На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Бюджетное право РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Оглавление 

1. Понятие  и методология бюджетного права 3
2. Бюджетная система РФ: понятие, состав 6
3. Понятие  бюджета. Бюджеты самостоятельные,  консолидированные, минимальные,  их виды 13
4. Виды (система) источников бюджетного  права 17
Заключение  19
Библиографический список 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие и методология  бюджетного права

    Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования  бюджетов государства и местных  бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, ее субъектов, административно территориальных единиц в области бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Поэтому бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.
    Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.
    Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
    Нормы бюджетного права содержатся в Конституции  РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.).
    Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения установлены в статье 3 БК РФ.
    Совокупность  нормативных актов, содержащих нормы  бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.
    Бюджетное законодательство
    Согласно  ст. 2 Бюджетного кодекса РФ Бюджетное  законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту Кодекс) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения указанные в соответствующих статьях Кодекса.
    Нормы права, регулирующие возникающие при  использовании бюджета отношения  образуют один из разделов финансового  права - бюджетное право РФ.
    БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.
    Эти отношения - предмет бюджетного права. Отношения, которые возникают:
    · с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;
    · с установлением структуры доходов  и расходов бюджетной системы  РФ и распределением их между бюджетами  разного уровня;
    · с разграничением бюджетной компетенции  между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления;
    · с организацией бюджетного процесса, т.е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов;
    · с организацией контроля за исполнением  бюджетов.
    Перечисленные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, становятся бюджетными правоотношениями.
    Ст. 1 БК РФ Правоотношения, регулируемые Бюджетным Кодексом.
    К бюджетным правоотношениям относятся:
    · отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
    · отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, контроля за их исполнением.
    Субъекты  бюджетных правоотношений делят на три группы:
    1) государство, национально-государственные  и административные образования  (РФ, ее субъекты);
    2) представительные и исполнительные  органы государственной и местной  власти (Правительство РФ, Правительства республик, министерства и т.п.);
    3) государственные и муниципальные  организации (предприятия, учреждения).
    Не  являются субъектами бюджетного права - негосударственные организации  и граждане
    Особенность бюджетных правоотношений - длятся не более года, срок действия бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Бюджетная система  РФ: понятие, состав

    Согласно  ФЗ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ»  бюджетным устройством является - организация бюджетной системы и принципы ее построения.
    Ст. 6 БК РФ.
    Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
    Россия - федеративное государство, отсюда вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее субъектов.
    Структура бюджетной системы  РФ
    Исходя  из особенностей государственного и  административно-территориального устройства РФ, ее бюджетная система представлена следующими видами бюджетов ст. 10 БК:
    1) федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;
    2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;
    3) местные бюджеты административно-территориальных образований.
    Каждая  группа включает в себя самостоятельные  звенья бюджетной системы РФ в  целом. Бюджеты действующие на соответствующих  территориях, объединяются в консолидированные  бюджеты. В законодательстве они  представлены по уровням их формирования.
    Каждый  бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих  соответственно федеральное, республиканское, областное, краевое, окружное или местное  значение.
    Федеральный бюджет, его место  в бюджетной системе
    Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов, бюджеты субъектов РФ и  бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке установленными уставами муниципальных образований (ст. 11 БК РФ).
    Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году.
    В соответствии с законодательством  РФ в составе бюджета за счет доходов  целевого назначения или в порядке  целевых отчислений от конкретных видов  доходов или иных поступлений  и использованной по отдельной смете образуется фонд денежных средств, который называется целевой бюджетный фонд (ст. 17 БК РФ).
    Чрезвычайный  бюджет. Бюджетное законодательство предусматривает возможность при введении чрезвычайного положения в стране устанавливать бюджет с особым правовым режимом- чрезвычайный бюджет. Чрезвычайный бюджет следует отличать от режима чрезвычайного расходования средств, который вводится в случае увеличения дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств регламентируется специальным законом. В рамках чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств финансирование производится в режиме секвестра.
    Минимальный бюджет. Бюджетное законодательство вводит понятие "минимальный бюджет" для расчета объема доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего уровня (сельского, поселкового, района, города), покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. При этом часть расходов в случае недостаточности материального объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями.
    Региональные  и местные бюджеты
    Региональный  бюджет. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - эта форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципального образования, находящихся на его территории, составляет консолидированный бюджет субъектов РФ (ст. 15 БК РФ).
    Местный бюджет. Бюджет муниципального образования  или (местный бюджет) - форма образования  и расходования, денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К местным бюджетам относятся и бюджеты закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).
    Формирование  бюджетов, ЗАТО имеет определенные особенности. В доходы бюджета, ЗАТО зачисляются все налоги и сборы, и иные поступления с его территории. При этом дефицит бюджета закрытого административно-территориального образования покрывается дотациями, субсидиями и субвенциями из федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. Данное отступление от общего бюджетного правила вызвано тем, что специфика, ЗАТО и размещенных на их территории производств, условия жизни и труда проживающего там населения требуют к себе особого внимания для обеспечения безопасности.
    Как уже отмечалось, все бюджеты в Российской Федерации автономны и самостоятельны. Однако в случае необходимости в Бюджетном кодексе предусмотрено составление консолидированного бюджета.
    Консолидированный бюджет -- это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой свод консолидированных бюджетов субъектов РФ и федерального бюджета (ст. 16 БК РФ), консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации -- свод бюджетов муниципальных образований и бюджета субъекта Федерации.
    Консолидированный бюджет применяется в процессе регулирования  межбюджетных отношений, в том числе  для расчета уровня минимально обеспеченного  бюджета, а также анализа других показателей межбюджетных отношений. С его помощью рассчитываются нормы, минимальные стандарты социального обеспечения проживающего по всей стране населения с целью выравнивания этого показателя. На базе консолидированного бюджета суммы денежной помощи передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий.
    Вторым  элементом бюджетного устройства РФ являются принципы (основные начала) построения бюджетной системы.
    Ст. 28 БК - Перечень принципов бюджетной системы РФ:
    · единства бюджетной системы - обеспечивается единство правовой базы, едиными бюджетными классификациями на всей территории РФ, единством формы бюджетной документации (учетной, отчетной), предоставлением с одного уровня бюджета на другой статистической и бюджетной информации, необходимой для составления консолидированных бюджетов соответствующих уровней;
    · разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
    · самостоятельности бюджетов;
    · полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    · сбалансированности бюджета;
    · эффективности и экономности использования бюджетных средств;
    · общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
    · гласности;
    · достоверности бюджета;
    · адресности и целевого характера бюджетных средств.
    Первым  в БК РФ назван принцип единства бюджетной системы РФ. Он обусловлен единством правовой базы страны, единством денежной системы, форм бюджетной документации, исходных положений бюджетного процесса, предоставлением необходимой статистической и бюджетной отчетности с одного уровня на другой для составления консолидированного бюджета страны в целом или субъекта РФ, единообразными мерами юридической ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
    Принцип единства бюджетной системы основан  на взаимодействии бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации посредством использования отчислений от регулирующих доходных источников, создания целевых бюджетных фондов и использования их средств путем частичного перераспределения. Единство бюджетной системы реализуется через единую финансовую, налоговую, бюджетную политику, проводимую на всей территории России. Помимо этого единство бюджетной системы вытекает из единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведения бухгалтерского учета.
    Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ является одним из главных, определяющих формирование межбюджетных отношений. В ст. 30 БК РФ установлен содержанием этого принципа порядок закрепления доходов и соответствующих полномочий по осуществлению расходов между органами государственной власти федерального и регионального уровней, а также органами местного самоуправления.
    Содержанием другого принципа, констатирующего  самостоятельность бюджетов, Бюджетный  кодекс называет наличие прав у законодательных  органов государственной и муниципальной власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Данный принцип реализуется через констатацию прав органов власти всех уровней на основе положений БК РФ самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов. В таком же режиме те же органы власти могут определять источники финансирования дефицитов своих бюджетов. Как мера обеспечения самостоятельности бюджетов называется наличие у каждого уровня бюджета собственных источников доходов. Той же цели служит гарантированное Бюджетным кодексом неприменение механизма изъятия доходов, которые удалось получить бюджету нижестоящего уровня в виде экономии или другими способами. Реализации данного принципа служит и положение об ответственности органов власти соответствующего уровня за исполнение бюджетов. Жестко констатируется, что недостатки и ошибки в реализации бюджетной деятельности не будут больше компенсироваться за счет бюджетов других уровней.
    Принцип полноты отражения доходов и  расходов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, определенные налоговым и бюджетным законодательством, подлежат отражению в самих бюджетах и бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы финансируются за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Даже налоговые отсрочки и рассрочки, за исключением случаев предоставления таких отсрочек в рамках текущего финансового года, должны учитываться в перечне расходов бюджетов. Таким образом, согласно принципу полноты отражения доходов и расходов бюджетная система должна быть всеобъемлющей, объединяющей все деньги государства или муниципалитетов. В то же время не следует забывать, что деньги государства, закрепленные за Центральным банком РФ, не входят в бюджетную систему государства.
    Большое значение для обеспечения стабильности бюджетной системы имеет принцип  сбалансированности бюджета, предполагающий соответствие расходов суммарному объему доходов с учетом поступлений из источников финансирования его дефицита. При этом ставится задача минимизации дефицита бюджета.
    Близок  к принципу сбалансированности принцип  общего (совокупного) покрытия расходов, который означает обязательное покрытие всех расходов бюджета общей суммой доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита. Кроме того, он означает, что доходы бюджета не должны жестко увязываться с определенными расходами по своим источникам, т.е. используется принцип «общего котла». Исключение допускается лишь для доходов и расходов специального целевого характера, объединенных в целевые фонды, консолидированные в бюджет или внебюджетные фонды.
    Оба названные выше принципа -- сбалансированности бюджета и общего покрытия расходов -- служат тому, чтобы Правительство имело столько средств, сколько получит от результатов своей политики.
    Большое значение для современных бюджетных  правоотношений имеет принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, предполагающий необходимость соблюдения требования обязательного достижения заданных результатов при минимальных затратах в процессе составления и исполнения бюджетов.
    Принцип гласности предполагает обязательное опубликование в открытой печати всех сведений об утвержденных бюджетах и государственных внебюджетных фондах, а также обязательную открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов и внебюджетных фондов. Этот принцип в целом служит обеспечению доступности сведений о состоянии бюджетных отношений, за исключением секретных статей, которые, кстати, подлежат утверждению в составе федерального бюджета.
    Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
    Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение их конкретных получателей  с обозначением направления финансирования конкретных целей.
    Распределение доходов и расходов в бюджетной  системе должно быть подчинено решению:
    Во-первых, наделить РФ, каждого ее субъекта и орган местного самоуправления таким объемом бюджетных средств, который обеспечивает выполнение соответствующими органами власти возложенных на них функций.
    Во-вторых, определить такие бюджетные расходы РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, которые соответствуют сферам их ведения.
    Распределительный процесс доходов и расходов между бюджетами разного уровня основывается на принципах:
    1) централизованного регулирования - установление федеральным законодательством общих основ, определяющих систему доходов и расходов разного уровня, порядок утверждения нормативов отчислений от регулирующих источников доходов, условия использования заемных средств бюджетов, распределение различных видов доходов между бюджетами разного уровня;
    2) максимально возможного сбалансирования бюджетов - осуществляется на условиях хронического бюджетного дефицита через специально разработанную систему мер, направленных на устранение (уменьшение) дефицита бюджета;
    3) подведомственности и значимости, финансируемых объектов (мероприятий) - из бюджета финансируются; объекты и мероприятия, относящиеся к предмету ведения органов власти соответствующего уровня, т.е. из федерального бюджета финансируются объекты, находящиеся в федеральной собственности, из республиканского бюджета в составе РФ - объекты республиканской собственности и т.д.
    4) территориальности в зачислении доходов - применяется при формировании местных бюджетов, т.е. предприятия, функционирующие на территории органов местного самоуправления, независимо от своей подчиненности обязаны производить отчисления от получаемых доходов в бюджет этой территории;
    5) самостоятельности власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в распределении отдельных видов доходов - российское законодательство, определяя виды доходов, поступающих в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, оставляет за органами представительной власти субъектов РФ право определять порядок распределения отдельных видов доходов между своим бюджетом и нижестоящим бюджетом.
    Распределение доходов в бюджетной системе  РФ осуществляется, во-первых, в порядке закрепления определенных видов доходов за бюджетами разного уровня на постоянной или долговременной основе; во-вторых, в порядке бюджетного регулирования.
    Закрепление доходов за бюджетами является основным порядком в распределении доходов между бюджетами.
    Субвенция - это бюджетные средства, выделяемые из бюджета вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования, на безвозмездной и безвозвратной основе. Она в отличие от дотации должна быть использована строго по целевому назначению и в установленный срок, в противном случае субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу.
    Субсидия - это бюджетные средства, выделяемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое участие нижестоящих бюджетов в этом финансировании. 

    3. Понятие бюджета.  Бюджеты самостоятельные,  консолидированные, минимальные, их виды

    Ст. 6 Бюджетного Кодекса определяет бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.
    Из  учебника - БЮДЖЕТ представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда разного уровня, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом.
    Бюджет  как экономическая категория - система экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня.
    В материальном смысле бюджет - централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органам государственной и местной власти
    Утвержденный  в установленном законом порядке  бюджет выступает как основной государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня.
    Универсальный финансовый план, так как его показатели охватывают практически все области  и сферы экономического и социального  развития. Утверждаются бюджеты ежегодно и действуют с 1 января по 31 декабря. Однако в 90-ых годах составляются не только годовые, но и квартальные бюджеты - инфляционные процессы и кризисные явления вынуждают.
    Местный (самостоятельный) бюджет формируется на уровне районов, городов, районов в городах, сел, поселков, других административных образований.
    На  территории РФ ежегодно составляются консолидированные бюджеты.
    Ст. 6 БК РФ - Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.
    Такой бюджет включает в себя бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней - бюджеты городов, районов, областей, краев и т.д.
    Значение  такого бюджета - он используется для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств.
    В условиях перехода к рыночным отношениям бюджеты в РФ стали сводиться  с дефицитом, разбалансированность расходов и доходов свидетельствует о негативных явлениях в экономике. Хронический и постоянно растущий дефицит бюджетных средств ведет к росту государственного долга, усиливает инфляцию, сокращает реальные доходы населения, уменьшает платежеспособность.
    Но, однако, есть и дефициты в других странах - США, Япония, ФРГ. Поэтому задача государства - не составление бездефицитного бюджета, а контроль за этим дефицитом, установление его пределов, допустимых в условиях стабильной рыночной экономики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.