На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблемы речи в трудах Аристотеля

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. М.А. ШОЛОХОВА 

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ 

Проблемы  речи в трудах Аристотеля
Реферат 
 
 
 
 
 

             
 
 

                                                                                                                                                   Выполнила
 студентка  V курса
заочного  отделения
Дюкарева  Наталья Геннадьевна
Москва, 2011 
 

Содержание:
 Введение………………………………………………………………….3
I Аристотель-трактовка слова и речи…………………………………...8
    II. Основы языковой теории Аристотеля………………………………12
        II.1 Деление частей речи в книге “Об истолковании”…………...14
        II.2 Категории………………………………………………………18
        II.3 Деление частей речи в “Поэтике”…………………………….23
 Заключение……………………………………………………………...26
 Список используемой литературы…………………………………….28
Приложение 1……………………………………………………………29
Приложение 2……………………………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Античный  период по отношению к изучению речевых процессов можно определить как зарождение первоначальных представлений о речи и речевой деятельности, многие из которых возникали в рамках философии и носили сугубо умозрительный характер. Вместе с тем в ряде научных регионов был накоплен большой эмпирический материал, который осмысливался теоретически (например, риторские школы); проводились и своеобразные эксперименты (например, Аристотелем и другими философами).
    Речь  как процесс интересовала людей с древнейших времен. Так, в египетском «Памятнике мемфисской теологии» (IV тысячелетие до н. э.) говорится о том, что «язык повторяет то, что замыслено сердцем», т. е. с современных позиций утверждается, что язык связан с психикой, является ее продуктом.
    В «теории наименования», которая  доминировала в античный период (в  греко-латинском регионе), речь рассматривалась  как процесс говорения.
      Вместе с тем утверждалось, что  речь всегда вызывает некое  (ответное) действие или отношение  (вещей, явлений или людей друг с другом).
    Известный древнегреческий философ и общественный деятель Демокрит (V в. до н. э.) считал, что язык служит для деятельности и общения и, будучи символическим  явлением, выступает средством выражения  действительности.
    Великий философ Древнего мира Платон (427–347 до н. э.) рассматривает речь как деятельность, порождение сознания человека. Например, в книге-диалоге «Кратил» он указывает: «А говорить – не есть ли одно из действий?» Платон считает, что имя (слово) – это «...орудие обучения и распределения сущностей». Философ ставит вопрос о роли личности («творца имен», «законодателя» речи) в процессе наименования. Назначение речи, по Платону, состоит в передаче содержания. «Речь, когда она есть, – пишет Платон, – необходимо должна быть речью о чем-либо: ведь речь ни о чем невозможна». Однако по его мнению «не из имен (слов-обозначений. – Прим. авт.) нужно изучать и исследовать вещи, но гораздо скорее из них самих».Речь есть не просто наименование, но «достижение чего-то» при «сплетении глаголов с именами». Платон, пожалуй, первым обсуждает взаимоотношения между мышлением (психикой) и речью, показывая сложный характер этих взаимоотношений. Он полагает, что мышление – это «рассуждение, которое душа ведет сама с собою о том, что она наблюдает». Когда же она, «уловив что-то, определяет это и более не колеблется – тогда мы считаем это мнением. Так что иметь мнение – значит рассуждать, а мнение – это словесное выражение, но без участия голоса и обращенное не к кому-то другому, а к самому себе, молча». Во время размышления с самим собою, пишет Платон, «наша душа походит  на своего рода книгу». «Память, направленная на то же, на что направлены ощущения и связанные с этими ощущениями впечатления, кажутся мне как бы записывающими в нашей душе соответствующие речи. И когда такое впечатление записывается правильно, то от этого у нас получается истинное мнение и истинные речи». Как видим, Платон не только ставит, но и пытается найти решение основополагающих проблем речевой деятельности, проблем, которые и сейчас волнуют умы ученых.
    Выдающийся  философ Древней Греции, учитель  и духовный наставник Александра Македонского, Аристотель (384–322 до н. э.) создает развернутую систему  представлений о речи, оказавшую  большое влияние на ее исследование в течение многих последующих веков. В своих трудах Аристотель подчеркивает, что речь – это знаковое явление. В деятельности человека выстраивается отношение: предметы – представления – знаки (знаки языка). Согласно Аристотелю, то, что отражено в звукосочетаниях, – «это знаки представлений в душе, а письмена – знаки того, что в звукосочетаниях». Аристотель впервые при изучении речи применил эксперимент. Он сравнил строение и функцию звукообразующих аппаратов у человека и животных. «Всякая речь, – утверждает Аристотель, – что-то обозначает, но не как естественное орудие, а в силу соглашения». Философ обращает внимание на коммуникативный характер речи. Человек обладает чувствами «не ради существования, а ради блага слухом, чтобы ему самому было что-то сообщено, а речью – чтобы сообщать что-то другим». Речь предназначена для выражения отношений, связей. «Из того, что говорится, – подчеркивает Аристотель, – одно говорится в связи, другое – без связи. Одно в связи, например: „человек бежит“, „человек побеждает“; другое без связи, например: „человек“, „бык“, „бежит“, „побеждает“. «Высказывание есть высказывание чего-то о чем-то». Поэтому структуру речевого высказывания составляют субъект и предикат. Аристотель рассматривает отношения индивидуального и общего в речи и психике, указывая, в частности, на общность представлений у всех людей, что позднее утверждали авторы т. н. универсальных (философских, «рациональных») грамматик. «Подобно тому как письмена не одни и те же у всех [людей], – пишет Аристотель, – так и звукосочетания не одни и те же. Однако представления в душе, непосредственные знаки которых суть то, что в звукосочетаниях, у всех [людей] одни и те же, точно так же одни и те же и предметы, подобия которых суть представления». Аристотель устанавливает 10 категорий, которые в дальнейшем послужили основанием для соотнесения их с определенными частями речи. По этому поводу он пишет: «Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или „сколько“, или „какое“, или „по отношению к чему-то“, или „где“, или „когда“, или „находиться в каком-то положении“, или „обладать“, или „действовать“, или „претерпевать“. Но каждое из перечисленного само по себе не содержит никакого утверждения; утверждение или отрицание получается сочетанием их». Вместе с тем Аристотель говорил о несовпадении суждения как логической категории и предложения как категории грамматической. Понимая речь как деятельность, Аристотель подчеркивал ее функциональный и многоформный характер, ее связь с целями деятельности и ситуациями, в которых деятельность протекает («соблюдение уместности» слога и средств речи). В частности, среди «оборотов» речи он выделял: утверждение, отрицание, вопрос, приказание, мольбу, рассказ, угрозу, ответ и др. Древнегреческий философ Хрисипп (III в. до н. э.) и другие стоики задолго до постулирования современными учеными трехсторонности знака говорили о необходимой связи означаемого, означающего и объекта.
    Индийский ученый Бхартхари (I в. н. э.) утверждал, что предложение – основа языка, потому что оно выражает мысль; предложение  неделимо, поскольку передает единую мысль. Представления, высказанные Бхартхари и некоторыми другими учеными античности и следующих эпох о доминировании в речи «больших (языковых) конструкций», оказались весьма плодотворными и в наше время.
    В задачи «грамматического искусства» – одного из направлений в области изучения языка (речи) в школах Риторики — входило, в частности, формирование у человека правильного (т. е. должного, нормативного) употребления речи и приобретение с ее помощью необходимых знаний. Из анализа систем «риторики», которые были очень развиты в античный период, можно заключить, что речь понималась, пользуясь современным языком, как био-психо-социальное единство. Основными составляющими (понятиями) риторики были «этос», «логос», «пафос». Этос определялся как этическая, нравственная позиция человека, который воздействует на других людей. Логос — это конкретная, значимая мысль которая с точки зрения говорящего должна воздействовать на собеседников (коммуникантов). Пафос — форма выражения, которая соответствует цели и ситуации говорения (общения). Эти составляющие (этос, логос, пафос) должны присутствовать в речевых высказываниях говорящего на протяжении всего процесса речи. Риторы (учителя риторики) формировали речь не как замкнутое в себе явление, но в связи с задачами неречевой (прежде всего общественной) деятельности и в разных ситуациях речевой коммуникации. Вместе с тем речь рассматривалась как целостное и многоформное образование (как взаимосвязанное единство прежде всего устной и кинетической – жестово-пантомимической – речи).
    Во  всех системах риторики обращалось внимание на последовательность этапов построения речевого высказывания. Так, занятия  начинались с упражнений в «умственной  речи»; иначе говоря, формировались, с точки зрения современных психолингвистических представлений, «смыслы-значения» («семантические компоненты») предстоящих высказываний, осуществлялось их планирование. Затем отрабатывались просодические компоненты речи и прежде всего – мелодические (интонационные), которые, как известно, тесно связаны с семантическими и синтаксическими. Совместно с ними отрабатывались «артикуляторные компоненты» (речевое дыхание, голос, собственно артикуляция). Занятия завершались тренировкой разных форм речи в разных формах деятельности и в разных ситуациях коммуникации. Как видим, уже в античной риторике фактически проявлялись современные представления об основных составляющих речевого процесса.
    Процессы  речеобразования косвенно исследовались  и обсуждались и при анализе  патологии речи. Некоторые античные ученые обращали внимание на расстройство механизмов речевых процессов, точнее, на причины, провоцирующие расстройство этих механизмов (Аристотель, Целий Аврелиан, Авл Корнелий Цельс, Гехизий и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Аристотель- трактовка слова и речи
      Аристотель, величайший из древнегреческих  философов, ученик и в то  же время противник Платона,  родился в 384 г. до н. э.  в Стагире. В семнадцатилетнем  возрасте Аристотель приезжает  в. Афины, где становится учеником  Платона. В его Академии он  пробыл до смерти учителя. С 355 г. он живет сначала в Ассосе, в Малой Азии, под покровительством тирана города Атарнея Гермия. Через три года философ уезжает в Митилену на о. Лесбос. Еще через три года он принял приглашение македонского царя Филиппа и стал воспитателем его сына Александра, будущего великого полководца. Через некоторое время Аристотель возвращается в Афины и создает свою школу, получившую название Ликей, по имени храма Аполлона Ликейского, вблизи которого она находилась. При школе был сад с крытыми галереями для прогулок (peripatos), и поскольку занятия проходили там, школа получила название "перипатетической", а принадлежащие к ней - "перипатетиков". Смерть Александра (323 г. до н. э.) вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен в "безбожии", поскольку политических оснований ему не могли предъявить. Он вынужден покинуть Афины и летом 322 г. он умирает.
    Аристотель  был первым мыслителем, создавшим  всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
Аристотель создал большое количество трудов в самых  разных областях знаний. Тематически  его труды можно разделить  на:
     1. Логические труды  ("Органон") : "Категории", "Об истолковании", "Аналитики" первая и вторая, "Топика", "О софистических опровержениях".
2. Философия  природы: "Физика", или "Лекции  по физике", в 8-ми кн.,
3. Психология.
4. Биологические  труды. 
5. Первая философия:  сочинение в 14-ти книгах, получившее  название "Метафизика".
6. Этика. 
7. Политика и  экономика: "Политика" в 8-ми кн., "Экономика" в З-х кн.
8.  Риторика  и поэтика: "Искусство риторики" в З-х кн., трактат "О поэзии".
      Учение Аристотеля сложилось  в результате критики учения  Платона об идеях. По Аристотелю, каждая единичная вещь есть  единство материи (гиле) и формы (морфе). Так, медный шар есть единство вещества - меди - и формы - шаровидности, которая придана меди мастером, но в реально существующем шаре она составляет одно с веществом. Согласно Аристотелю, в пределах мира чувственно воспринимаемых вещей возможен последовательный переход от "материи" к соответствующей ей "форме", от "формы" - к соответствующей ей "материи".
    Таковы  основные положения учения Аристотеля о форме и материи. Что касается его трактовки слова и речи, этим понятиям посвящены такие работы Аристотеля как "Риторика" и "О поэтике".
     "Риторика" Аристотеля - первая систематическая  монография, описывающая "способность  находить возможные способы убеждения  относительно каждого данного  предмета".
      В теории Аристотеля мышление  неразрывно связано со словом - речь, высказывание (логос) содержит утверждение чего-то о чем-либо. Высказывание может быть простым и составным: "Высказывание едино, но в двух различных смыслах: или как обозначение чего-то одного, или как соединение многого - так, "Илиада" едина как соединение, а определение человека - как обозначение одного" (Аристотель. Поэтика.1457а 28-30. Соч. Т.4. С.668).
    "Риторика" Аристотеля состоит из трех  частей (книг). В первой книге дается  определение риторики, рассматривается  ее отношение к диалектике и другим наукам.
      "Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается"; (Риторика. 1358b. С.24) аудитория и есть конечная цель речи.
      Речи (риторические высказывания) разделяются на три вида - совещательные, показательные (эпидейктические) и судебные. Аргументация в каждом из этих видов речей может быть положительной и отрицательной. Содержание совещательных речей - будущее, задача - склонять к решению или отклонять от решения, а цель - польза или вред. Содержание судебных (судительных) речей - прошлое, задача обвинять или оправдывать, а цель - справедливое и несправедливое. Содержание показательных речей - настоящее, задача - похвала или порицание, цель - прекрасное или постыдное.
      Во второй книге "Риторики" рассматриваются условия убедительности  речи: (1) страсти (пафос) и нравы  аудитории (этос); (2) приемы доказательства  положений (логос).
      В третьей книге "Риторики" рассматриваются вопросы стиля  и композиции речи. Аристотель называет достоинства стиля: ясность, правильность, краткость, выразительность, этичность, уместность, благозвучие. С точки зрения характера связи между предложениями речь может быть беспрерывной и периодической. Завершенность беспрерывной речи определяется ее содержанием. Периодическая речь состоит из логически и ритмически организованных фраз (периодов), строение которых обозримо и отражает структуру отдельной мысли. В композиционном отношении речь состоит из четырех основных частей: вступления, изложения, доказательства и заключения.
      Говоря об отношении отдельной  мысли к ее словесной форме,  Аристотель использует понятие  выражения; к выражениям относятся  метафоры (слова в переносном  значении) и обороты речи.
     "Риторика" Аристотеля не первое руководство по ораторскому искусству, но первый дошедший до нас научный трактат, в котором систематически изложена теория публичной аргументации.
    В другом своем трактате "Категории" Аристотель рассуждает о значении слова. Он вводит понятие категории через лингвистический его аспект, через различение связной речи (предложения) и несвязной (отдельные слова и их сочетания с предлогами). Оказывается, что каждое отдельное слово, наряду с конкретным смыслом, обладает еще некоторым обобщенным значением. Так, слово "сегодня" имеет иное конкретное значение, чем слово "вчера", но и то, и другое обладают общим значением времени, а словосочетание "в Ликее" - значением места. Такие обобщенные значения отдельных слов и некоторых словосочетаний Аристотель и называет категориями.
    В трактате "Категории" он перечисляет  их десять: "Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или "сколько", или "какое", или "по отношению к чему-то", или "где", или "когда", или "находиться в каком-то положении", или "обладать", или "действовать", или "претерпевать" /Категории, 4, 1в, 25/ [3]. При рассмотрении этого перечня категорий напрашивается сравнение его с выделяемыми в языке лексико-грамматическими формами слов. Так, первые шесть категорий выражаются именными формами. Сущность - существительное, далее следуют числительное, прилагательное и различные формы наречий. А последним четырем категориям соответствуют глагольные формы состояния, действительного и страдательного залогов.
      Через грамматический анализ  языковых выражений Аристотель подходит к выявлению их предметного значения и в конечном счете к определению тех объектов, которые в них отображаются. Аристотель выясняет роль категорий не в структуре языка и речи, а в познании мира. Он рассматривает категории не только как высшие проявления того, что говорится о бытии, но и как высшие проявления самого бытия. 
 
 
 

II. Основы языковой теории Аристотеля
    Языковая теория, созданная Аристотелем, легла в основание и позднейшей грамматики, и современной лингвистики, сохраняя свое значение до наших дней.
    Аристотель  не рассматривал язык как нечто самоценное и достойное внимания само по себе (подобный взгляд появляется только ближе  к XIX веку); язык, речь-это, прежде всего, средство- средство для выражения мыслей. Но не любое применение языка интересует Аристотеля, а лишь то, которое требует определенного искусства; его интересуют лишь те сферы использования речи, которые ставят себе определенные, особенные задачи: “К [области] мысли относится все, что должно быть достигнуто словом; части же этой задачи- доказывать и опровергать, возбуждать страсти (такие как сострадание, страх, гнев и тому подобные), а также возвеличивать и умалять”- так Аристотель определяет сферы приложения трех основный словесных искусств.
    Итак, первое- это диалектика, наука о доказательстве и опровержении; второе-это поэтика, наука о составлении сказаний, возбуждающих страсти: эпоса, трагедий, комедий и проч.- то, что теперь мы бы назвали художественной литературой; третье-риторика, наука о составлении речей, возвеличивающих одно и порицающих другое.
    Все эти три науки или искусства  имеют непосредственное отношение  к слову, к речи. Именно в рамках этих дисциплин Аристотель и развивает  свою теорию языка. Причем, поскольку диалектическое искусство выше поэтического и риторического, то и та теория, которая строится для нужд диалектики, кладется им в основание учения о речи применительно к поэтике и риторике.
    Собственно  говоря, “Органон” в своей совокупности и есть диалектическое учение о речи, т.к. все содержание “Органона” так или иначе относится к речи. То же самое можно сказать и о “Поэтике”, и о “Риторике”. Поэтому нарочитое выделение из того же “Органона” какой-то отдельной от всего остального языковой теории, конечно же, модернизация. Тем не менее, все же можно выделить те вопросы, которые касаются собственно технической стороны речи, т.е. ее особенного устройства, отделив их от вопросов использования и предназначения речи. При этом, следует иметь ввиду, что первые завися у Аристотеля от вторых, а не наоборот, т.е. техническая сторона речи исследуется постольку, поскольку она представляет интерес для главных целей исследования; в случае “Органона”- это доказательство и опровержение.
    Итак, язык, речь для Аристотеля- это средство для достижения определенных целей. И пытаться конструировать какую-либо аристотелевскую теорию языка вне этих целей- бессмысленно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II.1 Деление частей речи в книге “Об истолковании”
    “Прежде всего, следует установить, что такое имя и что такое глагол; затем- что такое отрицание и утверждение, высказывание и речь”,- так начинает свое сочинение Стагирит. Как можно видеть, предлагаемые вопросы почти буквально следуют тому ходу изложения, которого придерживался Платон в “Софисте”; исключение составляет лишь особенное выделение высказывания, чего не было у Платона. Подобно тому как мысли являются знаками вещей, так и слова- знаки мыслей: “То, что в звукосочетаниях,- это знаки представлений в душе, а письмена-знаки того, что в звукосочетаниях. Подобно тому, как письмена не одни и те же у всех [людей], так и звукосочетания не одни и те же. Однако представления в душе, непосредственные знаки которых суть то, что в звукосочетаниях, у всех [людей] одни и те же, точно также одни и те же предметы, подобия которых суть представления”. Итак, по Аристотелю, структура языка следует за структурой внешнего мира, посредствующим звеном чего служат представления- своего рода отпечатки в душе.
    Речи, а вместе и ними и представления  делятся на такие, которые могут  быть истинными или ложными, и  такие, которые не обладают этим свойством: “Подобно тому как мысль то появляется в душе, не будучи истинной или ложной, то так, что она необходимо истинна или ложна, точно также и в звукосочетаниях, ибо истинное и ложное имеются при связывании и разъединении”,- повторяет Аристотель мысль из “Софиста”. Как на такие звукосочетания, которые еще не истинны или ложны, он указывает на имя и глагол: “Имена же и глаголы сами по себе подобны мысли без связывания или разъединения, например “человек” или “белое”; когда ничего не прибавляется, нет ни ложного, ни истинного, хотя они и обозначают что-то: ведь и “козлоолень” что-то обозначает, но еще не истинно и не ложно, когда не прибавлен [глагол] “быть” или “не быть”- либо вообще, либо касательно времени”. Здесь важным добавлением Аристотеля является указание на разъединение слов, чего еще не было у Платона. Кроме этого, упоминание времени отнюдь не случайно- именно признак наличия (или отсутствия) указания на время Аристотель и положил в основу своих определений имени и глагола: “Имя есть такое звукосочетание с условленным значением безотносительно ко времени, ни одна часть которого отдельно от другого ничего не означает”,- последнее условие добавлено Аристотелем для того, чтобы предостеречь своих последователей от злоупотребления этимологиями, весьма популярными в диалектических спорах того времени. Поэтому ему и приходится принять допущение, что в сложных составных именах их части не имеют значения: “Имена имеют значение в силу соглашения, ведь от природы нет никакого имени. А [возникает имя], когда становится знаком, ибо членораздельные звуки хотя и выражают что-то, как, например, у животных, но ни один из этих звуков не есть имя”.
    Далее Аристотель кроме собственно имени  выделяет неопределенное имя, или имя  с отрицанием, и падежи имен:“ “Не человек”не есть имя; нет такого имени, которым можно было бы его назвать, ибо он не есть ни речь, ни отрицание. Пусть он называется неопределенным именем. “Филона” же или “Филону” и тому подобное не имена, а падежи имени. Смысл их остается тем же самым, но вместе с [глаголом] “есть”, или “было”, или “будет”  они не выражают истины или лжи, имя же [вместе с глаголом] всегда их выражает”. Отрицательные имена, таким образом, не включаются в собственно имя вследствие слишком неопределенного значения, а падежи- потому что они не могут быть подлежащим высказывания. Имя и глагол мыслятся Аристотелем не только как особенные части речи, но и как члены предложения, подлежащее и сказуемое, поэтому падежи и не включаются в число имен как таковых.
    Особое  внимание падежам Аристотель уделяет  в “Топике”, которая по традиции считается одним из самых ранних его произведений. Это позволяет предположить, что падежи имен и глаголов были выделены еще в Академии при жизни Платона, а может быть, и еще раньше.
    Глагол  Аристотель определяет следующим образом: “Глагол есть [звукосочетание], обозначающее еще и время; часть его в отдельности ничего не обозначает, он всегда есть знак для сказанного об ином”. По словам Аристотеля, под иным подразумевается какое-либо “подлежащее или то, что находится в подлежащем”, которое, в свою очередь, обозначается именем.
    Итак, глагол означает время- важная деталь, введенная в теорию грамматики Аристотелем (различает времена он также, как  их различал еще Протагор,- настоящее, прошедшее и будущее). Вместе с именами, Аристотель выделяет также неопределенные глаголы: нездоров, неболен,а также падежи глаголов. Падежи глаголов, в отличие от имен, изменяются по временам; собственно глаголом Аристотель считает лишь глагол настоящего времени, а падежи обозначают “время до и после настоящего”. Связано это с тем, что только высказывания о настоящем времени допускают в ряде случаев непосредственную верификацию, а именно это и важно для Аристотеля; в то же время верификация высказываний о прошлом и будущем приводит к некоторым затруднениям, часть из которых (по отношению к высказываниям о будущем) как раз и анализируется Аристотелем далее в “Об истолковании”, а то, что касается высказываний о прошлом,- ранее.
    Речь  определяется Аристотелем как “такое смысловое зукосочетание, части которого в отдельности что-то обозначают как сказывание, но не как утверждение или отрицание”. “Но не всякая речь есть высказывающая речь, а лишь та, в которой содержится истинность или ложность чего-либо; мольба, например, есть речь, но она не истинна и не ложна”. Прочие виды речи Аристотель относит к компетенции риторики и поэтики, оставляя за диалектикой право заниматься лишь высказываниями. Далее высказывания разделяются на  утверждение и отрицание, а кроме того, Аристотель подразделяет их, подобно мегарикам, на простые и сложные. Простое высказывание определяется им, с учетом всего вышеизложенного, как “звукосочетание, обозначающее присущность или неприсущность чего-то с различием во времени”.
    Как можно видеть, в основу изложенного учения положено различие следующих характеристик речи: наличия/отсутствия значения; наличия/отсутствия значащих частей; отношения ко времени; выражения истины и лжи. В соответствии с первым критерием звукосочетания делятся на осмысленные и неосмысленные (например, крики животных), в соответствии со вторым различаются сказывание и речь; третье деление- по отношению ко времени- дает имя и глагол; и, наконец, речи, заключающие в себе истину и ложь, выделяются в качестве высказываний. Высказывание состоит из имени и глагола: “Каждая высказывающая речь необходимо заключает в себе глагол или изменение глагола” и делится на простое и сложное, а простое высказывание- на утверждение и отрицание. “Утверждение есть высказывание чего-то о чем-то. Отрицание есть высказывание, [отнимающее] что-то от чего-то”.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.