На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный долг РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЯУТСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (филиал)
АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 
 
 
 
 

Финансовый  факультет
Кафедра “Финансы и кредит” 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: “Финансы”
на тему: “Государственный долг РФ” 
 
 
 
 
 
 

Проверил:
преподаватель
Кемадингар Тамара Валентиновна 

Результаты  работы: 

________________________
(оценка) 

________________________
(подписи  членов комиссии) 

«___»__________________________2009 
 
 
 
 

Якутск 2009 
 
 
 

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и особенности государственного долга РФ………………….5
      Экономическое содержание государственного долга…………………5
      Виды государственного долга РФ……………………………………...9
      Управление государственным долгом РФ……………………………13
Глава 2. Анализ современного состояния государственного долга России……20
      Анализ показателей государственного внешнего долга РФ…….......20
      Анализ показателей государственного внутреннего долга РФ...…....23
      Перспективы погашения государственного долга РФ…………...…..26
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы……………………………...34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать  дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.
     После аннулирования государственного долга  дореволюционной России в 1918г. советскому правительству в годы новой экономической  политики (НЭПа) с трудом удалось  восстановить функционирование рынка государственных заимствований. Займы успешно работали на благо финансовой стабилизации экономического роста. Однако в конце двадцатых годов был осуществлен переход к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга. В 1957г. правительство было вынуждено прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государств. После этого в стране обращался только один трехпроцентный выигрышный заем. Его облигации продавались и покупались сберкассами по централизованно устанавливаемым ценам.
     С переходом к формированию основ  рыночной экономики в начале 90-х  годов Россия столкнулась с отсутствием  отечественного опыта по организации  и ведению государственных долговых операций, адекватной работы в условиях свободного рынка. В связи с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, одновременно обращаясь к традициям прошлого и опыту развитых стран с рыночной экономикой.
     Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьёзным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию, возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.
     Актуальность. Принимая во внимание сложившиеся в  России экономические условия, можно отметить, что государственный долг играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
     Цель  данной курсовой работы – исследование проблемы государственного долга, функций государственного долга и проанализировать состояние внешнего и внутреннего долга РФ.
     Задачи:
     1. Рассмотреть экономического содержания государственного долга РФ;
     2. Рассмотреть виды государственного долга РФ;
     3. Рассмотреть механизм управления  государственным долгом РФ;
     4. Проанализировать показатели внешнего долга РФ;
     5. Проанализировать показатели внутреннего долга РФ.
     Данная  работа состоит из теоретической  главы, в которую входят три параграфа, практической главы, в которую входят два параграфа. Так же из введения, заключения и списком использованной литературы.
     При написании работы были использованы труды: Агапова Т.А., Серегина С.Ф., Андрианов В.Д., Алексеев М.Ю., Градов А.П., Вавилов Ю.Я. и периодические издания. 
 

Глава 1. Сущность и особенности государственного долга РФ 

      
      Экономическое содержание государственного долга
 
      С появлением государства возникли и  его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов – неналоговых платежей.
     С течением времени налогов и неналоговых  доходов для покрытия всех государственных  расходов оказалось недостаточно, и  государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и тому подобных. Монарх и его правительство направляли средства, полученные с помощью займов, в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного долга.
     Государственный долг – это долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.1
     Основными причинами образования государственного долга являются 
дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

      Особенность государственного долга как финансового  явления состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых  взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом. Частный ссудный капитал используется для кредитования хозяйствующих субъектов в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Банковское кредитование отражает производительное в основном использование ссудного капитала (или на цели развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов как капитала создаёт условия для погашения кредита и уплаты процентов за счёт увеличения производимой добавленной стоимости.
      Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:
    кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;
    государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
    договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
    переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;
    соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
      Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы  основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.2
      По  структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:
    задолженности владельцам ГКО-ОФЗ;
    задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета;
    задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан;
    внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ;
    вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами.
     Предоставляя  для Российской Федерации право  приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.
     По  срокам государственные долговые обязательства  могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.
     По  уровню управления государственный  долг делится на государственный  долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.
     Существует  несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.
     Государственный долг подразделяется на капитальный  и текущий.
     Капитальный государственный долг – это вся  сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.
     Текущий долг включает расходы государства  по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
     Согласно  действующему законодательству, следует  выделять государственный и общегосударственный  долг. Последнее понятие более  широкое и включает задолженность  не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.
   Хроническая дефицитность государственного и местных  бюджетов и высокий государственный  долг характерны на современном этапе  для большинства промышленно  развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведёт к росту государственного долга – внутреннего и внешнего.
     Взаимные долговые обязательства разных стран являются фактором укрепления международного сотрудничества и взаимопонимания. Этому способствуют межправительственные займы, заимствования у международных финансовых организаций и международных финансовых рынков, внешние государственные гарантии и кредиты. При высоком развитии международных долговых отношений все становятся экономически заинтересованы во всеобщей стабильности и мире.
     Негативные  аспекты влияния государственного долга на социально-экономические процессы, прежде всего, проявляются в том, что при чрезмерном развитии рынка государственного долга правительство ограничивает инвестиционные возможности народного хозяйства. Это происходит потому, что, привлекая заемные средства, государство отнимает у рынка часть финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на инвестиции в реальный сектор экономики. Степень негативного влияния государственного долга усиливается при чрезмерно высокой доходности государственных бумаг. В этих условиях инвесторы отдают безусловное предпочтение вложению средств в государственные долговые обязательства по сравнению с проведением реальных инвестиций. Кроме того, высокая доходность государственных ценных бумаг (наряду с другими факторами) ведёт к росту ставки банковского процента за кредитные ресурсы, что делает банковскую ссуду неэффективной для предпринимателей.3
     Чрезмерное  увлечение государства заёмными операциями способствует значительному отвлечению бюджетных средств от хозяйственного и социального развития. Высокий уровень заимствований, если он к тому же сочетается с высокой доходностью государственных бумаг, ведёт к большим бюджетным расходам по обслуживанию государственного долга. Это рассматривается как негативный момент в развитии государственных финансов.
     Если  государство, увлекающееся заимствованиями, делает крен в сторону внешних  займов, то возможно не только попадание  в чрезмерную зависимость состояния  отечественных финансов от состояния  финансов международных, но потеря политической независимости.
     Активное  использование государственных  экспортных гарантий и кредитов может  сопровождаться нежелательными последствиями  для страны-гаранта или кредитора  в развитии внешних экономических  отношений, если процедура предоставления гарантий и кредитов не продумана до мельчайших деталей и не имеет прочной правовой основы. Любая техническая погрешность может обернуться в последствии серьёзной проблемой в работе по возврату государственных внешних долговых активов. 

      
      Виды государственного долга РФ
 
      В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований  государственный долг может быть внутренним и внешним.
      Внешний долг – это задолженность правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Выплата внешнего долга связана с перемещением реальных товаров и услуг за границу и чистым сокращением их потребления внутри страны.4
  Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.
     С формальной точки зрения внешними займами  называются займы, заключенные на иностранных  биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заём может попасть в руки иностранцев и обратно.
     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в объём государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: 5
    номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
    объём основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
    объём основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией.
      В объём государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
    номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены иностранной валюте;
    объём основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлечённым под государственные гарантии Российской Федерации;
    объём обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
      Предельные  объёмы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете 
на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта 
РФ или местного органа власти). Предельный объём может быть превышен 
Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию 
государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный 
объём заёмных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или 
муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета 
соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать 
30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учёта финансовой 
помощи из федерального бюджета и заёмных средств, привлечённых в текущем 
году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов 
местного бюджета без учёта финансовой помощи из федерального бюджета и 
бюджета субъекта РФ, привлечённых в текущем году заёмных средств. 
Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга 
субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объёма 
расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то 
могут быть применены следующие санкции:

    ревизия бюджета субъекта РФ;
    передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта РФ;
    иные меры.
      В Российской Федерации действует  единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведёт Государственную долговую книгу.6
      Внутренние  долговые обязательства можно разбить  на две группы:
    рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, 
    ОФЗ, ОГСЗ и др.);

    нерыночные, выпущенные в счёт финансирования образовавшейся 
    задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность 
    перед ЦБ РФ и др.).

      Быстрый рост государственного внутреннего  долга привёл к тому, что 
расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения 
государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые 
позволили снизить эти затраты, а именно:

    на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для 
    покупки государственных ценных бумаг им было разрешено открывать счета 
    типа «С»);

    начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;
    начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше, чем внутреннего, заимствования за рубежом в худшем случае обходятся в 25% годовых. Однако обострение финансового кризиса внесло свои коррективы в эти планы.
     Отрицательные последствия государственного долга  связаны с тем, что выплаты  процентов по внутреннему долгу  увеличивают неравенство в доходах  и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.
      Затраты по размещению, выплате доходов и  погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счёт средств федерального бюджета.
     Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путём осуществления  операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.7
     Выполнение  Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
     Банк  России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно. 

      
      Управление  государственным долгом РФ
 
      Управление  присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается процесс разработки и выполнения стратегии управления задолженностью органов государственного управления, которая позволяет привлекать необходимую сумму финансирования, выполнять целевые установки Правительства Российской Федерации в отношении степени риска и затрат, а также решать любые другие задачи, поставленные Правительством Российской Федерации в области управления государственным долгом.8
     Исходя  из более широкого, макроэкономического контекста проведения государственной политики, Правительство Российской Федерации должно стремиться к обеспечению экономической приемлемости или устойчивости и обоснованности уровня и темпов роста (снижения) государственного долга и возможности его рефинансирования и обслуживания, при самых разных обстоятельствах не отступая от целевых установок в отношении стоимости и степени риска, а также удержания задолженности государственного сектора на экономически приемлемом уровне и принятия внушающей доверия стратегии мер по сокращению чрезмерной задолженности. Примерами показателей, свидетельствующих о приемлемости уровня долга, служат коэффициенты обслуживания долга и отношения государственного долга к ВВП.
     Основными целями управления государственным долгом Российской Федерации являются:
    сохранение объёма государственного долга на экономически безопасном уровне;
    сокращение стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации;
    обеспечение исполнения обязательств государства в полном объёме по как можно более низкой стоимости на средне- и долгосрочную перспективу.
      Управление  государственным долгом является составной  частью бюджетной политики. И свою очередь, бюджетная политика является составной частью социально-экономической политики государства.
      Управление  государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской федерации.
      Управление  государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
     Управление  муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.
     Государственный долг, как и финансы, может являться рычагом и объектом управления. В  качестве рычага управления государственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.
     Государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности (государственные  заимствования, кредиты, гарантии), структуру  видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий, порядок выпуска и обращения государственных займов, порядок предоставления государственных кредитов, порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним. Государство устанавливает и все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.
     В процессе управления государственным  долгом Российской Федерации решаются следующие общие задачи:9
    удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя обязательств без причинения значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;
    минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
    сохранение у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
    поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;
    достижение эффективного и целевого использования заимствованных государством средств и гарантированных им заимствований;
    диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
    координация действий федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на долговом рынке страны.
      Управление  государственным долгом бывает стратегическим и оперативным. Перспективные вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального собрания, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов (законодательной инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации, представительные органы и главы администраций субъектов Российской Федерации), Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Российской Федерации их принимают, а Президент Российской Федерации и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают.
     В частности, ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации устанавливают предельные объёмы государственного внутреннего и внешнего долгов; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам-участникам СНГ; направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам Российской Федерации; верхние пределы государственных внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства Российской Федерации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.