На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет товарных операций в оптовой торговле

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧАСТНЫЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

На тему:   «Учет товарных операций в оптовой  торговле»
По дисциплине: «Особенности бухгалтерского учета в отраслях народного хозяйства» 
 
 
 
 
 
 

Студентка: Карпович Т.А.
Курс 5(с), группа 2
Факультет: Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»              
Номер зачетной книжки № 627 
 
 

Минск 2007

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Оптовая торговля является посредническим звеном между производителями и потребителями товаров. Сложившаяся в условиях жесткого централизованного управления оптовая торговля была лишена возможности выбора форм и методов деятельности, а распределение товарных ресурсов привело к снижению, а иногда и к полной потере коммерческой работы предприятий.
    Переход экономики республики к рыночным отношениям потребовал новых подходов к организации всех отраслей народного хозяйства, в том числе и оптовой торговли.
    Оптовая торговля как важнейший элемент  рыночной инфраструктуры занимает одно из ведущих мест в экономике любою государства и оптовая торговля является необходимым звеном товарного обращения, так как она осуществляет товарный обмен между отраслями народного хозяйства, экономическими районами республики и зарубежными странами. Она выполняет важные посреднические функции по установлению хозяйственных связей предприятий, формированию торгового ассортимента, товароснабжению розничной торговой сети и др.
    С развитием рыночных отношений разрушено  монопольное положение оптового звена системы Министерства торговли Республики Беларусь на потребительском рынке, появились новые виды оптовых предприятий.
    Оптовая торговля базируется на экономико-организационных  принципах, позволяющих предприятиям самостоятельно определять поставщиков товаров, рынки сбыта, услуги оптовым покупателям и т. д. Следует отметить резкое повышение коммерческой деятельности оптовых предприятий.
    В связи с этим в условиях рыночных отношений возрастает значение бухгалтерского учета на предприятиях оптовой торговли. Обусловлено это необходимостью правильной организации учета и повышения эффективности контроля товарных операций, создания условий непрерывности товародвижения на макроуровне. Операции торгового характера осуществляют практически все организации, в то же время правильно отразить результаты и не допустить ошибок при расчете налогов, при определении финансового результата не каждая организация способна.
    Основные  задачи учета товаров и их реализации состоят в том, чтобы обеспечить контроль за  состоянием товарных запасов  и их сохранностью на складах. Для выполнения указанных задач необходимо в первую очередь использовать данные первичного учета, регистры синтетического и аналитического учета.
    Основные  трудности, связанные с тем, что  каждый вид торговли имеет свои особенности  обусловленные требованиями Гражданского Кодекса Республики Беларусь, Налогового Кодекса Республики Беларусь и нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению. Организация бухгалтерского учета товарооборота (товарных операций) испытывает влияние различных факторов и зависит от формы выхода на товарный рынок: прямая (продавец или покупатель) или с участием посредников, от содержания товарных операций, от учетной политики предприятия и других факторов. Для работы бухгалтера необходимы четкие детализированные законодательно закрепленные указания по бухгалтерскому, налоговому учету и контролю, за совершением хозяйственных операций и их законностью.
    Необходимость организации грамотного ведения бухгалтерского учета товарных операций на предприятиях оптовой торговли обусловлена тем, что неверное оформление операций купли-продажи, неправильное отражение отдельных хозяйственных ситуаций неизбежно приведет к конфликту не только с налоговыми органами, но и с партнерами по бизнесу и своими работниками. При отсутствии надлежащим образом оформленных документов организация бывает вынуждена доказать факт осуществления тех или иных операций. Правильность отражения хозяйственных операций в бухгалтерской и налоговой отчетности с помощью документов, имеющих лишь косвенное отношение к спорному вопросу, в ряде случаев вызывает большие затруднения. Эффективность руководства деятельностью предприятия полностью зависит от способа вовремя получать полную, точную, объективную, достаточно детальную и своевременную экономическую информацию. Это достигается путем ведения четкого бухгалтерского и налогового учета. Далеко не у всех торговых предприятий организация учетного процесса совершенна. Среди многообразия хозяйственных операций на оптовом торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким.
    Все вышесказанное определило выбор  темы работы и ее высокую актуальность. Цель исследования: анализ действующей на предприятии системы учета аудита товарооборота (товарных операций).
    Объект  исследования: предприятие оптовой торговли ООО «Вашгерд».
    Предмет исследования: организация учета товарных операций в оптовой торговле на примере ООО «Вашгерд»
    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
    рассмотреть сущность оптовой торговли, порядок ценообразования, цели, задачи и основные принципы учета товарных операций в оптовой торговле;
    рассмотреть порядок осуществления учета поступления и реализации товаров в оптовой торговле;
    охарактеризовать систему учета товарных операций на исследуемом предприятии ООО «Вашгерд»;
    разработать рекомендации по совершенствованию организации учета товарных операций.
    Информационной  базой курсовой работы стали экономическая литература отечественных авторов, материалы периодической печати – журналы «Главбух», «Бухгалтерский учет», нормативные документы Республики Беларусь, а так же финансовая и бухгалтерская отчетность исследуемого предприятия, приведенная в приложениях.
 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ  УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ  И РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ  В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ

1.1. Объекты, цели  и задачи учета  товаров в оптовой торговле

 
    Оптовая торговля — самостоятельное звено в полном цикле товарного обращения, которое обеспечивает коммерческое посредничество в установлении экономических связей между субъектами рынка и участвует в преобразовании производственного ассортимента товаров в торговый, а также обеспечивает создание сезонных, текущих, страховых и иных запасов для комплексного товароснабжения розничной торговой сети и покупателей товаров с оказанием услуг производственного, финансово-коммерческого и методологического характера. [9;с.5]
    Оптовая торговля по своей экономической  сущности представляет собой продажу товаров внутри сферы обращения, а по материальному содержанию — дополнительные производственные операции по доведению товаров от изготовителей до розничных предприятий и других оптовых покупателей товаров. Оптовая торговля товарами народного потребления выполняет торгово-посреднические операции между производителями и покупателями товаров.
    Существенную  роль играет оптовая торговля в организации  товарного обмена между отраслями народного хозяйства, экономическими районами страны, зарубежными странами.
    Оптовая торговля товарами народного потребления  обусловлена рядом производственных, транспортных и торговых факторов. К производственным факторам относится специализация предприятий-изготовителей на выпуске товаров народного потребления узкого ассортимента, что затрудняет сбыт товаров непосредственно в розничной торговой сети, является причиной сезонности производства ряда товаров, требующей их накопления для равномерного снабжения розничной сети в течение года, и др. Транспортные факторы включают перемещение товаров народного потребления из пунктов производства в районы потребления различными видами транспорта, перевалочные и торгово-распределительные складские сооружения. Торговые факторы включают комплектование торгового ассортимента для конкретных розничных и других оптовых предприятий, контроль за качеством товаров, накопление и хранение необходимых товарных запасов (текущих, сезонных, резервных и др.), организацию завоза и вывоза товаров из одной области в другую, из региона в регион.
    Оптовая торговля сложилась в условиях господства централизованного управления, при котором основное внимание уделялось административным методам, а не учету экономических интересов, лишало предприятие свободы выбора форм организации оптовой торговли.
    Переход к рыночным отношениям и создавшаяся  хозяйственно-экономическая ситуация в республике резко изменили условия  работы оптовой торговли, ее функции и задачи. Ослабление роли государственных органов в регулировании работы опта и внедрение коллективных и других форм собственности способствуют созданию коммерчески активного оптового торгового звена, становлению единого рынка республики и формированию взаимовыгодных хозяйственных связей между предприятиями, регионами, странами.
    Оптовое торговое звено выполняет следующие  функции:
    • коммерческое посредничество в установлении хозяйственных связей предприятий  и их ориентация на потребительском  рынке;
    •  преобразование производственного ассортимента товаров в торговый;
    • комплексное товароснабжение розничной  торговой сети и других оптовых покупателей с оптовых складов текущими, сезонными и резервными запасами.
    Эти функции могут выполняться отдельными оптовыми предприятиями в различных сочетаниях и сопровождаться операциями как производственного (фасование, доработка и др.), так и финансово-коммерческого (коммерческое кредитование производителей или оптовых покупателей, организация ярмарок, рекламных кампаний и т. п.) характера. [9;с.7]
    Функционирование  оптовой торговли товарами народного  потребления должно базироваться на экономико-организационных принципах:
    • разнообразия и состязательности форм, структур и масштабов оптовых  предприятий, формирования и видоизменения  их в зависимости от интересов торговых и производственных предприятий и объединений, действующих на рынке;
    • полного освобождения оптовых предприятий  от выполнения функций государственно-административного регулирования и контроля товародвижения;
    • недопущения прямого административного подчинения оптовых предприятий государственным исполнительным органам;
    • равных экономических прав ведения  оптовой торговой деятельности без административного ограничения рынка сбыта для предприятий всех форм и видов собственности, включая оптовое звеж> потребительской и производственно-сбытовой кооперации, а также оптовые звенья объединений розничных и оптовых предприятий и государственных производственных объединений;
    • платности оптовых торговых услуг, предоставляемых оптовыми предприятиями любым своим клиентам. Это относится к операциям, связанным с физическим обслуживанием товара (экспедирование, хранение, фасование, доработка, подсортировка), и к коммерческому посредничеству или услугам по организации хозяйственных отношений. [9;с.8]
    Территориальные границы обслуживаемых рынков, товарный профиль и внутренняя организационная структура оптовых предприятий и их объединений не должны подлежать государственно-административной регламентации. Они зависят от потребностей рынка, экономических интересов, возможностей оптовых предприятий и регулируются антимонопольным законодательством.
    Поскольку переходный период к рыночным отношениям может продолжаться длительное время, указанные принципы функционирования оптовой торговли товарами народного потребления в этом периоде могут быть реализованы не полностью. Так, согласно концепции организации оптовой торговли товарами народного потребления в условиях перехода к рынку, разработанной Министерством торговли республики, предусматривается сохранение государственного регулирования и контроля за обеспечением населения социально значимыми товарами. Государственное регулирование предполагает:
    • определение перечня социально  значимых товаров;
    • расчет потребности в них по регионам республики в зависимости от покупательной способности, приоритетов потребления и других факторов;
    • определение субъектов рынка, включая  оптовые предприятия, продвигающие социально необходимые товары;
    • доведение до субъектов рынка  государственных заданий на производство, закупку и продажу товаров;
    •  разработку механизма государственных  гарантий (сырьевое, энергетическое, финансовое, правовое и другое обеспечение) поставки на рынок социально необходимых  товаров. [9;с.11]
    Оптовые предприятия должны способствовать выполнению государственной ассортиментной политики, которая не только обеспечивает социально необходимый минимум потребления, но и создает условия для реальных рыночных отношений.
    Эффективность оптового звена для государственных  органов управления оценивается исходя из степени удовлетворения спроса населения и предприятий на товары и услуги и вклады в совокупный доход.
    Оптовый товарооборот - это стоимость товаров, проданных предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей их продажи населению, а также поставленных для рыночного и внерыночного потребления и на экспорт. [17;с.110]
    По  формам товародвижения оптовый товарооборот бывает двух видов: складской и транзитный. При складском товарообороте товары реализуют оптовым покупателям со складов оптовых баз, оптово-розничных объединений и предприятий. Основными способами доставки товаров на розничные торговые предприятия и предприятия общественного питания являются централизованная доставка и кольцевой завоз. Поскольку транспортные расходы по доставке товаров покупателям относятся, как правило, на затраты оптовых предприятий, то последние материально заинтересованы в наиболее рациональных маршрутах завоза товаров, в более эффективном использовании транспорта путем полной его загрузки, исключения порожних пробегов, улучшения использования его грузоподъемности.
    С целью сокращения звенности товародвижения отдельные товары реализуют транзитом, т.е. доставляют от поставщика покупателю, минуя оптовое предприятие. При транзитной реализации товаров оптовое предприятие принимает участие в расчетах (оплаченный транзит) или не участвует в них (неоплаченный транзит), а только организует эту реализацию. Транзитная форма реализации товаров является более эффективной, так как ускоряет товарообо-рачиваемость, сокращает расходы по доставке, погрузочно-разгрузочным работам, приемке, отпуску и хранению товаров.
    В оптовый товарооборот не включают:
    ¦    возвратную тару и стеклопосуду, отпущенные покупателям вместе с товаром;
    ¦    внутренний отпуск товаров со склада на склад, со'склада в магазины, находящиеся  на одном балансе с оптовым  предприятием;
    ¦   возврат товаров поставщику. [17;с.111]
    В оптовый товарооборот включают отпуск товаров покупателям по отпускным (продажным) ценам с налогом на добавленную стоимость, а водки белой и табачных изделий—по фиксированным розничным ценам.
    Выручка - это полученная или причитающаяся к получению стоимость, как правило в денежной форме, от продажи и обмена, товаров (продукции, работ, услуг) и имущества субъекта хозяйствования по продажным ценам, сформированным согласно действующему законодательству. По международным стандартам выручка оценивается по рыночной стоимости. Признание выручки определяют такие основные критерии, как передача покупателю всех рисков, выгод и права собственности на имущество, точная оценка суммы выручки, производственных затрат и вероятность экономической выгоды.
    Выручка от реализации товаров на предприятиях оптовой торговли включает выручку от реализации товаров оптом (оптовый товарооборот); комиссионное вознаграждение от реализации товаров по договорам консигнации и выручку от реализации товаров через собственные розничные торговые предприятия (розничный товарооборот). Учет выручки от реализации товаров ведут по продажным ценам с налогом на добавленную стоимость.
    Валовой доход от реализации товаров на оптовых предприятиях представляет собой разность между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Он предназначен для покрытия налоговых и неналоговых платежей с полученного дохода, издержек обращения и получения прибыли от торговой деятельности. [17;с.111]
    Целью бухгалтерского учета товаров в оптовой торговле является контроль сохранности, рационального и эффективного использования товарных запасов; своевременное получение полной и достоверной информации о товарообороте, о состоянии расчетов с поставщиками и покупателями, необходимой для составления расчетов по налогам и неналоговым платежам, начисляемым от выручки и валового дохода, и для принятия обоснованных управленческих решений.
    Перед бухгалтерским учетом товаров, тары и товарооборота на оптовых предприятиях стоят следующие задачи: [17;с.112]
    ¦    контроль своевременности и правильности документального оформления поступления и выбытия товаров и тары;
    ¦    контроль полноты оприходования  и списания товаров и тары;
    ¦    контроль за ценами, соблюдением действующего порядка формирования цен на товары и тару и применения оптовых (торговых) надбавок и скидок на товары;
    ¦    контроль за законностью, целесообразностью  и эффективностью совершения товарных операций;
    ¦    контроль своевременности представления  отчетности материально ответственными лицами;
    ¦    контроль за объемом и темпами  роста оптового товарооборота и  полнотой отражения выручки от реализации товаров в учете и отчетности;
    ¦    достоверность учета товаров  и тары, товарооборота и выручки от реализации товаров;
    ¦    своевременное получение сводной учетной информации по показателям отчетности;
    ¦    качественное проведение инвентаризации товаров и тары и своевременное отражение ее результатов в учете;
    ¦    достоверное отражение в учете  валового дохода от реализации товаров;
    ¦    своевременное и правильное исчисление налогов и неналоговых платежей от валового дохода и выявление финансового результата от реализации товаров.

1.2. Принципы учета  товаров в оптовой  торговле

 
    Рассмотрим  основные принципы учета товаров и тары в оптовой торговле. В учете товаров и тары на оптовых торговых предприятиях придерживаются следующих принципов: [17;с.117]
    1. Принцип материальной ответственности работников за товарно-материальные ценности при их приемке, хранении и отпуске. Применение полной индивидуальной или бригадной материальной ответственности определяет ведение учета товаров и тары по местам хранения и материально ответственным лицам.
    При приеме на работу материально ответственных  лиц администрация предприятия  заключает с ними договор о материальной ответственности установленной формы.
    В торговле применяют две формы  материальной ответственности: индивидуальную — предприятие заключает договор с одним лицом; коллективную (бригадную) — предприятие заключает договор с бригадой.
    В зависимости от размера возмещаемого ущерба различают три вида материальной ответственности: полную, ограниченную и повышенную. На оптовых предприятиях применяют полную материальную ответственность за товары по отпускным или фиксированным розничным ценам с налогом на добавленную стоимость и тару по учетным ценам. Ограниченную материальную ответственность, как правило, устанавливают за причиненный ущерб предприятию излишними штрафными выплатами в виду ненадлежащего исполнения своих обязанностей материально ответственными и другими должностными лицами. При этом работники несут индивидуальную, а не бригадную ответственность. Повышенную материальную ответственность применяют в случаях, установленных законодательством, когда причиненный ущерб взыскивается с применением соответствующих коэффициентов или по действующим ценам.
    При бригадной материальной ответственности  ущерб взыскивают с членов бригады пропорционально их заработной плате и фактически проработанному времени в межинвентаризационном периоде.
    2. Принцип документального оформления хозяйственных операций. Этот принцип торговые предприятия реализуют путем применения типовых и специализированных форм товарных документов для учета поступления, реализации и прочего выбытия товаров и тары, которые являются бланками строгой отчетности. Внутреннее перемещение товаров и тары от одного материально ответственного лица к другому производят под контролем и по распоряжению руководителя и главного бухгалтера предприятия.
    3. Принцип периодической отчетности материально ответственных лиц обусловлен периодичностью бухгалтерской отчетности и необходимостью своевременной обработки и обобщения текущих данных по движению товаров и тары с целью получения информации о товарных запасах, об их реализации, выявления валового дохода от реализации товаров и т.п. Отчетность материально ответственных лиц должна обеспечить ритмичную работу бухгалтерии. Ее формы и сроки устанавливает администрация предприятия в зависимости от применяемой формы бухгалтерского учета, технической оснащенности, документооборота и других условий.
    4. Принцип использования в учете денежного и натуральных измерителей определяет ведение натурально-стоимостного и стоимостного учета в натуральных единицах и национальной денежной единице независимо от валюты контрактов.
    5. Выбор учетной цены (покупная или продажная) должен обеспечить удобную схему учета реализации товаров. На предприятиях оптовой торговли товары, как правило, учитываются по отпускным ценам предприятий-изготовителей и импортеров Республики Беларусь, а товары, самостоятельно ввезенные из-за пределов республики, — по контрактным ценам зарубежного поставщика без налога на добавленную стоимость, пересчитанным в белорусские рубли. Товары, поступившие от поставщиков-посредников, на предприятиях оптовой торговли учитывают, как правило, по отпускным ценам предприятия-изготовителя (импортера) без налога на добавленную стоимость. В этом случае оптовую надбавку, уплаченную поставщикам-посредникам на поступившие товары, учитывают на отдельном аналитическом счете, открываемом к субсчету 42-1 «Торговая наценка (скидка, надбавка)». В конце месяца на основании расчета их списывают пропорционально стоимости реализованных товаров в дебет счета 90 «Реализация продукции (работ, услуг)», субсчета 1 «Реализация товаров оптом». Учетной ценой товаров может быть отпускная цена посредника. Второй вариант оценки и учета товаров, поступивших от посредников, является более простым, но требует обязательного контроля правильного формирования отпускных цен при реализации товаров.
    На  предприятиях розничной торговли товары учитывают по розничным ценам, включая  налог на добавленную стоимость  и налог на продажу отдельных товаров.
    6. Принцип соответствия в учете товарных операций требует:
    ¦    отражения в учете поступления, выбытия, внутреннего перемещения товаров и тары, результатов их инвентаризации в том отчетном периоде, в котором совершены хозяйственные операции, проведена инвентаризация;
    ¦    единства оценки поступивших и выбывших товаров, что обуславливает списание с материально ответственных лиц выбывших товаров и тары по тем же ценам, по которым они были оприходованы под отчет;
    ¦    тождества оприходованных товарно-материальных ценностей одним и списанных  в расход другим материально ответственным  лицом при их внутреннем перемещении, что достигается встречной проверкой этих данных по товарным, товарно-транспортным накладным по отдельным операциям и в регистрах бухгалтерского учета за отчетный месяц;
    ¦    соответствия учетных и отчетных данных фактическому наличию товаров и тары, что обеспечивается их инвентаризацией и отражением в учете выявленных отклонений: оприходованием излишков и списанием (возмещением) недостач и потерь товаров и тары;
    ¦    тождества данных натурально-стоимостного и стоимостного учета, аналитического и синтетического учета товаров и тары, что обусловлено отражением одной и той же информации на счетах бухгалтерского учета и обеспечено сверкой соответствующих учетных данных в регистрах бухгалтерского учета.
    Реализация  данного принципа позволяет своевременно отразить в учете хозяйственные операции, выявить арифметические ошибки, предупредить случаи злоупотреблений и недостач ценностей, получить объективную и достоверную информацию.
    7. Оценка реализованных товаров и отражение товаров в отчетности по себестоимости. В себестоимость реализованных товаров (товаров в остатке) включают их покупную стоимость с налогом на добавленную стоимость и издержки обращения на реализованные товары (на остаток товаров). На оптовых торговых предприятиях и оптово-розничных объединениях учет товаров под отчетом материально ответственных лиц осуществляют на счете 41 «Товары», субсчете 1 «Товары на складах» по отпускным ценам (без налога на добавленную стоимость). Входной налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам учитывают на счете 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». При реализации товаров выходной налог на добавленную стоимость рассчитывают со стоимости отпущенных товаров по отпускным ценам с оптовой надбавкой и включают в сумму выручки. Издержки обращения на предприятиях оптовой торговли учитывают на счете 44 «Издержки обращения». Фактическую себестоимость реализованных товаров (остатка товаров) на предприятиях оптовой торговли определяют суммированием соответствующих данных по указанным балансовым счетам (статьям баланса).
    8. Определение момента реализации (учета выручки) позволяет обеспечить единые методические основы учета выручки, валового дохода и прибыли, контролировать уплату налоговьгх и неналоговых платежей в бюджет. В бухгалтерском учете реализацию товаров отражают: по оплате расчетных документов покупателями (по дате перевода долга, уступки требования); по моменту отпуска товаров и перехода права собственности на них покупателям.
    9. Выбор метода определения валового дохода на реализованные товары обусловлен выбором учетной цены и момента реализации товаров:
    ¦    методом разниц оптовые предприятия определяют реализованные оптовые надбавки по данным счета 90 «Реализация продукции (работ, услуг)», субсчета 1 "Реализация товаров оптом» при учете товаров по покупным ценам, а выручки по отгрузке: выручка от реализации товаров по отпускным ценам минус покупная стоимость реализованных товаров с налогом на добавленную стоимость;
    ¦    методом балансовой увязки показателей оптовые предприятия определяют реализованные оптовые надбавки при учете товаров по покупным ценам, а выручки по оплате — на основании аналитических данных по счету 42 «Торговая наценка», субсчета 1 «Торговая наценка (скидка, надбавка)»: к остатку оптовых надбавок по предъявленным покупателям и неоплаченным счетам на начало месяца прибавляют оптовые надбавки, включенные в счета покупателей по отгруженным им товарам за месяц, вычитают остаток оптовых надбавок по предъявленным покупателям и не оплаченным счетам на конец месяца;
    ¦    методом среднего процента по расчету установленной формы оптовые предприятия определяют валовой доход на реализованные товары, учитываемые по продажным ценам независимо от определения момента реализации.
    Основные  принципы учета товаров и тары оптовые предприятия реализуют через учетную политику. В приказе об учетной политике указывают:
    ¦    по методологическим аспектам: учетные цены на товары и тару; способы складского учета товаров и тары; порядок учета товаров, принятых на реализацию на условиях консигнации; порядок учета оптовых надбавок, уплаченных поставщикам-посредникам; момент учета выручки or реализации товаров; порядок учета и выявления валового дохода от реализации товаров и др.;
    ¦    по организационно-техническим аспектам: перечень типовых и специализированных форм применяемых товарных документов строгой отчетности; формы и сроки отчетности материально ответственных лиц; перечень и формы регистров бухгалтерского учета товаров и тары с учетом применяемой формы учета; сроки инвентаризации товаров и тары на складах и др.

1.3.   Политика ценообразования в оптовой торговле

 
    Правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь — категории, принципы свободного ценообразования, государственного регулирования и контроля цен — установлены Законом Республики Беларусь «О ценообразовании», № 255-3, подписанным Президентом Республики Беларусь 10 мая 1999 г. Девятой статьей Закона установлено, что государственную политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет глава государства. Министерство экономики Республики Беларусь и Комитет цен при Министерстве экономики разрабатывают, выносят на рассмотрение Президента Республики Беларусь и проводят государственную политику в области ценообразования, координируют работу других государственных органов, осуществляющих контроль за ценообразованием.
    Цена — денежное выражение стоимости единицы товара. В рыночной экономике цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на выпуск и реализацию продукции (товаров); является инструментом управления предприятием и позволяет всем нормально работающим предприятиям покрыть затраты хозяйственной деятельности и получить прибыль, регулирует общественные отношения по распределению прибавочного продукта между государством, материальным производством и сферой обращения. Оптовая торговля получает долю прибавочного продукта в виде оптовой надбавки (торговой скидки). [17;с.119]
    Система цен на товары включает:
    ¦    свободные цены: договорные, отпускные, розничные и закупочные, которые формируются под действием спроса и предложения, свободной конкуренции;
    ¦   регулируемые цены: фиксированные розничные, предельные отпускные цены, предельные торговые надбавки (скидки) к ценам. Регулируемые цены применяют на товары субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на рынках Беларуси и включенных в Государственный реестр; на отдельные социально значимые товары, конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров.
    При установлении цен на товары юридические  лица и индивидуальные предприниматели руководствуются Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь 22 апреля 1999 г., № 43, с дальнейшими изменениями и дополнениями.
    В основе любой цены товаров лежит плановая (нормативная) себестоимость промышленной (сельскохозяйственной) продукции, которая включает затраты на их изготовление и реализацию.
    Отпускная цена — цена, применяемая субъектами хозяйствования в расчетах за поставляемую продукцию (товары) со всеми покупателями, за исключением населения. [17;с.121]
    Товаропроизводители отпускную цену на товары (без налога на добавленную стоимость) формируют на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества продукции (товаров) и конъюнктуры рынка (табл. 1.1). При этом отпускные цены формируют на условиях франко-станция отправления, а при одногородних поставках — франко-склад изготовления. При иногородних поставках по договоренности сторон отпускные цены могут формировать на условиях франко-станция назначения. Предприятия-изготовители отпускные цены на продукцию (товары) подтверждают плановыми калькуляциями с расшифровкой всех статей затрат. Отпускные цены утверждаются руководителем предприятия. Товаропроизводители ведут прейскуранты отпускных цен на готовую продукцию и ссылаются на них в договорах и товарных документах при реализации продукции. Согласование отпускных цен с покупателями в протоколах согласования цен к договорам они производят только в том случае, когда расчеты за товары осуществляются по ценам, отличным от помещенных в прейскуранты. Предприятия-изготовители могут предоставлять покупателям скидки со сформированной ими отпускной цены исходя из условий договора (объемов поставки, сроков платежа, сезонного спроса и т. п.), т. е. корректировать отпускную цену и устанавливать договорную цену или согласовывать с покупателями конечные розничные цены с предоставлением в пользу последних торговых скидок в размерах, не превышающих предельных уровней торговых надбавок.
    Предельные  отпускные цены регулируются органами государственного управления, величина которых ограничена верхним и (или) нижним пределами. Устанавливаются они на продукцию предприятий-монополистов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь. Предприятия-изготовители, декларирующие отпускные цены на свою продукцию, реализуют ее по ценам, не превышающим зарегистрированных органами ценообразования.
    Оптовая надбавка взимается субъектами хозяйствования при поставке (реализации, продаже, обмене) продукции (товаров) и предназначена для компенсации расходов, связанных с осуществлением оптовых операций и получением прибыли. Фактический размер оптовой надбавки устанавливают в договоре в лице оптовых, розничных или других предприятий. Оптовую надбавку устанавливают в процентах к отпускной цене (без налога на добавленную стоимость), сформированной предприятием-изготовителем в республике, или к отпускной цене, цене приобретения импортера (без налога на добавленную стоимость). Ее максимальный размер не может превышать 20 % независимо от количества участвующих оптовых продавцов. Деление оптовой надбавки между субъектами хозяйствования осуществляют по соглашению сторон, а при недостижении согласия надбавка делится поровну.
    Торговая  надбавка устанавливается торговыми предприятиями (иными субъектами хозяйствования) при реализации товара населению и предназначена для покрытия расходов, связанных с продажей товара (продукции) в розницу, и получения прибыли от этих операций. Торговую надбавку устанавливают в процентах к отпускной цене (без налога на добавленную стоимость), сформированной предприятием-изготовителем, или к отпускной цене, цене приобретения импортера без налога на добавленную стоимость, а также исходя из плановых издержек обращения, установленных налогов, неналоговых платежей и прибыли. Максимальный размер торговой надбавки, включая оптовую, не может превышать 30%. а по социально значимым товарам — предельных размеров, установленных Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом согласно утвержденному перечню товаров.
    Структура свободной отпускной и розничной цены на товары, произведенные в республике, представлена в табл. 1.1.
    Калькуляция поставщиками отпускных цен на товары без налога на добавленную стоимость и его отдельный расчет связаны с применением зачетного метода начисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость. Все поставщики начисляют налог на добавленную стоимость с реализации продукции (товаров) по продажным ценам, но зачитывают в уменьшение задолженности перед бюджетом уплаченный налог на добавленную стоимость по материальным ресурсам.
    Таблица 1.1. Структура свободной отпускной и розничной цены
Элементы  отпускной и розничной цены
1. Фактическая себестоимость произведенной  продукции
2. Коммерческие расходы
3. Полная себестоимость продукции  (стр. 1 + стр.2)
4. Прибыль
5. Акциз (по подакцизным товарам) по установленной ставке к отпускной цене
6. Целевые сборы, утвержденные Законом  Республики Беларусь «О бюджете»  на 2006 год по установленной единой ставке к отпускной цене
7. Отчисления в республиканский  фонд поддержки производителей   сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователей автомобильных дорог по установленной единой ставке к отпускной цене
8.  Отпускная цена предприятия-изготовителя (без НДС)
9.  Налог на добавленную стоимость предприятия-изготовителя по  установленной ставке к отпускной цене 
10.  Отпускная цена предприятия-изготовителя (с НДС) 
11.  Оптовая надбавка предприятия  оптовой торговли (посредника)  в  установленном размере к отпускной  цене предприятия-изготовителя (без НДС)
12.  Налог на добавленную стоимость  предприятия оптовой торговли  (посредника) на отгруженные (реализованные)  товары по установленной ставке  к отпускной цене 
13.  Торговая надбавка предприятия  розничной торговли в установленном       размере к отпускной цене предприятия-изготовителя (без налога на добавленную стоимость), но не более 30%, включая оптовую надбавку оптового звена(посредника)
14.  Розничная цена (без НДС) 
15.  НДС в розничной цене товара  по установленной ставке
16.  Розничная цена товара (с НДС) 
17.  Розничная цена товара с налогом  на продажу по установленной   ставке 
    Порядок формирования импортером отпускной цены на товары, ввезенные из-за пределов республики, зависит от следующих факторов:
    ¦ порядка расчетов с зарубежными поставщиками: в иностранной валюте (независимо от ее вида и источника поступления), в белорусский рублях, бартером;
    ¦    страны происхождения товаров: иностранного производства или товары реимпорта;
    ¦    места приобретения товаров: предприятием самостоятельно увезены из-за пределов республики или приобретены на ее территории не у резидентов Республики Беларусь.
    На  товары иностранного производства, приобретенные  за счет собственных средств в иностранной валюте, оптовые предприятия формируют отпускные цены исходя из контрактных цен без налога на добавленную стоим ость, пересчитанных в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка на дату формирования отпускных цен, расходов по импорту, иные расходов по осуществлению оптовой деятельности, налогов и неналоговых платежей, согласно налоговому и бюджетному законодательству, прибыли и конъюнктуры рынка. К расходам импортеров относятся следующие: таможенная пошлина, оформление таможенных (статистических) деклараций, паспортов сделок, сертификация, гигиеническая экспертиза, хранение товаров на таможенных складах, комиссионное вознаграждение внешнеторговому посреднику, доставка на оптовый склад и др. При формировании отпускных цен на товары, происходящие из государств, в торговых отношениях с которыми Республика Беларусь осуществляет взимание налога на добавленную стоимость по принципу страны происхождения, налог на добавленную стоимость поставщика включается в контрактную цену товара и увеличивает его учетную стоимость. Такой же порядок формирования отпускных цен применяется на товары, происходящие из третьих стран, выпущенные в свободное обращение в Российской Федерации и ввезенные на территорию Республики Беларусь.
    Отпускные цены на товары, ввезенные из-за пределов республики по товарообменным операциям, определяют исходя из стоимости отгруженных по бартеру товаров по учетным ценам бартера, действовавшим у получателя (импортера) на дату отгрузки, включая таможенные платежи, расходы по доставке при их документальном подтверждении. В целях недопущения роста отпускных цен на товары, ввезенные из-за пределов Республики Беларусь по бартеру для реализации на внутреннем рынке, оптовые надбавки не применяются.
    Если  по одной партии товаров иностранного производства, поступивших от зарубежного поставщика, имеют место частичные расчеты средствами в иностранной валюте, а оставшаяся сумма задолженности поставщику погашается иным образом, то пропорционально произведенным расчетам применяется соответствующий порядок формирования отпускных цен, рассмотренный выше.
    На  товары иностранного производства, приобретенные  не у резидентов Республики Беларусь на территории Республики Беларусь, отпускные  цены оптовые предприятия формируют  исходя из цены приобретения и оптовой  надбавки, не превышающей 20 % независимо от количества участвующих посредников. В таком же порядке формируются отпускные цены на товары реимпорта, снятые с производства. Поставка реимпортированных товаров на территорию Республики Беларусь, неснятых с производства, осуществляется по ценам, не превышающим более чем на 5 %, отпускную цену, установленную предприятием-изготовителем соответствующего товара на день заключения договора реимпорта. При приобретении реимпортированных товаров по более высоким ценам, чем у предприятия-изготовителя, с учетом 5 % оптовой надбавки, разницу в этих ценах импортер относит за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
    Калькуляцию (расчет) отпускной цены оптовые  предприятия составляют на каждую партию товаров, ввезенную из-за пределов республики, с указанием статей затрат и налогов, включаемых в цену, согласно действующему законодательству. Руководитель оптового предприятия утверждает ее. В пятидневный срок с момента утверждения сформированных отпускных цен на товары, входящие в специальный перечень, импортеры представляют информацию об их уровне в информационно-аналитический центр по ценам Научно-исследовательского института Министерства экономики Республики Беларусь.
    Фиксированные розничные цены устанавливает Министерство экономики на водку и спирт, на хлеб массовых сортов. Министерство торговли по согласованию с Министерством экономики утверждают фиксированные розничные цены на табачные изделия белорусского и иностранного производства, реализуемые на территории Республики Беларусь, кроме элитных сортов. В прейскурантах указываются фиксированные розничные цены и торговые скидки к ним. Фиксированные цены устанавливают в твердой сумме, включая налог на добавленную стоимость, которые периодически пересматриваются и переутверждаются. Отпускная стоимость товаров, на которые установлены фиксированные розничные цены, при их реализации предприятиями-изготовителями, оптовыми предприятиями и посредниками определяется как разность стоимости товаров по фиксированным розничным ценам и суммы торговой скидки. Сумма торговой скидки рассчитывается путем умножения стоимости товаров по фиксированным розничным ценам на размер торговой скидки и делением на 100 %.
    В бухгалтерском учете следует различать такие понятия, как учетная, покупная и продажная цена (стоимость) товаров.
    Учетная цена товаров обусловлена порядком ценообразования и учетной политикой предприятия. На хозрасчетных оптовых торговых предприятиях товары учитывают по отпускным ценам товаропроизводителей Республики Беларусь, импортеров без налога на добавленную стоимость; по контрактным ценам зарубежных поставщиков без налога на добавленную стоимость — то- вары, ввезенные из-за пределов республики, а водку белую и табачные изделия — по фиксированным розничным ценам. Тару приходуют и учитывают по отпускным ценам поставщика, а тару, не казанную в товарных документах, — по ценам возможной реализации.
    Покупная  цена (стоимость) товаров зависит от источников их поступления и порядка ценообразования.
    На  оптовое предприятие товары поступают  по отпускным ценам от товаропроизводителей Республики Беларусь; по сформированным отпускным ценам от первых покупателей, ввезших товары из-за пределов Республики; по отпускным ценам с оптовой надбавкой от предприятий-посредников и т.д. Покупная стоимость товаров с налогом на добавленную стоимость, тары и транспортных расходов по их доставке формирует сумму к оплате.
    Продажная цена (стоимость) товаров зависит от их учетной цены и порядка ценообразования. Оптовые предприятия продают товары оптовым покупателям по отпускным ценам товаропроизводителей (импортеров) с оптовой надбавкой и налогом на добавленную стоимость; по сформированным отпускным ценам с налогом на добавленную стоимость товары, ввезенные ими из-за пределов республики самостоятельно; по фиксированным розничным ценам за минусом торговой скидки. Продажная стоимость товаров с налогом на добавленную стоимость, тары и транспортных расходов по их отгрузке составляет сумму к оплате предъявленного счета покупателям за отгруженные товары.
    Каждое предприятие обязано строго соблюдать установленные цены на всем пути движения товаров: от производства до конечного потребителя (покупателя).
 

2.УЧЕТ  ПОСТУПЛЕНИЯ И  РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ  В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ

2.1. Документальное оформление  и учет поступления  товаров

 
    Документальное оформление поступления товаров и тары зависит от способа их доставки, вида используемого транспорта, места их приемки, используемых форм расчетов и других условий хозяйственных договоров.
    На  оптовые склады товары поступают  от предприятий-изготовителей, посредников, зарубежных фирм. Доставка товаров осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом. По договору поставщик может осуществлять централизованный завоз товаров на оптовый склад или транзитом покупателю. Оптовое предприятие может осуществлять самовывоз товаров от поставщика своим или привлеченным транспортом.
    Порядок приемки товаров и тары и его  документальное оформление зависит:
    ¦    от места приемки: от перевозчика (на станции железной дороги, водной пристани), на складе поставщика или на складе получателя:
    ¦    от вида и состояния тарных мест: в опломбированной или открытой, (поврежденной) таре:
    ¦    от вида приемки: по количеству мест, по количеству товарных единиц, комплектности  и качеству.
    Все первичные документы по оптовой коммерческой сделке покупки (продажи) товаров можно сгруппировать по принципу «исходящий документ», по их назначению и видам:
    Документы, составляемые поставщиком при отправке (выдаче) груза:
    ¦   товарные документы: товарная, товарно-транспортная накладная, авианакладная, коносаменты, спецификации и др.: (Приложение 1)
    ¦    документы, удостоверяющие качество товаров: сертификат качества (соответствия), качественное удостоверение, ветеринарное удостоверение и др.
    ¦    платежные документы: платежное требование (требование-поручение), коммерческий счет. (Приложение 2)
    Документы, составляемые покупателем при получении груза:
    ¦    доверенность на получение товарно-материальных ценностей;
    ¦    платежное поручение.
    Документы, составляемые по инициативе и (или) при участии третьих лиц и сторон сделки:
    ¦    железнодорожная накладная;
    ¦    грузовая таможенная декларация (Приложение 3);
    ¦    декларация «Паспорт сделки»;
    ¦    статистическая декларация;
    ¦    декларация таможенной стоимости (Приложение 4);
    ¦    акт об установлении расхождений в количестве и качестве при приемке товарно-материальных ценностей;
    ¦    акт приемки продукции (товаров), поступивших без счета поставщика и др.
    За  качество и достоверность первичных  документов ответственность несут его составители.
    Документальное  оформление приемки товаров от станции  железнодорожной дороги. При предварительной оплате за товары до их отправки поставщик выписывает на имя покупателя счет-фактуру в двух экземплярах (Приложение 5), в которой указывает наименование, количество, отпускную цену, ее обоснование и стоимость товаров. Срок ее действия— 10 дней. Первый экземпляр счета-фактуры вручают покупателю, на основании которого он выписывает платежное поручение в трех экземплярах и сдает в обслуживающее отделение банка для оплаты. После получения оплаты поставщик выписывает товарную накладную на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы № ТН-2 в двух экземплярах. В заголовочной ее части указываются коды УНН, ОКПО, а в случаях установленных законодательством, — номера лицензий грузоотправителя, грузополучателя и заказчика (плательщика); в содержательной части указывается наименование, характеристика товара (сорт, размер, расфасовка и т.д.), его количество, отпускная цена (без налога на добавленную стоимость), ставка и сумма налога на добавленную стоимость, обоснование цены (договор, прейскурант, протокол согласования цен), стоимость товаров и другие реквизиты. Она является товаросопроводительным документом на отгруженные товары и вручается (высылается) покупателю. Товарная накладная формы № ТН-2—бланк типовой формы строгой отчетности. Серию и номер типовой и специализированной форм, изготовленных типографским способом, присваивает Белбланкиздат. Для присвоения порядкового номера товарной накладной, выписанной на ЭВМ, последние должны быть снабжены специальным регистрирующим устройством, а при его отсутствии выписка товарных накладных на ЭВМ допускается только на типовых типографских бланках для ЭВМ.
    Отправку  груза в адрес покупателя подтверждает оформленная и выданная поставщику в товарной конторе станции железной дороги грузовая квитанция. Железнодорожная накладная (копия грузовой квитанции) сопровождает груз в пути следования, один экземпляр которой выдают получателю на станции назначения при получении груза.
    При последующей оплате поставщик выписывает товарную накладную в трех экземплярах, сдает груз станции железной дороги для отправки покупателю и получает грузовую квитанцию, а затем выписывает на имя покупателя платежное требование (платежное требование-поручение) в трех экземплярах. При расчетах платежными требованиями поставщик в обслуживающее отделение банка сдает платежное требование, в котором обязательно указывают дату и номер договора, дату отгрузки, номер товарного документа, способ отправки, обоснование цены на товары и т.п. Товарные документы и документы, удостоверяющие качество продукции пли заменяющие их, поставщик либо прикладывает к представленным на инкассо требованиям, либо направляет по почте или нарочным непосредственно плательщику, о чем делают ссылку в платежных требованиях. При других формах расчетов все документы поставщик направляет покупателю в порядке, согласованном в договоре: по почте, нарочным и т. п.
    Поступившие от поставщиков документы бухгалтерия  оптового предприятия регистрирует в журнале учета получаемых от поставщиков документов и контроля за поступающими грузами. Записи в журнале производят в хронологическом порядке по мере поступления документов с указанием порядкового регистрационного номера, даты поступления документов, наименования поставщика, даты и номера товарного и транспортного документа, стоимости товаров, даты акцепта (согласия на оплату), даты оплаты, номера и даты товарного отчета (номера склада) на оприходование товара. Такой порядок учета поступающих грузов позволяет вести оперативный контроль за своевременным поступлением и полным оприходованием товаров и тары, акцептом и оплатой платежных требований (требований-поручений).
    После регистрации документы подвергают всесторонней проверке:
    ¦    торговый отдел проверяет соответствие поставки условиям заключенного договора;
    ¦    экономист по ценам—правильность и  обоснованность цен, оптовых надбавок, транспортных расходов;
    ¦    бухгалтерия — правильность таксировки и подсчетов;
    ¦    руководитель предприятия дает согласие на оплату счета, а при установлении ошибок, нарушений условий договора—на отказ от акцепта.
    Отказ от оплаты бывает полным и частичным. В обоих случаях он должен быть достаточно обоснованным. О мотивах  отказа необходимо сообщить поставщику, а при расчетах платежными требованиями и банку. При необоснованном отказе от оплаты счета покупатель (оптовая база) по решению хозяйственного суда несет материальную ответственность перед поставщиком.
    Бухгалтер оптового предприятия строго контролирует сроки акцепта, предъявления в банк платежных требований-поручений, так как их задержка или невыполнение ведет к росту дебиторской задолженности, штрафным санкциям за просрочку платежа и соответственно к ухудшению финансового положения предприятия. Проверенные и акцептованные документы бухгалтер передает заведующему складом для осуществления приемки поступивших товаров и тары. На основании товарного отчета в журнале учета поступающих грузов бухгалтер ставит отметку об их оприходовании. Если по записям в журнале установлено, что товары не поступили в срок, то покупатель принимает меры к их розыску.
    Товарная  контора железной дороги, дорожной станции, как правило, по телефону сообщает оптовому предприятию о прибытии груза на станцию с последующей  выдачей железнодорожной накладной. Прибывшие грузы хранятся бесплатно только 12 часов, не считая дня их выгрузки. Сверх указанного срока с получателя взыскивают штраф за простой вагонов.
    От  станции груз принимает экспедитор, с которым заключают договор о материальной ответственности. Экспедитору выдают доверенность на получение товарно-материальных ценностей, которая является бланком строгой отчетности. Доверенность выписывает бухгалтер с полным и точным заполнением всех реквизитов. Перечень товарно-материальных ценностей, подлежащих получению, в доверенности приводят только в том случае, когда в товарном документе не отражено наименование и количество получаемых ценностей. Срок действия доверенности определяют продолжительностью получения и вывоза товарно-материальных ценностей по соответствующему документу, но он не должен превышать 15 дней. Доверенность подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия или их заместители, их подписи заверяют печатью. Выдачу доверенностей регистрируют в специальном журнале учета выданных доверенностей с последующей отметкой об использовании или возврате. Отметки об использовании доверенности бухгалтер производит два раза: во-первых, после получения и сдачи груза экспедитором на склад оптовой базы на основании счета поставщика и, во-вторых, по товарному отчету материально ответственного лица, оприходовавшего товары по данному документу.
    Неиспользованные  доверенности по истечении срока  их действия экспедиторы возвращают в бухгалтерию, они аннулируются путем перечеркивания либо специальным штампом. В журнале учета выданных доверенностей бухгалтер делает отметку о возврате, а аннулированные доверенности подшивает в специальную папку, где их хранят в течение года. Лицам, не отчитавшимся за ранее выданные доверенности, новые доверенности не выдают.
    Контроль  за соблюдением правил оформления, выдачи и использования доверенностей возложен на главного бухгалтера предприятия.
    Товарная  контора станции железной дороги в обмен на доверенность выдает представителю оптового предприятия железнодорожную накладную для приемки груза. Экспедитор в присутствии представителя железной дороги проверяет исправность вагона (контейнера), наличие и целостность пломб, соответствие оттисков печати на пломбах отправителя груза данным, указанным в железнодорожной накладной, и т.п. При отсутствии расхождений грузы, прибывшие в исправных вагонах, выдают получателю без проверки его массы, состояния и количества мест, о чем производят отметку в железнодорожной накладной за подписью начальника отделения железной дороги, заверенную печатью. После вскрытия вагона (контейнера) экспедитор оптового предприятия проверяет целостность упаковки, соответствие качества товара по маркировке данным, указанным в спецификации, упаковочных ярлыках, которые вложены в вагон (контейнер) и осуществляет приемку груза по количеству мест или весу.
    В случаях обнаружения повреждения  вагона (контейнера), целостности пломб отправителя и обнаружения недостачи или порчи груза по вине железной дороги по требованию грузополучателя или по инициативе транспортного предприятия для приемки товаров по количеству и качеству формируют комиссию из представителя оптового предприятия, экспедитора и представителя железной дороги. По факту повреждения вагона, отсутствия пломб на них, обнаружения пломб с неясными оттисками, просрочки доставки груза, простоя вагона, утраты документов и т.п. комиссия составляет акт общей формы в трех экземплярах. Недостачу товаров, не превышающую нормируемых потерь при транспортировке, комиссия фиксирует в железнодорожной накладной. Подпись представителя железной дороги заверяют печатью. Потери товаров в пути в пределах установленных норм убыли списывают на затраты получателя.
    На  выявленную недостачу товаров или  их порчу в других случаях комиссия составляет коммерческий акт в трех экземплярах. В нем указывают наименование товара, его количество или массу по документам поставщика и полученного фактически, что позволяет определить сумму ущерба. Дату и номер составленного акта указывают в железнодорожной накладной и товарной накладной поставщика. Первый экземпляр акта общей формы и коммерческого акта передают представителю железной дороги, второй — прикладывают к отчету материально ответственного лица, оприходовавшего товары, третий — сдают в бухгалтерию оптового предприятия, на основании которого транспортной организации предъявляют претензию.
    При доставке товаров со станции железной дороги на склад оптовой базы на каждую поездку оформляют товарно-транспортную накладную в четырех экземплярах. Она подтверждает факт доставки груза, его класс, массу, обеспечивает учет работы грузового автомобиля и позволяет определить стоимость услуг за перевозку товаров для осуществления расчетов между оптовым и автотранспортным предприятиями.
    Документальное  оформление и порядок приемки товаров и тары по количеству, ассортименту и качеству. Приемка товаров по количеству и качеству производится в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь 26 апреля 1996 г., № 285, ГОСТами, другими нормативными документами и договорами с поставщиками.
    Приемку товаров по количеству и качеству, поставляемых поставщиком в открытой или поврежденной таре, осуществляет экспедитор оптового предприятия в момент приемки товаров на станции железной дороги; на складе поставщика — при самовывозе товаров; заведующий складом — на складе оптового предприятия при приемке от экспедитора оптового предприятия или поставщика при централизованной доставке товаров.
    Доставленные экспедитором на склад оптового предприятия товары, поставляемые поставщиком в закрытой исправной таре, заведующей складом в присутствии товароведа принимает по количеству единиц, ассортименту и качеству. Приемка товаров на складе покупателя по качеству должна быть проведена не позднее 10 дней, а по скоропортящимся продуктам — в течение 24 часов. Приемка товаров на складе покупателя по количеству должна быть проведена при одногородних поставках не позднее 10 дней, при иногородних — не позднее 20 дней, а по скоропортящимся продуктам — в течение 24 часов.
    По  маркировке на ящиках, пачках, коробках материально ответственное лицо подсчитывает количество единиц, массу, проверяет сортность, комплектность продукции, отпускные цены на товары и тару и сверяет их с данными товарной или товарно-транспортной накладной поставщика. В случае выявления несоответствия между фактическим количеством и качеством поступивших товаров и тары с данными сопроводительных документов поставщика приемку товаров приостанавливают и возобновляют после создания комиссии.
    В комиссию входят представители покупателя, поставщика (или по его поручению представитель от иного юридического лица, местного органа управления или самоуправления, выделенного с их согласия) и материально ответственное лицо, принимающее груз. Покупатель должен вызвать представителя поставщика не позднее 24 часов, а по скоропортящимся товарам—немедленно после обнаружения недостач, пересортиц и т.п. или в сроки, установленные договором или законодательством. Вызов представителя иногороднего поставщика обязателен только в случаях, предусмотренных договором или условиями поставки. При неявке представителя поставщика в срок или с его согласия по договору в комиссию включают:
    ¦    при приемке продукции (товаров) по количеству—компетентного представителя общественности, назначенного руководителем оптового предприятия из числа лиц, утвержденных решением профсоюзного комитета, или постоянного представителя вышестоящего органа управления, в случаях, когда продавец и покупатель являются его субъектами хозяйствования;
    ¦    при приемке продукции (товаров) по качеству—представителя органа, осуществляющего государственный контроль качества товаров, если это предусмотрено законодательством или договором (центра гигиены и эпидемиологии Министерства здравоохранения, центра стандартизации и метрологии Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации и др.).
    Экспертизу  нестандартных товаров, а также  явно недоброкачественных, испорченных  продуктов, не требующую специальной медицинской компетенции, осуществляют товароведы оптового предприятия или представители инспекции по качеству.
    Гигиеническую экспертизу пищевых продуктов представители  санитарно-эпидемиологической службы проводят только при наличии специфических санитарно-эпидемиологических показаний.
    Представители другого юридического лица или общественности для участия в приемке товаров обязаны представить надлежаще оформленное и заверенное печатью юридического лица или профсоюзного комитета покупателя разовое удостоверение на участие в приемке.
    В случае отсутствия профсоюзной организации  у покупателя с согласия продавца покупатель осуществляет приемку товаров  по количеству и качеству самостоятельно и комиссию по приемке формирует в одностороннем порядке.
    По  результатам приемки товаров  по количеству и качеству на выявленные расхождения комиссия составляет акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке товарно-материальных ценностей. В акте подробно описывают выявленные дефекты и их причины, дают подробные выводы и предложения комиссии по выявленным недостачам и пересортицам, указывают приложения: упаковочные ярлыки тарных мест, пломбы тарных мест, транспортные документы и др. Дату и номер составленного акта указывают в товарной (товарно-транспортной) накладной поставщика. Первый экземпляр акта высылают поставщику, второй — прикладывают к отчету материально ответственного лица, третий — передают в бухгалтерию.
    На  основании надлежаще оформленных  и утвержденных руководителем предприятия актов об установленных расхождениях в количестве и качестве при приемке товаров на сумму причиненного ущерба оптовое предприятие:
    ¦    предъявляет поставщику претензию, если ему была произведена предварительная оплата;
    ¦    заявляет частичный отказ от оплаты за предъявление частично бестоварного счета (отказ предъявляет в обслуживающее отделение банка);
    ¦    при расчетах платежными требованиями-поручениями  оплачивают только за фактически поступившие  товары.
    На  фактически поступившие товары и  тару заведующий складом выписывает карточку складского учета в двух экземплярах и подписывает ее. При отсутствии расхождений по количеству и качеству заведующий складом в получении груза расписывается в товарных документах поставщика, указывает на сумму принятых товаров и тары и заверяет свою подпись штампом склада. При автоматизации учета для формирования базы данных для натурально-стоимостного учета товаров и тары на оптовых предприятиях выписывают внутренние товарные накладные на оприходование фактически поступивших товаров и тары.
    Бесплатно поступившую от поставщиков тару вместе с товаром заведующий складом приходует по ценам возможной реализации на основании акта на оприходование тары, не указанной в счете поставщика. Акт в одном экземпляре составляет комиссия, назначенная руководителем оптового предприятия из представителя администрации, представителя общественности и материально ответственного лица.
    От  одногородних поставщиков на оптовые  предприятия товары поступают, как  правило, в порядке централизованной доставки. С учетом применяемых форм расчетов последовательность оформления платежных и товарных документов при автомобильных перевозках будет такая же, как и при железнодорожных. На товары, подготовленные к отправке, поставщик выписывает товарно-транспортную накладную формы № ТТН-1 (Приложение 1) в четырех экземплярах. Второй экземпляр товарно-транспортной накладной остается у грузоотправителя для списания товарно-материальных ценностей, а три экземпляра вручают водителю (экспедитору) при отправке груза покупателю. К товарно-транспортной накладной прилагаются документы, удостоверяющие качество товаров.
    Заведующий  складом поступившие в опломбированной  таре товары принимает от представителя поставщика по количеству мест или массы, сверяя фактическое наличие сданными первичных документов. При отсутствии расхождений заведующий складом расписывается в получении груза во всех экземплярах товарно-транспортной накладной, подтверждает время начала и окончания разгрузки товаров и заверяет свою подпись штампом склада, который заменяет доверенность на получение товаров от поставщика. Первый экземпляр товарно-транспортной накладной, предназначенной для оприходования поступивших товаров и тары, оставляет у себя, а третий и четвертый экземпляры возвращает перевозчику. Третий экземпляр служит основанием для расчетов за автоуслуги, поэтому перевозчик прилагает его к счету за перевозку груза и высылает заказчику, а четвертый — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета работы автомобильного транспорта и для начисления заработной платы водителю. Последующую приемку товаров по количеству и качеству заведующий складом проводит в установленные сроки. Приемку товаров, поступивших в открытой и поврежденной таре, заведующий складом производит по количеству и качеству в присутствии представителя поставщика. При установлении расхождений сданными документов поставщика приемку товаров осуществляет комиссия, в которую входит и представитель поставщика. На установленные расхождения по количеству и качеству комиссия составляет акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке товарно-материальных ценностей в трех экземплярах. Один экземпляр акта передают представителю поставщика. Во всех экземплярах товарно-транспортной накладной указывают номер и дату составленного акта. На фактически поступившие товары заведующий складом выписывает свою товарно-транспортную накладную в двух экземплярах с передачей второго экземпляра представителю поставщика
    Доставку  товаров от поставщиков самовывозом оптовые предприятия производят собственным и привлеченным транспортом. Представитель оптового предприятия экспедитор после предъявления документа, удостоверяющего личность, по доверенности получает товары на складе поставщика. Товары в опломбированной таре экспедитор принимает по количеству мест или весу, а без тары, в открытой или поврежденной таре — по количеству и качеству. В сопроводительных документах поставщика на отпущенные товары самовывозом экспедитор расписывается в приемке груза для доставки. От экспедитора доставленные товары и тару заведующий складом оптового предприятия принимает аналогично и расписывается в товарно-транспортной накладной поставщика в их получении и оприходовании. При выявлении недостач или пересортиц товаров, поступивших без тары, в открытой или поврежденной таре, материальную ответственность несет экспедитор оптового предприятия, принявший груз для доставки; а поступивших в закрытой и опломбированной таре—поставщик.
    Если  от поставщика поступили товары без  сопроводительных документов, то их приемку осуществляет сформированная комиссия, в которую включают представителей оптового предприятия, поставщика или незаинтересованной стороны и материально ответственное лицо. Комиссия по результатам приемки товаров и тары составляет акт на поступивший товар без счета поставщика в двух экземплярах. В акте отражают наименование товаров, их характеристику, отпускную цену, количество и стоимость. Один экземпляр акта направляют поставщику с просьбой немедленно выслать документы на отгруженные товары. Второй экземпляр акта служит основанием для оприходования товаров и тары, поступивших без счета поставщика, на ответственное хранение.
    Поступившие от поставщика незаказанные товары, по которым оформлен отказ от оплаты, заведующий складом принимает на ответственное хранение на основании сопроводительных документов поставщика. На ответственном хранении товары и тара в первом случае числятся до получения сопроводительных документов от поставщика, а во втором случае—до получения распоряжения поставщика о возврате товаров, их переадресовке или реализации на более льготных условиях. Скоропортящиеся товары, принятые покупателем на ответственное хранение, подлежат реализации на условиях, согласованных с поставщиком. Расходы по хранению и реализации товаров, принятых на ответственное хранение, поставщик возмещает покупателю на основании предъявленного счета.
    Таким образом, на всем пути движения товаров  от поставщика до покупателя независимо от способов доставки и видов используемого транспорта установлена и четко разграничена полная материальная ответственность конкретных субъектов хозяйствования и материально ответственных лиц. Обеспечению сохранности товаров и тары способствует своевременное и качественное оформление первичных документов поступления товаров от поставщиков на оптовое предприятие.

2.2. Документальное оформление  и учет отпуска  и реализации товаров.

 
    Предприятия оптовой торговли реализуют товары предприятиям розничной торговли, общественного питания, сельскохозяйственным предприятиям, предпринимателям, детским и лечебно-оздоровительным учреждениям и другим субъектам хозяйствования. Отпуск товаров покупателям с оптовых складов производят на основании заключенных с ними договоров по предварительно представленным заказам и заявкам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.