На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Учреждение  образования
«Брестский  государственный  университет имени  А.С.Пушкина»
Юридический факультет
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа 
по дисциплине “Экономическая теория”

на  тему
“Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие”
Вариант № 23 
 
 
 
 

 
Исполнила: 
студентка І курса заочного отделения группы “В” 
юридического факультета  
отделения правоведения (6 лет) 
Шукис Екатерина Вацлавовна
 
 
 

Брест, 2011 

    ПЛАН 

      Совокупный  спрос. Кривая AD. Факторы, определяющие её траекторию. Неценовые факторы  совокупного спроса.
 
      Совокупное  предложение. Кривая AS. Кейнсианский, классический и промежуточный отрезки. Неценовые  факторы совокупного предложения.
 
      Макроэкономическое  равновесие: модель «AD-AS». Изменения  в равновесии, вызванные смещением  кривых AD и AS.
 
      Задача
 
      Тестовые задания
 
      Список  использованных источников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      
    Совокупный  спрос. Кривая AD. Факторы, определяющие её траекторию. Неценовые факторы  совокупного спроса.
 
      Спрос — сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях).
      Проявление  закона спроса связано с рядом  важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение «цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.
      Какие еще факторы, кроме полезности товара и его цены, влияют на формирование спроса? Таких факторов пять: доходы покупателей; цены на дополняющие или  заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).
      Теперь  перейдем непосредственно к понятию  совокупного спроса. Совокупный спрос (AD) (от англ. aggregate demand) это то количество товаров и услуг национального производства, которые потребители (частные лица, предприниматели, государство) готовы приобрести при каждом заданном уровне цен. Иными словами совокупный спрос - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке.
      Совокупный  спрос включает в себя:
      1) спрос домохозяйств;
      2) спрос на инвестиции;
      3) спрос на товары и услуги  со стороны государства; 
      4) спрос на экспортно-импортные  товары.
      Для определения общего уровня совокупного  спроса в стране, перечисленные выше элементы необходимо объединить в одном  показателе. Процесс объединения  называется агрегированием, а объединённые равновесные количества товаров  – совокупностями (агрегатами).
      Кривая  совокупного спроса (кривая AD) внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке, но построена эта кривая в иной системе координат.
AD
Q
P
0
Реальный объем  производства
Уровень цен

      На  горизонтальной оси указываются значения реального объёма производства (реального ВВП), обозначаемого буквой Q. На вертикальной оси фигурируют не абсолютные показатели цен (например, в миллиардах долл.), а уровень цен (Р), или дефлятор.
      Если  учесть, что доходы общества равны  расходам, то каждая точка на кривой AD соответствует выпуску продукции Y, на который и будет предъявлен совокупный спрос. Зная формулу реального ВВП легко понять, что в любой точке на кривой AD можно определить величину номинального ВВП: номинальный ВВП = реальный ВВП * дефлятор.
      Таким образом, кривая AD иллюстрирует изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов домашних хозяйств, бизнеса, государства и заграницы в зависимости от изменения уровня цен. Характер этой кривой говорит о том, что при повышении уровня цен объём реального ВВП, на который предъявляется спрос, будет меньше и соответственно при снижении уровня цен объём реального ВВП будет больше. 

      Факторами, определяющими отрицательный наклон кривой AD, принято считать следующие важнейшие эффекты в рыночном хозяйстве:
      эффект процентной ставки – когда цены растут, то растёт и спрос на деньги, следовательно растёт и процентная ставка (деньги дорожают) в результате сокращается объём реализованной продукции.
      эффект импортных закупок – когда цены растут, то импортные товары становятся дешевле и растёт желание импортировать, в результате идёт падение спроса на отечественную продукцию.
      эффект богатства – при повышении уровня цен (например в 2 раза) реальное богатство так же уменьшается (в 2 раза). Уменьшение реального богатства (реальных денежных запасов) ведёт к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен, что и отражается в отрицательном наклоне кривой AD.
 
      Модель  совокупного спроса предполагает и  исследование факторов, приводящих к  смещению кривой AD. Речь идёт о так  называемых неценовых факторах совокупного  спроса (детерминантах). Именно они  определяют положение всей кривой совокупного  спроса. 

      
      К неценовым факторам относятся:
      1) Изменения в потребительских  расходах:
      а) благосостояние потребителя;
      б) ожидания потребителя;
      в) задолженность потребителя;
      г) налоги.
      2) Изменения в инвестиционных расходах:
      а) процентные ставки;
      б) ожидаемые прибыли от инвестиций;
      в) налоги с предприятий;
      г) технология;
      д) избыточные мощности.
      3) Изменения в государственных  расходах.
      4) Изменения в расходах на чистый  объем экспорта:
      а) национальный доход в зарубежных странах;
      б) валютные курсы.
      Изменения одного или нескольких неценовых  факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность  потребителя и налоги.
      Благосостояние  потребителя определяется величиной  финансовых активов, которыми он обладает. Резкое уменьшение реальной стоимости  активов потребителей приводит к  увеличению их сбережений (к уменьшению покупок), как к средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного  спроса смещается влево. И наоборот, в результате увеличения реальной стоимости  материальных ценностей потребительские  расходы при неизменном уровне цен  растут, и кривая совокупного спроса смещается вправо.
      Ожидания  потребителя – это прогнозы, которые  делают потребители на будущее. Например, когда люди считают, что в будущем  их реальный доход увеличится, они  готовы тратить большую часть  своего нынешнего дохода, что ведёт  к росту потребительских расходов и к росту ВНП (кривая смещается  вправо). И наоборот, если люди полагают, что их будущие доходы станут меньше, то они уменьшают потребительские  расходы, что ведёт к смещению кривой совокупного спроса влево. Ожидания могут также быть связаны с  инфляционными процессами, с политическими  процессами и иными факторами, влияющими  на экономику страны.
      Задолженность потребителя возникает в результате прежних покупок в кредит. Потребитель  вынужден ограничивать свои расходы  для того, чтобы погасить имеющиеся  по кредитам долги, что ведёт к  падению совокупного спроса и  к смещению кривой влево.
      Налоги  оказывают обратно пропорциональное влияние на кривую совокупного спроса, а именно, их рост ведёт к уменьшению денежных средств, остающихся в распоряжении потребителя, и кривая смещается  влево. Наоборот, уменьшение налогов  ведёт к росту остатков денежных средств у населения и к  смещению кривой вправо.
      Другой  группой неценовых факторов являются факторы, связанные с изменениями  в инвестиционных расходах. Инвестиционные расходы – это закупки средств  производства. Уменьшение объёмов новых  средств производства, которые предприятия  готовы приобрести при данном уровне цен, приводит к смещению кривой совокупного  спроса влево. Наоборот, увеличение объёмов  инвестиционных товаров, которые предприятия  готовы купить, приведёт к увеличению совокупного спроса. К неценовым  факторам, которые могут изменить характер инвестиционных расходов, относятся: процентные ставки; ожидаемые прибыли  от инвестиций; налоги с предприятий; технология; избыточные мощности. Рассмотрим эти факторы подробнее.
      Процентные  ставки, а точнее, их уровень, оказывают  обратно пропорциональное влияние  на перемещение кривой совокупного  спроса. Здесь не рассматривается  рост процентной ставки (эффект процентной ставки, рассмотренный выше) в результате роста уровня цен (ценовой фактор). Рост процентных ставок по кредитам неизбежно  приведёт к уменьшению инвестиционных расходов, и как следствие –  к падению совокупного спроса (смещение кривой влево), и наоборот, уменьшение процентных ставок – к  росту совокупного спроса (к смещению кривой вправо). Изменение процентной ставки, как неценовой фактор, может  быть связан, например, с увеличением  денежной массы в стране в результате роста ВВП.
      Ожидание  прибыли от инвестиций имеют прямо  пропорциональное влияние на характер поведения кривой совокупного спроса. Так, чем больше прибыли ожидается  получить от инвестиций, тем более  охотно и активнее осуществляются инвестиции, что ведёт к росту совокупного  спроса и к смещению кривой вправо. И наоборот, чем меньшую доходность имеет инвестиционная деятельность, тем в меньшем объёме производятся инвестиции, что ведёт к падению совокупного спроса и к смещению кривой влево.
      Величина  налогов с предприятий отрицательно влияет на совокупный спрос. Чем выше налоги, тем меньше прибыль (после  уплаты налогов) предприятий от капиталовложений, что ведёт к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса (кривая смещается влево).
      Новые технологии положительно влияют на интерес  к инвестиционной деятельности. Так, внедрение новых технологии ведёт  к интенсивному (связанному с качественными, а не количественными преобразованиями) развитию производства, что влечёт уменьшение затрат на производство и  рост прибыли. Таким образом, имея больший  интерес к инвестиционной деятельности, предприятия в большей мере приобретают  инвестиционные товары, что ведёт  к росту совокупного спроса.
      Избыточные  мощности (наличный, не используемый капитал) сдерживают спрос на новые инвестиционные товары, что ведёт к падению  совокупного спроса. К избытку  мощностей, в свою очередь, может  привести низкий покупательский спрос, что заставляет заводы работать не на полную мощность. А если предприятие  не использует в работе уже имеющиеся  производственные мощности, у них  нет стимула к приобретению новых.
      Другим  неценовым фактором, влияющим на величину совокупного спроса, являются государственные  расходы, а точнее, их величина. Естественно, что увеличение государственных  закупок национального продукта при данном неизменном уровне цен, ведёт  к росту совокупного спроса (при  условии неизменного уровня налогов  и процентных ставок). Например, решение  правительства о создании новой  государственной службы увеличит спрос  на производство форменной одежды для  государственных служащих, на создание бланочной и иной типографской продукции, и т.д. И наоборот, сокращение государственных  расходов приведёт к падению совокупного  спроса.
      Последней группой неценовых факторов являются факторы, связанные с изменением в расходах на чистый объём экспорта. Так, кривая совокупного спроса смещается  и тогда, когда происходят изменения  в закупках отечественного товара зарубежными  потребителями, не зависимо от уровня цен в стране. Рост экспорта ведёт  к росту совокупного спроса, а  снижение объёмов экспорта ведёт  к падению совокупного спроса.
      Изменение курса валюты страны по отношению  к валютам других стран, с которыми осуществляются внешнеторговые отношения, также оказывает определённое влияние. Так, рост курса национальной валюты по отношению к валюте страны-партнёра внешнеэкономической деятельности ведёт к тому, что национальные товары, поставляемые на экспорт для страны-партнёра (импортёра) растут в цене, что ведёт к падению спроса на них со стороны стран-партнёров, и к падению общего совокупного спроса. Падение курса национальной валюты ведёт к росту спроса на экспортируемые из страны товары, что ведёт к росту совокупного спроса. 

      
    Совокупное  предложение. Кривая AS. Кейнсианский, классический и промежуточный  отрезки. Неценовые  факторы совокупного  предложения.
 
      Предложение на товарном рынке отражает зависимость  между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях  цен. Строго говоря, предложение позволяет  ответить на два вопроса: «Какова  будет величина предложения при  различных уровнях цен?» и «Как изменится величина предложения  при некотором изменении цены?»                 
     Допустим, что рынок характеризуется неизменностью  всех факторов, кроме цены. Тогда, как  свидетельствует опыт, рост цен будет  вызывать увеличение предлагаемых к  продаже (изготавливаемых) товаров, а  снижение цен — их уменьшение. Такую  закономерность поведения производителей (продавцов) на рынках большинства товаров  экономисты называют законом предложения, суть которого состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен — к ее уменьшению (при прочих равных условиях).
      Что стоит за логикой поведения производителей (продавцов), почему они реагируют  на цены именно таким, а не иным образом? Ответ вполне очевиден — чтобы  заработать себе на жизнь.
      Действительно, изготовление любого блага требует  затраты различных ресурсов. Все  эти ресурсы, как правило, могут  быть получены только путем их покупки  на рынке. Поэтому любое благо, предлагаемое к продаже на рынке, обошлось своему производителю в определенную сумму  денег. Очевидно, что никто не станет предлагать товар к продаже по цене, не покрывающей хотя бы общей  суммы затрат на изготовление этого  товара. А раз так, то становится ясно, что важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения —  затраты на производство товаров. Они  образуют нижнюю границу цены.
      Теперь  перейдем непосредственно к понятию  совокупного предложения.
Совокупное  предложение (AS) - это модель, которая показывает уровень реального наличного объема     производства при каждом возможном уровне цен, другими словами – это то количество товаров и услуг (реальный объём ВВП), которое производители (государство и бизнес) желают поставить на рынок при каждой данной экономической конъюнктуре. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества  товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров.  Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта,  который предприятия выбрасывают на рынок, является положительной.
      Форма  кривой совокупного предложения  отражает изменение реального объёма производства, или выпуска, в связи  с изменением общего уровня цен. 

        

    Форма кривой совокупного предложения  имеет именно такую форму т.к. в масштабе всей экономики может  сложиться три различных ситуации:
    состояние неполной занятости (отрезок № 1);
    состояние, приближающееся к уровню полной занятости (отрезок № 2);
    состояние полной занятости (отрезок № 3);
      Таким образом, кривая AS как бы «склеена» из трёх отрезков:
    1) кейнсианский (горизонтальный) отрезок;
    2) промежуточный (отклоняющийся вверх) отрезок;
    3) классический (вертикальный) отрезок.
      Кейнсианский  отрезок. На графике обозначает потенциальный уровень реального объема национального производства при неполной занятости, недогрузке производственных мощностей, фиксированном уровне цен и заработной платы, значительном уровне безработицы, т. е. наличии избыточных ресурсов. Эти факторы свидетельствуют о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада или депрессии. В данной ситуации рост выпуска продукции можно обеспечить без ценовых стимулов, только за счет приведения в действие неиспользуемых ресурсов. Когда на  этом отрезке объем национального продукта  начинает  увеличиваться,  производители могут приобрести  трудовые   и другие ресурсы по  твердым ценам,  производственные  издержки  при расширении производства  не возрастут, следовательно, не  будет оснований для повышения цен на  товары. И наоборот,  этот  отрезок также предполагает,  что если  реальный  объем производства   сократится,  то  цены  на товары  и ресурсы останутся на том же уровне. Такое состояние экономики может продолжаться до определённой отметки ВВП, до которой производство может расширяться без повышения общего уровня цен в стране, так как при этом привлекаются прежде не загруженные мощности, незанятая рабочая сила
        Этот  горизонтальный  отрезок  называют  кейнсианским - по имени  известного английского экономиста   Джона   Мейнарда  Кейнса. Именно он указывал на возможность привлечения неиспользуемых ресурсов, рассматривая способы выхода из циклических кризисов и обосновывая необходимость стимулирования спроса в целях подъема производства в стране.
      Промежуточный (восходящий) отрезок. Когда ВВП достигает определённого уровня, наступает так называемое промежуточное состояние экономики, когда занятость в производстве приближается к полной, то есть, для одних отраслей народного хозяйства она полная, а для других – ещё нет. В данном состоянии кривая совокупного предложения имеет положительный восходящий наклон. То есть, рост реального объёма производства ведёт к росту цен. Это связано прежде всего с тем, что в данном состоянии возрастает спрос на факторы производства. Производитель вынужден привлекать дополнительных поставщиков, а в условиях, приближённых к полной занятости это возможно только при росте цен. В некоторых отраслях промышленности может появиться дефицит и другие узкие места в производстве. Расширение производства также означает, что, когда оно станет работать на полную мощность, некоторым фирмам придется использовать более старое и менее эффективное оборудование. При увеличении объема производства на работу принимают менее квалифицированных рабочих. По всем этим причинам издержки на единицу продукции увеличиваются, и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство  было рентабельным. Рост цены факторов производства, в свою очередь приведёт к увеличению издержек на производство и к росту цен на продукцию.
      Классический (вертикальный) отрезок. Сдвигаясь вправо по кривой, мы увидим, что экономика достигла полного, или естественного, уровня безработицы при данном объеме производства. Экономика находится в такой точке кривой своих производственных возможностей, когда за короткий срок невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства. Это означает, что любое дальнейшее повышение цен не приведет к увеличению его реального объема, поскольку экономика уже работает на полную мощность. При полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену на ресурсы, чем другие фирмы. Но ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого цены (затраты) на ресурсы и в конечном счете цены на товары увеличатся, но реальный объем производства останется неизменным. 

      Все вышесказанное о влиянии уровня цен на совокупное предложение справедливо  только при прочих равных условиях, но когда эти условия изменяются, характер рассматриваемой зависимости  также меняется и происходит смещение кривой совокупного предложения. Рассмотрим неценовые факторы, влияющие на размер совокупного предложения.
      Во-первых, это цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные), повышение которых увеличивает издержки производства и в результате понижает совокупное предложение; его кривая сдвигается влево. На сдвиг кривой влияют также предпринимательские способности и уровень экономической активности в обществе.
      Во-вторых, на совокупное предложение оказывает  существенное влияние рост производительности. Под производительностью понимают отношение реального объема производства к количеству использованных ресурсов. Увеличение производительности понижает стоимость единицы продукции. В результате общество может получить больший реальный объем национального производства при имеющемся объеме ресурсов или затрат. Таким образом, рост производительности вызывает сдвиг кривой совокупного предложения вправо, а снижение производительности, увеличивая стоимость единицы продукции, смещает данную кривую влево.
      В-третьих, смещение кривой совокупного предложения  может быть вызвано изменениями экономической политики государства. В частности, увеличение ставок налогообложения увеличивает при прочих равных условиях издержки производства и тем самым сокращает совокупное предложение. Наоборот: государственные субсидии и различные льготы предприятиям способствуют снижению их производственных издержек и тем самым – расширению предложения. Из этого следует, что государственное вмешательство может расширять, так и сужать совокупное предложение, в зависимости от целей и приоритетов экономики на том или ином этапе. 

      
    Макроэкономическое  равновесие: модель «AD-AS». Изменения  в равновесии, вызванные  смещением кривых AD и AS.
 
      Сами  по себе совокупный спрос и совокупное предложение мало характеризуют  состояние макроэкономики страны. Наибольший интерес для экономистов представляет модель «совокупный спрос - совокупное предложение». Это модель, в которой  показатели совокупного спроса и  совокупного предложения используются для анализа уровня цен и реального  внутреннего продукта. Графически, этот анализ будет означать поиск  точки совмещения на одном рисунке  кривых совокупного спроса (AD) и совокупного  предложения (AS)
AS
Уровень цен 
 
 
 

              

          
 
 
 
 


P3
E3
AD3
 

P2
E2

P1
E1
AD2
AD1

`
`
`
`
Трлн. руб.
O

800
400
200

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.