На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Факторный анализ себестоимости продукции, работ, услуг (на примере ООО «Ставрополь-Опторг»)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Тольяттинский государственный университет
Институт  финансов, экономики и управления
Кафедра «Экономики, финансов и бухгалтерского учета»
Специальность «Финансы и кредит» 
 
 
 
 

Курсовой  проект 

по предмету «Экономический анализ»
Тема: «Факторный анализ себестоимости продукции, работ, услуг (на примере ООО «Ставрополь-Опторг»)» 
 
 
 
 
 

                                                                                      Студент : Скорикова М.А.
                                                                                      Группа: ФК – 402
                                                                                      Руководитель: Шнайдер О.В. 
 
 
 
 

Тольятти 2011 
 

Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3 

Глава 1. Теоретические аспекты факторного анализа себестоимости……….......5
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости…………………..…...5
1.2 Сущность и значение факторного анализа………………….......……………13 

Глава 2.  Факторный анализ себестоимости предприятия
ООО «Ставрополь-Опторг» …………….............................................................…21
2.1 Факторный анализ себестоимости…………………….....................................21
2.2   Анализ затрат на рубль произведенных товаров ……………………....…...27 

Заключение………………………………………………………………………….30 

Библиографический список….…………………………………………………….32 

Приложения………………………………………………………………………....33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение
      Себестоимость продукции является важнейшим показателем  экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
      Себестоимость является основой определения и  снижения цен на продукцию. Снижение себестоимости приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности, что в свою очередь способствует улучшению экономического состояния  организации в целом и ее работников в частности. Большинство коммерческих предприятий, прежде чем начать свое производство, в качестве основной цели ставят получение прибыли. Прибыль предприятия во многом зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя она выравнивается автоматически. Другое дело затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом управлении. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии.
      В обобщенном виде себестоимость продукции  отражает все стороны хозяйственной  деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия.
      Анализ  себестоимости продукции, работ  и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции  изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить  резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
      Таким образом, учитывая важность анализа  объема себестоимости продукции, это и обуславливает актуальность выбранной темы.
      Основными целями курсовой работы являются: обоснование сущности себестоимости продукции и ее значение; проведение анализа себестоимости продукции предприятия.
      Задачи  исследования:
    изучить формирование себестоимости как экономической категории;
    рассмотреть значение и задачи анализа себестоимости продукции.
    рассмотреть факторный анализ;
    исследовать анализ себестоимости продукции ООО «Ставрополь-Опторг»
    Объектом  исследования работы является себестоимость  продукции ООО «Ставрополь-Опторг».
      При написании работы используются такие источники, как учебники и учебные пособия по предмету экономический анализ, журналы периодической печати, всемирная сеть Интернет, данные квартальных и годовых бухгалтерских и статистических отчетов «Ставрополь-Опторг».
      Глава 1. Теоретические аспекты факторного анализа себестоимости
      1.1 Понятие и экономическое содержание  себестоимости
      В  процессе  хозяйственной   деятельности   предприятие   осуществляет
издержки  (материальные,  трудовые,   финансовые).    Издержки   предприятия
состоят из всей суммы расходов на производство продукции  и  ее  реализацию.
Эти издержки, выраженные  в  денежной  форме,  называются  себестоимостью  и  включаются в  стоимость  продукта.  Таким  образом,  себестоимость  является частью цены товара, причем она  отражает большую часть стоимости продукции  и зависит  от  изменения  условий   производства   и   реализации   продукции.
      Себестоимость  входит  в  число  особо  значимых  показателей  эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой  затраты  предприятия  на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов,  то есть  самоокупаемости.  Себестоимость  показывает,  во  что  обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать  на   продаже продукции,  то  есть  она является  основой ценообразования.  Если  стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то  имеет место   расширенное производство.  Если  в процессе реализации продукция меньше  себестоимости,  то  не  обеспечивается даже простое воспроизводство. Без  преувеличения  этот  показатель  наиболее чутко  реагирует  на  ситуацию,  которая  складывается  на  предприятиях,  в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях.
      В экономической  литературе  часто  встречается  определение,  которое
достаточно  кратко и ясно выражает понятие себестоимости:
      Себестоимость (издержки) - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализация продукта [4].
      В экономическом ракурсе себестоимость  продукции представляет как стоимостное  выражение любых издержек на ее производство и реализацию, именуемые затратами [3]. Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
    учёт и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
    база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
    экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
    определение оптимальных размеров предприятия;
    экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
      Себестоимость продукции является  не  только  важнейшей  экономической категорией,  но  и  качественным  показателем,  так  как  она  характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного  и  постоянного  капитала), находящихся в распоряжении  предприятия.  В  себестоимость  входят  затраты, связанные:
    непосредственно с  производством (сырье, материалы, приобретенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д.);
    с обслуживанием производственного процесса и его управлением;
    с оплатой труда и отчислениями в фонд социальной защиты, а также платежи по имущественному страхованию;
    с затратами на ремонт основных производственных фондов;
    с  амортизационными  отчислениями   на   полное  восстановление (реновацию) основных фондов;
    с расходами на реализацию продукции.
      Предприятие в процессе своей деятельности совершает  материальные и денежные затраты  на простое и расширенное воспроизводство  основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др.
      По  объему учитываемых затрат различаются  три вида себестоимости:
    цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;
    производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;
    полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).
      В зависимости от объекта, для которого определяются затраты, различают следующие виды себестоимости:
     1) себестоимость всей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство и реализацию. При этом различают полную производственную себестоимость и полную (коммерческую) себестоимость продукции.
     2) полная производственная себестоимость - это общая сумма прямых и косвенных затрат на производство товаров или услуг.
     3) полная (коммерческая) себестоимость включает в себя полную производственную себестоимость, а также сумму внепроизводственных (коммерческих) расходов.
     4) индивидуальная себестоимость, т.е. себестоимость конкретной единицы продукции. Определяется исключительно в случае единичного производства, например при строительстве судна или при изготовлении уникального оборудования.
     5) средняя себестоимость - данный показатель может быть рассчитан для отдельных предприятий и для отраслей определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции [8].
      Корме того, различают плановую и фактическую  себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство[5]. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.
В себестоимость  продукции включаются стоимость потребляемых в процессе производства средств и предметов труда (амортизация, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и т. п.), часть стоимости живого труда (оплата труда), стоимость покупных изделий и полуфабрикатов, затраты на производственные услуги сторонних организаций. Расходы на оборудование рабочих мест специальными устройствами, по обеспечению специальной одеждой, обувью, созданию шкафчиков для спец одежды, сушилок, комнаты отдыха и других условий, предусмотренных специальными требованиями, относятся на себестоимость.  Многие из этих затрат можно планировать и учитывать в натуральной форме, т. е. в килограммах, метрах, штуках и т. д. Однако, чтобы подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести к единому измерителю, т. е. представить в денежном выражении [11].
Далее рассмотрим классификацию затрат, формирующих себестоимость.
      На  практике в целях анализа, учета  и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость  продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная.
      Однородные  по своему экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами независимо от того, где  они расходуются и на какие  цели.
      Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам (статьям) [9]:
      материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
      затраты на оплату труда; 
      отчисления на социальные нужды;
      амортизация основных фондов; 
      прочие затраты.
      Прочие  затраты — это платежи по процентам, износ нематериальных активов, командировочные  расходы, компенсационные выплаты сверх оплаты по труду, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы на подготовку кадров, арендная плата, обязательные страховые платежи, налоги включаемые в себестоимость (земельный налог, транспортный, на пользование автодорог, с владельцев транспортных средств, гербовый сбор, государственная пошлина, допустимые выбросы загрязняющих веществ), расходы на ремонт основных средств (ремонтный фонд) и др.
      Таким образом, поэлементный анализ себестоимости  показывает, каковы конкретно расходы  на производство продукции, независимо от их места и непосредственного  назначения.
     Можно отметить, что по всем пяти элементам, сгруппированным в соответствии с экономическим содержанием в качестве основного условия включения затрат в себестоимость, выступает критерий необходимости их участия в процессе производства и реализации продукции. Это затраты, непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства; связанные с использованием природного сырья, обслуживанием производственного процесса; обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности [4].
       Для внутрипроизводственного анализа и выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям, которую можно представить в следующем виде:
     1) сырье и материалы; 
     2) комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера, приобретенные у других предприятий;
     3) топливо и энергия всех видов на технологические цели;
     4)возвратные (используемые в производстве) отходы (вычитаются из себестоимости и учитываются по цене возможного использования, которую предприятие определяет самостоятельно); 
     5) потери от брака;
     6) заработная плата (основная  и дополнительная)  производственных рабочих; 
     7) отчисления на социальные нужды ( в фонды обязательного страхования);
     8) затраты на содержание и эксплуатацию оборудования;
     9) общепроизводственные (цеховые) затраты (накладные расходы)
     10) общехозяйственные (общезаводские или общефабричные) затраты;
     11) внепроизводственные (коммерческие) затраты на реализацию продукции.
      В результате последовательного сложения  перечисленных калькуляционных статей получается система показателей себестоимости:
      1) производственная себестоимость (ПС) = 1+2+3-4+5+6+7;
      2) цеховая себестоимость (ЦС) = ПС + 8 + 9 ;
      3) полная  производственная  или   фабрично-заводская  себестоимость (ФЗС) = ЦС + 10;
      4) полная (коммерческая) себестоимость  (КС) = ФЗС + 11.
      Группировка по калькуляционным статьям дает нам возможность последующего разделения затрат на прямые и косвенные.
      Кроме поэлементной и постатейной классификации  затраты классифицируются и по другим признакам.
      Прямые (технологические) затраты характеризуются  непосредственной связью с процессом производства и достаточно легко могут быть распределены по конкретным видами продукции. Это, например, стоимость потребленных в производстве сырья и материалов; заработная плата производственного персонала; расходы по обслуживанию оборудования и прочие простые статъи.
      Косвенные затраты не могут быть прямо отнесены к конкретному виду произведенного товара или услуги. Соответствующие  статьи калькуляции являются комплексными. В частности, это административно-управленческие расходы, расходы на страхование имущества и т.п. 
      Деление на прямые и косвенные затраты  имеет место в случае производства широкого ассортимента товаров; при  простом производстве (монопроизводстве) все затраты рассматриваются в качестве прямых.
      Классификация затрат на переменные (variable costs) и постоянные (fixed costs) отражает прямую пропорциональную зависимость объема выпуска продукции и соответственно затрат на ее производство от степени загрузки производственных мощностей. Переменными затратами считаются те, величина которых является производной от уровня использования производственных мощностей. Это, например, затраты на сырье и материалы, на оплату труда. Постоянными признаются затраты, размер которых не увязан с объемом производства и уровнем использования производственных мощностей — расходы на оборудование, аренда производственных помещений, оплата управленческого аппарата. При этом в расчете на единицу продукции размер постоянных затрат обратно пропорционален росту выпуска продукции в результате увеличения загрузки производственных мощностей. Этой группировке уделяется особое внимание в международной практике учета себестоимости [12].
      Также существуют основные и накладные. Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства, — на сырье и основные материалы, вспомогательные и другие расходы. кроме общепроизводственных и общехозяйственных.
      Накладные расходы образуются в связи с  организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят  из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
      К текущим относятся расходы, имеющие  частую периодичность осуществления, например расход сырья и материалов.
      К единоврсменным (однородным) расходам относят затраты на подготовку и  освоение выпуска новых видов  продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, и др.
      Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации  производства.
      Непроизводительные  расходы являются следствием недостатков  в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных и др.). Производительные расходы планируются, а непроизводительные, как правило, не планируются.
      Важное  значение для анализа себестоимости продукции с целью ее снижения имеет классификация затрат на условно-постоянные и условно-переменные.
      Условно-постоянные затраты — затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся: амортизация зданий и сооружений, расходы на управление производством и предприятием в целом, арендная плата и др.
      Условно-переменные затраты — затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. К ним относятся: сдельная заработная плата рабочих, расходы на сырье, материалы, комплектующие изделия, технологическое топливо и энергию и др.
      Т.о. можно сделать вывод, что себестоимость представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую эффективность производства 

    1.2 Сущность и значение факторного анализа

    Себестоимость продукции является важнейшим показателем  экономической эффективности ее производства. Значение анализа себестоимости продукции определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую эффективность производства, и что только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых. Анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции [2].

      Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа, которая, в свою очередь, определяется следующими факторами:
    формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;
    степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;
    состоянием планирования и нормирования уровня операционных затрат;
    наличием соответствующих видов ежедневной, еженедельной и ежемесячной внутренней отчетности об операционных затратах позволяющих оперативно выявлять отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;
    наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать, и управлять процессом формирования затрат.
      Анализ  себестоимости  в  первую  очередь  призван обеспечивать необходимой информацией  управленческий  персонал  предприятия, который отвечает за планирование, за проведение  контроля  по  хозяйственным операциям и принятия  разнообразных административных решений.
      Анализ  себестоимости продукции  направлен  на  выявление  возможностей повышения эффективности  использования  материальных,  трудовых  и  денежных ресурсов в  процессе  производства,  снабжения  и  сбыта  продукции.  Анализ себестоимости продукции дает данные необходимые  для  управленческих  целей, определения показателей эффективности, принятия  стратегических  решений  по ценообразованию, состава продукции,  технологического  процесса,  разработки изделий.  Именно,  руководствуясь   анализом,    специалисты   и   менеджеры принимают тактические решения  и действия [5].
      Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
      Различают следующие типы факторного анализа:
    детерминированный и стохастический;
    прямой и обратный;
    одноступенчатый и многоступенчатый;
    статический и динамичный;
    ретроспективный и перспективный (прогнозный).
      Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
      Стохастический  анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.
      При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции - от частных, отдельных факторов к обобщающим.
      Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, у = а х b. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов а и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В данном случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.
      Необходимо  различать также
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.