На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Стиль модерн в архитектуре Петербурга

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования 

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 
 
 
 

КАФЕДРА КУЛЬТОРОЛОГИИ 
 
 
 

РЕФЕРАТ
по дисциплине «КУЛЬТОРОЛОГИЯ»
Стиль модерн в архитектуре  Петербурга 

        
 
 

                            Выполнил: студент-экстерн
                            специальности «ГиМУ»
                            группы Г10 
             
             

                            Проверил:
                                        

Санкт-Петербург
2010 г. 
 
 

Введение.

     Постепенное укрепление рационалистических основ строительного дела способствовало соответствующей эволюции художественных взглядов. Закономерным результатом этого процесса явилось возникновение стиля модерн, сформировавшегося на рубеже XIX и XX веков.
В это же время  в Петербурге распространился стиль северный модерн, родственный архитектурным традициям Скандинавских стран. Его отличает подчёркнутая строгость отделки. Мастера использовали грубую кладку из неотёсанного камня (серого карельского гранита) в сочетании с цементной штукатуркой, поверхность которой напоминала болотные мхи. Постоянный спутник северного модерна — скульптурный рельеф. Он украшал не только фасады домов, но и интерьеры. Самыми популярными были растительные мотивы и изображения птиц: сов, филинов, цапель. На лестничных клетках архитекторы нередко помещали витражи с изображением цветов, листьев, диковинных птиц, грифонов.
     Модерн  стал, с одной стороны, одним из видов романтического протеста против всего рутинного, с другой - ярким  проявлением именно этой уходящей цивилизации. С одной стороны - страстное стремление создать общенациональную, подлинно демократическую культуру, с другой - нередко вынужденное следование сомнительным вкусам нового мещанства, индивидуализм, столь чуждый русскому национальному сознанию. Перечень этих мучительных противоречий можно продолжать очень долго. Стремясь создать более одухотворенную среду обитания, зодчие, инженеры и художники вслед за К. Коровиным обратились к северному русскому (а затем и скандинавскому) зодчеству, народному творчеству, фольклору. Произошло подлинное открытие русского Севера, в котором мастера начала XX в. справедливо видели стилевое единство, величие, синтез искусств. Усвоение "северного материала" привело к рождению наиболее интересного для нас, жителей Петербурга, явления в модерне - "северного модерна", или национального романтизма (его представители - Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь, Ф. И. Лидваль, И. А. Претро и др.). Именно это направление оставило самый яркий след в зодчестве Петербурга начала века. "Северный модерн" характеризуется запоминающимися домами остро выразительного поэтического облика, которые представляют собой качественно новое явление, наглядно демонстрируя, какой эволюционный путь прошли их создатели за короткий cpoк. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Петербургская архитектура эпохи модерна

   Описываемая эпоха (конец ХIХ-го - начало ХХ-го вв., а точнее 1895-1914 гг.) была весьма знаменательна  для жизни и судьбы Санкт-Петербурга - именно в эти годы завершилось  формирование великого города. Начался небывало быстрый рост Петербурга. Способствовало этому удешевление поездок по железной дороге, облегчившее приток рабочей силы, оживление торговли, промышленности, открытие ряда высших учебных заведений, привлекавшее молодежь. Город, преимущественно разраставшийся на левом берегу, вновь стал тяготеть к правому: бурно застраивались улицы Петербургской стороны.
     Здесь имеет смысл очертить контуры  основных городских социально-бытовых  районов в то время. Это благоустроенный  аристократический центр (зона, ограниченная Крюковым каналом, 12-13 линиями Васильевского острова на западе, Невой на севере, Знаменской, Надеждинской ул. и Таврическим садом на востоке, Екатерининским каналом и Невским проспектом на юге), торгово-ремесленный район (его границы - Екатерининский канал, Фонтанка за Обуховским мостом, Забалканский проспект, Обводный канал, Николаевская железная дорога и Невский проспект), а также окраины. На окраинах располагались промышленные предприятия, чему способствовала близость железных дорог. Наиболее благоприятной в этом отношении была зона на юге, за Обводным каналом.
       Самый центр города (Невский проспект  и особенно его пересечение  с Морскими улицами) застраивался  банками, предприятиями торговли  и обслуживания, правлениями компаний  и т.п. Из-за дороговизны земли  в центре, вызванной престижностью места и постоянно возрастающим спросом, функции центра стали распространяться на район Литейного проспекта, а после возведения Троицкого моста - и на центральную зону Петербургской стороны. Таким образом, можно сделать вывод, что застройка в стиле модерн располагается в аристократическом центре (в большинстве - общественные здания: конторы, магазины, банки) и в торгово- ремесленной части города, наряду с растущими районами (Литейная часть, Петербургская сторона), но в двух последних случаях лидерством обладает самая многочисленная группа зданий - доходные дома. Однако, не стоит ограничиваться этими двумя группами. Состоятельные люди кроме городской квартиры (а чаще, целого доходного дома, в котором семья хозяина занимала один из этажей целиком) имели и особняк в пригороде. Причем одним из наиболее престижных было место, которое теперь входит в территорию города и даже расположено весьма близко от центра - конечно, это Каменный остров, который вместе с соседними островами и поныне является одним из любимейших мест прогулок горожан, что уж говорить о рубеже веков, когда он не был еще перекрыт полосами асфальта и высокими заборами.
В Санкт-Петербурге,  крупнейшие ансамбли зданий модерна это - Невский проспект, Каменноостровский проспект и Каменный остров.

1.1. Невский проспект.

     Средоточением общественных зданий является Невский проспект, всегда сохраняющий титул центральной, наиглавнейшей улицы города.
Первое здание на Невском проспекте, резко выделяющееся среди своих соседей мощным фасадом, сочетающим в себе черты северного модерна и мотивы старинной русской архитектуры, - огромный Банкирский дом Вавельберга (дом 17-9, арх. М.М.Перетяткович, 1910-1912 гг.). Сейчас в нем расположены Агенство воздушных сообщений и центральные кассы Аэрофлота. (рис. 1)
     На  Большую Морскую улицу выходит  фасад лучшего образца неоклассицизма - Азовско-Донского Банка (арх. Ф.И.Лидваль, д.13-5, 1908-1909 гг.). Строгий фасад с  портиком, украшенный барельефами, прекрасен  по своим пропорциям, и поэтому  у Банка скоро появились двойники - на ул. Восстания, 13-5 и на Большой Посадской, 18/7. Банк хорошо вписывается в сложившуюся застройку, к чему во всех своих сооружениях стремился Лидваль. Кроме внешнего оформления, Лидваль был большим мастером интерьера. Почти в первозданном виде сохранился интерьер Азовско-Донского Банка (он охраняется государством).
      В 1906 году правление Азовско-Донского банка ( рис.2) приобрело в собственность участок по Большой Морской улице. Городской думой был объявлен конкурс на строительство здания для банка. Условия конкурса были строгими, так как здание возводилось в самом центре города непосредственно за зданием Главного штаба. По итогам конкурса был принят проект, составленный Федором Ивановичем Лидвалем, к тому времени уже известным архитектором, приверженцем стиля «северный модерн». В 1907 году было начато строительство нового здания, которое было построено в 1909 году. Вслед за тем в 1912-1913 годах было построено второе здание, симметричное первому, с некоторыми приглушенными акцентами, так как по замыслу архитектора за фасадом первого здания должна была сохраниться доминирующая роль. Так, над вторым зданием нет центрирующего фронтона, а мощные колонны портика заменены пилястрами. Стены обоих зданий облицованы серым гранитом и украшены архитектурными деталями и барельефными изображениями в духе неоклассицизма в том же цвете и материале, что и стены зданий. Неправильной формы участок, на котором возводилось здание, потребовал от архитектора решения сложной задачи по созданию внутреннего функционального единства зданий. Сделав отправной точкой, операционный зал и расположив его перпендикулярно фасаду, архитектор окружил его хорошо спланированной системой рабочих помещений, окнами обращенных во внутренние дворы. В оформлении фасадов зданий свободно сочетаются графичные архитектурные детали модерна с переосмысленными деталями ренессанса и классицизма. Респектабельное монументальное здание Азовско-Донского банка - может быть одно из самых ярких явлений петербургского ретроспективизма или неоклассицизма, направления, получившего распространение в начале ХХ века. Современники высоко оценили это произведение Лидваля. Городской комиссией, рассматривавшей работы претендентов на премию в конкурсе фасадов, Лидваль в 1912 году был премирован золотой медалью.
     Небезызвестный отель "Астория" (рис.3) построен по проекту опять же Лидваля. И внешний, и внутренний вид "Астории" представляет собой верх великолепия. В 1911 году на месте домов, построенных еще в начале XVIII века, архитектор  Федор Лидваль возвел здание гостиницы "Астория" - интереснейший образец гражданского строительства начала XX века.
     Судьба  гостиничного комплекса мистическим  образом вплетена в общую историческую канву жизни  города на Неве. С  первых дней своего существования  «Астория» окружена таинственным ореолом, неизменно притягивавшим к себе гениев, искателей приключений и крупных общественных деятелей со всего света.
     От  гостиниц вернемся к торговым домам. Они расположились напротив друг друга. Первый - Торговый Дом Мертенса (рис.4) - является примером "комплексного обслуживания" (Невский пр.,29, арх. М.С.Лялевич, 1911-1912 гг.). Для Мертенса же Лялевич построил и особняк на Каменном острове (1912 г.). Оба здания относятся к неоклассицизму, но в первом - Торговом Доме - сильно влияние рационализма (обильное остекление под полуциркульными сводами), а в особняке выделены черты модерна - асимметрия, свободный план.
     Второе  здание, более знакомое горожанам  как ДЛТ (рис.5),- это торговый дом Гвардейского Экономического Сообщества. В его создании участвовали многие известные архитекторы и инженеры: Э.Ф.Виррих, Н.В.Васильев, С.С.Кричинский, И.В.Падлевский, Б.Я.Боткин и И.Д.Балбашевский (ул. Большая Конюшенная, д.21/23, 1908-1910). Это был первый универмаг в Петербурге, где можно было купить все: от сбруи для лошади до предметов роскоши и продуктов, часто дешевле, чем в других магазинах. Только высокое, просторное, светлое и красивое здание, каким является дом Сообщества, могло быть таким универмагом.
     Первое  в России здание с цельнометаллическим  каркасом - дом компании "Зингер" (рис.6) на углу набережной Екатерининского канала и Невского проспекта (арх. П.Ю.Сюзор, 1902-1904, д.28) - опять же знакомо петербуржцам, но как Дом Книги. Фирма «Зингер» планировала свой петербургский офис как первый в городе небоскрёб на американский манер. Однако по правилам высотного регламента в центре города запрещалось строить жилые здания выше Зимнего дворца (23,5 метра). Тогда архитектор Павел Сюзор создал иллюзию высотного здания, украсив его башней-фонарём с огромным стеклянным глобусом в виде земного шара. Шар-глобус являлся рекламой фирмы «Зингер» и олицетворял великий размах работы компании. Само здание было выстроено в шесть этажей и седьмой мансардный. Модерновый вид зданию придают громадные окна-витрины, затейливый силуэт купола угловой башни, богатая отделка, обилие стилизованной декоративной скульптуры на фасадах дома, которая была выполнена по моделям скульпторов А. Л. Обера и А. Г. Адамсона. Скульптуры символизируют прогресс и швейную индустрию:  это девы-валькирии, одна из которых держит в руках веретено и швейную машинку, а другая – гарпун; это атрибуты Меркурия (Гермеса), мифологического бога торговли, –  жезл, обвитый двумя змеями, и дорожная шляпа с крыльями. А стеклянный шар поддерживает скульптурная группа, символизирующая мореплавание.
     Стоит отметить, что при строительстве  здания были использованы различные  технические новшества. Так, впервые  в России был применен металлический  каркас, а крыша здания автоматически  очищалась от снега при помощи пара.
     На  стеклянном куполе Дома Зингера сидит, расправив крылья, орёл с американского герба. Интересна история его возникновения и сам факт его наличия. Во время первой мировой войны компанию «Зингер» стали обвинять в шпионаже. Название компании ассоциировалось у народа с Германией, хотя мало кто знал, что именно «Зингер» шила форму для российской армии. Тогда владельцы фирмы сдали нижний этаж здания под консульство США и стали всячески подчеркивать, что «Зингер» - это американская компания. Скорее всего, именно в этот период на куполе появился американский орёл. Интересно, что одноглавый орёл уцелел в 1917 году, когда по всему городу сносили символы самодержавия – орлов двуглавых. Таким образом, получалось, что самый высокий герб, парящий над Петербургом, был не русским двуглавым орлом, а американским. Правда, в 1920-е годы орёл все-таки таинственно исчез, восстановили его в наши дни реставраторы. Скульптуру воссоздали по фотографиям и чертежам начала XX века.
     Завершает список значительных, на мой взгляд, общественных зданий модерна известный дом Елисеева (рис.7) (Невский пр., д.56, арх. Барановский, ск. А.А.Адамсон, 1902- 1908), внешне схожий чем-то с домом компании "Зингер". По воспоминаниям современников, в 1903 году, когда дом строился, многие петербуржцы специально ездили на верхах конок, чтобы посмотреть на красивое здание. Когда же его построили, нижнюю часть дома занял магазин "Торгового товарищества братьев Елисеевых", продававший деликатесные продукты и напитки, а сверху находился театр Б.Лин (теперь Театр Комедии) и еще 8 организаций. Это не рекорд - дом 188 по Невскому проспекту занимали 53 различных учреждения.
     Спроектированное  в стиле модерн здание магазина , выделяется на фоне классической архитектуры  своим необычным обликом. Все  было направлено на привлечение внимания потенциальных покупателей.
Торговый дом  представляет собой огромное трехэтажное  здание, по высоте равное шестиэтажному. На первом этаже размещались три  торговых зала оформленных изысканно  в стиле модерн с многочисленными  зеркалами и светильниками .На втором этаже здания располагались банк, коммерческие курсы, основанные Елисеевыми, и зал, сдававшийся в аренду театральным труппам. В подвальном помещении были склады, холодильники и один из самых лучших винных погребов Европы. Здание венчает крыша причудливой формы с башенками. Сразу обращают на себя внимание огромные витражи на обоих фасадах  - зрительно легкие, с ажурным металлическим каркасом.
Витражи заключены  в массивные каменные рамы. Аллегорические фигуры, символизирующие торговлю, промышленность, науки и искусства оформляют углы здания на уровне второго этажа. В советское время официальное название магазина было «Гастроном № 1», но ленинградцы продолжали называть его Елисеевским магазином.
     В городе на Неве очень живучи старые исторические названия, они передаются от одного поколения к другому. На втором этаже здания в 1926 был открыт Театр Сатиры, которым руководил Д. Г. Гутман, в 1931 театр был переименован в Театр комедии, ныне Театр комедии им. Н. П. Акимова.
В марте 2009 года магазин Елисеевых был внесен в «Красную книгу» знаковых мест Петербурга.
В целом же для  общественных зданий эпохи модерна  наиболее характерен рационализм - стекло, металлические конструкции; а декор - от символики до неоклассики. 

1.2 Каменноостровский  проспект

     Каменноостровский проспект (в советское время, как и Троицкий мост, носивший название Кировского) приобрел свое нынешнее значение важной транспортной артерии, соединяющей центр города и Выборгскую сторону, на рубеже веков, когда в 1897 - 1903 гг. по проекту французской фирмы "Батиньоль" и под руководством Л.Н.Бенуа был построен Троицкий мост.
     К этому времени проспект был почти  не застроен, выделялись только два  дома, сооруженные в конце ХIХ-го века: 14 (арх. О.Л.Игнатович) и 132 (арх. В.П.Цейдлер). Они представляют собой образцы "уравновешенной", "корректной" эклектики, постепенно переходившей в модерн. ( рис.8)
Ныне анфиладу проспекта, значительное место в  архитектуре которой занимают произведения модерна, открывает здание Ортопедического  института (бывшая клиника Вредена; арх. Р.Ф.Мельцер, 1902-1905 гг., Александровский парк, д. 5). Фасад, украшенный плиткой "под кирпич", перекликается с недалеко стоящим особняком Кшесинской, а прекрасно сохранившееся мозаичное панно с изображением иконы своей красотой вызывает восхищение.
     Еще одно интересное здание, реставрация  которого длилась очень долго  и, наконец, заканчивается, - мусульманская  мечеть (рис.9), в проектировании которой участвовало несколько архитекторов: Н.В.Васильев, С.С.Кричинский и А.И.фон Гоген (Кронверкский пр., д.7, 1910-1913 гг.). Сравнивая это культовое сооружение с еще двумя - Буддийским храмом Г.В.Барановского (Приморский пр., 191, 1909-1915 гг.) и костелом французского посольства (М.М.Перетяткович, Л.Н.Бенуа, 1908-1909 гг., находится рядом с ул. Надеждинской [б. Ул. Маяковского]), интересно отметить, что все они воплощают в себе черты северного модерна. Таким образом, с помощью национально ориентированных средств искусства, архитекторы строили сооружения, исторически не свойственные данной территории, изменяя, подстраивая их под сложившуюся стилистику.
В 1881 г. Москву и  Петербург посетил сын Бухарского эмира, который присутствовал при  коронации императора Александра III (1881-1894).
В мае этого  же года мусульманская община обратилась к правительству  с просьбой о разрешении постройки мечети в Петербурге, но вопрос этот тогда решен не был.
    Вопрос  о постройке Соборной Мечети  снова был поднят лишь в1904 г.  при встрече русского императора  Николая II с тем же высоким  посланцем из Бухары, который  приехал в Петербург уже в качестве эмира.
Вопрос был  тогда же в принципе решен: мусульманам  разрешалось приобрести участок  земли для строительства мечети. Тогда же Бухарский эмир пожертвовал 312 тысяч рублей для покупки земли  на Петербургской стороне. Под патронажем Эмира был проведен архитектурный конкурс, а в дальнейшем велись все проектные и строительные работы.
На конкурсе первой и второй премиями были отмечены проекты архитектора Н.В.Васильева. Соавторами Васильева стали гражданский  инженер С.С.Кричинский, который занимался конструктивными проблемами, и архитектор А.И. фон Гоген.
     Церемония официальной закладки Соборной Мечети была  приурочена  к 25-летнему  юбилею правления Сеид Мир-Алима-Эмира  Бухарского и его визиту в Санкт-Петербург  и  состоялась 10 февраля 1910 года. 21 февраля 1913 г. в еще строившейся Мечети в присутствии почетных гостей (в том числе и Сеид Мир-Алима - эмира Бухарского), было совершено первое торжественное богослужение,  приуроченное  к празднованию 300-летия царской династии Романовых. После этого строительство  было продолжено и к  концу 1914 г. основные работы по внутренней отделке здания были завершены,  но техническое оснащение и декоративная отделка здания продолжались и после революции. Начало. Первой Мировой войны существенно замедлило ход работ.
     В сентябре 1915 года Соборная Мечеть была открыта  для платного осмотра, таким  образом собирались деньги необходимые  для достройки храма.
     В  1920 году с одного из важнейших мусульманских  праздников месяца Рамадан в Мечети начались регулярные богослужения. В течение 1920–1921 г. из Бухары в Петроград был доставлен большой тавризский освященный ковер ручной работы для центрального зала – последний подарок Эмира Бухарского; площадью около 400 кв. м ковер, расстеленный на полу молитвенного пространства (паркетом отделать пол центрального зала так, и не успели) был важным элементом ритуального убранства интерьера Соборной Мечети.
     В архитектурном решении здания,  по естественному требованию заказчиков – мусульманской общины, использовались мотивы «магометанского зодчества».
     Основной  объем сооружения ориентирован алтарем  на Мекку (Юг), в соответствие с мусульманскими традициями. Храм увенчан поднятым на цилиндрическом барабане  ребристым куполом высотой 39 метров, по форме аналогичным венчанию мавзолея Гур–Эмир в Самарканде. Наряду с куполом характерный облик Мечети формируют два минарета высотой 48 метров.
Главный вход, находящийся  со стороны Каменноостровского проспекта, оформлен  как глубокая ниша с  аркой стрельчатых очертаний. Ниша входного портала  воспроизводит формы порталов мавзолеев Шахи–Зинды.
Купол, входной  портал, а так же завершения минаретов  в ходе строительства были облицованы цветными изразцами со сложными геометрическими  узорами, создающими многоцветный ковер из Средней   Азии. Изразцовое убранство, в том числе  изречения из Корана, было создано под руководством  художника П.К.Ваулина. Стены Мечети  облицованы гранитом, что придает зданию суровый облик, характерный для произведений северного модерна. С каменным массивом стен эффектно контрастирует не только живописно украшенный портал, но и восточный орнамент решеток на окнах. В традициях мусульманского зодчества выполнено и убранство интерьеров.
На другой стороне  Каменноостровского проспекта, в Александровском  парке, установлен памятник, тоже имеющий отношение к модерну. Этот монумент посвящен подвигу экипажа корабля "Стерегущий» (рис.10), не сдавшегося врагу и затопившего корабль (скульптор К.В.Изенберг, оформление А.И.фон Гогена, 1909-1911 гг.). Памятник оформлен в стилистике северного модерна, что отвечает его содержанию. В Александровском парке близ Кронверкского проспекта находится памятник миноносцу "Стерегущий".
     Этот  монумент напоминает о русско-японской войне. В феврале 1904 года миноносец "Стерегущий" вступил в неравный бой с японскими кораблями. Почти весь экипаж погиб. Двое оставшихся в живых моряков открыли кингстоны и героически погибли вместе с кораблём. Эта история стала литературной основой памятника в Александровском саду. В последствии стало выясняться, что эти события, скорее всего, выдуманы журналистами, работающими тогда на театре военных действий. Генеральный штаб пришёл к заключению, что корабль затонул от полученых в бою повреждений, а не по воле двух человек. К тому же, далеко не факт что кингстоны вообще были предусмотрены на миноносце.
     Работа  над созданием памятника была начата в 1905 году по проекту скульптора К. В. Изенберга, 28 октября 1908 года общий  проект утвердил Николай II. Архитектурную  часть работы выполнил А. И. фон Гоген.
Торжественное открытие памятника произошло 10 мая 1911 года. В почётном карауле стоял кочегар 1-й статьи Алексей Осинин - один из нескольких выживших при тех событиях матросов. На церемонии присутствовал сам император Николай II, председатель Совета министров П. А. Столыпин, высшие чины армии и флота.Ожерелье зданий начала проспекта окружает жемчужину модерна - дом И.Б.Лидваль, матери Федора Ивановича Лидваля, мастера северного модерна и, позднее, неоклассицизма. По его проекту построен на Каменноостровском проспекте похожий по оформлению дом Циммермана (д. 61, 1906-1908 гг.), а также большое число домов на Петербургской стороне и по всему городу.
     "Дом  Лидваля» (рис.11), как его называют, является программным произведением мастера. Первое, против чего боролся Лидваль,- это квартиры коечно-каморочного типа и темные, антисанитарные дворы-колодцы эпохи эклектики, так точно описанные Ф.М.Достоевским. Дом 1-3 по Каменноостровскому проспекту имеет курдонер (курдонер - парадный двор дома, отделяется от улицы оградой с воротами), образованный главным зданием и двумя боковыми флигелями и еще небольшой фасад, обращенный на ул. М.Посадскую (с него в 1899 году и началось строительство комплекса, законченное в 1904 г.). Характерная особенность - флигеля, выходящие на проспект, совершенно разные: и по высоте (один трех -, другой четырехэтажный), и по форме окон (наибольшего разнообразия Лидваль достиг в доме Циммермана - там, на одном фасаде около 20 разных вариаций на тему окна). Главное же то, что, несмотря на разновеликость, весь комплекс смотрится цельно и уравновешенно.
     И в декоре Лидваль сохраняет индивидуальность. В отличие от А.Ф. Бубыря с его суровым финским модерном и Н.В.Васильева с романтическими композициями, Ф.И.Лидваль во всем соблюдает компромисс. Это гармоничное слияние модерна и классики как раз и является "стилем Лидваля". Именно такую уравновешенность прививал своим ученикам наставник Лидваля, Л.Н.Бенуа, из мастерской которого вышли многие в будущем мастера модерна, хотя сам учитель и не разделял взглядов "Нового искусства". Дом архитектора Ф.И. Лидваля занимает большой участок между Малой Посадской улицей и Каменноостровким проспектом. Во второй половине XIX века в Петербурге наметилась тенденция к застройке больших, еще неорганизованных территорий города крупными доходными домами и деловыми зданиями. Дом Лидваля был построен в 1899 – 1904 годах на участке принадлежащем матери архитектора – И.Б. Лидваль, в типичном для того времени стиле северного модерна. Здание в плане выглядит как неправильный многоугольник. В сторону Каменностровского проспекта открыт просторный двор с газоном и цветниками – курдонер. При проектировании здания Лидваль избежал закрытых дворов, применив систему небольших курдонеров, и обеспечив тем самым хорошие санитарные условия для квартир. Правда, в результате последующей застройки соседних участков практически все курдонеры превратились в обычные замкнутые дворы. Главная часть здания, ориентированная на проспект, состоит из трех корпусов. Выступающие вперед, боковые разновысотные корпуса образуют глубокий курдонер, который связывает центральный заглубленный корпус с проспектом. Крупные формы, почти полное отсутствие декора, сочетание различных отделочных материалов, отход от основных приемов эклектической архитектуры – все это будет характерно и для будущих зданий выдающегося архитектора. Центром композиции является центральный пятиэтажный корпус. Решение боковых корпусов – асимметрично, слева от курдонера располагается трехэтажный корпус, справа – четырехэтажный. Асимметричная композиция фасадов здания обусловлена планировкой квартир и основана на плавных переходах форм, перетекающих из одних в другие. В отделке корпусов использовалась цветная штукатурка, художественный металл и скульптурные рельефы (птицы, звери, растительные мотивы). На одном из рельефов – сова и заяц, а на балконной решетке, выполненной в виде паутины, сидит большой паук. Окна корпусов – прямые и многоугольные, сближенные и широко расставленные. Нижний этаж дома обработан грубо околотым камнем. Внутри здания – удобные, уютные и хорошо освещенные помещения. В доме жила семья архитектора, там же находилась и мастерская зодчего. Дом Лидваля, бесспорно, является образцом жилого дома в стиле модерн и ярким архитектурным памятником Петербурга. Для начала XIX века это здание представляло собой новый вид доходного дома с открытым озелененным двором – курдонером, устройство которого позволило повысить комфортность жилья и связать уличное и внутриквартальное пространство.
     Каменноостровский проспект стал на рубеже веков одной  из важнейших городских улиц, превратившись, по заметкам очевидцев, из скромной улицы с деревянными домиками и огородами в прекрасную магистраль, застройка которой проводилась в основном по проектам архитекторов модерна.

1.3 Каменный остров

     Застройка Каменного острова началась одновременно с созданием Петербурга. Первоначально владельцами острова становились государственные канцлеры по изустному повелению Петра I; в 1776 году началось строительство Каменноостровского дворца для будущего императора Павла I, которому и подарила остров Екатерина II. С тех пор до 1912 года остров оставался собственностью Императорской фамилии, несмотря на смену престолоблюстителей.
     Основная  территория острова была распланирована как парковая зона: были проложены  аллеи и прорыты каналы. С 90-ых годов ХVIII в. началось формирование дачной структуры на основе великокняжеских пожалований участков земли своим приближенным, а в конце ХIХ-го в., в связи с желанием хозяев Каменного острова получать доход с недвижимости, участки стали сдавать в аренду на срок до 90 лет с условием, что участок сохраняет форму сада, гуляющим петербуржцам остается свободный доступ к прудам и каналам, а проекты построек утверждаются т. н. комиссией контроля. К тому же, запрещалось сооружение заборов (в крайнем случае, позволялось использование ажурной решетки) и дома были у всех на виду, что предъявляло повышенные требования к архитектуре зданий. Но принципы модерна позволяли решить все проблемы и создать прекрасные произведения.
     Первый  дом нового стиля, построенный В.И.Шене и В.И.Чагиным на углу Большой и 2-ой Березовой аллей в 1898 г., отличается свободным планом и много- уровневым расположением помещений. Угол дома, выходящий на пересечение аллей, выделен характерным для французского направления модерна закругленным порталом входа. Дом, построенный для семьи Гаусвальд, имеет фасад, оформленный различными материалами: бутовой плитой, желтым кирпичем, деревом и по праву принадлежит к лучшим произведениям модерна в Петербурге.
     Значительное  место в архитектуре Каменного  острова занимают памятники неоклассицизма. Среди них следует отметить дом А.Г.Соловейчик в начале Полевой аллеи (проект 1911 г. гражданского инженера Е.Ф.Эделя). Он совмещает в себе классицистические мотивы: балюстрада, полуротонды и приемы модерна: строенные окна, свободный план.
     Лучшим из произведений неоклассики на Каменном острове является дача Половцева (рис.12), (построена в 1912-1916 гг. по проекту И.А.Фомина). Величественные фасады с ионическими колоннами, широко стоящие флигеля, богатая внутренняя отделка - все то, что могло стоять наравне с Елагиным дворцом и Каменноостровским театром.

2.Зодчие модерна и их важнейшие задачи.

 
     Важнейшей задачей архитекторы начала века считали создание единой эстетически  полноценной и выразительной  среды с помощью нов
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.