На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

Кафедра________________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

    по дисциплине: Макроэкономика
    на тему: Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент
ЗФО, 2-й курс, ЗКТ-1                                                                            А.Е. Пасеко 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2011
РЕФЕРАТ 

Курсовая  работа: 36 с., 5 рис., 4 табл., 12 источников. 

      РЫНОК ТРУДА, ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ЗАНЯТОСТЬ,        БЕЗРАБОТИЦА, СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАВНОВЕСИЕ, МОДЕЛЬ,        ЧИСЛЕННОСТЬ 

   Объект  работы – рынок труда Республики Беларусь. 

   Предмет исследования – государство и население.  

   Цель  работы - раскрыть понятие и сущность рынка труда, выявить особенности его функционирования и развития в государстве, рассмотреть состояние государственной политики в области занятости населения, проанализировать и сформулировать выводы. 

   Методы  исследования – сравнительный анализ, данные статистических исследований. 

   В процессе работы проведены исследования, численности и занятости населения, дана оценка состояния рынка труда  в Республике Беларусь как за последние  годы, так и его положение в  современных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….4
1 Теоретические  основы организации рынка труда……………………………….6
  1.1 Сущность, содержание и структура рынка труда ……………………………6
  1.2 Занятость  населения …………………………………………………………...8
  1.3 Спрос и предложение, равновесие на рынке труда ………………………….9
  1.4 Безработица и ее характеристика ……………………………………………11
2 Модели рынка труда ……………………………………………………………..14
3 Заработная плата, сущность, формы и системы ……………………………….16
4 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь ……..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

   Рынок труда – наиболее сложный элемент  рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя, но и как в зеркале отражаются все социально-экономические явления, происходящие в обществе. От того насколько успешно функционирует экономика, в какой фазе экономического цикла она находится, каково поведение основных субъектов рынка (работника и работодателя), зависит спрос на рабочую силу и ее предложение, а соответственно – уровень и структура занятости, незанятости и безработицы. 

   Сформировавшийся  в Республике Беларусь рынок труда  обостряет социальные вопросы. Жизненный  уровень работников все теснее увязывается с уровнем оплаты их труда. В сложившихся условиях работник начинает понимать, что от качества выполняемой им работы напрямую зависит его благосостояние. Он стремится хорошо заработать и требует от работодателя соответствующих для этого условий – механизации труда, полного использования рабочего времени, социальных гарантий, возможностей повышения квалификации и профессионального роста. Поэтому с переходом к рыночной экономике проблема рационального использования трудовых ресурсов на предприятиях становится все более актуальной. 

   Весьма  актуальными в наше время являются вопросы связанные с важнейшими характеристиками рынка труда – динамикой занятости, ее основными структурами, а также мобильностью рабочей силы, масштабами и динамикой безработицы.
   Кроме того, занятость и безработица  – своеобразные индикаторы, по которым  следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса  реформ, их привлекательности для  населения. Рынок труда как экономическая  категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Формирование и регулирование рынка труда – одна из ключевых и наиболее острых проблем рыночной экономики. 

   В данной курсовой работе рассмотрена  тема: рынок труда и особенности  его функционирования в Республике Беларусь.
     Целью курсовой работы является раскрыть понятие и сущность рынка труда, выявить особенности его функционирования и развития в государстве, рассмотреть состояние государственной политики в области занятости населения, проанализировать и сформулировать выводы.
   Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
   - рассмотреть теоретические основы  организации рынка труда и  специфику его функционирования;
   - охарактеризовать виды и типы занятости и безработицы;
   - изучить основные модели рынка  труда;
   - показать формы и системы заработной  платы и проследить ее изменение;
   - раскрыть и проанализировать  особенности функционирования рынка  труда в Республике Беларусь.
   Для решения поставленных задач при  подготовке курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты, учебная  и научная литература, законы и постановления Республики Беларусь.
   Аналитическая часть курсовой работы опирается  на информацию литературных источников по вопросам анализа современного рынка  труда, заработной платы, а также  на статистические данные министерств  и ведомств Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические основы  организации рынка  труда 

      Сущность, содержание и структура рынка  труда
 
   Мировой опыт развития рыночной экономики показывает, что рынок труда является одной  из важнейших составляющих общеэкономического рыночного механизма. Он представляет собой общественно-экономическую форму движения рабочей силы (трудовых ресурсов), соответствующих системе высокоразвитых товарных отношений.
   Рынок труда обладает рядом особенностей, отличающих его от других рынков. Во-первых, спрос на рынке труда является производным от спроса на товары и услуги производственного и личного потребления, что замедляет, а иногда и трансформирует импульсы потребительских ожиданий. Во-вторых, специфичность реализуемого на нем товара – рабочая сила связана с непосредственной ее слитность с личностью работника, что значительно социализирует экономические процессы, происходящие на рынке труда. За проблемами реализации рабочей силы непосредственно стоят судьбы работников, а при определенных условиях – судьбы правительств. В-третьих, на этом рынке невозможно в полной мере осуществить характерный для рыночной экономики принцип приоритета потребителя. Ведь даже самый высокий уровень развития рыночной экономики не отменяет предложения на рынке труда таких слабо социально защищенных и менее конкурентоспособных работников, как молодежь, женщины, инвалиды и др. [1, c. 189]
   Сущность  рынка труда проявляется в  следующих его основных функциях:
   согласование  экономических интересов субъектов  трудовых отношений;
   обеспечение пропорциональности распределения  рабочей силы в соответствии со сложившимся общественным разделением труда;
     поддержание динамического равновесия между спросом и предложением рабочей силы;
   формированием кадрового резерва для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства;
   стимулирование эффективной и рациональной занятости;
   регуляция индивидуальных доходов работников;
   содействие  формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры кадров.
   Структура рынка труда определяется разными признаками и компонентами, необходимыми для его возникновения и функционирования. Основными элементами являются: субъекты рынка труда; экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами; рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция); безработица и социальные выплаты, связанные с ней; рыночная инфраструктура.
   Совокупность  названных компонентов и их взаимосвязь  между собой вполне достаточны для  возникновения и функционирования рынка труда в современных условиях.
   Основными субъектами рынка труда являются:
   контрагенты трудовых отношений – работники  и работодатели;
   посредники  между работодателями и наемными работниками;
   представители органов власти, вырабатывающие принципы правовой регламентации отношений на рынке труда, осуществляющие его госрегулирование и контроль за соблюдением законодательства;
   представители интересов работников и работодателей  – общественные организации, такие, как профсоюзы, ассоциации, союзы  предпринимателей, потребителей и др., осуществляющие защиту интересов субъектов трудовых отношений.
   Основными компонентами рынка труда являются цена, конкуренция, спрос и предложение. Цена рабочей силы выступает в  виде заработной платы; конкуренция – в форме соперничества работников за рабочие места, работодателей – за рабочие руки, а также работников-работодателей – за условия найма; спрос – в форме потребности в рабочей силе в разрезе отраслей, районов, предприятий и организаций, а предложение – в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов, предъявляемых на рынке.
   Национальный  рынок труда является сложноструктурированным  образованием рыночной экономики. Он состоит  из множества рынков, которые можно  определить и как сегменты единого рынка. Его важнейшими составляющими являются региональные, отраслевые и профессионально-квалификационные сегменты единого рынка труда, например городской, районный, областной рынки труда, рынок труда текстильщиков, строителей, рынок труда ИТР, служащих, рабочих, высоко- и низкоквалифицированных работников и т. д.. Открытость рыночной экономики предполагает и интеграцию в международный рынок труда. Все составляющие части или сегменты рынка труда находятся в тесном взаимодействии, и их выделение в определенной мере является условным, хотя и абсолютно необходимым не только для изучения условий функционирования рынка труда, но и для принятия адекватных решений его субъектами.
   Непосредственно сопряженной с рынком труда, хотя напрямую и не входящей в него, является его инфраструктура. Она призвана выполнять функции по его институциональному, материально-техническому, социальному и информационному обеспечению.
   Инфраструктуру  рынка труда можно определить как совокупность материально-технических, организационных и правовых условий, без которых невозможно нормальное функционирование сферы товарного обращения рабочей силы. В инфраструктуру рынка труда входят, например, служба занятости, бюро по трудоустройству, центры по переподготовке, институты общественных работ и фонды занятости, акты правового регулирования взаимоотношений продавцов и покупателей рабочей силы и др. [11, c. 311] 
 
 

      Занятость населения
 
   Занятость выражает процесс включения работников в экономические отношения в соответствии с существующим спросом на рабочую силу. Уровень и определенная структура занятости являются основным результатом на рынке труда.
   Занятость принято рассматривать с количественной и качественной стороны. Количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный) аспекты занятости по своему содержанию соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.
   Ситуация, при которой предоставляется  возможность каждому желающему и способному трудиться, заниматься каким-либо видом общественно полезной деятельности, называется полной занятостью. При полной занятости предложение рабочей силы равно спросу на нее.
   Качественная, или эффективная, занятость означает такое распределение ресурсов труда  с учетом специализации, территориального и отраслевого аспектов, которое  позволяет получить наибольший прирост  национального продукта.
   Эффективная занятость достигается в процессе свободной рыночной деятельности хозяйственных  единиц. Полная занятость является целью макроэкономической политики государства. Оптимальное сочетание  полной и эффективной занятости  называется рациональной занятостью.
   Структурные виды занятости можно выделять по:
   характеру деятельности – работа на предприятиях всех видов собственности, работа за рубежом, исполнение государственных  и общественных обязанностей, служба в армии, индивидуальная трудовая деятельность, личное подсобное хозяйство;
   принадлежность  занятых к определенному классу или социальному слою – рабочие, инженерно-технические работники  и служащие, крестьяне, управленческий персонал, предприниматели;
   сферам  народного хозяйства, отраслям, суботраслям  и подотраслям, с учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов;
   территориальному  признаку;
   уровню  урбанизации – по соотношению  между численностью трудовых ресурсов города и села;
   профессионально-квалификационному  признаку – распределение работников по группам с учетом их квалификации, уровня образования, стажа работы, степени механизации труда и т.д.;
   половозрастному составу;
   видам собственности и формам организации  труда.
   Каждый  вид занятости реализуется с  помощью организационно-правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости.
   В зависимости от формы организации  рабочего времени различают полную (при условии полного рабочего дня), неполную (на условиях сокращенного рабочего дня, недели) и надомную занятость; от значимости для работающего – первичную (основную), являющуюся главным источником дохода для работающего, и вторичную занятость, приносящую работнику дополнительный доход; от признака стабильности – постоянную и временную занятость. [6] 

      Спрос и  предложение, равновесие на рынке труда
 
  Классическая  модель конкурентного рынка труда  строится на следующих основных принципах: большое число работодателей, представляющих интересы фирм и выражающих спрос на труд; большое число работников, являющихся носителями рабочей силы и выражающих предложение. Поведение субъектов на рынке труда рационально, обусловлено достижением собственных интересов и выгод. Для них нет жестких ограничений по свободному передвижению на рынке труда. Рабочие места, предлагаемые работодателями, и рабочая сила, предлагаемая работниками, однородны. Количество и объем занятости измеряется численностью работников.
  Рынок труда характеризуется совершенной  конкуренцией, реализуемой через  механизм гибких рыночных цен, когда ни отдельные работодатели, ни отдельные работники не могут влиять на рыночную ситуацию в целом; равновесные ставки заработной платы не зависят от поведения отдельных фирм или групп работников, а определяются общей конъюнктурой, т. е. общим взаимодействием всех участников рыночного процесса.
   На  конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает. Горизонтальная ось — это количество труда Q, вертикальная—ставка заработной платы P (рисунок 1) 
 
 

                        
           Рисунок 1 – Кривая спроса на труд                  Рисунок 2 – Кривая предложения труда
   Кривая  предложения труда имеет положительный  угол наклона, с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается (рисунок 2 ). Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг с учетом совокупного спроса. Предложение рабочей силы определяется потребностями людей трудоспособного возраста в нормальном воспроизводстве своих способностей и поддержании достаточного уровня благосостояния с учетом совокупного экономического предложения. Как спрос, так и предложение формируется под воздействием различных факторов: сложившегося уровня цен, издержек, заработной платы, производительности труда, численности населения, квалификационно-профессионального состава работников, кредитно-финансовой, налоговой, законодательной системы, деятельности профсоюзов, культурных, религиозных и других организаций. Пересечение кривых спроса DD и предложения SS дает равновесный уровень заработной платы ре. При данном уровне заработной платы в экономике наблюдается полная занятость QЕ — спрос на труд равен предложению труда (рисунок 3). 

                          

                                                             Рисунок 3 – Равновесие на рынке 

   Если  заработная плата по какой-либо причине (например, деятельность профсоюзов, решение  правительства и др.) повышена до РА по сравнению с равновесным уровнем заработной платы РЕ в точке Е, то возникает новая рыночная ситуация (рисунок 4).          

                                       
                                                                                            Рисунок 4 – Безработица
   
   Фирмы выбирают такой режим функционирования, который соответствует точке А на кривой спроса, в то время как работники предлагают такое количество труда, которое соответствует точке В на кривой предложения. В результате такого рыночного несоответствия при данном уровне заработной платы РА количество предлагаемого труда QЕ превышает спрос на труд QА на величину АВ, следствием чего является безработица.
   Но  в условиях совершенной конкуренции  и рыночной гибкости ставок заработной платы отклонение заработной платы от равновесного уровня не может продолжаться долго. Рост заработной платы относительно равновесного уровня вызывает сокращение спроса на труд со стороны фирм и одновременно увеличение предложения труда со стороны работников. В результате этого возникает избыток предложения труда — возникающая при этом безработица оказывает давление на заработную плату в сторону ее понижения до равновесного уровня. В случае, если заработная плата опускается ниже этого уровня, разворачивается противоположный процесс. В конечном итоге конкурентный рынок труда характеризуется общим равновесием спроса на труд и предложение труда и равновесным уровнем заработной платы.
   Рынок труда может характеризоваться  монопсонией (олигопсонией). В этом случае сторона предложения представлена множеством работников, а сторона спроса — единственной (или несколькими) фирмой-работодателем. Ставки заработной платы в этом случае в большой степени зависят от решений данной фирмы-монопсониста. Рынок труда может иметь высокую степень юнионизации, обусловленной значительной ролью профсоюзов. В этом случае отдельные отряды работников, организованные в профсоюзы, в процессе коллективных действий и заключения выгодных для себя коллективных договоров с работодателями добиваются превышения фактического размера заработной платы над ее равновесным уровнем. Это приводит в ряде случаев к негативным изменениям на рынке труда. Исключение составляет монопсонистический рынок труда, на котором профсоюзы могут добиться одновременного увеличения размеров заработной платы и уровня занятости. [10, c. 355] 

   1.4 Безработица  и ее характеристика 

   Безработица – необъяснимый элемент рынка  труда. Она представляет собой сложное многоаспектное явление. По определению МОТ (Международная организация труда) безработица определяется как контингент лиц трудоспособного возраста, не имеющих работы, пригодных к работе в настоящее время и ищущих ее в рассматриваемый период. Если три указанных условия соблюдаются, то человека можно считать безработным.
   Уровень безработицы определяется как процентное отношение численности безработных  к численности экономически активного  населения, т.е. к численности всех занятых в экономике и безработных. Однако наличие общей формулы определения уровня безработицы не гарантирует одинаковых методов измерения безработицы в разных странах.
   Причины безработицы экономисты объясняют  по-разному. Неоклассическая концепция безработицы, считает, что число занятых в экономике зависит от заработной платы: чем ниже занятость, тем выше заработная плата.
   По  утверждению неоклассиков, рыночная экономика в принципе способна использовать все трудовые ресурсы, если заработная плата будет гибкой. При этом будет обеспечена полная занятость: каждый желающий может продать свой труд по рыночной ставке заработной платы. Таким образом, неоклассическая модель допускает возможность безработицы, но она не вытекает из законов рынка, а возникает как результат их нарушения. По их мнению, в рыночной экономике может быть только добровольная безработица, когда люди могут найти работу, но не согласны трудиться за низкую заработную плату.
   В кейнсианской концепции доказывается, что безработица носит не добровольный, а вынужденный характер. В своих трудах Кейнс показывает, что рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только в случае полной занятости, но и при наличии безработицы. Предложение труда зависит от величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня. Если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие не отказываются от работы. А спрос на труд, который предъявляют предприниматели на рынке, есть функция реальной заработной платы. Поэтому спрос на труд в большей мере зависит от предпринимателей, а их поведение, в свою очередь, зависит от платежного спроса в точке равновесия (эффективный спрос). Эффективный спрос в обществе определяется предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов. Поэтому по мере роста доходов населения его спрос устанавливается на уровне ниже эффективного, занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости. Для достижения полной занятости нельзя полагаться на рыночный механизм и необходимо активное вмешательство государства.
   Различают три основных вида безработицы. Фрикционная безработица – это незанятость, которая обычно длится 1 – 3 месяца и связана с временными перерывами в трудоустройстве. Например, люди переезжают с места на место, меняют профессию, ожидают освобождения рабочих мест, решили немного отдохнуть перед переходом на новое рабочее место и др. Эта безработица является добровольной.
   Добровольной  является и безработица, когда люди отказываются от работы из-за низкой ставки заработной платы. Кроме того, в любом обществе есть люди, которые вообще не хотят работать (богатые люди, которые не нуждаются в доходах от труда, бомжи, которые есть в любой стране и для которых бродяжничество есть своеобразный стиль жизни, люди, которые живут на социальные пособия и т.д.).
   Структурная безработица порождается сдвигами в технологии производства. При этом происходит изменение структуры спроса на рабочую силу. Снижается потребность в одних специальностях и появляется потребность в работниках других специальностей. Кроме того, происходит территориальное перераспределение рабочей силы, в результате чего в отдельных регионах может накапливаться незанятое население.
   В отличие от фрикционной структурная  безработица имеет более продолжительный  характер. Фрикционные безработные имеют возможность устроиться на работу без дополнительной переподготовки, поскольку сохраняется спрос на их рабочую силу. И фрикционная, включая добровольный отказ от занятости, и структурная безработицы неизбежны. Эти виды безработицы принято называть также естественной безработицей.
   Естественная безработица образует тот резерв рабочей силы, который способен быстро гасить колебания в спросе на рабочую силу. Наличие такого резерва делает возможным быстрое освоение новых производств и содействует ускорению инновационного развития страны. Безработица на естественном уровне сдерживает инфляцию, поскольку в условиях ее отсутствия любой всплеск в рабочей силе порождает инфляцию.
   Фактический уровень безработицы в отдельные  периоды может превышать уровень  естественной безработицы. Тогда говорят, что имеет место циклическая безработица, т.е. безработица, которая вызвана колебаниями экономической конъюнктуры. Уровень циклической безработицы определяется как разница между уровнями фактической и естественной безработицы.
   Причиной  безработицы является непропорционально высокий уровень заработной платы по отношению к производительности труда. Если объем заработной платы превышает стоимость выпущенной продукции, то в условиях рыночной экономики предприятия сокращают занятость.
   В отношении безработицы государство  располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д. [12, c. 268] 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Модели рынка труда 
 

  Рынок труда – сложное многоплановое  явление, включающее в себя экономические, юридические, социальные и психологические  отношения и факторы. Все отношения  и элементы рыночного механизма  в разных странах развивались  неодинаковыми темпами и в  зависимости от исторических условий становления капиталистического товарного производства находятся в различном сочетании. Эти различия привели к формированию разных моделей рынка труда. Рассмотрим лишь основные три: американскую, японскую и шведскую.
  Американская модель (модель США). Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями, на законную профессиональную подготовку в учебных заведениях (полученный диплом, сертификат), на признание профессионально-квалификационного уровня работников при перемене фирмы, на стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, классификации работ по сложности, производительности труда, возможностей предприятий. Имеются особенности в организации и содержании деятельности профсоюзов. Страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Федеральным законом определены общественные принципы страхования по безработице, детализированные законодательством каждого из штатов. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд. Основная сумма фондов образуется за счет налогов с предпринимателей, установленных в процентном отношении к выплаченной заработной плате. Результатом такой политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность, относительно высокий уровень безработицы (по сравнению с Японией и Швецией), что характеризует преобладание внешнего рынка. Но в США имеется и внутренний рынок труда. Примером служит крупная компания IBM, создавшая для своих работников пожизненные гарантии занятости, непрерывный рост доходов, многочисленные социальные льготы и поощрения. 

  Японская  модель. Отличительная черта японской модели труда – «система пожизненного найма», предусматривающая гарантии на весь срок трудовой деятельности работников. Эти гарантии результат сложившейся практики отношений между наемными работниками и предпринимателями. Они законодательно не оформлены, но поддерживаются профсоюзами, обеспечивается лояльность последних по отношению к фирме. Это закрытая модель рынка труда, внутренний рынок. После кризиса 1974 – 1975 гг. в Японии стал развиваться и внешний рынок, похожий больше на классический, обслуживающий мелкие предприятия. И для внутреннего, и для внешнего рынка Японии важнейшей чертой является стабильная занятость. Использование работников в течение длительного времени позволяет компании организовать профессиональную подготовку и повышение квалификации на внутрифирменном уровне в соответствии со структурой рабочих мест, научно-техническим прогрессом, модификацией выпускаемой продукции, заранее предусмотреть профессиональную мобильность внутри фирмы, воспитывать у работников творческие отношения к труду, к высокому качеству работы. Имеются особенности и в формировании заработной платы. Она в течение длительного времени зависела в основном от стажа и возраста, но сегодня учитывается квалификация и эффективность труда.
  Для японской модели характерно патерналистское  отношение руководителей компании к персоналу, внимание к непроизводственной стороне жизни работников и заинтересованность последних ко всем аспектам деятельности предприятия.
  Система пожизненного найма предопределяет решение проблем сокращения производства и увольнения работников за счет сокращения рабочего времени, перевода работников на дочерние предприятия, на предприятия  других фирм согласно взаимному соглашению. Эти меры сдерживают рост безработицы. Отличительная черта внутреннего рынка труда в Японии – создание и функционирование самостоятельных профсоюзных организаций внутри компании. 

  Шведская  модель. Своеобразие шведской модели в активной политике занятости, проводимой государством. Государственные органы уделяют большое внимание повышению конкурентоспособной рабочей силы через профессиональную подготовку и переподготовку работников, созданию рабочих мест как в государственном секторе, так и путем субсидирования частных компаний, совмещению ищущих работу и вакантных мест, в том числе  через информацию и профориентацию, выплату пособий по переезду к новому месту работы.
  Политика  в области занятости тесно  увязана с общими экономическими мерами, в частности, с ограниченной налоговой политикой, «политикой солидарности» в заработной плате, поддержкой слабых групп населения, отраслей и регионов, определенных государственной программой развития.
  Государство активно поддерживает занятость в секторах, обеспечивающих социально необходимые услуги в регионах, где традиционная промышленность находится в упадке. Такая взаимоувязанная комплексная политика государства поддерживает высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость в стране. И хотя она не обеспечивает работу всем, но ограничивает безработицу небольшим удельным весом. [6, с. 54] 
 
 
 
 
 

3 Заработная плата, сущность, формы и системы 
 

   В широком смысле оплата труда – это вознаграждение за определенное количество и качество выполненной работы. Различают денежную и неденежную формы оплаты труда. Основной является денежная форма, что обусловлено ролью денег как всеобщего эквивалента в товарно-денежных отношениях субъектов рынка. Вместе с тем оплата труда в той или иной степени может осуществляться и в натурально-вещественной форме или в форме предоставления дополнительно оплачиваемого отпуска.
   Как социально-экономическая категория  заработная плата требует рассмотрения с точки зрения ее роли и значения для работника и нанимателя.
   Для работника заработная плата – главная и основная статья его личного дохода, средство воспроизводства и повышения уровня благосостояния его самого и его семьи, что обусловливает стимулирующую роль заработной платы в повышении результативности труда с целью увеличения размера получаемого вознаграждения.
   Для нанимателя заработная плата работников – это расходуемые им средства на использование привлекаемой по найму рабочей силы, которые являются второй по значимости статьей расходов в затратах на производство продукции (работ, услуг). В целом по народному хозяйству республики затраты на оплату труда в общей сумме затрат на производство продукции (работ, услуг) составляют 15%, при этом в отдельных отраслях экономики они могут достигать 30 % и выше.
   В условиях централизованно управляемой плановой экономики, основанной на общенародной форме собственности на средства производства, заработная плата рассматривается как доля работника не только в доходе субъекта хозяйствования, использующего его труд, но и в национальном доходе, который создавался всем обществом.
   В условиях рынка заработная плата  – это уже не столько часть  национального дохода, выделяемая государством для оплаты труда, сколько часть  дохода собственника средств производства, расходуемая им на оплату труда наемных работников по условиям найма в соответствии с контрактом или трудовым договором и результатами труда.
  Таким образом, в рыночной экономике заработная плата становится ценой рабочей  силы, которую наниматель должен платить  работнику из дохода субъекта хозяйствования за использованный наемный труд. При этом основными субъектами регулирования уровня заработной платы в рыночной экономике должны выступать наниматель (собственник или его представитель) и наемный работник.
   Основные  критерии, влияющие на размер заработной платы, определяются:
    доходами субъектов хозяйствования;
    соотношением спроса и предложения на рынке труда;
    условиями воспроизводства рабочей силы;
    влиянием общественных объединений наемных работников на распределение доходов субъектов хозяйствования между собственниками и наемными работниками.
   В современном понимании формы  и системы оплаты труда можно  определить как организационно-экономические  механизмы соотнесения затрат и  результатов труда работника  с размером причитающейся ему  заработной платы. Форма оплаты труда определяет принцип установления зависимости размера заработной платы работника от полученных результатов его труда в течение определенного времени, а системы оплаты труда – это способ реализации этой зависимости.
   Через систему оплаты труда устанавливается денежная оценка каждой единицы количественного измерения нормы труда. Таким образом, система оплаты труда определяет взаимосвязь между показателями, характеризующими меру труда и меру его оплаты в приделах и сверх норм труда, гарантирующую получение работником заработной платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда и ценой рабочей силы.[9, c.294]
   В зависимости от факторов, положенных в основу начисления заработной платы, все многочисленные ее разновидности могут быть сведены к двум основным формам: повременной и сдельной.
   Изначальной формой заработной платы является повременная. Она может быть почасовой, понедельной  и помесячной в зависимости от единицы исчисления.
   При повременной оплате основной нормой труда является единая, установленная законом продолжительность рабочего времени с перечнем трудовых обязанностей работника, которые он должен выполнить в течение этого времени исходя из сложившегося в рамках организации принципа разделения труда между работниками. За выполнение этой нормы предусматривается определенная мера оплаты – тарифная ставка (оклад). Если работник отработал меньше времени, чем предусмотрено нормой, ему будет начислена оплата меньше его тарифной ставки (оклада). Если отработанное работником рабочее время с конкретным содержанием трудовых обязанностей будет превышать установленную норму (при взаимном согласии на это нанимателя и работника), то оплата его труда превысит тарифную ставку (оклад).
   При сдельной оплате в качестве основной нормы труда выступает норма выработки (норма времени на единицу работы), которая также рассчитывается исходя из установленной законом продолжительности рабочего времени. За выполнение такой нормы (основной трудовой обязанности) работник получает оплату в размере тарифной ставки. При ее не выполнении или перевыполнении начисленная работнику оплата будет соответственно ниже или выше тарифной ставки.
   Существует  множество систем заработной платы, сводимых как к одной из рассмотренных форм, так и сразу к обеим.
  С позиций воздействия на материальную заинтересованность работника системы оплаты могут быть простыми и сложными. Простые устанавливают связь оплаты работника только с основным показателем учета результатов труда работника – объемом изготовленной продукции или количеством отработанного времени. Сложные системы определяют зависимость оплаты труда от нескольких показателей, из которых один является основным, а другие – дополнительными.
  Простая повременная система формирует заработную плату работника в зависимости от его тарифной ставки и фактически отработанного времени. При простой повременной оплате связь между количеством отработанного времени и заработной платой прежде всего носит пропорциональный характер. Иных форм связи простая повременная оплата не имеет.
  При простой сдельной оплате заработная плата рабочего зависит от сдельной расценки, представляющей собой размер оплаты за единицу изготовленной продукции (выполненной работы), и от количества этой продукции.
  По  индивидуальной прямой сдельной системе заработная плата каждого работника определяется в соответствии с результатами его личного труда, которые выражаются в количестве изготовленных им изделий (деталей) или выполненных операций за какой-то период времени.
  Коллективная (бригадная) сдельная система оплаты труда представляет собой такую систему, при которой заработная плата рабочих рассчитывается в соответствии с объемом работы (количеством продукции), выполненным производственной бригадой.
  Аккордная система оплаты труда характеризуется тем, что при ее использовании оплачивается выполнение не отдельных операций или видов работ, а комплекса работ, входящих в аккордное задание. Сумма заработной платы по аккордному наряду определяется на основании калькуляции, учитывающей нормы времени (выработки) и расценки на виды работ, включенные в данный комплекс.
  Косвенная сдельная система оплаты труда заключается в том, что заработная плата работника ставится в зависимость не от его личной выработки, а от результатов общего труда. Эта система оплаты применяется, например, для вспомогательных рабочих, учет выработки которых затруднен, но от результатов их труда зависит выработка основных работников.
  Сдельно-прогрессивная  система оплаты труда характеризуется тем, что начиная с заранее установленного уровня выполнения норм, происходит определенное увеличение сдельной расценки за выполненные операции, детали или изделия. Таким образом, сдельные расценки дифференцируются в зависимости от достигнутого уровня выполнения норм, т. е. чем выше выполнение норм, тем выше будет расценка за каждую единицу выполняемой работы.
  Сдельно-регрессивная система оплаты характеризуется тем, что начиная с определенного уровня перевыполнения норм, происходит снижение сдельной расценки. Эта система является своего рода противоположностью сдельно-прогрессивной системе: чем выше перевыполнение норм, тем ниже расценка за каждую единицу сверх нормы.
  Поощрительная система позволяет работнику выбирать степень своего участия в улучшении показателей, обеспечивающих получение необходимого производственного результата: выпуска нужного количества конкурентоспособной продукции с наименьшими затратами.
  Принудительная  система оплаты нацеливает работника на достижение показателей, установленных для него нанимателем на достаточно высоком (жестком) уровне и не допускает каких-либо отклонений в сторону понижения. Если же это понижение происходит, работник рассматривается как не отвечающий требованиям.
  Гарантирующие системы оплаты по своему организационному построению и характеристикам напоминают поощрительные, но их главная задача – не столько увязать заработную плату работника с какими-либо показателями производственно-хозяйственной деятельности, сколько обеспечить (через систему тарифных ставок, расценок, доплат, надбавок, премий и др.) работнику начисление ее суммы (например, гарантируемые выплаты работникам в случае вынужденных простоев).
  Фонд оплаты труда предприятий складывается из индивидуальных заработных плат и определяется исходя из применяемых форм и систем оплаты. Предприятия сами решают, какой фонд оплаты труда они могут допустить, учитывая конъюнктуру рынка, ситуацию со стоимость рабочей силы на рынке труда, необходимость повышения конкурентоспособности продукции и ряд других факторов.
  Работнику важно не только то, какую заработную плату в денежном выражении он получит, но и какое количество товаров и услуг но сможет на нее приобрести. [9, c. 311]  
 
 
 
 
 
 
 

 

   4 Особенности функционирования  рынка труда в  Республике Беларусь 
 

   Состояние рынка труда Беларуси. Как известно, уровень занятости населения в любом государстве подвержен влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики.
   Наша  республика обладает значительным трудовым потенциалом, формирование которого предопределяется динамикой численности трудоспособных граждан. Рост их численности обусловил увеличение трудовых ресурсов: 6004,6 тыс. в 2000 году и 6241,4 тыс. человек в 2007 году. При этом в городах наблюдается устойчивая тенденция роста, в то время как село теряет свой трудоспособный потенциал вследствие миграционного оттока молодежи в города. Формирование трудового потенциала сейчас будет происходить в условиях сокращения трудоспособного населения в связи со вступлением в трудоспособный возраст малочисленного поколения родившихся в 90 - е годы прошлого века. По прогнозам, с 2009 г. численность трудоспособного населения станет сокращаться, что приведет к уменьшению численности трудовых ресурсов до 6120 – 6150 тыс. человек в 2010 г.
   Численность занятых в экономике до 2005 г. имела  устойчивую тенденцию к сокращению. Начиная с 2005 года эта численность начала расти. В 2008 году численность населения, занятого в экономике, составила 4520,7 тыс. человек при прогнозном показателе на 2008 г. 4460 - 4535 тыс. человек.
   На  рынке труда отмечается ряд позитивных процессов. Так, уровень регистрируемой безработицы снизился с 3,1 % в 2003 году до 0,8 % в 2008 г. от численности экономически активного населения. Из 118 районов и 12 городов республики – в 85 уровень безработицы составил 1% и ниже, в двух районах (Ганцевичском и Поставском) уровень безработицы выше 2%.
   Значительно увеличился спрос на рабочую силу. В декабре 2008 г. спрос превышал предложение  в 1,4 раза, в то время как в 2003 году предложение превышало спрос  в 4,3 раза. Показатель напряженности  на рынке труда составил 0,7 безработных  в расчете на одну вакансию против 4 человек в 2003 г.
   Основным  инструментарием реализации государственной  политики содействия занятости населения  является ежегодно разрабатываемая  Государственная программа содействия занятости населения. Несколько  слов об итогах реализации Государственной программы содействия занятости населения на 2008 год.
   Задачи, определенные в сфере занятости  населения на 2008 год, выполнены всеми  областями и г. Минском.
   Осуществлен ряд активных мер на рынке труда:
создано 163 тыс. новых рабочих мест, в том числе с оказанием бюджетной ссуды – 3,5 тыс. рабочих мест; трудоустроено 199 тыс. человек, из них 131 тыс. – безработных; направлено на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных; предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела, причем, каждый второй безработный, получивший финансовую поддержку для организации предпринимательской детальности – женщина (решение проблемы женской безработицы); обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных; организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.
   Реализовывался  комплекс мер, направленных на обеспечение  занятости населения в малых и средних городах, поселках и регионов с наиболее сложной ситуацией на рынке труда. На новое место жительства и работы (в основном в сельскую местность) при финансовой поддержке органов по труду, занятости и социальной защите переселены, с их согласия, 346 семей безработных, или 113,4% к заданию. В 2007 году созданы общереспубликанский банк вакансий и банк вакансий в агропромышленном комплексе страны с указанием размера заработной платы и предоставляемого жилья.
   Программа занятости на 2009 год принималась в октябре 2008 года, т.е. в условиях усиливающегося влияния мирового финансового кризиса на экономику зарубежных стран и менее ощутимого влияния на экономику нашей республики.
   В январе т.г. в службу занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 23,1 тыс. чел. (84,6% к январю 2008 г.), зарегистрировано безработными – 17,9 тыс. человек (78,9%). Таким образом, ситуация на рынке труда республики (по итогам февраля с.г.) не выходит за рамки штатной и не требует принятия срочных дополнительных мер. За февраль 2009 г. количество обращений составило 24,4 тыс. чел., что меньше показателя за февраль 2008 г. (25,6 тыс. чел.). Зарегистрировано в качестве безработных за февраль 2009 г. 19,3 тыс. чел. против 20,5 тыс. чел. за весь февраль 2008 г. В тоже время количество вакансий в феврале постоянно снижалось, в том числе за последнюю неделю февраля на 910 мест. Нанимателями заявлено о возможном высвобождении в первом квартале 3600 работников, или 59,2 процента по отношению к первому кварталу прошлого года (6082 чел.). И тем не менее, количество вакансий превышает количество зарегистрированных безработных (в г. Минске, например, в 4,5 раза, в республике в целом этот показатель равен 1,4).
   Отмечено  стремление нанимателей не увольнять  своих работников, а сохранять рабочие места.
   Вместе  с тем, в январе 2009 года численность  работников, работавших неполное рабочее  время, по сравнению с январем 2008 г. увеличилась в 1,7 раза. Численность  работников, которым были предоставлены  отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, в январе 2009 г. по официальным данным составила 59,3 тыс. чел., или в 1,3 раза больше, чем в декабре 2009 г. (по сравнению с январем 2008 г. показатель увеличился в 3,5 раза). Снижение этого показателя отмечено в машиностроении и металлообработке, в сельском хозяйстве, в торговле и общественном питании.
   В целях оперативного реагирования на ситуацию, складывающуюся на рынке  труда в текущем году, Министерство труда и соцзащиты организовало еженедельный мониторинг по работе службы занятости, т.е. сбор и анализ данных об обращениях граждан и регистрации безработных, их трудоустройству, наличии вакансий и т.д. В начале и середине каждого месяца формировалась оперативная информация о предполагаемом высвобождении работников.
   Анализ  оперативной информации показал, что в феврале 2009 г. потери рабочего времени (работа в режиме неполного рабочего времени, вынужденные отпуска по инициативе нанимателя) отмечались на 240 предприятиях и организациях с суммарной списочной численностью работников 145,5 тыс. человек. В региональном разрезе распределение предприятий, на которых отмечены потери рабочего времени, следующее: Брестская область – 44 предприятия, Витебская – 25, Гомельская – 43, Гродненская – 40, Минская – 34, Могилевская – 54. Доля работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, в общей списочной численности работников данных предприятий по областям колеблется от 14,4% в Минской области до 44,4% в Могилевской. Аналогично показатель численности работников, находящихся в вынужденных отпусках по инициативе нанимателя, варьируется от 1,9% в Гродненской области до 17,9% в Гомельской.
   Считается, что сегодня предоставление по инициативе нанимателей отпусков своим работникам, сокращение рабочего времени следует рассматривать как антикризисные меры, как гибкие формы занятости населения и инструмент регулирования безработицы, которые направлены на сохранение трудовых коллективов, проявление социальной ответственности к сотрудникам.
   Вместе  с тем, увеличение объемов неэффективного использования рабочего времени на производстве – это потенциальная база для роста безработицы и социальной напряженности в обществе. Поэтому ситуация с потерями рабочего времени в каждом регионе, на каждом предприятии, прежде всего на тех, которые оказывают значительное влияние на местный рынок труда, находится под постоянным контролем. Для решения этой задачи служит мониторинг рынка труда.
   В январе–июне 2009 года   в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве  обратилось 166,9 тыс. человек (98,9 процента к соответствующему периоду 2008 года), из них признаны безработными 106,7 тыс. человек (99,1 процента).
   Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 222,3 тыс. человек (95,9 процента от уровня 2008 года), в том числе 144,0 тыс. безработных (94,9 процента от уровня 2008 года).
   Справочно: в январе–июне 2009 г. в соответствии с заданиями Государственной  программы содействия занятости  населения на 2009 год:
на созданные  рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено 96,6  тыс. человек, из них 64,4 тыс. — безработных;
направлено  на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 12,2 тыс. безработных, на новое место жительства и работы переселено 268 семей безработных;
в оплачиваемых общественных работах приняли участие 43,8 тыс. человек, в
том числе 27,3 тыс. безработных.
   По  состоянию на 1.07.2009 на учете в  органах по труду, занятости и  социальной защите состояло 41,7 тыс. безработных (на 1.07.2008 — 42,7 тыс. чел.).
   Удельный  вес женщин в общей численности  безработных снизился с 60,6 процента на 1 января 2009 г. до 55,4 на 1 июля 2009 года.
   Количество  вакансий в сравнении с январем  текущего года снизилось и составило  на 1 июля 2009 г. 45,5 тыс. (66,2 процента к  уровню 2008 года).
   Уровень безработицы удерживается в социально  допустимых пределах — на 1 июня 2009 г. он составлял 0,9 процент к численности  экономически активного населения.
   Справочно: по состоянию на 01.06.2009  из 118 районов  и 12 городов областного уровень безработицы снизился по сравнению с началом года в 17 регионах республики, остался на прежнем уровне в 42 регионах, в 71 регионах повысился. В 67 регионах республики уровень безработицы ниже 1 процента, в 53 регионах уровень безработицы составил от 1,1 до 1,5 процента, в 7 регионах — от 1,6 до 2,0 процентов, в 3 районах — выше двух процентов (Ганцевичский — 2,1 %;  Поставский – 2,1 %; Речицкий — 2,1 :).
   В 118 регионах уровень безработицы  находится в рамках прогнозных показателей.
   По  данным Белстата численность занятых в экономике республики в январе–мае текущего года составила 4578,9 тыс. человек (при прогнозе на 2009 год в параметрах 4580–4650 тыс. человек).
   По–прежнему сохраняется структурный и территориальный  дисбаланс спроса и предложения  рабочей силы. Структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась. Рынок труда в основном ориентирован на рабочие профессии, которые составили 73,4 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий.
   В целях оперативного реагирования на ситуацию, складывающуюся на рынке труда, был организован оперативный мониторинг регистрации граждан в органах по труду, занятости и социальной защите и использования рабочего времени на производстве.
   Итоги текущего мониторинга показали, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдалось. Ситуация на рынке труда оставалась стабильной, управляемой, контролируемой и не выходила за рамки прогнозных показателей.
   В то же время мониторинг использования  рабочего времени на производстве свидетельствовал о том, что значительная часть работников находилась в отпусках без сохранения заработной платы, работала в режиме неполного времени. При этом  анализ ситуации с использованием рабочего времени на производстве в мае 2009 г. свидетельствует о том, что наметилась тенденция снижения численности работников, работавших неполное рабочее время. По информации Белстата численность работников, работавших неполное рабочее время, составила 55,1 тыс. чел.  или 72,9 процента к апрелю 2009 г. (75,6 тыс. человек).
   Значительно (на 19,9 процента) снизился в мае по сравнению с апрелем текущего года показатель численности работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы – с 51,2 тыс. чел. до 41 тыс. человек.
   Таким образом, общий объем вынужденной неполной занятости в мае 2009 года снизился по сравнению с апрелем на 24,2 процента и составил 96,1 тыс. человек (126,8 тыс. чел. в апреле 2009 г.), или 2,8 процента к списочной численности работников против 3,8 процента в апреле.
   На  данном этапе вынужденные отпуска  и неполное рабочее время активно использовались нанимателями как антикризисные меры, направленные на сохранение трудовых коллективов, проявление социальной ответственности к своим сотрудникам. Вместе с тем, значительные объемы вынужденной неполной занятости работников на производстве следует рассматривать как потенциальную базу для роста безработицы.
   Итоги текущего мониторинга 2010 гада показывают, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей Государственной программы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.