Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Образ современного педагога

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального  образования.
Восточно-Сибирская государственная академия образования. 
 

Педагогический  институт 
 
 
 
 

Реферат 

Образ современного педагога 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:
Студентка 1 курса 
Меньщикова  Елена 
Николаевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск 2011 

Содержание
Введение 
1. Модель современного педагога
1.1. Качества современного педагога
2. Нравственно-психологический  образ современного педагога
3. Имидж  современного  учителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     В настоящее время перед педагогическим образованием выдвигаются новые  задачи и, в первую очередь, ставится задача подготовки учителя-гуманиста. Современная модель учителя предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества, духовно  нравственных и гуманных качеств. Современный  учитель должен иметь подчерк  педагогической деятельности, устанавливать  гуманистический стиль взаимоотношений  с учащимися, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения.
     Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе.
     Система педагогической подготовки решает задачу воспитания современного учителя. Она  выстроена в соответствии с Государственным  образовательным стандартом, соответствует  принципу преемственности педагогических курсов, изучаемых в университете. Факультативный курс «Основы педагогического  мастерства» гармонично дополняет  дисциплины педагогического блока; дает целостное представление о  профессиональной деятельности педагога. Его личности, способствует формированию гуманистической направленности; помогает студентам осознать себя в роли педагога-воспитателя, оценить свои способности, степень  готовности и учебно-воспитательному  процессу; развивает творчество, мастерство и культуру. Способность и самовоспитанию, саморазвитию; готовит и разработке собственного стиля работы.
     Цели  – приобщить к профессии, помочь правильно понять идеи реформы школы, включить в процесс становления  себя как педагога.
     Задачи  работы рассмотреть важность актерского мастерства для учителя, формирование актерского мастерства, понять значение актерского мастерства в работе педагога. 

     Можно перефразировать знаменитые слова  М. Горького: “Учитель - это звучит гордо”. И это не будет похвальбой. Ведь педагогика эта одна из самых интересных наук, которая раскрывает творческие горизонты развития перед личностью. Человек достиг современного уровня своего развития только благодаря тому, что знание, которое он накапливал в течении всей своей жизни, передавались из поколения в поколение. Именно учитель является “стержнем” при передаче этих знаний. Недаром на востоке в это слово вкладываются все максимальные оттенки уважения, признательности и почтения.
     Тема  актерского мастерства в работе педагога очень актуальна. Именно от его умения привлечь внимание детей, заинтересовать их своим предметов во многом зависит  будущий выбор профессии ребенка.
     Целью преподавания является подготовить  будущих педагогов профессионального  образования к работе в условиях обновления всех сторон учебно-воспитательного  процесса. Помочь наиболее полно реализовать  свой творческий потенциал и стремление к самосовершенствованию в процессе овладения основами педагогического  мастерства.
     Наука утверждает, что мозг разных людей  обладает неодинаковой способностью осваивать  и пользоваться различными типами кодов: зрительно-пространственным, словесным, акустически-образным, буквенным, цифровым и т.д. Способ кодирования информации сочетается с формой выражения (декодирования): музыкант мыслит звуками, живописец - цветовыми  комбинациями, актер - зрительными образами, действенными видениями.
     В педагоге должно совмещаться умение подхода к любому ребенку вместе с его профессионализмом и  беспринципностью. Здесь важную роль играет актерское мастерство. 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Модель современного  педагога
     Проблема  подготовки современного учителя —  одна из важнейших социально-педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как  науку, К. Д. Ушинский особое внимание уделил проблеме учителя и системе его  подготовки. Взгляды по этому вопросу  изложены им в целом ряде работ.
     В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде статей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного  просвещения есть недостаток хороших  наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей»  Понятие «народный учитель» в  профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т.е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования.
     В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять  авторитет учителя, показать его  огромную общественную роль. В ней  был представлен яркий образ  народного учителя и сформулированы основные требования к нему.
     В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую  характеристику общественного значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий  в уровень с современным ходом  воспитания, чувствует себя... посредником  между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории  людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим  и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его  дело, скромное по наружности, — одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения».
     Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского, серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, является убеждение: «Учитель обязан воспитать  у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в  том случае, если он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого  воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением». Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций. Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями». Ушинский разработал вопрос о различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К. Д. Ушинский, необходимо всестороннее широкое образование.
     Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук в учительской  семинарии, Ушинский вместе с тем  придавал большое значение специальной  педагогической и методической подготовке учителя. Учитель должен получить такие  специальные педагогические знания, которые бы помогли ему ясно и  четкое определить цель воспитания и  ясно руководить процессом воспитания на всех его этапах. Специальные  педагогические знания нужны учителю  также для развития умственных способностей детей и привлечения их активного  внимания.
     1.1. Качества современного  педагога
     Однако  одних теоретических знаний учителю  недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической работе, обучится актерскому мастерству. Эти  навыки строятся на научных основах, но все же это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе. Кроме того, Ушинский считал, что  будущему народному учителю следует  сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво  и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.
     Разрабатывая  проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматривает роль женщины в  воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличными учительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами в классах высших, и притом — преподавательницами таких предметов, каковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т.д.».
     При всем разнообразии и многоплановости  взгляды К. Д. Ушинского на учителя  и его подготовку проникнуты большой  любовью к народному учителю  и его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его  научной и педагогической подготовки. Значительную часть своих работ  он посвятил именно народному учителю. Его понимание проблемы народного  учителя было прогрессивным в  свое время и теперь остается созвучным  нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского  сохраняют свою творческую силу, зовут  к новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.
     Самым главным качеством, которым должен обладать педагог, является актерское  мастерство.
     Вообще  говоря, о современном педагоге хочется  выделить несколько правил, которыми должен пользоваться любой педагог. Полностью объективная оценка - не зависит от воли, настроения учителя  и других обстоятельств, а только от знаний и умении ученика. Оценить  степень объективности - значит, показать какие явления, процессы и обстоятельства могут влиять на учителя. Сразу разделим индивидуальное и групповое обучение. При индивидуальном обучении объективность  оценок значительно выше и менее  подвержена влиянию сторонних факторов. Это связано с низкой востребованностью оценок со стороны ученика, часто ему, в общем, то нужны не оценки, а знания и умения.
     При групповом обучении выделим несколько  факторов, влияющих на объективность:
     1) Моральные качества самого учителя.  Оценки, явно завышенные для детей  родителей с “положением”, вряд  ли можно считать объективными
     2) Разброс знаний в группе. При  очень большом разрыве между  самыми подготовленными и самыми  слабыми учениками, учитель обычно  склонен завышать оценки первым.
     3) Ожидаемая степень восприятия  в группе. Например, группа учеников, с точки зрения учителя, примерно  одинакова по начальным знаниям  и способностям. Учитель с большой  степенью вероятности может предсказать,  как они будут отвечать на  экзамене или зачете, и заранее  определяет: вот за это я поставлю  “пять”, а за это только “три”.  Вдруг один из учеников показывает  уровень знаний совершенно отличный от среднеожидаемого и шкала оценок, которую уже определил для себя учитель, резко сдвигается.
     4) Абстрагированность преподавателя от аудитории. Личные симпатии и антипатии учителя часто влияют на оценку.
     5) Способность учителя отделить  поведение ученика от его знаний. Не редко случается, что веселый  шалопай, обладающий прекрасными способностями, но дерзкий на язык получает оценки гораздо ниже, чем заслуживает.
     6) Заинтересованность учителя, его  любовь к выбранной профессии
     7) И, наконец, просто обстоятельства  личной жизни учителя
     Можно сделать вывод, что актерское  мастерство крайне важно для педагога. 

     2. Нравственно-психологический  образ современного  педагога
    К личности будущего педагога предъявляется  ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.  

    Главным и постоянным требованием, предъявляемым  к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие  специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая  эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей  культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна. 

    Все эти свойства, не являются врожденными. Они приобретаются систематическим  и упорным трудом, огромной работой  педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных  и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области  педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности. 

    Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый  нрав, хороший вкус и другие. Эти  качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого  из таких качеств в отдельности  учитель или воспитатель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности  которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества он, тем не менее, вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, не составляет особого труда вообразить себе какого-нибудь общительного, с достаточно веселым нравом, хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли когда-либо сможет стать хорошим учителем или воспитателем. 

    Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой  уникальную и своеобразную личность. 

    Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории  общества, в данное время и на данном рабочем месте. Существующая система образования нередко  отстает от тех преобразований, которые  происходят в социальной сфере, но в  целом достаточно гибко ее отражает. Новая ситуация, складывающаяся в  обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь  определяют требования, предъявляемые  к личности учителя и воспитателя. Для того чтобы вовремя и точнее установить эти требования, необходимо сделать следующее: 

    1. Правильно оценить тенденции  политического, социального и  экономического развития общества. 

    2. Определить, какими качествами в  этом обществе должен будет  обладать человек, чтобы общество  непрерывно развивалось. 

    3. Установить, какими достоинствами  должен располагать и от каких недостатков должен быть избавлен современный человек, оканчивающий среднюю школу. 

    4. Выяснить, каким должен стать  современный педагог, обеспечивающий  формирование и развитие личности, необходимой обществу. 

    Обсудим сформулированные выше положения. Главная  тенденция современного прогрессивного развития общества — демократизация жизни; происходит децентрализация  управления, передача власти на места. 

    Экономические преобразования затронули всю систему  социальных отношений, вводя рыночные основы в большую их часть, диктуя необходимость самостоятельного принятия ответственных решений. В этой связи  значительно расширились возможности  для установления прямых политических, социальных, хозяйственных и культурных связей между людьми, что в свою очередь привело к интенсификации делового и личного общения. 

    Усиление  гласности позволило публиковать  различные точки зрения по наиболее злободневным вопросам, затрагивающим  все сферы жизни общества. Отмеченные тенденции повысили требования к  тем качествам, которым должны обладать представители нового подрастающего  поколения. Какие же это качества? 

    Прежде  всего — умение жить в условиях, расширяющейся демократии, гласности, плюрализма мнений, общаться и взаимодействовать  с людьми на правовой и демократической  основе. Это предполагает, с одной  стороны, способность признавать, понимать, принимать как должное наличие  многих различных точек зрения, вести  дискуссии и на высококультурной основе разрешать возникающие разногласия; с другой — отказ от диктата  и любых способов оказания давления на личность, требует уважения к  ней, признания ее достоинств и значимости. Это также отказ от принципа, согласно которому интересы общества преобладают  над интересами конкретной личности. 

    Передача  или утрата власти одной стороной предполагает ее принятие, умение воспользоваться  ею другой стороны. Это предъявляет  повышенные требования к организаторским  умениям, к способности руководить людьми, принимать управленческие решения. Здесь нужны профессиональная компетентность и обладание качествами руководителя-лидера. 

    Изменение системы экономических отношений  требует расчетливости, деловитости, бережливости, хозяйственной смекалки, предприимчивости, многих других качеств  личности, которые совсем еще недавно  считались если не отрицательными, то, во всяком случае, не самыми необходимыми в жизни и сознательно не воспитывались  у большинства детей. 

    Гласность требует от человека умения излагать свои мысли в устной или письменной форме, убеждать, доказывать, говорить самому и внимательно слушать  других. Обладателями всех этих качеств в ближайшее время должны стать молодые люди, оканчивающие среднюю школу, и если мы хотим, чтобы те положительные изменения, которые начали происходить в нашем обществе, закрепились окончательно, уже сейчас следует позаботиться о том, чтобы существенно изменить систему обучения и воспитания детей. Для того чтобы сделать учащегося личностью — а сейчас, нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, — сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя. 

    Для того чтобы успешно справляться  со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и  специальные способности. В число  общих способностей входят те, которые  определяют высокие результаты в  любой человеческой деятельности, а  к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей.  

    О процессе формирования и развития способностей педагога как воспитателя можно  сказать то же самое, что утверждалось выше о способностях учителя, за исключением, пожалуй, одного: быть хорошим воспитателем сложнее, чем быть хорошим учителем. Это связано с тем, что среди  характерных для воспитателя  способностей больше таких, которые  даны человеку от природы, чем среди  способностей, свойственных учителю. 

    В среде педагогов немало таких, кто  является хорошим учителем, но сравнительно слабым воспитателем. Встречаются и  те, кто способен неплохо воспитывать  детей, но гораздо хуже справляется  с ролью учителя. Это обстоятельство не является основанием для вывода о том, что соответствующие люди не могут стать хорошими педагогами, просто сфера приложения их педагогического  мастерства может быть различной: или  преимущественно учительской, или  главным образом воспитательской. 

    Среди специальных педагогических способностей есть и способность особого рода, которую нельзя однозначно отнести  ни к деятельности учителя, ни к работе воспитателя, так как она одинаково  необходима им обоим. Это способность  к педагогическому общению. В.А. Кан-Калик, ученый-психолог, который много занимался исследованием этой способности, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов. Общение является одной из самых сложных его сторон, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением — важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений. 

    Какова  структура коммуникативных способностей, знаний, умений и навыков, используемых педагогом в общении с учащимися? 

    Прежде  всего, заметим, что коммуникативные  способности, проявляющиеся в педагогическом общении, — это способности к  общению, специфическим образом  выступающие в сфере педагогического  взаимодействия, связанного с обучением  и воспитанием детей.  

    Познание  человека человеком включает общую  оценку человека как личности, которая  обычно складывается на основе первого  впечатления о нем; оценку отдельных  черт его личности, мотивов и намерений; оценку связи внешне наблюдаемого поведения  с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику». 

    Познание  человеком самого себя предполагает оценку своих знаний; оценку своих  способностей; оценку» своего характера  и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны  и выглядит в глазах окружающих его  людей. 

    Умение  правильно оценить ситуацию общения  — это способность наблюдать  за обстановкой, выбирать наиболее информативные  ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать  социальный и психологический смысл  возникшей ситуации. 

    Интересны в педагогическом плане, но менее  изучены и порождают больше разнообразных  проблем на практике так называемые невербальные формы педагогического  общения. Связанные с этим коммуникативные  способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение  и своевременно разрешать уже возникши» конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства; умение извлекать из общения, максимум пользы для себя. 

    Коммуникативные способности педагога поддаются  развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический  тренинг. 

    Особой  сферой проявления способности к  педагогическому общению является применение педагогом поощрений  и наказаний. Они стимулируют  успехи ученика, особенно тогда, когда  поощрения и наказания заслуженны и справедливы. От педагогической оправданности  поощрений и наказаний зависит  их стимулирующая роль.  

    Имидж  современного учителя.
    Существует  ли специфический имидж учителя? — задает вопрос известный отечественный  психолог Л.М. Митина и утвердительно  отвечает на него: Учителя определяют в непрофессиональной среде очень  быстро. Причину подобного автор  видит в том, что ...большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность....  

    В современном, потерявшем многие былые  ориентиры российском обществе профессия  учителя утратила былые высоты, и  необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная  поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж  учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя,чтобы поднять престиж профессии?  

    Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными  имиджами каждого педагога, ведь общее  представление о любой профессии  формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей. Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители  старшего поколения учителей, которые  его понимают как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.  

    Однако  сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов  восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж  есть у каждого педагога вне зависимости  от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит  как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.  

    Есть  и другая сторона проблемы — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более  уверен, а в итоге и успешнее работает!  

    Современными  отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного  имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств  учителя в конце XX столетия имидж  занимает второе место с точки  зрения детей и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.