На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Международный опыт оценки рыночной стоимости компании и возможность его применения в России

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ 
 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

     Интеграция  в мировое хозяйство, а также  развитие рыночных отношений в России обеспечили важность оценочной деятельности для предпринимательской среды  нашей страны в настоящее время.
     Оценочная деятельность состоит в получении представления о стоимости объекта оценки (компании) или о величине доли собственника на конкретный момент времени [см. 8, с. 41], что является важным для обеспечения эффективности таких экономических процессов, как инвестирование, кредитование, страхование, исчисление налоговой базы, а также процессов, связанных с приобретением, передачей прав собственности на объект оценки.
      Оценочная деятельность имеет большое значение не только для покупки и продажи объекта оценки – компании, либо ее реструктуризации, но также является основой выбора эффективного курса антикризисного управления и принятия иных важных управленческих решений. К примеру, для выбора наилучшей стратегии и общего курса развития компании необходим комплексный анализ всех составляющих ее структуры, результатов производства, а также влияния факторов внутренней и внешней среды на общую деятельность рассматриваемого объекта [см. 45, с. 7]. Такой анализ можно провести на основе оценки стоимости компании. А потому значение оценки стоимости бизнеса для предпринимательской среды очевидно высоко.
     Более того, одной из важных задач для  экономики нашей страны в настоящее  время является привлечение иностранных  инвестиций для более эффективного развития крупных и мелких компаний различных отраслей российской экономики, а также обеспечение иных интеграционных процессов. Это практически невозможно без предварительной оценки рыночной стоимости отечественных компаний, так как многие экономические решения, в том числе инвестиционные, принимаются на базе информации о стоимости объектов сделки.
     Следовательно, актуальность и своевременность  выбранной темы исследования обусловлена  тем, что оценка рыночной стоимости  компаний становится с каждым годом все более востребованной. В рыночных условиях без оценки рыночной стоимости компаний практически невозможно их эффективное развитие, привлечение как иностранных, так и отечественных инвестиций, поскольку рыночная стоимость компании – это хорошая база для принятия управленческих и иных экономических решений.  
     Оценочная практика в нашей стране получила свое развитие в 90-х гг. ХХ в. после  перехода России к рыночной экономике. В связи с этим теоретической  основой российской оценочной деятельности является зарубежная оценочная теория. Однако, не смотря на то, что современная российская практика оценочной деятельности имеет своей основой зарубежный опыт, она не является его полным аналогом, точной копией, что связано с рядом особенностей российской предпринимательской среды. Это в свою очередь является значительным препятствием притоку иностранных инвестиций в нашу страну и прочим интеграционным процессам, а, следовательно, более качественному и эффективному экономическому развитию России. Более того, возможность совершенствования российской оценочной теории и практики в соответствии с международным опытом оценки может положительно сказаться на качестве управления отечественных компаний, а, следовательно, и на конкурентоспособности российских предприятий в мировом экономическом пространстве.
     Следовательно, актуальность вопроса определила цель данной работы – исследование теоретической и практической возможности  применения международной практики оценки рыночной стоимости компании в российской действительности.
     Объект  исследования – теория и практика оценочной деятельности в нашей  стране и за рубежом.
     Предметом исследования является степень и возможность использования мирового опыта оценки компаний в российской действительности.
     Поставленная  цель определила решение следующих задач:
     - определить рыночную стоимость  компании как экономическую категорию;
     - изучить теорию и практику  оценочной деятельности за рубежом  и в России;
     - выявить возможность и степень использования международного опыта в российской действительности;
     - выработать рекомендации по применению  международной методики оценки рыночной стоимости компании в России.
       Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 60 источников. Первая глава раскрывает понятие и сущность рыночной стоимости компании, а также указывает факторы, влияющие на результат оценки. Вторая глава изучает структуру мировой и отечественной оценочной теории, а также более детально отдельные подходы и методы оценки рыночной стоимости компании. Во второй главе анализируется возможность использования методик международной оценочной практики в России. Третья глава представляет собой практическую часть, включает расчеты рыночной стоимости российской компании на основе отечественного и международного опыта оценки, а также сравнение полученных результатов и практическое обоснование выводов, представленных во второй главе.
     Проблема  оценки стоимости компании является объектом внимания многих как зарубежных, так и отечественных исследователей. Поэтому теоретико-методологической базой для написания данной работы явились труды российских и зарубежных ученых, изучающих оценочную деятельность. Теория и практика оценочной деятельности в России затрагиваются в работах таких авторов, как В.М. Рутгайзера, А.Ю. Шатракова, Н.А. Щербаковой, В.Е. Есипова, Н. В. Исламовой, И.И. Просвириной, Е.С. Федоровой, О.Н. Щербаковой и др. Международную теорию и практику оценки исследуют Джулиан Рош, Т. Коупленд, Т. Колер, Дж. Мурин, А. Грегори, Д. Хитчнер, З. Мерсер, У. Хармс, А. Дамодаран, Г. Тругман и другие, что еще раз подчеркивает важность вопроса оценки стоимости компаний для настоящего времени.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ  КОМПАНИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  КАТЕГОРИЯ

1.1 Понятие и сущность рыночной стоимости компании

     Оценка  стоимости компании, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс исчисления величины стоимости объекта в  денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка [см. 9, с. 12].
     Оценочная деятельность с каждым годом становится все более необходимой в предпринимательской  среде как развитых, так и развивающихся  стран и заключается в расчете  при помощи определенных методов и моделей рыночной или иной стоимости объекта оценки с целью эффективного управления и распоряжения им.
     В связи с нестабильностью российской экономики, отражающейся на положении российских предприятий, оценка стоимости компаний приобретает особое значение и в нашей стране и применяется практически на всех стадиях жизненного цикла предприятий. 
     Теория  оценки проводит границу между понятиями  «стоимость» и «цена», вкладывая  в каждый из них определенный смысл. Стоимость подразумевает собой  денежный эквивалент, который гипотетический покупатель готов обменять на какой-либо предмет или объект (товар или услугу). То есть, это мера того, сколько гипотетический покупатель готов заплатить за оцениваемый объект. В то же время, цена выступает в качестве конкретной суммы денежных средств, уплаченной в качестве эквивалента стоимости объекта при совершении сделки купли-продажи [см. 23, с. 8].
     Отличие цены от стоимости состоит в том, что цена отражает исторический факт уже состоявшейся сделки по аналогичным объектам и фиксируется в системе финансового учета, стоимость же имеет вероятностную природу. 
     Таким образом, базовым понятием теории оценки является стоимость, то есть предполагаемый на основе имеющихся данных денежный эквивалент какого-либо объекта.
     Существует несколько видов стоимости, при этом, национальные стандарты оценочной деятельности различных стран, как и международные стандарты, имеют собственную классификацию видов стоимости в оценке, что обусловлено спецификой отечественной и мировой оценочной теории и практики. Например, между видами стоимости, выделяемыми российскими стандартами оценки и указанными в международных стандартах можно отметить несоответствия, которые имеют место как в более ранних изданиях стандартов, так и в последних нововведениях. Наглядно виды стоимости, используемые в отечественной оценочной практике (Федеральные стандарты оценочной деятельности РФ) и мировой (Международные стандарты оценочной деятельности) представлены в приложении 1.
     До  2007 г. в соответствии со Стандартами оценочной деятельности нашей страны была утверждена рыночная стоимость и девять видов стоимости отличных от нее, что практически полностью соответствовало Международным стандартам оценки. Однако в 2007 г. Федеральные стандарты оценочной деятельности РФ, как и международные стандарты, были подвергнуты изменениям. Таким образом, в настоящее время Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года №255, выделяет четыре вида стоимости оцениваемого объекта: рыночную стоимость, инвестиционную стоимость, ликвидационную стоимость и кадастровую [см. 35].
     При этом каждый вид стоимости имеет свое особое целевое назначение и в зависимости от него свое применение. Инвестиционная стоимость определяется для конкретного инвестора, исходя из доходности объекта при заданных инвестиционных целях. Ликвидационная стоимость рассчитывается при вынужденной продаже оцениваемого объекта в ограниченный период времени, не позволяющий значительному числу потенциальных покупателей ознакомиться с объектом и условиями продажи. Кадастровая стоимость определяется в частности для целей налогообложения и представляет собой рыночную стоимость, определяемую методами массовой оценки.
     В свою очередь, рыночная стоимость –  это наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден  на открытом рынке в  условиях конкуренции, когда стороны  действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки  не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства [см. 36].
     Среди перечисленных видов рыночная стоимость  является доминирующей, поскольку она  позволяет определить справедливую цену оцениваемого объекта, отражающую его истинные качества и доступность для потенциальных покупателей [см. 1, с. 9]. Поэтому практическое применение данного вида стоимости намного шире и включает в себя не только процесс отчуждения и приобретения объекта оценки.
      Объектом  оценки в данной работе является компания. Компания представляет собой объединение юридических и физических лиц, предпринимателей для проведения экономической деятельности. Под компаниями понимают объединения, товарищества, хозяйственные общества, фирмы, корпорации, то есть предприятия, имеющие разные организационно-правовые формы [см. 3]. В то же время предприятие – производственно-экономический и имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности [см. 45, с. 19]. Поэтому, так как эти два определения аналогичны по своей сути и смыслу, в данной работе эти понятия как объект оценки рыночной стоимости будут носить синонимичный характер.
     Главной особенностью рыночной стоимости компании, прежде всего, является то, что определение  этого вида стоимости происходит с позиций экономической концепции  фирмы, которая позволяет определить рыночную ценность компании с учетом таких факторов, как время, риск, неосязаемые активы, внешняя конкурентная среда, внутренние особенности и экономический имидж оцениваемого объекта [см. 9, с. 14].
     Данный  вид стоимости учитывает рыночную ситуацию, то есть оценка не ограничивается только учетом затрат на создание, либо приобретение оцениваемого объекта, его технических характеристик, местоположения, доходов, структуры активов и обязательств и т. п., а принимает также во внимание совокупность рыночных факторов: рыночную конъюнктуру, уровень и стратегию конкуренции, рыночное реноме оцениваемой компании, ее микро- и макроэкономическую среду обитания, риски, сопряженные с получением дохода, среднерыночный уровень доходности, цены на аналогичные объекты, а также текущее состояние отрасли и экономики [см. 9, c. 13].
     Отсюда  можно сделать вывод, что рыночная стоимость – понятие объемное и многогранное, так как учитывает  влияние большего количества факторов и аспектов стоимости, чем, к примеру, довольно узкая оценка стоимости, основанная лишь на ценности материальных активов компании.
     Для выявления наиболее значимых факторов, составляющих рыночную стоимость предприятия, зарубежными экспертами-оценщиками были сформулированы три группы принципов  оценки, которые также являются основой оценочных подходов и методов и помогают лучше раскрыть суть рыночной стоимости компании: принципы, связанные с представлением владельца об имуществе; принципы, связанные с рыночной средой; и принципы, связанные с эксплуатацией имущества [см. 16, c. 46]. 
     Первая  группа принципов включает в себя принципы полезности, замещения и  ожидания. Принцип полезности подразумевает, что компания обладает стоимостью, если она может быть полезна потенциальному владельцу, то есть если предприятие предназначено для производства определенного вида продукции, ее реализации и получения прибыли. Принцип замещения означает, что разумный покупатель не заплатит за компанию больше, чем наименьшая цена, запрашиваемая за другое аналогичное предприятие с такой же степенью полезности. И, наконец, принцип ожидания заключается в возможности будущей прибыли и других выгод, которые могут быть получены в будущем от использования имущества предприятия, а также размера денежных средств от его перепродажи [см. 26, c. 247]. Таким образом, данная группа принципов, позволяет выявлять и учитывать факторы спроса, характеризующие заинтересованность потенциальных собственников в приобретении оцениваемой компании.
     Принципы, связанные с рыночной средой, подчеркивают важность внешних факторов рынка для формирования рыночной стоимости компании. Например, принцип зависимости указывает на взаимозависимость стоимости оцениваемой компании и стоимости аналогичных ей объектов на данном рынке.  Принцип соответствия сводится к необходимости оцениваемой компании соответствовать требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т.д. В данной группе принципов можно также отметить принцип спроса и предложения, принцип конкуренции, принцип зависимости от внешней среды [см. 9, c. 35].
     Принципы, связанные с внешней средой определяют рыночную стоимость как обоснованную стоимость компании с учетом не только индивидуальных затрат и ожиданий участников сделки, но и с учетом общей ситуации на конкретном рынке, ожиданий этого рынка, общеэкономической текущей обстановки и реакции рынка на данный объект [см. 11, с. 16].
     То  есть, при изменении рыночных условий  рыночная стоимость компании будет меняться. Это говорит о том, что рыночная стоимость дает как можно более полное и точное представление о ценности рассматриваемого предприятия в определенных условиях на определенном рынке в заданный момент времени, что является важным для рациональности решений в отношении определенного объекта оценки.
     Последняя группа принципов связана с эксплуатацией  имущества, собственности и включает принципы остаточной продуктивности, вклада, возрастающей и уменьшающейся  отдачи, сбалансированности, экономической (оптимальной) величины и экономического разделения и соединения прав собственности [см. 9, c. 32]. Эти принципы обращают внимание на влияние внутренних факторов (факторов производства, их остаточной продуктивности, степени изношенности, оптимальных величин и т.д.) предприятия на его рыночную стоимость.
     На  конкретную компанию могут одновременно влиять несколько принципов, при  этом в зависимости от ситуации набор  принципов может для одного и  того же предприятия быть различным [см. 45, c. 49].
     Основным  принципом оценки рыночной стоимости  компании является принцип наилучшего и наиболее эффективного использования, означающий разумное возможное использование  предприятия, обеспечивающее ему наивысшую текущую стоимость на дату оценки. Данный принцип – синтез всех трех групп принципов оценки [см. 17, с. 36].
       Таким образом, рыночная стоимость  компании представляет собой  наиболее точную ожидаемую цену  оцениваемой компании в определенных условиях. Отсюда вытекает широта значимости и практического применения данного вида стоимости.
     Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости» №255, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. указывает общие случаи определения рыночной стоимости, в числе которых состоит изъятие имущества для государственных нужд; определение стоимости размещенных акций общества, приобретаемых обществом по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества; определение стоимости объекта залога, в том числе при ипотеке; определение стоимости неденежных вкладов в уставный (складочный) капитал; определение стоимости имущества должника в ходе процедур банкротства; и определение стоимости безвозмездно полученного имущества [см. 35].
     Однако  указанные случаи больше относятся  к определению рыночной стоимости  иных объектов, в основном активов  компании – ее составных частей.  В свою очередь оценка рыночной стоимости компании подразумевает комплексный анализ всех составляющих ее структуры, результатов производства с учетом влияния факторов внутренней и внешней среды на общую деятельность данного предприятия, а также с учетом перспектив его развития; и производится не только в случае купли-продажи компании, либо ее реорганизации, реструктуризации, но также при страховании, кредитовании предприятия, формировании стратегии развития, осуществлении инвестиционных проектов в отношении данной компании, а также в процессе слияний и поглощений [см. 13, c. 15].
     Стоит также отметить значимость рыночной стоимости компании для эффективного управления и распоряжения компанией.  Осведомленность о величине рыночной стоимости предоставляет собственнику объекта возможность усовершенствовать процесс производства, повысить эффективность управления, а также избежать банкротства и разорения. Поэтому рыночная стоимость является полезным инструментом для менеджмента, арбитражного, антикризисного и стратегического управления. Также немаловажно значение данного вида стоимости для принятия разумных инвестиционных решений.
     В макроэкономическом аспекте оценка рыночной стоимости является одним  из рычагов управления и регулирования  экономики со стороны государства, в частности – при управлении государственной и муниципальной собственностью [см. 9, с. 16]. На основе рыночной стоимости предприятий и организаций государство получает возможность формировать определенную эффективную политику в отношении наиболее значимых объектов экономики и, таким образом, способствовать экономическому процветанию страны.
     Таким образом, можно сделать вывод, что рыночная стоимость компании представляет собой наиболее полную оценку ценности данной компании на конкретном рынке в определенных условиях, учитывающую множество внешних и внутренних факторов, и поэтому является одним из важных инструментов для целого ряда экономических задач. 

1.2 Анализ факторов, влияющих на рыночную стоимость компании

     Чтобы лучше раскрыть понятие рыночной стоимости предприятия, важно не только вывести определение и суть данного понятия, но также подробнее обозначить факторы, то есть переменные, из которых складывается рыночная стоимость и которые оказывают влияние на результат оценки компании [см. 20, с. 124].
      Некоторые авторы отмечают, что теоретически стоимость компании является результатом  анализа трех составляющих, а именно [см. 34]:
     - чистых активов предприятия (в этом случае анализируется стоимость суммарных активов,  из которой вычитается стоимость обязательств);
     - доходов, которые будет получать потенциальный собственник данной компании (основой стоимости считаются различные, уместные в данном случае доходы и риски, связанные с их получением);
     - ценовой информации фондового рынка или рынка слияний/поглощений, при этом в основе стоимости лежат цены сделок с акциями или цены сделок с капиталом, его долями (стоимость может быть рассчитана как с учетом информации по акциям оцениваемой компании, так и с учетом данных по сопоставимым компаниям).
     Однако, каждый объект оценки уникален. Поэтому  способ расчета, приоритетность выбора методов оценки и значимость различных составляющих стоимости зависят от конкретного случая. Многие факторы оказывают комплексное влияние на формирование стоимости компании по трем составляющим, поэтому была разработана их классификация, основанная на среде воздействия.
     Как уже было отмечено ранее, рыночная стоимость  предприятия учитывает как факторы внутренней среды, образующие конкурентоспособный потенциал объекта оценки, так и факторы внешней среды – совокупность условий, в которых функционирует и выполняет свою деятельность данная компания. Совокупность внешних и внутренних сил (зависящих и не зависящих от предприятия) отражается на результате оценки рассматриваемой компании – на ее цене. Поэтому факторы рыночной стоимости согласно вышеуказанной классификации можно разделить на внешние и внутренние.
     Среди внутренних факторов, определяющих рыночную стоимость компании, можно отметить такие факторы, как финансовое положение объекта оценки (наличие собственных средств, оборачиваемость капитала и т.п.), его организационно-правовая форма, диверсификация производства (состав и структура выпускаемой продукции, услуг), ценовая политика, качество и объем производимой предприятием продукции, технология и затраты производства, степень изношенности оборудования, взаимоотношения с потребителями и поставщиками, уровень, принципы и качество управления, кадровый состав предприятия, степень контроля, получаемая собственником, нематериальные активы (фирменное имя, знаки, патенты, технологии, маркетинговая система и др.), и другие [см. 17, с. 21].
     Внутренние  факторы предприятия характеризуют степень внутренней устойчивости предприятия и его внутренний потенциал, что составляет важную часть рыночной стоимости анализируемого объекта.
     К внешним факторам относятся факторы  внешней среды, влияющие на текущую  и будущую деятельность и состояние  компании, то есть макроэкономические (темпы изменения ВВП, объем и динамика промышленного производства и инвестиций, уровень инфляции и др.) и отраслевые условия (конъюнктура мирового и внутреннего рынка), а также свойства и особенности конкретного рынка, где функционирует данная компания.
     Кроме этого, к данной категории можно  отнести немаловажные факторы спроса. Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые зависят от того, какие доходы приносит данное предприятие собственнику, какое  время и с какими рисками это сопряжено, каковы возможности контроля и перепродажи данного предприятия [см. 19, с. 30].
     Факторы спроса формируют привлекательность  компании для ее потенциальных собственников  и отражаются на ее рыночной стоимости.   Например, высокая потенциальная доходность компании, степень контроля собственника, ликвидность объекта увеличивают рыночную стоимость компании, так как положительным образом влияют на спрос среди ее потенциальных покупателей, стимулируя их интерес в отношении данной компании. В то же время, высокие риски, сопряженные с функционированием компании и с получением доходов от ее деятельности, увеличение времени получения доходов, а также наличие устанавливаемых для деятельности предприятия ограничений снижают интерес покупателей в отношении данного объекта, что отрицательным образом сказывается на его рыночной стоимости.
     Особое  место в системе факторов стоимости  компании занимает гудвилл, в последнее  время представляющий собой довольно сложный вопрос для оценочной деятельности.
     Гудвилл – это неидентифицируемый неосязаемый  актив, ценность которого определяется приверженностью клиентуры, добрым именем, деловыми связями компании, местонахождением и т.д. Стандартами  оценки к гудвиллу отнесены неосязаемые  активы, внешние по отношению к компании; причем часть этого гудвилла вызвана доверием к компании и ее имуществу (гудвилл фирмы), часть – доверием к личности собственника или менеджера (персональный гудвилл) [см. 28, с. 64].
     Однако современная оценочная деятельность в состоянии идентифицировать и оценить те активы, которые стандартами бухгалтерской отчетности не признаются идентифицируемыми: внутренне созданные товарные знаки и наименования, лицензии и контракты, методы, программы, системы, процедуры, прогнозы, расчетные ценки, списки клиентов, программное обеспечение, базы данных, неосязаемые активы в стадии разработки. К неосязаемым активам также могут относиться: обученная и собранная вместе рабочая сила, благоприятные трудовые договоры, договоры аренды, благоприятные договоры страхования, условия б отказе конкуренции, клиентские отношения и прочие нематериальные активы. Идентифицируемость этих активов зависит от возможности определить экономическую выгоду от их использования. В случае невозможности ее определения активы войдут в состав гудвилла [см. 28, с. 65].
     Такой подход определяется тем, что в последние  годы оценочная теория и практика стали существенно богаче и разнообразнее, и поэтому уже возможно определить в составе гудвилла некоторые его компоненты. В то же время все еще остаются сложности с выделением некоторых составляющих клиентского капитала, например, лояльности клиентов. Поэтому различия между товарным знаком и гудвиллом становятся неясными [см. 28, с. 65].
     Основываясь на этом, некоторые авторы [см. 28] отмечают, что при оценке стоимости компании лучше избегать, либо вообще не использовать термины «гудвилл» и «деловая репутация». А если учитывать, то связывать их стоимость с какими-либо определенными активами, например, с товарными знаками.
     Поэтому, так как благодаря развитию и  совершенствованию оценочной деятельности понятие «гудвилл» становится более  узким и привязанным к другим активам, этот фактор будет отнесен к категории товарные знаки в составе нематериальных активов предприятия.
     Более того, воздействие того или иного  компонента на итоговую величину стоимости  зависит также от нескольких основных факторов, а именно: от даты оценки, от объекта оценки и от целей и назначения расчета стоимости [см. 34, c. 35].
     Более наглядно факторы, составляющие рыночную стоимость компании, представлены в таблице 1.
Таблица 1 –  Факторы рыночной стоимости компании
Рыночная  стоимость компании
Внутренние  факторы Внешние факторы
Конкурентоспособный потенциал компании - финансовое  положение компании
- организационно-правовая  форма
- диверсификация  производства
- конкурентоспособность  выпускаемой продукции/услуг
- ценовая политика
- инновационная  политика
- производственные  технологии
- состояние основных  фондов
- взаимоотношения  с потребителями и поставщиками
- уровень, принципы, качество управления
- человеческий  ресурс
- нематериальные  активы
Макроэкономические - ВВП
- объем промышленного  производства
- инвестиции
- уровень инфляции
Отраслевые - конъюнктура  мирового рынка
- конъюнктура  внутреннего рынка
- отраслевые  ограничения
- уровень развития  отрасли
Рыночные - конъюнктура  фондовых рынков
Факторы спроса - ликвидность компании
- степень контроля  собственника
- ограничения  деятельности
- время получения  доходов
Основные  факторы
- дата оценки         - объект оценки - цели  и назначение расчета рыночной  стоимости
 
     Таким образом, рыночная стоимость компании – это ценность рассматриваемого предприятия на конкретном рынке, складывающаяся под влиянием многогранной совокупности определяющих ее внутренних и внешних факторов (конкурентоспособных черт и особенностей оцениваемого объекта, а также внешних сил, формирующих условия и возможности функционирования этого предприятия в рассматриваемой среде предпринимательства), как привлекательность для его потенциальных покупателей (будущих собственников).
     Поэтому учет всех факторов, влияющих на рыночную стоимость предприятия, является важной задачей, определяющей конечный результат оценочной деятельности, а, следовательно, необходимой для получения обоснованной рыночной стоимости оцениваемой компании.
     Совокупность  факторов (специфических особенностей деятельности компаний и внешней среды), учитываемых при оценке, исключает возможность существования единственного универсального расчета рыночной стоимости компаний.
     Традиционно общая теория оценки рыночной стоимости  подразделяется на подходы, каждый из которых представляет собой совокупность методов оценки (способы расчета стоимости объекта оценки), объединенных общей методологией [см. 31, c. 111]. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке [см. 36]. В результате специалисты данной области той, либо иной страны, руководствуются определенным количеством подходов и входящих в них методов в процессе оценочной деятельности.
     Как уже было отмечено ранее, международная  практика оценки несколько отличается от отечественной, что обусловлено  особенностями исторического развития разных стран и их специфическими чертами. Поэтому данная работа переходит к изучению основных подходов и методик зарубежного и отечественного опыта оценки рыночной стоимости компаний, выявлению особенностей рассматриваемых методик и их схожих черт, а также теоретическому анализу возможности эффективного привнесения принципов оценочной деятельности, присущих иностранному опыту, в российскую практику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ,  МЕТОДЫ И МОДЕЛИ  ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ  СТОИМОСТИ КОМПАНИИ

2.1 Мировой опыт оценки  рыночной стоимости компании

     Оценочная деятельность в мировой практике получила свое начало с необходимости оценки недвижимости, и как профессия данный вид деятельности появился в 30-х годах XX века [см. 16, с. 11].
     Как самостоятельная дисциплина практика оценки сформировалась в этот период впервые в США [см. 45, с. 14]. В 1936 г. в США появилось Американское Сообщество Оценщиков, которое в 1952 г. получило официальный статус. В 1987 г. для решения проблем в сфере оценки был основан Американский Фонд Оценки – некоммерческая организация, призванная сформировать унифицированные правила и стандарты оценочной деятельности на базе накопленного опыта. Под руководством группы юридических лиц, являвшихся в основном представителями некоторых правительственных агентств, и группы оценщиков недвижимости 30 января 1989 г. Фонд принял единые стандарты практики профессиональной оценки (USPAP – Uniform Standards of Professional Appraisal Practice and Advisory Options), которые наряду со стандартами других организаций формируют основу унификации практики оценки в США [см. 42, с. 16].
     По  данным стандартам оценки «оценка бизнеса  – это процесс подготовки заключения или определения стоимости предприятия  или доли акционеров в его капитале». При этом имеется в виду стоимость действующего (функционирующего) предприятия [см.358].
     С 1989 г. национальным Конгрессом США Американский Фонд Оценки был признан ведущим  институтом формирования и развития стандартов и правил оценочной деятельности в США [см.350]. 
     Таким образом, опыт оценочной деятельности США признан основополагающей основой теории оценки и был взят за основу многими странами при разработке собственной оценочной практики. К примеру, в нашей стране опыт США был взят во внимание при составлении российских стандартов оценочной деятельности [см. 31, с. 38].
     Однако  все же нельзя сказать, что это  определило мировое единство оценочной  теории и практики. Во многих странах торговое право и соответствующий комплекс регулирующих процедур предопределяют некоторое направление, иногда весьма специфическое, для стандартизации оценочной деятельности. Поэтому многие страны располагают собственными специфическими стандартами оценочной деятельности, которые отражают внутреннюю политику данных стран и установившиеся принципы практической деятельности, национальные политические и общественные цели, а также влияние самых разнообразных обычаев данных стран и их языковые особенности [см. 10, с. 38].
     Наряду  с национальными стандартами  оценочной деятельности различных стран в структуре мирового опыта оценки можно также выделить Европейские стандарты оценки, принимаемые во внимание странами-участницами Евросоюза.
     Европейская группа оценщиков основных фондов была создана как некоммерческая ассоциация национальных организаций оценщиков западноевропейских стран в 1977 г. В настоящее время она называется «Европейская группа ассоциаций оценщиков» («The European Group of Valuers Associations - TEGoVA »). Одна из главных целей этой организации — создание общих стандартов оценки, представляющих взгляды профессиональных организаций во всех странах Европейского союза [см. 6, с. 10].
     В соответствии с Европейскими стандартами оценки рыночная стоимость определяется как стоимость действующего предприятия, то есть как стоимость, созданная в результате его проверенной деятельности. Она является выражением стоимости устойчивой компании и получается из капитализации прибылей данного предприятия, отражающих оборот и условные обязательства. Стоимость, полученная таким образом, включает долю земли и зданий, машин и оборудования, гуд-вилла и прочих нематериальных активов [см. 16, с. 36].
     Следует отметить, что Европейские стандарты оценки не имеют обязательного характера для членов организации, но рекомендуются для применения как представляющие лучший опыт, разработанный для включения в соответствующие нормативные акты Европейского союза и дающие импульс к принятию соответствующих национальных стандартов стран ЕС [см. 6, с. 10].
     Кроме этого еще существуют международные  стандарты оценки (МСО), которые  разрабатываются Международным  комитетом по стандартам оценки, международной организацией, объединяющей профессиональные организации оценщиков более чем 50 стран мира, и имеют некую единую основу, отражающую единство экономических принципов, не зависящих от политических границ [см. 6, с. 9].
     Международные стандарты оценки определяют «стоимость действующего предприятия» как стоимость, приписываемую компании в целом, а ни какой-либо из ее составных частей. Стоимость отдельных активов  как компонентов действующего предприятия определяется на основе их вклада в общее целое и обычно рассматривается как их потребительская стоимость для конкретного бизнеса и его владельца. Но при этом ни одна из компонент рыночной стоимости не образует. В связи с этим в Международных стандартах оценки нет детального рассмотрения вопросов оценки компании [см. 16, с. 36]. 
     Не  смотря на первоначальное назначение, ни в США, ни в Европе Стандарты  оценки не рассматриваются в качестве незыблемого свода законов [см. 6, с. 10].
     В свою очередь в России Российское общество оценщиков (РОО) принимало  попытку добиться того, чтобы МСО  были приняты в России в качестве федеральных национальных стандартов оценочной деятельности, однако попытка  оказалась безрезультатной из-за смысловых неточностей финансового перевода [см. 31, с. 113-114].
     Необходимость разработки российских стандартов оценки стоимости была сформулирована в  Законе об оценочной деятельности, принятом в июле 1998 г. А спустя три года  постановлением правительства РФ были утверждены Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности [см. 31, с. 37]. Применение этих стандартов является обязательным, данные стандарты составляют основу оценочной деятельности в РФ.
     В итоге, можно сказать, что США  и Европа составляют основную базу мировой оценочной деятельности, поэтому, для детального рассмотрения зарубежного опыта и анализа  возможности его применения в  России в данной работе будет рассматриваться практика оценки в США и Германии (одной из стран, входящих в Евросоюз).

2.1.1 Практика оценочной деятельности в США

     Известные американские авторы, Фишмен Джей, Пратт  Шеннон, Гриффит Клиффорд и Уилсон Кейт, считают оценку стоимости компании более сложной для классического разделения на подходы, так как многие распространенные методы оценки состоят в комбинации двух и большего числа основных подходов [см. 41, с. 16]. А потому эти авторы предлагают рассматривать традиционные подходы к оценке стоимости как принципы, составляющие основу оценочных подходов и входящих в них методов [см. 41, с. 16]. 
     Поэтому в теории оценки США выделяют три  вида подходов к оценке рыночной стоимости компании: подходы, основанные на доходном принципе, подходы, основанные на рыночном принципе, и подходы, основанные на затратном принципе. 
     Доходный  принцип подразумевает связь  стоимости компании с текущей  стоимостью ее будущих доходов, либо доходов, которые возникнут в результате дальнейшей продажи компании. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом учитываются продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс [см. 33, с. 105].
     Следуя  доходному принципу, консультант-оценщик  оценивает будущие доходы предприятия  и трансформирует их в текущую  стоимость, используя ставку дисконта, которая учитывает риски, связанные с получением этих доходов [см. 41, с. 16] и таким образом, приводя перспективные доходы предприятия к текущей стоимости, получает рыночную стоимость данной компании.
     В оценочной практике США на доходном принципе основывается подход капитализации будущего дохода и подход дисконтирования будущих доходов.
     Доходный  принцип позволяет учитывать  будущие изменения доходов и  расходов оцениваемой компании, уровень  риска и интересы инвестора, что является значительным преимуществом основанных на данном принципе подходов.  Но, в то же время, доходный принцип упускает из внимания немаловажную конъюнктуру рынка и отличается сложностью прогнозирования будущих результатов и затрат [см. 4, с. 76].
     Второй  принцип – рыночный – заключается  в том, что стоимость компании может быть выявлена с помощью  анализа недавних аналогичных продаж сравнимых с данной компаний, и  основан на принципе замещения –  покупатель не купит объект оценки, если его стоимость превышает затраты на приобретение на рынке схожего объекта, обладающего такой же полезностью [см. 33, с. 104].
     Таким образом, при расчете рыночной стоимости  оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных компаний. Следовательно, цена определяется рынком, а оценщик ограничивается  только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом [см. 16, с. 105]. Поэтому рыночная цена, вычисленная согласно данному принципу, максимально учитывает ситуацию на конкретном рынке, то есть является реальным отражением спроса и предложения.
     Этот  принцип отличается от доходного  тем, что он основывается не на прогнозах  будущих доходов компании, а на ретроспективных данных [см. 31, с. 116], то есть отражает фактические результаты производственно-финансовой деятельности предприятия.
     Использование данного принципа требует тщательного  поиска аналогов и досконального анализа и корректировки сопоставимых показателей схожих по характеру своей деятельности компаний [см. 41, с. 16], что в некоторых ситуациях является сложностью.
     Рыночный  принцип отражается в подходе  стоимостных (оценочных мультипликаторов), а также в подходе-сравнении оцениваемого предприятия с компаниями-аналогами. 
     Среди недостатков подходов, основанных на рыночном принципе, можно отметить, во-первых, то, что эти подходы  игнорируют будущие перспективы  развития оцениваемой компании, а, во-вторых, трудоемкость методов, связанную с поиском и получением информации о компаниях-аналогах, а также с корректировкой  расчетов [см.360, с. 108].
     Последний, выделенный авторами принцип – затратный.
     Затратный принцип опирается на оценку стоимости  активов с учетом обязательств оцениваемой  компании, так как предполагает, что на стоимость активов может  указать сумма затрат ресурсов на их воспроизводство или замещение  с учетом физического и морального износа [см. 37, с. 16]. Другими словами, затратный принцип рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных, либо потенциальных издержек. Для этого из обоснованной рыночной стоимости суммы активов компании вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Таким образом, затратный принцип выявляет оценочную стоимость собственного капитала предприятия [см. 16, с. 122].
     Этот  принцип применим к компаниям, стоимость  которых незначительно превышает стоимость их материальных активов, например, к холдинговым компаниям [см. 41, с. 17]. Дополнительно затратный принцип также обеспечивает определение и ликвидационной стоимости компании.
     Результаты  оценки, проведенные в рамках данного принципа, считаются более обоснованными, так как расчеты опираются на финансовые и учетные документы компании. Более того, затратный принцип позволяет учитывать влияние производственно-хозяйственных факторов на изменение стоимости активов, а также дает оценку уровня развития технологий с учетом степени износа активов.
     В то же время среди недостатков  подходов затратного принципа можно  назвать тот факт, что они отражают прошлую стоимость и не учитывают  рыночную ситуацию на дату оценки, перспективы развития компании, а также возможные риски, связанные с функционированием оцениваемого предприятия. Другими словами, данный принцип характеризуется статичностью и игнорирует связи искомого результата оценки с настоящими и будущими результатами деятельности компании [см.354, с. 76].
     В рамках затратного принципа американская практика выделяет метод чистой стоимости  активов и метод ликвидационной стоимости.
     В свою очередь подходы, основанные на трех вышеперечисленных принципах, включают в себя ряд методов расчета рыночной стоимости компании.
     В последнее время, в оценочной  практике США и во всем мире, можно  также отметить новые методики оценки, которые могут быть отнесены как  к одному из трех указанных принципов, так и иметь промежуточный «гибридный» характер [см. 31, с. 118]. Такой позицией в теории оценке обладает известная модель Блэка-Скоулза (в некоторых источниках – модель Блэка-Шоулза; в оригинале – Black-Scholes Model), а также промежуточная модель Ольсона, о которых более детально в данной работе будет рассказано немного позже.
     Указанные принципы и основанные на них подходы  связаны между собой, так как  каждый из них предполагает использование  различных видов информации, получаемой на одном и том же рынке. Например, для подходов затратного принципа информационной базой выступают данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и т.д., в то время как для подходов доходного принципа – ставки дисконтирования и коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка [см. 9, с. 37]. 
     На  совершенном рынке оценка стоимости  одного и того же  предприятия  на основе всех трех принципов должна дать одну и ту же рыночную стоимость [см. 9, с. 37]. Однако, так как большинство рынков несовершенно, то есть предложение и спрос не находятся в равновесии, применение различных по своей сути методов оценки будет давать различный результат. Выбор методов оценки, а также их число зависит от целей проводимой оценки, типа компании, объема доступной информации и других факторов.
     В оценочной практике США, в отличие  от российской, где для оценки рыночной стоимости компании применение всех трех подходов является обязательным, в основном используются два и только иногда, в зависимости от ситуации, более двух методов [см. 41, с. 20].
     В общих чертах, подходы и составляющие их методики, используемые в оценочной  практике США, можно обобщить в виде следующей классификации, представленной ниже на рисунке 1.
     Чтобы получить более полное представление  об оценочной практике США нужно  рассмотреть подробнее наиболее часто используемые методы в рамках каждого из указанных принципов.  
 

Принципы, подходы  и методы оценочной деятельности в США [см. 41, с. 17]

Рисунок 1 

     В рамках доходного принципа существует немало конкретных методов получения  искомой рыночной стоимости компании. Среди них, как уже было отмечено выше, можно выделить два основных – метод капитализации и метод дисконтирования денежных потоков.
     Смысл использования данных методов при  оценке компании заключается в определении  перспективных доходов от ее функционирования (то есть в определении будущей  стоимости доходов) и учете их в текущей стоимости этой компании [см. 30, с. 195]. 
     Метод капитализации и  метод дисконтирования  будущих доходов (или, как указано  в «Руководстве по оценке стоимости  бизнеса» - «подход, основанный на капитализации доходов» и «подход, основанный на дисконтировании будущих доходов») используют для оценки рыночной стоимости компании перспективные результаты ее деятельности и применяются тогда, когда будущие доходы компании можно предвидеть [см. 41, с. 18]. Поэтому, одним из условий применения данных методов является устойчивость развития оцениваемой компании.
     Данные  два подхода обычно используются для определения стоимости собственного капитала акционеров оцениваемой компании. Таким образом, этот вид рыночной стоимости, как указывают авторы Руководства по оценке стоимости бизнеса, может быть назван очищенной от долгов стоимостью [см. 41, c. 110].
     Метод капитализации в отличие от метода дисконтированных денежных потоков не требует прогноза денежных доходов, а основывается на ретроспективных данных [см. 16, с. 97]. В этом его преимущества (простота, исключение ошибок расчета) и недостатки (денежный поток в перспективе может существенно отличаться от ретроспективного) [см. 16, с. 97]. 
     Метод капитализации дохода – оценка объекта  на основе капитализации дохода за первый прогнозный период при предположении, что величина дохода будет такой  же и в последующие прогнозные годы. При этом капитализация дохода – процесс, определяющий взаимосвязь будущего дохода и текущей стоимости оцениваемого объекта [см. 45, с. 103]. Процедура оценки данным методом заключается в том, что капитализируется чистый денежный поток, чистая прибыль, либо иная величина, в зависимости от принятой базы.
     Применение  метода капитализации предполагает преобразование дохода от конкретного  предприятия в его стоимость  – то есть расчет текущей стоимости  будущих доходов с помощью коэффициента капитализации. Для этого годовой доход компании делится на ставку капитализации или, напротив, умножается  на производную от нее величину мультипликатора [см. 31, с. 195].
     Таким образом, согласно данному методу рыночная стоимость компании определяется по формуле:
                                                  ,                                                 (1)
где: V – искомая стоимость компании,
       I – годовой (периодический) доход,
       R – коэффициент капитализации.
     Использовать  при оценке метод капитализации  возможно при достаточно веско аргументированном  условии, что чистая прибыль оцениваемой  компании будет расти ежегодно примерно одинаковыми темпами [см. 31, с. 202].
     Существует  ряд разновидностей данного метода в зависимости от принятой базы дохода. При этом в качестве капитализируемой базы могут выступать: текущий или  прогнозный денежный поток; фактические  или потенциальные дивиденды (как правило, для привилегированных акций; крайне редко возможно использование для обыкновенных акций); чистая прибыль; прибыль до вычета процентов и налога на прибыль (EBIT); а также прибыль до вычета процентов, налога на прибыль, амортизации осязаемых и неосязаемых активов (EBITDA) [см.356, с. 168].
     Наиболее  часто оценщики США, как и Западной Европы, в качестве доходной базы используют прибыль до выплаты налогов и  процентов по кредитам (EBIT) [см. 16, с. 98].
     Применение  метода капитализации доходов обычно предусматривает такие основные этапы:
     - анализ финансовой отчетности, ее нормализация и при необходимости трансформация;
     - выбор величины прибыли, которая будет капитализирована;
     - расчет ставки капитализации;
     - определение предварительной величины стоимости;
     - проведение поправок на наличие нефункционирующих активов (если таковые имеются);
     - проведение поправок на контрольный и неконтрольный характер оцениваемой доли, а также на недостаток ликвидности (если они необходимы) [см. 9, с. 168].
     Особую  важность для данного метода представляет этап под номером три, а именно – расчет ставки капитализации, с  помощью которой будущие доходы компании приводятся к ее текущей стоимости. Ставка капитализации для предприятия обычно выводится из ставки дисконтирования путем вычета ожидаемых среднегодовых темпов роста дохода или денежного потока (в зависимости от того, какая величина капитализируется). Соответственно для одного и того же предприятия ставка капитализации обычно ниже, чем ставка дисконта [см. 9, с. 170].
     С математической позиции ставка капитализации  – это делитель, применяемый для  преобразования величины дохода или  денежного потока за один период времени в показатель стоимости [см. 9, с. 170].
     При известной ставке дисконтирования  ставка капитализации в общем  виде выглядит следующим образом:
                                                    ,                                      (2)
где: Rд – ставка дисконтирования;
       g – долгосрочные темпы роста дохода или денежного потока [см. 9, с. 170].
     Не  смотря на то, что метод капитализации  дохода представляет собой систему достаточно несложных операций, в оценке стоимости предприятий из-за значительных колебаний величин прибылей или денежных потоков по годам данный способ оценки применяется довольно редко в сравнении с методом дисконтирования денежных потоков и, как правило, в основном для оценки мелких предприятий [см. 45, с. 105]. 
     В свою очередь метод дисконтированных денежных потоков, генерируемых оцениваемым  предприятием, предполагает, как правило, погодовую оценку будущих доходов  в прогнозный период и капитализацию дохода в первый год постпрогнозного периода [см. 31, с. 195].
     Оценка  компании методом дисконтированных денежных потоков представляет собой  следующие шаги:
    - выбор модели денежного потока;
    - определение длительности прогнозного периода;
    - ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации;
    - анализ и прогноз расходов и инвестиций;
    - расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода;
    - определение ставки дисконта;
    - расчет величины стоимости в постпрогнозный период;
    - расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период;
    - внесение итоговых поправок  [см. 16, с. 84].
     Применение  данного метода наиболее обосновано для оценки компаний, денежные потоки которых не отличаются стабильностью [см. 45, с. 105], то есть когда ожидается существенное изменение будущих доходов по сравнению с доходами от текущих операций.
     Для того чтобы привести будущие доходы к текущей стоимости, в этом методе используется специально обоснованная применительно к конкретным условиям оцениваемой компании ставка дисконтирования. Чаще всего здесь применяется та часть дохода, решение о распределении которой применяют акционеры, а именно – чистый денежный поток (разница между притоками и оттоками средств на предприятии) [см. 31, с. 107].
      В теории оценки ставка дисконтирования  представляет общую ожидаемую ставку дохода (в процентах к цене покупки), на которую покупатель или инвестор вправе рассчитывать, приобретая в собственность некий актив, с учетом риска, присущего этой доле собственности [см. 41, с. 113]. Если рассматривать ставку дисконтирования со стороны предприятия как самостоятельного юридического лица, обособленного и от собственников (акционеров), и от кредиторов, то можно определить ее как стоимость привлечения предприятием капитала из различных источников [см. 9, с. 161].
     В отличие от коэффициента капитализации, ставка дисконтирования не используется непосредственно как делитель или  множитель для определения рыночной стоимости компании. Она нужна  для приведения к настоящему моменту  времени доходов (расходов) будущего периода. Таким образом, однажды рассчитанная, ставка дисконтирования применяется к чистым денежным потокам (или чистым доходам), чтобы определить стоимость компании [см. 16, с. 113].
     Ставка  дисконта или стоимость привлечения капитала должна рассчитываться с учетом трех факторов: 1) наличие у многих предприятий различных источников привлекаемого капитала, которые требуют разных уровней компенсации; 2) необходимость учета для инвесторов стоимости денег во времени; 3) фактор риска или степень вероятности получения ожидаемых доходов в будущем [см. 15, с. 89].
     Существуют  различные методики определения  ставки дисконта, наиболее распространенными из которых являются: для денежного потока для собственного капитала – модель оценки капитальных активов (CAMP – Capital Asset Pricing Model) и метод кумулятивного построения; для денежного потока для всего инвестированного капитала: модель средневзвешенной стоимости капитала (WACC – Weighted Average Cost of Capital) [см. 16, с. 89].
     Расчет  ставки дисконта зависит от того, какой  тип денежного потока используется для оценки в качестве базы. Для денежного потока для собственного капитала применяется ставка дисконта, равная требуемой собственником ставке отдачи на вложенный капитал; для денежного потока для всего инвестированного капитала применяется ставка дисконта, равная сумме взвешенных ставок отдачи на собственный капитал и заемные средства, где в качестве весов выступают доли заемных и собственных средств в структуре капитала [см. 22, с. 67].
     Как средневзвешенная стоимость капитала ставка дисконта рассчитывается по формуле:
                                ,                    (3)
где: kd – стоимость привлеченного заемного капитала;
tc – ставка налога на прибыль компании;
kp – стоимость привлечения акционерного капитала (привилегированные акции);
ks – стоимость привлечения акционерного капитала (обыкновенные акции); wd – доля заемного капитала в структуре капитала компании;
wp – доля привилегированных акций в структуре капитала компании;
ws – доля обыкновенных акций в структуре капитала компании.
     В соответствии с моделью оценки капитальных  активов – CAPM – ставка дисконта находится следующим образом:
                        ,                           (4)
где: R – требуемая инвестором ставка дохода (на собственный капитал);
Rf – безрисковая ставка дохода; 
? –  бета-коэффициент (мера систематического риска, связанного с макроэкономическими и политическими процессами, происходящими в стране);
Rm – общая доходность рынка в целом;
S1 – премия для малых предприятий;
S2 – премия за риск, характерный для отдельной компании;
C – страновой риск [см. 16, с. 92].
     Модель  кумулятивного построения рассматриваемой  индивидуальной ставки дисконта отличается от модели оценки капитальных активов  лишь тем, что в структуре этой ставки к номинальной безрисковой  ставке ссудного процента прибавляется совокупная премия за инвестиционные риски [см. 16, с. 93].
     Математически способ кумулятивного построения можно  представить в виде формулы:
                                                  ,                              (5)
где: Jб – базовая ставка (безрисковая или менее рисковая ставка);
dJi – i-тая поправка.
     В общем виде ставка дисконта на собственный  капитал (Jc) выглядит следующим образом:
                                         ,                                   (6)
где Jб – безрисковая ставка процента;
Jн – ставка премии за риск неликвидности;
Jп – ставка премии за неудачу в инвестиционном менеджменте;
Jд – ставка премии за дополнительные риски [см. 16, с. 94].
     Определение стоимости компании в постпрогнозный период основано на предпосылке о том, что компания может приносить доход и по окончании прогнозного периода [см. 16, с. 95]. Предполагается, что после окончания прогнозного периода доходы компании стабилизируются, и в остаточный период будут иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечно равномерные доходы.
     В зависимости от перспектив развития компании в постпрогнозный период используется тот или иной способ расчета ставки дисконта. Среди них можно отметить: метод расчета по ликвидационной стоимости (применяется, если в послепрогнозный период ожидается банкротство компании с последующей продажей имеющихся активов), метод расчета стоимости чистых активов (техника расчетов аналогична расчетам ликвидационной стоимости, но не учитывает затрат на ликвидацию и скидку за срочную продажу активов); метод предполагаемой продажи (состоящий в перерасчете денежного потока в показатели стоимости с помощью специальных коэффициентов, полученных из анализа ретроспективных данных по продажам сопоставимых компаний); а также по модели Гордона (годовой доход послепрогнозного периода капитализируется в показатели стоимости при помощи коэффициента капитализации, рассчитанного как разница между ставкой дисконта и долгосрочными темпами роста) [см. 16, с. 95].
     В соответствии с моделью Гордона  расчет конечной стоимости компании (определяемой в рамках данной модели на момент окончания прогнозного  периода) производится по формуле:
                                                     ,                                  (7)
где: V – стоимость в постпрогнозный период; 
CF(t+1) – денежный поток доходов за первый год постпрогнозного периода; K – ставка дисконта;
g – долгосрочные темпы роста денежного потока.
     Модель  дисконтирования денежных потоков  в США является более предпочтительной, чем, к примеру, рыночный подход на основе мультипликаторов, так как учет денежных потоков является более надежным в отношении точности конечной оценки [см. 31, с. 196]. Поэтому не так давно сформировавшаяся тенденция в США к использованию моделей «стоимости для акционеров» дала толчок возрастающему применению моделей дисконтированного денежного потока [см. 7, с. 9]. 
     Следующий принцип, используемый в оценочной  практике США – рыночный - включает метод компаний-аналогов и метод  мультипликаторов.
     Метод компаний-аналогов ориентируется на непосредственно реализованные  рыночные цены определенных отобранных оценщиком предприятий. На основе этих цен определяется стоимость оцениваемой компании. При этом компании-аналоги должны соответствовать определенным критериям, например, относиться к одной отрасли, производить определенные виды продукции либо услуг и иметь сравнимый оборот. После выбора аналогов производятся определенные корректировки, и, таким образом, выявляется рыночная стоимость оцениваемого предприятия [см. 42, c. 119-120].
     Метод компаний-аналогов является неплохим ориентиром в условиях недостатка информации, однако все же не должен использоваться основным для оценки при принятии таких ответственных решений, как слияние, либо поглощение компаний, эмиссия и прочие операции с ценными бумагами и т.д.
     В США данный метод оценки является довольно распространенным не только благодаря его сравнительной  простоте, но еще и потому, что  США располагают богатой статистикой  фондовых коэффициентов и многие компании придерживаются транспарентной политики.
     Метод мультипликаторов является более редким и представляет собой расчет стоимости компании путем умножения сравниваемой величины (прибыли или оборота) с мультипликатором, полученным из опыта на основе знаний об отрасли. Анализ аналогичных предприятий при этом не требуется [см. 31
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.