На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление, организация учета и контроль наличных денежных средств и их эквивалентов.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….…3
    Учет денежных средств на предприятии………………………………………………...…5
      Правила организации наличного денежного обращения……………….……..6
        Выдача заработной платы по пластиковым картам………………..…..8
        Порядок оформления кассовых документов…………………….……..9
        Открытие расчетного счета………………………………………...…..12
      Порядок учета денежных средств на отдельных счетах……………………..14
    Синтетический и аналитический учет денежных средств………………………..……..21
      Счет 50 "Касса"……………………………………………………...…………..21
      Счет 51 "Расчетные счета"………………………………………….………….23
      Счет 52 "Валютные счета"……………………………………………………..25
      Счет 55 "Специальные счета в банках"………………………………………..29
      Счет 57 "Переводы в пути"……………………………………….……………31
    Документальное оформление…………………………………………….……..…………32
Заключение……………………………………………………………………….……………..45
Список использованной литературы………………………………………………………….47
 

Введение 

    Учет  является одной из важнейших функций  управления предприятием, так как  на основании его данных осуществляется планирование, прогнозирование, анализ хозяйственной деятельности.
    Денежные  средства представляют собой самые  ликвидные активы. Ликвидность обеспечивается тем, что они способны выполнить  обязательства любого вида, т.е. для  погашения обязательств не требуется  длительного времени. Наличие денежных средств позволяет своевременно выполнить свои обязательства перед кредиторами, бюджетом, персоналом.
    Управление  денежными средствами имеет большое  значение из-за огромной сложности  финансовых рынков. Конкурентоспособность  требует от фирм денежных средств для модернизации технологических процессов и дальнейшего их развития. Поэтому правильно раскрывать и классифицировать денежные средства и их эквиваленты необходимо для того, чтобы точно оценить ликвидность компании. Этим характеризуется актуальность темы курсовой работы.
    Таким образом, грамотный и своевременный  учет денежных средств заключается  в обеспечении сохранности денежных средств в кассе и на счетах в банках и контроля за использованием их по целевому назначению в соответствии с нормативно-законодательными актами; полном и своевременном документировании всех операций по движению денежных средств, как в кассе предприятия, так и на счетах в банках; соблюдении расчетной и финансовой дисциплины; своевременном и достоверном ведении аналитического учета.
    Цель  курсовой работы – исследовать основы управления, организацию учета и  контроля наличных денежных средств  и их эквивалентов.
    В соответствии со сформулированной целью  определены следующие задачи исследования:
    - рассмотреть содержание раздела учетной политики об учете наличных денежных средств и их эквивалентов.
    - определить порядок организации  и контроль работы кассиров  и кассиров-операционистов;
    - изучить документооборот, сопровождающий  кассовые операции;
    - рассмотреть формы учета денежной наличности, действующие на предприятии и рекомендованные МСФО и СБУ.
    - исследовать систему внутреннего  контроля за движением денежных  средств.
 

    Учет денежных средств на предприятии
 
    Учет  денежных средств является одним  из самых ответственных участков ведения бухгалтерской деятельности на любом предприятии независимо от его организационно-правовой формы. Такие средства представляют собой сумму наличных денежных средств в кассе предприятия, свободные денежные средства на расчетном, валютном и других счетах в банке, ценные бумаги и прочие денежные средства предприятия. Для бухгалтерских операций согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) используются следующие счета:
    - 50 "Касса";
    - 51 "Расчетные счета";
    - 52 "Валютные счета";
    - 55 "Специальные счета в банках";
    - 57 "Переводы в пути". [6]
 

    
      Правила организации наличного денежного обращения
 
    Правила организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации регламентированы Положением ЦБ РФ от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (утв. Советом директоров ЦБ РФ 19.12.1997; далее - Положение N 14-П). Согласно ему наличные деньги в кассе могут храниться только в пределах лимита, установленного банком, обслуживающим данную организацию.[5]
    Лимит остатка наличных денег в кассе  определяется учреждениями банков ежегодно всем предприятиям (независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности), имеющим кассу и ведущим налично-денежные расчеты. Для установления данного лимита предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу на _____ год" (далее - расчет).
    По  предприятию, не представившему такой  расчет ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.
    Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном  порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и прочих изменений), а также в соответствии с договором банковского счета. Установленный учреждением банка лимит остатка наличных денег в кассе письменно сообщается каждому предприятию и распространяется на период после фактической даты подписания расчета. Поскольку организация вправе иметь несколько расчетных счетов, открытых в разных банках, она обращается за определением лимита в любой из них по своему выбору и впоследствии направляет уведомление об установленном лимите в те банки, которые обслуживают это предприятие.
    Согласно п. 2.4 Положения N 14-П могут определяться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:
    - для предприятий, расположенных  в населенном пункте, где имеются  учреждения банков или предприятия  Госкомсвязи России, - ежедневно  в день поступления наличных  денег в кассы предприятий;
    - для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - на следующий день;
    - для предприятий, расположенных  в населенном пункте, где нет  учреждений банков или предприятий  Госкомсвязи России, а также находящихся  от них на отдаленном расстоянии, - один раз в несколько дней.
    Итак, сдавать выручку не каждый день имеют право только те организации, которые находятся в населенном пункте, где нет банков и предприятий Госкомсвязи России.
    Из  наиболее часто встречающихся нарушений  по ведению кассовых операций и оборудованию кассовых помещений можно выделить следующие:
    - осуществление расчетов наличными  деньгами с другими организациями  сверх установленных размеров;
    - неоприходование (неполное оприходование)  в кассу учреждения денежной  наличности;
    - несоблюдение порядка хранения  свободных денежных средств, а  также накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
    Данные  нарушения влекут наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере  от 4 тыс. до 5 тыс. руб., на юридических  лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
    Что касается лимита кассы, то организациям, в состав которых входят обособленные подразделения (например, торговая точка), не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям, как указано выше, доводится приказом руководителя организации. Бухгалтер предприятия должен контролировать своевременность сдачи выручки продавцами мелкорозничных торговых точек в центральную кассу. Поэтому, чтобы избежать штрафных санкций, мелкорозничные точки должны сдавать выручку ежедневно.
    Все деньги сверх установленных лимитов  необходимо сдавать в банк. Из этого правила есть исключение: наличные деньги сверх лимитов (на выплату заработной платы, выплаты социального характера, стипендии) могут храниться в кассе с максимальным сроком 3 рабочих дня (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения наличности в банке. По истечении этого срока депонированные суммы оплаты труда сдаются в банк. Стоит подчеркнуть, что депонирование заработной платы, не полученной работником по какой-либо причине в кассе в установленный срок, само по себе не является нарушением права работника на получение заработной платы.
    Право работника на получение заработной платы будет нарушено, если, обратившись  впоследствии к работодателю с требованием о выплате депонированной заработной платы, работник получит отказ. Именно с этого дня, а не со дня возникновения у работодателя кредиторской задолженности по депонированной заработной плате согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. В случае отказа работодателя в удовлетворении данного требования и при обращении работника в суд, суд может вынести решение об удовлетворении иска, если не истек общий, т.е. трехлетний срок исковой давности.[3] 

        Выдача  заработной платы по пластиковым картам
 
    В настоящее время все большую  популярность приобретает выдача заработной платы по пластиковым картам. Вне  зависимости от вида выдачи заработной платы следует руководствоваться ст. 136 ТК РФ, в которой говорится, что работодатель обязан выдавать работнику заработную плату в месте выполнения им работы (касса организации), а при наличии заявления работника работодатель имеет право перечислить заработную плату на счет, указанный в таком заявлении, в том числе на счет, управляемый пластиковой картой. Условия перечисления заработной платы работника на соответствующий счет должны определяться коллективным или трудовым договором. Перечисление заработной платы на банковский счет работника возможно после заключения договора банковского счета между работником и банком.
    При системе выдачи заработной платы  по пластиковым карточкам работодатель должен информировать работника о ее размере. Статья 136 ТК РФ определяет, что работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за конкретный период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Не следует забывать, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.[3] 

Выдача  наличных денег под  отчет 

    Кроме того, на предприятии могут выдаваться наличные деньги под отчет работнику  на хозяйственно-операционные расходы, на служебные командировки, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий.
    В соответствии с п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40; далее - Порядок) предприятия могут выдавать наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителем предприятия.
    Подотчетное лицо не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который были выданы наличные денежные средства, обязано отчитаться об израсходованных суммах по авансовому отчету и сдать остаток неизрасходованных сумм в кассу.
    При наличии у конкретного подотчетного лица задолженности по ранее выданному  ему авансу бухгалтер не имеет  права выдавать под отчет новые денежные суммы.
    Таким образом, денежные средства под отчет  одному и тому же лицу более одного раза в сутки могут выдаваться только при наличии полного отчета данного лица по предыдущей полученной им под отчет сумме. Но даже если сотрудник не отчитался за предыдущий полученный аванс, а ему были выданы дополнительные денежные средства, ответственности за это действующим законодательством не предусмотрено. Арбитражные суды в подобных ситуациях придерживаются позиции, что деньги, выданные под отчет, не переходят в собственность работника, если он не представил авансовый отчет в положенный срок. Они лишь формируют задолженность физического лица перед организацией.
        Порядок оформления кассовых документов
В соответствии с разд. II и III Порядка оформление кассовых документов, таких как приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга, предусмотрено только для операций по приему и выдаче наличных денег.
    Оформление  указанных документов в отношении  операций по приему и выдаче ценных бумаг, хранящихся в кассе организации, Порядком не предусмотрено. Поскольку в кассе организации помимо денежных средств могут храниться и иные ценности (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты, путевки в дома отдыха и санатории, другие денежные документы, а также ценные бумаги), а кассир несет полную материальную ответственность за все ценности, хранящиеся в кассе, целесообразно ввести на предприятии следующее:
    - закрепить в распорядительном  документе, какие именно ценности  подлежат хранению в кассе  организации помимо денежных  средств;
    - разработать регламент по порядку  приема-передачи и хранению ценных  бумаг внутри организации. В  регламенте указать, какими документами  оформляется прием-передача ценных  бумаг между работниками, в  случае необходимости самостоятельно  разработать формы по учету ценных бумаг и иных денежных документов.
    Применение  контрольно-кассовой техники
    В силу ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг.
    Вместе  с тем организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с  порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при выполнении, в частности, следующих видов деятельности:
    - продажи газет и журналов, а  также сопутствующих товаров  в газетно-журнальных киосках  при условии, что доля продажи  газет и журналов в их товарообороте  составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
    - продажи ценных бумаг;
    - продажи лотерейных билетов;
    - продажи проездных билетов и  талонов для проезда в городском  общественном транспорте;
    - обеспечения питанием учащихся  и работников общеобразовательных  школ и приравненных к ним  учебных заведений во время  учебных занятий;
    - торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив.
    При этом населению выдаются соответствующие  бланки строгой отчетности. Порядок  утверждения формы бланков строгой  отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.
    На  практике часто возникает ситуация, при которой подотчетному лицу выделяются денежные средства, например на приобретение хозтоваров, а в качестве документа, подтверждающего оплату товара, продавец вместо чека ККТ выдает товарный чек или другой документ, подтверждающий покупку.
    Расходы организации на приобретение товаров  за наличный расчет через подотчетное  лицо должны подтверждаться авансовым  отчетом по унифицированной форме N АО-1 (утв. Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55). Чек ККТ поименован как один из документов, удостоверяющих расходование подотчетным лицом выданной ему суммы, но отсутствие кассового чека при наличии иных документов само по себе не отрицает факт уплаты наличных денежных средств поставщику.
    Согласно Закону N 54-ФЗ организации и предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вправе не применять ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции и т.п.), подтверждающего прием денежных средств за приобретенный товар. Данным Законом не определены особые требования к форме документа, подтверждающего оплату товаров, выдаваемого взамен чека, однако он должен содержать следующие обязательные сведения:
    - наименование документа;
    - порядковый номер документа, дату его выдачи;
    - наименование организации (фамилию,  имя, отчество индивидуального  предпринимателя);
    - ИНН продавца;
    - наименование и количество оплачиваемых  приобретенных товаров (выполненных  работ, оказанных услуг);
    - сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
    - должность, фамилию и инициалы  лица, выдавшего документ, и его  личную подпись.
    Таким образом, организация может подтвердить  свои расходы, связанные с приобретением товара за наличный расчет у продавца, не только чеком ККТ, но и иным документом, например товарным чеком, при этом продавец документально подтверждать свое право не применять контрольно-кассовую технику не обязан. 

        Открытие  расчетного счета
 
    В настоящее время все предприятия, организации, объединения и учреждения независимо от формы собственности свободные денежные средства должны хранить в учреждениях банка. Для выполнения этих операций в соответствии с законодательством РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности каждое предприятие вправе открывать в любом банке по своему усмотрению расчетный и другие счета для хранения денежных средств и осуществления через эти счета всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
    Все расчеты по обязательствам с юридическими лицами и предпринимателями, имеющими свой расчетный счет в банке, производятся, как правило, по безналичному расчету.
    В ст. 846 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) поясняется, что при оформлении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами. Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.
    Банки обязаны сообщать в налоговый  орган об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) в течение 5 дней.[1]
    Подпунктом 1 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ) определено, что налогоплательщик-организация и индивидуальный предприниматель обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или закрытии счетов в течение семи дней со дня открытия (закрытия) данных счетов. Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. (ст. 118 НК РФ).[2]
 

    
      Порядок учета денежных средств  на отдельных счетах
    Рассмотрим  порядок учета денежных средств  на отдельных счетах.
    Счет 50 используется для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации. К названному счету могут быть открыты субсчета:
    - 1 "Касса организации";
    - 2 "Операционная касса";
    - 3 "Денежные документы";
    - 11 "Касса организации в валюте";
    - 33 "Денежные документы в валюте".
    Ценные  бумаги, такие как акции и векселя, на данном счете не отражаются (они  учитываются на счете 58 "Финансовые вложения").
    Счет 51 предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях.
    Операции  по расчетному счету отражаются в  бухгалтерском учете на основании  выписок кредитной организации  по расчетному счету и приложенных  к ним денежно-расчетных документов.
    Счет 52 служит для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами.
    Согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006) (утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н; далее - ПБУ 3/2006) стоимость активов и обязательств (денежных знаков в кассе организации, средств на банковских счетах (банковских вкладах), денежных и платежных документов, финансовых вложений, средств в расчетах, в том числе по заемным обязательствам, с юридическими и физическими лицами, вложений во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы и др.), материально- производственных запасов, а также других активов и обязательств организации), выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли.
    Пересчет  стоимости актива или обязательства, выраженной в иностранной валюте, в рубли производится по официальному курсу этой иностранной валюты к  рублю, устанавливаемому ЦБ РФ (п. 5 ПБУ 3/2006). В случае если для пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости актива или обязательства, подлежащей оплате в рублях, законом или соглашением сторон принят иной курс, то пересчет производится по данному курсу.
    Такой пересчет осуществляют на дату:
    - совершения операции в иностранной  валюте (поступления или расходования  иностранной валюты);
    - формирования бухгалтерской отчетности.
    Курсовая  разница подлежит зачислению на финансовые результаты организации как прочие доходы или прочие расходы (п. 13 ПБУ 3/2006). [4]
    Организация может самостоятельно производить  пересчет денежных средств по мере изменения курсов иностранных валют, но такой порядок пересчета должен быть утвержден в качестве элемента ее учетной политики.
    Если  курс валюты на дату совершения операции или формирования отчетности вырос  по сравнению с тем курсом, который  действовал на момент последнего пересчета, то в бухгалтерском учете возникают положительные курсовые разницы, которые включаются в состав прочих доходов организации. Если курс валюты на дату совершения операции или формирования отчетности уменьшился по сравнению с действовавшим на момент последнего пересчета, то возникают отрицательные курсовые разницы. Их сумму включают в состав прочих расходов.
    Счет 55 предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
    К нему могут быть открыты субсчета:
    - 1 "Аккредитивы";
    - 2 "Чековые книжки";
    - 3 "Депозитные счета" и др.
    Аккредитив - это специальный банковский счет, на котором можно зарезервировать средства для расчетов с поставщиком. Он открывается для каждого поставщика (подрядчика), с которым осуществляются расчеты. Получить средства с аккредитива поставщик (подрядчик) сможет только после представления в банк документов, подтверждающих выполнение им договорных обязательств (поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг). Перечень этих документов определяется в договоре с поставщиком (подрядчиком).
    Если  денежные средства списываются с  расчетного счета покупателя и депонируются банком для последующих платежей поставщику (подрядчику), аккредитив является покрытым. Распоряжаться денежными средствами, находящимися в покрытых аккредитивах, покупатель не может.
    Аккредитив  считается непокрытым (гарантированным), если банк поставщика списывает денежные средства с корреспондентского счета банка покупателя в пределах суммы, на которую открыт аккредитив. Средства самого покупателя остаются в обороте до момента списания денег с корреспондентского счета обслуживающего его банка.
    Расчеты по аккредитивам, как хозяйственные  операции, включают в себя несколько сделок. Сначала организация представляет в обслуживающий банк заявление на открытие аккредитива и резервирует денежные средства на специальном счете, с помощью которого будут вестись расчеты с получателем (сделка между плательщиком и банком-эмитентом). Если у организации недостаточно денежных средств, банк может предоставить ей кредит и аккредитив будет оплачен за счет кредита. Затем заключается договор между банком-эмитентом и получателем платежа. По договору банк принимает на себя обязательство перевести со специального счета компании в пользу получателя определенную сумму в случае предоставления получателем документов, свидетельствующих о выполнении договорных обязательств.
    Преимуществами  аккредитива являются:
    - для покупателя - гарантия приобретения товаров или услуг надлежащего качества;
    - для продавца - гарантия получения  в полном объеме денежных средств  от покупателя;
    - отсутствие необходимости предоплаты  или оплаты по частям;
    - соблюдение условий договора  контролируется третьими лицами - банками.
    К недостаткам можно отнести достаточно сложный документооборот, обусловленный  необходимостью контроля каждого этапа  сделки, и наличие значительной комиссии банка за оформление и обслуживание аккредитива.
    В России расчеты чеками между юридическими лицами применяются довольно редко. Чековые книжки используются главным образом для снятия организацией наличных денег со своего счета в банке.
    На  субсчете 3 "Депозитные счета" счета 55 учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады; аналитический учет по нему ведется по каждому вкладу.
    Перечисление  денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 в корреспонденции со счетом 51 или 52. При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи.
    Согласно ст. 834 ГК РФ по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
    Юридические лица не вправе перечислять находящиеся  на вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам.
    Рассмотрим  порядок налогообложения процентов, полученных организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения (УСН), при размещении свободных денежных средств на депозитном счете.
    Порядок исчисления доходов у налогоплательщиков, применяющих УСН, закреплен в ст. 346.15 НК РФ. Налоговая база при УСН формируется за счет доходов от реализации и внереализационных доходов, определяемых по ст. ст. 249 и 250 НК РФ.
    Внереализационными  доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (п. 6 ст. 250 НК РФ).
    Датой получения доходов у организаций, применяющих УСН, является день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу (ст. 346.17 НК РФ).
    Проценты  по вкладу будут увеличивать облагаемые единым налогом доходы в день зачисления денежных средств на расчетный счет организации (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Если проценты по вкладу зачислены на депозитный счет, то организация не может ими распоряжаться, а значит, налогооблагаемого дохода в этом случае не возникает до момента перечисления денежных средств (процентов) с депозитного на расчетный счет.
    То  есть, прежде чем расходовать проценты по депозиту (распоряжаться ими), организация  в любом случае должна перевести их с депозитного на расчетный счет (либо это делает сам банк по условиям договора).
    На  практике чаще всего начисление процентов  по договору банковского вклада производится:
    - в конце срока вклада;
    - ежемесячно;
    - ежемесячно путем причисления к основной сумме вклада (капитализация) - в этом случае проценты не выплачивают, а прибавляют к сумме вклада, и в следующем месяце проценты начисляются уже на большую сумму (проценты на проценты).
    В зависимости от условий договора сумма процентов (в том числе присоединенная к сумме вклада) может быть сразу перечислена банком на расчетный счет организации либо оставаться на депозитном счете до письменного распоряжения (платежного поручения) организации.
    Согласно п. 1 ст. 346.23 НК РФ налогоплательщики-организации представляют налоговую декларацию лишь один раз в год до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
    Форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утверждена Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н. В разд. 2 по коду строки 210 в составе суммы полученных доходов за налоговый период и должна содержаться сумма внереализационных доходов, в частности, в виде процентов по депозитному вкладу.
    Таким образом, сумма вклада, возвращаемая с депозитного счета на расчетный счет организации, в целях налогообложения не учитывается, поскольку не является доходом от реализации в рамках ст. 249 НК РФ, но доход в виде процентов, полученный от размещения временно свободных денежных средств на депозитных счетах в банках, подлежит налогообложению по ставкам, установленным в связи с применением УСН (см. также Письмо Минфина России от 25.11.2008 N 03-11-04/2/177).
    Правомерно  ли бухгалтеру в целях налогообложения  прибыли включить во внереализационные  расходы сумму штрафа за нарушение  срока погашения кредита в  случае, когда кредитным договором  предусмотрено, что при нарушении срока возврата денежных средств предприятие-заемщик (помимо процентов за пользование) уплачивает штраф в процентах за каждый календарный день просрочки?
    В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба. Поэтому суммы штрафа (иногда в договоре употребляется выражение "неустойка" либо "пени") учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль без каких-либо ограничений в том периоде, в котором заемщик признал начисленную банком сумму или в котором вступило в силу решение арбитражного суда, обязывающее заемщика уплатить их банку (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).[2]
    На  отдельных субсчетах, открываемых  к счету 55, учитывается движение обособленно хранящихся в кредитной организации средств целевого финансирования, в частности поступивших бюджетных средств, средств на финансирование капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета, и т.д.
    Филиалы, представительства и иные структурные  подразделения организации, выделенные на отдельный баланс, которым открыты  текущие счета в кредитных  организациях для осуществления  текущих расходов (оплата труда, отдельные хозяйственные расходы, командировочные суммы и т.п.), отражают на отдельном субсчете к счету 55 движение указанных средств.
    Наличие и движение денежных средств в  иностранных валютах учитываются  на счете 55 обособленно. Построение аналитического учета по этому счету должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках, депозитах и т.п. на территории Российской Федерации и за ее пределами.
    Счет 57 предназначен для обобщения информации о движении денежных средств (переводов) в валюте Российской Федерации и иностранных валютах в пути, т.е. денежных сумм (преимущественно выручки от продажи товаров организаций, осуществляющих торговую деятельность), внесенных в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленные по назначению.
    Примером  может служить следующая ситуация. Многие крупные магазины по соглашению с банками поставили терминалы, с помощью которых покупатель может рассчитаться за покупку кредитной картой. Покупателю удобно, банку выгодно. Магазин за данную услугу платит банку определенный процент с этих операций, но покупатель, имеющий кредитную карту, которую принимают к оплате в этом магазине, может делать покупки, не ограничиваясь суммой наличных, так что торговой организации это тоже выгодно. Оплата по кредитной карте по кассе пройдет как выручка, а время, когда деньги по этой операции будут перечислены банком на расчетный счет организации, может составить от одного до нескольких дней.
    Основанием  для принятия на учет по счету 57 сумм (например, при сдаче выручки от продажи) являются квитанции кредитной организации, сберегательного банка, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т.п.
    Движение  денежных средств (переводов) в иностранных  валютах учитывается на счете 57 обособленно.
    По  своей сути счет 57 является транзитным, т.е. свидетельствует о том, что деньги уже сданы, но до банка еще не дошли. И при этом всегда есть конкретное лицо - инкассатор или почтовое отделение, отвечающее за их сохранность. Ведение этого счета обусловлено тем, что записи по счетам 51 и 52 должны выполняться на основании банковских выписок. В течение непродолжительного времени на нем учитывается дебиторская задолженность или инкассаторской службы, или банка (если он сам инкассирует выручку), или почтового отделения, которая погашается при зачислении банком денежных средств на счета 51 и/или 52. 
 

 

    Синтетический и аналитический учет денежных средств
      Счет 50 "Касса"
    Счет 50 "Касса" предназначен для обобщения  информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации. В дебет этого счета записывают поступление денежных средств и  денежных документов в кассу организации, а в кредит - выплату денежных средств и выдачу денежных документов из кассы организации.
    К счету 50 могут быть открыты субсчета:
    - 50/1 "Касса организации";
    - 50/2 "Операционная касса";
    - 50/3 "Денежные документы" и  др.
    Если  организация производит кассовые операции с иностранной валютой, к счету 50 должны быть открыты соответствующие  субсчета для обособленного учета  движения каждой наличной иностранной  валюты.
    На  субсчете 50/2 учитывают наличие и  движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. Этот субсчет открывается организациями (в частности, транспорта и связи) при необходимости.
    На  субсчете 50/3 учитывают находящиеся  в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Следует  отметить: денежные документы учитывают на счете 50 в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.
    Корреспонденции
Содержание  операций Корреспонденции
Д К
1 2 3 4
1 Суммы, полученные с расчетного счета на выдачу заработной платы, командировочных, пособий и др. 50 51
2 Суммы, полученные от покупателей за реализованные  товары, продукцию, работы и услуги; 50 90/1; 62
       
3 Неиспользованные  подотчетные суммы и т.п. 50 71
4 Суммы выручки  депонированной заработной платы, внесенные из кассы на расчетный счет; 51 50
5 Суммы выручки, сданной инкассатору; 57 50
6 Суммы выданной заработной платы; 70 50
7 Суммы, выданные под отчет на хозяйственные нужды  и командировочные расходы и т.п. 71 50
8 Выявлена недостача денежных средств в кассе 94 50
9 По решению  руководителя отнесена недостача на материально-ответственное лицо 73/2 94
10 Взыскана недостача  с материально-ответственного лица 70 73/2
11 Если материально-ответственное  лицо внес недостачу в кассу, то 50 73/2
12 Излишки денег, выявленные при инвентаризации кассы, приходуют и зачисляют в доход  предприятия 50 91
 
 
 

      Счет 51 "Расчетные  счета"
    Счет 51 "Расчетные счета" отражает наличие  и движение денежных средств в  валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях.
    По  дебету счета 51 отражают поступление  денежных средств на расчетные счета  организации, по кредиту - списание денежных средств с расчетных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражают на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").
    Операции  по расчетному счету отражают в бухгалтерском  учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.
    Аналитический учет счета 51 ведется по каждому  расчетному счету.
    Корреспонденция
№ п/п Содержание  операций Дебет Кредит
1 2 3 4
1 Внесены на расчетный счет наличные денежные средства из кассы на расчетный счет 51 50
       
2 Переведены  денежные средства с одного расчетного счета на другой 51 51
3 Денежные средства перечислены со специального счета  в банке на расчетный счет 51 55
4 Денежные средства, поступившие от покупателя, либо аванс зачислены на расчетный счет 51 62
5 Денежные средства, полученные по договору краткосрочного кредита (займа), поступили на расчетный  счет 51 66
6 Денежные средства, полученные по договору долгосрочного  кредита (займа), поступили на расчетный счет 51 67
7 Неиспользованные  денежные средства, ранее выданные под отчет, возвращены на расчетный  счет 51 71
8 Поступили на расчетный  счет денежные средства в качестве вклада в уставный капитал  51 75
9 Зачислена на расчетный счет дебиторская задолженность 51 76
10 Поступили на расчетный  счет средства целевого финансирования 51 86
11 Денежные средства снятые с расчетного счета. Оприходованы в кассу 50 51
12 Купленная иностранная  валюта зачислена на валютный счет 52 51
13 Перечислены денежные средства с расчетного счета на специальный  счет в банке 55 51
14 Погашена задолженность  перед поставщиком или выдан  аванс поставщику 60 51
15 Списаны с расчетного счета денежные средства в погашение  краткосрочного кредита (займа) и процентов по нему (начислены проценты Дебет 91 – Кредит 66) 66 51
16 Списаны с расчетного счета денежные средства в погашение  долгосрочного кредита (займа) и  процентов по нему (начислены проценты Дебет 91 – Кредит 67) 67 51
17 Уплачены с  расчетного счета налоги и сборы в бюджет 68 51
18 Перечислен  с расчетного счета ЕСН 69 51
19 Перечислена с  расчетного счета заработная плата (дивиденды) работникам 70 51
20 Перечислено с  расчетного счета под отчет 71 51
 
 

    
      Счет 52 "Валютные счета"
    Валютные  счета открываются резидентам и нерезидентам в банках, имеющих лицензию ЦБ РФ на ведение валютных операций. Валютные счета могут открываться в следующих свободно конвертируемых валютах: австралийский доллар, австрийский шиллинг, английский фунт стерлингов, бельгийский франк, немецкая марка, голландский гульден, датская крона, итальянская лира, канадский доллар, норвежская крона, доллар США, финляндская марка, французский франк, шведская крона, швейцарский франк, японская иена, ЭКЮ, испанская песета, греческая драхма, ирландский фунт, португальское эскудо, сингапурский фунт, турецкая лира.
    Валютные  счета также могут открываться  в замкнутых (национальных) валютах  в пределах установленных квот на экспорт товаров (работ, услуг).
    По  экспортно-импортным операциям наиболее часто применяются следующие формы расчетов: банковских перевод, расчеты по открытому счету, расчеты аккредитивами, расчеты по инкассо.
    Все предприятия, включая предприятия  с иностранными инвестициями, обязаны 30% своей валютной выручки в течение 7 рабочих дней продать на внутреннем рынке через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля.
    Лица, виновные в нарушении валютного  законодательства, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Уполномоченные банки могут лишиться лицензий и разрешений, выданных органами валютного контроля. Все полученное резидентами, включая банки, и нерезидентами по недействительным сделкам, или все необоснованно приобретенное в результате незаконных действий подлежит взысканию в доход государства.
    Счет 52 "Валютные счета" предназначен для обобщения информации о наличии  и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории РФ и за ее пределами.
    По  дебету счета 52 "Валютные счета" отражается поступление денежных средств на валютные счета организации. По кредиту  счета 52 "Валютные счета" отражается списание денежных средств с валютных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет валютных счетов организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").
    Операции  по валютным счетам отражаются в бухгалтерском  учете на основании выписок кредитной  организации и приложенных к  ним денежно-расчетных документов.
    К счету 52 "Валютные счета" могут  быть открыты субсчета:
    52-1 "Валютные счета внутри страны";
    52-2 "Валютные счета за рубежом".
    Аналитический учет по счету 52 "Валютные счета" ведется по каждому счету, открытому  для хранения денежных средств в  иностранной валюте (по виду валюты).
    На  валютном счете учет одновременно ведется в валюте и  рублях (валюта, пересчитанная в рубли по курсу ЦБ РФ на день совершения операции).
    Учет  операций по валютному счету:
    Зачислены на валютный счет денежные средства, сданные  из кассы организации: Д52 К50
    Зачислены на валютный счет неиспользованные суммы по аккредитивам: Д52 К55
    Зачислены на валютный счет переводы в пути в  иностранной валюте: Д52 К57
    Возвращены  излишне уплаченные поставщикам  и подрядчикам валютные средства: Д52 К60
    Получены  средства от покупателей и заказчиков в оплату проданной продукции (работ, услуг): Д52 К 62
    Получены  авансовые платежи от покупателей  и заказчиков в счет предстоящей  поставки продукции (работ, услуг): Д52 К60
    Оплачены  проданные ценные бумаги и другие финансовые вложения: Д52 К60
    Получены краткосрочные кредиты банков: Д52 К66
    Получены  долгосрочные кредиты банков: Д52 К67
    Получены  денежные средства в иностранной  валюте в оплату акций организации  или в качестве взноса в её уставный капитал: Д52  К75.1
    Получены  денежные средства в иностранной валюте по расчетам за страхование: Д52 К76.1
    Получены  денежные средства в иностранной  валюте по расчетам по претензиям: Д52  К 76.2
    Получены  доходы от участия в других организациях: Д52 К76.3
    Получены  денежные средства от прочих дебиторов  в погашение задолженности: Д52 К76
    Зачислены проценты на остаток денежных средств  на валютном счете организации: Д52 К 91.1
    Отражены  положительные курсовые разницы  по счетам организации в иностранной  валюте: Д52 К 91.1
    Отражены  безвозмездно полученные денежные средства в иностранной валюте: Д52 К 98.2
    Поступили денежные средства кассу организации  с её валютного счета: Д50 К 52
    Перечислены с валютного счета денежные средства на другие валютные счета организации: Д52 К52
    Перечислены денежные средства с валютного счета  организации на аккредитив: Д55.1 К52
    Перечислены вклады в уставный капитал других организаций: Д58.1 К52
    Перечислены авансы поставщикам и подрядчикам  в иностранной валюте: Д60 К52
    Погашены  краткосрочные кредиты банков, краткосрочные  займы: Д66 К52
    Погашены  долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы: Д67 К52
    Выданы  денежные средства в иностранной  валюте под отчет: Д71 К52
      Перечислены доходы (дивиденды) в  иностранной валюте участникам  организации: Д75.2 К52
    Перечислены денежные средства по расчетам за страхование: Д76.1 К52
    Перечислены денежные средства по расчетам по претензиям: Д76.2 К52
    Перечислены денежные средства прочим дебиторам  и кредиторам: Д76 К52
    Списаны средства за расчетно-кассовое обслуживание: Д91.2 К52 

    Пример 1. Продажа иностранной валюты (в т.ч. обязательная продажа части валютной выручки на 2011 г. – 0%) отражается в бухгалтерском учете следующими записями:
    Д сч. 57 "Переводы в пути" К 52 "Валютные счета" - сумма иностранной валюты, заявленная на продажу;
    Д сч. 51 "Расчетные счета" К сч. 91 "Прочие доходы и расходы" - зачислены на расчетный счет рубли от продажи иностранной валюты;
    Д сч. 91 К сч. 57, 76 "Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами" - отражены расходы по продаже иностранной  валюты (стоимость проданной иностранной  валюты, услуги банка и др.).
    Финансовый  результат определяется на сч. 91 "Прочие доходы и расходы" в общеустановленном  порядке.
    Пример 2. Операция покупки организацией иностранной валюты отражается в бухгалтерском учете следующими записями:
    Д 57    К 51  - сумма перечисляемых рублей на покупку иностранной валюты;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.