Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предпринимательская деятельность как фактор производства. Предпринимательский доход: источники, формы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРСОВАЯ  РАБОТА 

 на  тему: Предпринимательская деятельность как фактор производства.                                                                                                                                  Предпринимательский доход: источники, формы.
ОГЛАВЛЕНИЕ: 

Введение 6
1.Предпринимательство как фактор производства: понятие, признаки, функции 8
  1.1 Понятие и признаки предпринимательства как фактора производства 8
1.2 Функции  предпринимательства 12
1.3 Цели предпринимательской деятельности. Объекты и субъекты. Основные  черты и особенности 14
2.Предпринимательский доход: источники образования и формы 18
2.1Понятие  предпринимательского дохода 18
    2.2 Классификация  доходов
19
    2.3 Показатели  доходов и прибыли
21
2.4 Характеристика видов источников  получения предпринимательского  дохода 23
Заключение  26
Список  использованных источников                                                           28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
    Во второй половине 20 в. в мировой экономике произошли глобальные изменения, приведшие к качественному скачку в ее развитии. Среди них на первом месте ? знания как важнейший фактор экономического роста, а на втором ? структурная перестройка экономики на основе массового появления малых предприятий. Эти направления взаимосвязаны. Научно-технический прогресс открыл дорогу новым технологиям, обеспечившим эффективное производство на малых предприятиях. В свою очередь малые предприятия оказались благоприятной средой для реализации научных достижений.
      В экономически развитых странах  малые предприятия составляют  более 90% всех предприятий, они  создают до 50% валового национального  продукта, из них занято до 40% трудоспособного  населения.
    Малые предприятия формируют  здоровую рыночную конкурентную  среду, средний класс, являющийся  опорой общественной системы,  быстро и эффективно решают  многие социальные проблемы государства.
    В Республике Беларусь, основу  экономики которой традиционно  составляют крупные государственные  предприятия, роль малого бизнеса  явно недооценивается, его вклад  в ВВП незначителен, государство  регулирует развитие предпринимательства.   
   По состоянию на 01.10.2006 года в  республике функционировало 32 тысячи  малых предприятий, в аналогичный  период 2005 года - 33,9 тысяч.
   Численность занятых на малых  предприятиях составила 421,5 тысяч  человек.
   Экономика Республики Беларусь  не располагает значительными  природными факторами. Чтобы быть  равным партнером в мировом  хозяйстве и на мировом рынке,  необходимо сформировать в стране  предпринимательскую экономику.  Однако превращение предпринимательства в реальный стратегический ресурс требует правильного понимания экономической сущности и содержания предпринимательства.  
   Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Предпринимательство  как фактор производства: понятие, признаки, функции 

1.1 Понятие и признаки предпринимательства как фактора производства
   Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
   Взгляды на предпринимательство и подходы к оценке его важнейших функций в экономическом механизме отличаются разнообразием точек зрения. В основном все современные подходы одинаковы лишь в том, что предпринимательство-это ключевой элемент хозяйственного механизма, а предприниматель - одна из центральных фигур социально-экономической жизни общества
   По толковому словарю В.И.Даля «предпринимать»- значит «затевать, решаться     исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного».
   В мире понятие «предприниматель»  непременно предполагает такие  аспекты:
1) личная  заинтересованность в результатах  деятельности; цель деятельности -       извлечение прибыли;
2) предприниматель  ведет ее на свой страх и  риск, результат зависит от его  инициативы и предприимчивости;
3) для реализации материального интереса и осуществления инициативной деятельности предприниматель должен обладать свободой, т.е. быть хозяином предприятия;
4) деятельность  предпринимателя зависит от общества, от тех норм, которые регулируют  отношения между людьми.
   Комплекс подход к предпринимательской  функции позволил говорить о  современном предпринимательстве  уже как об особом, новаторском  стиле поведения, в основе которого  лежит сочетание постоянного  поиска новых возможностей, ориентации  на инновации, умения привлекать  и организовывать эффективное  использование ресурсов из самых  разнообразных источников для  решения поставленных задач.
    Согласно Гражданскому кодексу  Республики Беларусь предпринимательская деятельность-это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.[2]
   В системе рыночных отношений  как форма предпринимательской  деятельности, которая характеризуется  такими отличительными особенностями,  как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность, выступает  малое предпринимательство. Однако  ключевое отличие малого предприятия  - не размеры и техническая  вооруженность, а неформальное  сочетание комплекса предпринимательской  функции и частного сектора.  Малому и среднему предпринимательству  присуща наиболее полная степень  реализации предпринимательской  функции как экономической и  социальной категории.     
   Как любое яркое социальное  явление, предпринимательская деятельность имеет определенные признаки, большинство из которых, иногда не совсем удачно или полно, нашли отражение в легальном определении предпринимательства. Вот эти признаки:
 1. Основная цель предпринимательской деятельности, которая имеет с точки зрения законодателя значение, – это стремление предпринимателя получить прибыль (доход) в результате такой деятельности (то есть коммерческий характер предпринимательства); неполучение прибыли, будь оно вызвано даже объективными причинами, не дает оснований считать соответствующую деятельность не предпринимательской для отнесения конкретной деятельности к предпринимательской.
   2. Предпринимательская деятельность  должна носить систематический характер, то есть должна быть направлена на систематическое получение прибыли. В связи с не устоявшейся терминологией в сфере предпринимательства, признак систематичности является одним из наиболее спорных в определении предпринимательства.
Своеобразная  трактовка признака систематичности  содержится в одном из важнейших  для предпринимательства Декретов Президента Республики Беларусь, а  именно Декрете №12 от 17.05.2001 «О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью», в котором используется четкий критерий стоимостной оценки возмездно переданного физическим лицом имущества, выполненной работы или оказанной услуги за определенный период времени.
   3. Указание на сам процесс, который приносит прибыль. В соответствии с нормативной формулировкой, процесс получения прибыли включает ее получение от: пользования имуществом; продажи вещей, произведенных, переработанных или обороте самостоятельно и от своего имени. На самом деле, указанная в нормативном определении предпринимательства конструкция страдает избыточностью: указание на самостоятельность предпринимательской деятельности само по себе уже означает возможность приобретать гражданские права и нести обязанности именно от своего имени, а также выступать истцом и ответчиком в суде
   4. Признак самостоятельности. К сожалению, Гражданский кодекс игнорирует этот признак при осуществлении предпринимательской деятельности. Ст. 31 ГК огульно относит к предпринимательской все виды деятельности гражданина: и осуществление прав учредителя (участника) юридического лица, и занятие руководящих должностей в исполнительных органах юридического лица. В этом случае законодателю необходимо вспомнить ч. 2 п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса, содержащую указание на признак самостоятельности, и соответствующим образом скорректировать положения ст. 31 ГК, исключив такую широкую трактовку предпринимательской деятельности.
   5. Осуществление предпринимательской  деятельности субъектом на свой риск и под свою имущественную ответственность. Надо отметить, что в риск законодательства СССР не подпадали индивидуальные предприниматели, которые в вопросах ответственности приравнивались к физическим лицам. К счастью, современное национальное законодательство предлагает лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью, возможность застраховать предпринимательский риск, правда, только самого предпринимателя и только в его пользу. [2,ст. 82]
   6. Профессионализм предпринимателя, то есть осуществление им предпринимательской деятельности особым профессиональным способом; этот признак почти не содержится в национальном законодательстве.
   7. Направленность предпринимательского процесса на третьих лиц, а не использование его результатов для собственного потребления. Этот признак нашел отражение в нормативном определении предпринимательской деятельности, однако, как показывает практика, этот признак был успешно «нейтрализован» государственными органами, прежде всего в вопросах лицензирования.[4, с.56] 
 
 
 
 

1.2 Функции предпринимательства
    Вопрос о взаимосвязи предпринимательства с присвоением средств производства можно поставить иначе: является ли всякий капиталист-собственник предпринимателем? Ответ можно дать положительный, если  иметь  в виду период «классического» капитализма. Тогда типичной, скажем, для  Англии XIX в. была фигура единоличного капиталиста, занимающегося  хозяйственной деятельностью. Сейчас же такая фигура сохранилась главным образом в мелком и среднем бизнесе. В крупнейших корпорациях акционер,  обладающий большим капиталом, становится лишь получателем дохода и   непосредственно не руководит производством.
   Значит, предпринимательство может  проявляться в любой хозяйственной организации. Оно может быть даже  на государственном предприятии. Однако здесь инициатива руководителя хозяйства может быть подавлена рамками жестких приказов и инструкций (указаний) вышестоящих органов. В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Как для  жизни человека нужен кислород, так и для бизнесмена важна свобода его хозяйственной деятельности.
   Для каких целей требуется такая свобода? Ответ мы получим, рассмотрев функции предпринимателя.
    Первая функция — ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы материальные факторы (средства производства) и работники с достаточными знаниями и умениями. Требуются также денежные накопления.
   Вторая функция — организаторская. Ее существо: обеспечить такое
соединение  факторов производства, которое лучше  всего способствует
достижению  поставленной цели.
    Третья функция предпринимателей — творческая, связанная с организационно-хозяйственным новаторством. Значение этой функции для бизнеса резко возросло в условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой конкуренции. Сейчас решающими условиями конкурентоспособности бизнеса являются предприимчивость, инициатива, новаторство.
     Совершенствуется информационное  обслуживание предпринимательства   — расширяется доступ к новейшей информации в государственных органах, развивается сеть банковых информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Цели предпринимательской деятельности. Объекты и субъекты. Основные черты и особенности.
   Развитие капитализма в течение долгого времени неопровержимо доказывало, что извлечение дохода и обеспечение благополучия общества мало совместимы. В истории достаточно примеров, подтверждающих это.
   Однако времена изменились, а  вместе с ними изменилось и  общество, которое, опираясь на  достижения науки и техники,  стремится к установлению демократии  и в интересах самозащиты отторгает  бизнес, не отвечающий его запросам  и условиям современного производства.
   Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Но предприниматель принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интереспобудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представляется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности предпринимательский доход представляется в форме экономической прибыли, выступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства. Какова же цель предпринимателя?
    С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизировать свою прибыль была введена в научный оборот, она не однократно подвергалась различного рода критике. Цель формируется уже под влиянием интересов представителей различных сторон, участвующих в реализации предпринимательской функции, и не может выражаться в терминах максимизации. С другой стороны, предприниматель не может не реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию целевых установок на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В конечном счете все это приводит к модификации целевых устремлений предпринимателя в управленческие ориентиры, будь то рост объема продаж или освоение нового сегмента рынка, достижение лидирующего положения в отрасли или экономический рост фирмы. Это не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира предпринимательства. Хотя целевые установки фирм могут быть различны, и к тому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая из них допустима при одном непременном условии — обеспечении приемлемой нормы прибыли. Такое ограничение не случайно и обусловлено той ролью, которую прибыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя. Таким образом, как управленец-хозяйственник предприниматель стремится к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравновешивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в конечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенность прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской функции.[7, с.34]
  К объектам предпринимательства относятся три вида деятельности:
  1. инновационная  (исследования, разработки, технические  услуги);
  2. производственная (по выпуску товаров и оказанию  услуг);
  3. торгово-посредническая.
   Главным критерием разделения на тот или иной вид деятельности служит ее содержание, а не отраслевая принадлежность. В странах с развитой рыночной экономикой соотношение этих групп бизнесменов составляет примерно 20:40:40, причем основная их часть (свыше 70%) связана с оказанием технических, информационных и других услуг. В России начала 90-х гг. ХХ столетия при неразвитом рынке и высокой инфляции 70% предпринимателей были заняты перепродажей товаров и финансово-посредническими операциями.
   Объекты предпринимательской деятельности - это изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т. е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.
   Современное предпринимательство нельзя сводить к усилиям изолированных частных собственников любыми средствами приумножить свой капитал. Сегодня речь идет о высококвалифицированном и весьма интенсивном труде распорядителей интеллектуальной и материальной собственности по организации цикла.
   Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому  все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.[8, с.78]
   У предпринимателя в условиях рыночной системы отношений нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности (ну кто из потребителей предполагал приобрести видеомагнитофон, когда он еще не производился, а только готовился к производству?). К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе "навязывания" ему нового товара.
   Таким образом, целью предпринимателя  выступает необходимость "завоевать' потребителя, создать круг собственных потребителей.
   Основными средствами воздействия предпринимателя  на потребителя выступают следующие  факторы:
   а) новизна товара и его соответствие интересу потребителя;
    б) качество;
    в) цена, доступность товара;
    г) степень универсальности товара;
    д) внешний вид и упаковка;
    е) позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;
    ж) возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;
     соответствие  общепринятым или государственным  стандартам;
    з) престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.[3,с.21] 
     
     
     
     
     

Глава 2. Предпринимательский  доход: источники образования и формы
  2.1 Понятие предпринимательского дохода
    В экономической теории предпринимательский  доход делят на две части: нормальную и экономическую прибыль. К первой относят как бы гарантированный  доход предпринимателя, своего рода его заработную плату; ко второй — плату за риск, инновации, монопольную власть. Понятно, что величина предпринимательского дохода колеблется, прежде всего, за счет второй составляющей, т.е. экономической прибыли.
    Доходами  организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
    Не  признаются доходами организации поступления  от других юридических и физических лиц:
    - сумм налога на добавленную  стоимость, акцизов, налога с  продаж, экспортных пошлин и иных  аналогичных обязательных платежей;
    - по договорам комиссии, агентским  и иным аналогичным договорам  в пользу комитента, принципала  и т.п.;
    - в порядке предварительной оплаты  продукции, товаров, работ, услуг;
    - авансов в счет оплаты продукции,  товаров, работ, услуг;
    - в залог, если договором предусмотрена  передача заложенного имущества  залогодержателю;
    - в погашение кредита, займа,  предоставленного заемщику.[8,с.46] 
 
 
 
 
 

  2.2 Классификация доходов
   Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на :
    1.  Доходы от обычных видов деятельности;
    2.  Операционные доходы;
    3.  Внереализационные доходы.[9,с.69]
    Доходы, отличные от доходов от обычных видов  деятельности, считаются прочими  поступлениями. К прочим поступлениям относятся также чрезвычайные доходы.
    Для целей бухгалтерского учета организация  самостоятельно признает поступления  доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований настоящего Положения, характера  своей деятельности, вида доходов  и условий их получения.
    Четкая классификация доходов и расходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период. Помимо этого, классификация необходима для :
1)определения, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода;
2)разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовой деятельности;
3)разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и финансового анализа.
  Для определения источников получения доходов вся деятельность предприятия разделяется на:
-основную или операционную деятельность (производство и реализация продукции, работ и услуг предприятия);
-финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим предприятиям; участие предприятия в деятельности других кампаний; операции предприятия на финансовых рынках, курсовые разницы и др.);
-чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для деятельности предприятия).
Такое деление весьма важно, поскольку  оно позволяет определить, каков  удельный вес доходов, полученных как  от основной деятельности предприятия, так и из других источников, в  особенности из таких, которые вообще не являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут  рассматриваться как постоянный источник получения его доходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3 Показатели доходов и прибыли
Показателями  доходов и прибыли являются :
  а)  чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является реальной базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки рентабельности предприятия;
  б)  валовая прибыль от реализации – чистая выручка от реализации за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель позволяет анализировать эффективность производственной деятельности предприятия;
  в)  прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или операционный убыток) – валовая прибыль от реализации за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.