На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Предмет философии. Специфика философского знания

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Федеральное агентство по образованию

       ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ   УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

 
    УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ 
     

  РЕФЕРАТ

по  дисциплине: «ФИЛОСОФИЯ»
 
на  тему: «Предмет философии. Специфика философского знания»
Выполнила   
группа    
 
               Преподаватель:  

Ростов  – на - Дону

2011г.

 


      Содержание 

Введение......................................................................................................2
1. Предмет  философии...............................................................................4
1.1 Истоки  возникновения науки..............................................................8
1.2 Основные  функции..............................................................................11
2. Специфика  философского знания........................................................14
3. Основные  вопросы философии............................................................15
Заключение.................................................................................................19
Список  литературы....................................................................................20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Философия – одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. 
     Само  понятие «философия», означающее «любовь  к мудрости», впервые объяснил древнегреческий  мыслитель и математик Пифагор, а в качестве названия особой науки употребил впервые древнегреческий философ Платон.
     В своем развитии философия проходит длительный путь становления. Человек  в процессе эволюции начинает выделять себя из окружающего мира природы  и тем самым осмысливать как  свою уникальность, так и уникальность окружающего мира, противостоящего ему и отличающегося от него.
     Изменяется  и понимание предмета философии. Так, смысл философии Пифагор  и другой древнегреческий философ  Гераклит видели в поиске истины, Платон - в познании вечных и абсолютных истин, по мнению его ученика древнегреческого философа Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия. Еще большее разнообразие в понимании своего предмета обнаруживает философия в XIX-XX вв., представленная множеством школ и направлений.
     При всем многообразии подходов к определению  предмета философии можно выделить то общее, что свойственно философскому знанию вообще.
Философию можно определить как учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру.
1. Предмет философии 

     Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру,  наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.  Философия вырабатывает  обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности,  социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
     Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления.
     Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
     Возникновение философии – сложный процесс. В философской литературе родословная философии давно уже получила определение "от мифа к логосу". Возникновение философии связано с особенностями как развития индивидуального человеческого бытия и сознания, так и с историческим развитием общественного бытия. Поэтому необходимо назвать те предпосылки, благодаря которым стало возможным появление философии и философского сознания. Речь идет об источниках философии.
     Первый  из них – психологический – удивление. Сущность его кратко можно выразить как знание о незнании. Только там и тогда, где и когда человек четко определил и отделил то, что он знает, от того, что он не знает, возникают основания для движения в познании, для озарения в сопричастности к чему-то удивительному. Знание о незнании – это не только источник удивления, но и источник принципиально нового отношения к действительности, к знанию.
     Второй  источник – теоретический. Однако среди философов нет единого мнения по поводу того, какой именно является определяющим в развитии философии. Часть философов придерживается мифогенной концепции генезиса философии (философия произошла из мифологии), другая – гносеогенной концепции (философия возникла из накопившихся знаний о природе, мире, пришедших в конфликт с религиозно-мифологической верой).
     В итоге философия представляет собой  результат разрешения противоречия между мифом и первоначальной наукой, синтез обобщающей, мировоззренческой  установки мифа и эмпирической, наблюдательной установкой древней науки.
     Предпосылками  для возникновения философии являются:
     1. Возможности человека:
     - выделение умственного труда;
     - появление товарно-денежных отношений  (возможность заказать и купить  знания);
     - возникновение государственных  структур и правовых норм регулирования  общественной жизни;
     - постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;
     И, как результат всего этого, появление  возможностей осмысления человеком  существующего мира и своего места  в нем;
     2. Потребности человека:
     - интерес человека не только  видеть (созерцать) мир, но и  понимать (иметь суждение, мировоззрение)  как он устроен, желание использовать  на практике полученные знания. 

     Первым, кто объяснил слово «философ», был  Пифагор. По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины». Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.
     Знаменитый  древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.
     По  мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».
     Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья.  
     Итак, одни мыслители видели суть философии  в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т. д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.
     Особенно  отчетливо это проявилось во второй половине XIX—XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования.
     Однако  сказанное вовсе не означает, что  различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить  существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Итак, структура философского знания состоит из следующих элементов:
     1. Исследование наиболее общих  вопросов бытия. При этом сама  проблема бытия понимается в  универсальном смысле. Бытие и  небытие; бытие материальное и  идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).
     2. Анализ наиболее общих вопросов  познания. Познаваем или непознаваем  мир; каковы возможности, методы  и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т. д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т. д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).
     3. Изучение наиболее общих вопросов  функционирования и развития  общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место  в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.
     4. Исследование наиболее общих  и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется  одним из важнейших для философии,  поскольку именно человек является  исходным и конечным пунктом  философствования. Творит и действует  не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.
     5. Изучение вопросов, связанных с  природой ценностей, их месте  в реальности и о структуре  ценностного мира, т.е о связи  различных ценностей между собой,  с социальными и культурными факторами и структурой личности. Это учение о ценностях получило название аксиология (от греч. axia ценность и logos учение)
     6. Изучение способов достижения  истины в процессе познания  опосредованным путём, не из  чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее. Это логика (от греч. logos – учение, мысль, рассуждение, разум) - учение о способах получения знания с помощью применения законов логики и методов логического мышления. 

     1.1. Истоки возникновения  философии 

     Истоками  философии являются мифология и  религия.
     «Миф» в переводе с греческого языка  означает «предание», «логос» –  «учение, наука», таким образом, мифология  – это наука о преданиях. Мифы существовали у всех народов мира, многие мифы посвящены космическим  темам, т. к. люди пытались ответить на вопрос о происхождении и устройстве мира, о мировой гармонии, о превращении хаоса в космос, а также любая мифология описывает гибель мира в будущем и его последующее возрождение.
     Мифология – это форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В древности мифология являлась формой духовной культуры, которая объединяла в себе зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды и искусство. Чертами мифа являются: очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач, однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
     Древнеиндийская философия представлена ведами, в которых глубже просматривается вопрос о происхождении человека. В это время в ведах рассказывается, что Вселенная заполняется человечеством, которому предопределена карма, на весь период существования.
     В Древнем Китае была образована философская  школа – Даосская. Даосизм –  это учение о пути, которое отстаивали в этой школе. Философы считали, что  всё находится в пути, в движении, в изменении. Всё непостоянно  и конечно. Человек должен следовать установленному порядку, тогда он будет бессмертен.
     Особенности мифологии:
    Мысль выражается в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах, одушевлялись и очеловечивались: космос и все природные силы.
    Отсутствует разграничение мира и человека, мысли и эмоции, это было целостное миропонимание.
     Философия и религия выходят из мифа, они  походят тем, что решают мировоззренческие  вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия – это поиск  истины.
     Религия – это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
     Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а  не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
     В VI веке до нашей эры философия представляла собой новый тип миропонимания, в основе которого лежал разум. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщение, выводы и доказательства стали вытеснять образы и вымыслы, т.е. мифологию. С развитием культуры менялось:
     • специфика философии;
     • статус (значение) философии;
     • связи с наукой, но мировоззренческие проблемы оставались.
     Смысл философии включает не только мировоззрение  и познание, но и у всех философов  всегда была система, которая завершалась  этикой.
     Исторические  типы философии:
    Философия Древнего Востока и античная;
    Средние века (тесная связь с религией);
    Эпоха Возрождения (связь с искусством);
    Новое время (связь с наукой);
    Просвещение;
    Классическая немецкая философия;
    Современная философия.
           
     

    1.2. Основные функции 

    Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени  полно, не затрагивая вопроса о её функциях.
     Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение.
     Принято выделять следующие функции философии: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую, общекультурную, практическую, объединительную.
     Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром.
     Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности, проявляется характер взаимоотношения философии с другими науками. Философия с одной стороны опирается на те данные, которые получают все науки, с другой стороны философия передаёт всем наукам общие методы, приёмы, способы получения истинного знания. Сама философия выступает в отношении других наук, общим методом познания.
     Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
     Гносеологическая  – одна из основополагающих функций философии имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
     Роль  критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
     Аксиологическая функция философии (в переводе с греч. axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима, эпоха Возрождения, Реформация, кризис капитализма конца XIX – начала XX в. и др.).
     Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
     Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
     Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
     Общекультурная  функция. Общекультурную функцию философия выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то её общекультурной функцией происходило, скорей всего, обратное: её роль в жизни общества непрерывно возрастала.
     Тем более это справедливо для  нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества. Философия согласовывает и синтезирует достижение всех видов человеческого опыта (практического, научно-познавательного, ценностного). Она также выступает конструктором принципиально новых идей, новых картин мира, новых общественных идеалов, критиком по отношению к разного рода мировоззренческим и методологическим заблуждениям и предрассудкам; рационализатором нефилософских форм мировоззрения, выявляя их «рациональное зерно».
     Практическая  функция. До сих пор философия рассматривалась исключительно как компонент духовного мира человека. Но человек, кроме всего прочего, ещё и действует. Русский философ П.Л. Лавров подчёркивал, что философия отождествляет мысль, образ и действие. Поистине, в своём миропонимании человек достигает стадии, когда уже невозможно удержаться от искушения действовать. Человек действует, реализует своё миропонимание. В отличие от животного, он действует именно таким образом, а не иначе. В своих действиях человек символизирует философию, она воплощается в объекты, в творения человека. Каждая цивилизация реализует свои философские ценности, каковыми являются, например, стремление к совершенству, свобода, справедливость.
     Нравственная функция заключается в том, что философия культивирует в обществе идеалы любви к ближнему,
     сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга.
     Философия консолидирует общество вокруг идей либо ради идей, выполняя при этом объединительную функцию. 
 
 
 

     2. Специфика философского  знания 

     Основная  специфика философского знания заключается  в его двойственности, так как  оно:
    имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
    однако не является научным знанием в чистом виде.
     Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия  является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных  человечеством знаний.
     Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
     Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой  точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.
     Можно выделить также следующие особенности философского знания:
    имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);
    носит предельно общий, теоретический характер;
    содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
    во многом субъективно – несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
    Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.
    является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
    изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
    имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;
    испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
    в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется;
    опирается на категории – предельно общие понятия;
    неисчерпаемо по своей сути;
    ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.
     Философия – это знание личностное, так  как идеи, которые высказывает  мыслитель нельзя отделить от его  личности. 

     3. Основные вопросы  философии 

     Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических проблем, которые она призвана исследовать. Можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность и происхождение бытия; материя и её формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; человек и его; духовный мир человека; общество; перспективы человека, общества и многие другие вопросы.
     Основным  в философии традиционно считается  вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.
     Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса  философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
     При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии  можно выделить такие направления, как материализм и идеализм, дуализм; а гносеологической (познавательной) стороны: эмпиризм и рационализм. 
     Материализм (так называемая «линия Демокрита») – это философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи и вторичности сознания. С точки зрения материализма, природа существует вечно, она несотворима и неуничтожима. Никаких сверхъестественных, божественных сил нет. Человеческое сознание является продуктом длительной эволюции жизни на Земле.
     Идеализм («линия Платона»)  – это философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности сознания и вторичности материи. В идеализме существуют два течения – объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективные идеалисты первичным объявляют объективное, т. е. внечеловеческое сознание, называя его «мировым духом», «мировым разумом», «божественным сознанием». Субъективные идеалисты первичным считают субъективное, т. е. человеческое сознание. С их точки зрения, внешний мир комбинируется из человеческих ощущений.
     Наряду  с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом  и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.
     Дуализм – это философское направление, которое утверждает, что в основе мира лежат два вечных начала – материальное и духовное. Следовательно, дуализм снимает вопрос о том, что первично: материя или сознание.
     Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы ни было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).
     Основоположником  рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).
  Основными средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование, являются диалектика и метафизика.
     Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.