На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Я-концепция

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Российский  государственный социальный университет
Филиал  в г.Чебоксары 
 
 

Реферат
На тему:
Я - концепция 
 
 
 

Выполнила студентка 
факультета  «Социальная работа» 
специальности «Психология»
группы  ДП-01-08
Проверила доцент
Дата  проверки»_________»
Оценка  «_____»
Подпись _________ 
 
 
 
 

Чебоксары 2011 г. 

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………. 3
    Понятие Я - концепции………………………………………………… 4
    Основные составляющие Я-концепции………………………………. 6
Заключение………………………………………………………………........... 13
Список литературы…………………………………………………………….. 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Я – концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации  опыта. Я – концепция способствует достижению внутренней согласованности  личности, определяет интерпретацию  опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что  должно произойти.
     Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
     Основоположником  изучения «Я – концепции» принято  считать У. Джемса, который в своей модели разделил личность на две составляющие: «Я» – познаваемое  и «Я» – познающее , подчеркивая, что такое деление условно и отделить одну от другой возможно лишь в чисто теоретических построениях.
     Также вклад в исследование феномена я  – концепции внесло множество  различных ученых, так или иначе  касающихся вопросов самосознания личности, и изучающих его с различных  позиций, таких, как: У. Джемс, Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Т. Шибутани, Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон.
     Человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями  его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок и  суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий. 
 
 
 

    Понятие Я – концепции.
        В литературе, посвященной Я-концепции, можно найти два ее развернутых определения. Оба они согласуются с точкой зрения, изложенной выше. Первое определение принадлежит Роджерсу. Он утверждает, что Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это - сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон, включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я - в прошлом, настоящем и будущем.
      Во  втором определении, принадлежащем, Я-концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.
      Я-концепция - динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. 
      Я-концепция содержит компоненты:
1) когнитивный  - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости  и пр. (самосознание);
     2) эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;
     3) оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и прочее.
      Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется социальным опытом. В ее составляющие входят:
      1) физическое Я - схема собственного тела;
      2) реальное Я - представление о  себе в настоящем времени; 
      3) динамическое Я - то, каким субъект  намерен стать; 
4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;
      5) экзистенциальное Я - как оценка  себя в аспекте жизни и смерти;
6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;
7) фантастическое  Я - то, каким субъект желал  бы стать, будь это возможным.
      Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.  Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека  -  с самого детства до глубокой старости.  Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.
      С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:
      1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности.  Представления, чувства  или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта.  Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.  Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.
      2 Я-концепция как интерпретация опыта.   Эта  функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.
      3.   Я-концепция как совокупность ожиданий.   Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти.  Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий.  Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.  Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

      2. Основные составляющие  Я-концепции.

     Бернс отмечает, что выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я – концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Применительно к Я – концепции три главных элемента установки можно конкретизировать следующим образом:
     1. Когнитивная составляющая установки – образ Я – представление индивида о самом себе.
     2. Эмоционально – оценочная составляющая – самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

           3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

      1). Когнитивная составляющая  Я-концепции.

      Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном  знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа «Я», могут быть самыми разнообразными.
      Описывая  какого-то человека, мы обычно прибегаем  к помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «совестливый»  и т. д. Все это - абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой - избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п. Все они входят в образ «Я» с различным удельным весом - одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

      2) Оценочная составляющая  Я-концепции.

      Качества, которые мы приписываем собственной  личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие - началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя, может быть, они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности. Ибо человеку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного «Я» на свою личность в целом.
      Если  человек обладает непривлекательной  внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Скажем, такой малозначимый элемент Я-концепции, как местожительством может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, например, с «престижностью» данного района в глазах определенной социальной группы. Задумавшись над любой из характеристик вашего самоописания, вы, скорее всего, в каждой из них сможете обнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, существующий иногда лишь на периферии сознания. В самом деле, мужчина вы или женщина; сопутствует вам успех, или вас преследуют неудачи; спортсмен вы или болельщик; обладаете высоким или низким ростом - все эти характеристики, как и множество других, содержат в себе скрытый оценочный смысл, источником которого является ваша субъективная интерпретация реакций других людей на эти качества, а также то обстоятельство, что вы воспринимаете их как на фоне объективно существующих стандартов, так и через призму общекультурных, групповых или индивидуальных ценностных представлений, усвоенных вами в течение жизни. Аффективная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.
      Возьмите  любые из ваших собственных характеристик. Воздействует ли обладание этими качествами на ваше поведение в свете значимых для вас социальных, групповых или индивидуальных ценностей? Не зная вас, можно, тем не менее, ответить без колебаний: «Вне всякого сомнения».
      Человек усваивает оценочный смысл различных  характеристик, присутствующих в его Я-концепции. При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной. Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором эти знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Например, слова «скучный», «толстый», «ленивый» содержат негативную оценку, в то время как «умный», «смелый», «надежный» - позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.
      Термины «образ Я» или «картина Я», которые  нередко употребляются в литературе как синонимы Я-концепции, недостаточно передают динамический, оценочный, эмоциональный характер представлений индивида о себе. Предпочтительнее употреблять их для обозначения лишь первой, статической, когнитивной составляющей Я-концепции, чтобы подчеркнуть наличие второй, оценочной составляющей. Большинство авторов прибегают к термину «самооценка». Так, Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Приблизительно так же определяет самооценку и Розенберг. Для него это - позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый «Я». Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
      Самооценка  проявляется в сознательных суждениях  индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.                
      Второй  фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Кули и Мида.
      Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что  индивид оценивает успешность своих  действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.
      Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или  культура, но заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
     Рассматривая  структуру Я – концепции, Р. Бернс отмечает, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я – концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя.
     Бернс выделяет следующие основные ракурсы  или модальности самоустановок:
     1. Реальное Я – установки, связанные  с тем, как индивид воспринимает  свои актуальные способности,  роли, свой актуальный статус, то  есть с его представлениями  о том, каков он на самом  деле.
     2. Зеркальное  Я – установки,  связанные с представлениями  индивида о том, как его видят  другие.
        3. Идеальное Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
     Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида, эти представления бывают оторваны от реальности. Согласно Хорни, большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Олпорт считает, что идеальное Я отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Комбс и Соупер рассматривают идеальное Я как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть как набор черт собственно личности, которые необходимы, с его точки зрения для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают идеальное Я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления, такого рода идеалы свойственны всякому индивиду.
     Реальное  Я, будучи сильным и активным, позволяет  принимать решения и брать  на себя ответственность за них. Оно ведет к подлинной интеграции и здоровому чувству целостности, тождества.
      Данные  конкретных исследований убеждают нас  в том, что мотивационные и  установочные структуры являются для  человеческого «Я» поистине вездесущими. Поэтому мы можем с уверенностью фиксировать в Я-концепции не только ее когнитивную составляющую, но и эмоционально-оценочную и потенциальную поведенческую. Самые разнообразные источники дают нам основания для этого вывода. Мы будем рассматривать Я-концепцию как динамическую совокупность свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность.
      Как следует из такого определения, позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. Эти термины используются как взаимозаменяемые во многих работах, посвященных Я-концепции. Мы тоже будем употреблять их как синонимы, ибо все они обозначают представление индивида о себе, содержащее элемент оттенки - в интервале от безусловно позитивного до безусловно негативного значений.

      3) Поведенческая составляющая Я-концепции.

      Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Например, подросток, считающий себя человеком твердым и суровым, не может проявлять подобные качества характера по отношению к своему школьному учителю. Или выпускница педагогического колледжа, гуманистка и противница авторитарных методов в воспитании, вынуждена перестроиться, отступить от этой позиции, столкнувшись с реальностью конкретной школы, где уже существуют определенные нормы взаимоотношений учителей с учащимися.
      Всякая  установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом «Я», являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Например, если вам не нравится покрой моего нового костюма, я всегда могу убедить себя в том, что у вас нет вкуса, что вы не знаете последней моды, или придумать любую другую отговорку, ограждающую меня от неприятных суждений. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким- то иным способом изменить ситуацию. Но может ли он убежать от самого себя?
      Феноменалистический подход в понимании Я-концепции, развитый Роджерсом, основывается на следующих положениях:
    поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;
    этот ракурс по своей природе субъективен;
    всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я-концепция,
    Я-концепция - это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение,
    соответственно Я-концепция регулирует поведение;
    Я-концепция обладает относительной стабильностью и обусловливает довольно устойчивые схемы поведения;
    расхождения между опытом индивида и его Я-концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты;
      Главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации
      Профессиональная  Я-концепция определяется через такие понятия как:  
1) часть-целое по отношению к Я-концепции;  
2) отношения в контексте профессионального становления и развития личности;  
3) совокупность или система представлений профессионала о себе как субъекте профессиональной деятельности; 
4) смысл "Я" профессионала;  
5) многоуровневое и многокомпонентное образование. 
           Как видно, существуют различия в степени изученности Я-концепции и профессиональной Я-концепции. Круг понятий, используемых при определении профессиональной Я-концепции значительно уже, чем при определении общей Я-концепции. Область проявления профессиональной Я-концепции как сферы жизнедеятельности более конкретизирована и рассматривается в контексте профессионального развития и становления субъекта деятельности. В связи с этим, мы определяем профессиональную Я-концепцию как специфически организованную систему, осмысленную и актуализированную в связи с профессией под влиянием субъективных или объективных факторов, включающую в себя совокупность представлений о себе и о своих профессиональных качествах, сопряженную с их эмоциональной оценкой.

      Структурное строение Я-концепции и профессиональной Я-концепции сходное, различаются их субъекты-носители. Если Я-концепция относится к личности в целом, то профессиональная Я-концепция относится к личности как субъекту профессиональной деятельности. Строение Я-концепции представлено тремя компонентами: когнитивным, аффективно-оценочным и поведенческим. Они изучены неравнозначно. Наиболее изучен когнитивный компонент, который образован из представлений индивида о самом себе, выраженных в вербальной форме. Менее изучен эмоционально-оценочный компонент Я-концепции, включающий в себя две подструктуры:
      1) аффективно-оценочную 
      2) систему эмоционально-ценностного  самоотношения (к которой относится и так называемая глобальная самооценка, определяющая модальность отношения человека к себе).
      Еще в меньшей степени изучен поведенческий  компонент, под которым подразумевается:
      1) интенция, готовность к действиям; 
      2) реальные действия;
      3) поведение в целом или 
      4) саморегуляция поведения.
      Первые  два компонента Я-концепции методически исследуются отдельно от поведенческого компонента. В традиционно организованных исследованиях Я-концепция изучается с помощью заданных исследователем утверждений, списков качеств, также привлекаются отдельные методики, основанные на самоописании, проективные методики. Полученные таким образом данные позволяют раскрыть в структурном плане когнитивный компонент, отражающий знания, представления человека о себе, и эмоционально-оценочный, отражающий отношение к содержанию знаний, представлений. Методов для исследования поведенческого компонента Я-концепции в литературе не представлено. Его интенциональный аспект лишь косвенно отмечается при исследовании самоотношения как уровень внутренних действий в адрес самого себя или готовность к таким действиям. А остальные три аспекта (действия, поведение и саморегуляция) изучаются вне рамок Я-концепции. Таким образом, налицо дефицит в исследованности поведенческого компонента Я-концепции.
      Мы  считаем, что поведенческий компонент  профессиональной Я-концепции непосредственно формируется на основе когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов и представляет собой совокупность действий и установок на эти действия по отношению к личности и ее профессиональному становлению. Содержательно поведенческий компонент профессиональной Я-концепции представлен стратегиями построения профессиональной карьеры.
      Под профессиональной карьерой мы понимаем индивидуальный жизненный путь человека в определенных видах профессиональной деятельности, потенциально связанный  с прохождением последовательности должностей, с образом жизни, реализующий  призвание человека, предполагающий обогащение опытом и развитие субъекта и ведущий к достижениям и  социальному призванию.
      В концепциях профессионального становления  личности подчеркивается тот факт, что субъект может выступать  и автором своей карьеры и  ее объектом. Существуют разные критерии классификации карьер, а, следовательно, и стратегий их построения. Они  могут быть поделены на объективные и на субъективные. Объективные критерии связаны с отражением реально ставшей карьеры. К ним относятся: продвижение по службе, достижение определенного социального статуса, число смен мест и видов работ. Субъективные критерии связаны с ценностными представлениями субъекта о своей карьере с его пожеланиями относительно того, как она будет складываться в дальнейшем.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.