На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Обеспечение информационной безопасности при возникновении ЧС

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
 Кафедра управления природопользованием и экологической безопасностью 

Специальность: Менеджмент организации
Форма обучения: Очная
РЕФЕРАТ 

по дисциплине «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»
на тему: « Обеспечение информационной безопасности при возникновении ЧС» 

                                 Выполнил:
                                 Студент II курса СМ 2-1группы                   Федорова А. Г.
                                  Проверил:
                                  КВН, доцент                                                      Усачев О.В. 
 
 

Москва 2010 год 
 
 
 
 

  Понятие информация, информационная безопасность.
     Информация—это  сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством для нужд человека. Информация необходима каждому как условие и как средство существования человека в обществе. И поэтому так же нуждается в защите, как среда обитания, пища и все остальные элементы жизнедеятельности.
     Стремительное нарастание возможностей оперативного обмена экономической, научно-технической, культурной, политической, военной  и другой информацией является несомненным  благом, великим достижением цивилизации.
     В третьем тысячелетии, на фоне перехода человечества от индустриальной цивилизации  к цивилизации информационной, информация стала одним из главных факторов исторического прогресса. Она имеет  ключевое значение для успешного  функционирования всех общественных и  государственных институтов, адекватного  поведения каждого отдельного человека. Без интенсивного обмена информацией, постоянной информационной связи с  окружающим миром в принципе невозможна нормальная жизнедеятельность людей.
     Однако, как известно, любое благо в  определенных условиях или при неправильном использовании может перерасти  в беду.
     Например, прекращение информационных контактов  с социальной средой, как правило, ведет к личностной деградации человека, становится источником различных отклонений – вплоть до психических расстройств.
     Прогресс  в любой сфере является позитивным и полезным до определенного предела, за которым его результаты могут  оказаться вредными. Так, развитие информационных технологий вызвало одновременно расширение возможностей массовой дезинформации  – введения в заблуждение огромных масс людей путем сообщения неверных сведений, подтасовки фактов, подделки доказательств.
     В итоге современное общество образуют не только информированные, то есть хорошо осведомленные о чем-либо, люди, но и дезинформированные – введенные  в заблуждение ложной информацией. Каких из них больше – неизвестно. Наряду с информированием людей  постоянная дезинформация (а проще  – обман, ложь) также стала нормой жизни во многих сообществах и  странах. Она широко используется как  информационное и психологическое  оружие в международной политике, в идеологической обработке людей, в интересах экономической экспансии, для ослабления национально-государственного самосознания граждан, разрушения семей, корпораций и государств.
     О роли влияния информационных факторов на жизнедеятельность современного общества говорит тот факт, что  созданный человечеством в природной  среде «искусственный мир» образует уже не только техносфера (мир техники, технологий, сооружений и т. п.), но и информационная сфера, значимость которой для жизни каждого из нас непрерывно возрастает.
     Доктрина  информационной безопасности РФ определяет информационную сферу как совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование  информации, а также системы регулирования  возникающих при этом общественных отношений.
     В наиболее общем виде информационную сферу (или информационную среду) образуют:
    субъекты информационного взаимодействия или воздействия (люди, организации, системы);
    собственно информация, предназначенная для использования субъектами информационной сферы;
    информационные технологии и технические средства;
    информационная инфраструктура, обеспечивающая возможность осуществления обмена информацией между субъектами;
    общественные отношения, складывающиеся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, и система их регулирования.
   Согласно  Доктрине информационной безопасности РФ, под информационной безопасностью  Российской Федерации понимается состояние  защищенности ее национальных интересов  в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов  личности, общества и государства.
   В специальной литературе используется более широкое определение: информационная безопасность – это такое состояние  социума, при котором обеспечена надежная и всесторонняя защита личности, общества и государства от воздействия  на них особого вида угроз, выступающих  в форме организованных информационных потоков и направленных на деформацию общественного и индивидуального  сознания.
   Понятие «информационная безопасность»  сегодня трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком  смысле – это информационная безопасность человека, общества и государства. В  узком смысле – это безопасность самой информации и каналов ее приема (передачи), а также организация  защиты от применения противником информационного  оружия в ходе боевых действий.
   Понимание безопасности в контексте соотношения  интересов личности, общества и государства  предполагает рассмотрение информационно-психологической  безопасности как аспекта общей  проблемы.
   Информационно-психологическую  безопасность в общем виде можно  определить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии социальных субъектов различных  уровней общности от разрушительного  воздействия на сознание негативных информационных факторов.
   Применительно к конкретному человеку информационно-психологическая  безопасность – это состояние  защищенности сознания и психического здоровья человека, обеспечивающее его  целостность как социального  субъекта, возможность адекватного  поведения и личностного развития в условиях неблагоприятных информационных воздействий.
   Информационная  война
   Информационное  противоборство—это комплексное взаимное информационное воздействие сторон друг на друга, которое способно привести к принятию благоприятных для  инициатора воздействия решений  либо парализовать информационную инфраструктуру противника. Методы воздействия: радиоэлектронная борьба, компьютерные конфликты, действия на психологическом и мировоззренческом  уровнях, выброс ложной или компрометирующей информации, внушение, навязывание и т. п.
   Более острая стадия противоборства – информационная война – согласованная деятельность по использованию информации как  оружия для разрушающего воздействия  на противника в различных сферах: экономической, политической, социальной и на поле боя. Информационная война  – война нового типа, ее основным объектом являются не только информационные системы, но, прежде всего, сознание людей, их поведение и здоровье.
   В информационной войне для разрешения межгосударственных противоречий и  конфликтов используются методы и средства силового воздействия на сознание общества и информационную сферу государств. Информационные войны могут происходить  и внутри страны, например, при столкновении политических и экономических противников, в ситуациях обострения борьбы за власть, при проведении избирательных  кампаний, судебных процессов и т. п.
    Основные цели и задачи информационной войны: подавление и уничтожение систем управления противоборствующей стороны;
    информационное обеспечение боевых действий, политики, экономики;
    подавление электронных систем противника;
    психологическое воздействие на личный состав и население;
    хакерское проникновение в информационные системы противника.
     Информационная  угроза—опасность, содержание которой  составляют различная информация или  ее комбинации, которые могут быть использованы против социального или  социально-технического объекта (системы) с целью изменения его интересов, потребностей, ориентаций в соответствии с целями субъекта информации.
     Информационный  риск – вероятность информационной угрозы и реальных действий противника, мера измерения успешности или опасности  возможных воздействий. Риск зависит  от характера воздействий и объекта  воздействий, от условий их осуществления, а также от возможностей защиты.
     Составным элементом информационных войн является информационная операция. В зависимости  от характера объектов и средств  воздействия информационные операции подразделяются на информационно-технические и информационно-психологические.
Наступательная  информационная операция реализуется  посредством наступательных информационных действий. Она может включать следующие  мероприятия:
    стратегическая маскировка;
    дезинформация противника;
    психологические операции;
    радиоэлектронное противоборство;
    физическое уничтожение объектов информационной инфраструктуры;
    атаки на компьютерные сети противника.
   Наступательную  информационную операцию, осуществляемую вероломно и преследующую корыстные  и даже преступные цели в отношении  человекаили общества можно определить как информационную агрессию.
   Оборонительная  информационная операция включает мероприятия  по обеспечению безопасности собственных  информационных ресурсов:
    оперативную и стратегическую маскировку;
    сохранение секретов;
    контрразведку;
    физическую защиту объектов информационной инфраструктуры;
    глушение, блокирование СМИ противника;
    контрпропаганду;
    психотерапию;
    контрдезинформацию;
    радиоэлектронную борьбу.
   Ведение информационных войн предполагает наличие  и использование определенных средств  борьбы, то есть оружия.
     Под информационным оружием понимается совокупность специально организованной информации, а также информационных технологий, применяемая для деструктивных  воздействий на поведение и сознание населения, военнослужащих и информационно– технические инфраструктуры государства и общества (информационно-технические системы, средства работы с информацией, подразделения, коллективы и социальные системы).
     Информационное  оружие, воздействующее непосредственно  на человека, специалисты делят на два вида.
     Информационно-психологическое  оружие обращено прежде всего на сознание человека и уже через него воздействует на поведение, убеждения, мотивы и потребности, нравственные установки, отношение к тому, что происходит в обществе. В качестве такого оружия могут использоваться все средства массовой информации, Интернет, публичные выступления, беседы, внушение, гипноз и т. п.
     Энергоинформационное  оружие воздействует на физиологию и  психофизиологию человека, минуя  его сознание. Человек не осознает факта воздействия, но в зависимости  от его вида начинает ощущать либо бодрость, уверенность в себе, либо подавленность, тревогу, страх, агрессивность  на фоне утраты способности контролировать свои действия. В природе подобное психофизическое воздействие могут  оказывать, например, солнечные вспышки, влияющие на биоэлектрическую активность мозга и общее состояние человека.
     В качестве источников энергоинформационного  воздействия могут применяться  радиолокационные системы, космические  аппараты, низкочастотные и высокочастотные  генераторы, биолокационные установки, химические и биологические средства и другие устройства.
     Цели  информационных войн и применения информационного оружия – завоевание превосходства над противником и нанесение ему поражения как в конкретном акте противостояния или отдельной боевой операции, так и во внешней и внутренней политике, экономике, обороноспособности страны в целом.
     Задачи  применения информационного оружия:
    подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;
    манипулирование общественным сознанием внутри страны, создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к национальному наследию;
    провоцирование политической напряженности и хаоса внутри страны, инициирование этнических и религиозных столкновений, забастовок, массовых беспорядков и других акций протеста;
    дезинформация населения об истории страны, о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация всей системы управления;
    нарушение системы управления войсками, вооружением и военной техникой, объектами повышенной опасности;
    нанесение серьезного ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, социальной и других сферах деятельности.
   В общей системе информационных средств  особое значение имеет социальная информация – как наиболее сильное оружие и массовое средство воздействия. Именно эта информация определяет функционирование общественных образований, профессиональных, возрастных и этнических групп людей, государственных и общественных институтов, а также конкретных людей, их помыслы и поступки.
   Под социальной информацией понимаются сведения, неразрывно связанные с  процессом усвоения человеком знаний, жизненных норм и ценностей, побуждающих  его определенным образом функционировать  в обществе. К числу сущностных признаков социальной информации можно  отнести следующие ее особенности:
    социальная информация всегда обращена к личности, социальным группам, классам, социуму в целом. Она является средством прямого воздействия на развитие человеческой психики, сознание человека и общества;
    социальная информация (через воздействие на общественное и индивидуальное сознание) в наибольшей степени определяет социально-экономические и политические ориентации людей во внутренней жизни государства и в отношениях с другими странами;
    социальная информация определяет эффективность передачи социального опыта от поколения к поколению, сохранение и упрочение национальных традиций и обычаев;
    социальная информация в значительной мере определяет практическое поведение людей.
   Эти ресурсы социальной информации можно  использовать как в прогрессивных  целях, так и для корыстного давления одного государства (партии, социальной группы, личности и т. д.) на другое.
   Преимущества  информационных средств противоборства в сравнении с обычным оружием:
    относительно невысокие затраты;
    лучшая возможность скрытого применения;
    размытость традиционных границ воздействия;
    отсутствие выраженного отличия мероприятий информационной войны от других видов деятельности;
    меньший риск собственного поражения; отсутствие экологического ущерба;
    возможность сохранения материально-экономической инфраструктуры.
   Нередко информационное оружие называют «умным», «несмертоносным», более «гуманным». Это очень серьезное и крайне опасное по своим последствиям заблуждение. Данное оружие губительнее для людей, чем обычное средство поражения. Оно направлено против самого трудновосполнимого в человеке – его психики. И поэтому калечит людей глубже пулевого или осколочного ранения, искажая и опустошая их внутренний мир. Длительное воздействие целенаправленной дезинформацией, спланированной ложью неизбежно подавляет способность к подлинной жизни и порождает преступное поведение, наркоманию, психические расстройства, суициды.
   После обычных войн рождаются здоровые, полноценные дети; общечеловеческий потенциал восстанавливается достаточно быстро. Пораженные информационным оружием не способны сформировать психически здоровое следующее поколение. По законам социальной наследственности они могут воспитать только себе подобных. Рядом с нервозным, закомплексованным, а то и просто «зомбированным» человеком, как правило, вырастает такой же невротик или зомби. В итоге после информационных войн проигравшее государство не способно восстанавливаться. А эти войны часто не имеют окончания.
   Информационное  оружие – это новый, страшный и  пока еще не запрещенный вид оружия массового поражения. При нарастающей  интенсивности и изощренности его  применения у человечества нет будущего. Информационное оружие и смертоносно, и негуманно: оно разрушает душевную сущность человека, лишая его главной  основы жизнеспособности.
   Масштабность  и мощность воздействия информационных факторов на психику людей выдвигают  обеспечение информационно-психологической  безопасности в современных условиях на уровень общенациональной проблемы. Поэтому способность защитить себя от информационной агрессии, обеспечить информационную безопасность населения становится важнейшей задачей любого государства.  

   Основные  проблемы информационной безопасности и пути их решения  

   Нынешнее  состояние информационной безопасности России – это состояние нового, только оформляющегося с учетом веления  времени государственно-общественного  института. Многое на пути его становления  уже сделано, но еще больше здесь  проблем, требующих самого оперативного решения. За последние годы в РФ реализован ряд мер по совершенствованию  информационной безопасности. Назовем  самые важные из них.
   Во-первых, начато формирование базы правового  обеспечения информационной безопасности. Принят ряд законов, регламентирующих общественные отношения в этой сфере, развернута работа по созданию механизмов их реализации. Этапным результатом  и нормативно-правовой основой дальнейшего  решения проблем в этой сфере  стало утверждение Президентом  РФ в сентябре 2001 г. Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (далее  – Доктрина). Она представляет собой  совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России. В Доктрине рассматриваются:
    объекты, угрозы и источники угроз информационной безопасности;
    возможные последствия угроз информационной безопасности;
    методы и средства предотвращения и нейтрализации угроз информационной безопасности;
    особенности обеспечения информационной безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества и государства;
    основные положения государственной политики по обеспечению информационной безопасности в РФ.
На основе Доктрины осуществляются:
    формирование государственной политики в области обеспечения информационной безопасности;
    подготовка предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности;
    разработка целевых программ обеспечения информационной безопасности.
   Во-вторых, к настоящему времени проведены  первоочередные мероприятия по обеспечению  информационной безопасности в федеральных  органах государственной власти, органах власти субъектов РФ, на предприятиях, в учреждениях и  организациях независимо от форм собственности. Развернута работа по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в  интересах органов государственной  власти. Что очень важно, особенно, при неблагоприятной обстановки в стране, при чрезвычайных ситуациях.
   В-третьих, обеспечению информационной безопасности способствуют созданные:
    государственная система защиты информации;
    система лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны;
    система сертификации средств защиты информации.
   Вместе  с тем анализ состояния информационной безопасности показывает, что ее уровень  не в полной мере соответствует требованиям  времени. Все еще существует ряд  проблем, серьезно препятствующих полноценному обеспечению информационной безопасности человека, общества и государства.
   Обеспечение информационной безопасности требует  решения целого комплекса задач. Доктрина перечисляет наиболее важные из них:
    разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики;
    развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности, а также системы противодействия этим угрозам;
    разработка федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности;
    разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности, а также их сертификации;
    совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности;
    установление ответственности должностных лиц федеральных органов власти и местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности;
    координация деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в области обеспечения информационной безопасности;
    развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения информационного оружия;
    создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;
    повышение эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;
    обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники;
    разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, прежде всего в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
    развитие и совершенствование систем защиты информации и государственной тайны;
    создание защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;
    расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями для обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи;
    обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем;
    создание системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий.
 
 
     Обеспечение информационной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций  

В современных  условиях особое значение имеет осуществление  эффективной информационной политики при чрезвычайных ситуациях техногенного, социального и природного характера.
   Наиболее  уязвимыми объектами обеспечения  информационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций Доктрина информационной безопасности называет:
    систему сбора и обработки информации о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций;
    систему принятия решений по оперативным действиям (реакциям), связанным с развитием таких ситуаций и ходом ликвидации их последствий.
   Особое  значение для нормального функционирования указанных объектов имеет:
    обеспечение безопасности информационной инфраструктуры страны при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
    отсутствие сокрытия, задержки поступления, искажения и разрушения оперативной информации;
    исключение несанкционированного доступа к ней отдельных лиц или групп лиц.
   Несоблюдение  этих условий может привести как  к человеческим жертвам, так и  к возникновению разного рода сложностей при ликвидации последствий  чрезвычайной ситуации, связанных с  особенностями информационного  воздействия в экстремальных  условиях:
    к приведению в движение больших масс людей, испытывающих психический стресс;
    к быстрому возникновению и распространению паники и беспорядков на основе слухов, ложной или недостоверной информации.
   К специфическим для данных условий  направлениям обеспечения информационной безопасности относятся:
    разработка эффективной системы мониторинга объектов повышенной опасности, нарушение функционирования которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
    совершенствование системы информирования населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, об условиях их возникновения и развития;
    повышение надежности систем обработки и передачи информации, обеспечивающих деятельность федеральных органов исполнительной власти;
    прогнозирование поведения населения под воздействием ложной или недостоверной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и выработка мер по оказанию помощи большим массам людей в условиях этих ситуаций;
    разработка специальных мер по защите информационных систем, обеспечивающих управление экологически опасными и экономически важными производствами.
   Исследования, проведенные сотрудниками МЧС России, показывают, что в начальный период чрезвычайных ситуаций общественное настроение, как правило, больше негативное, нежели конструктивное. У такого положения  много причин. Но его доминантой является неготовность населения к  адекватному восприятию происходящего. Корни такой неготовности – в  системе информационного обеспечения  населения. Эту неготовность предопределяют:
    отсутствие прогностической информации и оповещения людей о времени возможного начала чрезвычайной ситуации (например, подземных толчков и сейсмических волн, их силе, характере и продолжительности). Отсюда – неожиданность и уникальность большинства чрезвычайных ситуаций для населения;
    отсутствие у большей части людей информации о том, как действовать в той или иной критической обстановке, ведущее к растерянности при возникновении чрезвычайной ситуации;
    недостаточная информированность населения об особенностях действий на разных этапах чрезвычайной ситуации и при разных сценариях ее развития;
    повышенное повседневное стрессовое состояние массового сознания как фоновая характеристика нашего времени и скрытая предпосылка быстрого и резкого эмоционально-психологического срыва людей в критической обстановке;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.