На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные положения программы финансового оздоровления организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 

Введение

 
     В современной ситуации большинство руководителей предприятий сталкиваются с необходимостью разрабатывать и реализовывать антикризисные программы управления своим предприятием. В одних случаях понимание необходимости антикризисных мер формируется самостоятельно, - у собственников предприятия или его менеджеров, в других – такие программы появляются вынужденно – по решению арбитражного суда либо под влиянием территориальных агенств по банкротству. Но в любом случае перед антикризисным управляющим возникают схожие задачи, сводящиеся к необходимости финансового оздоровления предприятия.
     Таким образом, можно выделить два понятия  финансового оздоровления в зависимости  от стадии функционирования предприятия.
     Федеральным законом от 26 октября 2002 г. 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» вводится арбитражная процедура «Финансовое оздоровление». Это процедура банкротства, она применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами. По признаку цели осуществления данной процедуры она сходна с такими арбитражными процедурами, как внешнее управление и мировое соглашение. В этих процедурах также основной целью являются восстановление платежеспособности предприятия-должника и погашение его задолженности перед кредиторами. Для предприятий, имеющих признаки неплатежеспособности и финансовой неустойчивости, однако находящихся вне рассмотрения дела о банкротстве, финансовое оздоровление – это комплекс мер, направленных на восстановление платежеспособности и финансовой устойчивости организации.
     Планирование  финансового оздоровления представляет собой процесс разработки системы  планов и плановых (нормативных) показателей  по обеспечению вывода предприятия  из финансового кризиса и поддержанию  его финансового равновесия в  предстоящем периоде.
     Становится  очевидным, что своевременное распознавание  признаков и природы кризиса, его локализация, использование  элементов исследования как меры превентивной санации и восстановления платежеспособности являются невозможными без четкой системы диагностики в антикризисном управлении.1
     Между тем проблема диагностики в антикризисном  управлении относится к числу  мало исследованных в отечественной  экономической и управленческой науке. Умение предвидеть, распознать приближающийся кризис, который нельзя рассматривать как статичное состояние, должно определять эффективность управленческих решений. Таким образом, антикризисное управление в общем и финансовое оздоровление в частности можно определить как систему управленческих мер и решений по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики. Оно должно охватывать все стадии развития кризисного процесса, в том числе и его профилактику, предупреждение.2
     Одной из существенных особенностей кризиса и, соответственно, субъективной реакции является фактор времени. Время, как известно, всегда имеет экономическую цену, особенно значимую в период кризиса. Таким образом, особенностью антикризисного управления является дефицит времени на принятие управленческого решения и на реализацию реабилитационных процедур.
     Актуальность  выбранной темы объясняется состоянием российской экономики. Несмотря на постепенную  стабилизацию экономической жизни  страны, доля проблемных предприятий  по-прежнему велика. Абсолютно финансово устойчивых и платежеспособных компаний в нашей стране единицы, следовательно, грамотное финансовое оздоровление необходимо.
     В настоящей работе именно диагностике  финансового состояния предприятия  будет уделено особое внимание, поскольку  по ее результатам разрабатываются дальнейшие меры финансового оздоровления.

1. Анализ внешней  среды функционирования  организации ОАО  «Ютэйр»

1.1. Краткая характеристика  ОАО «ЮТэйр»

     Свою  историю авиакомпания "ЮТэйр" ведет с 7 февраля 1967 года. Тогда, Приказом Министра Гражданской авиации СССР, было организовано Тюменское управление Гражданской авиации, которое было реорганизовано в государственную авиакомпанию "Тюменьавиатранс". В соответствии с Указом Президента № 721 от 01.07.92 года, авиакомпания "Тюменьавиатранс" преобразована в открытое акционерное общество. Решением общего собрания акционеров 1 октября 2002 года авиакомпания переименована в ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр". 30 мая 2002 года на прошедшем в г. Ханты-Мансийске общем годовом собрании акционеров ОАО «Авиакомпания «Тюменьавиатранс» принято новое наименование авиакомпании – «UTаir». На сегодняшний день авиакомпания занимает лидирующие позиции на рынке авиационно-транспортных услуг на территории России и входит в четверку мировых вертолетных гигантов. 3
     В 2001 году авиакомпания «Тюменьавиатранс» была удостоена самой престижной российской авиационной премии - «Крылья России» - в двух номинациях – «Обслуживание отраслей экономики России» и «Самая развивающаяся авиакомпания года».
     В 2002 году авиакомпания «Ютэйр» завоевала первую премию и почетное звание "Авиакомпания года" в номинации "Обслуживание отраслей экономики России".
     Авиакомпания  «ЮТэйр» является одной из двух российских авиакомпаний, чьи акции обращаются на фондовых биржах, как в России, так и за рубежом.
     Сегодня UTair занимает пятое место в России по объему авиаперевозок. С 1999 г. поток  пассажиров вырос с 0,4 млн до 1,5 млн. пассажиров на 2005 г. Компания владеет  самым большим парком вертолетов, насчитывающим 169 судов, в том числе  крупнейшим в мире парком Ми-26, являющимся самым грузоподъемным вертолетом авиации. 4
     Наличие вертолетного бизнеса является конкурентным преимуществом компании, так как  она занимает на рынке вертолетных  перевозок монопольное положение. К тому же вертолетный бизнес более рентабельный: валовая рентабельность, по заявлениям руководства компании, достигает 20-25%. В России основными видами деятельности вертолетного направления являются работы по заказам российских компаний и, прежде всего, – нефтегазового комплекса, а также рейсовые перевозки пассажиров (VIP-перевозки). За рубежом UTair обслуживает миссии ООН. Контракты по обслуживанию миссии ООН цикличны, поэтому компания планирует увеличивать долю работ с корпоративными клиентами, в том числе за рубежом. Компания планирует свои филиалы в странах Европы, а в перспективе выйти на американский и восточно-азиатский рынок. На данный момент открыто дочернее предприятие UTair South Africa в ЮАР.5
     Ограниченный  спрос на вертолетные работы подталкивает «ЮТэйр» увеличивать свою долю на рынке авиаперевозок. За 2005 г. количество перевезенных пассажиров увеличилось на 14%, основная доля роста пришлась на международные перевозки, где количество перевезенных пассажиров выросло более чем в 3 раза.
     Компания  не явилась исключением и также  приняла участие в процессе консолидации рынка: в 2004 г была приобретена близкая в географическом плане авиакомпания Комиинтеравиа, благодаря чему «ЮТэйр» пополнил свой флот шестью молодыми Ту-134.6
     Несмотря  на значительную задолженность компании и увеличение стоимости топлива, в первой половине 2005 г. «ЮТэйр» продемонстрировал способность сдерживать рост себестоимости оказываемых услуг. На фоне снижения рентабельности у большинства авиаперевозчиков, «ЮТэйр» показывает улучшение показателей.

1.2. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»

     В рамках авиатранспортного бизнес-направления  Авиакомпания «ЮТэйр» осуществляет пассажирские и грузовые перевозки  на внутренних и международных авиалиниях с использованием парка более 100 самолетов различных типов.

     Пассажирооборот на воздушном транспорте составил в 2005 году 85,8 млрд. пасс-км, что на 3,4 % выше уровня прошлого года, при этом прирост  объема перевозок на международных  воздушных линиях составивший 4,8 %, опережает прирост на внутренних линиях (1,9 %). Всего авиакомпаниями России перевезено 35,1 млн. чел. - на 3,9 % выше уровня 2004 года. На внутренних линиях перевезено 19,2 млн. чел. (прирост 1,8 %), на международных - 15,9 млн. чел. (прирост 6,6 %). При этом самым динамичным продолжает оставаться рынок международных чартерных перевозок, прирост пассажирооборота составил 7,8 %, а прирост перевозок пассажиров 9,4 %. Всего международными чартерами перевезено 8,6 млн. пассажиров, а это составляет около 25 % всех перевезенных пассажиров.7
     В то же время второй год подряд снижаются  объемы перевозок в грузовом сегменте рынка авиаперевозок. Грузооборот  в 2005 году составил 2.8 млрд. т-км - 94,3 % к 2004 году. Перевезено грузов 629 тыс. тонн, что на 4,0 % или на 25 тыс. тонн меньше, чем в 2004 году.
     Значительная  доля авиаперевозок по прежнему приходится на крупнейшие авиакомпании. Доля авиакомпаний «Аэрофлот», «Сибирь», «Пулково» и  «Красноярские авиалинии» составляет около 50 % объема перевозок пассажиров, а 35 авиакомпаний обеспечивают около 93 % перевозок пассажиров. ОАО «ЮТэйр» стабильно находится в числе лидеров и занимает пятое место. При этом количество эксплуатантов, оперирующих на российском рынке, продолжает оставаться достаточно большим (порядка 185 ед.), 50 % из них имеют неудовлетворительное финансово-экономическое состояние.8
     Достигнутый рост объемов пассажирских перевозок  был обеспечен авиакомпаниями в  условиях продолжающегося роста  цены на авиационный керосин, которая  в 2005 году выросла на 22 % и составила  в среднем по стране 16300 рублей без учета стоимости заправки и НДС, а удельный вес расходов на топливо в себестоимости составляет от 40 % и выше.
     Авиакомпания  «ЮТэйр» входит в пятерку ведущих  российских авиаперевозчиков. По итогам 2005 года Авиакомпания перевезла около 1,5 млн. пассажиров, обеспечивая при этом высокой уровень безопасности полетов и качества предоставляемых услуг, регулярность рейсов, удобство маршрутной сети и расписания, гибкость системы тарифов.9
     Миссия  авиатранспортного бизнес-направления  заключается в предоставлении пассажирам транспортных услуг по разумным ценам и на удобных маршрутах, с обеспечением высокого уровня безопасности, комфорта и сервиса силами самолетов различного типа.
     Рынок авиаперевозок на внутренних авиалиниях характеризуется высокой конкуренцией, которая в основном присутствует на внутренних рентабельных рейсах, где существует высокая загруженность маршрутов. В то же время на других направлениях, где авиаперевозки убыточны из-за отсутствия платежеспособного спроса, реальной конкуренции нет.
     На  международных маршрутах оперирует  около 35 российских авиакомпаний, деятельность которых ограничена рамками межправительственных соглашений.
     Становление и формирование современного рынка  авиаперевозок началось с 1991 года. С 1990 по 2000 г.г. произошел резкий спад показателей деятельности воздушного транспорта. С 2000 года рынок авиаперевозок постепенно начал восстанавливать утраченные позиции. Так, общее число перевезенных пассажиров в 2002 году увеличилось до 26,52 млн. человек, а за 2003 год – до 29,42 млн. или на 10,9 %10
     Российский  рынок авиаперевозок с 2001 года демонстрирует  непрерывный стабильный рост. Движущим фактором является рост благосостояния населения и платежеспособного  спроса на авиаперевозки, рост российской экономики в целом.
     Большинство прогнозов дальнейшего развития российского рынка авиаперевозок (исследования Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации – ГосНИИГА, концерна Airbus) определяют темп роста рынка на уровне 3-7% ежегодно в течение 2004-2010 годов.11
     Помимо  стабильного роста российской экономики  и благосостояния населения, существенное влияние на дальнейшее развитие российского  рынка авиаперевозок должны оказывать  два важных фактора.
     Во-первых, рост мировых цен на энергоресурсы, ведущий к снижению топливной эффективности использования авиакомпаниями воздушных судов и, следовательно, к снижению рентабельности авиатранспортного бизнеса.
     Во-вторых, повышение требований со стороны  государства к безопасности и  качеству обслуживания в гражданской авиации, что проявляется в разработке и внедрении новых требований по сертификации и лицензированию авиаперевозчиков. Этот фактор будет способствовать консолидации авиабизнеса – объединению и укрупнению авиаперевозчиков.
     Другими факторами, влияющими на деятельность российских авиаперевозчиков, в том числе на деятельность ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», является невысокая конкурентоспособность российской авиатехники, наличие дискриминационных таможенных пошлин,  отсутствие развитой наземной инфрастуктуры,  в первую очередь отсутствие развитых авиатранспортных узлов (хабов).
     Для преодоления указанных выше факторов, компания осуществляет, в частности, следующие действия:  усовершенствование сети стыковочных маршрутов, в том  числе, посредством заключения соглашений интерлайна с другими авиакомпаниями, модернизации расписания движения воздушных судов; развитие маркетинговых мероприятий и рекламы; повышение качества оказания услуг и безопасности полетов.
     Рынок авиационных работ Российской Федерации  формируется исходя из спроса нефтегазового комплекса, предприятий лесной промышленности, авиационной охраны лесов и мониторинга трубопроводов. Объёмы авиационных работ территориально расположены преимущественно в северных регионах страны, а также в административных границах Уральского федерального округа, Красноярского края, Дальневосточного региона и полуострова Камчатка. Рынок осуществления авиационных работ в данных регионах характеризуется наличием спроса предприятий, обладающих финансовыми возможностями для привлечения авиации в собственных интересах.
     Основной  хозяйственной деятельностью эмитента является авиационная деятельность – в понятии, закрепленном Федеральным законом «О государственном регулировании развития авиации» (организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач). Авиационная деятельность эмитента имеет ярко выраженный сезонный характер. Основной объем работ по пассажирским перевозкам приходится на весенне-летний период, а в осенне-зимний период  сокращается; авиационные работы имеют эту же специфику.
Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Транспортные  услуги, тыс. руб. 2 094 096 2 933 871 4 444 489 5 707 426 7 186 448
Авиационные работы по России, тыс. руб. 1 108 994 1 212 459 1 088 068 912 070 1 405 977
Авиационные работы за рубежом, тыс. руб. 1 001 511 1 194 934 837 519 1 588 745 2 221 492
Прочие (включая операционные и внереализационные  доходы), тыс. руб.
121 040 122 632 265 911 403 281 2 362 200
Доходы  от обычных видов  деятельности, тыс.  руб. 4 325 641 5 463 896 6 635 987 8 611 522 11 272 595
Общие доходы, тыс. руб. 4 454 804 5 748 251 7 032 204 9 369 560 13 176 117
     В 2004 г. 83 %, а в 2005 г. 77,3% доходов эмитента обеспечила деятельность на территории Российской Федерации. Помимо территории РФ эмитент ведет свою основную хозяйственную деятельность в различных странах (авиационные работы за рубежом). Доля доходов от внешне-экономической деятельности эмитента по обеспечению миссий ООН в Восточном Тиморе, Сьерра Леоне, Эритрее, Конго, Либерии, а также по коммерческим контрактам в ЮАР в 2004 г. составила 17%.  Доля доходов по каждой из зарубежных стран составляет  менее  10 % от общей суммы доходов эмитента. В 2005г. доля доходов от внешнеэкономической деятельности эмитента составила 22,6%. Увеличение доли доходов от внешнеэкономической деятельности свидетельствует о росте объема услуг на международном рынке.12

     На  российском рынке пассажирских перевозок  основными конкурентами являются авиакомпании «Аэрофлот - Российские авиалинии», «Сибирь», «Пулково, «Красэйр», Уральские авиалинии.

     Основными конкурентами на Тюменском авиационном  рынке являются авиакомпании «Ямал» и «Когалымавиа», Газпромавиа, Нефтеюганский  объединенный авиаотряд, Нижневартовский  объединенный авиаотряд.

     Основные конкуренты в секторе пассажирских перевозок на внутренних воздушных линиях (ВВЛ):
Nп/п  
Наименование авиакомпании
Страна    
регистрац.
Перевезено  пассажиров 2004г. ВВЛ, чел. Доля  на рынке ВВЛ,%
 
 
  1999 2000 2001 2002 2003 2004
1. «ЮТэйр» РФ 1 288 407 2,82 4,82 6,55 7,80 7,21 7,60
2. «Сибирь» РФ 2 428 286 4,13 4,48 5,48 9,86 11,59 14,3
3. «Аэрофлот  РА» РФ 1 942 472 8,16 10,41 10,82 10,39 10,02 11,5
4. «Пулково» РФ 1 350 576 6,13 6,81 6,77 7,05 7,32 8,00
5. «Крас Эйр» РФ 914 782 4,75 4,46 5,72 5,58 4,89 5,40
6. «Уральские  авиалинии» РФ 540 611 2,46 2,45 2,49 2,69 2,88 3,20
7. «Когалымавиа» РФ 409 591 3,26 3,14 3,03 2,54 2,24 2,42
8. «Самара» РФ 344 654 2,74 2,65 2,36 2,30 2,19 2,03
9. «Башкирские авиалинии» РФ 319 600 2,15 2,11 2,30 2,20 1,98 1,89
10. «Ямал» РФ 357 796 1,15 1,80 1,65 1,73 1,76 2,11
Источник: Транспортно-Клиринговая Палата, февраль 2005
   
     Определим тип рынка, воспользовавшись этой информацией  о долях крупнейших участников данного  рынка.
     Можно определить состояние конкуренции  на любом рынке по достаточно простой формуле: индексу Герфендаля: Г=(К1)+(К2)+(К3)+….., где К1----К3 --….берутся в квадрате. К1 –К3 – это доли компаний на рынке в %. Г- значение индекса Герфендаля.
     Если  значение индекса меньше 400 – свободная  конкуренция. Значение от 400 до 1000 –монополистическая, от 1000 до 3000 – олигополия, свыше 3000 - монополия.
     Расчет, проведенный согласно представленным показателям, свидетельствует о  наличии монополистической конкуренции на данном рынке, однако со временем возможен переход к олигополии(значение индекса находится в пределах от 400 до 1000).
     Условиями –признаками монополистической  конкуренции являются:
     Относительно  небольшое число производителей (продавцов). Лидеры имеют долю в 10-15 % рынка, остальные участники –3—5%. Товар дифференцирован по рыночным сегментам. Товарные марки защищены патентами, лицензиями, зарегистрированными товарными знаками. Монополистическая конкуренция—конкуренция товарных марок. Информация распространяется неравномерно. Лидеры рынка имеют эксклюзивные источники информации, вплоть до собственных служб разведки и каналов передачи информации. Барьеры для входа в рынок высоки. Банковский капитал сливается с промышленным. Крупнейшие компании отрасли начинают выходить за рамки национальных границ.
     Олигополистическая  конкуренция является частным случаем  монополистической конкуренции. На рынке остается 3—7 очень крупных  компаний. Доля каждой из них – от 8 до 40%. Входные барьеры в отрасль  очень высоки. Конкуренция брэндов и товарных линий Информация распространяется достаточно равномерно, поскольку все участники в силу своей экономической мощи, имеют равный доступ ко всем источникам и средствам передачи информации. Капитал диверсифицируется и охватывает как производственную сферу, так и финансы, и сферу услуг ( торговля, сервисное обслуживание). Национальные границы тесны, и самые крупные участники рынка переходят к операциям в странах СНГ. Для олигополии характерна острая конкурентная борьба с использованием всего арсенала средств обеспечения конкурентных преимуществ, имеющихся в распоряжении современного стратегического менеджмента и маркетинга.
     Основные  факторы конкурентоспособности  авиакомпании «Ютэйр»:
    -значительный  парк воздушных судов (самолетов, вертолетов),
    -эффективность маркетинговых мероприятий, рекламы, специальных программ поощрения часто летающих пассажиров,
    -наличие развитой производственной базы, обеспечивающей высокий уровень летной подготовки, технического обслуживания и ремонта воздушных судов, наличие сети станций технического обслуживания;
    -внутренний производственный и управленческий потенциал компании, 
    -уровень собственных тарифов на авиаперевозки,
    -бортовой сервис,
    -обеспечение безопасности полетов,
    -модернизация расписания движения воздушных судов,
    -большой опыт выполнения авиационных работ в различных странах мира и климатических зонах.
     Стратегическими задачами эмитента являются закрепление  на рынке внутренних пассажирских авиаперевозок  на уровне не ниже третьего места среди национальных компаний с долей рынка не ниже 10 %; выход на новые рынки на внутренних и международных линиях, укрепление занимаемого положения в числе лидеров мирового рынка вертолетных работ.
     В перспективе эмитент планирует обеспечить стабильное увеличение объемов всех трех основных видов деятельности и доходов по ним, сохраняя существующую диверсификацию бизнеса.
     Серьезное внимание, как и прежде, планируется уделять качеству сервисного обслуживания пассажиров эмитента, что должно стать основой расширения транспортной сети эмитента.
     Одним из факторов, влияющих на изменение  выручки Авиакомпании, является не предоставление ранее заявленных объемов  авиаработ по договорам с основными  заказчиками, а  также реализация Авиакомпанией политики по отказу от выполнения нерентабельных авиаработ.
     В комплекс факторов, оказывающих существенное (распознаваемое) влияние на объемы пассажирских перевозок и размер выручки от основной деятельности, можно отнести: количество перевозчиков на конкретном рынке (авиа направлении), общий спрос на услуги воздушного транспорта, уровень востребованности перевозок на конкретном направлении, емкость рынка и его сегментов, эффективность маркетинговых мероприятий и рекламы, внутренний производственный и управленческий потенциал компании, общая деловая активность, промышленный рост, спад инфляционных процессов, рост реальных доходов населения по регионам, уровень собственных тарифов на авиаперевозки и тарифов конкурентов, удобство расписания, бортовой сервис, безопасность полетов, решения и постановления Федерального Агентства Воздушного Транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и других государственных органов, заинтересованность инвесторов в развитии авиакомпании, социально-политическая стабильность в регионах по маршруту следования.
 

2. Диагностика признаков  банкротства организации  ОАО «Ютэйр»

2.1. Комплексная оценка  текущего финансового  состояния ОАО  «ЮТэйр»

     Способность предприятия своевременно производить  платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствуют о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот. Поэтому проведение анализа финансового состояния предприятия имеет важное значение, особенно в процессе оценки бизнеса. Финансовый анализ позволяет выявить тенденции развития предприятия в прошлом, оценить ее сегодняшнее положение, в значительной мере обосновать ее развитие в будущем, определить степень ее деловых и финансовых рисков. Определение финансового состояния компании на конкретную дату позволяет выявить, насколько правильно компания управляла финансовыми ресурсами в течение периода, предшествовавшего этой дате; как она использовала имущество, какова структура этого имущества; насколько рационально она сочетала собственные и заемные источники; насколько эффективно использовала собственный капитал; какова отдача производственного потенциала; нормальны ли отношения с дебиторами, кредиторами, бюджетом, акционерами и т.д.
     Финансовый  анализ представляет собой анализ следующих характеристик:
    Ликвидность;
    Финансовая устойчивость;
    Деловая активность;
    Рентабельность.
     Анализ  финансового состояния ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" проводится на основании данных, представленных в бухгалтерской отчетности за 2003-2005 гг. в составе бухгалтерского баланса (форма 1), отчета о прибылях и убытках (форма 2) (см. Приложения). 

 

     
Агрегированный  баланс
  01.01.2004 01.01.2005 01.01.2006 Отклонение, тыс. руб. Темп  изменения, % Изменение удельного веса
тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу За  предыдущий год За  отчетный год За  предыдущий год За  отчетный год За  предыдущий год За  отчетный год
1. Иммобилизованные активы 1 201 714 31 1 242 032 21 2 782 671 42 40 318 1 540 639 103 224 -10 21
2. Мобильные активы, в т.ч.: 2 709 134 69 4 681 971 79 3 922 288 58 1 972 837 -759 683 173 84 10 -21
2.1. Запасы 648 902 17 756 290 13 961 035 14 107 388 204 745 117 127 -4 2
2.2. Дебиторская задолженность 1 874 221 48 3 580 744 60 2 767 966 41 1 706 523 -812 778 191 77 13 -19
2.3. Денежные средства  186 011 5 344 937 6 193 287 3 158 926 -151 650 185 56 1 -3
Баланс 3 910 848 100 5 924 003 100 6 704 959 100 2 013 155 780 956 151 113    
3. Собственный капитал 1 155 549 30 1 325 326 22 1 083 885 16 169 777 -241 441 115 82 -7 -6
4. Долгосрочные обязательства 1 157 076 30 2 029 694 34 3 184 338 47 872 618 1 154 644 175 157 5 13
5. Краткосрочные обязательства, в т.ч.: 1 598 223 41 2 568 983 43 2 436 736 36 970 760 -132 247 161 95 2 -7
5.1.Краткосрочные  кредиты и займы 541 246 14 1 014 888 17 947 534 14 473 642 -67 354 188 93 3 -3
5.2. Задолженность поставщикам и  другим организациям 661 751 17 1 192 051 20 1 359 765 20 530 300 167 714 180 114 3 0
5.3. Внутренний долг  56 611 1 61 729 1 78 821 1 5 118 17 092 109 128 0 0
5.4. Задолженность фискальной системе 338 615 9 300 315 5 50 616 1 -38 300 -249 699 89 17 -4 -4
Баланс 3 910 848 100 5 924 003 100 6 704 959 100 2 013 155 780 956 151 113    
 

     
Основные  показатели деятельности предприятия
Показатели за 2003 год за 2004 год за 2005 год Отклонение, тыс. руб. Темп  изменения, %
За  предыдущий год За  отчетный год За  предыдущий год За отчетный год
Объем выручки от продаж, тыс. руб. 6635987 8611523 11272595 1975536 2661072 129,77 130,90
Среднемесячная  выручка, тыс. руб. 674389 875155 1145589 200766 270434 129,77 130,90
Себестоимость, тыс. руб. 6210229 8131961 11043508 1921732 2911547 130,94 135,80
Прибыль от продаж, тыс. руб. 425758 479562 229087 53804 -250475 - -
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 6224 195479 183941 189255 -11538 - -
Чистая  прибыль, тыс. руб. 83068 107437 128011 24369 20574 129,34 119,15
CОК -46 165 83 294 -1 698 786 129459 -1782080 - -
 
     Первым  этапом диагностики финансового  состояния рассматриваемой авиакомпании является «чтение» агрегированного  баланса, что позволяет оценить  в динамике структуру имущества  предприятия и источников его  формирования. Далее в аналитических таблицах представлены агрегированный баланс и основные показатели деятельности предприятия. Сопоставление ряда показателей и темпов их изменения позволяет сделать следующие выводы.
      1. Активы предприятия за анализируемый период увеличились, причем темп роста активов замедлился. За предыдущий год активы возросли на 51 %, а за отчетный год активы увеличились на 13 %. При этом выручка от реализации продукции за предыдущий год увеличилась на 29,8 %, а за отчетный – на 30,9 %. В предыдущем году наблюдается опережение темпа роста активов по сравнению с темпами роста выручки, что свидетельствует о снижении эффективности использования ресурсов, т.е. замедление оборачиваемости капитала и в целом о снижении деловой активности бизнеса.
      За  отчетный период также наблюдался рост активов (13%), но выручка при этом возросла на 30,9 %. Активы в отчетном периоде используются эффективно, деловая активность бизнеса возросла. Однако наблюдается ухудшение финансового результата, что требует дополнительного исследования.
      2. В составе активов наблюдаются существенные изменения: это снижение на 10 процентных пункта (в 2004г. по сравнению с 2003г.) и увеличение на 21 процентных пункта (в 2005г. по сравнению с 2004г. соответственно) доли иммобилизованных активов, но в тоже время доля мобильных активов изменяется на ту же величину. Значит, в предыдущем году повышается мобильность активов, что является фактором роста оборачиваемости. Но с другой стороны снижение размера иммобилизованных активов означает накопление амортизации, старение основных фондов. Однако затем ситуация изменяется, и мобильность активов снижается,
      Это снижение может оцениваться положительно, если фондоотдача возрастает и коэффициент  износа не превышает 30%. Иначе происходит увеличение простоев, сокращается производственный потенциал, нужен процесс обновления основных средств.
      При этом рост мобильных активов в 1,79 раза (в 2004г.) значительно превышает  темп роста выручки, составивший 29,8 % за тот же период, то есть увеличение оборотных активов не сопровождается ускорением оборачиваемости мобильных активов. Причем, существенные изменения происходят в составе мобильных активов:
      доля запасов снижается, однако увеличиваются запасы в абсолютном выражении
      рост денежных средств в 2004г., а затем же резкий спад (уменьшение в 2 раза) к концу 2005г. свидетельствует о некоторой финансовой нестабильности предприятия
      дебиторская задолженность увеличивается почти в 2раза в 2004 г., а затем довольно резко снижается (на 33%). С одной стороны, это может быть результатом ужесточения политики взыскания задолженности с покупателей, а с другой, снижения спроса на услуги авиакомпании, что является отрицательной тенденцией в деятельности любого предприятия. В данном случае необходим более глубокий анализ дебиторской задолженности.
      Рост  мобильных активов, а затем их снижение обусловлен главным образом  соответствующим изменением  дебиторской  задолженности.
      3. В составе источников формирования активов наблюдаются значительные изменения. В составе пассива в 2003г. собственный капитал и долгосрочные обязательства имели равный вес(30%), однако наибольшую долю (40%) в составе источников формирования имущества занимали краткосрочные обязательства. Но к 2005г. существенный рост долгосрочных обязательств приводит к значительному снижению доли собственного капитала и незначительному снижению его размера. Если на 1 января 2004 г. доля собственного капитала составляла 30%, то на 1 января 2006 г. доля собственного капитала понизилась почти в 2 раза до 16 %, при этом доля долгосрочных обязательств возросла до 47% на 01.01.2006г., что не соответствует установленным критериальным значениям. Это означает финансовую неустойчивость предприятия, его зависимость от кредиторов.
      Недостаток  собственных средств возмещается  привлечением долгосрочных обязательств. Предприятие имеет безупречную кредитную историю и вызывает доверие у кредитных организаций, однако данная тенденция настораживает.
      Значительная  доля средств среди источников финансирования предприятия привлекается за счет краткосрочных  обязательств, в составе которых преобладает задолженность другим организациям. Положительным фактором состояния предприятия является относительная неуклонное снижение задолженности фискальной системе и стабильное значение задолженности по внутреннему долгу. Рост (а в 2005г. незначительное снижение) краткосрочных кредитов означает, что данное предприятие воспринимается кредитными организациями как кредитоспособное. Таким образом, предприятие выбирает цивилизованный способ финансового обеспечения своей деятельности. Доверие банка обусловлено достаточной долей ликвидных активов в структуре имущества предприятия. Причем долгосрочные обязательства увеличиваются значительными темпами, предприятие привлекает средства для развития.
      4. Сопоставление удельного веса и размера собственного капитала и иммобилизованных активов, показывает, что если доля собственного капитала практически равнялась доли иммобилизованных активов в 2003 и 2004гг., то к 2005г. только 40% иммобилизованных активов обеспечено собственными средствами, причем данное изменение обусловлено как снижением величины собственного капитала, так и увеличением размера внеоборотных активов. Это говорит о том, что финансовое положение предприятия неустойчивое, т.е. основной принцип финансирования не соблюдается.
      Сопоставление темпов роста дебиторской и кредиторской задолженности, а именно превышение темпов роста дебиторской задолженности над кредиторской в 2004 г. и превышение темпов роста кредиторской задолженности над дебиторской означает, что причина неустойчивого финансового положения предприятия связана как с неплатежеспособностью покупателей, так и с проблемами функционирования самого объекта анализа.
      Предприятие находится на стадии финансовой неустойчивости, однако следует отметить и ряд  положительных моментов в его  деятельности.
Вывод: несмотря на повышение эффективности использования ресурсов предприятия, а именно ускорение оборачиваемости в 2005г., в деятельности ОАО «ЮТэйр» в результате проведенной диагностики выявлены следующие негативные тенденции.
Во-первых, структуру источников финансирования предприятия является неудовлетворительной, причем устойчивый рост долгосрочных обязательств высоким темпами не дает основания полагать, что ситуация изменится в краткосрочном периоде. Так, на 1 января 2005 года почти половина активов (47%) обеспечена долгосрочными заемными средствами, также высока доля краткосрочных обязательств (36%).Очевидно, что зависимость авиакомпании от кредиторов чрезвычайно высока. Причем финансирование деятельности предприятия происходит как за счет банковских кредитов, так и благодаря средствам поставщиков (доля кредиторской задолженности превышает долю дебиторской и составляет 20% от всех источников финансирования).
Во-вторых, в связи с опережающим ростом иммобилизованных активов по сравнению с темпами роста собственного капитала на 1 января 2005 года у предприятия возник недостаток собственных оборотных средств в размере 1698786 тыс. рублей. Т.к. в анализируемом периоде величина иммобилизованных активов значительно изменялась, то недостаток собственного оборотного капитала был урегулирован в связи с сокращением величины внеоборотных активов, однако дальнейшие изменения в структуре активов и снижение доли собственного капитала вызвало колоссальный дефицит собственных оборотных средств.
     Таким образом очевидно ухудшение финансового состояния предприятия, особенно увеличение его финансовой зависимости.  

     Проводя дальнейшую диагностику на основании  отчетности предприятия рассчитаем основные финансовые коэффициенты, характеризующие  финансовое состояние компании, а также эффективность её деятельности (см. таблицу 3 и 4). 
 
 
 
 
 
 
 

 

     
Финансовые  коэффициенты
Наименование  показателя Расчетная формула Нормативное ограничение Период Отклонение  на 01.01.2005 по сравнению  с 01.01.2004 Отклонение  на 01.01.2006 по сравнению с 01.01.2005 Оценка
01.01.2004 01.01.2005 01.01.2006
I. Показатели платежеспособности
1.1. Показатели ликвидности,  доли
коэффициент мгновенной ликвидности Кмл = (ДС+КФВ)/КО 0,1-0,5 0,116 0,134 0,079 0,018 -0,055 I 3
коэффициент критической ликвидности Ккл = (ДС + КФВ + ДЗ)/КО 0,8-1  1,289 1,528 1,215 0,239 -0,313 I 1
коэффициент  ликвидности при условии мобилизации  запасов и затрат Клм = З/КО 0,5-0,7 0,406 0,294 0,394 -0,112 0,100 I 2
коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент  покрытия) Ктл = ОА/КО 1-2  1,695 1,822 1,610 0,127 -0,213 I 3
1.2. Показатели погашения  задолженности, месяц
общая степень платежеспособности К1 = (ДО + КО)/Nмес - 4,086 5,255 4,907 1,169 -0,348 I 1
показатель  текущей платежеспособности К2 = КО/ Nмес не более 3-х месяцев 2,370 2,935 2,127 0,566 -0,808 I 1
II. Показатели финансовой  устойчивости
2.1. Показатели структуры  капитала, доли 
коэффициент автономии Ка = СК/ВБ 0,5-0,7 0,295 0,224 0,162 -0,072 -0,062 II 3
коэффициент соотношения собственных и заёмных средств К = ЗК/СК <= 0,7 2,384 3,470 5,186 1,085 1,716 II 3
2.2. Показатели размещения  средств в активах  предприятия, доли
коэффициент финансовой обеспеченности собственными средствами      Косс = СОК/ОА, где                       СОК = СК – ИмА нижняя граница 0,1 -0,017 0,018 -0,433 0,035 -0,451 II 3
коэффициент маневрирования собственными оборотными активами Км = СОК/СК 0,2-0,5 -0,040 0,063 -1,567 0,103 -1,630  
сумма недостатка собственного оборотного капитала в обороте, тыс.руб. ?СОК = (Косс-0,1)*ОА - -317078 -384903 -2091015 -67825 -1706112  
 

Показатели  эффективности функционирования деятельности предприятия
  период отклонение  Оценка
за 2003 год за 2004 год за 2005 год    
3.1. Показатели деловой  активности
Сроки оборачиваемости                
оборачиваемость оборотных активов Ооа = (ОАср*365)/N - - 157 139   -17,3 1
оборачиваемость запасов Оз = (Запасыср*365)/N - - 30 28   -2,0 1
оборачиваемость дебиторской задолженности Одз = (ДЗср*365)/N - - 116 103   -12,8 1
оборачиваемость кредиторской задолженности Окз = (КЗср*365)/N 90 дн. - 55 49   -6,1 1
продолжительность финансового цикла ТФЦ = ОЗ + ОДЗ - ОКЗ - - 90 81   -8,7 1
Фондоотдача     - 123,52 149,76   26,2 1
Фондоемкость     - 0,01 0,01   0,0 1
Материалоемкость     0,007 0,007 0,014 0,000 0,008 2
Производительность  труда, руб./чел.     1291 1685 2135 394,000 450,0 1
3.2. Показатели интенсивности  использования ресурсов, %
Прибыль на 1 рубль активов, чистые активы RА = ЧП/Аср - - 2,18 2,03   -0,16 2
Рентабельность  собственного капитала RСК = ЧП/СКср - - 8,66 10,63   1,97 1
Рентабельность  продаж Rпр = Ппр/N - - 5,57 2,03   -3,54 3
Рентабельность  реализованной продукции RЗ = Ппр/З - - 5,90 2,07   -3,82 3
 
Показатели  ликвидности
     Как свидетельствуют рассчитанные показатели ликвидности ОАО «ЮТэйр» имеет не вполне удовлетворительную структуру баланса.
     Предприятие не обладает достаточным уровнем  абсолютной ликвидности. Данный показатель в 2003 и 2004 годах находился в пределах нормативного значения и даже увеличивался, в 2005 году он резко снизился, значение мгновенной ликвидности не соответствует нормативному ограничению и оценивается как неудовлетворительное. Предприятие в 2004 году было в состоянии погасить моментально только 7,9% задолженности. Это объясняется сокращением величины денежных средств авиакомпании в отчетном периоде почти в два раза.
     Коэффициент промежуточной ликвидности на протяжении анализируемого периода превышает  допустимую величину, причем в 2004 году он увеличился 0,239 пункта, максимально  превысив нормативное значение, а  затем снизился, достигнув величины в 1,215 процентных пункта, что также вызвано значительным размера дебиторской задолженности. Превышение нормативного значения также объясняется значительной долей дебиторской задолженности, управление которой необходимо для достижения оптимальных показателей, так как отвлечение средств в дебиторскую задолженность замедляет оборачиваемость капитала. Отвлечение средств в дебиторскую задолженность является негативным моментом деятельности предприятия.
     Коэффициент ликвидности при условии мобилизации запасов и затрат ниже норматива, однако накопление запасов не характерно для данной отрасли, поэтому отклонение данного показателя не играет решающей роли при оценке платежеспособности предприятия.
     Коэффициент текущей ликвидности свидетельствует о платежеспособности предприятия, причем коэффициент увеличивается на 0,127 процентных пункта в 2004г, а затем снижается на 0,213 пункта, однако остается в пределах нормативных значений, причем гораздо ближе к его верхним пределам. Однако необходимо отметить, что значение рассчитанного коэффициента ликвидности в течение всего рассматриваемого периода значительно превышает среднеотраслевой показатель (в частности показатели ближайших конкурентов, находящиеся в диапазоне от 0,41 до 1,17).
     В основном ликвидность авиакомпании обеспечивается наличием дебиторской задолженности, что нельзя назвать оптимальным решением с точки зрения финансового менеджмента.
     Для более детального анализа платежеспособности ОАО «ЮТэйр» рассмотрим показатели погашения задолженности, которые определяются временем, в течение которого обязательства могут быть погашены, при условии использования всей выручки, полученной от реализации, на погашение задолженности Показатели ликвидности характеризируют лишь условную платежеспособность, поскольку накопление активов не означает способность предприятия своевременно погашать задолженность.
     По  показателям платежеспособности можно  сделать вывод об увеличении срока  погашения обязательств в 2004г. по сравнению  с 2003г. Показатель текущей платежеспособности свидетельствует о неудовлетворительной платежеспособности предприятия. В течение всего анализируемого периода срок погашения задолженности приближается к критическому значению, равному 3 месяцам, по состоянию на 1 января 2005 года этот период несколько сократился.
      Достаточно  низкая степень платежеспособности объясняется в основном длительным сроком погашения задолженности  по краткосрочным обязательствам, в  том числе по кредитам и займам. Положительной тенденцией является сокращение сроков погашения задолженности фискальной системе и задолженности по внутреннему долгу. Это, в свою очередь, объясняется снижением долей данных обязательств в структуре пассива баланса.
     Для более детального изучения ситуации необходимо определить факторы за счет, которых произошло снижение периода расчета с кредиторами в 2005г.. 
 

 

Факторный анализ коэффициента текущей платежеспособности.
     Выведем факторную модель, согласно которой  будет произведен факторный анализ показателя текущей платежеспособности.
     Вывод модели:
     Кплат. = (КО/N)*12*0,82
 N = КобОА* ОАср.=> Кплат. = (КО/(КобОА* ОАср))*12*0,82
 Рассмотрим  данную факторную модель, применив метод цепных подстановок
Таблица 5
Влияние факторов на коэффициент  платежеспособности
Факторы Размер влияния, тыс. руб. Удельный вес влияния,%
Краткосрочные обязательства -0,15 -18,69
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов -0,31 -38,12
Средняя величина оборотных средств -0,35 -43,19
Итого: -0,81 -100
 
     В 2004 году коэффициент платежеспособности предприятия снизился на 0,81 месяца, что является положительной тенденцией деятельности предприятия, поскольку это приводит к повышению уровня платежеспособности.
     Все факторы данной модели оказали положительное  влияние на платежеспособность авиакомпании. Положительное влияние, оказанное ускорением оборачиваемости оборотных активов в 2004 году составило более 10 дней. Это привело к снижению периода расчетов с кредиторами на 0,31 месяца.
     Наиболее  значительное положительное влияние  на коэффициент платежеспособности оказало снижение величины оборотных активов на 759683 тыс. рублей или на 16% по сравнению с 2004 г. также привело к снижению коэффициента платежеспособности на 0,35 месяца.
     Уменьшение  краткосрочных обязательств практически  на 132247 тыс.руб., особенно в части  задолженности фискальной системе, а также под влиянием сокращения краткосрочных кредитов. Размер влияния данного фактора период расчетов с кредиторами сократился на 0,15 месяца.
     В целом снижение сроков расчетов с  кредиторами повышает уровень платежеспособности предприятия.
     Таким образом, можно сделать вывод, что  ОАО «ЮТэйр» имеет низкую платежеспособность. Причем высок риск её утраты, что  доказывается снижением мгновенной ликвидности авиакомпании в отчетном периоде, а также тенденщией роста  кредиторской задолженности.
     Показатели  финансовой устойчивости
     Рассчитанные  ранее показатели свидетельствуют  о финансовой зависимости ОАО  «Авиакомпания ЮТэйр», которая с  каждым годом возрастает. Так, если на 1 января 2003 и 2004 гг. доля собственного капитала находилась на уровне 30%, то к 1 января 2005 года она снизилась до 16%, соответственно произошло увеличение доли заемного капитала. Об этом свидетельствует коэффициент соотношения собственных и заемных средств, который на 1января 2005 года по сравнению с аналогичным периодом 2004 года увеличился на 58%. В 2005 году величина заемного капитала почти в 3 раза превысила величину собственного, что подтверждает возрастающую зависимости предприятия от своих кредиторов.
     Недостаток  собственного капитала для финансирования деятельности предприятия, резко возросший в 2005г. в основном восполняется кредиторской задолженностью перед поставщиками, сумма которой в 2005 году по сравнению с предыдущим увеличилась, в то время как доля краткосрочных кредитов и займов в том же периоде сократилась.
     Недостаток  собственных средств в обороте  характеризует показатель обеспеченности собственными средствами. Так, размер недостатка собственных средств  в обороте на 1.01.2004 года составил 1,7%, на 1.01.2005 года оборотных средств  хватало, а на 1.01.2006 года их дефицит увеличился до 43,3%. Недостаток составил 1698786 тысяч рублей, что негативно характеризует деятельность менеджмента организации.
     Факторный анализ коэффициента обеспеченности оборотных  активов собственными средствами предприятия
     Выясним, какие факторы оказали влияние на показатель обеспеченности оборотных активов собственными средствами и установим размер влияния. Для этого на основании данных приведенных ниже в таблице  произведем расчет следующей факторной модели: 

Косс = СОК/ОА = (СК-Им.А)/ОА
Таблица 6
Влияние факторов на коэффициент  обеспеченности оборотных  активов собственными средствами
Факторы Размер влияния, тыс. руб. Удельный вес  влияния,%
Собственный капитал -0,052 -11,44
Иммобилизованные  активы -0,329 -72,98
Оборотные активы -0,070 -15,59
Итого: -0,451 -100
 
     Снижение  в отчетном периоде показателя обеспеченности оборотных активов собственными средствами на 0,451 пункта в основном обуславливается ростом иммобилизованных активов (более чем в 2 раза) при снижении величины собственного капитала.
     Так, иммобилизованные активы в 2004 году выросли на 2,24%, что привело к снижению рассматриваемого показателя на 0,329 пункта. Данный фактор оказал наиболее значительное отрицательное влияние. В свою очередь уменьшение величины собственного капитала на 169777 тыс. рублей (18%) также привело к снижению коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными средствами, но на меньшую величину – 0,052 пункта.
     Отрицательное влияние на изменение коэффициента обеспеченности оборотных активов  собственными средствами оказал и уменьшение оборотных активов в 2005 г. на 16%. Это повлекло за собой снижение результирующего показателя на 0,070 пункта.
     Однако, несмотря на это, коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами в анализируемом периоде  оказался отрицательным, что говорит о существовании на предприятии недостатка собственного оборотного капитала.
     Увеличение  суммы недостатка собственных оборотных  средств объясняется накоплением  внеоборотных активов, а также высокой  долей дебиторской задолженности  и ростом запасов. 
     Возникший на предприятии недостаток собственных  оборотных средств может быть пополнен за счет внешних источников, однако финансовая зависимость предприятия  и так очень высока. Поэтому  предпочтителен другой путь - улучшить финансовое состояние авиакомпании может ускорение оборачиваемости капитала, максимально возможное снижение величины запасов, жесткий контроль за дебиторской задолженностью.
     На  основании проведенного анализа  можно сделать о том, что финансовая устойчивость ОАО «ЮТэйр» снижается, к тому же достаточно высок риск утраты платежеспособности организацией. Необходимо выявить причины негативных изменений. Рассмотрим для этого показатели эффективности функционирования деятельности предприятия.
     Показатели  эффективности функционирования деятельности предприятия.
     Как правило, причиной снижения финансовой устойчивости предприятия является замедление оборачиваемости капитала.
     Однако  на протяжении рассматриваемого периода  наблюдается ускорение оборачиваемости  активов. Так, в 2004 году оборачиваемость активов предприятия ускорилась на 0,29 оборота или 17,3 дня. Это произошло под влиянием ускорения оборачиваемости, как запасов, так и дебиторской задолженности на 2 и 12,8 дней соответственно.
     Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности  во многом объясняется оптимизацией системы расчетов с покупателями и эффективной работой сбытового отдела, а также менеджеров по работе с клиентами организации. Необходимо продолжать работу в данном направлении, поскольку доля дебиторской задолженности по-прежнему высока.
     Ускорение оборачиваемости оборотных активов  в свою очередь привело к сокращению оборота средств поставщиков  и других организаций на 6 дня.
     Благодаря повышению уровня деловой активности предприятия, продолжительность финансового  цикла сократилась, положительно характеризую деятельность авиакомпании. Это произошло в основном по причине ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.
     Таким образом, повышение деловой активности компании в 2005 году очевидно, ускорение  оборачиваемости привело к высвобождению средств из оборота, однако данного объема средств по-прежнему недостаточно для обеспечения деятельности компании.
     Дальнейший  анализ показателей интенсивности  использования ресурсов позволит сделать  выводы об эффективности деятельности ОАО «ЮТэйр»
     Показатели  интенсивности использования  ресурсов
  Рассчитанные показатели рентабельности свидетельствуют о том, что эффективность деятельности ОАО «ЮТэйр» в 2005 году незначительно снизилась по сравнению с прошлым периодом.
      Так, в 2004 году доходность компании по всем показателям рентабельности была достаточно высокой, но к 2005 году она значительно снизилась по ряду показателей. Собственный капитал предприятия стал использоваться более эффективно. В 2004 году на рубль собственного капитала предприятие получило 8,66 коп. прибыли от продаж, в то время как в 2005 году этот показатель был на уровне 10,63 коп.
     Снижение  рентабельности продаж свидетельствует  о неэффективности основной деятельности предприятия. Рентабельность продаж также  незначительно сократилась на 3,54 пункта и  в отчетном 2005 году и составила 2,03%, что может свидетельствовать о необходимости пересмотра предприятием ценовой политики.
     Отрицательным моментом является снижение рентабельности затрат. Так, в 2004 году предприятие получило 5,9 коп.  прибыли от продаж на каждый рубль затрат, что на 3,83 коп. больше чем в 2005 году. Снижение рентабельности затрат в основном обусловлено значительным и устойчивым ростом себестоимости в рассматриваемом периоде на 30,94% и 35,8 % в 2004г. и 2005г. соответственно. Причем следует отметить опережение темпам роста себестоимости темпов роста выручки предприятия.
     Данное  снижение свидетельствует о неэффективности  затрат, произведенных ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в отчетном периоде.
     Эффективность использования активов снизилась в 2005 году на 6,9% процентных пункта и составила 2,03 коп. на каждый рубль, вложенный в активы организации.
     При этом следует отметить, что рентабельность анализируемой авиакомпании выше среднеотраслевой. (Показатели рентабельности ближайших конкурентов значительно ниже, некоторые завершили 2004г. с отрицательным финансовым результатом, например, авиакомпании «Самара» и «КрасЭйр»).
      Проведем  более детальный анализ показателей  рентабельности авиакомпании.
Факторный анализ рентабельности активов.
     Рассмотрим  модель комплексной оценки эффективности  менеджмента.
Ra = (1-(МЗ/N+ЗП/N + Амортизация/N +Прочие  затраты/N))/(Fe + Кзакр.ОА)
Вывод модели:
Ra = (Ппр/А)/(N/N), где
Ппр = N - Себ-ть = N - (МЗ+ФЗП+Аморт.+Прочие затраты)
А = ВА + ОА
=> Ra = (N/N – ((МЗ+ФЗП+Аморт.+Прочие затраты)/N))/(ВА/N + OA/N) =
= (1 – (МЗ/N + ФЗП/N + Аморт./N + Прочие затраты/N))/(Fe + Кзакр.ОА)
     Таблица 7
Влияние факторов на рентабельность активов
Факторы Размер влияния, тыс. руб. Удельный вес влияния,%
Материальные  затраты на 1 рубль выручки -0,074 -358,1
Заработная  плата на 1 рубль выручки 0,006 26,7
Амортизация на 1 рубль выручки 0,000 0,1
Прочие  затраты на 1 рубль выручки 0,053 256,9
Фондоемкость 0,000 0,1
Коэффициент закрепления оборотных активов -0,005 -25,6
Итого: -0,021 -100
 
     Рентабельность  активов в отчетном 2004 году по сравнению  с предыдущим снизилась на 0,021 процентных пункта и составила 2,03%. Данное изменение  обусловлено влиянием ряда факторов. Наиболее значительное положительное влияние оказало снижение величины прочих затрат на 1 рубль выручки на 20,7%. За счет этого фактора рентабельность активов увеличилась на 0,053 процентных пункта. Снижение удельных затрат на оплату труда на 9,8 процентных пункта также оказало положительное влияние в размере 0,006 пункта. Снижение удельных затрат на амортизацию и фондоемкости также оказало положительное влияние на рентабельность активов, увеличив ее, однако данное влияние имеет наименьший вес и его размер менее 0,001 процентных пункта.
     Рост  коэффициента закрепления оборотных  активов на 56% снизил рентабельность активов на 0,005 процентных пункта, влияние  данного фактора было отрицательным. Однако наибольшее отрицательное влияние  оказало увеличение удельных материальных затрат на 1 руб. выручки на 81,88%. За счет данного фактора рентабельность активов снизилась на 0,074 процентных пункта.
     Таким образом, за счет снижения величины удельных затрат, за исключением материальных, а также за счет снижения фондоемкости предприятие смогло повысить эффективность использования своего имущества, однако данное положительное изменение было перевешено увеличением материальных затрат в расчете на 1 руб. выручки и ростом коэффициента закрепления активов. Положительный результат не был достигнут в итоге. Для достижения положительного результата предприятие должно предусмотреть меры по снижению величины материальных затрат, а также оптимизировать политику управления активами.
     В 2005 году по сравнению с 2004 годом отмечалось повышение рентабельности собственного капитала на 1,97 процентных пункта. Основными причинами этого стали: увеличение доли заемного капитала в общей сумме пассивов предприятия, ускорение оборачиваемости активов по сравнению с базисным периодом на 17,3 дня.
     Увеличение  рентабельности собственного капитала означает возросшую отдачу вложенных собственниками средств, следовательно, собственный капитал предприятия стал использоваться более эффективно. В отчетном периоде на рубль собственного капитала предприятие получило 10,63 руб. чистой прибыли, т.е. рентабельность составила 10,6%. Следует заметить, что достигнутый уровень рентабельности собственного капитала выше средней ставки по депозитам ЦБ РФ, которая в 2005 году составляла 8.7%13,более чем на 20%, что с точки зрения владельцев предприятия является положительным моментом. 
 

Факторный анализ рентабельности собственного капитала.
     Рассмотрим  следующую факторную модель, применив метод цепных подстановок
Rск = RЧПпр*(KобОА*ДОА)*Мск
     Таблица 8
Влияние факторов на рентабельность собственного капитала
Факторы Размер влияния, в долях. Удельный вес  влияния,%
Рентабельность (прибыль на 1 рубль) продаж, доли -0,009 185,37
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов 0,012 -233,90
Доля  оборотного капитала -0,027 549,12
Мультипликатор  собственного капитала 0,030 -600,59
Итого 0,005 -100
 
     Рентабельность  собственного капитала предприятия  увеличивается в 2005 году по сравнению  с 2004 г. на 0,5 процентных пункта. Данное изменение обусловлено влиянием изменения рентабельности продаж по чистой прибыли, коэффициента оборачиваемости оборотных активов, доли оборотного капитала и мультипликатора собственного капитала.
     Отрицательное влияние в размере 0,9 процентных пункта было оказано снижением рентабельности продаж и снижением доли оборотных  активов (размер влияния составил 0,27 процентных пункта).
     Положительное влияние оказали увеличение мультипликатора  собственного капитала (размер влияния  составил 0,03 процентных пункта) и увеличение коэффициента оборачиваемости оборотных  активов (размер влияния 0,012 процентных пункта).
     Таким образом, рентабельность собственного капитала организации возросла, что  положительно характеризует деятельность компании с точки зрения акционеров (владельцев капитала). В целом рост рентабельности собственного капитала свидетельствует о повышении в отчетном периоде эффективности использования капитала предприятия.
     Показатели  эффективности использования ресурсов предприятия свидетельствуют о  неоднородном характере изменений  в данном направлении. Так происходит повышение в отчетном 2005 году фондоотдачи и производительности труда (руб./чел.) в 1,21 и ,27 раза соответственно.
     Снижение  фондоемкости в свою очередь свидетельствует  о наличии относительной экономии средств, вложенных в основные фонды, в размере 15781,6 тыс. рублей.
     Однако необходимо отметить, что на данном предприятии неэффективно используются материальные ресурсы. Об этом свидетельствуют показатели материалоотдачи и материалоемкости. Материалоемкость на предприятии в отчетном периоде увеличилась на 0,007 ед. Соответственно материалоотдача в 2005г. снизилась. В результате роста материалоемкости был допущен перерасход материальных затрат на 78908.2 тыс. рублей.
     В целом повышение эффективности  использования основных фондов и  трудовых ресурсов свидетельствует  о снижении удельной себестоимости. Однако уровень рентабельности продаж снижается, поэтому необходимо провести факторный анализ прибыли от продаж и себестоимости.
Факторный анализ прибыли от продаж.
      Для определения влияния факторов (выручки  от продаж, удельных переменных затрат, постоянных расходов) на изменение прибыли от продаж воспользуемся следующей факторной моделью:
      Вывод модели: Ппр. =N – Спер – Спост, где
      Спер. = N*(Спер/N) = N*Упер.
      => Ппр. = N – N*Упер. – Спост = N*(1 – Упер) - Спост
     Так как в наличии имеется форма №5, отнесем на постоянные затраты 50% фонда оплаты труда, отчислений на социальные нужды и половину прочих затрат. Форма №2 не позволяет провести полный анализ данной модели, т.к. коммерческие и управленческие расходы на предприятии не выделяются.
Таблица 9
Влияние факторов на прибыль  от продаж
Факторы Размер влияния, тыс. руб. Удельный вес  влияния, %
Объем реализованной продукции, тыс. руб.,N 918082 -366,54
Удельные  переменные затраты на 1руб. товарной продукции -970791 387,58
Постоянные  затраты, С пост -197767 78,96
Итого: -250475 100,00
 
      В отчетном периоде прибыль от продаж снизилась более чем  в 2 раза или  на 250475 тыс. рублей. Это обусловлено  влиянием трех факторов. Наиболее значительное положительное влияние оказал рост выручки в 2005 году по сравнению с предыдущим годом, размер влияния составил 918082 тыс. рублей. Однако два других фактора вызвали снижение прибыли от продаж. Отрицательное влияние было оказано ростом постоянных расходов в отчетном периоде на  7,94% уменьшение прибыли от продаж за счет данного фактора составило 197767 тыс.руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.