На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Центры мировой экономики. ЮАР

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования
"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО  И ТЕЛЕВИДЕНИЯ» 

Факультет экономики и управления
Кафедра гуманитарных наук 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине «Мировая экономика»
 « Центры мировой экономики. ЮАР.»
   
 

Работа допущена к защите                                  Выполнила: студентка гр.№044
_______________________                                                             Степанова А.С.
Работа защищена________                                          Проверила: преподаватель
на оценку ______________                                                            Объедкова Е.А.  
 

                                               Санкт-Петербург
                                                         2011 

Содержание.
Введение.......................................................................................3
 
Глава I. Тенденции развития и структура национальной экономики.Внешнеэкономические связи ЮАР.........................4

 
1.1. Особенности экономического развития ЮАР....................................4

1.2. Структура современной экономики.Компании-лидеры……………6
1.3.Торговые отношения ЮАР с другими странами……………………8
 
Глава II. Основные направления внешней политики ЮАР…………………11
 
2.1. Современные внешнеполитические приоритеты ЮАР и ликвидация международной изоляции страны.Внешняя политика ЮАР на современном этапе.………………………11
2.2.Южная Африка-образцовая экономическая политика…………………………………14
 
Глава III. ЮАР-Россия: характер и формы отношений……………………..18
 
3.1. ЮАР и СССР в 80-е годы XX века:специфика отношений…………………………21 
3.2. Отношения РФ-ЮАР: содержания и перспективы…………………………………..24

 
Заключение…………………………………………………………………………….30
 
Список литературы…………………………………………………..33
 
 
 
 
 

 Введение.
 После падения системы апартеида в ЮАР важнейшим элементом стратегии национального развития стала дальнейшая интеграция страны в мировую экономику, включая углубление экономического сотрудничества как с традиционными торгово-экономическими партнерами в Европе и Северной Америке, так и с развивающимися странами, в особенности с государствами Африки. В условиях поступательного развития экономики ЮАР сформировались конкурентоспособные национальные компании, проявляющие значительный интерес к организации международного бизнеса и активизации зарубежной инвестиционной деятельности.  
Развивающиеся страны и государства с переходной экономикой характеризуются сильной дифференциацией уровней социально-экономического развития, что позволяет выделить полупериферию мировой экономики. В нее принято включать страны с более развитыми национальными экономиками, которые по некоторым показателям приближаются к государствам центра мирового хозяйства.  
Особую группу таких государств формируют восходящие страны-гиганты, обладающие крупным ресурсным потенциалом, играющие ключевую роль в мировой экономике и политике, способные преодолевать периферийное положение и выдвигаться на передовые рубежи в мировой системе . В первый эшелон развивающихся стран-гигантов традиционно включают Бразилию, Россию, Индию и Китай, а за последнее десятилетие сформировался второй эшелон таких стран, в который вошли ЮАР, Пакистан, Индонезия и Мексика.  
ЮАР страна с огромным экономическим потенциалом, богатыми трудовыми и природными ресурсами, интересной историей, разнообразным этническим составом, поэтому обращение к теме работы является актуальным. В масштабах африканского континента ЮАР имеет статус сверхдержавы. Экономика и фондовый рынок страны относятся к одним из лучших среди развивающихся стран.  
Цель работы определить место ЮАР в мировой экономике.  
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:  
- проследить основные этапы социально-экономического развития ЮАР;  
- определить причины и содержание экономического чуда в ЮАР;  
- проанализировать основные тенденции экономического развития ЮАР;  
- охарактеризовать торговые отношения ЮАР с другими странами;  
- определить роль ЮАР в мировой экономике и финансовой системе;  
- выявить новые явления экономике ЮАР;  
-охарактеризовать процессы интеграции, происходящие в отношениях ЮАР с мировой экономикой.  
Объект рассмотрения мировая экономика.  
Предмет исследования место ЮАР в мировой экономике.  
Дипломная работа состоит из трех частей. Во введении определяются цели и задачи работы. Первая часть работы посвящена теоретическим аспектам экономики ЮАР и ее истории.  
Во второй части работы проводится анализ статистического и иного материала, иллюстрирующего место ЮАР в мировой экономике, в финансовой системе мира.  
Третья часть работы посвящена рассмотрению основных проблем экономики ЮАР. В ней дается характеристика основных проблем, характерных для экономического развития страны.  
Курсовая работа завершается заключением и списком литературы.  
Для рассмотрения проблемы роли ЮАР в мировой экономике использовалась учебная литература, монографии, статьи периодической печати по экономическим проблемам, статистические данные и т.д.  
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы. В ходе работы применялись теоретические методы. К ним относится анализ специальной литературы по экономике (монографий, периодической печати, учебной литературы, статистического материала) по проблеме.
 

   Глава I. Тенденции развития и структура национальной экономики. Внешнеэкономические связи ЮАР. 

      Особенности экономического развития.
 
      В 1919 после возвращения с Парижской  мирной конференции глава правительства  ЮАС Л. Бота умер. Его преемником  стал Я. Смэтс. В период 1910–1924 правительство стремилось наладить  эффективное функционирование нового государства и решить проблемы управления Юго-Западной Африкой (ныне Намибия), которая была передана ЮАС по мандату Лиги наций после Первой мировой войны.
       Власти уделяли значительное  внимание сохранению привилегированного положения белого населения. В 1911 был принят закон, по которому определенные должности в горнодобывающей промышленности могли занимать только белые. В 1913 вступил в силу закон «О землях аборигенов», закрепивший принцип раздельного проживания африканцев и белых. Согласно этому закону, африканцам запрещалось владеть землей или постоянно проживать за пределами отведенных им резерватов, занимавших менее 13% территории ЮАС. В 1919 по решению правительства система тарифного протекционизма была распространена на отрасли промышленности, созданные во время Первой мировой войны.
       ЮАР является одним из государств-основателей  ООН. С начала 1960-х годов до 1994 роль ЮАР в деятельности  ООН была весьма ограничена, поскольку  большинство членов ООН резко  осуждало политику апартеида и сохранение вплоть до 1990 контроля ЮАР над Намибией вопреки резолюциям ООН. В 1963 Совет безопасности ООН призвал к установлению эмбарго на поставки оружия в ЮАР, а в 1977 принял специальную резолюцию об обязательном для всех членов ООН соблюдении этого эмбарго. В 1974 Генеральная ассамблея ООН приняла решение временно приостановить членство ЮАР в ООН. В 1994 ЮАР вновь стала полноправным членом этой организации.
       Надеясь ослабить режим апартеида,  в середине 1980-х годов внутренняя  оппозиция расистскому режиму и ее сторонники в демократических странах Запада призвали к введению жестких экономических санкций против ЮАР, включая такие меры, как ограничение торговых связей и вывоз инвестиционных фондов. Страны ЕС, Канада и США ввели эти санкции, несмотря на упорное сопротивление некоторых политических сил, в частности, Республиканской партии в США и Консервативной партии в Великобритании. Экономические санкции оказали сильное психологическое воздействие на белых правителей ЮАР и способствовали постепенному переходу страны к многорасовому демократическому обществу в начале 1990-х годов. По мере осуществления этого перехода в 1992–1994 санкции были постепенно отменены.
       С 1994 в силу объективных условий  ЮАР стала ведущей политической  и экономической региональной державой на Юге Африки.
       До конца 19 в. Южная Африка  была преимущественно аграрной  страной. Основным занятием африканеров  и черного населения являлись  натуральное и полунатуральное  земледелие и животноводство. В  1867 были обнаружены алмазные месторождения в долине р.Вааль, а в 1870 на месте современного города Кимберли было открыто крупнейшее в мире месторождение алмазов. В 1886 в районе Витватерсранда были найдены месторождения золота. Промышленная революция в Южной Африке началась с мощного притока инвестиций, технологий и рабочей силы, необходимых для разработки месторождений золота. В первой половине 20 в. более половины мировой добычи этого драгоценного металла приходилось на Южную Африку. Экспорт золота позволил значительно повысить уровень жизни белого населения страны.
       Обладая богатейшими запасами  угля на Африканском континенте  и не менее богатыми ресурсами  железной руды, ЮАР создала мощную  черную металлургию и, в основном  после Второй мировой войны,  обрабатывающую промышленность.
       В 1990-е годы на долю промышленности  приходились 25% ВВП, финансовых  услуг – 15%, торговли (включая  гостиничный и туристический  бизнес) – 15%, государственных ведомств  и служб – 15%, горнодобывающей  промышленности – 9%, сельского  хозяйства – 5% и строительства – 3%. В 1997 ВВП составлял приблизительно 129 млрд. долл.
       Основные статьи экспорта ЮАР  – металлы и продукция металлообработки; в 1996 стоимость их экспорта  составляла 6,3 млрд. долл. В том же  году стоимость экспорта золота достигала 6 млрд. долл., алмазов – 2,9 млрд., машин и транспортного оборудования – 2,6 млрд. Основные статьи импорта в 1996 – машины и транспортное оборудование, химические продукты, минеральное топливо, продовольствие, напитки и табачные изделия. Основные торговые партнеры – Германия, США, Великобритания и Япония.
       Сельское хозяйство. В период  апартеида и ранее африканское  большинство ЮАР занимало всего  13% земель, что приводило к земельному  голоду и истощению почв. В  этих бывших резерватах – зоне  рискованного земледелия из-за отсутствия искусственного орошения – сельскохозяйственное производство ориентировалось на местное потребление. Основными культурами были кукуруза и маниок. В качестве наемных сельскохозяйственных рабочих африканцы трудились на крупных орошаемых угодьях белых фермеров в провинциях Западно-Капской, Восточно-Капской, Квазулу-Натал, Гаутенг и Северной. Принадлежащие белым хозяйства специализируются на товарном производстве кукурузы, сахарного тростника, винограда и цитрусовых, а также овощей для снабжения городского населения.
       По мировым стандартам продуктивность  земледелия ЮАР невысока. Частично  это объясняется примитивными  методами возделывания земель. Другими  факторами являются эрозия почв  и недостаточное количество осадков.  В стране обрабатывается всего 12–15% земель, лишь 10% из них отличаются высоким плодородием, однако даже плодородные земли подвергаются внезапным наводнениям и смыву плодородного слоя. Эрозия почв достигла наибольших масштабов в бывших бантустанах. В сельскохозяйственных районах нередки засухи, основная причина неустойчивых урожаев в отдельные годы.
       Наибольшая доля в общей стоимости  сельскохозяйственной продукции  приходится на кукурузу – основу  рациона черного населения. Важное  место занимает пшеница, выращиваемая преимущественно в Западно-Капской провинции. В 1995–1996 в ЮАР было произведено ок. 9,9 млн. т кукурузы и 2 млн. т пшеницы. В меньших количествах производятся овес, рожь, ячмень, кафрское и обычное сорго.
       В общей стоимости сельскохозяйственной продукции второе место после кукурузы занимают фрукты. Бoльшая их часть идет на экспорт. В прибрежных районах провинции Квазулу-Натал возделывается сахарный тростник. С 1655 в стране выращиваются винные сорта винограда; французские гугеноты, которые стали прибывать на юг Африки с 1688, превратили виноградарство в важную отрасль сельского хозяйства. Бoльшая часть виноградников находится в радиусе 240 км от Кейптауна. Среди продукции полеводства существенное место занимают овощи и кормовые травы.
       К концу Второй мировой войны ЮАР занимала второе место в мире по производству высокосортной шерсти и четвертое место по производству шерсти в целом. Развито мясное и молочное производство. Баранина, свинина и мясо домашней птицы обеспечивают внутреннее потребление.
       Горнодобывающая промышленность. Сильные  позиции ЮАР на мировом рынке  определяются прежде всего богатством  ее недр. В 1997 продукция горнодобывающей  промышленности составила 8% ВВП  и ок. 67% общей суммы экспортных  поступлений. В 1996 доля золота в стоимостном объеме продукции горнодобывающей промышленности составляла ок. 42%. С начала 1970-х годов происходило сокращение объемов добычи золота, что отчасти объяснялось истощением самых богатых месторождений. Если в 1991 доля золота в экспорте составляла примерно 30%, то в 1996 она сократилась до 20%. Резкое падение мировых цен на золото неизбежно ведет к сокращению доходов ЮАР от его экспорта. В 1996 продажа алмазов принесла стране 10% общей суммы экспортных поступлений. Несмотря на просачивание в 1990-е годы на мировой рынок алмазов России и Анголы, южноафриканская компания «Де Бирс» по-прежнему играет главную роль в контролировании мировых цен и производстве алмазов. ЮАР – один из ведущих экспортеров каменного угля в страны Европы и Азии. Страна экспортирует также железную руду, известь и известняк, хром, марганец, медь и платину.
       Обрабатывающая промышленность. Защищенная  протекционистскими барьерами, промышленность  ЮАР издавна ориентировалась  на внутренний рынок, а начиная  с 1980-х годов – и на рынок других государств Африки. Промышленность ЮАР имеет многоотраслевую структуру. Ведущие отрасли – черная металлургия, автомобилестроение, швейное производство, пивоварение и виноделие, а также разнообразная пищевая промышленность. Лишь незначительная часть продукции южноафриканских предприятий реализуется за пределами Юга Африки. ЮАР занимает видное место среди экспортеров различных видов вооружения. Продукция обрабатывающей промышленности составляет наибольшую долю ВВП, на протяжении 1990-х годов она равнялась приблизительно 24%.
       В 1996 правительство ЮАР приступило  к приватизации многих государственных  предприятий. Власти страны называют  эту программу «реструктуризацией  государственного имущества», и  до сих пор в правительстве  не утихают споры относительно методов и сроков приватизации. В 1997 государство продало часть своей доли в сфере телекоммуникаций, а на следующий год – в компании по эксплуатации аэропортов. Еще раньше были переведены на самоокупаемость металлургические и оборонные предприятия. На 1999 была запланирована приватизация авиакомпании «South African Airways», получившей хозяйственную самостоятельность. 
 
 

 1.2. Структура современной  экономики. Компании-лидеры. 

       ЮАР после падения режима апартеида,  привлекла в свою экономику огромные инвестиционные программы. В ЮАР, страну с устойчивой валютой, развитой банковской системой, а также с огромным сырьевым потенциалом, инвесторы вкладывают свои капиталы охотно.
       Южноафриканская экономика - одна  из самых открытых в мире  в том смысле, что доля доходов от внешней торговли в валовом национальном продукте в ЮАР значительно выше, чем во многих других странах. Это означает также, что экономика ЮАР весьма восприимчива к новым тенденциям развития экономики основных торговых партнеров. ЮАР принадлежит 50% автомобильного парка Африки, телефонных абонентов, банкоматов и промышленных мощностей всего континента. По себестоимости производства электроэнергии, ЮАР занимает второе место в мире.
       Известная во всем мире Южно-африканская  компания "Де Бирс" контролирует почти 80% мирового рынка алмазов, а компания "Нампак" входит в двадцатку ведущих мировых упаковочных корпораций. Южно-африканская компания "Барлоу ранд" стоит на тридцатом месте среди пятисот самых больших в мире компаний-работодателей.
       К концу 2004 года в ЮАР наблюдалось  увеличение темпов роста валового  внутреннего продукта (ВВП) по  сравнению с началом года, что  было вызвано целым рядом причин: ростом рыночных цен, сезонными  колебаниями цен и состоянием  обменного курса ранда к доллару. Таким образом, рост ВВП в 4 квартале 2004 года составил 3.9%.
      На текущее состояние ВВП повлияли  так же такие факторы “замедленного  действия», как планомерное снижение  процентных ставок в 2003-4 годах,  мировой экономический рост, поддерживаемый внутренним экономическим ростом. Наиболее быстро развивающиеся сектора экономики ЮАР: сельское хозяйство, строительство, транспорт и производство промышленных товаров.
       В русле этих тенденций ежегодный  прирост ВВП, как ожидается,  в этом году составит 3% от уровня 2004 года.
       Инфляция и процентные ставки. Начиная с 2003 года уровень ежегодной  потребительской инфляции находится  в рамках, очерченного Резервным  банком «коридора» и составляет  от 3 до 6%. Несмотря на давление  высоких мировых цен на нефть, Правительству ЮАР удается удержать инфляцию в очерченных рамках.
       Аналогично обстоит ситуация  и с инфляцией производственных  цен, уровень которых удается  удержать в рамках 3%. В июне-июле 2004 года наблюдалось даже снижение  инфляции производственных цен на 0.2%. В связи со стабильностью экономики страны влияние вторичной инфляции сведено к минимуму.
       Многие экономисты придерживаются  того мнения, что в стабильной  теперешней ситуации в экономике  ЮАР, Резервный Банк вряд ли  изменит процентные ставки до конца текущего года. Последние снижение процентных ставок производилось в августе 2004, после чего главный ссудный процент составил 11%.
       Производство. К середине 2004 года  ежемесячный прирост производственной  продукции составил в среднем 5%, в то время как рост торговли составил только 1.2%. Наиболее динамично развивающимися отраслями промышленности явились: автомобилестроение, пищевая промышленность, виноделие, текстильная промышленность и производство продукции из основных металлов.
       В то же время отмечалось  небольшое замедление темпов  роста продаж производственной  продукции, особенно таких отраслей, как производство теле и радио  аппаратуры, средств связи и профессионального  оборудования. Снижение темпов роста  здесь составило -6.3%.
       Однако, уровень продаж нефтепродуктов, продукции из пластика и резины, а также продукции из основных  металлов и оборудования продолжал  устойчиво расти. Средний рост  в этих отраслях составил в  2004 году от 3 до 5%. 
 

     1.3.Торговые отношения ЮАР с другими странами. 

 На данный момент Южно-Африканская Республика является одним из самых перспективных рынков. По объему ВВП экономика ЮАР занимает 17-е место в мире. Предпосылками для такого экономического роста ЮАР является удачное переплетение социально-экономических факторов, характерных для стран африканского континента и для развитых государств. Высокий технологический уровень хозяйственных инфраструктур, наличие обширного рынка рабочей силы с широким спектром квалификации сделали ЮАР крайне привлекательной и выгодной для свободной коммерческой деятельности и инвестиций иностранного капитала. 
 
Среди фундаментальных факторов, определяющих общественно-экономическую конъюнктуру в стране, в первую очередь выделяется усиленное внимание правительства ЮАР к вопросам поддержки постоянного роста экспорта страны, инвестиций в основной капитал, динамики роста потребления и реальных доходов населения. Правительство ЮАР призвано обеспечить наиболее благоприятные условия для внешнего развития экономики страны, поддержание положительного платежного баланса и внешней торговли ЮАР. Это выражается, прежде всего, в создании правовой базы, всячески поддерживающей свободное предпринимательство и долгосрочные инвестиции. 
 
Рассмотрим крупнейшие сектора экономики ЮАР, обеспечивающие большую часть национального и экспортного дохода: 
 
Энергетика. Несмотря на то, что Южная Африка является 26-й страной по объему производимой продукции, по потреблению производимой энергии ЮАР занимает 16 место. Энергетика - это основа экономики ЮАР, приносящая около 15% ВВП. В настоящее время на энергетических предприятиях ЮАР трудится около 250 тысяч человек. 
 
Существование большого количества предприятий с наиболее энергоемким производством, таких как, металлургические и горнодобывающие предприятия, предприятия машиностроения, заставляет ежегодно увеличивать темпы производства энергии. Столь высокая потребность в энергии выводит ЮАР в первую десятку стран мира по интенсивности потребления энергии. Увеличение производства энергии происходит не только благодаря увеличению объемов производства уже существующих предприятий, но и благодаря применению новых технологий и использованию нового сырья. Так, в течение долгого времени только уголь в ЮАР являлся основным источником для получения энергии, но усиленные поиски нефти и газа привели к обнаружению небольших запасов этого сырья. Тем не менее, уголь все еще является основной составляющей энергетического сектора ЮАР. Большое количество угольных месторождений, особые условия залегания угля, делающего его легко доступным для добычи и переработки, является причиной того, что стоимость энергии в этой стране одна из самых низких в мире. В последние годы в ЮАР ведется ряд проектов по строительству гидроэнергетических комплексов и предприятий, использующих ядерную энергию. В настоящий момент на территории ЮАР существует одна современная ядерная электростанция. 
 
Горнодобывающая промышленность. Данный сектор экономики исторически играл одну из основных ролей в становлении экономики ЮАР, но в последние десятилетие значимость горнодобывающей промышленности неуклонно уменьшалась, и в настоящий момент продукция горнопромышленных предприятий составляет около 7% от ВВП. В горнодобывающей отрасли занято около 500 тысяч человек. Южная Африка является мировым лидером в добыче золота, металлов платиновой группы, и занимает ведущие мировые позиции по добыче алмазов и каменного угля. Доля производства предприятий, связанных с непосредственной переработкой полезных ископаемых, в том числе производства металла, составляет приблизительно 14% от ВВП. Удельный вес экспорта полезных ископаемых в совокупном экспорте ЮАР, несмотря на постепенное снижение, в настоящий момент составляет более 33%. ЮАР - это одно из немногих государств с уникальной двойной системой прав собственности (государственной и частной) на полезные ископаемые. Реструктуризация государственных предприятий, при которой происходит перераспределение прав собственности от государства к частным владельцам предприятий, особенно заметна именно в горнодобывающей отрасли. Другая тенденция, наиболее заметная в данном секторе экономики, - объединение крупнейших компаний и монополизация рынка. Так, более 90% добычи алмазов в ЮАР контролируется отделениями южноафриканской монополии "Де Бирс Консолидэйтед Майнз Лтд". Среди других горнодобывающих гигантов можно выделить Anlogold, Iscor, Harmony Gold и Gold Fields Limited. 
 
Машиностроение. Это крупнейший сектор южноафриканской экономики, основной составляющей которого являются автомобилестроительные и станкостроительные предприятия, принадлежащие крупнейшим иностранным корпорациям. C конвейеров заводов, принадлежащих ведущим автомобильным корпорациям США, Японии, Западной Европы, сходят автобусы, грузовики, прицепы и полуприцепы, а также запчасти к ним, общим числом более 200 наименований, 159 из которых выпускает компания НААКАМ (NAACAM). Комплектующие детали поступают не только на сборочные заводы страны, но и на рынки США, Южной Америки, Европы, Дальнего Востока. Центрами автомобилестроения ЮАР являются города Порт-Элизабет, Эйтенхах, Кейптаун, Ист-Лондон, Дурбан, Йоханнесбург и Претория. Благодаря развитию отрасли ЮАР ныне располагает самым большим числом автомашин на континенте и входит в двадцатку стран мира по количеству автомобилей на душу населения. Здесь эта пропорция составляет: 1 машина на 12 человек. Кроме того, в ЮАР существует целый ряд предприятий по производству морских и речных судов, железнодорожных вагонов и локомотивов, самолетов, комплектующих деталей и некоторых специальных приборов. Доминирует в этом секторе экономики группа предприятий, возглавляемая компанией Dorbyl Ltd. 
 
Телекоммуникации. Характеризуя данный экономический сектор, необходимо обозначить наличие разветвленной сети хорошо организованных телекоммуникационных служб. Следствием чего является предоставление всех видов телекоммуникационных услуг и Интернет-услуг. Рынок мобильных услуг и IP-технологий Южной Африки демонстрирует один из самых высоких темпов развития в мире. Telcom, южноафриканская телекоммуникационная компания, обладающая магистральной сетью, постоянно увеличивает долю оптико-волоконной составляющей, что позволяет увеличивать скорость и качество телекоммуникационных услуг. 
 
Металлургия. ЮАР входит в группу из 25 крупнейших мировых экспортеров. Доходы от внешней торговли достигают 50% ВВП, при этом объем экспорта превышает объем импорта. Основными статьями импорта ЮАР являются химическая, машиностроительная, электронная продукция, транспортное оборудование, запчасти, автотранспорт. Ведущими торговыми партнерами ЮАР являются США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада, и оборот внешней торговли с этими странами все увеличивается. Практически со всеми западноевропейскими и американскими партнерами в сфере торговли ЮАР имеет отрицательное сальдо торгового баланса. Главными рынками сбыта сырья, экспортируемого ЮАР являются Швейцария, Япония, Германия, Великобритания, США, Голландия. Активными можно назвать и торговые сношения ЮАР со странами Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Так, Иран является крупнейшим поставщиком нефти в Южную Африку. В 1997 г. ЮАР и Саудовская Аравия заключили соглашение взаимных поставках нефти и оружия. Торговля вооружениями в начале 90-х г.г. выводила ЮАР в десятку крупнейших мировых поставщиков оружия и амуниции. 
 
Основную группу импортируемых товаров ЮАР составляют машины, оборудование, электротехника (36,2%) и химпродукты (11%). В страну в основном ввозятся товары с высокой степенью обработки: специальное оборудование и узлы (6,5%), транспортные средства и запчасти (6,2%), металлы основной группы и металлоизделия (4,6%), оптика, измерительные и медицинские приборы (3,5%). 
 
Таким образом, имея столь огромный потенциал в дальнейшем развитии отраслей производства, ЮАР продолжает сотрудничать с зарубежными странами – торговыми партнерами, а также устанавливает новые, экономически выгодные связи. Соединенные Штаты Америки – это главный торговый партнер Южной Африки (в общем объеме торговли, то есть учитывая как объемы экспорта, так и импорта). Однако с 2001 по 2003 года объемы экспорта в номинальном выражении снизились с 30 до 29 биллионов рандов, импорт также понизился с 26 биллионов до 25 с 2001 по 2003 годы. Однако торговля с США приносит ЮАР немалые выгоды, которые в 2003 году составляли 3,8 биллионов рандов. Также между этими странами составлен договор ( Africa Growth and Opportunity Act) по которому около 4650 видов южно-африканской продукции не облагаются налогами. Ещё одним важным торговым партнером для ЮАР является Канада, объемы торговли между этими странами постоянно растут (так, например, они возросли с 903 миллионов рандов в 1993 году до 4 биллионов к 2003 году. Эта страна также предлагает Южно-Африканской Республики различные квоты на одежду и текстильную продукцию. Основными торговыми партнерами ЮАР в Латинской Америке являются Бразилия, Аргентина, Колумбия, Чили, Мексика и Перу. Бразилия и Аргентина, входящие в торговый блок ( MERCOSUR), играют огромную роль в развитии торговых отношений с ЮАР, где рост объема торговли происходит ежегодно. Индия – ключевой партнер для ЮАР в южной части Азиатского региона. Общий объем торговли растет начиная с 1994 года. Международная торговля между двумя странами достигла 6,5 биллионов рандов 2003 году. Становлению торговых отношений между Южной Африкой и Индией способствовала сильная историческая связь этих стран. Сейчас отношения между этими странами усиливаются через становление новых экономических связей, таких, как развитие совместного бизнеса и правительственное сотрудничество. В северо-восточной Азии основным торговым партнером ЮАР является Китай. В связи с меняющимися процессами в глобальной экономике, влияние Китая на международную торговлю резко возросло в прошедшие годы. Поэтому экономические и торговые отношения между Южной Африкой и Китаем стремительно растут с тех пор, как были установлены дипломатические отношения между этими странами. Сейчас Китай стал пятой по значимости страной, импортирующей товары из ЮАР, и седьмой по объему экспорта в Южно-Африканскую Республику. Необходимо также отметить возрастающий интерес к экономике ЮАР со стороны России. По данным The State Customs Committee of the Russian Federation (Annual Report), торговые отношения между Россией и ЮАР набирают свою силу . Если сравнить данные 1996 и 2004 годов, то можно сделать вывод о том, что экспортные объемы ЮАР возросли в 2,2 раза, Импорт же российской продукции уменьшился в 2,5 раза. Общий размер объемов торговли увеличился с 37 миллионов долларов в 1996 году до 139,03 миллионов долларов в 2004 году. Основными продуктами, поставляемыми в Россию из ЮАР являются фрукты, орехи, овощи, табак, товары химической продукции, ядерные реакторы, электрические приборы, телевизоры и другая электробытовая техника. Торговля с Европейским Союзом обеспечивает 40% всего экспорта Южно-Африканской Республики и 45,8% общего объема импорта. Подписанное с ЕС торговое соглашение о развитии торговли и сотрудничестве является необходимым элементом в развитии экономики Южной Африки, так как дает всевозможный доступ ЮАР к рынкам стран, входящих в Европейский Союз. Облегчает процесс международного товарообмена и способствует его развитию вступление ЮАР во Всемирную Торговую Организацию, обеспечивающую безопасность в торговой системе путем установления правил торговли и полную вовлеченность экономики ЮАР в глобальную торговую систему. В итоге можно сделать вывод о том, что товарообмен между ЮАР и другими развитыми и развивающимися странами, а также участие страны в международной интеграции, которая в большей степени направлена на решение проблемы международной торговли, играют огромную роль в улучшении экономической ситуации в стране. 
 

 Глава II. Основные направления внешней политики ЮАР.
  
2.1. Современные внешнеполитические приоритеты ЮАР и ликвидация международной изоляции страны. Внешняя политика ЮАР на современном этапе(после 1998 г.) 

     История внешней политики Южной Африки как суверенного государства охватывает период немногим более трех десятилетий. Однако с 1910 г., года образования Южно-Африканского Союза, до 1961 г., когда она стала независимым государством, Южная Африка играла, заметную роль в мировой политике. При этом на внешнеполитическую сферу  огромное влияние оказали последствия англо-бурской войны - борьба между африканерскими националистами и той частью правящих кругов, которые выступали за укрепление связей с метрополией и поддержку внешнеполитической линии Британской империи.   
       В сентябре 1990 г. состоялась первая  за последние 50 лет встреча  глав государств США и ЮАР.  Признав, что ЮАР все еще  не выполнила в полном объеме  требования всеобъемлющего закона  против апартеида, принятого конгрессом  США и предусматривающего комплекс необходимых для отмены санкций условий, тогдашний президент Соединенных Штатов Дж. Буш тем не менее заявил о своей готовности ослабить режим санкций и призвал другие державы оказать помощь развитию демократии в Южной Африке.
     Новым направлением внешней политики ЮАР во второй половине 80-х - начале 90-х годов стало установление официальных контактов с Советским Союзом, а позднее с Россией, другими членами СНГ. На протяжении всей истории существования Южной Африки антикоммунистический курс был характерной чертой ее внешнеполитической деятельности. Со своей стороны, Советский Союз, разорвав консульские отношения с ЮАР в 50-х годах, неизменно проводил политику осуждения режима апартеида, оказывал политическую и военно-политическую помощь силам национального освобождения на Юге Африки, активно поддерживал антирасистские и антиколониальные тенденции в мировой политике, развивал всестороннее сотрудничество с развивающимися странами в этой области. При этом советская политика была окрашена в тона противоборства двух мировых общественных систем. Изменение внутриполитической ситуации в Советском Союзе открыло путь к конструктивным дипломатическим контактам с правительством ЮАР в ходе урегулирования анголо-намибийского узла напряженности.
     Президент ЮАР, по словам поверенного в делах ЮАР в России Кристиана Р. Боты1,  считает, что африканцы должны работать вместе с мировым сообществом, для того чтобы сделать двадцать первое столетие - столетием Африки, а также работать на благо того, что в Южной Африке называют возрождением с тем, чтобы вывести Африку в центр мировой арены, так как следует признать, что в Африке существует множество проблем.  
     Прежде всего нужно признать, что ЮАР до сих пор страдает от последствий колониального прошлого и что многие из проблем, с которыми страны Юга Африки сталкиваются сегодня, в том числе и в ЮАР, уходят корнями в колониальное прошлое. Если обратить свой взгляд на южную или центральную часть Африки, мы увидим, что именно оно лежит в основе проблем этих регионов. Поэтому Президент ЮАР считает, что страны Севера должны взять на себя обязательства по оказанию помощи в решении этих проблем. Южная Африка не стоит с протянутой рукой, говоря: «Решите наши проблемы». На то есть веские основания и обязательства.

     Каковы  же проблемы: проблема массовой нищеты в Африке. Как подчеркнул посол Танзании, уровень жизни населения наших стран намного ниже, чем у жителей большинства других стран мира. Континент раздирают конфликты. Страны Южной Африки ожидают со стороны мирового сообщества незамедлительных согласованных действий, а не длительных задержек, которыми характеризуется реакция, когда речь идет о проблемах Африки.
     ЮАР активно выступает за решение  международных проблем в рамках существующих международных организаций. Страны Африки должны сыграть свою роль в этом процессе, но они нуждаются в поддержке международного сообщества, чтобы реагировать как можно быстрее и решать проблемы отдаленных районов Африки, где население живет хуже, чем остальное, как это имеет место и в некоторых европейских странах.  
     Теперь о проблемах управления в Африке: взоры обращены на другие страны, с которыми ЮАР сможет взаимодействовать. Несомненно, эти страны обладают богатым опытом, людьми, которые уже работали в Африке, и правительство ЮАР хочет, чтобы они продолжали сотрудничать и работали над конкретными проблемами. Однако Африка занимается и проблемами управления как такового, на саммите ОАЕ ЮАР заявила странам Африки, что, если какое-либо правительство будет свергнуто, она не примет новых лидеров на саммитах ОАЕ и будет следить за развитием событий.  
     Африка сталкивается с проблемой СПИДа. ЮАР - одна из тех стран, где эта проблема стоит особенно остро. Если, к примеру, посмотреть, каким образом богатые страны воспринимают эти проблемы, то мы увидим, что многие люди и страны говорят об оказании помощи, а сегодня нужны не разговоры, а реальные действия. Мировые фармацевтические компании испытывают сейчас большие трудности. Правительство ЮАР попытались организовать распределение лекарств в ЮАР по минимальным ценам, но, как  только приступили к обсуждению конкретных шагов, возникли проблемы. Именно для решения этих вопросов нам необходимо большее понимание со стороны правительств и других стран мира. Тогда не понадобятся два года, как это было в Америке, для того чтобы объяснить им, почему необходимо продавать лекарства по более низким ценам на рынках ЮАР или других африканских государств, где правительство ЮАР сталкивается с подобными проблемами. Когда богатые страны говорят ЮАР о своем желании помочь, республика ждет от них действий.

     У ЮАР уже был опыт переговоров  с Европейским союзом относительно торгового соглашения. Но при обсуждении даже мельчайших деталей, как только дело доходило до предоставления самых  незначительных льгот этой африканской стране, которой необходимо улучшить жизнь своего народа и которая может сделать это только путем расширения торговли, этот крупный торговый блок, на стороне которого так много преимуществ, высказывал возражения, инициатором чего выступал его мощный сельскохозяйственный сектор. Таким образом напрашивается вывод о том, что ЮАР необходимо, чтобы эти страны не просто говорили красивые слова, а подкрепляли их реальными действиями.
       В Африке также ждут предложений  относительно поддержки в области  выполнения международных соглашений, касающихся, в частности, конфликтов, стрелкового оружия, а именно необходимости борьбы с незаконной торговлей огнестрельным оружием, и других многочисленных проблем.
     Развитие  экономики африканского континента за последние два десятилетия (1985-2003) породило разочарование. Борьба против бедности, за улучшение условий жизни практически не принесла никаких результатов. От импульсов, приданных глобализацией, Африка выиграла меньше, чем другие регионы мира. Хотя успехи есть, но появились и новые проблемы. До решающего перелома еще далеко.
     Южная Африка не является исключением. Cообщество2 по вопросам развития стран Юга Африки подводит отрезвляющие итоги:
      реальный экономический рост достигал в последние два десятилетия в среднем 2% в год;
      в действительности валовой внутренний продукт в расчете на душу населения сокращался ежегодно на 0,8%;
      доля государств Cообщества по вопросам развития стран Юга Африки в глобальном валовом внутреннем продукте уменьшилась с 1,7% в 1980 до 1,2% в 2000 году, т.е. почти на 30%;
      их доля во всемирном экспорте снизилась в тот же период с 1,9% до 0,8%; их доля в прямых инвестициях еще меньше (в 2000 году она достигала 0,5%).
     Численность населения государств-членов Cообщества  по вопросам развития стран Юга Африки составляла в прошлом году 200 миллионов человек (столько же, сколько в Бразилии и Аргентине вместе взятых), а их валовой внутренний продукт равнялся 180 миллиардам долларов (это составляет 30% от ВВП Бразилии). 20% населения приходится на Южно-Африканскую Республику, в которой сосредоточено почти 70% экономических мощностей региона. Экономический вес, превосходство в структуре и международный авторитет превращают Южно-Африканскую Республику в главную силу и в самой Южной Африке, и также за ее пределами. Хотя недостаточно динамично развивающаяся Южно-Африканская Республика была до сих пор не в состоянии придать сильные импульсы развитию соседних стран, но в политическом плане и в аспекте экономической политики она играет все более важную роль образца и заводилы.

2.2.Южная Африка: образцовая экономическая политика

 
     Республике  у Мыса Доброй Надежды не только удалось совершить плавный переход  к демократии, но и - вопреки распространенным тогда опасениям - взять курс на решительные  рыночные преобразования. С тех пор ЮАР поддерживает бюджетную дисциплину и проводит осторожную денежную политику. На независимость Резервного банка никто не покушается. После долгих лет изоляции, вызванной апартеидом и санкциями, произошло масштабное раскрытие республики навстречу миру, которое способствовало устойчивому повышению производительности экономики. Базовые народнохозяйственные показатели по преимуществу благоприятны и еще больше улучшились за последнее время.
     На 2001/02 налоговый год запланирован дефицит бюджета в размере  2,5% от валового внутреннего продукта, и есть хорошие шансы на то, что он, как и в 2000/01 году, окажется ниже намеченного уровня. Международный валютный фонд официально подтверждает большие успехи правительства в бюджетном планировании, налоговой системе и в реструктуризации бюджетных расходов в пользу таких отраслей, как образование, здравоохранение и социальная сфера. Государственный долг, составляющий 47% от ВВП, является по международным меркам умеренным. Доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте сокращается. Инфляция за последние десять лет заметно пошла на убыль, чему способствовала ориентированная на достижение стабильности кредитно-денежная и налоговая политика. Если использовать в качестве мерила индекс потребительских цен, то инфляция уменьшилась с 15% в 1991 году до 4,4% соотв. 5,8% (с учетом/без учета процентов по закладным) в сентябре 2001 года. Резервный банк наметил на 2002 год формальную цель снизить инфляцию до уровня 36%.
     Баланс  по текущим операциям также складывается благоприятно для ЮАР: ежегодное негативное сальдо, составляющее менее одного процента от ВВП, не представляет в настоящее время проблемы. Начиная с четвертого квартала 2000 года и по второй квартал 2001 года, отмечалось даже позитивное сальдо. Внешняя задолженность - как показывает ее отношение к валовому внутреннему продукту (2000: 29%) и экспорту (95%), а также доля бюджетных расходов на обслуживание государственного долга (14%) находится по международным меркам на довольно низком уровне. Сильной стороной страны является, не в последнюю очередь, также солидная банковская система, хорошо развитый рынок капиталов и высокоэффективный предпринимательский сектор. Однако темп экономического развития оставался ниже ожидаемого и необходимого. Начиная с 1994 года, экономический рост составляет в среднем 2,6% в год. Рост ВВП, слегка превысивший в 2000 году 3%, в 2001 и 2002 годах вновь опустится до уровня ниже 3%, что связано с ухудшением мировой экономической конъюнктуры. Ввиду того, что ежегодный прирост населения составляет примерно 2%, увеличение ВВП на душу населения было до сих пор незначительным, что резко ограничивает возможности улучшения условий жизни.
     Накопления  и инвестиции в Южно-Африканской  Республике, составлявшие в 2000 году соответственно 15,2% и 14,9% от валового внутреннего продукта, оставляют желать лучшего. В особенности это касается прямых иностранных инвестиций. В период с 1994 по 2000 год южноафриканские прямые инвестиции за рубежом превышали прямые иностранные инвестиции в Южно-Африканской Республике. В 2000 году они составляли всего один миллиард долларов или 0,8% от валового внутреннего продукта - неважное свидетельство экономической привлекательности страны у Мыса Доброй Надежды. Продолжающаяся эмиграция квалифицированной рабочей силы также дает пищу для размышления.
     Наряду  со многими позитивными моментами  потенциальные инвесторы видят  также и теневые стороны: Южно-Африканская Республика является одной из стран, в которых пролегла пропасть между богатыми и бедными. Что касается преступности, то по этому показателю Южная Африка находится на одном из первых мест в мире (в негативном, разумеется, смысле). Несмотря на высокий уровень безработицы, в стране остро не хватает квалифицированной рабочей силы. Рынок труда недостаточно гибок, реформы затягиваются. Помехи создают, среди прочего, квоты при приеме на работу, установленные в пользу чернокожих претендентов на рабочие места. Несмотря на нехватку квалифицированной рабочей силы, иностранцу довольно трудно получить разрешение на работу. К этому добавляется такой фактор риска, как ВИЧ-инфекция/СПИД3. В настоящее время тень на Южно-Африканскую Республику бросает также кризис в соседней Зимбабве.
     Еще одним негативным моментом является постоянно возникающие затяжки  с приватизацией большой государственной собственности в виде предприятий. Профсоюзы недавно вновь сплотились и единым фронтом выступили против политики приватизации. Хотя правительство, представляя в августе 2000 года свою «ускоренную» программу, пообещало принять определенные социальные меры для смягчения последствий приватизации, однако с учетом значения этого процесса для государственных финансов, платежного баланса, инвестиционного климата и конкурентоспособности оно придерживается, в принципе, собственных планов.
     Валютный  курс ранда в последние годы постоянно испытывает существенное давление. С начала 2000 года он снизился по отношению к доллару более чем на треть, по отношению к евро - важнейшей партнерской валюте - ранд упал более чем на 25%. Резервный банк, с одной стороны, придерживается своей политики и не проводит интервенций с целью поддержания курса отправленной в свободное плавание валюты, с другой стороны, он сокращает свои фьючерсные обязательства, лишая, соответственно, валютный рынок притока долларов. В принципе, негативное влияние на ранд оказывает поэтапная либерализация обращения капитала. В общем и целом, южноафриканская валюта, несмотря на хорошую базовую ситуацию, по-прежнему уязвима и зависит от смены настроений на рынке.

Безработица. В  условиях вялого экономического роста и прогрессирующей рационализации производства как на предприятиях, так и в государственных учреждениях продолжается процесс сокращения рабочих мест. Уровень безработицы, составляющий 27% по официальным данным и примерно 35% согласно расширенной методике, чрезвычайно высок. Безработные по большей части не имеют образования и квалификации, при том, что одновременно существует дефицит квалифицированной рабочей силы, подмастерьев и мастеров. Поэтому для снижения безработицы будет недостаточно одного только большого экономического роста. В сложившихся условиях стимулирование экономического роста привело бы, в первую очередь, к дальнейшему увеличению дефицита и удорожанию квалифицированной рабочей силы, подмастерьев и мастеров. Необходимо, скорее, улучшить профессиональное обучение, однако это возможно только в средне- или долгосрочной перспективе.

     Зимбабве: в расположенной на севере от ЮАР  соседней стране Зимбабве воцарился  политический хаос, ее экономика пришла в упадок. За последние восемнадцать месяцев там фактически полностью перестали действовать право и порядок4. Экономика вследствие этого стремительно покатилась по наклонной плоскости. Валовой внутренний продукт в 2001 году сократится, возможно, на 10%. В 2000 году он уже снизился на 4,2%. Инфляция достигла в сентябре 2001 года отметки 86%, уровень безработицы превышает, по оценкам, 50%. Дефицит государственного бюджета составляет 15% от валового внутреннего продукта (или даже больше). Это объясняется, среди прочего, военными действиями Зимбабве в Демократической Республике Конго. Правительство рассорилось с Международным валютным фондом, Всемирным банком и странами-спонсорами, оказывавшими помощь на двусторонней основе: валютные резервы в значительной мере истощены, нарастает задолженность по платежам. Импорт нефти осуществляется с большим трудом, возникла угроза для снабжения населения продуктами питания. Недавно введенный контроль за ценами на основные продукты питания, а также угроза национализировать протестующие против этого предприятия порождают опасения, что экономическая ситуация ухудшится еще больше.
     Зимбабве  является крупнейшим торговым партнером  Южно-Африканской Республики на континенте, хотя ее значение не очень велико, ибо на нее приходится менее 3% от общей суммы южноафриканского экспорта. Однако проблема Зимбабве оказывает на ЮАР уже не только психологическое воздействие: Южно-Африканская Республика сталкивается с потоком беженцев, который в случае эскалации конфликта может принять угрожающие масштабы. Захват земель в Зимбабве напоминает также о том, что Южно-Африканская Республика допускает проволочки в проведении собственной земельной реформы. В общем и целом, фактор Зимбабве оказывает серьезное негативное воздействие на инвестиционный климат в Южно-Африканской Республике.
     Неоднозначные перспективы: не существует никаких сомнений в том, что Африке необходим устойчивый, мощный экономический рост, чтобы эффективно бороться с бедностью, ощутимо улучшить жизненные условия и встать на адекватный путь развития. Организация Объединенных Наций постановила, что для этого нужно добиться экономического роста минимум 6% в год. На саммите Всемирного экономического форума, проводившемся в ЮжноАфриканской Республике в июне 2001 года, говорилось даже о 7-8% ежегодном экономическом росте. В настоящее время государства-члены Сообщества по вопросам развития стран Юга Африки вынуждены довольствоваться, однако, экономическим ростом, который составляет менее половины намеченного. Нет никаких сомнений в том, что Южная Африка имеет возможности для развития, выходящие далеко за пределы уже достигнутого. Вопрос, скорее, в том, позволят ли глобальная обстановка, помощь со стороны промышленно развитых стран и собственные усилия лучше использовать имеющийся потенциал.
     Что касается ключевой страны - ЮжноАфриканской Республики - то в отношении нее уместен умеренный оптимизм. Пока считается, что она способна добиться ежегодного экономического роста в 3-4%. Однако, принимая во внимание нынешнее ухудшение исходной ситуации в мировой экономике, экономический рост на таком уровне, пожалуй, вряд ли возможен, по меньшей мере, в 2001-02 годах он недостижим.
     Тем более, что очаги политических кризисов Ангола, Демократическая Республика Конго и Зимбабве - не внушают больших надежд на подъем в народных хозяйствах этих стран. При этом нефтедобывающая Ангола находится в особой ситуации: несмотря на гражданскую войну, в ее оффшорный нефтедобывающий сектор сделаны значительные прямые иностранные инвестиции. Намеченное увеличение мощностей и добычи нефти позволяют надеяться на то, что валовой внутренний продукт этой страны вырастет в 2002 году примерно на 5%. Однако это не должно вводить в заблуждение, ибо в остальных народных хозяйствах по-прежнему сохраняются трудности.
     С другой стороны, среди малых стран Cообщества по вопросам развития стран  Юга Африки развития есть и те, чья  экономика развивается успешно, например, Ботсвана или Маврикий, а также Мозамбик и Танзания, которые показывают, что огульный пессимизм не является оправданным.
     Ботсвана  относится к развивающимся странам, добившимся наилучших результатов. Страна с динамично развивающейся  экономикой имеет, как правило, положительное сальдо баланса по текущим операциям и профицитный бюджет. Ее валютные резервы во много раз превышают внешнюю задолженность. Страна обязана этим исключительным положением своим богатым месторождениям алмазов, но также реалистической экономической политике и эффективному сотрудничеству с иностранными инвесторами;
     Третьей страной Cообщества по вопросам развития стран Юга Африки, кредитоспособность которой оценивается рейтинговыми агентствами благоприятно, как «investment grade», является наряду с Южно-Африканской Республикой и Ботсваной Маврикий. К сильным сторонам этого островного государства относится его открытая рыночная экономическая позиция, а также прочная политическая стабильность в условиях мульти-культурного общества. Однако, чтобы сохранить конкурентоспособность перед лицом угрозы потери торговых преференций, Маврикию необходимо будет приложить усилия для проведения новых реформ.
     Мозамбик  с помощью Международного валютного  фонда и Всемирного банка добился  с середины девяностых годов больших успехов на пути к открытой рыночной экономике. Развитию частного сектора способствовали снижение административных барьеров для торговой и инвестиционной деятельности, обеспечение правовой безопасности за счет реформы законодательства и юрисдикции, а также развития финансовых рынков и инструментов денежной политики. Тем не менее, Мозамбик остается одной из беднейших стран. Несмотря на то, что значительная часть его внешней задолженности была списана, он по-прежнему сильно зависит от помощи развивающимся странам;
     В Танзании - также одной из беднейших  стран - отход от социализма и государственной  собственности начался уже в  середине восьмидесятых годов. В  середине девяностых годов была либерализирована валютная система, внешняя торговля и финансовый сектор, произошел отказ от контроля за ценами и началась реализация широкомасштабной программы приватизации. Экономическое развитие было в последние годы преимущественно благоприятным, что объясняется неукоснительно соблюдаемой бюджетной политикой. Несмотря на значительное облегчение долгового бремени, Танзания по-прежнему сильно нуждается в иностранной помощи.
     Четыре  государства-члена Cообщества по вопросам развития стран Юга Африки Мозамбик, Танзания, Малави и Замбия извлекают выгоду из инициативы HIPC (Heavily Indebted Poor Countries), выдвинутой Всемирным банком и Международным валютным фондом. Эта инициатива направлена на то, чтобы облегчить бремя внешней задолженности бедных стран с большими долгами - преимущественно в Африке - и сократить ее до приемлемого уровня, если в ответ эти страны сориентируют свою политику на достижение экономического роста и борьбу с бедностью5. Мозамбик стал третьей страной, достигшей в сентябре 2001 года «completion point», т.е. это означает, что он выполнил все намеченные экономической политикой планы, и обещанное ему облегчение долгового бремени стало таким образом полным и окончательным. Три остальные страны миновали «decision point»: Танзания - в апреле 2000 года, Малави и Замбия - в декабре 2000 года, т.е. они завершили работу над детальной программой борьбы с бедностью, с одной стороны, и началось облегчение их долгового бремени, с другой.
     Это оказало весьма сильное воздействие: благодаря инициативе HIPC внешняя  задолженность, оцениваемая по курсам наличных валют, сократилась у Мозамбика на 72%, у Замбии - на 63%, Танзании - на 54% и Малави - на 44%. Суммы, идущие на обслуживание внешних долгов, постепенно сокращаются и уменьшатся в целом на 12 миллиардов долларов. Соответственно, в тех странах, которых это коснулось, увеличиваются бюджетные статьи расходов на здравоохранение, образование и другие социальные цели. Однако ответственные лица сталкиваются с чрезвычайно большим вызовом - они должны обеспечить, чтобы новые возможности, появившиеся в результате облегчения долгового бремени, действительно использовались в конечном счете для уменьшения бедности.
     Помимо  инициативы HIPC президент Южно-Африканской  Республики Табо Мбеки, продвигающий программу Millenium Africa Renaissance, которая трансформировалась тем временем в Новую африканскую инициативу, выступает за полное списание долгов самых бедных стран. Африканские страны намереваются вновь внести требование о дальнейшем облегчении долгового бремени в повестку дня предстоящих переговоров о мировой торговле. Однако, прежде всего, они настаивают на дальнейшем открытии рынков промышленно развитых государств для своей продукции. Это справедливое требование, особенно в отношении аграрной продукции. Еще африканские страны напоминают о требовании Организации Объединенных Наций к промышленно развитым государствам предоставлять ежегодно 0,7% своего валового внутреннего продукта в виде помощи развивающимся странам. Этому требованию последовали до сих пор лишь немногие страны-доноры.
     Многие  государства - члены Cообщества по вопросам развития стран Юга Африки слишком малы и слабы, чтобы выстоять экономически, будучи предоставленными сами себе. Поэтому для ускорения экономического и социального развития, а также для повышения глобального значения этих стран необходимо укреплять региональное сотрудничество. После того, как в первые годы своего существования Сообщество сосредоточило усилия на реализации трансграничных инфраструктурных проектов, обеспечении снабжения продуктами питания и вопросах окружающей среды, сегодня оно, используя подписанный в сентябре 2000 года протокол о торговле, предпринимает решительный шаг вперед - приступает к созданию в следующие десять лет зоны свободной торговли.
     Однако  к выполнению этого замысла приступили всего лишь 5 государств-членов Cообщества  по вопросам развития стран Юга Африки - Ботсвана, Лесото, Маврикий, Южно-Африканская Республика и Свазиленд. Уже заранее можно предвидеть немалые трудности, касающиеся гармонизации политики валютных курсов, правил определения происхождения товаров, практики выплаты субсидий. Путь к нормально функционирующей зоне свободной торговли, не говоря уже об общем рынке с единой валютой, будет долгим и трудным.
     Инициатива HIPC и углубление сотрудничества в  рамках Cообщества по вопросам развития стран Юга Африки означают новые требования к экономической политике и новые импульсы. Облегчение налогового бремени может улучшить участь беднейших стран только при условии, что этот инструмент будет использоваться ответственно и целенаправленно. Планы создания зоны свободной торговли в Южной Африке окажутся успешными только в том случае, если удастся добиться минимальной гармонизации и конвергенции. Уже в макроэкономической повестке дня стоит целый ряд вопросов: подавление инфляции, консолидация государственных бюджетов, дисциплинированная денежная политика, реалистическая валютная политика, раскрытие экономики вовне.
     К этому добавляется необходимость  проведения широкомасштабной приватизации, развития гибких рынков труда, создания адекватных налоговых структур, принятия программ профессионального обучения и повышения квалификации, обуздания преступности и выработки стратегий борьбы с ВИЧ-инфекцией/СПИДом6. Эта болезнь распространена в Ботсване, Лесото, Замбии, Зимбабве и Свазиленде еще шире, чем в Южно-Африканской Республике. По данным исследования ООН, в этих пяти государствах-членах САДК инфицировано, по меньшей мере, 20% взрослого населения, причем больше всего эпидемия СПИДа затронула Ботсвану.
     Необходима  политическая стабилизация: экономическая  мощь стран Юга Африки сможет проявиться в полной мере лишь в том случае, если установится политическое затишье. Шаги в этом направлении и в самом деле предпринимаются: новый президент Демократической Республики Конго демонстрирует готовность к окончанию гражданской войны. Уже начался вывод войск из Анголы, Намибии и Зимбабве, с одной стороны, а также из Руанды и Уганды, с другой. Мирные переговоры проходят, однако, крайне тяжело. Потребуется еще некоторое время для демилитаризации, создания нормально функционирующей государственной системы, а также оздоровления экономики. В Анголе боевики хотя и ослаблены, но не разгромлены. Давление, оказанное партнерами по Британскому Содружеству Наций на Зимбабве, побудило ее президента Роберта Мугабе пойти на уступки. Однако ситуация выглядит таким образом, что до мая 2002 года, когда должны состояться президентские выборы, он не будет готов и окажется не в состоянии выполнить свои обещания.
     Речь  идет не только о восстановлении самих  участвующих в конфликтах стран, которые благодаря имеющимся  в изобилии природным ресурсам, включая благоприятные условия для развития сельского хозяйства, имеют в принципе хорошие шансы для развития. Речь идет о состоянии и репутации государств Юга Африки, о функциональной способности и достоверности Сообщества по вопросам развития стран Юга Африки. На кон поставлено при этом очень многое. 
 
 

 ГЛАВА III. ЮАР - Россия: характер и формы отношений 

 3.1 ЮАР и СССР в 80 - е гг. XX в: специфика отношений 

 Отношения Российской империи и Советского Союза с  тем государственным образованием, которое сейчас называется Южно-Африканская Республика, уходят сейчас далеко в прошлое. Они складывались не просто и не безоблачно.
 “Самой яркой  страницей российско-южноафриканского сотрудничества до 1917 года следует  признать добровольное участие десятков русских офицеров и врачей в англо-бурской войне 1899-1902 годов на стороне буров за их свободу и независимость от Великобритании” Потехин И.И., Формирование национальной общности южноафриканских банту. - М. 2005. - C. 240.. В начале 1920 - х годов вопросам, связанным с Южно - Африканским Союзом (так именовалась тогда нынешняя ЮАР), пристальное внимание уделял народный комиссар по иностранным делам РСФСР Г.Чичерин. Его, в частности, занимала мысль о том, как организовать прямые поставки российской нефти в Южную Африку, не прибегая к посредническим услугам “Стандарт ойл”. В 1925 году по инициативе политического представителя РСФСР в Англии Л.Красина в Москве было создано Советско-Южноафриканское смешанное торговое общество. Одной из главных своих задач оно считало содействие в освоении месторождений полезных ископаемых в Сибири. Деловые круги Йоханнесбурга были готовы выделить на эти цели 500 тыс. фунтов стерлингов, сумму по тем временам достаточно солидную. Данный проект был одобрен такими видными советскими руководящими деятелями того времени, как Л.Троцкий и Г.Сокольников, поскольку, по их мнению, он “полностью отвечал принципам новой экономической политики". В 1929 году в ЮАР побывала с деловым визитом делегация советских геологов, чтобы договориться о программе развития научно-технического сотрудничества со своими коллегами. Но всем этим начинаниям не суждено было сбыться по разным причинам.
 “Оживление  советско-южноафриканских контактов  имело место в период Второй мировой  войны. ЮАС, являвшийся одним из доминионов Британской империи, естественно, выступал на стороне антигитлеровской коалиции. В боевых действиях принимали участие 350 тыс. южноафриканцев, представлявших разные расы. Более 38 тыс. бойцов не вернулись на родину, сложив головы во имя победы над фашизмом”. Ястребова И.П., Южно - Африканский Союз после Второй мировой войны. - М. 2002 .- C. 50-51. Объем отношений между СССР и ЮАС достиг тогда такого уровня, что в 1942 году понадобилось открытие в Претории советского генерального консульства. Однако в 1956 году произошел полный разрыв отношений по инициативе правящих кругов ЮАС, которые с 1948 года начали широко практиковать апартеид и были активными пособниками США и Запада в "холодной войне". Поводом для ликвидации нашего присутствия послужили якобы "нарушения" дипломатами СССР Закона о спиртных напитках. Как заявил министр иностранных дел ЮАС сэр Эрик Лоу, они устраивали "межрасовые приемы" и прочие "аморальные сборища", на которых "банту и индийцам давали спиртное наравне с белыми".
 Многие годы после разрыва отношений Советский Союз и Южная Африка официально демонстративно игнорировали друг друга. Руководство КПСС и СССР оказывали помощь национально-освободительному движению народов Африки и бескомпромиссной борьбе против апартеида в ЮАР, поддерживало Африканский национальный конгресс и прежде всего, Южно-Африканскую коммунистическую партию, работавшую под прикрытием АНК.
 Со своей  стороны, правящая элита ЮАР смотрела на СССР глазами США и Запада. В такой обстановке обе стороны  не могли не испытывать взаимной враждебности, лишавшей их способности к конструктивным шагам и действиям.
 В ЮАР к  перестройке в СССР приглядывались внимательно, нередко доброжелательно, особенно после прихода к власти Ф. де Клерка. Вольно или невольно сравнивая  положение в Советском Союзе с начавшимися в ЮАР процессами по претворению в жизнь курса на демонтаж апартеида, южноафриканские исследователи порою приходили к неожиданным выводам. В частности, директор Института демократической альтернативы для Южной Африки Фредерик ван Зид Слабберт заявил, что “системы централизованного тоталитаризма, сформировавшиеся в условиях однопартийных диктатур при апартеиде в Южной Африке и при коммунизме в СССР, удивительно схожи”. Rio Nunez. African nationalism in 21 century // Sunday Times., - 2001. March 11. Поэтому “во многом схожими оказываются и пути выхода наших много расовых, многонациональных стран к демократии”. Там же.
 А чернокожий социолог Оскар Дкламо предупреждал: “Как в ЮАР, так и в СССР переход  к большим политическим свободам ознаменовался раскрепощением не только созидательных, но и разрушительных сил. Не имея необходимого жизненного опыта в условиях политической демократии, многие социальные и этнические группы, антагонистические отношения которых на исторической, этнической, религиозной, культурной и другой почве ранее сдерживались чисто полицейскими методами, теперь выясняют отношения в гипертрофированной форме национальных конфликтов, угрожающих перерасти в кровопролитие и затяжное противоборство, а то и гражданскую войну”. Азия и Африка сегодня. - М. 1994. - №6
 Приветствуя первые шаги СССР и ЮАР по сближению, обозреватель журнала “Аргус” подчеркивал: “Если мы и были идеологическими  противниками, находившимися долгие годы по разные стороны баррикад, то сейчас, когда в ЮАР демонтируется апартеид, в СССР отрекаются от коммунизма, мы превращаемся прежде всего в союзников при решении очень сложных и многочисленных проблем”. Видный деятель Демократической партии Южной Африки Дэнис Уоррол прозорливо подметил главное различие в ситуациях, имевших место в обеих странах: “В отличие от Горбачева, избравшего путь улучшения и обновления коммунистической системы, де Клерк решил не реформировать апартеид, а покончить с ним”. Потехин А.А., Формирование национальной общности южноафриканских банту. - М. 2005. - C.78.
 Сложным и  противоречивым оказался тот отрезок  времени, когда обеим сторонам пришлось приложить немало усилий по восстановлению и нормализации отношений. В 1986 - 1989 гг. инициатива в этом вопросе принадлежала советской стороне. Здесь можно упомянуть об аккредитации корреспондента “Известий” Б. Пиляцкина в ЮАР, закрытом визите в Преторию заместителя министра иностранных дел СССР А. Адамишина, поездке в ЮАР советского дипломата В.Устинова в качестве специального представителя руководства СССР, о приглашении МИД СССР генеральному директору МИД ЮАР Нейлу ван Хеердену сделать остановку в Москве транзитом и, наконец, о решении создать в Москве и Претории при посольствах Австрии секции интересов СССР и ЮАР.
 Затем наступила  очередь визитов в Москву представителей официальных кругов ЮАР. Министру иностранных дел ЮАР Р. Боте пришлось буквально “пробивать” свой визит в СССР и добиваться наполнения его конкретным содержанием. В результате, это мероприятие состоялось 7-8 ноября 1991 года. Отказавшись официально от взаимной отчужденности, СССР и ЮАР подписали протокол о возобновлении консульских отношений. Была также достигнута договоренность о том, что президент ЮАР посетить Советский Союз в декабре 1991 года. “Советская общественность с интересом восприняла заявление Р.Боты в Москве о том, что реформы, проводящиеся Ф. де Клерком в ЮАР и М. Горбачевым и Б. Ельциным в СССР, приобрели необратимый характер”. Wigo Adams Rebuilding economy after apartheid era // Business Day., - 2001. March 11.
 В Южной Африке поездку ее министра иностранных дел в Москву оценили весьма положительно. Особо подчеркивалось, что ему удалось сдвинуть с мертвой точки решение вопроса о нормализации отношений и создать предпосылки для налаживания взаимовыгодного сотрудничества. Обозреватель ЮАРК, например, еще до визита Р. Боты посчитал, что теперь у ЮАР все основания говорить о “бывшей расистской республике”, поскольку рукопожатие Боты с его советским коллегой под звездами Кремля будет ясно означать признание традиционно главным внешнеполитическим оппонентом Претории того факта, что демонтаж апартеида в Южной Африке принял столь необратимый характер, что в гонку за восстановление дипломатических отношений с нею может открыто включиться и Москва”. William Bosman. Civil war in SAR // Washington Post., - 2000. March 13.
 Представители общественно-политических кругов обеих  сторон, имевшие касательство к африканским  делам не просто понаслышке, отдавали себе отчет также в том, что  подписанный министрами протокол о  возобновлении консульских отношений - это не только и не столько шаг на пути признания Советским Союзом нынешнего режима Южно - Африканской Республики, сколько дезавуирование самой Преторией решения ее прежних правителей о выдворении в 1956 году советских дипломатов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.