На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальная работа и социальные издержки

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Социальная работа
   
   Современное  понимание основ социального  развития исходит из того, что  социальная политика государства 
должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека.
В связи с  этим важным является охрана труда  и здоровья людей, установление гарантированного минимального
размера оплаты труда, обеспечение государственной  поддержки семьи, материнства и  детства, инвалидов и 
пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий  и иных гарантий
социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца и др.) (1, стр. 8) .
   Провозглашенная  политика перехода от жестко  планируемого способа хозяйствования  к рыночным 
отношениям от тоталитаризма к демократии сопровождается серьезными социальными издержками чреватыми не
только бедами для отдельных личностей, но и  потерями для духовного и физического  существования некоторых 
слоев населения. В их основе – свертывание отечественного производства, рост межэтнической розни, огромный
урон, который  ныне несут наука, образование, культура, здравоохранение и т.д.
   Подобные  негативные процессы обуславливают  падение уровня и качества  жизни населения ухудшение 
положения его  слабо защищенных слоев, наблюдается  разрыв социальных связей, деградация социальной
инфраструктуры  и появление реальной угрозы человеческому  потенциалу страны.
   Резко  обостряется социальная дифференциация. В этом плане ярко характеризует  социально-экономическую 
ситуацию в  России следующий показатель. По данным статистики уровень жизни 10% наиболее обеспеченных
людей в 15 раз  превысил уровень жизни 10% наименее обеспеченных. В действительности же этот коэффициент 
достигает 30, на Западе составляет 10-12. Уродливость  социальной пирамиды оттеняет и то, что на самой ее
вершине – небольшая  группа богатых (0,2%) которую обслуживает  довольно значительный слой (4%) . В середине
90-х годов  около 50 млн. людей находились  за чертой бедности. Тенденция  обнищания молодых и 
работоспособных усиливается. И это результат  глубокого экономического кризиса, который переживает Россия.
   Трудоспособное  население страны все чаще  сталкивается с таким социальным  бичом как безработица. В 
1995г. общее  число безработных составило  5,6 млн. человек, в том числе  около 2 млн. официально 
зарегистрированных.
   На начало 90-х годов в органах социального  обеспечения на учете было 4,3 млн.  человек получивших 
пенсию по инвалидности, на которую трудно выжить. В сельской местности доля стоящих на учете  инвалидов 
выше, чем в  городе. В 1993г. на учете в лечебно-профилактических учреждениях России состояло 5,1 млн.
психических больных, в том числе 2,6 млн. больных алкоголизмом и наркоманией.
   Демографические  показатели России одни из  самых низких. В РФ происходит  депопуляция (снижение 
численности населения) . К середине 90-х годов рождаемость  сократилась до 1,3 рождения на семью, в то время как 
для простого воспроизводства  семьи она должна быть не менее 2,1. До половины детей рождается больными, около 
20% новорожденных  появляются на свет вне брака,  многие дети растут в неполных  семьях, в детских домах, в 
семьях алкоголиков  и наркоманов.
   Катастрофически  растет заболеваемость, прежде всего  врожденная. В России все чаще  воскрешаются 
болезни, казалось бы, давно нейтрализованные – тиф, холера, дифтерия, чесотка. Во многих школах дети страдают
от педикулеза.
   В то  же время бедствует здравоохранение,  в первую очередь система профилактики  и санитарной службы.
   Социальные  невзгоды, стрессовые ситуации привели  к тому, что по статистике самоубийств  Россия вышла 
на первое место  в мире. Примерно 50 тыс. человек в  год кончают жизнь самоубийством (или 40 на 100 тыс.
населения, что  в 3 раза выше, чем в США и в 4 раза выше, чем в Англии) ! Особенно большой рост самоубийств 
наблюдается среди  мужчин. 71 человек на 100 тыс.
   В России  ежегодно кончают жизнь самоубийством  из-за жестокого обращения примерно 2 тыс. детей, 50
тыс. несовершеннолетних уходит из дома и 20 тыс. из детских садов  и интернатов.
   Над многими  людьми начинает довлеть страх  нищеты в старости. А большинство  ветеранов-пенсионеров 
уже сейчас входит в общество с рыночной экономикой абсолютно нищими, без всяких накоплений, которые были
сметены известными “экономическими” решениями, громадными темпами инфляции последних лет.
   Наличие  определенной массы крайне нуждающихся,  уязвимых и незащищенных жителей  России делает 
чрезвычайно актуальной проблему социальной помощи (5, стр. 5-8) Среди множества разнообразных  черт,
определяющих  соотношения и тенденции развития современного общества, есть две характерные  черты, значение
которых трудно переоценить.
   Первая  из них выражается в том,  что деятельность государства  приобретает в официальных документах  все 
большую и большую  социальную направленность, т.е. при  определении приоритетов развития все более и более 
учитываются потребности  человека как высшие ценности общества, в соответствии с которыми строится
государственная социальная политика. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного  общества
становится создание и совершенствование разветвленной  и эффективной системы социальной защиты, основной
целью которой  является всестороннее оказание разовой  и/или постоянной помощи индивиду (группе) , попавшему 
в трудную жизненную  ситуацию, с целью обеспечения  наиболее полной ее самореализации.
   Переживаемый  российским обществом кризис  характеризуется обострением множества  социальных 
проблем, порожденных  не только реформированием экономики, но и крушением системы ценностей, падением
нравственности.
   Подобно  всем социальным институтам, институт  социальной защиты и социальной  работы в конечном 
счете выполняет  важнейшую для государства и  общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума,
поддержания и  гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий  для его 
всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним из существенных факторов обеспечения  стабильности и 
безопасности  государства.
   Социальная  работа как таковая, этична  в своих исходных моментах  и по своей сущности является 
проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности; в ней не существует таких ограничений,
предписаний и  норм, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые
обществом (3, стр. 3-5) .
   Ныне  резко изменившаяся социальная  обстановка в стране, процессы  обострения социальных отношений 
требуют осмысления, анализа и обобщения. Необходимо выработать научно обоснованную концепцию  социальной
работы с населением, разработать социальные технологии, понятные и убедительные приемы организации  и 
проведения социальной работы.
   Как свидетельствует  мировой опыт, во многих странах  без учета деятельности социальных  работников не 
обходятся ни программы  социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты  в этой области 
широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений  местными
органами власти и общественными организациями.
   Практика  показывает (и у нас особенно) , что часто люди сталкиваются  с проблемами, которые не могут 
решить ни они  сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого 
требуются люди особой профессии – социальные работники (2, стр. 6) .
   Затянувшееся  кризисное состояние, неясность  перспектив развития, усталость  населения, состояние аномии,
то есть распад существовавшей системы морально-нравственных ценностей и отсутствие внятной  общепринятой
новой системы, – все это приводит к тому, что в психологической поддержке  нуждается все больше людей.
Усложнение структуры  гражданско-правовых отношений, появление  множества нормативных актов, ряд  которых 
противоречит  прежде существовавшим или друг другу, усиливают потребность в правовом консультировании.
Нужда в поддержке  в условиях безработицы или угрозы безработицы, в содействии самозанятости  и 
самообеспечению повышает роль социальных служб, оказывающих  помощь в этой области. Все это  позволяет 
сделать вывод, что в условиях России потребность  в социальной работе является особенно острой и всеобщей (1,
стр. 37) .
   Социальные  работники помогают всем нуждающимся  решать проблемы, возникающие в  их повседневной 
жизни и в  первую очередь тем, кто не защищен  в социальном плане: пожилым людям, инвалидам, детям,
лишенным нормального  семейного воспитания, лицам с  психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам,
больным СПИДом, семьям из групп “риска” , лицам  с девиантным поведением и др. (1, стр. 8) .
   Социальная  работа – универсальный социальный  институт: ее носители оказывают  помощь всем индивидам 
независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств.
Единственный  критерий в этом вопросе – потребность  в помощи и невозможность своими силами справиться с 
жизненным затруднением.
   Хотя  среди лиц, занимающихся социальной  работой, немало людей, которые  принадлежат к той или иной 
конфессии, однако сам институт социальной работы имеет  светский характер, являясь атрибутом  гражданского
общества (1, стр. 32) .
   История  социальной работы в России  насчитывает более тысячи лет.  Началом ее следует считать  договор 
911 г. князя  Олега с греками, который содержал  в себе моменты, называемые  ныне социальной работой. 
   И хотя  помощь ближнему всегда была  характерна для славянских народов,  именно этот договор был первым 
документальным  свидетельством заботы государства  о тех своих гражданах, которые  в этой заботе нуждаются.
   Подлинным  толчком для развития благотворительности  в России стало принятие христианства.
   С принятием  в 988 г. христианства в России  стала активней развиваться традиция  личной 
благотворительности русских князей, которая носила уже  религиозный характер. Великий князь  киевский Владимир
Красное Солнышко, Креститель, “Отец сострадания” , уставом 996 г. официально вменил в обязанность 
духовенству заниматься общественным призрением, определив  десятину на содержание монастырей, церквей,
богаделен и  больниц. Почти сразу после крещения Владимир занялся богоугодными делами: строил церкви, которые 
стали не только фундаментом веры, но и основой  научного знания, книжного дела; основывал  школы и училища,
ставшие первой ступенью народного просвещения  России.
   Владимир  строил не только училища. Гораздо  большее рвение он проявил  к устройству церкви, а также  к 
благотворительности, чем и заслужил безмерную любовь народа. Многие летописцы сообщают о щедрости князя 
как о чем-то небывалом. Владимир устраивал пиршества  на княжеском дворе не только для  бояр и знати (градских
старцев) , но и  для людей бедных, всячески стараясь удовлетворить их нужды.
   Его благотворительность  распространялась и на тех,  кто не мог прийти за помощью  на его двор. Князь велел 
своим людям  развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи и раздавать по дворам нищим  и убогим. Нестор
объясняет такое  человеколюбие Владимира действием  христианского учения. Он говорит, что  слова из Евангелия 
“блажены милостиви, яко тем помиловани будут” и Соломоновы “дая нищему, богу в земле даете” так 
подействовали на князя, что внушили ему необыкновенную любовь к благотворению и милосердию.
   Итак, Владимир, первый русский князь-христианин, начавший с убийства своего  брата Ярополка, приняв 
христианство, стал ярким примером высочайшего покровительства  над бедными, нищими и убогими. В  его лице
объединилась  личная и государственная благотворительность. Жертвуя на богоугодные дела как  частное лицо, он
был тем не менее  первым человеком в государстве, да и тратил деньги, поступающие  в казну из налогов, которые 
платили русские  труженики. Так что здесь мы видим  государственную и частную благотворительность  тесно 
сплетенной, вернее сказать, еще не разделенной. Эта  традиция долго продолжалась в России – руководствуясь
христианскими заповедями, князья и цари оказывали  благотворительную помощь вроде  и личную, но на деньги из
казны, которые  они считали своими. Все же и  такая благотворительность характеризует  их только с положительной 
стороны, ведь они  могли потратить деньги и на свои личные нужды.
   Начинания  Владимира продолжил его сын  Ярослав, который основал училище  на 300 человек. Это училище 
было первым настоящим учебным заведением в  России. Однако более всего Ярослав  прославился составлением
первого письменного  русского свода законов – “Русской Правды” . “Русская Правда” состоит  из 37 глав и, кроме 
статей уголовного характера, имеет статьи социальной направленности, что было необычно для молодых 
государств Европы.
   Так, в  XXXI главе мы видим пример заботы  о подрастающем поколении. Касаясь  раздела наследства,
Ярослав говорит: “Двор отцовский всегда без раздела  принадлежит младшему сыну” , имея в виду, что младший 
сын всегда более  старших братьев не защищен в  социальном плане. И если раньше, до написания и вступления в 
силу “Русской Правды” , старшие братья могли решить спор силой, то теперь младшие сыновья  были защищены
законом. Это  было простое и мудрое решение. В  тоже время в Западной Европе столь  важный социальный вопрос
решен не был, в  результате чего во многих европейских  странах сформировался особый класс  рыцарей-
разбойников, состоящий  почти целиком из младших дворянских сыновей, которые в юном возрасте были изгнаны 
из дома своими старшими братьями, забравшими себе все  наследство.
   Вообще, законы Ярослава относительно  попечительства над детьми очень  гуманны для тех времен: в них 
заложены главнейшие по своей проблемности вопросы. Например, глава XXXII определяет отношения при  разделе 
наследства между  детьми одного отца, но разных жен. Был  также решен вопрос о наследстве детям в случаях, когда 
нерадивая мать “проедала” это наследство. Здесь  же едва ли не в первые проявляется  забота и о самой женщине:
“Но дети не могут  согнать вдовствующей матери со двора  или отнять, что отдано ей супругом” .
   Чтобы  избежать сиротства при живой  родительнице, Ярослав велел передавать  детей ближайшим 
родственникам, если мать выйдет замуж вторично. Конечно, это было не совсем справедливо по отношению к 
матери, но, думается, являлось своего рода страховкой от возможного дурного обращения отчима с детьми.
   “Русская  Правда” явилась первым славянским  законом, включающим в себя  подобие социальной программы. 
О важности для  Ярослава социальной темы свидетельствует  тот факт, что из 37 статей этого  закона 8 целиком 
посвящены проблемам  детской защищенности. Эта первая попытка составления русского свода  законов так или 
иначе определила все дальнейшее законотворчество на Руси. Последующие своды законов  во многом строились по
образцу и подобию  “Русской Правды” , так что в  русской юридической практике с  самого начала прочно утверждали
основы социальной политики.
   Внук  Ярослава Мудрого, правнук Владимира  Святого Владимир Мономах создал  первое в своем роде 
нравственное  поучение, обращенное к младшему поколению. Оно наполнено искренностью и  христианской
человечностью. “О дети мои! Хвалите бога! Любите также  человечество. Не пост, не уединение, не монашество
спасет вас, но благодеяния. Не забывайте бедных, кормите  их и мыслите, что всякое достояние  есть божие и 
поручено вам  только на время… Будьте отцами сирот; вдовицу оправдывайте сами; не давайте  сильным губить
слабых. Не убивайте ни правого, ни виноватого: жизнь и  душа христианина священны” .
   Итак, мы  видим, что первые века христианства  на Руси были отмечены душевной  простотой его ревнителей,
которые свято  верили и точно соблюдали евангельские заповеди. Для них христианская гуманность, вера в силу
добра, убежденность в важности человеколюбия не были отвлеченными нормами, а, наоборот, являлись
непреложными  истинами, не выполнять и не следовать  которым они считали для себя невозможным.
   На протяжении  веков средоточием социальной  помощи были церкви и монастыри.  Под их руководством 
русские люди учились  понимать и исполнять заповедь о  любви к ближнему. При общественной неурядице, при 
недостатке безопасности для слабого и защиты для обижаемого следование этой заповеди полагали прежде всего в 
подвиге сострадания  к страждущему, а ее первым требованием  признавали личную милостыню. Идея этой
милостыни была положена в основание практического  нравоучения; потребность в подвиге  сострадания 
воспитывалась всеми известными тогда средствами духовно-нравственной педагогики. Любить ближнего – это 
прежде всего  накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Человеколюбие  на деле
значило нищелюбие. Благотворительность была не столько  вспомогательным средством общественного 
благоустройства, сколько необходимым условием личного  нравственного здоровья: она больше была нужна самому
“нищелюбу” , чем  нищему. Целительная сила милостыни  заключалась в том, чтобы, смотря на слезы и страдания,
самому пострадать с ним, пережить то чувство, которое  называется человеколюбием.
   Нищенство  на Руси считалось не экономическим  бременем для народа, не язвой  общественного порядка, а 
одним из главных  средств нравственного воспитания народа, практическим институтом благонравия, состоящим 
при церкви.
   Стоит  ли удивляться тому, что при  подобном взгляде на нищенство  вокруг церквей и монастырей  сложились 
со временем целые слободки, где жили люди, основным источником существования которых  стала милостыня.
Люди порой  начинали нищенствовать не потому, что неожиданно впадали в нужду, а потому, что это было
выгоднее, чем  честным трудом зарабатывать свой хлеб. Нищих было несколько категорий: “блаженные” — 
раздавали все  свое имущество и добровольно  несли крест терпения и смирения “Христа ради” ; “юродивые” — 
прорицатели, ясновидцы, вразрез с нынешними представлениями  отнюдь не сумасшедшие. Чаще всего 
симулировали  безумие; “немощные” — слепые, старые, “настоящие” душевнобольные, все  те, кто не мог добывать
на пропитание иначе как “милостынькой” ; “гулящие”  — те, кто бродяжничал в собственное  удовольствие или 
скрывался от властей.
   Российское  законодательство делило нищих  на 4 категории (правда, это было  уже много позже — в XIX в.,
но мы сразу  скажем об этом, чтобы уже не возвращаться к этому вопросу) . Здесь были: 1) те, которые не могут 
своим трудом добыть пропитание; 2) те, кто по сиротству  и временным болезням впал в нужду, но может работать;
3) те, которые  могут трудиться, но нищенствуют  по лености и дурному поведению; 4) те, кто по случайным 
обстоятельствам впал в крайнюю нужду.
   Борьба  с профессиональным нищенством  могла пойти только во благо  общества. Пожалуй, первым 
российским самодержцем, решившим искоренить попрошайничество насильственными методами, был Петр I. В 
именном указе  Стрелецкому приказу от 30 ноября 1692 г., опубликованном еще от имени  Ивана и Петра 
Алексеевичей, он велел записать: “Известно ему, Великому государю, что на Москве гулящие  люди, подвязав руки и 
ноги, притворным лукавством просят на Христово имя  милостыни, а по осмотру они все  здоровы” . Таких людей 
царь велел  ловить и отправлять по месту жительства, беглых крестьян отправляли к их помещикам. Повторно
уличенных в  попрошайничестве били кнутом и ссылали  в Сибирь. По указу 1712г. всех “ленивых прошаков” без 
разбора били прилюдно на площадях, клеймили и ссылали  на каторжные работы. “Амнистии” не полагалось
никому —  ни старым, ни больным, ни сумасшедшим (правда, позже Петр ввел “освидетельствование дураков” ) . С 
1718 г. карали  и дающих милостыню — первый  штраф 5 рублей, второй — 10. Петр  не запрещал милостыню 
вообще. Хочешь — отдай деньги в богадельню, приют и т.д., благо их к тому времени было уже много. Такая 
политика не могла, естественно, понравиться людям, которые привыкли к исторически  сложившимся традициям 
Руси.
   Указ 1712 г. “О воспрещении нищенства”  не пересматривался преемниками  Петра I в течение тридцати  семи 
лет. Лишь дважды Сенат сделал исключение. В первый раз послужил тому страшный голод 1734 г. Второй раз — 
частный случай: ослепшему киевскому гражданину дозволили собирать милостыню для  уплаты долга в 200 рублей,
“дабы не пойти  по миру с семьей” .
   Естественно,  деятельность Петра I заключалась  не только в борьбе с нищенством. Первый русский 
император практически  подошел к созданию системы общественного  призрения. При нем обязанность 
строительства и содержания больниц лежала на приказах, сначала Патриаршем, с 1701 г. — Монастырском, а с 1721
г. — относилась к Святейшему правительствующему Синоду и Камер-конторе. Главный магистрат  и воеводы 
должны были приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов  для призрения 
незаконнорожденных  младенцев, домов смирительных и  домов прядильных для людей “праздношатающихся и им
подобных” . Изданы были правила, чтобы города, общества, помещики и все места и лица, управляющие казенными 
и партикулярными домами, вотчинами, старались о прокормлении и призрении нищих и убогих их ведомств, не
допуская их ходить по миру для прошения милостыни. Наблюдать за этим должна была полиция.
   Некоторой  предтечей пенсионного законодательства  являются указы о призрении  “не имеющих чем жить” 
младших офицеров и солдат (1722 и 1723 г. соответственно) . Предполагалось, что они должны были идти жить в 
монастыри или  богадельни, где офицерам даже полагалось жалованье.
   Очень  интересен указ Петра I от 16 января 1721 г., где впервые шла речь  о том, что бродяги являются 
социально опасным  элементом. При этом делались очень  убедительные ссылки на Библию.
   Преемники  Петра продолжили борьбу со  “шляющимися” , думается, заботясь  в основном о внешней 
благопристойности государства. Хотя указ 1734 г. был очень  интересным исключением: в связи  с голодом было
решено нищих  из Москвы не высылать до начала в деревнях “работной поры” и до первого  мая не брать с них за
содержание на фабриках, мануфактурах и во всяких работах. Недолгое царствование Петра III было отмечено указом
1762 г. о том,  чтобы безумных не в монастыри  определять, а построить для них  особый дом (это было официальным 
признанием того, что безумие — болезнь) .
   К эпохе  царствования Екатерины II относится  становление системы общественного  призрения. Так, указ от 7
ноября 1775 г. предписывал  в каждой губернии открыть под  “председательством гражданских губернаторов особые
приказы Общественного  призрения” . На эти приказы были возложены обязанности — устраивать и содержать 
народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для  психически
больных, работные и смирительные дома.
   Нельзя  сказать, что эта система была  совершенна. Но попытки государства  охватить все слои населения, 
нуждающиеся в  социальной защите, были налицо. Вскоре же выяснилось, что в стране полно  калек (что было
связано с войнами) и казенных средств на их содержание не хватает. В российском правительстве  вызревала мысль 
о том, чтобы  попечение о нищих и калеках  сделать общественным, а не только государственным, и что нет ничего
зазорного в  привлечении милосердных людей  к посильной помощи в решении  данной проблемы. С большой 
неохотой Екатерина  согласилась с этой идеей, а усердное чиновничество “довело ее до кондиции” , в результате
чего призрение  превратилось для общественности в  добровольно-обязательное попечение, но под присмотром
государственных органов. Полное воплощение эта идея получила при Александре I, когда  убедились, что призрение 
для правительства  — ноша чрезмерная, и без общественности не обойтись. Для того чтобы привлечь внимание
жертвователей, самому делу призрения был придан статус национально значимого деяния. Не случайно к делу
призрения были подключены члены императорской  семьи в ранге высочайших покровителей. При этом учтены
были и пожелания  жертвователей, которые сводились  к тому, чтобы любая помощь с  их стороны была
индивидуализирована, т.е. средства жертвователей не перечислялись  на статью госбюджета, а направлялись на
реализацию заявленной ими идеи и были именными (мы сейчас назвали бы это “адресной помощью” ) .
   Стремясь  не допускать пассивности общественности, Александр I включил призрение  в сферу 
общественного самоуправления, оставив за правительством функцию общего руководства этим деликатным
процессом. Александр I подписал закон, по которому призрение  в России передавалось организациям и 
ведомствам, разделенным  на несколько типов. Они получили название “учреждений, на особых основаниях
управляемых” . Таким образом, в России была создана  гибкая, дифференцированная и чрезвычайно  эффективная 
система государственно-общественного  призрения, которая не только поражала иностранцев своим совершенством,
но часто служила  примером для других развитых стран. Система эта постоянно совершенствовалась, уточнялась,
частично изменялась.
   К концу  XIX в. насчитывалось 14854 благотворительных  учреждения (общества и заведения) , причем их 
условно можно  было разделить на две группы —  учреждения, которые относились к  министерствам и ведомствам,
преследующим  только благотворительные цели, и  ведомства, не имеющие специального благотворительного
назначения. К  числу первых относились: Ведомство  учреждений Императрицы Марии, Российское общество
Красного Креста, Императорское человеколюбивое  общество и попечительство о домах  трудолюбия и работных
домах. Во вторую группу входил целый ряд учреждений — Ведомство православного исповедания  и военного
духовенства, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство народного образования  и др.
   Общая  сумма средств благотворительных  учреждений к концу прошлого  века выражалась огромным числом 
— 404843798 рублей, из которых стоимость недвижимости составляла около 35%, остальное —  денежные суммы.
Они складывались из процентов с капиталов, дохода от недвижимой собственности, членских взносов, случайных 
поступлений от жертвователей, от концертов, лотерей  и т.д.
   Эта система,  опирающаяся на российское законодательство, не была лишена недостатков.  Главными из них 
были: неясность  определения тех категорий людей, которые имеют право на общественное призрение; вопрос о 
том, из каких  средств должны покрываться расходы  по общественному призрению; степень  родства людей,
обязанных содержать  своих попавших в беду родственников.
   В результате  реформ второй половины XIX в. в  России появились земства, которым  были переданы вопросы 
местного самоуправления и, естественно, решение некоторых  вопросов общественного призрения. Но откуда могли 
они взять денег, к примеру, для помощи здоровому  человеку, оставшемуся без работы и имеющему семью, если в 
законодательстве  не было предусмотрено страхования  на случай безработицы?
   Для решения  этих и целого ряда других  вопросов в конце прошлого  века была образована (по высочайшему 
повелению) комиссия для пересмотра действующего законодательства о призрении бедных. Но войны, а  затем и 
революции помешали увидеть результаты деятельности этой комиссии.
   В первые  послереволюционные (и послевоенные) годы деятельность Советского  правительства, помимо 
восстановления  хозяйства, была направлена также на повышение благосостояния трудящихся.
   Пока  еще отсутствовало понятие “социальное  обеспечение” , но были сделаны  первые шаги к нему.
   В 1918 г. (впервые после установления Советской  власти) по личному указу В.  И. Ленина всем центральным 
и местным органам  управления была поставлена задача по выделению вопросов социальной помощи и поддержки 
трудящихся в  отдельную систему исследования. “Оказать энергичную поддержку всех и всяких начинаний,
направленных  к улучшению дела снабжения населения  продовольствием и промышленными  товарами,
социального страхования  и социального обеспечения, жилищного  строительства, здравоохранения, курортного
обслуживания  трудящихся” .
   В условиях  нэпа, дорогу которому открыл  Х съезд РКП(б) в 1921 г., обеспечение  трудящихся приобретало все 
новые направления. Так, широкое применение находила система  социального страхования.
   В год  образования СССР изменилось  само понятие “социальное обеспечение” . Теперь оно звучало так — 
“государственная  система материального обеспечения  и обслуживания всех граждан СССР в старости, болезни, при 
полной или  частичной утрате трудоспособности, а также многодетных семей. Осуществляется за счет
государственных и общественных средств” .
   Особое  внимание стало уделяться пенсионному  обеспечению и пособиям. Было  создано несколько 
пенсионных страховых  фондов (негосударственных) . Под личным наблюдением Ленина, а затем министра
здравоохранения Семашко была налажена система организации  правильного отдыха трудящихся (открыты  первые
санатории, профилактории  и дома отдыха) . В 1922 г. был издан  указ СНК о защите рабочих на особенно вредных 
производствах и их реабилитации в случае получения  увечья или инвалидности вследствие этого. Тогда же стали 
появляться первые государственные страховые общества и компании.
   В 1924 г., на II Съезде Советов СССР была  принята первая Конституция СССР. Она внесла изменения в 
систему социального  обеспечения, теперь уже населения, а не трудящихся, как было раньше, и его же социального 
страхования. Это  звучало так: “Должно быть произведено  полное социальное страхование рабочих: а) для всех
видов наемного труда; б) для всех видов потери трудоспособности.
   Именно: от болезней, увечья, инвалидности, старости, профессиональных болезней, материнства, вдовства и 
сиротства, а  также безработицы” .
   К 1929 г.  Советская власть в законодательном  порядке утвердила полное социальное  обеспечение всех 
трудящихся, всех видов потери трудоспособности и  впервые в мире — от безработицы, за счет нанимателей и 
государства, при  помощи профессиональных союзов.
   Все это,  а также бесплатная медицина  и образование приводило в  изумление иностранцев. Социальное 
обеспечение населения  на таком высоком уровне существовало только в нашей стране.
   Естественно,  что решение социальных вопросов  зависит от экономики государства.  Поэтому в нашей стране 
социальные задачи традиционно включались в экономическую  политику. И только с конца шестидесятых годов 
социальная политика выделяется в особое направление  деятельности партии, хотя и была тесно  связана с 
экономический деятельностью, например повышение  благосостояния трудящихся.
   О социальной  политике много говорилось в  связи с задачами активного,  целенаправленного формирования 
интересов и  потребностей личности, лучшего использования  материальных и духовных благ для  всестороннего 
развития личности. Однако в практическом осуществлении  социальных программ дело обстояло далеко не
благополучно.
   В СССР  сформировалась патерналистская  модель социальной защиты, с финансированием  главным образом 
из госбюджета — 95 и более процентов ассигнований с бюрократической системой распределения  фондов
социального обеспечения. Социализм, осуществляя свои программные  установки на неуклонный рост народного 
благосостояния, создавал необходимые условия развития всеобщей и доступной системы  социального обеспечения.
Право граждан  на Материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной  утраты
трудоспособности, а также потери кормильца было закреплено в Конституции СССР. Это  право гарантировалось 
социальным страхованием граждан, пособиями по временной  нетрудоспособности; выплатой за счет государства и 
колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца и т.д. Наряду с  выплатой пенсий и 
пособий существовало немало других видов обеспечения. Среди  них были: профессионально-техническое  обучение
и переобучение инвалидов, их трудоустройство, предоставление инвалидам бесплатной протезно-ортопедической
помощи и специальных  транспортных средств, содержание престарелых  и инвалидов в домах-интернатах, их
санаторно-курортное  лечение и т.д.
   Комплексное  развитие социального обеспечения  вызывало рост производительных  сил общества,
стимулировало трудовую активность работников. Нельзя не учитывать положительного воздействия 
гарантированного  социального обеспечения на морально-психологическое  состояние личности.
   Система  социального обеспечения как  элемент распределительных отношений  определялась уровнем 
развития производительных сил. По мере роста экономических  возможностей создавались все более  благоприятные 
условия для  решения социальных проблем (2, стр. 27-38) .
   Возникновение  социальной работы
   На рубеже XIX и XX в. во многих европейских  государствах (Великобритании, Германии, Нидерландах, 
Швеции и Франции) , а также США возникла социальная работа как вид профессиональной деятельности, которая 
развивалась наряду с благотворительными организациями. Данный период мировой истории известен как период
интенсивного  развития капитализма, который сопровождался  включением женщин и детей в производство,
усиленной эксплуатацией, массовым обнищанием лиц наемного труда  и, как следствие, ростом революционных 
выступлений рабочего класса.
   Причины  массового девиантно-революционного  поведения населения анализируются  в трудах П. А. 
Сорокина и  В. И. Ленина, которые, хотя и исповедуют противоположные идейные воззрения, приходят
практически к  единым теоретическим выводам, к  сожалению, весьма актуальным для современного российского 
общества.
   Для данного  этапа развития европейской и  американской цивилизации характерно  то, что наряду с 
репрессиями включается и механизм социального маневрирования через принятие социального законодательства и 
основание социальных учреждений, направленных на создание системы социальной поддержки наемных  рабочих 
и членов их семей.
   Для подтверждения  этого воспользуемся одним из  определений социальной работы, которое предлагает 
Австрийская академия социальной работы.
   В каждом  обществе встречаются нужда и  конфликты, которые люди самостоятельно  не могут преодолеть.
Социальные проблемы обусловливаются как индивидуальными, так и общественными причинами. В этой связи 
общество несет  обязательство предоставить соответствующую  помощь. Одной из специфических форм такого
предложения является социальная работа (6, стр. 145) .
   Установки  современной социальной работы  за рубежом
   Для большинства  современных исследователей социальной  работы характерно понимание  ее сущности в 
определении, близком  тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США: “Социальная 
работа —  это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам  или общинам, усиление или 
возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условии 
для достижения этих целей” .
   В теоретических  аспектах современных исследований  сохраняется интегративный и  междисциплинарный 
характер социальной работы. Наибольшее влияние на развитие теории социальной работы продолжают оказывать 
социология н  психология, а также такие научные  дисциплины, как педагогика, психиатрия, антропология,
юриспруденция, и некоторые теоретические концепции, например теория повседневности.
   Среди  современных концепций актуален  системно-теоретический подход в  социальной работе, в котором 
отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются  в причинно-следственной
зависимости. Каждый человек является участником нескольких систем — семья, круг друзей, школьный или 
трудовой коллектив  — все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному  работнику в 
работе с клиентом.
   Несомненный  интерес представляет концепция  социального действия в социальной  работе, В 
фрагментарном изложении профессора факультета социальной педагогики Высшего учебного профессионального 
заведения г. Гамбурга Петера Кастнера концепция может  быть представлена в следующей трактовке. Каждый
человек есть носитель двух начал — биологического и  социального. Человеческие действия как 
самоорганизующаяся  система в социальном аспекте  регулируются символами, такими как  язык, ценности и т.п., и 
нормами, которые  обусловливают индивидуальные действия в зависимости от общепринятых норм и ценностей.
Но поступки человека, как бы они ни были регламентируемы  общественными отношениями, несут  и определенное
проявление волюнтаристичности, т.е. в известной степени иррациональности и независимости действии от
условий среды, и в то же время зависимости  от субъективных “определенных ситуаций” .
   Поэтому  социальная работа — это не  только теория, но и искусство  взаимодействия с другими людьми,
зачастую испытывающими  сложные психологические проблемы или находящимися в трудной жизненной 
ситуации.
   В соответствии  с данной концепцией социальный  работник имеет дело с конфликтом, в основе которого 
лежит столкновение природного и социального. Для иллюстрации  представим положение молодого человека — 
полон сил, энергии, мечтаний о счастливой семейной жизни  и благополучии. Однако оказывается, что это зависит 
от положения  в обществе, источников дохода, например заработной платы, а для достижения желаемого 
необходимо получить соответствующее образование и  квалификацию, испытывать определенную конкуренцию в 
получении интересной и хорошо оплачиваемой работы и т.д., и счастье, которого так хочется  сейчас, отодвигается
на неопределенное будущее. Не случайно, что общество потребления так богато на проявление молодежных
субкультур. В  данной ситуации русская поговорка  “Каждый солдат хочет быть генералом” имеет универсальное 
значение.
   В изложенном  выше примере с молодым человеком  социальный работник сталкивается  с конфликтом,
обусловленным, с одной стороны, завышенными  потребностями и запросами и  ограниченными возможностями их
реализации —  с другой.
   Для социального  работника важно не только  учитывать внутренний мир и  среду обитания клиента, но 
осознавать, что  его задачей является усвоение клиентом общепринятых норм, стандартов поведения  и превращение 
их во внутренние мотивы деятельности.
   В социальной  работе, даже на уровне индивидуального  случая, необходимо понимание, что  важнейшим 
признаком нормального  состояния социальной системы является равновесие всех ее составляющих, при  этом
решающее значение придается процессам регулирования, средствам социального контроля за этим состоянием,
призванным уберечь  общество от нежелательных конфликтов, резких перемен и т.п.
   Реализация  теории социального действия (Handlungstheorie) в социальной работе по согласованию 
потребностей  и возможностей клиента с реальной социальной средой представляется следующим  образом:  
Потребности и  запросы Конфликт Возможности 
   Физические  данные
   Общество  и психические способности и  окружающая среда
   Среди  различных концепций в области  социальной работы необходимо  также назвать ситуационный анализ 
в социальной работе, но, пожалуй, для российских специалистов среди прочих наибольший интерес  представляет
теоретическая концепция по созданию социальных сетей (Netzwork) , получившая особое распространение  в 
Германии в  ходе процесса объединения и после  него, с появлением синдрома “потери  идентичности” ,
характерного  не только для новых федеральных  земель ФРГ, но и для всего центрально-восточноевропейского
региона и связи  с переходом к рыночной экономике.
   Распад  мощнейшей системы социально-культурных  и социально-бытовых отношений,  характерный для всех 
бывших социалистических стран, переход к рыночной экономике  породили в этих странах необходимость  создания
новой системы  социальных отношений в социальной работе, базирующихся на общинном методе социальной
работы (но не в  классическом понимании этого метода, а ориентированного на создание соответствующих 
социальных связей по месту жительства) .
   Социальная  работа в европейском измерении  существует в тесной взаимосвязи  с социальной политикой и 
таким социальным институтом, которым является, в  частности, социальное государство.
   Важное  значение для формирования за  рубежом современной системы  социальной помощи оказали 
принципы Эльберфельдской  системы, получившей свое название от города, где она была эффективно применена. В 
середине XIX в. она  распространилась практически на всей территории Германии и части Франции. В основе этих
принципов: —  самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация 
общего направления  дел; — индивидуализация помощи при  детальном обследовании каждого  нуждающегося; — 
привлечение всех слоев общества к активному участию  в деле призрения бедных.
   Со временем  приемы и формы работы изменялись, но главным принципом социальной  работы остается 
оказание социальной помощи, понимаемой как формирование под руководством социального работника  и при 
непосредственном  участии клиента навыков к  самопомощи. Стратегией социального  работника являются действия,
направленные  на повышение степени самостоятельности  клиента, его способности контролировать свою жизнь и 
самому решать возникающие проблемы.
   Основой  для социальной работы является  также такой принцип социальной  политики, как субсидиарность.
Данный принцип  предполагает законодательное регулирование  взаимодействия в социальном секторе 
государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским 
(общественным) , частным инициативам в области  социальных программ и мероприятии  по сравнению с 
государственными  структурами. Государство “ищет” в  общественном секторе свободных  носителей по реализации
социальных программ и только при отсутствии таких  инициатив создает государственные  учреждения. При 
наличии нескольких общественных предложений или проектов государственные ведомства социальной защиты
проводят конкурс  программ и финансируют наиболее перспективные.
   Современный  тип социального государства  формируется непосредственно после  окончания второй мировой 
войны. К основателям  социального государства причисляют первого канцлера Федеративной Республики
Германии Конрада  Аденауэра (1876—1967) и экономиста, государственного деятеля Людвига Эрхарда (1897—1977)
.
   Людвиг  Эрхард признан как один из  основных теоретиков и практиков  в разработке социально 
ориентированной рыночной, экономики, сущность которой, по его мнению, только тогда можно  считать 
достигнутой, когда  соответственно с растущей производительностью  одновременно понижаются цены,
обеспечивая, таким, образом, подлинное повышение реальной заработной платы.
   Для характеристики  сущности и степени развитости  социального государства необходимо  учитывать 
следующие параметры: — налоговое государство, т.е. размер бюджетных ассигнований на социальную сферу,
внебюджетные  фонды и социальное страхование; — услуговое государство (или  бюрократическое — в веберовском 
понимании этого  термина) , т.е. степень развитости социальных служб. Так, социальная сфера является одной из
самых человекоемких  отраслей экономики. Например, доля занятых, труд которых имеет отношение  к данной сфере,
составляет в  Швеции — 35%, Нидерландах — 28%, США  — 26%, Франции и Великобритании —  по 25%, ФРГ — 
21% и лишь в  Японии только 13%; — правовое государство  с развитым социальным законодательством, 
предполагающим  также принцип разделения властей, реализацию функций законодательной, исполнительной и 
судебной властей  в социальной сфере, формирование нормативно-правовой базы социальной работы,
взаимодействие  органов и учреждений различного ведомственного подчинения в социальной сфере с различными
гражданскими  и частными инициативами. В этой связи социальное государство может  существовать лишь при 
наличии развитого  гражданского общества.
   Социальное  государство должно обеспечивать  права человека, достойный прожиточный  минимум, 
добиваться социального  равенства. гарантировать социальное обеспечение и социальную защиту наиболее
уязвимых социальных групп и категорий населения.
   Социальное  государство создает как бы  многоуровневую рамочную конструкцию,  обеспечивающую 
социальную стабильность через такие механизмы, как социальная политика и социальная работа.
   Важнейшей  структурой европейского социального  взаимодействия является Совет  Европы — 
консультативная межпарламентская организация, созданная  в 1949 г. в целях содействия интеграционным
процессам. В  рамках Совета заключено около ста  различных конвенций и соглашений, которые, хотя и носят 
рекомендательный  характер, учитываются европейскими государствами при формировании социальной политики.
(Этим, в частности,  обусловлено принятие Указа Президента  Российской Федерации “О поэтапном  сокращении 
применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы” от 16 мая 1996 г. № 724, в котором 
также содержится требование приведения в соответствие российских норм с Минимальными стандартными
правилами обращения  с заключенными, принятыми Организацией Объединенных Наций.) Решения Совета наряду
со специализированными  органами ООН и другими международными организациями имеют важное значение для 
всего общеевропейского социального пространства. К важнейшим  для нас относятся Европейская  хартия о местном 
самоуправлении (15 мая 1985 г.) и Европейская социальная хартия (18 октября 1961 г.) , в которой  закреплен ряд 
обязательств: право  на труд и справедливое вознаграждение; право работающих женщин на защиту; право детей и 
подростков на защиту, право на профессиональную ориентацию и профессиональное обучение, на охрану здоровья,
социальное обеспечение, социальную и медицинскую помощь; право пользоваться услугами социального 
обеспечения; право  семьи на социальную, правовую и  экономическую защиту; право матерей  и детей на
социальную и  экономическую защиту; право физически  и умственно нетрудоспособных лиц  на профессиональную
подготовку, восстановление трудоспособности и возвращение  к общественной жизни; среди прочих прав — право 
рабочих-иммигрантов  и их семей на защиту и помощь.
   В соответствии  с Единым европейским актом,  вступившим в силу 1 июля 1987 г., 12 государств  — 
участников Европейского Сообщества: Великобритания, Дания, Франция, Португалия, Испания, Германия, Бельгия,
Греция, Ирландия, Люксембург, Италия, Нидерланды до 31 декабря 1992 г. создали территорию без внутренних
границ, на которой  обеспечивается свободное перемещение  товаров, лиц, услуг и капитала. Для 340 млн. граждан 
стран ЕС это  значит, что диплом о высшем образовании  признается во всех странах, любой человек 
соответствующей квалификации может работать по специальности  в любой из 12 стран наряду с  ее коренными 
жителями, пользоваться услугами социального обеспечения  и социальной защиты, хотя именно интеграция в 
социальной сфере  — по сравнению с финансовой и  экономической — связана с  наибольшими трудностями. Разный
уровень оплаты труда, бюджетных отчислений на социальную сферу, существенные различия в системе 
социального и  медицинского страхования и другие создают реальные проблемы в построении единого социального 
пространства.
   Социальное  устройство в развитых странах  с рыночной экономикой призвано  гарантировать минимальный 
набор услуг  в соответствии с прожиточным  минимумом, создать равенство “стартовых”  возможностей со стороны 
бюджетных средств, большинство же граждан через  систему социального и медицинского страхования сами
создают необходимый  фонд для социального обеспечения. Через прогрессивное налогообложение  реализуется 
принцип социальной солидарности, когда здоровые поддерживают больных, молодые — пожилых и  происходит
частичное перераспределение  доходов в пользу безработных  и других категорий малоимущих.
   Наиболее  острой социальной проблемой  является безработица — в странах  Западной Европы она составляет 
10,5% активной  рабочей силы. От безработицы  особенно страдает молодежь. Отсутствие  перспектив порождает у 
молодых людей  массовые акции насилия и проявления вандализма, дальнейшее распространение  получают
подростковая  преступность, проституция, наркомания и алкоголизм. Социальным бедствием  становится СПИД. В 
этих условиях основное внимание в социальной политике и социальной работе уделяется созданию новых рабочих 
мест, организации  разумного проведения свободного времени  юношей и девушек. Появляются и новые  методы
социальной работы — мобильная социальная работа и  стритверк (социальная работа на улице) . Данные методы
возникли в  США, а затем распространились в  Австрии, Германии, Франции и других странах Европы.
   В США  государственная поддержка осуществляется  только на уровне программ  для самых беднейших слоев 
населения, поэтому  здесь в большей степени развиты  благотворительные начала на уровне неправительственных 
структур. Налоговые  льготы способствуют активному привлечению  бизнеса для реализации социальных программ
и проведения социальной работы.
   В ФРГ  практически вся социальная сфера  регламентируется законом. Здесь  действует свод социального 
законодательства  — Социальный кодекс, объединяющий всю совокупность социальных законов  — от социальной
защиты молодежи до социальной помощи пожилым людям  и нетрудоспособным. Федеральное  законодательство
определяет своеобразную “рамочную” конструкцию, в то время  как конкретное наполнение осуществляется на
уровне земель.
   Разработчики  федеральных законов о социальной  помощи исходили из того, что  в своей жизни человек 
должен полагаться прежде всего на собственные силы. Если это по какой-либо причине не представляется
возможным, то граждане ФРГ, а также иммигранты, переселенцы  и лица, не имеющие гражданства, могут 
воспользоваться правом на получение социальной помощи. При этом в основе оказания социальной помощи лежит 
принцип субсидиарности, включающий среди прочих следующие  аспекты: — получатель социальной помощи в 
процессе его  реинтеграции в общество обязан сам  проявлять активность; — рычаги социальной помощи
включаются лишь тогда, когда исчерпаны иные возможности  оказания помощи нуждающимся в ней  в сфере 
законодательной, договорной или нравственной.
   Государственное  управление во Франции гораздо  более децентрализовано, чем во  многих странах Европы, и 
местные власти пользуются большей самостоятельностью. Законы о децентрализации от 2 марта 1982 г., 7 января
1983 г. и, в  особенности, закон от 22 июля 1983 г.  предусматривают разделение ответственности  между 
центральной властью, регионами, департаментами и муниципалитетами (коммунами) . Муниципалитет обладает
значительными политическими, экономическими, социальными  и культурными полномочиями, контролируя 
создание новых  фирм, социальных, учебных и культурных учреждений. Он также ведает сбором местных налогов.
Государство осуществляет только остаточные функции в социальной помощи: берет под свою опеку лиц, ставших 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.