На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Квалиметрия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         Содержание: 

     Введение
     1.Объект, предмет и структура квалиметрии
     2.Исходные понятия и термины, относящиеся к оценке качества
     3.Методология  квалиметрии
     Заключение
     Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение оценка качество
         Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело и имеет для людей  большое практическое значение. Поэтому  вопросы оценки качества всего, с  чем имеет дело человек, были и  остаются среди важнейших. Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к 15 веку до н.э. Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований», или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции. Позднее, как разновидность экспертного метода оценки качества продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей,- способ «коллективной мудрости». Древнейшим примером экспертной оценки качества является дегустация вин. Всевозрастающая необходимость определения соответствия продуктов труда нуждам потребителей привела к возникновению специальной научной дисциплины – товароведение. Это было обусловлено появлением на рынке продаж большого количества разнообразных товаров, требующих классификации, а также оценки их качества и стоимости. Первая кафедра товароведения была организована в 1549 г. в Италии при Падуанском университете. Развитие международной торговли требовало классификации продукции по качественным категориям, а для этого надо было измерять не только отдельные свойства продукции, но количественно оценивать ее качества по совокупности всех основных потребительских свойств. В связи с этим в Европе и США в конце 19-начале 20 в. стали широко использовать методы оценки качества продукции с помощью баллов.
         Впервые в России обосновал и применил аналитический  метод оценки качества продукции  известный кораблестроитель, академик А. М. Крылов. Он с помощью соответствующих  коэффициентов, учитывающих степень  выраженности каждого свойства корабля  и неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов строительства кораблей. Сведение этих коэффициентов в единую систему позволяло количественно оценить качество рассматриваемых проектов.
         В 20-30 года 20-го столетия в СССР и в других странах методы количественной оценки качества товаров  успешно развивались и использовались на практике. Так, например, в 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции.
         Квалиметрия как  самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов 20 века. Ее появление  было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научного обоснования  управления качеством производимой продукции.
         В те годы «холодной  войны» двух социальных систем особенно обострилась не только военнополитическая, но и конкурентная экономическая борьба различных стран и фирм, победа в которой зависела в значительной мере от качества производимой продукции.
         В первой половине прошлого века в экономически развитых странах  Запада появились различные эмпирические и в основном статистические и  экспертные способы численной оценки качества различной продукции.
         Аналогичные способы  и приемы оценок качества использовались и в СССР. Однако для решения  многих практических проблем нужны  были единые методики, позволяющие  более достоверно и точно определять уровни качеств и на этой основе принимать адекватные управленческие, инженерно- технологические и иные решения в отношении качества продукции.
         Кроме того, решение  различных специальных проблем  техники, например надежности, технологичности, безопасности, эстетичности и др., подводили ученых к осознанию необходимости проведения объеденных, комплексных оценок качества по всем важнейшим параметрам свойств технических систем: машин, оборудования, приборов и т. д. с другой стороны, требовались методики количественных оценок различных объектов. Все это привело к тому, тогда группа советских ученых в составе военного инженера-строителя Г.Г.
         Азгальдова, инженеров-машиностроителей З.Н. Крапивенского, Ю.П. Кураченко и Д.М. Шпекторова, экономистов в области авиастроения А.В. Гличева и В.П. Панова, а также архитектора М.В. Федорова, убедившись в методической общности существующих разнообразных способов количественных оценок разных объектов, решила осуществить теоретическое обобщение этих способов путем разработки самостоятельной научной дисциплины под названием «квалиметрия».
         Это по существу историческое для науки решение было принято  в ноябре 1967 г. на неофициальной встрече  группы энтузиастов в московском ресторане  «Будапешт». Уже в январском  номере 1968г. журнал «Стандарты и качество»  была опубликована статья с изложением коллективной позиции «группы», где  квалиметрия была представлена как  наука, в рамках которой изучается  проблематика измерений качеств  и разрабатываются методология  и методы количественной оценки качества объектов любой природы: материальных и нематериальных, одушевленных и  неодушевленных , предметов и процессов , продуктов труда и природы и т.д. В статье доказывалась принципиальная возможность выражать качество объекта одним количественным показателем, несмотря на множественность его различных свойств и признаков.
         В 1971 г. нашей стране издана первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции». В  том году на 15-й Международной  конференции европейской организации  по контролю качества (ЕОКК) одна из пяти секций была посвящена вопросам квалиметрии. С основными докладами выступали  наши авторы. В 1972г. была проведена в  Таллинне первая всесоюзная научная конференция по квалиметрии. 1979 г. – Госстандарт СССР издает Руководящий документ РД 50-149-79 под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции». Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия» является стандартизованным в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятие. Термины и определения». ЕОКК на своих международных с 1971 г. регулярно обсуждает вопросы квалиметрии.
         В последующие годы до наших дней в стране изданы десятки  монографий, опубликованы сотни статей, проводятся научные конференции  и семинары, защищено много докторских и кандидатских диссертаций, посвященных  проблемам и вопросам квалиметрии. Квалиметрия преподается студентам  многих технических вузов, готовящих  инженеров по специальности «Метрология, стандартизация и управление качеством», а также будущим инженерам- менеджерам новой специальности «Управление качеством». Есть учебники и учебные пособия по квалиметрии. Госстандарт периодически издает руководящие и методические материалы по использованию методов квалиметрии на практике.
         Методы квалиметрии  на практике достаточно эффективно используются там, где вопросы управление качеством  продукции или услуг решаются на научной основе, а не только организационно-экономическими методами. Квалиметрия, зародившаяся и  активно развивающаяся в нашей  стране, теперь признается и осваивается  специалистами зарубежных стран. Так, например, известно, что в США  в октябре 1997 г. состоялся международный  семинар по обучению менеджеров использованию  методологии и способов квалиметрии. При этом преподавались в основном российские наработки по теории квалиметрии, начиная с проведения оцениваний качеств. 
 

         1.Объект, предмет и структура квалиметрии
         К настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знания, которых необходимы практическим работникам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов.
         Большой вклад в  теорию квалиметрии и практику ее использования внесли наши соотечественники, в частности: Ю.П. Адлер, Г.Г. Азгальдов, В.Г. Белик, Г.Н. Бобровников, А.В. Гличев, В.В. Кочетов, Г.Н. Солод, А.В. Субето, А.Г. Суслов, М.В. Федоров, И.Ф. Шишкин и многие другие ученые и специалисты.
         Предметом квалиметрии  является оценка качества в количественном его выражении.
         Структура квалиметрии  состоит из трех частей:
         1 – общая квалиметрия  или общая теория квалиметрии,  в которой рассматриваются проблемы  и вопросы, а также методы  измерения и оценивания качеств;
         2 - специальные квалиметрии  больших группировок объектов, например, квалиметрии продукции, процессов,  услуг, социального обеспечения,  среды обитания и т.д. вплоть  до качества жизни людей;
         3- предметные квалиметрии  отдельных видов продукции, процессов  и услуг, такие как квалиметрия  машиностроительной продукции, строительных  объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда, образования и т.д.
         Качество, в широком  смысле этого понятия,- объективная  и наиболее обобщенная характеристика любого объекта. Качество объекта потребления  – это совокупная характеристика его свойств, с помощью которых  могут быть удовлетворены и обычно удовлетворяются соответствующие  потребности людей. Такое представление  о качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким  и специфичным. Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта. Следует отметить, что понятие о качестве объекта потребления включены как объективные свойства, так и субъективные оценки полезности объекта, предназначенного для потребления или уже потребляемого людьми. 

         2.Исходные понятия и термины, относящиеся к оценке качества
         Квалиметрия - научная область, объединяющая проблемы, связанные с измерением и оценкой качества продукции.
         Рассматривая квалиметрию  как научную дисциплину, не следует  путать ее с метрологией, которая  дает значительный исходный материал для оценки качества методами квалиметрии. В то же время метрология занимается определением количественных характеристик  объектов, не связывая их с обоснованием управляющих решений, как это  принято в квалиметрии.
         Квалиметрия осуществляет общественные квалиметрические оценки измерением и сравнением физических, экономических, эстетических и других показателей с эталонами. В метрологии также есть эталоны, стандарты, но они, как правило, стабильны и исторически неизменны (метр, килограмм и др.), а квалиметрические эталоны изменяются и являются функцией времени, природной и социальной среды.
         В квалиметрии применяются  современные математические методы из теории вероятности и статистики, линейного, нелинейного и динамического  программирования, теории массового  обслуживания, теории игр, теории оптимального управления и теории случайных процессов. Разрабатывая вопросы измерения  качества продукции в различных  отраслях, их авторы в основном опираются  на следующие принципиальные правила:
    подход к качеству как единому динамическому сочетанию отдельных свойств, каждое из которых из-за своего характера и взаимосвязей с другими свойствами (с учетом их весомости и важности) оказывает влияние на формирование иерархической структуры качества продукции (иначе говоря, первое правило основывается на требовании системного подхода к оценке и измерению качества продукции в совокупности с её безопасностью, потребительскими, и стоимостными свойствами;
    случайные показатели не позволяют делать объективные выводы о качестве продукции;
    теоретическое признание практической возможности измерения в количественной форме, как любых отдельных свойств, так и их сочетаний, в том числе комплексного обобщенного и интегрального качества. Подтверждением этого правила являются многочисленные примеры количественной оценки свойств, принятые в машиностроении и легкой промышленности;
    признание практической необходимости методов количественной оценки качества продукции для решения задач планирования и контроля на различных уровнях производства.
         В настоящее время  квалиметрия выросла в междисциплинарную (комплексную) дисциплину, относящуюся  как к технике, так и экономике.
         В связи с большой  сферой применения квалиметрии сегодня  ее считают дисциплиной, изучающей  проблему оценки качества любых объектов, предметов и процессов. При этом обеспечение качества и технологий качества различной продукции является основным направлением использования методов квалиметрии. Таким образом, квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования управленческих решений и смежных с ними вопросов управленческой деятельности.
         Качество является основным и наиболее общим понятием в системе исходных понятий квалиметрии  – науки о методах количественной оценки качеств различных объектов.
         Наиболее распространено мнение о том, что качество есть «совокупность  характеристик объекта». Однако многочисленными  исследованиями доказано, что качество – это не просто совокупность свойств  объекта и его характеристик, а единая синергетическая система  элементов, которыми являются свойства с их характеристиками. Поэтому принципиально  важно определиться: качество объекта  это совокупность его свойств  или характеристик или это  совокупная характеристика всех свойств  объекта в целом.
         Если считать, что  качество есть совокупность характеристик, то оно должно оцениваться некоторым  множеством характеристик. Но если качество есть самостоятельная характеристика сущности объекта, должен быть уровень  качества оцениваемого объекта или  по отношению к качествам других однородных объектов, или по отношению  к эталонному качеству. Фактически квалиметрическими методами качество объекта оценивается одним обобщенным показателем. Этим доказывается, что качество – это совокупная характеристика сущности объекта, обусловленная его свойствами и признаками.
         Итак, качество –  атрибут, определенная сущность объекта, показателем которой является совокупная характеристика всех его свойств  и признаков. Некоторые основополагающие в квалиметрии термины и их определения. Объективное свидетельство  – данные, подтверждающие наличие  или истинность чего-либо. Оно может  быть получено путем наблюдения, измерения, испытания или другими способами.
         Контроль – процедура  оценивания соответствия продукции, процесса или услуги требованиям путем  наблюдения, измерения, испытания или  калибровкой. Верификация – подтверждение  на основе представления объективных  свидетельств того, что установленные  требования выполнены.
         Валидизация – подтверждение на основе объективных данных того, что требования по использованию или применению выполнены. Квалификация – демонстрация способности выполнять установленные требования. Требования – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предлагается или является обязательным.
         Свойство – это  особенность объекта. Размер – свойство количественной определенности объекта  и его свойств. Размеры и величины бывают физическими и нефизическими. Размер выражается количеством единиц соответствующей размерности. Величина – значение, количественная характеристика размера.
         Измерение – определение  количественного значения физического  размера с помощью эталонных  измерительных средств. Следовательно, измеряются с помощью какой-либо меры только физические размеры и  при этом определяются их физические величины.
         Размещено на Allbest.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         3.Методология  квалиметрии
         Квалиметрия имеет  следующие методологические принципы:
         1. Квалиметрия должна  давать практике хозяйственной деятельности предприятий, т. е. экономике, общественно полезные методы количественной оценки качества различных объектов исследования.
         2. Приоритеты при  выборе определяющих показателей  для оценки качества находятся  всегда на стороне потребителя. 
         3. Квалиметрическая оценка качества продукции, товаров и услуг не может быть получена без наличия эталона, т. е. базы сравнения, базовых значений показателей, которые определяют свойства и качество объекта в целом.
         4. Показатель любого  уровня сравнения или обобщения  предопределяется соответствующими  показателями предшествующего иерархического  уровня.
         5. При использовании  метода комплексной оценки качества  объекта все разноразмерные показатели его свойств преобразуются и приводятся к одной безразмерной или размерной (обобщенной) единице измерения.
         6. При определении  комплексного показателя качества  объекта каждый показатель отдельного  его свойства должен быть скoppeктиpовaн коэффициентом значимости (весомости), его «удельным весом».
         7. Сумма численных  значений коэффициентов весомости всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение (в долях от единицы, в процентах или по определенной балльной шкале). На таком принципе строится, например, известный «метод анализа иерархий».
         8. Качество целого  объекта обусловлено совокупностью  качеств его составных частей (элементов).
         9. При количественной  оценке качества (особенно по  комплексному показателю) недопустимо использование взаимообусловленных и дублирующих показателей одного и того же свойства объекта.
         10. Оценивается качество  только того объекта или его  части, которая способна выполнять  полезные функции в соответствии  с его назначением. 
         Эти принципы можно  считать основополагающими при  решении как общих, так и частных квалиметрических вопросов, связанных с объектами реальной техники и экономики.
         Существует множество  методик комплексного количественного  измерения качества. Их основные общие  особенности заключаются в следующем. Качество рассматривается как некоторая  иерархическая совокупность свойств, представляющих интерес для потребителя.
         В зависимости от используемых средств различают  следующие методы измерения показателей  качества:
         Экспериментальный - основывается на обнаружении и подсчете числа дефектов или бракованных деталей;
         Расчетный - вычисляются показатели качества в зависимости от значений различных параметров продукции;
         Экспертный (эвристический) - учитываются мнения специалистов;
         Органолептический - основывается на ощущениях органов чувств человека;
         Социологический - применяется сбор и анализ мнений фактических или возможных потребителей продукции.
         Показатели качества продукции могут быть единичными, комплексными, интегральными и базовыми.
         Единичные - относятся к одному из свойств продукции. Комплексные - к нескольким свойствам продукции.
         Интегральные - комплексные показатели качества продукции, отражающие соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание, эксплуатацию или потребление. Их определяют в тех случаях, когда удается количественно оценить пользу от эксплуатации или потребления.
         Базовые - показатели качества эталонной продукции, принятые за исходные при сравнительных оценках качества. Базовые показатели быть единичными, комплексными и интегральными. В качестве эталонов используют образцы продукции, отражающие достигнутый уровень качества, перспективный уровень качества, возможность определения и анализа динамики качества.
         Одной из главных задач квалиметрии является определение уровня качества, которому должна соответствовать выпускаемая продукция.
         Уровень качества продукции – относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с совокупностью базовых показателей. Определение уровня качества продукции связано прежде всего с установлением того, насколько эта продукция пригодна выполнять свои функции.
         Различают следующие  методы оценки уровня качества:
         1. Дифференциальный, заключающийся в сопоставлении единичных показателей объектов с соответствующими показателями базового образца.
         2. Метод комплексной  оценки уровня качества, предусматривающий  использование комплексного (обобщающего)  показателя. Как правило, используют  один, главный показатель, характеризующий  функциональные возможности и  назначение объекта. 
         3. Смешанный метод  оценки качества объекта соединяет  в себе оба предыдущих метода  с их достоинствами и недостатками. Сущность этого метода сводится  к следующему: сначала единичные  показатели объединяют в группы, для которых определяется групповой  (комплексный) показатель, а затем  значения последнего для различных  групп и самостоятельно . учитываемых показателей сопоставляют с соответствующими базовыми показателями.
         4. Метод интегральной  оценки уровня качества находится  как частное от деления значения  интегрального (итогового, комплексного) показателя качества объекта  на соответствующее базовое значение.
         5. Метод экспертной  оценки уровня и показателей  качества объекта основан на  использовании обобщенного опыта,  квалификации и интуиции экспертов  (специалистов в конкретной области  знаний).
         Показатели качества услуг можно классифицировать как  количественные и качественные. К количественным относятся такие показатели, как время ожидания и предоставления услуги, надежность ее оказания, полнота оказания услуги и т. п. Качественные показатели – это доступность, чуткость, вежливость, доверительность, компетентность, коммуникабельность, эффективность контактов исполнителей и клиентов и т. п.
         В настоящее время  используют следующую классификацию  показателей качества, применяемых  при оценке качества продукции различных  видов.
         1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции и область ее применения. Они подразделяются на следующие показатели:
    социального назначения - общественной целесообразности выпуска продукции, социального адреса и потребительского класса продукции, ее соответствия оптимальному ассортименту, требованиям моды, сезонности, сопутствующих социальных эффектов;
    функционального назначения – совершенство выполнения продукцией основной функции (безопасность, полезный эффект потребления, выполнение утилитарных и эстетических функций), универсальность применения (широта диапазона, условий и возможность применения и использования продукции), выполнения неосновных функций.
         2. Показатели надежности характеризуют безотказность (сохранение работоспособности в определенный срок службы), ремонтопригодность, сохраняемость (сохранять исправное состояние после хранения и транспортировки), долговечность (способность сохранять работоспособность до определенного состояния с краткими интервалами для обслуживания).
         3. Эргономические показатели (удобство использования) характеризуют систему «человек – продукция - среда».
         К ним относятся следующие показатели:
         гигиенические (влияют на вентилируемость, запыленность, температуру и влажность режима в системе «человек - продукция - среда»),
         антропометрические (обеспечивают соответствие продукции размерам человека),
         психологические (определяют легкость и быстроту формирования навыков у человека).
         4. Эстетические показатели определяют информационную выразительность (способность отражать прогрессивные эстетические представления), рациональность формы (соответствие эстетической формы продукции условиям ее производства и эксплуатации), целостность композиции (единство частей и целого, взаимосвязь цветовых сочетаний, колорит и т. п.).
         5. Экологические показатели определяют содержание вредных примесей в продукции и вероятность их выбросов в окружающую среду при хранении, транспортировании, эксплуатации и переработке.
         6. Показатели технологичности характеризуют трудовые материальные, финансовые затраты при производстве, эксплуатации и восстановлении продукции до заданных значений, показателей ее качества, объема выпуска и условий выполнения работ (трудоемкость, энергоемкость, материалоемкость, себестоимость).
         7. Показатели стандартизации  и унификации характеризуют использование  в продукции стандартных, унифицированных и оригинальных элементов.
         8. Показатели безопасности характеризуют безвредность и безопасность продукции для человека при ее переработке и эксплуатации.
         9. Экономические показатели характеризуют экономичность использования сырья, материалов, энергетических и трудовых ресурсов и отражают техническое совершенствование продукции по уровню потребления этих ресурсов.
         10. Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность, продукции и затраты на ее подготовку к перемещению, упаковке, перевозке и хранению.
         11. Патентно-правовые показатели характеризуют уровень патентной защиты (количество и значимость отечественных изобретений, использованных в данной продукции) и патентной чистоты (отсутствие технических, технологических и конструкторских решений, попадающих под действие патентов и свидетельств, промышленных образцов и товарных знаков в стране, где предполагается реализация данной продукции).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.