На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая категория государственный кредит

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.4.2014. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине: «Финансы»
на тему: Государственный долг 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Работу  выполнил
                Студент гр. ФД-2С
                Алехин  Станислав Владимирович
                Проверила: Филатова В.А. 
                 
                 
                 

Тольятти 2011 г.
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине: «Финансы»
на тему: Государственный долг 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тольятти 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………….………………………..4
1. Понятие  государственного кредита…………………………………………………...……..6
1.1. Общие принципы государственного кредитования…………….………………………...6
1.2. Сущность и значение государственного  кредита………………………………….……....7
1.3. Функции и цели государственного кредита……………………….………………..……..8
1.4. Значение государственного кредита для экономики…………………………..………….12
2. Формы  государственного кредита……………………………………………………….…..13
2.1. Внутреэкономический кредит…………………………………………………………..…..13
2.2. Международный государственный  кредит………………………………………….……..18
3. Основы  управления государственным кредитом……………………………………..…….24
3.1. Государственный  кредит в современной России: особенности и тенденции развития..24
3.2. Управление  государственным кредитом……………………………………………….….28
4. Проблемы и пути решения государственного  кредита………………………………...……30
4.1. Проблемы государственного долга  России……………………………………………..….30
4.2. Пути решения проблем государственного  долга России………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………………….…….35
Список  использованных источников…………………………………………………………..37 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
   Важную  роль в системе государственных  финансов играет государственный кредит, который в целях упрощения, как правило, именуется просто государственным кредитом. Государственный кредит выражает совокупность кредитных отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает в качестве заемщика и гаранта - это госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц именуются государственным кредитованием.
   Государственный кредит в узком смысле слова как  экономическая категория находится  на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, интегрируя их черты. Ведь в данном случае по своему целевому назначению, госкредит является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном государственной финансовой системы. Но по методам мобилизации средств, он представляет собой одну из форм кредита.
   Государственный кредит выделен в самостоятельную  категорию потому, что он существенно  отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины. Так, в отличие от последних он носит возвратный и платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за пользование ею. К тому же госкредит, как и кредит вообще, ограничен конкретным сроком, заранее известным участвующим сторонам. Бюджетный Кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Далее в отличие от налогов и сборов, госкредит носит сугубо добровольный и к тому же дискретный, разовый характер. Он может повторяться, а может и не повторяться. Налоги же и сборы носят постоянный и регулярный характер. Наконец, государственный кредит в силу его добровольности имеет селективный, избирательный характер, а налоги и сборы взимаются со всех налогообязанных субъектов экономики.
   Вместе  с тем государственный кредит в узком смысле слова отличается от других форм кредита. Во-первых, обычный  кредит в отличие от государственного кредита, как правило, носит строго целевой характер. Основное же назначение последнего - покрывать дефицит государственного бюджета. Во-вторых, обычный кредит выдается под конкретное материальное обеспечение (производственные или товарные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, долговые требования, недвижимость, ценные бумаги и др.). Обеспечением же государственного кредита является не какой-то конкретный вид ценностей, а все имущество государства или его административно-территориального подразделения. В-третьих, обычный кредит в большинстве случаев выдается для обеспечения непрерывности (бесперебойности) процесса производства, т.е. носит производительный характер. Государственный кредит, особенно на высшем уровне, как правило, служит для покрытия бюджетного дефицита и является непроизводительным.
   Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как  государственный кредит. При этом решается ряд задач:
     - определить понятие государственного кредита, его формы и механизм кредитования;
     - определить сущность и последствия государственного долга;
   - изучить функции и цели  государственного  кредита;
   - понять значение государственного  кредита для экономики;
   -рассмотреть  основы управления государственным  кредитом;
   - определить проблемы и пути  решения государственного кредита.
   Предметом курсовой работы выступает финансовая категория – долговые обязательства. Объектом изучения является Россия в  качестве кредитора, заемщика и гаранта.
    ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
 
    1.1.ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
   Государственный кредит  - одна из форм кредитных  отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и  заемщика как юридически самостоятельных  субъектов кредитной сделки; аккумуляции  свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.
   С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы  для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость  использования государственного кредита  объясняется противоречиями  между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе  госбюджет перераспределяет  часть национального дохода  станы.
   Объем доходной части бюджета ограничен  уровнем налогообложения, установленном действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования.  Т.о. в сферу бюджетного распределения не попадают  значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование  экономики социальная политика государства, расходы по оборонестраны, участие в международной деятельности требуют больших средств.
   Государственный кредит  представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть  доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые  в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. 
   Формирование  посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной  выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита.  Государство гарантирует  возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.
   Государственный кредит – это совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов  для финансирования бюджетных расходов  и других государственных программ.  Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета  является эффективным и разумным  средством по сравнению с монетарными приемами. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.
   Функции государственного кредита непосредственно  вытекают из его сущности. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.  
      Распределительная функция государственного  кредита проявляется в перераспределении  части вновь созданной стоимости  на особых принципах - срочности, возвратности, платности, целевого назначения. С переходом России к рынку распределительная функция претерпела ряд изменений, в частности, изменились субъекты кредитных отношений: со стороны государства их участниками стали субъекты Федерации, особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, а для государства или субъекта Федерации - иные государства, международные финансово-кредитные организации, и т. п. Изменились и инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения - все чаще государство и его территориальные подсистемы становятся участниками рынка ценных бумаг, осуществляя заимствования посредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном фондовом рынке. Соответственно меняется и сам характер государственного кредита - все в большей степени он переходит из плоскости императивных отношений в плоскость рыночных отношений, в основе которых лежит равноположение сторон.
      Регулирующая функция государственного  кредита имеет две стороны  - экономическую и социальную. Экономическая  сторона проявляется, прежде всего,  в формировании основных общеэкономических  пропорций (воспроизводственных,  отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозмездной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие каналов привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых или выделяемых государством.
      Контрольная функция вытекает  из самой природы кредита. Таким  образом, государственный кредит - это совокупность экономических  отношений, складывающихся между  государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя, тем не менее, как особое, специфическое отношение. Так, государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных фондов), что делает его элементом финансов, финансовой системы. В то же время процесс его формирования и использования осуществляется в специфической форме - привлечение денежных средств на временной и, как правило, на возмездной основе.
      Связь государственного кредита  с финансами заключается также  в том, что, во-первых, это распределительные  отношения, отношения вторичного  распределения части валового внутреннего продукта (ВВП); во-вторых, одним из участников отношений неизменно является государство - субъект с особыми правами, которые, как правило, используются при заимствованиях (например, принудительное размещение государственных займов или же особое право на гарантии при международном кредитовании и т. п.); в-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов. Тем не менее, от финансов кредит, в том числе и государственный, отличается тем, что в основе его лежат иные принципы организации:
    в отличие, например, от налогов и обязательных платежей привлечение или предоставление средств при кредитовании осуществляется на возвратной и, нередко, возмездной основе;
    движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении, тогда как налоги и платежи движутся лишь в одном направлении;
    государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер, хотя отклонения могут иметь место;
    существование кредита ограничено конкретным, заранее известным сторонам сроком. Так, Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;
    кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем он может не возобновляться, в то время как налоги и платежи осуществляются регулярно;
    государственный кредит имеет избирательный, селективный характер в отличие от финансов, в которые вовлечены практически все участники экономической системы.
     Как способ финансирования расходов  правительства государственный  кредит обладает рядом преимуществ  и имеет существенно меньшие  негативные последствия по сравнению  с традиционными приемами - дополнительной денежной эмиссией и увеличением доходов бюджета за счет прямого повышения налогов.
   Государственный кредит служит одним из факторов улучшения  денежного обращения и укрепления внутренней валюты, позволяя государству, с одной стороны, не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, а с другой стороны, «связывать» временно свободные денежные средства юридических и физических лиц и привлекать их в качестве кредитных ресурсов. Преимущество и особенность государственного кредита и в том, что, как источник финансирования правительственных расходов, он исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы государственного бюджета, текущее потребление и позволяет равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населением. Следует при этом уточнить, что государственные заимствования все-таки оказывают воздействие на состояние бюджетных средств, поскольку, как правило, обслуживание государственного долга является традиционной статьей расходной части бюджета.
   Поэтому привлеченные государством заемные  средства называют антиципированными, или взятыми наперед налогами. Государство, таким образом, отвлекает  часть бюджетных средств от производительного использования и, кроме того, распределяет бремя погашения долга между всеми гражданами, а не только между держателями обязательств государства. В этом негативная сторона государственного кредита. Этот момент может быть смягчен, если заемные средства использовать для вложений в конкретные производительные объекты, которые из собственных доходов будут погашать долг, не отвлекая на эти цели средства бюджета.
   Таким образом, кредитное финансирование государства и местных органов:
    представляет собой один из самых гибких инструментов регулирования макро- и микроэкономических процессов, увязки доходов и расходов государства; позволяет равномерно и в известной мере справедливо распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущими поколениями;
    позволяет воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику;  
    выступает реальным фактором ускорения темпов социального и экономического развития страны.
   Расширение  границ государственного кредита должно осуществляться на основе развития рынка долговых обязательств, стимулирования инвестиционной активности юридических и физических лиц, формирования эффективной системы управления долгом.
   Под формой кредита понимается внешнее  проявление  содержания тех экономических отношений,  которые выражает  кредит.  В истории нашего государства    широко   использовались   товарная   и   денежная   формы государственного кредита.
   Товарная   форма  (хлебный  и  сахарный  займы)   применялась   в переходный период от капитализма к социализму.  Денежная  форма  кредита получила развитие  после  достижения  стабилизации  покупательской  силы советского рубля на основе золотого обеспечения  (1924 г.) и  ликвидации бюджетного дефицита.  
 
 
 

1. 2. ВНУТРИЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРЕДИТ
   В системе кредитных отношений  внутренний  государственный  кредит
выступает в следующих формах:
1. государственные  займы;
2. обращение  части вкладов населения в  государственные займы ;
3. заимствование  средств общегосударственного ссудного  фонда ;
4. казначейские  ссуды;
5. гарантированные  займы.
   Государственные займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные  средства  физических  и  юридических   лиц   привлекаются   на финансирование общественных потребностей путем  выпуска  государственных ценных бумаг : облигаций,  казначейских  обязательств  и  др.  Облигация представляет  собой  ценную  бумагу,   символизирующую   государственное долговое  обязательство  и  дающую  право  ее  владельцу  по   истечению определенного срока получить обратно сумму долга  и  проценты.  Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам  доход  в  течение  всего  срока пользования заемными средствами, а по истечении срока  вернуть  и сумму
долга.
   Государство устанавливает нарицательную стоимость  (номинальную цену) облигаций. Она обозначается  на  облигации и выражает  денежную сумму, предоставленную держателем  облигации государству во  временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако  реальная  доходность облигаций для их держателей может  быть  выше  или  ниже  установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от  нарицательной  стоимости.  Данное отклонение называется курсовой  разницей и зависит от ряда  факторов.  К их числу, в частности,  относятся  величина  дохода,  выплачиваемого  по займу, уровень  ссудного  процента,  время покупки облигации,  степень насыщенности   фондового   рынка   государственными   ценными    бумаги, привлекательность условий выпуска частных ценных  бумаг,   состояние хозяйственной коньюнктуры, степень доверия населения правительству. Свободная котировка облигаций государственных займов  на  фондовой бирже является механизмом учета всех факторов, отражающихся на  курсовой цене процентных бумаг. Функционирование  полноценного  фондового  рынка, который невозможен  без  высокой  степени  ликвидности  доходных  бумаг, способствует преодолению негативного психологического фактора. Последний состоит  в  настороженном  отношении  займодателей   к   государственным кредитным операциям; он порожден отходом от требований законов  развития фондового  рынка   и   нарушения   государством   своих   обязательств; принудительным распределением займов,  резким  ограничением  ликвидности ценных бумаг государства, замораживанием государственного долга и т.п.
   Устранению  известного недоверия займодателей к кредитным операциям государства способствует разнообразие условий выпуска займов по  срокам. Другим  видом   государственных   займов   являются   казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций  целями  выпуска,  формой выплаты дохода и  свободой  обращения.  Средства  от  продажи облигаций направляются в бюджет,  внебюджетные  фонды или на  специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только  на пополнение бюджета. Доход от  облигаций может быть  выплачен  в виде процентов,  выигрышей или не  выплачиваться вообще.  По  казначейским обязательствам доход выплачивается в виде  процентов.  Облигации могут
быть  либо свободно  обращаемые  или  с  ограниченным  кругом  обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный  круг  обращения  и реализации только среди населения.
   Государственные  внутренние  займы  классифицируют  по  нескольким признакам. По праву  эмиссии они делятся на выпускаемые:
а) центральным  правительством;
б) республиканскими правительствами;
в) местными органами власти.
   Широкое распостранение получила практика  выпуска  государственных займов  центральным  правительством.  Задолженность  республиканских   и местных  органов власти является как правило, незначительной.
   По  признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться  на реализуемые только  среди   населения   (например,   Государственный внутренний  выигрышный  заем  1982  года  ),  среди  юридических  лиц  (государственный внутренний 5%-ный заем 1990 года ) и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.
   В зависимости от формы выплаты  доходов выделяют:
а) процентные займы;
б) выигрышные займы;
в) процентно-выигрышные займы;
г) беспроигрышные займы;
д) беспроцентные (целевые ) займы.
   Владельцы долговых обязательств процентного  займа получают твердый доход  ежегодно путем оплаты купонов или  один  раз  при  погашении  займа  путем начисления процентов к  номиналу  ценных  бумаг  (  без  ежегодных выплат   ).   Примером   процентных   долговых   обязательств   являются казначейские обязательства государства и облигации  5%-ного  займа  1990 года. По выигрышным займам весь доход  держатели  облигаций  получают  в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не  по всем облигациям, а только по тем, которые  попали  в  тиражи  выигрышей.
   Примером  выигрышного займа  является  Государственный  заем  1982  года.
   Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается  выплата части  дохода  по  купонам,  а  другой  части  -  в   форме   выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока  действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее  время  процентно- выигрышные  и  беспроигрышные  займы  в  нашей  стране  не  выпускаются. Беспроцентные ( целевые )  займы не  предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего  товара, спрос на  который   пока   полностью   не   удовлетворяется.   Примером беспроцентной    государственной     кредитной     операции     является
   государственный целевой заем 1990  года.  Местные  органы  власти  могут проводить  целевые займы на строительство  дорог, осуществление  работ  по охране окружающей среды, финансирование других  мероприятий,  в  которых заинтересовано население административно-территориальной единицы.
   По  срокам погашения займы делятся  на:
а) краткосрочные  займы - срок погашения до 1 года;
б) среднесрочные  займы - срок погашения до 5 лет;
в) долгосрочные займы - срок погашения более 5 лет.
   По  методу размещения займы подразделяют на:
а) добровольные займы;
б) займы  размещенные по подписке;
в) принудительные займы.
   Каждому  методу  размещения  займов  соответствует   свой   способ реализации.  Облигации  добровольных   займов   свободно   продаются   и покупаются    банковскими     учреждениями.     Принудительные     займы распространяются среди кредиторов в  силу  постановления  правительства, предусматривающего  строгую  ответственность  за  уклонение  от  покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения по подписке  с  рассрочкой платежа,  формально  являются  добровольными.   Однако   их   реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая  делает  их по существу обязательными. Это возможно в условиях тоталитарного режима. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.
   Государственные    займы    могут    быть     облигационными     и безоблигационными. Облигационные займы  сопровождаются  эмиссией  ценных бумаг  государства.  Безоблигационные  займы   оформляются   подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых  свидетельств.   В   настоящее   время   безоблигационные   займы используются на межправительственном уровне. В тесной связи с государственными займами находится  вторая  форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений ( банков, касс и  т.п.)  и является  важным каналом формирования финансовых ресурсов государства -  обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от  первой  формы государственного кредита, когда физические и юридические лица  покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных  средств, сберегательные  учреждения  предоставляют  кредит  государству  за  счет заемных  денежных  средств.  Наличие  посредника  между  государством  и населением в  лице  сберегательных  учреждений  и  предоставление  займа последними государству за счет заемных средств без ведома  их  реального владельца ( населения ) позволяет  выделить  эти  отношения  в  качестве особой  формы   государственного   кредита.   Эта   форма   кредитования осуществляется  через  покупку   особых   ценных   бумаг   (например,
   казначейских  сберегательных сертификатов) или рыночных ценных  бумаг (облигаций,   казначейских   обязательств),   а    также    оформление безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются,  по  существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском  ценных  бумаг,  а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих  учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких  займов  заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия.  Очевидно, что процент по вкладам,  хранящимся  в сберегательных  учреждениях,  не может быть ниже официального уровня инфляции. 
   Для  большей  активизации сберегательного  дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях  обеспечения получения вкладчиком хотя бы  минимального  дохода.  В нашей  стране  сейчас  это  достигается  на  основе  покупки  Сбербанком долговых обязательств государства. Заимствование средств  общегосударственного  ссудного  фонда,  как
   форма государственного кредита характеризуется тем, что  государственные кредитные  учреждения  непосредственно  (не  опосредуя  эти   операции покупкой  государственных  ценных  бумаг)  передают  часть   кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях жесткого контроля за эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов.
   Поэтому полная нормализация отношений  между  государством  и  кредитной системой лежит на пути признания невозможности  прямого  позаимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита. Казначейские ссуды выражают отношения оказания  финансовой  помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за  счет  бюджетных  средств  на  условиях  возвратности,  срочности   и платности. В настоящее  время  в  нашей  стране  эта  форма  активно  не используется.  Однако  при  коренной  реформе  отношений   собственности сопровождаемой   разгосударствлением   и   приватизацией   хозяйственных структур, государство  не  может  нести  ответственность  за  финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их  правомочных владельцев. Но при необходимости государственные органы могут  оказывать финансовую помощь хозяйственным субъектам, в стабильной  работе  которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности, платности. Отношения  по  линии  казначейских  ссуд  не   являются   аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь  на  других  условиях,  по  другим  причинам  и в иных   целях.
   Казначейские  ссуды выдаются на  льготных  условиях  по  срокам  и  норме процента, они возможны в случае  финансовых  затруднений  предприятий  и хозяйственных организаций в виду их особого положения на рынке, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки  жизненно  важных  для народного хозяйства экономических структур. Использование казначейских ссуд  не  означает,  что  безвозмездное бюджетное  финансирование  в  отношении   государственных   хозрасчетных предприятий полностью себя изжило. Оно сохраняет право на существование, но  как  исключительная  мера  в  порядке  оказания  финансовой   помощи хозорганам, оказавшимся в затруднительном положении  ввиду  особенностей реализации производимой в интересах общества продукции,  неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры, кризисных явлений в экономике и т. п.
   По  гарантированным займам правительство  реально несет  финансовую ответственность  только  в  случае  неплатежеспособности  плательщика.  В нашей стране созданы  условия для возрождения  гарантированных  займов  в связи с предоставлением местным  органам  власти,  а  так  же  отдельным хозяйственным структурам права проводить операции по заключению займов. 
 
 

1.3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ  

   Международный  кредит  традиционно  играл  роль  фактора,  который главным  образом  обслуживал  внешнеторговые  связи   между   отдельными странами. Во второй половине нашего столетия положение стало  все  более менятся,  и  к   настоящему   времени   фактически   уже   сформировался международный рыночный механизм кредита, который  опосредует  не  только сферу международной торговли товарами и услугами, но и процессы реальных инвестиций,  регулирование  платежных  балансов,  обслуживание  внешнего долга стран-дебиторов.
   Традиционно международный кредит представлял  собой  предоставление валютных и товарных ресурсов предприятиям и финансовым институтам  одной страны предприятиям, финансовым институтам и правительству другой страны на  условиях  возвратности,  срочности  и   платности.   Кредиторами   и заемщиками   были   представители   двух   разных   стран.    Источником финансирования товарного кредита и перевода  валютных  ресурсов  в  этом случае всегда являлся национальный рынок  капиталов.  В  современных  же условиях  помимо  национальных  рынков  капиталов  важнейшим  источником кредитных ресурсов стал собственно  международный  рынок  капиталов,  не имеющий непосредственно какой либо национальной принадлежности.
   Международные кредиты, если они предназначены  для производительных целей: приобретение за границей нового  оборудования  или важного вида сырья для непосредственного осуществления инвестиций в производство,  в конечном итоге увеличивают масштабы  производства  валового  внутреннего продукта в стране-заемщике и, следовательно, сами создают эквивалент той суммы средств, которая должна пойти на возмещение полученной за  рубежом ссуды  и  уплаты  процентов  по  ней.  Если  же  международные   кредиты предназначены  для  других,  не  производительных  целей:   приобретение продовольствия  за  границей,  промышленных   товаров   потребительского характера, содержание государственного  аппарата,  преодоление  дефицита государственного бюджета или платежного баланса, то это  ведет  к  тому, что  возврат  основной  суммы  долга  и   уплата   процентов   по   нему осуществляется не за счет созданного с использованием их эквивалента и в конечном итоге сказывается на сокращении валового  внутреннего  продукта страны.
   Традиционной  формой международного кредита является внешнеторговый кредит.   Последний   представляет   собой   важный   фактор   повышения конкурентоспособности товаров поставляемых  на  внешний  рынок.  Сегодня подавляющая часть машин и оборудования на мировом  рынке  продается  как правило в кредит. Условия этого  кредита  -  сроки,  процентная  ставка, сумма комиссионных,  условия  погашения,  методы  страхования  рисков  - существенно влияют на конкурентоспособность товара. Чем  продолжительнее срок кредита, чем ниже его стоимость ( проценты плюс комиссионные ), чем больше льгот предоставляет при этом  кредитор,  тем  при  прочих  равных условиях, выше конкурентоспособность товара на мировом рынке.
   Старейшая  форма  внешнеторгового  кредита  -  фирменные  кредиты. Преимущественно  это  ссуды,  предоставляемые  экспортером  одной  страны импортеру  другой в виде отсрочки  платежа  или  коммерческий  кредит  во внешней  торговле.  Фирменный  кредит,  сроки  которого,  как   правило, колеблются  в  пределах  от  1  до  7  лет,  имеет  ряд  разновидностей: покупательский аванс, кредит по открытому счету. Фирменный  кредит  чаще всего реализуется посредством открытого счета. Кредит по открытому счету осуществляется через банки  импортера  и экспортера.  Между  экспортером  и   импортером   заключается   долговое соглашение, по которому первый записывает на счет последнего в  качестве его долга общую  стоимость  отгруженных  товаров  с  учетом  начисляемых процентов, а импортер, в свою очередь, обязуется  в  установленный  срок погасить сумму кредита  и  выплатить  проценты.  При  фирменном  кредите импортер часто вносит так называемый  покупательский  аванс  в  размере, чаще всего, 10-20% стоимости поставки в кредит, что представляет  своего рода обязательства принять поставляемые в кредит товары.
   Вплоть  до начала 60-х годов нашего  века  фирменные  кредиты  были преобладающей формой внешнеторгового кредита и  по  своему  стоимостному объему более чем в два  раза  превышали  банковский  экспортный  кредит. Однако  быстрый  рост  международной  торговли,  необходимость   импорта взаимосвязанной продукции сразу  у  нескольких  поставщиков,  увеличение сроков кредита продемонстрировали, что у фирменного  кредита  есть  свои недостатки. Среди них, с точки зрения импортера, наиболее  существенными являются: ограниченные  сроки  кредита,  сравнительно  небольшие  объемы кредитования,  жесткая  привязанность  импортера   к   продукции   фирмы поставщика. Поэтому с ростом масштабов и  диверсификацией  международной торговли  доля  фирменных  кредитов  в   общей   сумме   внешнеторгового кредитования начала  снижаться,  все  более  уступая  место  банковскому внешнеторговому кредитованию.
   Банковский  внешнеторговый  кредит  имеет  с   позиций   импортера определенные  преимущества   перед   фирменным   кредитом:   возможность некоторого маневра в выборе  фирмы  поставщика  определенной  продукции более длительные сроки кредита;  большие  объемы  поставок  по  кредиту; сравнительно меньшая стоимость кредита.
   Первоначально банки вышли в сферу внешней  торговли  как  кредиторы фирм  экспортеров.  Поэтому  такие  внешнеторговые   кредиты   именуются кредитами поставщику.
   Со  временем  национальные  банки  страны  фирмы  экспортера  стали осуществлять более гибкую  политику  внешнеторгового  кредитования:  они стали  предоставлять  кредиты   непосредственно   импортеру.   За   счет полученных от банка средств  импортер  оплачивает  поставки  экспортера. Такой   метод   банковского   внешнеторгового    кредитования    получил наименование  кредиты  покупателю.  Они  для  импортера  более  выгодны. Появляется возможность выбора фирмы поставщика, однако пока что только в данной стране. Сроки  кредита  удлиняются,  а  его  стоимость  несколько снижается. При этом фирмы поставщики, устраненные  от  непосредственного участия в кредитования экспорта, не могут  завысить  цены  кредита,  что весьма типично при фирменном кредите и даже при кредите поставщику. Помимо   внешнеторгового   кредита   банки   предоставляют   своим контрагентам из других стран финансовые и валютные  кредиты.  Финансовые кредиты позволяют ссудополучателю  (частному  или  государственному) использовать их в гораздо широком спектре, нежели  чисто  внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять за счет этого кредита закупки  товаров  и услуг в любой стране, где качество и цена  окажутся  для  него  наиболее подходящими. Валютные же кредиты  предоставляются  заемщику  в  наиболее стабильной свободно  конвертируемой  валюте  в  целях  выплаты  внешнего долга,  уплаты  процентов  по  нему,  пополнения   счетов   в   свободно конвертируемой валюте. Если заемщиком выступает иностранное государство, то  помимо  указанных  выше  целей  валютные  кредиты  используются  при осуществлении  валютной  интервенции  в  целях  регулировании  валютного курса.
   Международный кредит прежде всего предполагает  определение  суммы кредита, его сроков и условий погашения, издержек заемщика по кредиту, а также методов страхования кредитного риска. Помимо этого здесь появляются два важных новых  элемента  кредита: валюта займа и валюта платежа.  При  получении  кредита  и  кредитор,  и заемщик заинтересованы  в  том,  чтобы  валюта  займа  характеризовалась высокой   степенью   устойчивости.   Поэтому,   как   правило,   кредиты предоставляются в долларах, немецких марках, японских йенах, швейцарских франках и других  свободно  конвертируемых  валютах.  Погашение  кредита осуществляется не обязательно в той  же  валюте,  в  которой  был  выдан кредит. Например, Россия получает кредиты в разных валютах,  но  валютой платежа, как правило, остается доллар.
   Сумма кредита определяется либо в коммерческом контракте,  либо  в эмиссионном  проспекте  при  выпуске   международных   облигаций.   Срок международного кредита  зависит  от  целого  ряда  факторов,  к  которым относятся:   цели   и   масштабы   кредита;   аналогичная   практика   в предоставлении  предыдущих  кредитов   на   эти   же   цели;   традиции; национальное законодательство; межгосударственные соглашения.
   В современных  условиях  обострения  конкуренции  в  международной торговле каждое государство  стремится  создать  условия  для  повышения конкурентоспособности   отечественных   экспортеров.   В   этих    целях государство  во  многих   странах   с   развитой   рыночной   экономикой осуществляет операции по рефенансированию сделок промышленных компаний и банков,  вовлеченных  в  экспортное  кредитование.  Происходит   это   в разнообразных   формах.   В   одних    странах    созданы    специальные государственные и полугосударственные   ( смешанные с участием  частного капитала ) банковские институты внешнеторгового кредитования, в других - банковские  консорциумы,  перед  которыми  становится  задача   создания благоприятных   условий   рефенансирования   внешнекредитных    операций коммерческих банков в центральном банке. Типичным  примером  национального  государственного  института  по стимулированию  экспорта  является  Экспортно-импортный   банк   США   ( Эксимбанк ), который был основан еще в 1934 году в целях  предоставления прямых кредитов иностранным покупателям американских  товаров.  Ныне  он предоставляет  преимущественно  гарантии  американским  промышленным   и банковским компаниям против коммерческого и политического риска.
   Подобные  институты  функционируют  и  в  ряде  других  стран,   в частности, в Японии и во Франции. Учрежденный в  1951  году   Экспортно- импортный банк Японии в отличии от соответствующего в США имеет более широкие  возможности  кредитования:  он  кредитует   и   экспортные,   и импортные, а также операции по иностранным капиталовловложениям японских компаний. Причем он кредитует преимущественно не иностранных импортеров, а японских экспортеров.
   Во  Франции  государственный  кредитный  механизм  для  поддержания экспорта начал функционировать еще в 1946 году. В  некоторых  странах  - Бельгии, Голландии, ФРГ, Швеции - государство участвует  в  кредитовании экспортных   операций   через   внешнеторговые   банки,   созданные    с консорциумами коммерческих банков.
   Помимо  участия в кредитовании экспортеров  государство в странах  с рыночной  экономикой   проводит   активную   политику   по   страхованию внешнеторговых  кредитов  от  изменений   курсов   валют,   политической неустойчивости,  которые  существенно  увеличивают  риск   осуществления международного кредита. В этих целях в  Великобритании,  во  Франции,  в ФРГ, в США и в других странах  сложилась целая система страхования и гарантированния экспортных операций. Возрастающую  роль   в   сфере   международного   кредита   играют международные    и    региональные    финансово-кредитные     институты: Международный  банк  реконструкции  и  развития  (Мировой   банк), Межамериканский банк развития, Азиатский и Африканский  банки развития, Европейский банк развития. Среди них главным является Мировой банк с его двумя филиалами  -  Международной  финансовой  корпорацией  (МФК)  и Международной ассоциацией развития (  МАР  ).  Все  эти  банки  развития существенную  часть  своих  ликвидных  ресурсов  формируют   на   рынках капитала: как на международном, так  и  на  национальных.  Некоторая  же часть отчисляется из бюджетов  стран-членов  банков.  Активные  операции банков  развития  реализуется  как  кредиты  различным,   прежде   всего развивающимся  странам.  Особенностью  кредитования  МБРР  является  так называемый проектный подход к предоставлению кредита. Это означает,  что кредиты банка даются той или иной стране не под неопределенные программы ее развития, а под конкретные инвестиционные проекты,  имеющие  технико- экономическое обоснование и признанные экспертами МБРР  целесообразными.
   При этом Мировой банк предоставляет  кредиты  двух  видов:  кредиты  A  и кредиты B. Кредиты A полностью осуществляются за  счет  ресурсов  банка.
   Кредиты  B  предоставляются   банком   как   участником   международного банковского   консорциума,   создаваемого   совместно   с    крупнейшими коммерческими банками. Доля средств МБРР в  общих  ресурсах  консорциума может колебаться в пределах 10-25%.
   Филиалы МБРР играют в международном  кредитовании  несколько  иную роль. МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных инвестиций  в  странах-заемщиках.  Она  является   одной   из   немногих международных  организаций,  которые  могут  осуществлять  инвестиции  в акции, а так же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФК предоставлять кредиты, необходимые для того или иного проекта,  и  в то же время обеспечить возможность для каждой местной фирмы использовать заемный капитал из других источников.
   Другой  филиал МБРР - МАР  предоставляет  наиболее  мягкие  кредитытолько  для экономически слаборазвитых  стран сроком  на  десятилетия  под проценты,  значительно  ниже  рыночных.  Средства   для   предоставления кредитов целиком формируются за счет взносов стран-доноров. 
 
 
 
 
 
 
 

2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ  

      В этом пункте я рассмотрел  вопросы: государственный кредит  в современной России: особенности  и тенденции развития; управление  государственным кредитом. 

2.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
        Дадим характеристику современному  состоянию рынка государственного  кредита РФ. Деятельность России как кредитора весьма ограниченна. В свое время СССР был одним из активных кредиторов. На сегодняшний день долги России со стороны третьих стран составляют, по различным оценкам, от 50 до 120 млрд. долл. Как правило, нашими должниками являются страны со слабо развитой экономикой. Кредиты им во многом носили характер экономической помощи. По расчетам экспертов, возмещение их долга может вылиться приблизительно в 25 млрд. долл. с рассрочкой выплат в 25—30 лет. История государственного долга России насчитывает более двух веков.
   Особое  внимание специалисты уделяют истории  формирования внешнего долга в силу его экономической и политической значимости. История внешнего долга  Российской империи начинается с  первого займа на 7,5 млн. гульденов, размещенного при императрице Екатерине II в Голландии в 1769 г. для ведения боевых действий против Турции. Хотя попытки осуществить заимствования за границей предпринимались еще в начале XVIII в. императором Петром I, а через несколько десятилетий и его дочерью Елизаветой, но все они закончились неудачей. 1769 год можно считать отправной точкой появления внутреннего долга, так как именно и это время были выпущены в обращение первые российские бумажные деньги (ассигнации).
   К первому облигационному внутреннему займу правительство России прибегло лишь в 1809 г., чему в немалой степени способствовала внешнеполитическая ситуация. Голландия, где до этого размещалось большинство российских займов, была оккупирована Францией. Финансовый рынок Европы был расстроен в результате наполеоновских войн. Размер дохода по внутренним займам первоначально был определен в 6% (и сверх того грация 1%), причем и процент, и грация каждые 12 месяцев выдавались на год вперед. Для большей популярности облигации займа должны были приниматься в залог по всем подрядам и откупам, а также в уплату казенных и таможенных сборов в размере 1/5 платежа. Однако, несмотря на высокую доходность и льготы, заем не имел успеха.
        Выпуск займов принадлежал к  компетенции царя и министерства  финансов, однако после своего первого созыва Государственная дума приобрела право утверждать каждый заем; при этом условия займа определялись правительством. Правительство Советской России, отказавшись выплачивать царские долги, практически не выходило на рынок внешних заимствований и осуществляло лишь внутренние займы.
   Первые  внешние заимствования Советский  Союз осуществил во времена хрущевской «оттепели», но они были несущественны. Перелом в политике внешних заимствований  в СССР наступил в 1985 г., после прихода к власти М. С. Горбачева. В мае 1992 г. Россия становится членом МВФ, который выдвинул ряд экономических, финансовых, политических и социальных требований, в частности обязательство следования жесткой финансовой политике, заключающейся в основном в отказе от денежной эмиссии. По мнению ряда специалистов, это привело к демонетизации экономики, истощению внутренних источников финансирования бюджетного дефицита, что, в свою очередь, обусловило необходимость внешних заимствований. 2 Современный внешний долг России сложился вследствие непростых политических и экономических коллизий: распада СССР, нарушения сложившихся хозяйственных связей, разногласий между новыми государствами, возникшими на территории бывшего СССР, в частности по поводу раздела его внешних активов и пассивов и т. п. В силу этих обстоятельств Россия, на долю которой формально приходилось лишь немногим более 60% всех долгов СССР Западу, приняла на себя ответственность за всю сумму советских долгов.
   С переоформлением задолженности  бывшего СССР общая сумма долга России в 1991 - 1995 гг. выросла почти в два раза. Кроме того, унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли главным образом из краткосрочных и среднесрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-1995 гг.
   Существенная  доля кредитов приходилась на западные коммерческие банки - в кредитовании СССР участвовало около 600 коммерческих банков из 24 стран. Основная масса долгов приходилась на банки шести стран - Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии. И еще один усугубляющий момент в силу централизации внешнеэкономических связей главные источники валюты, требуемой для оплаты долгов, рассредоточились между негосударственными структурами, тогда как ответственность по займам по-прежнему сохранилась за центральной властью.
   В результате кризиса 1998 г. был объявлен отказ от выполнения обязательств, по внешнему долгу бывшего СССР, что привело к оттоку капитала из страны, значительному падению  инвестиционной привлекательности вложений средств в российскую экономику и признание высокими кредитных рисков.
   В целом по долгу СССР России дважды предоставляли отсрочку — в 1996 и 1998 г. В феврале 2000 г. завершились  переговоры с Лондонским клубом кредиторов о списании более трети задолженности СССР и переоформления оставшейся части долга в еврооблигации со сроком погашения 30 лет. Реструктуризация позитивно повлияла на инвестиционный имидж страны и послужила одним из факторов повышения кредитного рейтинга России, снизила долговую нагрузку на ее бюджет. В то же время она привела к новым условиям заимствований и удорожанию долга - теперь придется заплатить Лондонскому клубу 42 млрд. долл. вместо первоначальной суммы 32,6 млрд. долл. В 2000 г. страна выплачивала текущие долги МВФ, Всемирному банку, осуществляла платежи по еврооблигациям, реструктурированному долгу Парижскому клубу кредиторов и проч.
   В 2000 г. Россия полностью выполнила  свои обязательства перед Францией по погашению «царских займов» согласно межправительственному соглашению 1997 г. об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 г. Выполнялись обязательства перед частными кредиторами, продолжался обмен непогашенного третьего транша облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ) на новые облигации. Свои обязательства по обслуживанию внешней задолженности выполнил ряд субъектов РФ.
   Своевременное обслуживание внешнего долга стало  возможным вследствие улучшения  макроэкономической ситуации в стране и благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. В целом сложилась благоприятная тенденция к снижению доли госдолга в валовом внутреннем продукте. В конце 1998 г.
   Размер  госдолга России превышал годовой объем  ВВП. Согласно бюджету на 2001 г., общий  объем госдолга к концу 2001 г. должен снизиться до 72,4% ВВП; большая часть сокращения придется на долю внешнего долга, который составит 64,4% ВВП. Размер государственного долга будет снижаться, прежде всего, за счет сокращения номинального долга, так как объемы погашения будут также превышать размеры внешнего финансирования. Этот процесс предполагается обеспечить за счет изменения бюджетной политики. Прежде всего, речь идет о принятии и исполнении бездефицитного бюджета. Очевидно, что в условиях дефицитной политики займы неизбежны.
   Политика  бездефицитного бюджета позволит снизить  нагрузку на бюджет и экономику в  целом, что важно для обеспечения  роста. Кроме того, согласно Бюджетному кодексу РФ, все дополнительные доходы будут направляться исключительно  на погашение государственного долга (в отличие от предыдущих лет, когда бюджет предусматривал возможность распределения дополнительных доходов бюджета на погашение госдолга и па формирование бюджета развития, на промышленные инвестиции).
   Сокращение  госдолга предполагается за счет роста ВВП и укрепления курса рубля. В этом случае, согласно прогнозам правительства, в 2002 г. уровень внешнего долга будет меньше 60% ВВП, что считается нормальным уровнем для цивилизованных стран. В 2003 г. Россия вернется к докризисному уровню госдолга — около 50% ВВП. В случае дефицитного бюджета даже в размере 1—2% достичь этого уровня можно будет лишь к 2010 г. Эти тенденции положены в основу политики в области управления государственным долгом, изложенной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 24 марта 2001 г. «О бюджетной политике на 2002 год». В этом документе отмечается, что стратегия в области управления государственным долгом остается важнейшим направлением бюджетной политики. Целью ее должно быть смягчение «пиков» платежей, улучшение структуры долга, снижение стоимости его обслуживания. Для этого рекомендуется создать единую систему управления государственным долгом на основе использования известных в международной практике рыночных механизмов для улучшения его структуры.
   Единая  система управления долгом должна включать всеобъемлющую и унифицированную  систему учета государственных  долговых обязательств, выработку и  реализацию единой стратегии управления государственным долгом. Она должна обеспечивать соответствие уровня государственного долга и его структуры экономическим возможностям страны по обслуживанию и погашению финансовых обязательств; привлечение заемных средств на максимально выгодных для страны условиях.
   При этом отмечается, что программа внешних заимствований, принимаемая в составе федерального бюджета, нуждается в существенной корректировке. В частности, предполагается отказаться от доказавшей свою неэффективность практики привлечения под государственные гарантии иностранных связанных кредитов, от кредитов международных финансовых организаций на оказание консультативных услуг. Важным условием эффективности в области управления государственным долгом, как части бюджетной политики, является ее увязка с другими элементами экономической политики государства, прежде всего с ее денежно-кредитной частью.
   В 2001 г. Правительство РФ и Банк России подготовили программу бюджетной, денежно-кредитной и структурной  политики, получившую поддержку международных  финансовых организаций. Россия вышла  на новый этап сотрудничества с МВФ, особенностью которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без кредитов МВФ. В то же время мониторинг экономической политики России со стороны МВФ будет продолжаться. Согласно правилам МВФ он обязателен для тех стран, задолженность которых Фонду превышает 100% их квоты в МВФ; к их числу относится и Россия. Консультации страны с экспертами Фонда должны проводиться не реже одного раза в шесть месяцев (до сих пор они проходили ежеквартально).
   При сокращении внешних заимствований  Россия приняла ориентацию на выплату  внешних долгов. В марте 2001 г. Президентом  России был подписан Федеральный  закон от 24 марта 2001 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон «О федеральном бюджете на 2001 год», который предусматривает полную выплату долга Парижскому клубу кредиторов в 2001 г. в соответствии с графиком, установленным соглашениями о реструктуризации 1996 и 1999 гг. Согласно закону на выплату внешнего долга направляются первые 41 млрд. руб. (немногим менее 1,4 млрд. долл.) дополнительных доходов федерального бюджета.
   Остальная часть дополнительных доходов федерального бюджета будет распределена поровну  между непроцентными расходами  бюджета и выплатами по внешнему долгу. Кроме платежей Парижскому клубу кредиторов в 2001г. производились выплаты задолженности международным финансовым организациям, выплаты по долгу Российской Федерации другим зарубежным кредиторам, купонные выплаты по семилетнему еврооблигационному займу 1997 г., а также по десятилетним и тридцатилетним еврооблигациям, выпущенным в рамках реструктуризации задолженности Лондонскому клубу кредиторов. Уточнены также перспективы взаимоотношений России с Всемирным банком. Все это позволит вернуть России имидж добросовестного заемщика и полноправного участника мирохозяйственных связей, а также решать задачи экономического и социального развития.  

    2.2. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИИ
     Хотя  Россия и не относится к странам  с исключительно высоким уровнем  внешней задолженности, нынешний уровень долга отнюдь не является приемлемым. Бремя государственного внешнего долга может и должно быть сокращено. Более того, в странах, подверженных "голландской болезни" (с высокими значениями сальдо платежного баланса и низкой монетизацией экономики), к которым принадлежит и Россия, платежи по внешнему долгу выступают в качестве одного из важных факторов экономического роста.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.