Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Обеспечение информационной безопасности при возникновении ЧС

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.05.2012. Год: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
 Кафедра управления природопользованием и экологической безопасностью 

Специальность: Менеджмент организации
Форма обучения: Очная
РЕФЕРАТ 

по дисциплине «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»
на тему: « Обеспечение информационной безопасности при возникновении ЧС» 

                                 Выполнил:
                                 Студент II курса СМ 2-1группы                   Федорова А. Г.
                                  Проверил:
                                  КВН, доцент                                                      Усачев О.В. 
 
 

Москва 2010 год 
 
 
 
 

  Понятие информация, информационная безопасность.
     Информация—это  сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством для нужд человека. Информация необходима каждому как условие и как средство существования человека в обществе. И поэтому так же нуждается в защите, как среда обитания, пища и все остальные элементы жизнедеятельности.
     Стремительное нарастание возможностей оперативного обмена экономической, научно-технической, культурной, политической, военной  и другой информацией является несомненным  благом, великим достижением цивилизации.
     В третьем тысячелетии, на фоне перехода человечества от индустриальной цивилизации  к цивилизации информационной, информация стала одним из главных факторов исторического прогресса. Она имеет  ключевое значение для успешного  функционирования всех общественных и  государственных институтов, адекватного  поведения каждого отдельного человека. Без интенсивного обмена информацией, постоянной информационной связи с  окружающим миром в принципе невозможна нормальная жизнедеятельность людей.
     Однако, как известно, любое благо в  определенных условиях или при неправильном использовании может перерасти  в беду.
     Например, прекращение информационных контактов  с социальной средой, как правило, ведет к личностной деградации человека, становится источником различных отклонений – вплоть до психических расстройств.
     Прогресс  в любой сфере является позитивным и полезным до определенного предела, за которым его результаты могут  оказаться вредными. Так, развитие информационных технологий вызвало одновременно расширение возможностей массовой дезинформации  – введения в заблуждение огромных масс людей путем сообщения неверных сведений, подтасовки фактов, подделки доказательств.
     В итоге современное общество образуют не только информированные, то есть хорошо осведомленные о чем-либо, люди, но и дезинформированные – введенные  в заблуждение ложной информацией. Каких из них больше – неизвестно. Наряду с информированием людей  постоянная дезинформация (а проще  – обман, ложь) также стала нормой жизни во многих сообществах и  странах. Она широко используется как  информационное и психологическое  оружие в международной политике, в идеологической обработке людей, в интересах экономической экспансии, для ослабления национально-государственного самосознания граждан, разрушения семей, корпораций и государств.
     О роли влияния информационных факторов на жизнедеятельность современного общества говорит тот факт, что  созданный человечеством в природной  среде «искусственный мир» образует уже не только техносфера (мир техники, технологий, сооружений и т. п.), но и информационная сфера, значимость которой для жизни каждого из нас непрерывно возрастает.
     Доктрина  информационной безопасности РФ определяет информационную сферу как совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование  информации, а также системы регулирования  возникающих при этом общественных отношений.
     В наиболее общем виде информационную сферу (или информационную среду) образуют:
    субъекты информационного взаимодействия или воздействия (люди, организации, системы);
    собственно информация, предназначенная для использования субъектами информационной сферы;
    информационные технологии и технические средства;
    информационная инфраструктура, обеспечивающая возможность осуществления обмена информацией между субъектами;
    общественные отношения, складывающиеся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, и система их регулирования.
   Согласно  Доктрине информационной безопасности РФ, под информационной безопасностью  Российской Федерации понимается состояние  защищенности ее национальных интересов  в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов  личности, общества и государства.
   В специальной литературе используется более широкое определение: информационная безопасность – это такое состояние  социума, при котором обеспечена надежная и всесторонняя защита личности, общества и государства от воздействия  на них особого вида угроз, выступающих  в форме организованных информационных потоков и направленных на деформацию общественного и индивидуального  сознания.
   Понятие «информационная безопасность»  сегодня трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком  смысле – это информационная безопасность человека, общества и государства. В  узком смысле – это безопасность самой информации и каналов ее приема (передачи), а также организация  защиты от применения противником информационного  оружия в ходе боевых действий.
   Понимание безопасности в контексте соотношения  интересов личности, общества и государства  предполагает рассмотрение информационно-психологической  безопасности как аспекта общей  проблемы.
   Информационно-психологическую  безопасность в общем виде можно  определить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии социальных субъектов различных  уровней общности от разрушительного  воздействия на сознание негативных информационных факторов.
   Применительно к конкретному человеку информационно-психологическая  безопасность – это состояние  защищенности сознания и психического здоровья человека, обеспечивающее его  целостность как социального  субъекта, возможность адекватного  поведения и личностного развития в условиях неблагоприятных информационных воздействий.
   Информационная  война
   Информационное  противоборство—это комплексное взаимное информационное воздействие сторон друг на друга, которое способно привести к принятию благоприятных для  инициатора воздействия решений  либо парализовать информационную инфраструктуру противника. Методы воздействия: радиоэлектронная борьба, компьютерные конфликты, действия на психологическом и мировоззренческом  уровнях, выброс ложной или компрометирующей информации, внушение, навязывание и т. п.
   Более острая стадия противоборства – информационная война – согласованная деятельность по использованию информации как  оружия для разрушающего воздействия  на противника в различных сферах: экономической, политической, социальной и на поле боя. Информационная война  – война нового типа, ее основным объектом являются не только информационные системы, но, прежде всего, сознание людей, их поведение и здоровье.
   В информационной войне для разрешения межгосударственных противоречий и  конфликтов используются методы и средства силового воздействия на сознание общества и информационную сферу государств. Информационные войны могут происходить  и внутри страны, например, при столкновении политических и экономических противников, в ситуациях обострения борьбы за власть, при проведении избирательных  кампаний, судебных процессов и т. п.
    Основные цели и задачи информационной войны: подавление и уничтожение систем управления противоборствующей стороны;
    информационное обеспечение боевых действий, политики, экономики;
    подавление электронных систем противника;
    психологическое воздействие на личный состав и население;
    хакерское проникновение в информационные системы противника.
     Информационная  угроза—опасность, содержание которой  составляют различная информация или  ее комбинации, которые могут быть использованы против социального или  социально-технического объекта (системы) с целью изменения его интересов, потребностей, ориентаций в соответствии с целями субъекта информации.
     Информационный  риск – вероятность информационной угрозы и реальных действий противника, мера измерения успешности или опасности  возможных воздействий. Риск зависит  от характера воздействий и объекта  воздействий, от условий их осуществления, а также от возможностей защиты.
     Составным элементом информационных войн является информационная операция. В зависимости  от характера объектов и средств  воздействия информационные операции подразделяются на информационно-технические и информационно-психологические.
Наступательная  информационная операция реализуется  посредством наступательных информационных действий. Она может включать следующие  мероприятия:
    стратегическая маскировка;
    дезинформация противника;
    психологические операции;
    радиоэлектронное противоборство;
    физическое уничтожение объектов информационной инфраструктуры;
    атаки на компьютерные сети противника.
   Наступательную  информационную операцию, осуществляемую вероломно и преследующую корыстные  и даже преступные цели в отношении  человекаили общества можно определить как информационную агрессию.
   Оборонительная  информационная операция включает мероприятия  по обеспечению безопасности собственных  информационных ресурсов:
    оперативную и стратегическую маскировку;
    сохранение секретов;
    контрразведку;
    физическую защиту объектов информационной инфраструктуры;
    глушение, блокирование СМИ противника;
    контрпропаганду;
    психотерапию;
    контрдезинформацию;
    радиоэлектронную борьбу.
   Ведение информационных войн предполагает наличие  и использование определенных средств  борьбы, то есть оружия.
     Под информационным оружием понимается совокупность специально организованной информации, а также информационных технологий, применяемая для деструктивных  воздействий на поведение и сознание населения, военнослужащих и информационно– технические инфраструктуры государства и общества (информационно-технические системы, средства работы с информацией, подразделения, коллективы и социальные системы).
     Информационное  оружие, воздействующее непосредственно  на человека, специалисты делят на два вида.
     Информационно-психологическое  оружие обращено прежде всего на сознание человека и уже через него воздействует на поведение, убеждения, мотивы и потребности, нравственные установки, отношение к тому, что происходит в обществе. В качестве такого оружия могут использоваться все средства массовой информации, Интернет, публичные выступления, беседы, внушение, гипноз и т. п.
     Энергоинформационное  оружие воздействует на физиологию и  психофизиологию человека, минуя  его сознание. Человек не осознает факта воздействия, но в зависимости  от его вида начинает ощущать либо бодрость, уверенность в себе, либо подавленность, тревогу, страх, агрессивность  на фоне утраты способности контролировать свои действия. В природе подобное психофизическое воздействие могут  оказывать, например, солнечные вспышки, влияющие на биоэлектрическую активность мозга и общее состояние человека.
     В качестве источников энергоинформационного  воздействия могут применяться  радиолокационные системы, космические  аппараты, низкочастотные и высокочастотные  генераторы, биолокационные установки, химические и биологические средства и другие устройства.
     Цели  информационных войн и применения информационного оружия – завоевание превосходства над противником и нанесение ему поражения как в конкретном акте противостояния или отдельной боевой операции, так и во внешней и внутренней политике, экономике, обороноспособности страны в целом.
     Задачи  применения информационного оружия:
    подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;
    манипулирование общественным сознанием внутри страны, создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к национальному наследию;
    провоцирование политической напряженности и хаоса внутри страны, инициирование этнических и религиозных столкновений, забастовок, массовых беспорядков и других акций протеста;
    дезинформация населения об истории страны, о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация всей системы управления;
    нарушение системы управления войсками, вооружением и военной техникой, объектами повышенной опасности;
    нанесение серьезного ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, социальной и других сферах деятельности.
   В общей системе информационных средств  особое значение имеет социальная информация – как наиболее сильное оружие и массовое средство воздействия. Именно эта информация определяет функционирование общественных образований, профессиональных, возрастных и этнических групп людей, государственных и общественных институтов, а также конкретных людей, их помыслы и поступки.
   Под социальной информацией понимаются сведения, неразрывно связанные с  процессом усвоения человеком знаний, жизненных норм и ценностей, побуждающих  его определенным образом функционировать  в обществе. К числу сущностных признаков социальной информации можно  отнести следующие ее особенности:
    социальная информация всегда обращена к личности, социальным группам, классам, социуму в целом. Она является средством прямого воздействия на развитие человеческой психики, сознание человека и общества;
    социальная информация (через воздействие на общественное и индивидуальное сознание) в наибольшей степени определяет социально-экономические и политические ориентации людей во внутренней жизни государства и в отношениях с другими странами;
    социальная информация определяет эффективность передачи социального опыта от поколения к поколению, сохранение и упрочение национальных традиций и обычаев;
    социальная информация в значительной мере определяет практическое поведение людей.
   Эти ресурсы социальной информации можно  использовать как в прогрессивных  целях, так и для корыстного давления одного государства (партии, социальной группы, личности и т. д.) на другое.
   Преимущества  информационных средств противоборства в сравнении с обычным оружием:
    относительно невысокие затраты;
    лучшая возможность скрытого применения;
    размытость традиционных границ воздействия;
    отсутствие выраженного отличия мероприятий информационной войны от других видов деятельности;
    меньший риск собственного поражения; отсутствие экологического ущерба;
    возможность сохранения материально-экономической инфраструктуры.
   Нередко информационное оружие называют «умным», «несмертоносным», более «гуманным». Это очень серьезное и крайне опасное по своим последствиям заблуждение. Данное оружие губительнее для людей, чем обычное средство поражения. Оно направлено против самого трудновосполнимого в человеке – его психики. И поэтому калечит людей глубже пулевого или осколочного ранения, искажая и опустошая их внутренний мир. Длительное воздействие целенаправленной дезинформацией, спланированной ложью неизбежно подавляет способность к подлинной жизни и порождает преступное поведение, наркоманию, психические расстройства, суициды.
   После обычных войн рождаются здоровые, полноценные дети; общечеловеческий потенциал восстанавливается достаточно быстро. Пораженные информационным оружием не способны сформировать психически здоровое следующее поколение. По законам социальной наследственности они могут воспитать только себе подобных. Рядом с нервозным, закомплексованным, а то и просто «зомбированным» человеком, как правило, вырастает такой же невротик или зомби. В итоге после информационных войн проигравшее государство не способно восстанавливаться. А эти войны часто не имеют окончания.
   Информационное  оружие – это новый, страшный и  пока еще не запрещенный вид оружия массового поражения. При нарастающей  интенсивности и изощренности его  применения у человечества нет будущего. Информационное оружие и смертоносно, и негуманно: оно разрушает душевную сущность человека, лишая его главной  основы жизнеспособности.
   Масштабность  и мощность воздействия информационных факторов на психику людей выдвигают  обеспечение информационно-психологической  безопасности в современных условиях на уровень общенациональной проблемы. Поэтому способность защитить себя от информационной агрессии, обеспечить информационную безопасность населения становится важнейшей задачей любого государства.  

   Основные  проблемы информационной безопасности и пути их решения  

   Нынешнее  состояние информационной безопасности России – это состояние нового, только оформляющегося с учетом веления  времени государственно-общественного  института. Многое на пути его становления  уже сделано, но еще больше здесь  проблем, требующих самого оперативного решения. За последние годы в РФ реализован ряд мер по совершенствованию  информационной безопасности. Назовем  самые важные из них.
   Во-первых, начато формирование базы правового  обеспечения информационной безопасности. Принят ряд законов, регламентирующих общественные отношения в этой сфере, развернута работа по созданию механизмов их реализации. Этапным результатом  и нормативно-правовой основой дальнейшего  решения проблем в этой сфере  стало утверждение Президентом  РФ в сентябре 2001 г. Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (далее  – Доктрина). Она представляет собой  совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России. В Доктрине рассматриваются:
    объекты, угрозы и источники угроз информационной безопасности;
    возможные последствия угроз информационной безопасности;
    методы и средства предотвращения и нейтрализации угроз информационной безопасности;
    особенности обеспечения информационной безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества и государства;
    основные положения государственной политики по обеспечению информационной безопасности в РФ.
На основе Доктрины осуществляются:
    формирование государственной политики в области обеспечения информационной безопасности;
    подготовка предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности;
    разработка целевых программ обеспечения информационной безопасности.
   Во-вторых, к настоящему времени проведены  первоочередные мероприятия по обеспечению  информационной безопасности в федеральных  органах государственной власти, органах власти субъектов РФ, на предприятиях, в учреждениях и  организациях независимо от форм собственности. Развернута работа по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в  интересах органов государственной  власти. Что очень важно, особенно, при неблагоприятной обстановки в стране, при чрезвычайных ситуациях.
   В-третьих, обеспечению информационной безопасности способствуют созданные:
    государственная система защиты информации;
    система лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны;
    система сертификации средств защиты информации.
   Вместе  с тем анализ состояния информационной безопасности показывает, что ее уровень  не в полной мере соответствует требованиям  времени. Все еще существует ряд  проблем, серьезно препятствующих полноценному обеспечению информационной безопасности человека, общества и государства.
   Обеспечение информационной безопасности требует  решения целого комплекса задач. Доктрина перечисляет наиболее важные из них:
    разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики;
    развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности, а также системы противодействия этим угрозам;
    разработка федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности;
    разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности, а также их сертификации;
    совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности;
    установление ответственности должностных лиц федеральных органов власти и местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности;
    координация деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в области обеспечения информационной безопасности;
    развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения информационного оружия;
    создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;
    повышение эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;
    обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники;
    разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, прежде всего в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
    развитие и совершенствование систем защиты информации и государственной тайны;
    создание защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;
    расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями для обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи;
    обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем;
    создание системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий.
 
 
     Обеспечение информационной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций  

В современных  условиях особое значение имеет осуществление  эффективной информационной политики при чрезвычайных ситуациях техногенного, социального и природного характера.
   Наиболее  уязвимыми объектами обеспечения  информационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций Доктрина информационной безопасности называет:
    систему сбора и обработки информации о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций;
    систему принятия решений по оперативным действиям (реакциям), связанным с развитием таких ситуаций и ходом ликвидации их последствий.
   Особое  значение для нормального функционирования указанных объектов имеет:
    обеспечение безопасности информационной инфраструктуры страны при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
    отсутствие сокрытия, задержки поступления, искажения и разрушения оперативной информации;
    исключение несанкционированного доступа к ней отдельных лиц или групп лиц.
   Несоблюдение  этих условий может привести как  к человеческим жертвам, так и  к возникновению разного рода сложностей при ликвидации последствий  чрезвычайной ситуации, связанных с  особенностями информационного  воздействия в экстремальных  условиях:
    к приведению в движение больших масс людей, испытывающих психический стресс;
    к быстрому возникновению и распространению паники и беспорядков на основе слухов, ложной или недостоверной информации.
   К специфическим для данных условий  направлениям обеспечения информационной безопасности относятся:
    разработка эффективной системы мониторинга объектов повышенной опасности, нарушение функционирования которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
    совершенствование системы информирования населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, об условиях их возникновения и развития;
    повышение надежности систем обработки и передачи информации, обеспечивающих деятельность федеральных органов исполнительной власти;
    прогнозирование поведения населения под воздействием ложной или недостоверной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и выработка мер по оказанию помощи большим массам людей в условиях этих ситуаций;
    разработка специальных мер по защите информационных систем, обеспечивающих управление экологически опасными и экономически важными производствами.
   Исследования, проведенные сотрудниками МЧС России, показывают, что в начальный период чрезвычайных ситуаций общественное настроение, как правило, больше негативное, нежели конструктивное. У такого положения  много причин. Но его доминантой является неготовность населения к  адекватному восприятию происходящего. Корни такой неготовности – в  системе информационного обеспечения  населения. Эту неготовность предопределяют:
    отсутствие прогностической информации и оповещения людей о времени возможного начала чрезвычайной ситуации (например, подземных толчков и сейсмических волн, их силе, характере и продолжительности). Отсюда – неожиданность и уникальность большинства чрезвычайных ситуаций для населения;
    отсутствие у большей части людей информации о том, как действовать в той или иной критической обстановке, ведущее к растерянности при возникновении чрезвычайной ситуации;
    недостаточная информированность населения об особенностях действий на разных этапах чрезвычайной ситуации и при разных сценариях ее развития;
    повышенное повседневное стрессовое состояние массового сознания как фоновая характеристика нашего времени и скрытая предпосылка быстрого и резкого эмоционально-психологического срыва людей в критической обстановке;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.