На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы реализации государственной денежно-кредитной политики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   СОДЕРЖАНИЕ 

   Введение                                                                                                           3
  1. Центральный банк России и его денежно-кредитная политика              5
   1.1 Центральный банк РФ, его цели, функции                                              5
   1.2 формы и основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ                                                                                                                           13
   1.3. Характеристика методов денежно-кредитной политики                      23
   2. Анализ  денежно-кредитной политики ЦБ  России                                    26
   2.1. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики  в 2007, 2008 году                                                                                 26
   2.2. Реализация денежно-кредитной политики в 2009 году                        39
   2.3. Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики в 2010-2012                                                                                           42
   3. Проблемы  реализации государственной денежно-кредитной политики в 2010-20012                                                                                                             45           
Заключение                                                                                                             48
Список использованных источников
 

   ВВЕДЕНИЕ

   Актуальность  данной работы вызвана тем, что денежно-кредитная  политика – это одна из основных политик государства, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, которая служит важнейшим инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономику страны.

   В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
   Денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключен другой результат - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.
   Целью данной работы является исследование теоретических аспектов денежно-кредитной политики Центрального Банка и анализ их практического применения.
   Поставленная цель определяет следующие задачи курсовой работы:
   - Рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитной политики, определить цели, формы и ориентиры.
   - Показать основные инструменты и методы денежно-кредитной политики.
   - Проанализировать итоги денежно-кредитной политики за 2007 ,2008, 2009 год и рассмотреть количественные ориентиры на среднесрочную перспективу.
   Объектом изучения является деятельность ЦБ РФ в области денежно-кредитного регулирования.
   Предметом является изучение основных инструментов денежно-кредитной политики.
   Теоретической основой работой являются труды отечественных и зарубежных специалистов в области денежно-кредитной политики ЦБ. Большой вклад в развитие теории денежно-кредитной политики внесли известные зарубежные и отечественные специалисты.
   Информационной базой послужили официальные данные Центрального Банка России, Федеральной службы государственной статистики, банковское законодательство, сайт ЦБ РФ, РБК, периодические печатные издания.
   Курсовая  работа состоит из трех глав.
   В первой главе  рассмотреть сущность, функции, цели и задачи ЦБ РФ, его денежно-кредитной политика, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации. 

   Вторая  глава проводится анализ денежно-кредитной политики за 2007, 2008, 2009 год и рассмотрение количественных ориентиров на среднесрочную перспективу.
   В третьей главе были выявлены проблемы реализации государственной денежно-кредитной политики ЦБ РФ в 2010-2012 годах

    1 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ И ЕГО ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ     ПОЛИТИКА

    1.1 ЦЕНТРВЛЬНЫЙ БАНК РФ, ЕГО ЦЕЛИ, И ФУНКЦИИ

 
   Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Он подотчетен Государственной Думе1.
   Статус, цели, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка  России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)". Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России совместно с правительством РФ. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.
   Принцип независимости – ключевой элемент  статуса Центрального Банка Российской Федерации – проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права.. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
   Банк  России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.
   Центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.
   К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.
   С регулирующей функцией тесно связана  контролирующая функция.
   Контролирующая  функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм, а также контроль за ними.
   Всем  центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Информационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В порядке информационного обмена, а также с целью консультаций центральными банками проводятся встречи, конференции, в том числе и на международном уровне.
   Определив цели деятельности Банка России, рассмотрим функции, которые Центральный Банк выполняет для осуществления этих целей.
   Исходя  из основных целей своей деятельности Банк России выполняет следующие функции в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” от 26 апреля 2007 г. 2:
   • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
   • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
   • является кредитором последней инстанции  для кредитных организаций и организует систему рефинансирования;
   • устанавливает правила осуществления  расчетов в Российской Федерации;
   • устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
   • осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций, а также организаций, занимающихся их аудитом;
   • осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций;
   • регистрирует эмиссию ценных бумаг  кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
   • осуществляет все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
   • осуществляет валютное регулирование  и определяет порядок расчетов с  иностранными государствами;
   • организует и осуществляет валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
   • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и  организует его составление;
   • в целях осуществления указанных  функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
   • публикует статистические материалы  и соответствующие данные;
   • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
   Денежно-кредитная  политика центрального банка РФ как  составная часть государственно-монополистического регулирования экономики представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в  обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота).
   Эмиссия банкнот – эта функция является одной старейшей функций любого центрального банка.
   Рефинансирование  кредитно-банковских институтов (коммерческих банков), т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, - важное направление деятельности ЦБ. Цель рефинансирования заключается в том, чтобы влиять на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции или банка банков.
   Реализация  валютной политики – центральный  банк осуществляет валютную политику, включающую в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономической позиций страны.
   В самом общем виде валютная политика включает в себя:
    регулирование валютного курса;
    проведение валютного регулирования и валютного контроля;
    формирование официальных золотовалютных резервов и управление ими
    осуществление международного валютного сотрудничества и участие в международных валютно-кредитных организациях.
   Регулирование деятельности кредитных институтов – контроль над работой кредитных  институтов (банков) проводится для  того, чтобы обеспечить устойчивость некоторых из них, и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением каждым банком его функций в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.
   Банковский  надзор преследует две цели:
    защиту вкладчиков от возможных потерь;
    поддержание стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков.
   Функция финансового агента правительства  – являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, центральный  банк осуществляет операции по погашению  государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.
   Как видно, детальный перечень функций  Центрального банка РФ не противоречит международной практике и стандартам работы центральных банков. Центральный банк РФ прежде всего выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.
   Центральный банк — крупнейший финансовый центр, который через систему экономических рычагов воздействует на деятельность банков, взаимодействующих с промышленностью, сельским хозяйством, торговлей, структурами всех форм собственности. Центральный банк не ведет операции с деловыми фирмами или населением. Его клиентура — коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации. Основной функцией ЦБ РФ является проведение общенациональной денежно-кредитной политики (распределение денежных ресурсов и формирование влияния на денежный рынок).
   Современные глоссарии и экономические словари  дают следующие определения понятия  денежно-кредитной политики:
   1. Денежно-кредитной политикой называется совокупность мер, направленных на изменение денежной массы и объема кредита3.
   2. Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса4.
   3. Денежно-кредитная политика - это “проводимый государством курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов. К наиболее широко используемым методам денежно-кредитной политики относятся: изменение ставки учетного процента, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, а также выборочные методы регулирования отдельных видов кредита”5.
   4. Денежно-кредитная политика – это “совокупность мероприятий центрального банка и правительства, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, процентных ставок и других показателей денежного обращения с целью снижения уровня инфляции, устойчивого роста денежной массы и создания предпосылок для стабильного экономического роста”.
   Таким образом, существует множество авторов, разъясняющих формулизованное понятие денежно-кредитной политики, но принципиальные различия в трактовке реальной сути данного термина разными авторами отсутствуют.
   Разработка  денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.
   Государственная дума рассматривает основные направления  единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики6.
   Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием  инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. При этом, центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
   С помощью кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.
   Кредитная политика реализуется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. прямые количественные ограничения кредита).
   Основные  цели денежно - кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.
   Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных  финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.
   В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:
    регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
    достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;
    создание безинфляционной экономики.
   К преимуществам денежно-кредитной  политики следует отнести:
    быстроту и гибкость (предложение денег можно изменять без законодательных процедур);
    независимость от политического давления (существует закон о ЦБ, определяющий его функции и полномочия);
 
1.2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 

   Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.
   В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35)7 определены основные инструменты денежно-кредитной политики:
   1. Операции на открытом рынке.
   2. Нормативы обязательных резервов  депонируемых в ЦБ (резервные  требования).
   3. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.
   4. Рефинансирование кредитных организаций.
   5. Валютные интервенции.
   6. Установление ориентиров роста  денежной массы.
   7. Прямые количественные ограничения.
   8. Эмиссия облигаций от своего  имени8.
   Рассмотрим  более подробно инструменты денежно-кредитной политики Российской Федерации.
   Операции  на открытом рынке
   К экономическим мерам по регулированию  денежно-кредитной политики относятся  также операции Центрального банка  на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.
   Политика  открытого рынка представляет собой  орудие быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем  ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры Центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.
   Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи уровень и процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.
   Успех политики открытого рынка зависит  от многих факторов. Коммерческие банки  приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.
   Рефинансирование  банков
   Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия  на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений  рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков. По решению Совета Директоров Центрального банка в ходе реструктуризации банковской системы банкам будут предоставляться кредиты на поддержание ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предполагается прекратить предоставление указанных кредитов.
   Кредитные рефинансирования различаются по:
    форме обеспечения — учетные и ломбардные кредиты;
    срокам использования — краткосрочные (на 1 или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев);
    методам предоставления — прямые кредиты и кредиты, реализуемые Центральным банком через аукционы;
    целевому характеру — корректирующие и сезонные кредиты.
     Процентная  политика или регулирование официальной  процентной ставки
     Традиционной  функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой  процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении. Коммерческие банки самостоятельно определяют размер надбавки к официальной ставке рефинансирования Центрального банка в зависимости от финансового состояния заемщика, рентабельности работы, перспективности и приоритетности кредитуемого объекта.
     Центральный банк регулирует уровень процентных ставок двояким образом:
    через фиксацию ставок по предоставлению коммерческим банкам кредитов, которые служат определенным ориентиром для рыночных ставок;
    через контроль над ставками кредитных учреждений.
     В первом случае Центральный банк, устанавливая официальную учетную ставку, определяет стоимость привлечения ресурсов банками: чем выше учетная ставка, тем выше стоимость рефинансирования банковских операций. Во втором случае регулированию подлежит лишь стоимость отдельных видов кредита или операции только некоторых банков.
   Процентная  политика Центрального банка в посткризисный период заключается в регулировании процентных ставок по всем операциям банка на денежном рынке с целью поддержания необходимого уровня ликвидности банковской системы. Центральный банк непосредственно не влияет на процентные ставки по операциям коммерческих банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются ими самими и зависят от количества денег в обращении и эффективности посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков.
 Формулировка понятия рефинансирования в Федеральном законе от 27 июня 2002 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в главе VII, статьи 40, приводится следующее: “Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций” 9.
График 2.1
     Динамика изменения ставки рефинансирования с 2002 по 2008 год10
       

     Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.
     И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, т.к. они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.
     Учетные (дисконтные кредиты) — это ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока.
     Ломбардные  кредиты, предоставляемые Центральным  банком коммерческим, являются процентными  ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в  зависимости от вида залога. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардного кредита. Кредиты рефинансирования Центрального банка разделяются на краткосрочные — кредиты «овернайт», внутридневные кредиты — и среднесрочные — от 1-2 месяцев до 6 месяцев или до 1 года.
     Обязательные резервы — один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка — представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы — это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязательность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Центрального банка на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Центральном банке устанавливаются Советом директоров Центрального банка. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. В случае невыполнения кредитной организацией требований взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы, а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.
     Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов перечисляются на счет ликвидационной комиссии или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка.
     Центральный банк образует из обязательных резервов резервный фонд кредитной системы  РФ, средства которого формируются  путем резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, эти средства используются в качестве кредитных ресурсов. В подавляющей части к ним относятся временно свободные средства на расчетных, текущих счетах, а также средства, внесенные во вклады и депозиты предприятиями, организациями и гражданами. Не включаются в состав этих привлеченных средств кредиты других банков.
     Размер  резервов — часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка, во многом определяет кредитные возможности коммерческого банка. Он может выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только в том случае, если имеет свободные резервы, превышающие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.
     Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение:
    во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков.
    во-вторых, оно является важным инструментом Центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков.
     Фонд  обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.
     Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную  политику коммерческих банков и состояние  денежной массы в обращении. Так, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т. е. увеличить кредитные вложения. Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.
     Если  процентные ставки по обязательным резервам высоки, то Центральный банк ограничивает количество денег, находящихся в  распоряжении коммерческих банков. Это  снижает кредитоспособность последних  и повышает проценты по выдаваемым ими кредитам. Поэтому резервируемая часть таких вкладов должна превышать, сумму вкладов с длительными сроками хранения.
     На  размер норм обязательного резерва  влияют также уровень развития банковской системы и состояние экономики  в целом. В странах с развитой банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов устанавливаются на относительно длинное время.
   Валютное  регулирование
   Необходимость регулирования валютного курса  обусловлена негативными последствиями  его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.
   Центральный банк осуществляет регулирование валютного  курса посредством:
    проведения денежно-кредитной политики;
    валютных интервенций;
    использования государственных резервов международных платежных средств или иностранных займов.
     На  практике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.
     Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий  рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.
     Центральный банк, покупая или продавая иностранные  валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса  национальной денежной единицы —  это и есть девизная политикаВлияние  валютной политики Центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритетов политики Центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.
     Установление  ориентиров роста денежной массы  и прямые количественные ограничения: политика таргетирования
     Таргетирование, т. е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период.
     По  сути таргетирование представляет собой  установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров. .
     Все выше рассмотренные инструменты  относятся к косвенным методам.
     Законом предусмотрено, что Центральный банк может применять и прямые количественные ограничения (установление лимитов) на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Но это бывает в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Центральный банк может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. 

1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ  

   Методы  денежно-кредитной политики – это  совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной  политики – Центральный банк как  государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.
   Современная система методов денежно-кредитной  политики столь же разнообразна, как  и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной  политики можно проводить по различным признакам.
   Прямое  и косвенное регулирование денежно-кредитной  сферы
   В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и  косвенного регулирования денежно-кредитной  сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.
   Косвенные методы регулирования денежно-кредитной  сферы воздействуют на мотивацию  поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
   Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования
   Помимо  деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные  различают также общие и селективные  методы осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка.
   Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок  в целом.
   Селективные методы регулируют конкретные виды кредита  и имеют в основном директивный  характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
   Вместе  с тем прямые методы денежно-кредитной  политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.
   Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом  их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.
   Поэтому Центральные банки стран с  развитой рыночной экономикой практически  отказались от прямых методов денежно-кредитной  политики и прибегают к ним  в исключительных случаях, когда  необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического  кризиса.
   Практика  формирования рыночной экономики и  ее развития доказали низкую эффективность  прямых методов денежно-кредитной  политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.
   Выбор типа проводимой денежно-кредитной  политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РОСИИ 

2.1. СОСТОЯНИЕ ДЕНЕЖНОЙ СФЕРЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2007, 2008 ГОДУ 

   В данном разделе проведем анализ денежно-кредитной политики, проводимой в 2007 году, рассмотрим ее результаты.
   В таблицы 3.1 представлена оценка показателей денежной программы на 2007 год. Из полученных результатов видно, что основные показатели: денежная база, чистые международные резервы, чистые внутренние активы превысили планируемые показатели. 

   Таблица.1
   Оценка показателей денежной программы на 2007 год (млрд. рублей)11
   01.01.2007 01.06.2007 01.01.2008 01.01.2008 Прирост за 2007 год
Факт Факт Программа Оценка Оценка
Денежная база (узкое определение) 3208 3264 3687 4087 879
наличные деньги в обращении (вне Банка России) 3062 3110 3504 3896 834
обязательные резервы 146 154 183 191 45
Чистые международные резервы 7998 10517 9574 11009 3011
в млрд. долларов США 304 399 364 418 114
Чистые внутренние активы 479 7253 5887 6922 2133
Чистый кредит расширенному правительству 3696 4851 5326 4951 1255
Чистый кредит федеральному правительству 3350 4186 5086 4551 1201
остатки средств консолидированных бюджетов субъектов 346 664 240 400 54
Чистый кредит банкам 810 2006 637 1542 732
валовый кредит банкам 28 0 5 5 23
корреспондентские счета, депозит 838 2006 642 1547 708
Прочие чистые неклассифицированные активы 283 397 76 429 146
 
   Политика государства направлена на снижение инфляции, однако уже видно, что в этом году с поставленной задачей правительство не справится и инфляции возрастет.
   За 2007 г. рублевая денежная масса возросла на 47,5% (в том числе в IV квартале - на 15,5%), что меньше, чем за 2006 г. (48,8 и 16,1% соответственно). Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило увеличение рублевой денежной массы в реальном выражении за истекший год на 31,8% (за 2006 г. - на 36,5%).
   Денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации.
   Рост объема наличных денег в 2007 г., как и в предыдущие годы, в значительной степени был связан с продолжающимся увеличением денежных доходов населения. В то же время на фоне более низких темпов роста денежных доходов населения темпы роста денежного агрегата М0 в 2007 г. замедлились и составили 32,9% против 38,6% в 2006 г. (14,9% в IV квартале 2007 г. против 16,0% в аналогичный период 2006 года). Вместе с тем в 2007 г. операции населения по приобретению наличной иностранной валюты в меньшей степени по сравнению с 2006 г. сдерживали рост наличных рублевых средств (нетто-продажи наличной иностранной валюты уполномоченными банками через обменные пункты составили 3,3 млрд. долл. США в 2007 г. против 7,0 млрд. долл. США в 2006 г.).
   Рост депозитов физических лиц в национальной валюте в 2007 г. происходил в условиях повышения реальных доходов населения, а также укрепления рубля к доллару США. Вместе с тем темпы прироста депозитов населения сократились с 51,6% за 2006 г. до 41,3% за 2007 год.
   В результате увеличения объемов банковского кредитования и повышения доходов нефинансовых организаций общий объем средств на их счетах в коммерческих банках возрос за 2007 г. на 67,9% (за 2006 г. - на 56,4%). При этом депозиты "до востребования" увеличились на 53,4%, а срочные депозиты - более чем в 2 раза (за 2006 г. - на 48,8 и 82,1% соответственно).
   В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.01.2008 сократилась относительно 1.01.2007 на 3,1 процентного пункта (до 27,9%), удельный вес депозитов "до востребования" повысился на 1,0 процентного пункта (до 32,3%), а срочных депозитов - на 2,1 процентного пункта (до 39,8%).
   Темпы прироста депозитов в иностранной валюте (в долларовом выражении) составили за 2007 г. 26,8% (за 2006 г. - 7,2%) и были вдвое ниже темпов прироста депозитов в национальной валюте (54,1%). Удельный вес депозитов в иностранной валюте в структуре денежной массы по методологии денежного обзора сократился с 11,4% на 1.01.2007 до 9,3% на 1.01.2008.
   Темпы прироста денежной массы по методологии денежного обзора за 2007 г. составили 44,2% (за 2006 г. - 40,5%). В 2007 г. сохранялось значение чистых иностранных активов и внутренних требований как источников роста денежного предложения. При увеличении денежной массы на 4,5 трлн. руб. прирост чистых иностранных активов составил 3,0 трлн. руб., а внутренних требований - 2,5 трлн. руб. (за 2006 г. - 2,9; 2,1 и 1,3 трлн. руб. соответственно).
   График 2
   Основные источники прироста денежной массы по методологии денежного обзора в 2007 г.
      .
   При этом в 2007 г. усилилось значение банковских кредитов нефинансовым организациям и населению как источника денежного предложения. Требования к этой группе заемщиков за 2007 г. возросли на 4,3 трлн. руб. (за 2006 г. — на 2,7 трлн. рублей). Вместе с тем сдерживающее влияние на рост денежной массы продолжало оказывать накопление средств на счетах органов государственного управления в Банке России, главным образом на счетах Стабилизационного фонда Российской Федерации.
   Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за 2007 г. на 18,8% (за 2006 г. - на 13,2%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за истекший год увеличился с 26,1 до 32,2%.
   За 2007 г. денежная база в широком определении увеличилась на 33,7% (за 2006 г. - на 41,5%). Основным источником роста денежной базы в 2007 г., как и в 2006 г., были покупки Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования выросли за 2007 г. на 3,7 трлн. руб. (за 2006 год - на 2,8 трлн. руб.). Рост денежного предложения сдерживался Банком России путем увеличения объемов абсорбирования ликвидности. Прирост депозитов органов государственного управления в Банке России за 2007 г. составил 2,0 трлн. руб., превысив аналогичный показатель 2006 г. (1,5 трлн. рублей).
   Структура денежной базы в широком определении за 2007 г. изменилась следующим образом. Доля наличных денег выросла с 74,3% на 1.01.2007 до 74,7% на 1.01.2008. Удельный вес средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России снизился с 15,5 до 14,6%. Доля средств на счетах обязательных резервов сократилась с 5,3 до 4,0%. Удельный вес облигаций Банка России у кредитных организаций понизился с 2,5 до 1,8%, а удельный вес депозитов кредитных организаций в Банке России возрос с 2,4 до 4,9% на соответствующие даты.
   В январе-июле 2007 г. банки располагали достаточными свободными резервами и даже имели избыток ликвидности. Нестабильная ситуация, возникшая на мировых финансовых рынках летом 2007 года в результате проблем на ипотечном рынке США, обусловила ухудшение условий внешних заимствований для российских экономических агентов и как следствие - уменьшение степени участия Банка России на внутреннем валютном рынке. На фоне продолжающегося роста остатков средств на счетах органов государственного управления в Банке России это привело со второй половины августа 2007 г. к сокращению ликвидных рублевых денежных средств у банков. При этом сильный дефицит ликвидности банки испытали в октябре-ноябре 2007 года. В то же время сезонная потребность кредитных организаций в свободных резервах в декабре в большей степени была удовлетворена за счет перечислений денежных средств из бюджета, что в итоге привело к уменьшению напряжения на денежном рынке.
   В IV квартале 2007 г. в связи со сложившейся ситуацией с банковской ликвидностью Банк России принял решение о временном снижении на 1 процентный пункт нормативов обязательных резервов, и в период с 11.10.2007 по 14.01.2008 они составляли:
   — по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте - 3,5%;
   — по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации - 3,0%;
   — по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте - 3,5%.
   С 1.11.2007 коэффициент для расчета усредненной величины обязательных резервов был повышен с 0,3 до 0,4, что, в частности, обусловило рост суммы обязательных резервов.Кроме того, количество кредитных организаций, которым предоставлено право на усреднение обязательных резервов, в течение года постоянно увеличивалось и в декабре 2007 г. составило 767, или 67,2% от общего числа действующих кредитных организаций.
   Из выше приведенного анализа можно сделать следующее выводы:
   1. За последние годы Центральный банк в основном только понижал ставку рефинансирования с целью увеличить денежную массу. Но последним решение совета директоров Банка России явилось решение о повышении ставки рефинансирования на 0,25% до 10,75, что в результате приведет к понижению количества денег в обращении и как следствию уменьшению инфляции.
   2. В среднесрочных программах правительства РФ ставится одной из главных целей понижение уровня инфляции до уровня 6-7% в год. Однако уже можно сказать, что в этом году с инфляцией вновь не удастся справиться.
   3. Денежная база увеличилась с 3208 до 4087 млрд. руб. Данный показатель превысил изначально запланированный объем. Денежная база служит одним из основных показателей, применяемых для мониторинга экономических процессов. Изменяя величину денежной базы, Банк России регулирует объем всей денежной массы и тем самым воздействует на уровень цен, деловую активность и другие экономические процессы.
   4. Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за 2007 г. на 18,8% (за 2006 г. - на 13,2%). Данные цифры говорят о снижении роста цен в стране.
   5. Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за истекший год увеличился с 26,1 до 32,2%.
   6. Рост объема наличных денег в 2007 г., как и в предыдущие годы, в значительной степени был связан с продолжающимся увеличением денежных доходов населения. В то же время на фоне более низких темпов роста денежных доходов населения темпы роста денежного агрегата М0 в 2007 г. замедлились и составили 32,9% против 38,6% в 2006 г.
   В проведем анализ денежно-кредитной политики, проводимой в 2008 году, рассмотрим ее результаты.
   Отличительной особенностью динамики денежно-кредитных  показателей в 2008 г. является существенное замедление темпов роста широкой денежной массы1, денежных агрегатов М2, М0, М2—М0. На формирование этих показателей оказали влияние мировой финансово-экономический кризис, снижение мировых цен на товары, составляющие основу российского экспорта, замедление темпов экономического роста, сохранение высокого уровня инфляции и падение цен на активы. Усиление в истекшем году процессов долларизации экономики, особенно в период проводившейся в ноябре 2008 г. — январе 2009 г. постепенной девальвации российского рубля, привело к переводу рублевых средств в активы в иностранной валюте. Сдерживающее влияние на динамику денежных агрегатов оказало снижение темпов роста требований кредитных организаций к нефинансовым организациям и населению (по сравнению с предыдущим годом) вследствие ограничения возможностей получения внешних и внутренних займов в условиях неопределенности относительно перспектив развития экономической ситуации внутри страны и за рубежом.
   По  итогам 2008 г. денежная масса М2 увеличилась на 1,7%, тогда как за 2007 г. ее рост составил 47,5%. При этом в отличие от предыдущих лет в IV квартале 2008 г. наблюдалось сокращение денежного агрегата М2 на 6,1%. Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 в 2008 г. обусловило сокращение рублевой денежной массы в реальном выражении на 10,3%, тогда как в 2007 г. ее реальный рост составил 31,8%.
ГРАФИК 3. Темпы  прироста основных денежных агрегатов

   Объем наличных денег в обращении значительно сократился в I квартале (на 6,1% против 1,6% в январе—марте 2007 г.), во II и III кварталах наблюдался умеренный рост (на 7,2% против 10,4% и на 4,8% против 6,4% соответственно). В IV квартале объем наличных денег в обращении вновь уменьшился на 2,8% против роста на 14,9% в последнем квартале 2007 года. Также наблюдалось повышение спроса населения на наличную иностранную валюту и операции по ее покупке. Нетто-продажи уполномоченными банками иностранной валюты (долларов США и евро) физическим лицам возросли в 2008 г. до 47,5 млрд. долл. США (при этом в октябре—декабре они достигли 29,4 млрд. долл. США), что значительно больше, чем в 2007 г. (3,3 млрд. долл. США).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.