На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка состояния рынка факторинговых услуг

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление 
Введение 

Глава I  Понятие и сущность факторинга 

1.1Факторинг  – понятие, сущность……………………………………...6
1.2Факторинг  – значение…………………………………………………7 

ГлаваII   Механизм действия
2.1 Российский  рынок факторинговых услуг…………...…………….20
2.2 Факторинг  в регионах………………………………………………25 

Глава III Анализ рынка 2007 – 2010
3.1 Анализ Российского рынка факторинга за 2007 – 2009 год……...27
3.2 Причины замедленного  роста факторинговых услуг……………..34
3.3 Мнения специалистов……………………………………………….35
3.2 Влияние кризиса  на рынок факторинговых услуг………………...38 

Заключение
Список литературы 
 
 
 
 

Введение.
    Главная «болезнь» большинства российских предприятий – их низкая ликвидность. Её можно лечить введением такой  формы ликвидации дебиторской задолженности, которая обеспечивает регулярные денежные потоки в адрес продавца – факторингом. Сейчас в России становится всё более характерным переориентация поставщиков с посреднических компаний на конечного потребителя, на розничную торговую сеть. Такой подход означает для поставщиков снижение кредитного риска и большую торговую маржу, что важно при сокращении нормы прибыли на фоне снижения инфляции. Из–за готовности конечных потребителей к массовым закупкам товаров только на условиях отсрочки платежа подобная ориентация ощутимо увеличивает объём дебиторской задолженности крупных поставщиков.
    Для большинства отечественных предприятий  стал кошмаром постоянный дефицит оборотных  средств, дороговизна и труднодоступность  банковского кредита, отсутствие альтернативных источников финансирования поставщика, например, с помощью факторинговых и учетно-дисконтных операций. Но поставщики вполне могут ликвидировать дебиторскую задолженность, продав её или передав в залог.
    Факторинговое обслуживание, которое представляет собой финансовое и организационное обслуживание регулярного товарного кредитования поставщиком постоянного круга покупателей, в возрастающих масштабах помогает решению проблемы. Факторинг зарекомендовал себя как эффективный инструмент совершенствования финансов предприятий, улучшения состояния денежных расчётов.
    Термин  «факторинг» обозначает финансовые операции, обусловленные необходимостью финансирования текущей хозяйственной  деятельности предприятий за счёт выкупа у него долговых обязательств покупателя. Последние обычно представляют акцептованные счета-фактуры, тратты, а также векселя и другие финансовые расчётные инструменты. Базой факторинговых операций служат взаимоотношения между партнёрами, при которых продавец при отгрузке продукции не требует от покупателя предоставления долговых обязательств. Это предполагает доверие между партнёрами.
    Факторинговые операции опираются на коммерческий кредит, или кредит поставщика, поскольку  Факторинговое обслуживание расчётов между контрагентами имеет предпосылкой согласованную отсрочку платежа по контракту. Предметом факторинговых операций служит приобретение срочных обязательств клиентов, отсрочка по которым, не превышает полугода. В случае, когда обязательств покупателя погасить задолженность по окончании срока отсрочки платежа, установленного в контракте, не хватает, финансовые компании намерены выкупить у продавцов задолженность их партнёров лишь после получения платёжных гарантий от коммерческих банков в виде гарантийных писем, а также в форме аваля на векселях и затратах. Иногда в качестве банковской гарантии применяется также аккредитив.
    Факторинг намного упрощает расчеты между  партнерами. Продавец может получит  деньги непосредственно после поставки, а покупатель имеет возможность  согласовать с продавцом приемлемый срок отсрочки платежа (по российскому законодательству отсрочка платежа на срок более 180 дней возможна только при наличии специальной лицензии Центрального банка РФ). Продавец не несет административных издержек, связанных с контролем за погашением задолженности. Он получает возможность активно заниматься текущей производственной деятельностью, развитием новых технологий производства и обслуживания клиентов.
    Финансовые  компании принимают на себя полное обслуживание расчетов по контракту. Вместе с тем, факторинг помогает обеспечить потребность предприятий в текущих оборотных средствах, но не решать другие проблемы (реконструкция и переоснащение производства, инвестиции, технологические разработки, обслуживание кредитов и др.).Факторинг открывает дополнительные возможности в работе с задолженностью мелких и средних предприятий, обеспечиваемые специальными финансовыми организациями «фактор». В России они обычно представлены дочерними структурами, филиалами или отделами коммерческих банков.
    В условиях экономики переходного периода к рынку этапа в кризисной обстановке. Факторинговое обслуживание оказалось весьма эффективным, прежде всего, для малого бизнеса, располагающим хорошей перспективой наращивания производства, но обремененного проблемой временной нехватки денежных средств из-за несвоевременного возврата долгов дебиторами или трудностей, связанных с совершенствованием производственного процесса.
    Из-за постоянных неплатежей многие предприятия  у нас испытывают огромные финансовые затруднения. Факторинг, несомненно, может выступить в качестве эффективного инструмента разрыва цепочки неплатежей, действенного средства совершенствования денежных расчетов. Учитывая всю значимость решения проблемы неплатежей для современной России, на этом следует остановиться подробнее. Возникает важный вопрос-причина неплатежей в экономике страны. Некоторые считают, что причина в отсутствии рыночного механизма денежного обращения и в сломе советской системы взаимозачетов без образования заменителей, и предполагает эмитировать деньги или их аналоги.
    С этим, конечно можно поспорить, но совершенно очевидно, что решить проблему неплатежей за счет добавления в экономику  платежных средств нереально. Необходим  поиск и внедрение новых механизмов оптимизации товарно-денежного обращения, среди которых видное место занимает факторинг. В рамках последнего клиент (поставщик) получает от факторинговой компании (посредника между поставщиком и покупателем) платежное средство, как правило, -деньги и лишь изредка обязательство (вексель). Фирма-поставщик перекладывает проблему расчетов с покупателем на факторинговую компанию. Но по-прежнему нужны деньги, теперь уже покупателю для того, чтобы рассчитаться с факторинговой компанией.
    Факторинг не создает платежных средств  потому, что предполагает работу с будущей задолженностью в непосредственной близости от момента, когда она должна образоваться. К тому же факторинг не имеет удобной формы обращения на рынке. Важный плюс факторинга в том, что факторинг -компании обеспечивают постоянный и тщательный учет положения дел у своих клиентов и всячески препятствуют возникновению безнадежных долгов. Факторинг помогает решать проблему нехватки оборотных средств, но при этом не образует излишней денежной массы, позволяет конкретно оценить размер оплаты за замену денег финансовым инструментом и не ухудшает структуру баланса.
    Целью данной работы являются: выявление  сущности факторинга и его особенностей, как инструмента рынка, исследование механизма применения факторинговых  операций. Особое внимание уделено  анализу возможностей развития факторинга в России. Изучение и использование мирового опыта в этой сфере позволит улучшить состояние расчетов в отечественной экономике, поскольку факторинг выступает как эффективная система обслуживания как внутренней, так и экспортной деятельности поставщика. Расширение внешнеэкономических связей российских предприятий должно опираться на более качественное кредитно-финансовое обслуживание. Здесь применение факторинга может сыграть большую роль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I  Понятие и сущность факторинга 
 

1.1 Факторинг-понятие, сущность.
    Факторинг предполагает наличие коммерческого  кредита в товарной форме, предоставляемого продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары и  оформляемого открытым счетом. Это-разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента; факторинговая компания покупает счета клиентов на условиях оплаты до 90% от фактурированных поставок и оплаты оставшейся части за вычетом процентов за кредит в оговоренные сроки вне зависимости от поступления платежей от должников; факторинг используется, в основном, мелкими и средними предпринимателями.
    Открытый  счет, если покупатель не предоставляет  продавцу долгового обязательства, предполагает риск. Страхование и управление рисками коммерческого кредита наиболее эффективно осуществляют специализированные Факторинговые компании. В настоящее время имеют место следующие Факторинговые формы.
    Факторинг конвенционный или широкий- система  финансового обслуживания клиентов банками, когда они принимают на себя не только кредитование до возврата долга и получение самого долга, но и бухгалтерское, сбытовое, рекламное, страховое, кредитное обслуживание клиентов. Конвенционный факторинг выступает как система финансового обслуживания клиента, в которую входит бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками и покупателями, страхование кредитование и т.д. На клиента возлагается лишь производственная функция. Предприятия, использующие форму факторинга, могут не иметь своего подразделения для данной работы, которую берет на себя организатор факторинга. Это помогает уменьшить издержки производства и реализации продукции. При факторинговом обслуживании данного вида используется «дисконтирование фактур», когда организатор факторинга приобретает у своего клиента право на получение денег от покупателей, и тут же зачисляя на счет около 80% стоимости отгрузки, а остальную сумму предоставляет от дебитора. Это, по сути,- кредит под товары отгруженные, за который клиент платит оговоренный процент.
    Имеет место в практике также факторинг  конфиденциальный - факторинг, ограничивающийся учетом фактур, счетов клиента к  своим должникам и получением кредита в счет будущей оплаты долга должником. Факторинговым  компаниям и банкам, их обслуживающим, факторинг обеспечивает исходные данные о состоянии клиентов. Поэтому и существует конфиденциальный факторинг, служащий скрытым источником средств для предоставления кредитов. В этом случае контрагенты клиента не осведомлены о кредитовании его продаж факторинговой компанией.
    Конфиденциальный  факторинг обеспечивает лишь некоторые  операции – передача права на получение  денежных средств, оплата долгов и др. конфиденциальный факторинг – инструмент обеспечения поставщику кредита  под товары отгруженные, а покупателю платежного кредита. При этом клиенты обеспечивают предусмотренную в договоре плату, которая, по сути, выступает процентом за кредит.
    Еще имеется факторинг «тихий» - договор  между клиентом и фактор- банком, по которому клиент передает последнему копи счетов по заключенным сделкам с партнерами, а банк выплачивает клиенту часть суммы этих счетов немедленно. После получения от партнера всей суммы по сделке клиент рассчитывается с фактор- банком, возвращая ему полученный кредит и проценты. Если партнер клиента не оплачивает счет в установленный срок, клиент уступает свои требования на оплату фактор-банку, который принимает меры к взысканию денег.
    Особое  значение для России имеет факторинг  экспортный – авансирование клиентов – экспортеров со стороны банков под будущую выручку от экспорта, при одновременном предоставлении клиенту гарантии от валютного и кредитного рисков.
    Наиболее  характерными являются следующие виды факторинга:
- с ответственностью  за риск неплатежеспособности  и без права регресса;
- без  принятия рисков неплатежеспособности, однако с правом регресса;
- с финансированием  к моменту покупки;
- с финансированием  ко времени наступления срока  платежа;
- с управлением  дебиторской бухгалтерией;
- без  права управления дебиторской  бухгалтерией.
         
1.2Факторинг – значение 

    Базой современного факторинга в развитых странах является предоставление коммерческого  кредита в форме отсрочки платежа  за поставленные товары, чаще всего  в форме открытого счета. Покупатель погашает задолженность в сроки, согласованные сторонами и зафиксированные в договоре. Риск неоплаты или несвоевременной оплаты товаров принимает на себя фактор, который оплачивает сумму переустановленных ему платежных требований.
    Для создания единых правовых основ факторинга в 1988 г. была утверждена Конвенция о международном факторинге. Любой договор о международном факторинге, на который распространяется действие Конвенции, призван включать в себя минимум две из отмеченных ниже операций:
- финансирование  поставщика с предоставлением  ему авансов и кредитов;
-бухгалтерская  обработка счетов поставщика, относящихся  к уступленным требованиям;
-получение  денежных средств с должников;
-защита  интересов поставщика из-за неплатежеспособности  его должников.
    Благодаря принятию Конвенции было унифицировано  понятие факторинга, что открыло возможности расширения его применения в мире.
    Мировой опыт и уже накопленная отечественная  практика убеждают, что факторинг  – дело выгодное. Недаром темпы  его внедрения оказались весьма высокими. Конечно, при такой форме деловых контактов имеет место немалый риск, но в условиях рыночной экономики любое активное присутствие на рынке всегда в той или иной степени несет в себе опасности для участников.   
    Главная защита от риска - осторожное, аккуратное использование любого рыночного  варианта, предварительный анализ всех потенциальных последствий, любых действий, просчет альтернативных возможностей, принятие предупредительных против неприятностей мер.
    Использование возможностей факторинга в России сегодня  имеет серьезные предпосылки  и обусловлено его многообразными достоинствами. Приводимая ниже схема дает представление о широком спектре положительного в использовании данного управленческого инструмента.Как видно применение факторинга сулит много хорошего. Факторинг полезен всем его участникам. Поставщику он повышает ликвидность, оборачиваемость капитала, банку факторинг приносит ощутимый доход, а главное- привязывает к банку клиентов, делает отношения между клиентом и банком наиболее доверительными посредством объединения коммерческих интересов. Факторинг выгоден и покупателю, позволяя последнему оплатить векселя через более длительный срок.
    Не  следует также забывать, что активно  способствуя улучшению расчетов в народном хозяйстве, увеличивая накопления предприятий и организаций (а  значит и налоговые поступления в бюджет государства), активно содействуя развитию внешнеторговых связей (особенно по экспорту) факторинг оказывает весьма благоприятное воздействие на платежный баланс страны и на ее денежное обращение. 


    Положительные стороны факторинга как инструмента  финансового менеджмента для  российских предприятий заключается  в следующем:
- факторинг  обеспечивает решение проблемы  пополнения оборотных средств;
- факторинг  активно способствует «расшивке»  неплатежей;
- факторинг  эффективно помогает расширению  экспортных операций;
- факторинг  выступает важной предпосылкой  обеспечения финансовой устойчивости  предприятий;
- факторинг  существенно усиливает взаимную ответственность сторон- клиента и финансового агента;
- факторинг  является существенным элементом  в системе страхования бизнеса,  так как в его орбиту входят  инкассирование дебиторской задолженности  поставщика, предоставление гарантий  от кредитных рисков, от возникновения сомнительных долгов;
- весьма  перспективной областью использования  факторинга выступают малые и  средние предприятия, испытывающие  перманентную нехватку денежных  средств не только из-за несвоевременного  возврата долгов дебиторами, но и проблем, обусловленных способностями производственного цикла. К этому же собственные ресурсы малого бизнеса крайне ограничены;
- в условиях, когда государство за счет  бюджетных ресурсов не в состоянии  поддержать не только малый  и средний, но и крупный бизнес из-за ограниченности денежных средств, факторинг во многих случаях может служить единственным средством пополнения денежных средств предприятий, укрепления их финансового благосостояния.
    Нетрудно  заметить, что и производители  – поставщики, и покупатели товаров и услуг, и факторинговые компании (банки) как организаторы процесса факторинга имеют свои немаловажные выгоды. Все это дает возможность констатировать, что при регулярном применении факторинг может служить очень многогранным, высокоэффективным инструментом подъема экономики, совершенствования управления денежными потоками предприятия.
    Факторинг выполняет достаточно широкие и  репрезентативные функции.    
    Нетрудно  заметить, что функциональные аспекты  факторингового механизма весьма разнообразны. Во всех случаях они лежат в поле финансового менеджмента, поскольку факторинг выступает существенным рычагом в управлении финансовым потоком предприятий и организаций, а также средством существенного улучшения аналитической работы, поскольку операции факторинга без тщательного всестороннего анализа всех сторон деятельности предприятий на рынке, особенно состояния его финансов (причем анализа, осуществляемого постоянно, а не по конкретным случаям) теряют свой смысл из-за чрезмерного риска. Факторинг способствует также совершенствованию стратегического и бухгалтерского учета на предприятии, прежде всего, управленческого счета.
    Отношения фактор - фирмы и поставщика регулируют договором. В данном документе фиксируется, какой вид услуг обслуживания будет иметь место. Договор о факторинговом обслуживании заключается, как правило, на срок от 1 до 4-х лет. В нем отражаются условия, на которых будут осуществляться операции, в частности реквизиты платежных требований, порядок реализации операции, максимальные суммы по операциям факторинга, размеры комиссионного вознаграждения, условия расторжения договора факторинга.
    В рамках договора финансирования под  уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или  обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
    В ст. 825 Гражданского кодекса РФ установлено, что финансовым агентом могут  быть банки и иные кредитные организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление  деятельности такого вида. Банки и  кредитные организации в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» (с учетом последующих изменений и дополнений) могут осуществлять «приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме» на основании лицензии на банковскую деятельность, выдаваемую ЦБ России. Сегодня финансовыми агентами могут быть только банки и кредитные организации, имеющие лицензии Центрального Банка РФ.
    В двух словах предмет договора факторинга такой: банк (фактор-компания) скупает долги.
    Объектом  договора выступает денежное требование, уступаемое в целях получения  финансирования. Предметом уступки, под которую предоставляется  финансирование, могут быть: денежное требование, срок платежа по которому уже наступил, и право на получение денежных средств, которое возникает в будущем.
    Денежное  требование, являющееся предметом уступки, определяется в договоре   клиента с финансовым агентом так, чтобы возможно идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование – не позднее чем в момент его возникновения. Клиент обязан нести перед финансовым агентом полную ответственность за действительность денежного требования, являющегося предметом уступки. Денежное требование, выступающее предметом уступки, признается действительным, если клиент имеет право на передачу денежного требования и в момент уступки этого требования ему неизвестны обстоятельства, вследствие которых должник вправе его не выполнять.
    При установке будущего денежного требования оно считается перешедшим к финансовому агенту лишь после того, как появилось право на получение с должника денежных средств, являющихся предметом уступки требования, предусмотренной договором. Если уступка денежного требования обусловлена каким- то конкретным событием, она вступает в действие только после наступления этого события. Дополнительного оформления уступки денежного требования в подобных случаях не требуется.
    Обычно  оговаривается ответственность  сторон в случае невыполнения или  ненадлежащего выполнения обязательств. Например, когда предприятие длительное время не выполняет своих обязательств перед фактор – фирмой, последняя имеет право через суд или арбитраж предъявить иск с целью обращения какой-то доли стоимости имущества предприятия, на погашение обязательств перед фактор – фирмой. Конкретные особенности договора факторинга зависят от предшествующего его заключению анализа фактор – фирмой финансового положения кредитоспособности поставщика и его клиентов, а также объема своих кредитных рисков. При этом учитывается аккуратность в расчетах по ранее полученным кредитам, стабильность финансов предприятия и его перспективы, способность при возникновении необходимости получить денежные средства из разных источников.
    Фактор  – фирма анализирует деятельность поставщика на основе отчетов менеджеров, материалов по погашению коммерческих кредитов, изучаются его взаимоотношения со своими поставщиками, данные о структуре заимствований у банков, состоянии внутрифирменных счетов, движении собственного капитала, о численности клиентов, дебиторов и т.д.
    Фактор  – фирма выявляет такие причины  возникновения рекламаций, их долю в общем объеме товарооборота. Выявляются случаи поставки некачественной продукции (повреждения ее при транспортировке, фиксация неправильных цен, превышений обусловленных размеров цены и т.д.). тщательно рассматриваются сроки предоставляемого коммерческого кредита и время его погашения клиентами, особенности сезонных объемов продаж, а также сроки выставления поставщиком счетов.
    Последнее особенно важно, поскольку неправомерной является практика выставления счетов до фактической отправки товаров или оказания услуг. Фактор должен быть уверен, что счета выставлены на основе реально существующих товаров или на действительно имеющихся клиентов, поскольку не исключены случаи мошенничества.
    Фактор  делает оценку собственных кредитных  рисков на основе динамики рыночной коньюктуры и решает, принимать на себя риск в полном объеме, частично или не нести вообще.
    Для оценки кредитных рисков учитывается  сомнительная для поставщика задолженность (доля подобных долгов в сумме оборота и полученные убытки); анализируются методы оценки кредитоспособности клиентов, применяемые поставщиком, а также сам характер управления кредитом, осуществляемого поставщиком (сомнительные долги, особенности инкассирования долговых требований).
    Практическая  реализация договора факторинга имеет  своим началом переуступку поставщиком  своих неоплаченных платежных требований фактор – фирме. Для этого поставщик  предоставляет копию платежного требования, выставленного на покупателя; телеграмму банку плательщика, содержащую информацию о совершении факторинговой операции и требование заменить в платежном требовании наименование получателя (поставщика) на реквизиты фактор – фирмы.
    Фактор  – компании изучают данные документы и, в случае их соответствия заключенному договору, реализует факторинговую операцию (открытый факторинг).
    Банк  плательщика после получения  от фактор – фирмы телеграммы о  совершении факторинговой операции заменяет в платежном требовании наименование и номер счета поставщика на аналогичные данные фактор – фирмы.
    Факторинговый договор может быть аннулирован  по взаимному согласию сторон, по просьбе  фактор – фирмы или поставщика, а также из-за неплатежеспособности поставщика. При расторжении договора по первым причинам поставщик обязан располагать источником средств для выкупа переуступленных фактор – фирме требований. Фактор – фирма обязана информировать плательщиков, что с конкретной даты все платежи осуществляются только в пользу поставщика. Если же поставщик не может купить переуступленные им ранее долговые требования, фактор заключает с ним соглашение о кредитовании до прекращения действия договора снизить сумму, полученную от плательщиков, до минимума. При расторжении договора из-за неплатежеспособности поставщика фактор – фирма имеет возможность компенсировать сумму предварительных платежей исключительно благодаря инкассированию платежных требований.
    В практике применяются факторинговые  операции различных видов, в частности:
- Внутренние (если обе стороны по договору купли продажи, а также факторинговая фирма расположены в одной стране) или международные.
- Открытые (когда должник информируется  об участии в сделке факторинговой  комиссии) или закрытые (конфиденциальные). Уведомление должника происходит посредством записи на счет- фактуре, подтверждающей, что правопреемником по возникшему долгу выступает факторинговая компания, а, следовательно, платежи осуществляются в ее пользу. При конфиденциальном факторинге этого нет.
- С правом  прогресса (требования к поставщику возместить уплаченную сумму) или без такого права. Здесь учитываются риски, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств (кредитные риски). При заключении факторингового соглашения с правом регресса поставщик несет часть кредитного риска по долговым требованиям, проданным фактор – фирме. Последняя имеет право воспользоваться возможностью регресса и при необходимости продать поставщику неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа. Указанное условие фиксируется, когда поставщики уверенны, что у них не будет сомнительных долговых обязательств или они высоко оценивают кредитоспособность своих клиентов, располагая соответственной системой защиты от кредитных рисков, либо учитывая специфику своих клиентов. В такой ситуации поставщик на считает нужным оплачивать услуги по страхованию кредитных рисков. Тем не менее, гарантированные для поставщика денежные средства, могут быть обеспечены только в случае заключения соглашения без права регресса. Если долговое требование признается недействительным, фактор – фирма всегда имеет право регресса к поставщику.
       - При условии кредитования поставщика в форме предварительной оплаты (до 80% переуступаемых им долговых требований), или оплаты требований к определенной дате. Достоинством предварительной оплаты является то, что она фиксируется в проценте от суммы долговых требований, следовательно, поставщик без проблем получает больше средств при увеличении объемов продаж. В случае отсутствия предварительной оплаты в размере переуступленных долговых требований (за минусом издержек) деньги перечисляются поставщику на определенную дату (или после определенного срока).
    Но  поставщик обязан выпускать товары (оказывать услуги) высокого качества, иметь потенциал для расширения производства увеличения прибыли. Однако временные нехватки денежных средств из-за низкого уровня прибыли, слишком больших товарных запасов, а также трудностей, возникающих в рамках производственного процесса, порой очень усложняют бизнес.
    Заметим, что далеко не всякое предприятие, может воспользоваться услугами факторинговой компании. Такое обслуживание не предоставляется предприятиям с большим числом дебиторов, задолженность каждого из которых выражается скромной суммой, а также предприятиям, занимающимся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции; строительным и иным компаниям, работающим с субподрядчиками. Факторинг также не применяется по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятий и организаций. Такого рода ограничения имеют объективный характер, поскольку в подобных случаях факторинговой компании очень сложно оценить кредитный риск или не имеет смысла принимать на себя повышенный объем работ и дополнительный риск, связанный с переуступкой таких требований, оплата которых может быть не обеспечена в установленный срок из-за невыполнения поставщиком договорных обязательств.
    С учетом запросов поставщика и факторинговой  компании принимается немало внутренних факторинговых соглашений разных типов. Соглашение о полном обслуживании (открытый факторинг без права регресса) практикуется, как правило, при стабильных контактах между участниками. Подобное обслуживание призвано обеспечить полную защиту от возникновения сомнительных долгов и обеспечение установленного притока денежных средств; управление кредитом; учет продаж; кредитование в форме предварительной оплаты лил оплату суммы переуступленных требований (за вычетом издержек) к фиксированной дате.
    Применительно к последнему срок оплаты иногда изменяется, но, как правило, факторские компании в рамках соглашений, не предусматривающих права регресса, дают гарантию оплаты по истечении установленного числа дней со дня покупки долгового требования, не связывая это с тем, оплатили ли клиенты свои долги или нет (если кредиты были согласованны). Такой срок именуется фиксированным сроком оплаты. Определяя его фактор, - компания анализирует финансовую отчетность потенциального поставщика и делает расчет среднего срока оплаты его счетов клиентами.
    Как правило, полное обслуживание имеет место лишь тогда, когда поставщик переуступает фактору долги всех своих клиентов. Тогда исчезает возможность дискриминации, так или иначе поставщик переуступит лишь те долговые требования, которые сложно инкассировать или по которым кредитные риски минимальны. Подобная практика выгодна и поставщику, поскольку не будет необходимости вести двойной учет, а также управлять кредитом по каждому непереуступленному долговому требованию. Данная практика выгодна для обеих сторон, кроме случаев, когда поставщик реализует продукцию своим отделениям, дочерним предприятиям или филиалам, или если поставщик применительно к определенно компании выступает и продавцом, и покупателем.
    Еще практикуется разновидность полного  обслуживания, именуемая дробным  факторингом, когда компания переуступает все свои долговые требования не отдельной, а сразу нескольким Факторинговым компаниям в целях уменьшения риска не лучшего выбора для партнерства факторинговой компании. Здесь учитывается также сравнительно узкая специализация отдельных факторинговых компаний на конкретных направлениях деятельности поставщика. Разделение имеет место иногда по географическим районам, бывает, что по группам товаров и т.д.
    Соглашение  о полном обслуживании может быть с правом регресса и без такого права. В первом случае фактор- компания не страхует кредитный риск, который несет поставщик. Компания может вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в рамках определенного срока (как правило, в течение 90 дней с установленной даты платежа). Данное соглашение реализуется по мере поступления платежей от клиентов. В этом случае поставщик не может иметь гарантированный приток денежных средств, что характерно для полного обслуживания без права регресса.
    Когда поставщик не заинтересован в заключении открытого соглашения, но намерен получить весь набор услуг от факторинговой компании, иными словами хочет заключить закрытое (агентское) соглашение о полном обслуживании, фактор- компания может действовать через специальную сбытовую фирму, благодаря которой будет осуществляться размещений заказов и на имя которой будут выставляться счета. В этом случае можно избежать уведомления клиентов о переуступке прав. Фирма сохраняет право собственности на товары и счета- фактуры, осуществляет бухгалтерский учет и инкассирование долговых требований и обеспечивает защиту от кредитных рисков, как при полном обслуживании.
    При данном раскладе содержится в тайне  заключение факторингового соглашения, в этом случае существенно возрастают издержки факторинговой компании.
    Новыми  этапом развития факторингового соглашения о полном обслуживании является агентское  соглашение, иначе именуемое как  соглашение об оптовом (открытом) факторинге.
    Когда фирма располагает полноценной  системой учета и распоряжается самостоятельно кредитом, услуги факторинговой компании окажутся или ненужными или невыгодными. Однако фирме может понадобиться защита от кредитных рисков. В этом случае факторской компанией заключается агентское соглашение, по которому компания будет приобретать неоплаченные долговые требования, а поставщик будет действовать как агент по их инкассированию. На счете будет отражаться участие в сделках факторинговой компании. Однако вместо отметки о совершении платежа в пользу последней будет зафиксировано, что платеж следует осуществлять поставщику, но в пользу факторинговой компании. Достоинство такой практики – уменьшение затрат факторинговой компании по оценке кредитоспособности клиента и снижение оплаты, получаемой с поставщика.
    Бывают  случаи, когда поставщик нуждается лишь в кредитовании со стороны факторинговой компании. Тогда между ними заключается открытое или конфиденциальное соглашение об учете счетов – фактур. Подобное соглашение может быть опасным для факторинговой компании, которая будет предъявлять очень жесткие требования к поставщику.
    Некоторые поставщики, добившиеся стабильного  финансового положения, отходят  от полного обслуживания, прибегая к учету счетов- фактур в факторинговой  компании. Но бывает и иначе –  переход от учета к полному  обслуживанию, что имеет место, когда поставщики имеют осложнения в управлении кредитом и инкассировании своих счетов.
    Поскольку проведение факторинговых операций в России пока остается уделом банков, занимающихся факторингом. Для проведения подобных операций в банках формируются отделы или группы факторинга, выступающие обособленными структурными подразделениями, поскольку располагают оборотными фондами, формированными из собственных средств банка (прибыль, фонды). Кроме того, используются и привлеченные факторингом денежные ресурсы. Когда у факторингового отдела появляется потребность в привлечении дополнительных источников для обеспечения выполнения обязательств, банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Рыночные агенты также иногда предоставляют факторинговому отделу временно свободные средства на конкретный срок. Денежные возмещения за эту услугу определяется договором по соглашению сторон. Имеются и другие каналы привлечения ресурсов для факторингового подразделения, в частности, привлечения различных депозитов, выпуск и продажа облигаций с фиксированным годовым доходом. За счет полученной прибыли Факторинговый отдел (группа) банка формирует резервный фонд.
    Все операции факторингового отдела учитываются  на отдельном активно – пассивном  счете. В аналитическом учете ведутся отдельные счета по поставщикам. Результаты деятельности факторингового отдела входят составной частью в общий баланс банка. В случае трудностей с выполнением принятых Факторинговым отделом обязательств ответственность за нее несет банк, при котором он организован.
    В плане работы факторингового отдела обычно учитываются плановые размеры  кредитов, условия предоставления и  погашения кредитов, размер процентных ставок, отчислений в доходы банков и в бюджет, и другие условия  кредитно- расчетных операций. Отдельно выделяется плановая потребность в кредите, при определении которой учитываются объемы платежей, которые намечает реализовать Факторинговый отдел в соответствии с заключенными договорами, финансовое состояние и платежеспособность плательщиков, объемы собственных и привлеченных средств отдела.
    Штат  факторингового отдела определяется Правлением банка на основе объема факторинговых  операций и числа клиентов. В нем  обычно предусматривается должности  экспертов, занимающихся заключением  факторинговых договоров и контролем их исполнения, экономистов, в обязанности которых входит оценка кредитоспособности поставщика и его контрагентов, бухгалтеров.
    Поскольку для факторинга характерен большой  риск, отдел идет на заключение договора, на обслуживание только после тщательно изучения финансового состояния потенциального клиента. Особое внимание уделяется таким вопросам, как уровень обеспеченности собственными оборотными средствами; имеется ли спрос на продукцию поставщика; каково ее качество; развивается ли у клиента производство и каковы его перспективы; сколь успешно действует на рынке управленческий персонал фирмы; хорошо ли поставлен учет и внутренний контроль; насколько платежеспособны потенциальные должники и другие.
    В целях оценки кредитоспособности клиента факторинговый отдел изучает прошлую, текущую и планируемую деятельность поставщика посредством анализа бухгалтерских отчетов и балансов, финансовых показателей деятельности предприятия: величины прибыли, уровня рентабельности, объема и источников образования оборотных средств, соответствия потребности в собственных денежных средствах и их наличия, состояния и форм расчетов с поставщиками, покупателями, вышестоящей организацией, бюджетом, банками. Кредитоспособность не может быть стабильна без аккуратности в расчетах по ранее полученным кредитам, очень важна устойчивость финансового положения предприятия, способность при необходимости мобилизовать денежные средства.
    Факторинговый отдел должен сотрудничать с банком, который призван предоставлять отделу всю необходимую информацию о финансово- хозяйственной деятельности и платежеспособности клиентов, а также оперативно сообщать отделу обо всех произошедших изменениях. За оказание подобных услуг факторинговый отдел в установленные сроки перечисляет банку плату за счет прибыли, полученной от реализации факторинговых операций. Аналогичные договора могут заключаться с аудиторской или посредническо-консультационной фирмой.
    Поставщик обязан предоставлять факторинговому отделу информацию о платежных требованиях, включающую наименование и адрес каждого плательщика и условия торговли с ним;
- контрольную  сумму всех переуступаемых долговых  требований;
- сумму  долга каждого плательщика, а  также данные о проверке его  счетов;
- условия  платежа для каждого плательщика и прочую информацию, необходимую для работы с платежными требованиями.
    Факторинговый отдел, кроме финансового положения  плательщика, характера его хозяйственных  связей и сложившейся практики взаимоотношений  с поставщиками, конкурентоспособности  поставляемой продукции, учитывает также сроки и объемы оплаченных счетов, наличие свободных собственных средств, а также предстоящие обязательства отдела, ведет картотеку невозмещенных платежей по каждому плательщику.
    Факторинговый отдел банка обычно предоставляет  своим клиентам разнообразные услуги:
- вкладные  операции;
- услуги  покупателям по погашению их  задолженности поставщикам;
- услуги  поставщикам по немедленной оплате  отгруженной ими продукции;
- услуги  поставщикам по устранению дебиторской задолженности покупателей;
- содействие  предприятиям- клиентам факторинга  в работе с банками, обслуживающими  покупателей, а также различные  консультационные услуги.
    История факторинга как правового явления  исследователями данного вопроса описывается по-разному. Одни считают факторинг проявлением современного капиталистического права, указывая на то, что он возник лишь в 30-х гг. прошлого века в США, другие находят признаки факторинга еще в Вавилонии. Однако наиболее обоснованной представляется точка зрения, в силу которой факторинг представляет собой явление, возникшее в результате трансформации средневекового английского института торгового посредничества, который в результате перенесения на "американскую почву" приобрел свои специфические черты.  
        Начало операциям факторинга положил созданный в Англии еще в XVII в. Дом факторов (House of Factors). В то время крупные европейские торговые дома имели в колониях-факториях свои представительства, возглавляемые факторами (торговыми посредниками по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках). Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.  
        Однако бурное развитие факторинговой деятельности наблюдается в Северной Америке лишь во второй половине XIX в. При этом первоначально американские факторы всего лишь принимали у производителей товар для реализации, т.е. имела место сделка, аналогичная договору комиссии в континентальной системе права. Особенно ярко это проявлялось в сфере торговли текстилем. Но с течением времени, в связи с введением в Европе высоких таможенных пошлин на текстиль, производители начали создавать собственные системы сбыта своей продукции на европейском рынке, которые включали в себя и элементы производства. В результате этого американские факторы вынуждены были изменить форму своей деятельности, преобразившись из посредников при продаже товаров (agent factoring) в институты, финансирующие производителей товаров (credit factoring). Они разработали также свое ноу-хау о способе финансирования клиентов, которое включало дисконт и исполнение получаемых от клиентов денежных требований, а также принятие на себя финансовых рисков. В сферу своей деятельности факторы включали также ведение бухгалтерии производителей, внесение денежных авансов в счет будущих поступлений от контрагентов и предоставление кредитов для закупки сырья и финансирования производства. Таким образом, американские факторы начали осуществлять деятельность, типичную для банковских организаций. Данная схема настолько прижилась в США, что в настоящее время 90% производителей текстиля используют схему факторинга. 
       В начале 60-х гг. прошлого века началась экспансия американских товаропроизводителей в Западную Европу, что привело к активизации деятельности европейских факторинговых компаний. Уже к середине 60-х гг. были созданы две крупнейшие факторинговые ассоциации: IFG (International Factors Group) и FCI (Factors Chain International). Объем факторинговых операций неуклонно возрастал, увеличивалось количество факторинговых компаний, работающих как на внутреннем, так и на международном рынках. Этот процесс продолжается и по сей день. По данным FCI, мировой оборот факторинговых операций вырос в с 1996 г. по 2001г. более чем в 2,3 раза, составив 720,19 млрд. евро, причем более 96% объема факторинга пришлось на внутренний факторинг. 
       Необходимость унификации регулирования факторинговой деятельности в связи с частично международным характером ее использования привела к созыву в Оттаве в 1988 г. дипломатической конференции по принятию проектов конвенций о международном факторинге и международном финансовом лизинге, которые были подготовлены Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА). Одним из итоговых документов данной конференции явилась Конвенция УНИДРУА о международном факторинге, подписанная 28 мая 1988 г. 
Данная Конвенция сыграла значительную роль в развитии факторинговой деятельности, поскольку национальное законодательство многих государств не содержало практически никаких норм, регулирующих факторинг. Она послужила основой для разработки национального законодательства в данной области, после ее принятия ряд государств ввели факторинг в систему своего гражданского права.
 
 
 

Глава II  Механизм действия 

2.1 Российский рынок факторинговых услуг.
Тенденции
    В соответствии с анализом "Эксперт  РА" рынок факторинга в России в 2007 году составит 22 млрд. долларов, то есть рост рынка по прогнозам экспертов составит около 100%. По мнению специалистов ФК "Еврокоммерц" к 2009 году объем рынка факторинга России увеличится до 70 млрд. долларов. И это весьма сдержанные прогнозы. По более смелым прогнозам, рынок будет сохранять и даже увеличивать существующий двукратный рост, таким образом, при должной активности со стороны участников рынка к 2009 году он может превысить цифру в 90 млрд. долл.  
Рост потребительского сектора, увеличение спроса на факторинговые услуги со стороны компаний оптовой торговли и сферы услуг повышает инвестиционную привлекательность рынка факторинга. По мнению участников рынка, этот вид финансирования будет развиваться, в том числе отбирая долю рынка у товарного кредита.  
       Ведущий специалист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев полагает, что в последующие годы факторинг будет занимать все большую долю рынка товарных кредитов и по итогам 2008 года может составить 17-20%.  
       Участники рынка дают более оптимистичные прогнозы. По оценкам некоторых из них, объем операций на рынке факторинга к концу года может составить 10% от всего объема операций на рынке товарного кредита, таким образом, по итогам года объем рынка факторинга составит 24 млрд долл. А председатель правления Национальной факторинговой компании Михаил Трейвиш считает, что по итогам 2010 года объем операций по факторингу может вырасти в 10-15 раз.  
        В 2006 году контрольный пакет акций одного из крупнейших операторов факторинга, компании "Еврокоммерц", был приобретен ИК "Тройка Диалог" в лице Troika Capital Partners и фонда прямых инвестиций Russia New Growth Fund. Тот факт, что одна из наиболее успешных российских инвесткомпаний приняла решение вложиться в факторинговый бизнес, стал важным сигналом для рынка. Тем более что пакет был куплен именно фондом прямых инвестиций такие фонды традиционно специализируются на вложениях в активы, стоимость которых в среднесрочной перспективе растет очень быстро.  
      Покупка "Еврокоммерца" пока единственная сделка на рынке, однако вероятность активизации процессов M&A в среднесрочной перспективе довольно существенна. Хотя количество потенциальных сделок сдерживается ограниченным числом игроков (сегодня - порядка 30 компаний), другие инвесторы также начинают интересоваться покупкой факторинговых бизнесов.

Участники рынка. 

Участники рынка: компании и банки  
       По данным "Эксперт РА", общая численность игроков российского рынка факторинга на сегодняшний день составляет порядка 30 компаний и банков, в то время как в Европе в среднем в одной стране работает 13 компаний.  
 
       Основные Факторы (поставщики услуг):

Факторинговая Компания Eurokommerz
Акционерный Коммерческий банк "Промсвязьбанк"
Открытое  акционерное общество Коммерческий банк "Петрокоммерц" (ОАО Банк "Петрокоммерц")
Национальная  Факторинговая Компания
Номос- Банк
ОАО АКБ "Пробизнесбанк" является головной кредитной организацией Банковской группы LIFE
Межрегиональной факторинговой компании "ТРАСТ"
АКБ "СОЮЗ" - универсальный коммерческий Банк.
Акционерный коммерческий банк "ЦентроКредит"
    Всех  операторов факторинга в нашей стране условно можно разбить на следующие  три группы:
    Первая  группа: специализированные факторинговые  компании и банки, предлагающие факторинг;
    Вторая  группа: банки, предлагающие факторинг (то, что в мире называется инвойс дискаунтинг (invoice discounting);
    Третья  группа: банки, занимающиеся схемным  факторингом.
          Компании первой группы предлагают так называемый "полный" факторинг, т.е. продукт, который может включать в себя и финансирование оборотного капитала, и страхование кредитных рисков, и учет дебиторской задолженности, и коллекторские услуги. При этом клиент может получить как все эти услуги вместе, так и какую-то одну по своему выбору.  
      Вторая же группа участников, заявляющих о предоставлении факторинга, занимается финансированием под уступку денежного требования тем, что ближе всего к тому, что в мире называется invoice discounting.  
      В рамках услуги факторинга, которую предлагает эта категория Факторов, компания получает только финансирование под уступленные права денежных требований и ничего более. Поэтому эта услуга во всем мире стоит дешевле, чем "полный" факторинг. Но по сути, это кредит, в котором в качестве обеспечения выступает дебиторская задолженность.  
      Таким образом, если компания обращается во вторую группу поставщиков факторинговых услуг, то она вправе рассчитывать на получение финансирования под уступленные права денежных требований, если же компания обращается в первую группу, то может получить следующие услуги:

  Финансирование  

Страхование кредитных рисков и рисков ликвидности 
Управление  дебиторской задолженностью, ее экспертиза и мониторинг
     Коллекторские услуги (collections)
    Серьезной конкуренции между специализированными  компаниями и банками с одной  стороны и другими банками  нет. У компаний разные продукты и, как  следствие, разные целевые аудитории. Банки работают в основном с крупным  бизнесом, специализированные факторинговые компании в основном со средним и малым. Крупный бизнес прозрачен, риски минимальны. С малым бизнесом банки пока не готовы активно работать.  
       Все же в более долгосрочной перспективе, скорее всего банки и специализированные Факторы поменяются ролями. Банки, предоставляющие только финансирование в рамках факторинга, вынуждены будут переориентироваться на работу с малым бизнесом. Эти предприятия заинтересованы, прежде всего, в решении проблем, связанных с дефицитом оборотного капитала. Крупному и среднему бизнесу нужны несколько иные услуги: оценка надежности потенциальных дебиторов, организация учета продаж и дебиторской задолженности, защита от кредитных рисков, контроль за своевременной оплатой и сбор задолженности и прочее. Именно за так называемые нефинансовые услуги крупные и средние компании готовы платить больше, чем просто за финансирование уступаемых фактору денежных требований.

Участники рынка: страховые компании
    Факторинг - комплексный продукт, включающий в  себя, в том числе, страхование кредитного риска, т.е. риска невозврата денег компанией-дебитором за поставленный товар/оказанную услугу компанией-поставщиком, и риска ликвидности - невозврата денег в срок.  
        В мире так и происходит - страхованием этих рисков занимаются и факторинговые компании, и страховые. В России пока услуги страхования как страховщиков, так и факторинговых компаний находятся в самой начальной стадии своего развития и, как следствие конкуренции между игроками не наблюдается. По словам Михаила Карякина, начальника управления страхования кредитных и специальных рисков компании "КапиталЪ Страхование": "Мотивы компаний, обращающихся за факторингом и страхованием, различаются. В факторинговые компании пока преимущественно обращаются за деньгами, а в страховые - за страхованием. Порог, после которого в факторинговую компанию идут, в первую очередь, не за деньгами, а для покрытия рисков, в России еще не перейден". Усиления конкуренции между страховщиками и факторинговыми компаниями можно ожидать лет через 5!  
       Стоит, правда, отметить, что в России рынок страхования торговых кредитов только зарождается. Пока всего две компании страхуют риски Факторов - это компании "РОСНО" и "КапиталЪ Страхование", а если говорить о страховании кредитных рисков компаний, то к этим двум можно добавить ещё компанию "Ингосстрах".

 Участники рынка: коллекторские агентства
    Коллекторские агентства на Западе выступают конкурентами факторинговым компаниям. Поскольку  целевой аудиторией коллекторских компаний, также как и факторинговых, являются организации, реализующие товары и услуги в рассрочку. При этом коллекторы предлагают целый перечень услуг, которые можно получить и в факторинговой компании: возврат задолженности; проверка деловой репутации, кредитоспособности существующих, а также     потенциальных заемщиков.
    Коллекторский бизнес, направленный на управление дебиторской  задолженностью, в том числе на взыскание долгов по кредитам, является составной частью факторингового бизнеса.  
       В нашей стране до прямой конкуренции Факторов с коллекторскими агентствами пока ещё далеко. Хотя формально коллекторы имеют право работать с банками, страховыми компаниями, негосударственными финансовыми институтами (кредитно-потребительскими кооперативами, ссудно-сберегательными ассоциациями и пр.), лизинговыми компаниями, компаниями, оказывающими услуги населению (коммунальные услуги, электроэнергия, телефония), физическими лицами, все же основной целевой аудиторией для них сейчас являются банки и работа с просроченными потребительскими кредитами.  
      Между тем, хотя формально во всем мире сделки по покупке просроченной задолженности считаются факторингом, в России Факторы говорят, что пока работают в основном с текущими и будущими правами требований. И только в случае просрочки начинают работать с проблемными долгами. И коллекторы в основном работают с долгами физических лиц, в то время как факторинговые компании - исключительно с юридическими. Потребители факторинговых услуг  
        Структура спроса на сегодняшний день такова, что 81% принятой на обслуживание дебиторской задолженности принадлежит производственным компаниям, соответственно лишь 19% торговым. Такое неравномерное распределение, по мнению аналитиков, объясняется тем, что в составе промышленных холдингов часто присутствуют собственные торговые компании.  
      Более трети потребителей факторинга являются производителями пищевой продукции, при этом чуть менее половины - это производители алкогольной продукции. Больше половины сделок (66%) заключены с компаниями - производителями товаров народного потребления: пищевой промышленности - 33%, приборостроения (сюда входит бытовая техника и компьютеры) - 16%, химии и нефтехимии (сюда входит бытовая химия) - 12%, легкой промышленности - 5%.  
       По мнению специалистов "Эксперт РА", крупные корпорации постепенно отказываются от авансирования (то есть предоплаты за получаемую продукцию) в пользу предоставления им отсрочки.  
       На многих рынках лидирующие компании все больше начинают работать с отсрочкой платежа. По мере укрупнения бизнеса, повышения их устойчивости и надежности, все больше компаний будет требовать отсрочку платежа, и все больше компаний будет соглашаться их давать. А это ниша для факторинга и, соответственно, фактор роста.  
       По словам президента факторинговой компании "Еврокоммерц" Григория Карповского, потенциально рынок факторинга - это весь рынок отсрочек платежей. Если предприятие дает отсрочку платежа своим клиентам, то оно может использовать факторинг как инструмент развития. Пока факторинг занимает небольшой сектор этого рынка - порядка 10%. Общий объем рынка отсроченных платежей в потребительском секторе по итогам 2007 года он оценивает в $240-250 млрд. То есть в 2007 году около $25 млрд будет приходиться на рынок факторинга.
 

Специфика бизнеса 
    Рынок факторинга высокотехнологичен. Для  стабильного функционирования факторингового бизнеса нужны специальные технологии, хорошо налаженная система оценки потенциальных  клиентов и их дебиторов.  
       По данным аналитиков агентства Smart Business Solutions, постепенно снижается маржа Факторов. Похоже, что этап получения сверхприбыли на факторинговом рынке закончился. И в дальнейшем маржа факторов будет уменьшаться, в том числе под давлением возрастающей конкуренции. Это не только затормозит выход новых игроков, но и, скорее всего, приведет к уходу части существующих на сегодняшний день.  
       Прежде всего, это касается банков, вышедших на рынок факторинга по причине привлекательных процентных ставок в сравнении со ставками по кредиту. Останутся те участники, которые кроме финансирования под уступку прав денежного требования готовы предоставлять и другие составные части факторинговой услуги, а именно страхование рисков, управление дебиторской задолженностью, информационное обслуживание. Это не означает, что рынок вступил в фазу насыщения. Его потенциал далеко не исчерпан. Однако структура и параметры рынка меняются на глазах.  
       То есть все большую значимость начинают приобретать сервисные составляющие факторинга, и это сильно влияет на участников рынка. К ним выдвигается всё больше требований.  
      Президент факторинговой компании "Еврокоммерц" Григорий Карповский считает, что на рынке факторинга очень высокие барьеры входа. "Их несколько, - говорит он, - наличие экспертизы, клиентской статистики и массового продукта, разветвленная сеть дистрибуции, фондирование, операционная база и прочее". Кроме того, Григорий Карповский выделяет ещё один барьер - создание операционной базы. "Если не создать систему, которая будет обслуживать миллион операций в день, - говорит он, - никаких денег не хватит для того, чтобы заниматься факторингом. То есть нужна технология, которая включает в себя команду, бизнес-процессы и глубокую автоматизацию".
 

2. 2 Факторинг в регионах 

    На  рынке наблюдается активная экспансия в регионы московских и питерских торговых предприятий, в том числе сетей и ТНК. По слов
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.