На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Пятая Винная моноплия в России

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Пятая винная монополия
     Тема  алкоголя всегда будет актуальна  и для общества и для истории. Если рассматривать экономический  аспект, то алкоголь в бюджете занимает значительное место при сборе налогов Как и всё вокруг алкоголь имеет свою историю. В этой статье мы рассмотрим пятую винную монополию, длившуюся 68 лет. Она была введена в 1924 году. и отменена в 1992 году..
     Эту тему развивали многие ученые.: Дойчман  Э И- в своей работе «Алкоголизм  и борьба с ним»он рассматривает  ситуацию сложившуюся к 1920-м гг. ; Коржихина Т. П. («Алкоголизм и борьба с ним в 1920-х- начале 1930 –х годов») здесь идёт речь о борьбе с алкоголизмом в 1920-х гг.и народных движениях за трезвое настоящее и здоровое будущее. По пятой монополии работ довольно мало, но они очень подробные и интересные. Таковой является работа Мари Нутоф «Алкоголь- государственная политика и культура потребления» . В своей монографии автор показывает все периоды монополии, освещает так же историю алкоголя Дании.
     В статье будут освещены все  периоды  этой монополии.
     До  принятия НЭПа ситуация с производством  алкоголя начитает резко меняться –  растёт производство самогона. Одной  из причин явился  «Сухой закон», принятый ещё в 1914 году. Для  борьбы с самогоноварением в Уголовном Кодексе 1922г. предусматривается  уголовное преследование за производство, хранение и сбыт алкогольной продукции, произведённой в домашних условиях. (Уголовный кодекс РСФСР редакции 1922 года. Особенная часть. Глава 4. Статья 140).
     Таким образом, алкогольная политика государства начинает изменяться во время НЭПа. 26 августа 1923 года  Совет Народных Комиссаров издаёт вместе с ЦИК СССР совместное постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками в СССР. Постановление входит в силу с начала 1924 года. Председателем Совнаркома СССР являлся в это время Алексей Иванович Рыков, поэтому новую водку стали называть в народе «рыковка». Новая водка имела крепость всего в 30%. Ради исторической справедливости следует отметить, что уже 1921 году было разрешено производить и продавать вина с содержанием алкоголя не более 20%, и только в 1925 году декретом правительства полностью отменяется сухой закон и допускается производство и продажа 40% водки. Таким образом, вводится очередная государственная монополия на производство и продажу водки в России (1924 - 7июня1992) [1;33]
     Однако  после полной отмены сухого закона в 1925 году, в новом Уголовном кодексе  от 1926 года видоизменяется и закон  о самогоноварении, в котором  налицо явные послабления.[8]
     Представляется  также, что, в новых условиях, когда, например, большая часть кабаков была сконцентрирована в руках жаждущих выгоды нэпманов, часть этих скрываемых крестьянами сельхозпродуктов вполне могла быть использована в незаконном самогоноварении. То есть в данных условиях у производителей самогона явно было где купить доступное сырьё для самогоноварения, а у производителей сырья–кому его продать. Центральное Статистическое Управление СССР (ЦСУ) и Центроспирт подтверждают это в цифрах–за первые пять лет после введения продажи государственной водки 1924-1929 выгонка самогона в стране выросла с 480 миллионов литров (в 1924-1925гг)до 810 миллионов литров Таким образом, увеличение масштабов самогоноварения произошло после отмены«сухого закона»и смягчения наказания за незаконное самогоноварение и показало ошибочность утверждения Сталина, что:«...государственная водка вытеснит тайное самогоноварение»[3;25].
     В середине 1930-х годов вырос ассортимент  алкогольных напитков. Так начиная  с 1936 года, когда государство перешло  к свободной торговле водкой, увеличилось количество креплёных вин, портвейнов, шипучих вин таких как «Донское», «Советское Шампанское», «Цимлянское». Выросло также количество винно-водочных магазинов. Например, в Ленинграде за шесть месяцев 1933 года их количество выросло с 444 до 625, С 1930 по 1940 год количество употребляемого абсолютного алкоголя, непрерывно увеличиваясь с 1,8 литра на душу населения, достигло 4,7.литра.[4;45]
     . 22 июня 1941 года началась Великая  Отечественная война. Уже через  два месяца после её начала  заместитель Народного комиссара обороны генерал-лейтенант интендантской службы Хрулёв, во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны от 22 августа 1941 года №562сс (совершенно секретно), издаёт приказ о выдаче военнослужащим передовой линии действующей армии сорокаградусной водки по сто грамм в день.  Предшествующее приказу постановление,  ГК Обороны было подписано лично Сталиным:
     Вошедшее  в обиход название «наркомовские  сто грамм» получило распространение  из-за того, что в отличии от «сов.секретных» постановлений ГК Обороны, «секретные» приказы Наркомата Обороны непосредственно доводились до сведения более широкого круга военнослужащих.
     Для получения приблизительного представления, о количестве выпитого следует привести справку о численности личного состава Красной Армии, которая до начала войны вместе со вспомогательными службами достигала 4,8 миллионов Многомиллионная мобилизация, как известно, началась непосредственно после нападения Германии 22 июня 1941 года. То есть здесь речь идёт о неестественно больших объёмах алкоголя поставляемого в действующую армию, вспомогательные части и части находящиеся на боевом дежурстве, например в Закавказье, где водка была заменена вином, и на Дальнем Востоке [4;40].
     Спустя  восемь месяцев выходит новое  постановление ГК Обороны № ГОКО-1227с (секретно) от 11 мая 1942 года подписанный Сталиным «О порядке выдачи водки войскам действующей армии» и вслед за ним приказ Наркомата Обороны №0470 12 июня 1942г, подписанный тем же генерал-лейтенантом Хрулёвым «О порядке хранения и выдачи водки войскам действующей армии».[4;80]
     В постановлении ГК Обороны сокращается  количество военных, которым полагается водка и увеличивается в два раза её рацион. Её  должны выдавать только отличившимся, а не поголовно всем находящимся на передовой линии. Спустя месяц Сталин ещё раз ужесточает порядок выдачи водки.
     Теперь  водка должна была выдаваться только наступавшим частям, и вместо 200 только 100грамм. Примечательно, что постановление было выпущено задним числом. Это говорит о том, что в ходе его обсуждения учитывалась возможная негативная реакция со стороны тыловиков и второй линии обороны.
     Министром финансов А.Г. Зверевым была подготовлена пакетная денежная реформа. Она была проведена в декабре 1947 года одновременно с беспрецедентной отменой карточной системы и первым из семи с 1947 по 1954 год снижением цен. Из обращения было выведено, при этом не проведя деноминации рубля, 76 % наличных денег.[4;55]
     Постановлением  Совмина СССР и ЦК ВКП (б) «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары», 16 декабря 1947 года, были отменены высокие цены так называемой «коммерческой торговли» (разница между коммерческими и пайковыми ценами могла быть десятикратной), отменена карточная система торговли продовольственными и промышленными товарами и введены единые государственные розничные цены (при этом были сохранены колхозные рынки, где цены ненамного отличались от магазинных). Примечательно, что цены на водку и вино были сохранены на прежнем уровне.  После введения реформы, при средней зарплате в городах 500-600 рублей, литр молока стал стоить 3-4 рубля, килограмм ржаного хлеба 3 рубля, бутылка пива «Жигулёвское» - 7 рублей, а пол-литровая бутылка «Московской» водки – 60 рублей (к 1953 году – 22рубля 80 копеек), то есть водка входит уже в список главных товаров потребительской корзины. Цену на водку и вино государство поднимает в первый раз после войны только в 1958 году почти одновременно с выходом хрущёвского постановления «Об усилении борьбы с пьянством и наведении порядка в торговле спиртными напитками»[4;79].
     Годы  «застоя».
     .На данном этапе производились масштабные стройки промышленных объектов, образующие вокруг себя громадное количество жилых построек. Обеспечить людей хорошим жильём было проблематично, поэтому многих рабочих селили в общежитиях. Именно эти общежития, в которых рабочие были по большому счёту предоставлены самим себе, и стали одним из основных очагов распространения пьянства в рассматриваемый период. Употребление алкоголя стало личным делом человека, и пьянство перестало осуждаться как классово неприемлемое явление в обществе, которое строит коммунизм. Большой популярностью из-за дешевизны и крепости стали пользоваться так называемые плодово-ягодные вина типа вермута и портвейна – суррогатные алкогольные напитки приготовленные из дешёвых, некачественных виноматериалов, с добавлением этилового спирта и искусственных красителей (Солнцедар, портвейны Агдам и 777 крепостью 17-19% ). Цена такого псевдо-вина колебалась от одного до трёх рублей и, в отличии от настоящего виноградного вина, которое в основном употребляется во время приёма пищи, использовалось исключительно для достижения алкогольного опьянения. В те же годы также расширился ассортимент водок: в продажу поступили два новых сорта – «Посольская» и «Сибирская». Примечательно, что эти новые сорта изготовлялись на новых автоматизированных линиях непрерывного производства сортировок с их последующей очисткой активированным углём в псевдокипящем слое, то есть научные разработки по улучшению производства водки не прекращались Новые бутылки имели невиданную ранее винтовую нарезку на горлышке под завинчивающуюся алюминиевую пробку. Эти бутылки в последствии стали одним из символов дефицита в СССР[5;27].
     Исходя  из этих соображений, государство, в  очередной раз. решив пойти проторенной дорожкой и усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом очередным постановлением. 15 мая 1972 года Советом Министров СССР принимается постановление №361 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Сутью данного постановления было осуществление ряда мер по сокращению в 1972-1975 годах производства водки и крепких водочных изделий, а также значительное расширение производства безалкогольных напитков и увеличение выпуска виноградного вина и пива. Были подняты розничные цены на крепкие алкогольные напитки: популярная тогда водка «Московская особая», которая стоила 2 рубля 87 копеек, стала стоить 3 рубля 62 копейки. Было прекращено производство водок с содержанием спирта 50 и 56 процентов (напр. не являющихся классическими водками) Водки особой 50%, Крепкой и (Охотничьей 56%, ), а также продажа водки и крепких водочных изделий в расфасовке 0,1 и 0,05 литра. Был введён минимальный возраст, с которого можно было покупать алкоголь – 21 год [5;38].
     Если  же учитывать общую политическую ситуацию, сложившуюся в те годы в мире и выросшие в результате кризиса на Ближнем Востоке доходы Советского Союза от продажи полезных ископаемых, в основном нефти, можно, вероятно, предположить, что роль «пьяных денег» в бюджете государства несколько уменьшилась. В комбинации с горбачёвской антиалкогольной кампанией уменьшившей доходы государства от «пьяных денег», это привело к катастрофическому дефициту государственного бюджета.[5;44]
     Горбачёвская  антиалкогольная кампания
     Объявив курс на «перестройку», Горбачёв смело  принялся за реформы. В первый же год его правления, через два месяца после прихода к власти, была объявлена антиалкогольная кампания. Её девизом становится лозунг: «Трезвость – норма жизни». К этому времени потребление алкоголя на душу населения в СССР составляет рекордные 10,5 литров абсолютного алкоголя в год. Ситуация катастрофическая:
     Седьмого  мая 1985 года выходит постановление  Совета Министров №410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Употребление алкоголя на рабочем месте становится главным производственным преступлением. Изготовление или хранение самогона карается штрафом от пятисот до тысячи рублей или исправительными работами на срок до двух лет с конфискацией имущества (Статьи 158; 210;211; 226 УК РСФСР в редакции 1985 года). На этом бурная антиалкогольная борьба не заканчивается – с семи до тридцати копеек повышается цена на 100грамм дрожжей, а цена на водку – с 5руб.30 коп. до 6руб.80 коп., одновременно снижаются цены на безалкогольные напитки. Это объясняется тем, что цена на нелегальный самогон по-прежнему была ниже цены на государственную водку, а дрожжи – это незаменимый компонент в производстве самогона. Таким образом, наученные горьким опытом прошлых антиалкогольных реформ и отлично понимая, что повышение цен на водку неминуемо приведёт к всплеску самогоноварения, советские власти пытаются вести последовательную политику и держать под контролем этот, как показывает история, неминуемый процесс. Невозможно не отметить и другую часть горбачёвской антиалкогольной кампании – уничтожение виноградников в южных районах СССР. По разным оценкам за четыре года с 1986 по 1990 год общая площадь советских виноградников сокращается в два раза.
     Одним из неверно рассчитанных шагов кампании можно также считать закрытие множества специализированных винно-водочных магазинов. Например, в Москве их было закрыто 1000 из 1500, а в оставшихся спиртное продавалось с 14:00 до 19:00. Это также привело к появлению километровых очередей за спиртным, сахаром и дрожжами, что вызывало недовольство масс и не добавляло популярности политике властей. Почти повсеместно вводятся талоны на сахар и водку (из расчёта пол-литра на члена семьи). В этот период возникает «водочная мафия». Здесь был и большой спрос и предложение, особенно если учитывать, что производство водки обходится намного дешевле, чем производство любого иного спиртного напитка. Чтобы приблизительно представить суммы, получаемые нелегальными производителями водки, можно привести тот факт, что бюджет СССР только за 1985-1987 годы недополучил 49 миллиардов рублей. К тому же в 1987 году по не вполне понятным причинам была облегчена жизнь самогонщикам – уголовная ответственность за изготовление алкоголя без цели сбыта была заменена на административную
     Свою  значимую роль в кризисе государственной власти сыграло сокращение госдоходов от падения мировых цен на нефть и исчезновение прибыли от продажи водки. Отвергнув в 1991 году трезвенника М.С.Горбачёва, народ принял на ура Б.Н.Ельцина. Седьмого июня 1992 года, через полгода после развала Союза ССР, Б.Н.Ельцин издаёт Указ отменяющий государственную монополию на водку. Теперь любой человек, получивший специальную лицензию мог производить, закупать внутри страны и заграницей и торговать любой алкогольной продукцией по любой цене. Последствия этого Указа не заставляют себя ждать. Страну захлёстывают потоки дешёвого, некачественного иностранного алкоголя. Население, ещё не оправившееся от «шоковой терапии» и в основном неимущее, начинает употреблять с большим вредом для себя этот дешёвый алкоголь. Практически исчезает с рынка водка, имеющая государственные гарантии качества. Государство лишается одного из самых доходных источников бюджета, что приводит к ухудшению финансового положения.
     Уже через год 11 июня 1993 года, шокированное положением дел на алкогольном рынке правительство панически подписывает Указ №918 «О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции»[4;66].
       Политика введения винной монополи  должна быть очень тонкой и осторожной. Стоит чуть оступиться государству, как начинает набирать обороты производство нелегального самогона. Но не надо думать, что свободный доступ крепкого алкоголя  будет хорошо влиять на  потребителей. Как мы уже отметили, «пьяные деньги» не последние в списках дохода государства.  На первом этапе СССР вынуждено было ввести монополию, так как не хотели упускать из виду эти деньги. К 1948 году поступления доходов в бюджет от алкогольной продукции составляют 8% в общей величине доходов бюджета СССР. К 1953-ему году они уже составляют 12%, а с 1954-ого года по 1990-ый год доходы от алкоголя падают в процентном отношении в доле общих доходов. В 1990 году бюджет СССР составлял свыше 410 миллиардов рублей, тогда как с 42,3 миллиарда рублей в 1950 –ом году увеличился до 77,1 миллиарда рублей в 1960-ом. Это объясняется развитием советской экономики и увеличением доходов от других отраслей промышленности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что да, согласно статистическим данным, доходообразующая роль спиртовой и ликёроводочной промышленности в общем бюджете СССР уменьшалась, но на общем фоне увеличения советского бюджета, увеличивались, соответственно, и доходы от алкоголя. Например, в 1984 году, за год до горбачёвской «антиалкогольной кампании», доля доходов от алкоголя составила 6,2%. 
 
 

     Список  использованной литературы.
      Дейчман Э. И. Алкоголизм и борьба с ним.- М.,1929.
      Зверев А. Г. Национальный доход и финансы СССР / А. Г. Зверев. М., 1970.
      Коржихина Т. П. Борьба с алкоголизмом в 1920-е- начало 1930-х годов./ Т. П. Коржихина // Вопросы истории.-1985.-№9.-С.20-32.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.