники  конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных  со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах  или имитации товарных знаков. Поэтому  государство должно издавать нормативные  документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
    качество конкуренции;
    само существование конкуренции;
    цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
    предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
    защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;
    ограниченная по времени патентная защита (20 лет ) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.
 
      1.2 Совершенная и несовершенная конкуренция, монополии.
       Совершенная конкуренция существует в  таких  сферах  деятельности,  где действуют  достаточно  много  мелких  продавцов  и  покупателей  идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять  на цену товара. Здесь  цена  определяется  свободной  игрой  спроса  и  предложения   в соответствии с рыночными законами их функционирования.  Этот  тип  называют «рынок свободной конкуренции».
        Существование огромного количества  покупателей  и  продавцов   означает, что ни один из них не владеет большой информацией  о  рынке,  чем  остальные продавцы, придя на рынок, застает  уже  сложившийся  уровень  цен,  изменить который вне его власти, - ведь  рынок  сам  диктует  цену  в  каждый  момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях  (цена, технология, юридические условия) с уже существующими  продавцами  приступить к производству продукции.  С  другой  стороны,  продавцы  могут  и  спокойно покинуть рынок, что подразумевает возможность  беспрепятственного  выхода  с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того,  чтобы  на рынке всегда происходило изменение  количества  производителей.  В  тоже самое  время  у оставшихся  продавцов  по-прежнему  отсутствует  возможность  контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.
         Теперь сформулируем основные характеристики рынка, совершенной конкуренции:
    большое количество мелких продавцов и покупателей;
    продаваемый продукт однороден у всех  производителей,  и  покупатель
    может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;
    невозможность контроля над ценой и  объемом  купли-продажи создает
    условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения
    рыночной конъюнктуры;
    полная свобода «входа» на рынок и «ухода».
        В реальной экономической действительности  рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как  это  изложено  выше,  практически  не встречаются. Он представляет собой  так  называемую  «идеальную»  структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует  скорее  как  абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или  меньшей степени стремиться. Но все - таки в  экономической  практике  имеются  рынки некоторых товаров, больше всего  подходящие  под  критерии  данной  рыночной структуры (например,  рынок  ценных  бумаг  или  рынок  сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и  они  достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или  группа  не в состоянии  контролировать  рынок  по  отдельным  видам  ценных  бумаг  или сельскохозяйственной  продукции.  Причем  товары  на  этих  рынках  у   всех производителей полностью идентичны и последние  владеют  полной  информацией об изменениях на рынке. Все  это  подтверждает  необходимость  использования для такого рынка особой - «биржевой» - формы организации.
        При наличии  конкуренции   на  рынке  производителя   с  целью  получении максимальной прибыли стремятся  снизить  издержки  производства  на  единицу продукции, в результате  этого создается возможность снижения  цены,  что увеличивает объем продаж у производителя  и  его  доход.  Самым  эффективным способом  достижения  этого  является  использование  научно -  технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно -  технических достижений позволяет увеличить  производительность  труда,  что  как  раз  и ведет к будущему  снижению  цены,  приносящему,  однако,  фирме  -  новатору большой доход.
         Конкуренция создает у производителей  стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение  ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит за  счет  дифференцирования отдельного  продукта.  Производители  осуществляют  постоянную  борьбу   за покупателя  на  рынке.   Результатом   такой   борьбы   является   политика стимулирования   сбыта,   которая   всемерно    и    всесторонне    изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой,  удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и  потребитель,  и общество в целом.
        «Совершенным конкурентом» является тот,  кто может продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии  влиять  на  нее  в сторону повышения или понижения. В  свою  очередь  «полностью  конкурентной отраслью»  является  такая  отрасль,  которая  состоит   исключительно   из многочисленных совершенных конкурентов.
         Рынки, на которых либо покупатели  либо продавцы принимают в  расчет свою способность  воздействовать  на  рыночную   цену,   являются   несовершенно конкурентными.
         Многие рынки, как, например, рынки  автомобилей,  крупяных  изделий   для завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.
         Фирма является «несовершенной»   до  тех  пор,  пока  ее  кривая  спроса понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а  не  горизонтальную линию  спроса  каждого  мелкого  совершенного  конкурента   в   отрасли   с совершенной конкуренцией.
        На  совершенно конкурентном  рынке  имеется  множество   продавцов   и покупателей, ни один из которых не является достаточно  крупным  для  того, чтобы влиять на рыночную цену, Вследствие этого покупатели  и  продавцы  на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.
        Однако на  несовершенно  конкурентных  рынках  индивидуальные  продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою  продукцию.  Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают  в  расчет  эту способность.  Характерные  черты  трех  укрупненных   типов   несовершенных конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важное значение на практике.  На  рынках  всех  этих  трех типов,  как  и  на  совершенно  конкурентных  рынках,   имеется   множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы  оказывать заметно влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
        Насколько несовершенной может  быть несовершенная  конкуренция?  Крайними случаем является наличие единственного продавца,  обладающего  практическим могуществом полного монополиста. В своей отрасли он  является  единственным производителем. И не  существует  другой  отрасли,  выпускающей  близкий заменитель его продукции.
         Самым крупным случаем  несовершенной   конкуренции  является  монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность  вхождения  в него других.
         В реальной жизни монополия  - это всегда вопрос меры власти  над  рынком. Можно  было  бы  утверждать,  что  каждый   бакалейный   магазин   является монополистом, поскольку не  существует  даже  двух  магазинов  с  абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов.  Однако  такой  подход  к  рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным,  так  как  цены, назначенные одним магазином,  влияют  на  спрос,  с  которыми  сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист  не имеет таких идентифицируемых соперников.
        Поскольку монополист является  единственным поставщиком  некоего   товара или вида услуг, цена, которую он получает за  свою  продукцию,  определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.
        Продавец обладает монопольной  властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема  выпуска.
         В условиях совершенной конкуренции  не существует никаких препятствий   к вхождению в рынок новых производителей. С другой  стороны,  на  монопольных рынках   существуют   барьеры   вхождения,   которые   делают   невозможным проникновение на рынок любого  нового  продавца.  В  силу  этого  монополия может иметь значительный приток прибыли.
        Монополистической   конкуренции свойственны черты и монополии, и совершенной  конкуренции.  Как  и  в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию,  которую  покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов,  однако  здесь  имеет место  и  конкуренция,  поскольку множество  других  продавцов  предлагают близкие, хотя  и  не  полностью взаимозаменяемые,  продукты.  По  существу монополистическая  конкуренция - это   совершенная   конкуренция   плюс дифференциация продукции.
        Рынок характеризуется дифференциацией  продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью  взаимозаменяемые.
        В условиях монополистической  конкуренции, как и в условиях  совершенной конкуренции, не существует барьеров для вхождения в  рынок  новых  фирм.  Но поскольку  барьеры  вхождения   отсутствуют,   фирмы   в   монополистической конкуренции  не  рассчитывают на получение   значительной   прибыли   в долгосрочном периоде.
         Олигополия     подразумевает     наличие     нескольких      продавцов. Олигополистический рынок -  это  такой  рынок,  на  которой  большая  часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на  весь  рынок своими собственными действиями. Автомобильная, сталелитейная промышленность  и отрасль  по   производству   нефтяных продуктов   являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как  и  при монополии,  но  цена  определяется   действиями,   предпринимаемыми   всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции.  Это  обусловливает  большую сложность решений олигополистов по сравнению с  решениями  фирм  на  других типах рынков.
         Если дифференциация продукции  возможна, фирмы должны  побеспокоиться  о дизайне и рекламе продукции. Олигополия  занимает  промежуточное  положение   между   монополией   и конкуренцией и в другом  аспекте.  В условиях  когда  конкуренция  является совершенной,  барьеры  вхождения  в  рынок  отсутствуют,  а   монополия   не оставляет возможности для проникновения других фирм.  На  олигополистических рынках обычно существует  некоторые  барьеры  вхождения,  но  они  не  столь жестки для  того,  чтобы  сделать  его  абсолютно  невозможным.  Чем  слабее барьеры, тем белее вероятно, что отрасль,  в  которой  продавцы,  занимающие прочное положение, получают высокие прибыли, будет привлекать  новые  фирмы, и, следовательно, тем ниже будет прибыли в отрасли в долгосрочном периоде.
    1.3 Причины существования монополий, их виды.
    Есть  несколько причин существования  монополий.
    Первая  причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.
    Вторая  причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.
    Третья  причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.
    Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать  решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным  уровнем, затруднять доступ на рынок  другим хозяйствующим субъектам. В  конечном итоге это дает возможность  монополисту перераспределять в  свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение  выпуск продукции будет малым, а  цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».
    Вид монополий зависит от рыночной структуры  и формы конкуренции.
    Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
     Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
     Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
     Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
     Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому  вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования  определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
     Иной  движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон  концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы  выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели  вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и  малых предприятий отделяется несколько  более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает  альтернатива: или продолжать между  собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они  выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между  ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.
     Современная теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного  предприятия;
2) монополия как  соглашение;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.