На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Экономике"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Эк-ка (гр. ойкос–дом,хоз-во;номос–закон) – букв правила ведения дом хоз-ва.
Экономика –  общественная наука,которая описывает  и анализирует выбор об-ва при  ограниченных ресурсах для удовл  потребностей.
Экон. теория –  общ. наука, которая изучает поведение  людей и отдельных групп в  процессе произв. деят-ти, распределения, обмена и потребления мат. благ, в  целях удовл потребностей при  огр. рес-ах, что порождает конкуренцию.
Экон теория – это база всех экон наук, вкл  в себя: Историко-экономич науки(история  экономики, ист эк учения); Экономико-аналитические  науки(статистика, эк-математ методы); Особые экон формы(финансы, бухучет, маркетинг, аудит); Конкретные экон науки (экономика  предприятия, эк отрасли, нац экономика, мировая эк).
Предметом эк теории являются произв отношения между  людьми, которые складываются в процессе поиска или наиболее эффективных  путей использования ограниченных производственных ресурсрв в целях  удовл личных и общественных потребностей.
Экономические категории – абстракции общественных отношений производства.
Эк катеории бывают: глубинными (стоимость), поверхностными (цена), абстрактными(прибавочная стоимость), конкретными(прибыль, процент, рента).
Экономич законы – это повторяющиеся, устойчивые причинно-следственные связи и отношения  между экономич явлениями. Они носят  историч хар-р, отражают развитие общ  жизни, хоз деят-ти людей. 
 

2.
Метод – совокупность приемов и операций теор и практич  исследования экон явлений.
Методология –  общий подход к изучению экон явлений, основанный на особых принципах построения и способах познания.
  Методы: 1.Диалектический метод – исследование фактов, эпизодов , событий позволяет понять их смысл и содержание, внутреннюю логическую связь между ними, а также направления развития самой экономич системы. 2.метод научных абстракций - отвлечение предмета исследования от всего второстепенного и выявление сущности
3.анализ (рассматривание отдельных частей единого целого) и синтез (объед отдельно исследуемых объектов в единое целое)
4.индук (умозакл, базирующееся на обобщении единичных фактов) и дедукция (применение общ положений к частным случаям)
5.моделирование - формализованное описание с помощью функций, графиков эк процессов или явлений, отражающие главные его характеристики без второстепенных.
6.единство исторического и логического, т.е. логика развития исследуемых явлений с анализом конкретных ист событий.
7.Метод эксперимента – изучение, исслед эк явлений и процессов путем их воспризведения, моделирования в искусственных или естественных условиях.
8. Проверка практикой – является критерием истинности эк знаний и хоз решений. 
 

3. Микроэкономика – теория, изучающая экон процессы на уровне отдельного предприятия.
Макроэкономика  – раздел экономики, изучающий крупномасштабные экон явления, такие как инфляция, безработица, занятость, эк рост и т.д.
Микроэк – рассматривается  поведение, эк жизнь домохозяйств и  отдельных фирм.Осн объектом явл  конкр товаропроизводитель.
Мезоэкономика – рассм поведение отд подсистем  нац экономики или отраслей народного  хоз-ва.
Макроэкономика  – рассм поведение или функционирование нац экон системы в целом.
Метаэкономика – рассм поведение или функц-е  мировой экономики в целом.
Функции эк-ки:
1)Познавательная  – изучает все многообр  эк. процессов и явлений и дает  им  науч. объяснение
2)Практическая - дает практические рекомендации  и советы для выработки экон  политики эффективного управления  произв-ва на различных уровнях.
3)Прогностическая  - делает возм. предвидение краткосрочного  и долгосрочного экон. развития.
4)Образовательная  - позволяет формировать экон. культуру  и владеть ею.
5) Методологическая - является теор и метод основой  всей системы эк-ких наук. 
 

4.
Совр эк наука  – рез-т экон мысли разных эпох, каждая их к-рых привносила свои наблюдения, понятия, теории. Можно выделить три  этапа: экономия, полит экономия и  экономикс (ЭТ).
1 этап. Предст  идеями древневост об-в и античного  мира. Эк-ка возникла в ант об-ве  как наука о дом хоз-ве. Термин  впервые предл Ксенофонтом. Исход  позиции совр науки сформ Платон, Аристотель.
1ый этап представлен  также идеями средневек ученых  – схоластов, к-рым присущ богословский  характер (Фома Аквинский, Кальвин).
В России эк мысль  Средневек предст Сводом з-нов Киевского  гос-ва «Русская правда», связ с именем Влад Мономаха, Даниила Заточника, Ермолая  Еразма.
2ой этап. Предст  меркантилизмом, физиократией и  класс школой политэкономии.
- Меркантелизм (Манн, Стаффорд, Монкретьен, Посошков)
Ист богатства  считали внеш торговлю, целью гос-ва – увеличение кол-ва золота в стране.
- Физиократия  (Петти, Буагильбер)Ист прироста  кап считали земледелие, пытались  свести стоимость к труду.
- Класс школа  политэкономии (Смит, Маркс, Энгельс)Происх  распр мануфактур и становление  машинного произв-ва. Ист богатства  считают сферу произв-ва. Родоначальником  явл Смит. Благодаря иссл Маркса  и Энгельса полит экономия  стала рассм как наука, изучающая  произв отношения последовательно  сменяющихся формаций.
3ий этап. Рождение  термина «экономикс» связано  с им Маршалла, создавшего теорию  цены, в основу к-рой был положен  маржинализм.
Революцию в  ЭТ произвело появление «кейнсианства». Оно поставило в центр проблемы макроанализа.
Явление стагфляции (одновр безработицы и инфл) стало  причиной разочарования в кейнсианстве.
Начали появляться другие теории
- Экономика  предложения
(акцент на  предл товаров и услуг)
- Монетаризм
(рынок – саморег  система, выст против вмеш гос-ва  в эк-ку)
- Новая классика
(гипотеза о  рац ожиданиях)
- Теория общ  выбора
(анализ процесса  принятия прав-вом решений)
Развитие ЭТ шло бурно, сущ мн-во подходов. В  совр ЭТ нет единственно верной ЭТ. Наиболее верное знание м.быть получено в процессе синтеза подходов. 
 

6.
Экономическая система – совокупность всех экономических процессов, которые совершаются в обществе.
Эк сист вкл  в себя след элементы: технико-экономические (произв силы), соц-эконом (произв отн), ресурсы(трудовые,природные), общ разделение труда, процесс труда и его  моменты, произв возм-ти,эф производства.
Признаки класс-ии эк сист:
1.Форма собст-ти  на эк рес-сы и рез-ты хоз  деят-ти. 2. Способ рег-я эк деятельностью. 3. Орг формы деят-ти(виды предприятий) 4. Эк связи между хоз субъетами. 
 

7.Экономическая  система – это совокупность взаимосв эк эл-тов, обр эк стр-ру об-ва, единство отношений, складывающихся по поводу произв-ва, распр, обмена и потребления экономических благ.
Традиционная  эк система – способ организации  эк жизни, при котором земля и  капитал находятся в общем  владении временно, а ограниченные рес-сы распределяются в соотв с  длительно существующими традициями.
Административно-командная  – способ организации эк жизни, при  котором капитал и земля находятся  в собственности гос-ва, которое  и распределяет все ограниченные рес-сы. Она характеризуется следующим : отсутствие частной собственности  и частного предпринимательства; все  эк решения принимаются гос органами; распределение рес-ов происходит на основе долговрем приоритетов; отсутствие условий конкуренции определяет замедленный процесс развития НТП;  соц обеспечение граждан(беспл  обр, жильё, мед).
Рыночная –  способ орг эк жизни, при котором  капитал и землянаход в собственности  отдельных лиц, которые и принимают  все хоз решения, а огр рес-сы распр с помощью рынка.Наличие  неприкосновен частной србственности; хоз инициатива(предприним-во); разделение труда.
Смешанная –  способ орг эк жизни, при котором  зем и кап находятся в частной  собственности, а распред рес-ов осуществляется как рынками, так  и при значительном участии гос-ва. Формы гос вмешательства: Законодат  деят-ть, в рамках которой гос-во обеспечивает выполнение эк и гражд  законов; Обеспечение незащищ слоев  населения пакетом соц гарантий; Поддержание развивающихся или  высокозатратных, но необходимых об-ву отраслей эк-ки; Проведение политики макроэк  стабилизации. 
 

8. Нужда – ощущение человека в нехватке, в необходимисти чего-либо.
Потребность –  мечта, реализованная в специфич форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Первичные: еда, питье, одежда, жилье, потр в безоп и защищенности. Вторичные: образование, искусство, развлечения  т.е. духовные, интеллект потребности.
Потребность руководит  действиями чела в целях достижения удовлетворения. Это толкает чела к произв деят-ти. Производство –  процесс изготовления, создания эк благ, услуг, необходимых потребителям и способных быть проданными по опр  цене.
Блага – ср-ва, с помощью которых удовл потребности. Экономические: природные, людские  рес-сы. Рес-сы, производимые челом и  используемые дя производства новых  товаров и услуг. Неэкономические: имеются в огранич масштабах. Материальные: созданные вещи, товары или продукция, которую можно  ощутить. Нематериальные: то, что невозможно ощутить.
Услуги –  вид трудовой деят-ти, который не воплощается в мат продукте, но создает условия для неоср  удовлетворения личных и общ потребностей. 
 

9.Труд  – целесообразная деят-ть чела, направленная на создание духовных и мат благ, необходимых для существования чела и об-ва в целом.
Рабочая сила –  способность чела трудиться, т.е. совокупность физ и духовных сил, которыми обладает личность.
Предмет труда  – то, над чем чел совершает  усилие для получения необходимых  ему благ(нефть, газ, руда).
Средства труда  – то, чем чел воздействует на предметы труда, создавая готовый продукт.
Предметы и  ср-ва труда вместе составляют средства производства. Средства производства и раб сила составляют производительные силы. Производственная деят-ть носит коллективный характер, потому в процессе труда люди вступают в производственные отношения, которые складываются помимо их воли желания и, следовательно, носят объективный хар-тер.
Производство  – целесообразная деят-ть людей  направленная на удовл их потребностей.
Воспроизводство – непрерывный процесс, протекающий  в постоянном повторении и возобновлении  потребляемых товаров. 
 

10.В процессе выбора, как общество, так и отдельный чел сталкивается с необх ответить на три главные вопроса: ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ? Чел определяет цель своей деят-ти и стремится по возможности её конкретизировать, т.е. определяет какие блага и в каком кол-ве он хотел бы получать. КАК ПРОИЗВОДИТЬ? На этом этапе чел выбирает инструмент достижения поставленной цели, определяя необх для этого рес-сы и технологию производства. ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? Решая данную проблему, опр кому достанутся произведенные блага и в каком кол-ве ими будут располагать потребители. И далее логически вытекает еще один вопрос КОГДА? Чел определяет в какой период времени следует осуществлять производство рассматриваемых благ. 
 

11. Ограниченность ресурсов, с помощью которых осуществляется процесс производства благ, вынуждает делать выбор ресурсов с позиции их наиболее экономного использования определяет альтернативность их использования. Поэтому надо выбирать, какие экономич блага надо производить, какое кол-во их необходимо и от производства каких следует отказаться.
Предел в полном использовании ресурсов при существующем уровне развития технологии, когда  увеличение производства одного блага  требует сокращения производства другого, можно показать, используя кривую производственных возможностей.
Кривая  производственных возможностей – линия, каждая точка на которой представляет максимальный объём производства двух продуктов при полном использовании экон рес-ов.
Альтернативная  стоимость – стоимость одного товара, выраженная в альтерн кол-ве др товара.
Альтернативные  издержки – кол-во одного товара, которым  необходимо пожертвовать для увеличения другого товара на единицу.
  Основные идеи: огранич рес-ов подразумевает, что все комбинации выпуска продукции, расположенные с внешней стороны кривой произв возм, неосуществимы; возможность выбора находит выражение в необходимости для общества проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов, расположенных на этой кривой; нисходящий наклон кривой подразумевает понятие об альтерн издержках; вогнутость кривой показывает увеличение альт издержек и, как следствие, уменьшение доходности. 
 

12. Экон эффективность, по Парето, - такое состояние на рынке, при котором никто не может улучшить своё положение, не ухудшая положение хотя бы одного из участников.
Эффективность – соотношение между рез-ми и  затратами, понесенными для достижения этих рез-тов.
Закон убывающей  доходности – отсутствие совершенной  взаимзаменяемости рес-ов, а следовательно  увеличение расхода, имеющихся рес-ов при переключении с производства одного продукта на производство другого  обуславливает снижение общей доходности производства.
Экономическая рациональность – способ выбора решения, основанный на стремлении получить необходимые  эк рез-ты с минимально возможными затратами  всех необходимых для этого рес-ов. 
 

13. Товар, деньги, цена  в экономической  теории
Товар – продукт человеческого труда, предназначенный для обмена и продажи.
Товар – благо, кот. производится. Но для того, чтобы продукт человеческого труда стал товаром, он должен удовлетворять потребности, обмениваться на др. товары  и отражать общественную ценность блага.
Потребительская стоимость – способность товара удовлетворять определенную потребность  человека.
Она находится  в прямой зависимости от естественных свойств вещей и не зависит  от кол-ва затраченного труда на производство данной вещи.
Производство  товаров связано с умственными  и физическими усилиями человека, использованием сырья и т.д. И  все эти затраты определяют его  стоимость.
Стоимость – затраты физ и умств энергии товаропроизводителя на создание определенного товара.
Для производителя  товар должен обладать свойством  обменя на др товары, т.е. меновой стоимостью.
Меновая стоимость – способность товара обмениваться в опред кол-ве на др товар.
Т.к. затраты  труда на разные типы товаров различны, они не могут меняться в равных долях.
Меновые пропорции – кол-во товара, кот можно обменять на опред. кол-во др. товара.
Предприниматель, производя товар должен ориентироваться  на стоимость на стоимость аналогичного товара.  Поэтому стоимость можно  рассматривать как индивидуальную (затраты на сырье, материалы, оплата труда и т.д.) и рыночную (средние затраты производителей на одинаковый товар).
Индивидуальная  цена не должна превышать рыночную. Иначе производителю нужно будет  покинуть рынок.  
 

14. Происхождение, сущность  и функции денег.
Деньги появились  в рез-те развития производительных сил и производственны отношений.
Начавшийся обмен  привел к необходимости соизмерения  разных товаров. Изначально, в качестве такого товара (высоколиквидного) были меха, скот, кожа и т.д.
Позже – золото и серебро. Золото – товар, обладающий отличительными от других металлов качествами: редкость, портативность, экономич делимость, сохраняемость в любой среде.
Постепенно, слитки стали заменять монетами (слитки нужно было дробить и взвешивать, что затрудняло товарное обращение).
Монета –  слиток металла опред. формы, пробы  и достоинства, установленное гос-вом. (со временем монеты стали заменять бумажными деньгами, т.к. монеты стирались  и теряли в весе).
Деньги –  это товар-эквивалент, выражающий цены других товаров (услуг). Главная особенность  денег – ликвидность.
Ликвидность –  способность товара меняться на др товары и услуги.
Функции денег: 1. Мера цены, 2. Средство обращения –  использ денег при покупке  и продажи тов и услуг, 3. Средство сбережения – удобная форма хранения, 4. Средство платежа – товары могут  быть выданы в кредит – предоставление денег в долг с уплатой процента. В рез-те возникает разновидность  бумаж денег – вексель –  письменное долговое обязательство.
Деньги могут  быть наличными – бумажные и монеты; безналичными – банковские счета; электронные. 
 

15. Цена, ее виды и  функции.
Стоимость товара составляет основу цены.
Цена – денежное выражение стоимости товара. Ц=С+П+Н, С – стоимость ресурсов, П – прибыль, Н – налоги.
Оптовые цены –  продукция реализуется и закупается в порядке оптового отбора.
Розничные –  товары реализуются в розничной  торговой сети.
Закупочные –  реализуется с/х продукция населению (самые низкие цены)
Цена на строит продукцию – оценивается по трем видам цен: 1. Сметная – предельный размер затрат на строит объекта; 2. Прейскурантная – усредненная сметная стоимость  единицы конечной продукции; 3. Договорная цена – устан между заказч и  подрядчиком.
Тарифы грузового  и пассажирского транспорта –  плата за перемещение тов и  пассажиров.
Степень свободы  цен от воздействия гос-ва: свободные, регулируемые, фиксируемые. Наиболее соответствующими рын экон явл свободные цены, но полностью перейти к ним нельзя.
Функции цены: Учетная – показывает во сколько обошлось общ-ву удовлетв потр в каком либо продукте, с помощию цены можно посчитать какую сумму денег должен уплатить покупатель, сопоставляя цены можно дифференцировать товар на дорогой и дешевый и цены служат средством исчисления стоимостных показателей: качественных (рентабельность, производительность) и количественных (нац доход, ВВП, объем продукции фирмы)
Регулирующая – через цены осущ связь между производ и потребителем, предложением и спросом.
Социальная – с помощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг.
Распределительная – распределение и перераспределение нац дохода между отраслями, секторами нац экономик, различн формами собственности и т.д.
Способствующая рац размещ производства- осуществляется перелив капиталов из одного сектора эк-ки в другой и внутри сектора, где норма прибыли наиболее высокая.
Стимулирующая – цена стимулирует произ-во через величину заключаемой в ней прибыли. Осущ за счет повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок.
Цена является основным эк инструментом, отражающим процессы, роисходящие в сфере  произ-ва, обмена, распределения и  потребления.  
 

16. Рыночный спрос
Рынок – единственная система купли-продажи, это основа рыночной экономики.
Рынок – целостная  система эконом отношений и связей между продавцами и покупателями, производит и потребит, основанная на взаимодействии спроса и предложения  в меняющихся условиях.
В экон рассматриваются  два понятия: спрос и величина спроса.
Величина спроса – макс кол-во конкретного товара, кот согласен купить отдельный покупатель при опред условиях.
Спрос – желание  и способность покупателей приобретать  данный товар при сложившемся  уровне цен.
Цена спроса – макс цена, по кот потребитель  готов купить данную продукцию.
Спрос изображается в виде графика, показывающего кол-во продукта, кот потребит готовы купить по некоторой цене. Каждая точка  на графике представляет собой конкретную цену и соотв кол-во продукта, кот  потреб решил купить по данн цене.
Кривая спроса – график выражения зависимости  объема спроса на товар от уровня его  рыночной цены. Отражает все возможные  варианты соотношения цены и величины спроса в своих пределах.
Закон спроса –  величина спроса обратно пропорциональна  изменению цены данного товара, т.е. чем выше цена, тем ниже величина спроса.
К неценовым  ф-рам: Доходы покупателей, вкусы, мода, хар-ка товара+сервис, наличие взаимоменяемых товаров(цена). 

17. Рыночное предложение
Предложение –  кол-во произведенного и доставленного  на рынок товара, кот производители  готовы продать по данной цене.
Кривая предложения  – показывает кол-во предлагаемого  товара при каждом определенном уровне цены на него. Кривая поднимается вверх, т.к. чем выше цена, тем больше фирм имеет возможность производить и продавать товар. Более высокая цена позволяет существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени, за счет привлечения доп рабочей силы или сверхур работ. Высокая цена может привлечь на рынок новые фирмы.
Закон предложения  – устанавливает прямую зависимость  между ценой и величиной предложения  товара в течении опред времени. (чем выше цена, тем выше пр-е).
Факторы, смещ пр-е: условия продажи товара (реклама), конкуренция, обновление, совершенствование  техн-ий, гос вмешательство, наличие  взаимозамен факторов произв-ва (капитал, труд и т.д.) их цена и качество. 
 

18. Равновесие спроса  и предложения
Достигается при  пересечении кривых спроса и пр-я.
Равновесная цена – цена, при кот кол-во товара, предложенного на рынок = кол-ву товара на кот предъявлен спрос. Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка, кот позволяет сохранить равновесие всей экон системы.
Если цену на рынке установить выше равновесной, то возникает излишек предложения  над спросом. Данный излишек в  рез-те конкуренции продавцов будет  способствовать снижению цены на товар. При более низкой цене возникает  дифицит предложения над спросом. Это приводит к повышению цены в рез-те конкуренции между покупателями.
Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда при  данной цене спрос = предложению.
Рост спроса при неизменном пр-и приводит к  установлению более высокого уровня равновесной цены и большего объема кол-ва продаж товара. И наоборот.
4 правила спроса  и пр-я: 1. Увеличение спроса вызывает  рост как равновесной цены  так и равновесного кол-ва товра. 2. Уменьшение спроса… 3. Рост пред-я  товара влечет за собой уменьшение  равновесной цены и увелич  равновесного кол-ва товара. 4. Сокращение  пр-я…. 
 

19. Общее понятие  эластичности
Для производителей очень важно знать как изменится  величина спроса на их продукцию, при  повышении/понижении цены на 1 руб.
Эластичность введено Маршаллом, затем Хиксом и Самуэльсоном.
Эластичность  – степень реакции одной экон величины на изменение другой.
Характеризуется коэффиц эластичности, кот представляет собой отношение изменения спроса (пр-я) к вызвавшему его изменению  цены. Е=дQ/дР
дQ-изменение вел спроса (%), дР-изменение цены (%).
Если увел цены на 100% приводит к сокращению продаж на 50%, то эл = 50%, поделив кот на 100%  получ коэффиц 0,5. 
 

20. Эластичность спроса  по цене
Показывает насколько  изменяется в процентном соотношении  величина спроса на товар при изменении  его цены на 1%.
В практике имеют  место пять вариантов ценовой  эластичности спроса.
1. Эл.спрос –  при незначительном изменении  цены, объем продаж меняется существенно. 2. Спрос с ед эл-тью – при  1%-ном изменении цены возникает  1%-ное изменение продаж товара. 3. Неэл. спрос – если при весьма  значительном изменении цены  объем продаж изменяется незначительно. 4. Спрос бесконечно эластичен,  когда имеется только одна  цена, на кот. потребитель приобретает товар (инсулин для диабетиков). 5. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное кол-во товара независимо от его цены (хлеб).
Формула: |Eр|= Q1-Q0/Q1+Q0 : Р1-Р0/Р1+Р0  где Q – величина спроса до и после изменения; Р – начальная и новая цена.
Если: Ер>1, то эластичный спрос. 1%-ное снижение цены приводит к увелич объема продаж > чем на 1%. Ер<1, неэл спрос, т.е. однопроц снижение цены приводит к увелич объема продаж менее чем на 1%. Ер=1 спрос с  единичной эластичностью, однопроц снижение цены приводит к увелич продаж на 1% (фен).
Совершенно неэл спрос – горизонтальная, совершенно эл – вертикальная.
Факторы: Наличие заменителей данного товара, чем больше, тем больше эластичность; Доля дохода потребителя – спрос на дорогие товары более эластичен; Длительность периода времени, в течении которого продавец изменит цены, спрос более эласт в долгосрочном периоде, т.к. товары будут приобретаться в прежнем объеме; Значимость, привычность товара для потребителей - спрос неэл т.к. товары будут приобретаться в прежнем объеме; Степень срочности приобретения товара – спрос более эл если на выбор и приобрет вещи есть много времени; Степень информированности потребителя – о новинках и т.д. 
 

21. Перекрестная эластичность спроса
Изменение эластичности спроса одного товара или услугу может  привести к изменению цены другого  товара. Изменение спроса на один товар  в ответ на изменение цены другого  товара называется перекрестной эластичностью спроса.
Коэффиц перекрестной эл-ти спроса – это отношение  изменения спроса на товар А к  изменению цены товара Б.  

      Значение  коэффиц перекр эл-ти спроса зависит  от того, какие товары мы рассматриваем  – взаимозаменяемые или взаимодополняемые.
Если товары взаимозамен, коэфф перекр эл-ти будет  положительным (подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин).
Если товары взаимодополняемые, то коэфф перекр эл-ти будет отриц. (бензин и автомобили, фотоаппарат и фотопленка)
Если изменение  цены на один товар не вызовет изменения  спроса на другой товар, то такие товары никак не связаны друг с другом и коэфф перекр эл-ти равен нулю (независимые товары). 
 

22. Эластичность спроса  в зависимости  от дохода
Эластичность  спроса по доходу измеряется как отношение  изменения спроса на товар к изменению  доходов потребителей и определяет насколько изменится спрос на товар в ответ на изменение  доходов покупателей. 

Изменив эл-ть спроса по доходу можно определить: относится  ли данный товар к категории нормальных (когдарост доходов приводит к  росту спроса) или низких (наоборот). Среди нормальных товаров можно  выделить три группы, т.н. «Кривые  Энгеля»: 1. Товары первой необходимости, кот необходимы потребителю в  опред кол-ве и не больше, то есть товары первой необх имеют предел насыщения и спрос на них растет медленнее доходов. (Еi<I); 2. Предметы роскоши. Спрос на автомобили, ювелирные изделия опережает рост его доходов и не имеет пределов насыщения (Ei>I); 3. Товары второй необходимости. Спрос на такие товары изменяется пропорционально изменению доходов- одежда, бытовая техника (Ei=I).  
 

23. Ценовая эластичность  предложения
Эластичность  предложения по цене- показатель относительного изменения предлагаемого на рынке  кол-ва товара в соответствии с относительным  изменением конкурентной цены. 

Коэфф эл-ти предложения  по цене всегда имеет положительное  значение, поскольку цена всегда изменяется в одном и том же направлении  – при росте цены растет и предложение.
Линия С на графике  показывает неэласт предложение, т.к. рост цен приводит к незначительному увеличению объема предложения. Линия В отражает эластичность пр-я, т.к. увеличение цен приводит к значит увеличению объема предложения. Линия А отражает пр-е с единичн эл-тью, т.к. изменение цен вызывает пропорциональное изменение объема пр-я.
Факторы: 1. Период времени, которым располагает продавец, если времени достаточно для изменения  масштабов производства, то предложение  можно считать эл-ным. 2. Тип предлагаемых к продаже товаров и услуг. 3. Возможность длительного хранения продукции, если можно долго хранить товар, запас продукции может увеличить эластичность производства. 4. Наличие свободных производственных мощностей, дополнительный цех увеличивает эластичность пр-я.
При оценке эластичности пр-я рассматриваются три временных  рыночных периода: Мгновенный – все  факторы производства постоянны (оборудование, здания), их кол-во не может быть изменено. Краткосрочный – одни факторы  производства постоянны, а другие переменны  – сырье, материалы (можно изменить их кол-во). Длительный – все факторы  производства переменны. У производителя  достаточно времени, чтобы закупить больше оборудования, подготовить специалистов и т.д.
Т.о. эл-ть пр-я  растет по мере увеличения рассмотренного периода времени, что соответствует  установлению нормальных цен. 
 

24. Теория поведения потребителя.
Рыночный спрос формируется на основе принятия решения множеством различных потребителей. Потребительское поведение можно рассматривать не только с позиции частного лица, любая фирма также выступает как потребитель. Отсюда формируется потребительское поведение фирмы.
Потребительское поведение – процесс формирования спроса потребителей на различные товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынке. Рациональное потребительское  поведение – потребитель, опираясь на свой доход стремится приобрести различные товары, кот принесли бы ему максимальное удовлетворение.
Исходя из этого  потребительск повед зависит  от: 1. Дохода покупателей, 2. Цены на товары и услуги, 3. Наличие или отсутствие товаров-заменителей, 4. Собственных  представлений о полезности благ и предпочтений потребителей при  выборе.
Приобретая товар  потребитель удовлетворяет свою потребность, принося пользу. Полезность определяет поведение потребителей. Полезность – степень удовлетворения, получаемая человеком. Полезность не ощутима. Каждая дополн единица блака увеличивает  полезность, величину кот называют предельной полезностью. Предельная полезность – доп полезность, кот извлекает  потребитель из каждой доп ед блага. , где MU (руб) – пред пол на 1 руб, (тов) отдельных товаров, Р – цена товара.
Положения теории пред полез-ти: 1. Закон убывающей  пред полез-ти – полезность, приносимая каждой последующей ед данного товара, меньше полезности предыдущей ед товара.
2. Потребительское  равновесие (максимизация полезности) – это точка, где достигается  максимизация полез-ти всех товаров  из набора, приобретаемого за  счет личного бюджета, т.е. когда  общая полезность не может  быть увеличена и потребитель  перестает создавать новые комбинации  в своем потреблении. Это происходит  тогда, когда предельная пол-ть на 1 рубль одного блага равна пред пол-ти, получаемой потребителем на каждый рубль другого блага.
3. Общая полезность  – сумма предельных полез-тей  потребляемых благ. 
 

25. Бюджетная линия.  Кривая безразличия.
Бюджетные ограничения  – условия, в рамки кот попадает потребитель. Оно позволяет потребителю  создавать комбинацию благ, кот он может купить исходя из своего дохода. Для оценки возможностей потребителя  используется бюджетная линия –  показывает опред возможности потребителя  в различных комбинациях двух товаров, кот он может приобрести с учетом своего дохода от уровня цен.
Если предельные полезности разных товаров равныто  можно говорить о достижении потребительского равновесия, что отражает кривая безразличия  – показывает все комбинации потребления  пар товаров, выбор среди кот  для потребителя безразличен  и кот. имеют для потребителя  одинаковую совокупную полезность. Т.о., кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающих одинаковую полезность.
Набор кривых безразличия  для одного потребителя и одной  пары товаров образуют карту безразличия.
Рациональным  для потребителя будет достижение равновесия потребителя- когда при опред ценах и уровня дохода потребитель создает оптимальную комбинацию из двух товаров.
Рассматривая  кривые безразличия и бюджетную  линию, мы выходим на понятия: Эффект дохода – состоит в том, что  если на какой-либо товар цена снижается, то у потребителя остается часть  средств для покупки доп единиц данного или другого товара.
Падение цены даже одного товара оказывает влияние  на общий уровень цен и делает потребит относительно богаче.
Эффект замещения  – потребитель будет покупать больше продукции, цена кот снизилась и заменить ею другие товары, кот при этом относительно подорожают. 
 

26. Издержки предприятия
Главный мотив  д-ти любой фирмы в рыночных условиях – максимизация прибыли. Реальные возможности  этого ограничены издержками произв-ва и спросом на продукцию. Издержки – сумма затрат фирмы на пр-во товара, проданного в теч опред периода времени. Это основной ограничитель прибыли.
Явные издержки – стоимость используемых ресурсов в фактических ценах их приобретения. Т.е. рассчитывают, во что обошлось фирме про-во продукции. Неявные издержки – величина доходов, кот лишилась фирма выбрав один из альтернативных вариантов вложения средств и использ своего рабоч времени. Эконом издержки – стоимость других благ, кот можно было бы получить при наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования ресурсов.
Эк издержки=явные+неявные
Все эти издержки целесообразно рассчитывать до начала производства и из всех возможных  вариантов деятельности, выбрав самый  рациональный.
Краткосрочный период – период времени, в теч  кот ряд производственных факторов фирмы не может быть изменен или, в течение кот фирма не успевает в полной мере приспособиться к измен  уровня цен.
Выделяют след издержки, величина кот, напрямую зависит  от объемов пр-ва:
Общие издержки – связанные с выпуском всего объема продукции фирмы. ТС=TFC+TVC; Общие постоянные издержки – та часть общих издержек фирмы, кот не зависят от объема производ продукции (аренд плата, процентные ссуды, амортизация, страховые выплаты);
Знач часть  издержек находится в прямой функцион завис-ти от объема выпуск продукции: Общие переменные издержки – часть общих изд, величина кот находится в прямой зависимости от выпуска продукции. (з/п, транспортные расходы, сырье и материалы и т.д.)
Если общие  издержки связаны с впуском всего  объема прод фирмы, то средние издержки – с выпуском ед-цы продукции. Средние общие из-ки – общие изд в расчете на ед продукции. ATC=TC/Q. Средние постоянные – общие постоянные изд-ки на ед продукции. AFC=TFC/Q и средние переменные издержки AVC=TVC/Q.
Чтобы определить оптимальный объем выпуска продукции  необходимо знать, насколько вырастут или уменьшатся общие издер-ки фирмы  с выпуском доп ед-цы продукции. Поэтому  нужно вычислять предельные из-ки – прирост общих изд-жек, связанный с выпуском доп ед-цы прод-ции. 
 
 

28. Долгосрочный период  в деятельности  фирмы.
В краткосрочном  периоде задан хотя бы один из ресурсов и не может быть изменен, а в  долгосрочном периоде все ресурсы  являются переменными. Долгоср период – период времени достаточно длительный для того, чтобы фирма могла  изменить объемы всех используемых факторов произ-ва.
Минимально эффективный  размер предприятия – это такой  размер, при котором объем пр-ва позволяет минимизировать средние  издержки.
Положит эффект масштаба предприятия – наблюдается  в том случае, когда средние  издержки фирмы сокращаются по мере увеличения объема выпуска.
Отрицательный эффект масштаба – предполагает возрастание  средних издержек по мере увеличения объема произ-ва. Он может быть обусловлен: - наличием технологических барьеров, - нехватка высококвалифицированных  кадров; - ограниченный возможности эффективного управления, - расширение географии произ-ва. 
 

29. Выручка, прибыль,  предельный доход,  конкуренция.
Выручка – доход от продажи товара на рынке, рассчитывается как произведение товара на кол-во единиц данного товара. Рс=Р*Q.
Прибыль – величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками. Pr=Pc-Tc.
Виды  прибыли: Предельный доход – представляет собой прирост прибыли в расчете на одну един-цу прироста доп продукции.
В условиях совершенной  конкуренции предельный доход равен  цене MR=P, Несовершенной предельный доход меньше цены. Поведение фирмы определяется сопоставлением MR=MC.
В долгоср периоде  на рынке возможны три ситуации: 1. MR>MC – фирма расширяет свое произ-во и увеличивает объем продаж. 2. MR=MC – прибыль достигает своего максимума, выпуск продукции становится стабильным. 3. MR<MC – производство убыточно.
Конкурентная  борьба – экономическое соперничество товаропроизводителей за долю рынка и прибыли в процессе реализации индивид интересов. Конкуренция осущ в целях получения доп прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам произ-ва и реализации товаров, посредством привлечения большего числа потребителей. Виды конкур: Ценовая – борьба между товаропроизв за получение доп прибыли путем уменьшения издержек пр-ва и соответственно снижение цен на продукцию без изменений ее ассортимента и качества. Неценовая – техническое совершенствование товара, создание товаров, реклама, послепродажное техническое обслуж-е.  
 

30. Конкурентная структура  рынка. Критерии  анализа.
Рыночная структура  – внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов  рынка. Критерии рын стр-ры: 1. Количество фирм в отрасли – описывает не столько кол-во функционирующих фирм, сколько конкурентные отношения и взаимосвязи между ними. 2. Характер производимого продукта: однородная продукция – если покупатель не отдает предпочтение какой-либо фирменной марке и воспринимают все товары отрасли как абсолютно совершенные заменители. Дифференцированная – если они являются несовершенными заменителями.
Разница в товарах  может быть реальной – по техническим хар-кам, качеству и т.д. или мнимой – упаковке, рекламе и фирменной марке.
Товар становится уникальным когда у него вообще нет заменителей на рынке. 3.Степень влияния фирмы на рыночные цены, или монопольная власть фирмы. На рынке действуют множество фирм, каждая из кот производит продукцию, отличающуюся от других. На рынке несовершенной конкур каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать высокую цену и получать прибыль.
Монопольная рыночная власть – возможность для фирмы воздействовать на цены продукции с целью повышения прибыли увеличивая или сокращая объем продаж. Факторы, влияющие на величину мон власти: 1. Количество фирм-конкурентов на рынке, 2. Поведение фирм на рынке, 3. Тактика и стратегия поведения самой фирмы.
Измерить степень  мон власти можно используя показатели: Индекс Херфиндаля-Хиршмана – данный показатель представляет собой долю продукции каждой фирмы в общем  объеме продукции.  , где S – доля того, предприятия в общем выпуске отрасли, возведенная в квадрат, при этом S1>S2>S3>…>Sn. У какой фирмы % больше, та и обладает большей мон властью.
Индекс Лернера  – позволяет оценить долю мон  власти оценивая разрыв между ценой  на продукт и предельными издержками его произ-ва. , МС – пред изд.
Чем больше разрыв между Р и МС, тем больше степень  мон власти. МС часто заменяется на АТС.
4. Возможность  входа на рынок для новых  фирм и издержки выхода из  бизнеса. Определяется наличием  в отрасли барьеров. Искусственные:  1. Предоставление ограниченному числу предпринимат лецензий на какой-либо вид д-ти. 2. Различного рода гос ограничения. 3. Международное торговое ограничение. 4.Нормативно-правовая база, регул д-ть рынка.
Естественные: 1. Эффект масштаба произ-ва, 2. Дифференциация прибыли, 3. Финансовые барьеры в  виде крупных нач капиталов, 4.сложность  продукции, 5.предпочтения покупателей  уже существующей торговой марки. 6. Более низкие издержки произ-ва у  предприятий по сравнению с новыми. 
 

31. Совершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция  – фирмы не оказывают влияние  на рынок своей продукции, существует свободный вход и выход на рынок.
Несовершенная конкуренция – фирмы могут  воздействовать на условия реализации товара и соотв. ведут конкурентную борьбу; вход ограничен.
К рынкам несовершенной  конкуренции относят:
-монополистическая  конкуренция;
- монополия
-олигополия
Рынок совершенной  конкуренции – характеризуется  наличием большого количества фирм производителей, независимых друг от друга.
Признаки совершенной  конкуренции:
- кол-во субъектов  на рынке неограниченно велико, а их удельный вес относительно  отрасли крайне мал.
- продукция фирм  однородна
- отсутствует  сговор между продавцами или  покупателями, но рыночная цена  является результатом действия  всех продавцов
- свобода входа   выхода на рынок
- знание всех  субъектов рынка о ценах и  товарах. 
 

32. Монополистическая  конкуренция.
Это конкуренция  с некоторой монопольной властью, которая наблюдается когда на рынке конкурируют множество  продавцов, реализующие близкие  но несовершенные товарозаменители.
Признаки:
-количество  субъектов на рынке неограниченно  велико
-фирмы предлагают  дифференцированный товар
-исключена возможность  сговора
-вход на рынок  является достаточно свободным,  но имеются некоторые ограничения  (сложность продукции, предпочтения  покупателей, дифференцирование  прибыли)
-используются  методы ценовой конкуренции.
Монополистическая конкуренция наиболее полно соответствует  интересам покупателей.
Примерами рынков монополистической конкуренции  являются: рынки моющих средств, личной гигиены, продовольствия и одежды. 
 

33. понятие и виды  чистой монополии
Монополия –  исключительной право на какой либо вид экономической деятельности, которое принадлежит одному лицу или государству.
Виды:Естественная – одна фирма обеспечивает весь рыночный спрос при меньших издержках. Искусственная – возникает на основе сговора или подавления конкурентов. Случайная – результат ограниченного  во времени превышения спроса над  предложением
 Признаки: 1. отрасль представлена одним производителем
2. выпускаемый  продукт уникален по своим  свойствам и для него не  существует близких заменителей. 3. большая степень монопольной  власти
4. сущ-ют барьеры  (лицензия, авторские права, собственность  на ресурсы, полож. эффект масштаба, нелегальные методы борьбы с  конкуренцией) 5. используются методы  ценовой конкуренции. 
Минусы:
1.Экономические  ресурсы используются нерационально,  общество получает только предлагаемую  монополией продукцию
2. ограничение  объема производства, установление  более высокой цены
3. отсутсвие  стимулов к внедрению новых  технологий
Ценовая дискриминация  – практика установления разных цен  на различные единицы того или  иного товара для одного или разных покупателей.
Степени:
1. Каждая единица  товара продается по цене спроса
2. Цена различается  в зависимости от объема покупки
3. Разделение  покупателей на группы. 
 

34. Рынок олигополии  и его характеристики
Олигополия –  рыночная структура, при которой  большая часть производства и  продаж осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предпринимателей. Признаки:
-небольшое кол-во  крупных фирм продавцов на  рынке
-продукция может  быть однородной и разнородной
-степень монопольной  власти больше чем при совершенной  и монопольной конкуренции, но  меньше чем при чистой монополии
-возможности  входа на рынок разнообразны: от блокированного до свободного
-используются  методы ценовой и неценовой  конкуренции
Модели:
1.Кооперированая  олигополия – фирмы согласующие  свое поведение посредством сговора  и др. способами
2.Некооперированая  – фирмы определяют объем выпуска  и цены независимо от других  на свой страх и риск.
Базовые модели:
1. Модель Дуополии  Курно (обе фирмы стремятся  к максимизации прибыли, но  вынуждены учитывать в своей  деятельности объемы выпуска  фирмы – конкурента, т.к чрезмерные  поставки могут привести к  обвалу рыночной цены. В условиях  когда сговор невозможен, оба  производителя должны корректировать  объем производства исходя из  поставок другой фирмы).
2. Модель стратегии  наименьших потерь (при определении  своей стратегии фирма оценивает  вероятные прибыли и убытки, которые  будут зависеть от того какие  стратегии выберет конкурент).
3. Модель Картеля  (Картель – формирующаяся организация  продавцов в целях ограничения  отдельных сил на рынке и  получающих ее участниками монопольно  высокой прибыли путем сговора.  Картель предполагает соглашение  относительно изменения установленных  цен, разделов рынка сбыта,  квот производства и сбыта,  обмена информацией).
4. Модель ценового  лидерства (Одна из фирм получает  признанный другой фирмой статус  ценового лидерства, который регулирует  цену продукции, а все остальные  следуют за ней). 
 

35.Капитал  и инвестиции
Капитал – созданные  человеком ресурсы, используемые для  производства товаров и услуг; инвестиционные товары.
Капитал – основной; оборотный.
Основной –  участвующий в процессе производства и продаж несколько лет, подвергающийся износу, на него начисляется амортизация. (Земля, здания сооружения, машины оборудование)
Оборотный –  расходующийся полностью за один производственный цикл, воплощаясь в  производственную продукцию.
Для расширения производства необходимы вложения дополнительных средств – инвестиции.
Инвестиции –  вложения в основной и оборотный  капитал с целью расширения производства.
Инвестирование  –увеличение функционализирующиего  капитала за счет накопления средств  от прибыли и других доходов.
Внутреннее инвестирование – вложение предпринимателем собственной  прибыли в производство.
Внешнее инвестирование –привлечение дополнительных средств  инвесторов (кредиты коммерческих банков, правительство, домашние хозяйства, реализация акций и облигаций предприятия). 
 

36. Ссудный процент  и дисконтирование.
Ссудный процент  – цена, уплачиваемая за использование  денег.
Ставка ссудного процента показывает, какой процент  от взятой в кредит суммы будет  уплачен за пользование этими  деньгами, определяет доход, который  получает собственник временно свободных  денежных средств, предоставляя их во временное пользование другому  лицу.
Факторы влияющие на размер ставки – степень риска, срок ссуды, количество сужаемых денег, размер инфляции.
Номинальная ставка процента – процентная ставка, выражающаяся в денежной единице по текущему курсу.
Реальная ставка процента  - процентная ставка, выражаемая в денежных единицах с поправкой  на инфляцию.
Реальная ставка процента = Номинальная ставка процента – Уровень инфляции.
Перед тем, как  взять кредит (инвестиции). Для анализа  их необходимо сравнить затраты и  будущие доходы. Пересчет будущих  поступлений производится путем  дисконтирования.
Дисконтирование  - начисление дохода от капиталовложений, выплачиваемая через определенный срок по существующей норме %.
Формула дисконтирования: PV =FV/(1+V)? ; FV=PV(1+r)?
Где PV – настоящая стоимость, FV – будущая стоимость, r – ставка %, n – число лет. 
 

37. Спрос и предложение  капитала.
Цена капитала определяется на рынке капитала.
Спрос на капитал  – спрос, предъявляемый предприятиями  на временно свободные денежные средства, которые можно потратить на приобретение физического капитала.
Задача краткосрочный  инвестиций – расширить производство. Если объем инвестиций не достаточен для запланированного расширения производства, то такой инвестиционный процесс  приводит к убытку.
Если объем  инвестиций превышает нужную часть, то часть инвестиций будет работать не на расширение, а на получение  прибыли, это не выгодно. Как определить оптимальный объем краткосрочных  инвестиций?, для этого необходимо определить предельный продукт.
Предельный продукт  - это дополнительный продукт, произведенный  при использовании дополнительной единицы ресурса при условии, что количество всех других используемых ресурсов остается постоянным.
Предельный продукт  равен изменению общего объема продукции, деленному на изменение количества использованного ресурса. Задача долгосрочных инвестиций: обновление производства, совершенствование методов управления и организации рабочего времени, повышение квалификации сотрудников  и т.д.
Предложение денежного  капитала определяется расширением  владельцами временно свободных  денежных средств. Предоставление денег  в кредит становится наиболее выгодным по мере роста процентных ставок. Чтобы  определить цену капитала, необходимо соединить спрос и предложение  на оном графике. 
 

38. Земельные ресурсы  и их характеристика.
Земля – основа жизни, основной источник вещественных благ. Не являясь продуктом труда, земля вовлечена в производственную деятельность людей и стала всеобщим средством труда.
Роль земли  изменчива в зависимости от сферы  ее пользования, так:
- в с\х –  земля активный фактор процесса  труда, главное средство производства.
-в промышленности  – место на котором находится  завод или фабрика.
Земельные ресурсы  имеют следующие черты:
1. могут выступать  как средство и предмет труда; 
2. Относятся к невосполнимым ресурсам и искусственно не воссоздаются

3.занимают ограниченную  поверхность суши
4.Зависят от  географического местоположения
5.Зависят от  развития производительных сил  общества
6.При правильном  использовании не теряют своих  производственных возможностей, а  наоборот могут их улучшить 
 

39. Земельная рента.
Земельная рента  – доход земли, который получает ее собственник (землевладелец), в отличие  от того, что получает арендатор (землепользователь)использующий землю как объект хозяйства.
Землевладелец  - физическое лицо, государство, банки  и т.д.
Землепользователь – арендатор, предприниматель, который  получает обычную прибыль. В этом случае рента – арендная плата, включающая: ренту как плату за замелю, амортизация  всех строений, находящемся на данном участке земли и сданных в  аренду, процент от капитала, воплощенных  в данных материальных активах. При  сдаче в аренду только земельного участка без построек, рента и  арендная плата в количественном соотношении совпадают.
Рентные отношения  – отношения между землевладельцем  и землепользователем по поводу целеобразования  и распределения доходов от использования  земли. Рента представляет собой экономическое явление. Она бывает: земледельческая, горная, лесная, водная, экологическая транспортная. Рента напрямую зависит от спроса на землю.
По характеру  образования рента имеет 3 основные формы:
1.Дифференциальная (цена, уплачиваемая за пользование  землей, формируется с учетом  качества земли. Бывает двух  видов: возникает в связи с  различием земель по плодородию, климату, местоположению; Возникает  в случае вложения в землю  капитала, приносящего добавленную  прибыль)
2.Абсолютная(базируется  на частной собственности на  землю и не зависит от плодородия  и места расположения земельных  участков).
3.Монопольная  (базируется на дифференциации  получаемого продукта). 
 

40. Цена земли
Цена земли  рассчитывается как дисконтированная стоимость, по аналогии с приобретением  любого капитального блага, приносящего  регулярны доход.
Цена земли  рассчитывается по формуле:
Цена земли = (размер арендной платы(ренты)/величина учетной ставки)*100%
Частная собственность  на землю – важное условие привлечение  инвестиций как в с/х, так и  в производство.
Включив в стоимость  своей земли уставной капитал, предприниматель  может повысить курс своих акций  и их ликвидность.
В сентябре 2001 года госдума приняла земельный кодекс (документ, который регламентирует вопросы владения и использования  земли в народном хоз-ве).
-Земля – природный  объект, установлены принципы его  охраны,-Земля – естественное  средство производства, -Земля –  недвижимое имущество -Основная идея кодекса – установление частной собственности на землю.
Кодекс одновременно подчеркивает, что в переходной экономике  рынок земли должен активно регулироваться государством вплоть до запрета по некоторым сделкам. Кодекс налагает ряд ограничений:
-иностранцы  могут только арендовать земельные  участки
-запрещается  изменение целевого назначения  с/х участков при смене их  владельцев. 
 

41. Труд – фактор  производства
Труд – деятельность человека, направленная на достижение какого-либо результата. Труд – любые  умственные и физ. Усилия, прилагаемые  людьми в производственной хозяйственной  деятельности людей. Особенности труда:
1.Трудовым законодательством  установлено ограничение длительности  рабочего дня (8ч/5дн.)
2.Предусмотрено  требование организации рабочего  места и условий труда.
3.Трудовая деятельность  должна строиться в соответствии  с должностными инструкциями.
4.Необходимо  учитывать разницу между физ.  И умст.трудом.
5.Люди отличаются  умениями, склонностями, способностями,  темпераментом.
6.Трудовые ресурсы  имеют ограничения (возраст, пол,  здоровье) 
 

42. Экономическая природа  заработной платы.
З/П – Цена уплачиваемая за использование экономического ресурса – труда.
Номинальная з/п  – сумма денег, получаемая за выполнение работы.
Реальная з/п  – кол-во товара и услуг, которое  можно купить за номинальную з/п
Формы з/п:
1.Повременная  – выплачивается за определенное  кол-во отработанного времени,  независимо от кол-ва созданных  изделий
2.Сдельная –  выплачивается за число единиц  изготовленной продукции.
Уровень з/п –  ставка (определенный размер).
Уровни з/п:
-Минимальный  уровень – определяется прожиточным  минимумом
-Максимальный  уровень – определяется уровнем  производительности труда
-Средний –  определяется исходя из множества  ставок з/п, отдельно или вцелом  по стране.
Существуют причины  дифференциации в з/п:
1.Неоднородность  работников по способности и  уровню образования
2.Дифференциация  видов работ по критериям
3.Несовершенство  конкуренции по рынку труда 
 

43. Спрос и предложение  труда. Инвестиции  в человеческий  капитал
Спрос на труд формирует  работодателя. Он является производным  от готовых товаров и услуг, которые  производятся с его помощью. Поэтому  спрос на труд зависит от: производительности труда, цены товара и т.д.
Предложения труда  – определяется тем кол-вом людей, которые готовы взяться за выполнение той или иной работы.
Согласно теории человеческого капитала, различия в  з/п являются следствием различия в  инвестициях в человеческий капитал, а доходы низкооплачиваемых работников повышаются в результате увеличения объема таких инвестиций.
Инвестиции в  человеческий капитал – это любая  мера, предпринимаемая для повышения  производительности труда: повышение  квалификации, расходы на здоровье, на повышение образования. 
 

44. Теория общественного  благосостояния.
Теория общественного  благосостояния отличается от позитивной экономики тем, что если последняя  отвечает критерию фальсифицируемости, то теория общественного благосостояния носит нормативный характер, главными предпосылками которого выступают  ценностные суждения, которые индивид  может принять или не принять, и в то же время отсутствует  способ их принятия или непринятия.
Теория общественного  благосостояния исследует благосостояние не отдельного индивида, а общества в целом.
Источником современной  теории ОБ, по мнению зарубежных ученых, являются: нормативный анализ полезности и математическая теория выборов  и коллективных решений.
Теория общественного  благосостояния изучает оптимальное  распределение товаров и услуг  между людьми и экономических  ресурсов между отраслями экономики, выпускающих эти блага. Это означает, что теория общего экономического равновесия и теория ОБ находятся в тесной взаимосвязи.
В литературе выделяются следующие критерии общественного  благосостояния.
Кардиналистский критерий основан на законе убывающей  предельной полезности денежного дохода. Отсюда следует, что увеличение индивидуального  дохода увеличивает его полезность, но во все меньшей степени.
Роулсианский (этнофилософский) критерий (по имени амер. Философа Джона  Роулса). Согласно взгляду Роулса, наиболее справедливое распределение максимизирует  полезность наименее обеспеченных членов общества. В своей концепции благосостояния Роулс исходит из постулата «минимакса», в соответствии с которым общественное благосостояние зависит только от благосостояния наименее обеспеченных индивидов. Роулс допускает неравномерное распределение доходов, аргументируя его существованием в обществе особо одаренных индивидов.
Калдора-Хикса  критерий – утверждение, согласно которому переход от одного состояния экономической  системы к другому приводит к  повышению общественного благосостояния, если члены общества, выигрывающие при этом переходе, способны компенсировать проигрыши тех индивидов, чье  положение ухудшается. Однако так  называемый компенсационный критерий отнюдь не означает реальной компенсации, а лишь требует, чтобы выигрыш  индивида абсолютно превышал потери проигравшего индивида. Критерий Калдора-Хикса  – своего рода попытка неявного соизмерения индивидуальных благосостояний, модификация принципа оптимальности  по Парето.
Касаясь критерия Калдора – Хикса, заметим, что  российская практика взимания подоходного  налога с физических лиц на все  виды доходов на уровне 13% не соответствует  теоретическому положению – компенсационному критерию Калдора – Хикса, а также  не соблюдает главный принцип  компенсации благосостояния – справедливость в распределении доходов.
Рыночный критерий предполагает установление справедливости в распределении посредством  рынка, который, как отмечают Р. Пиндайк  и Д. Рубинфельд, может привести к  резкому неравенству в распределении  товаров и услуг. 
 

45.Дифференциация  доходов населения.  Кривая Лоренца.
Конечной целью  функционирования рыночной экономики  является определенный оптимальный  уровень жизни.
Уровень жизни  – обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и  духовными благами, степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей. Он характеризуется уровнем  реальной зарплаты, располагаемыми доходами, реальным потреблением и т.д.
Понятие доходов  определяют:
Совокупные доходы(сумма  доходов полученная от всех источников поступления), Номинальные (сумма начисленных  доходов), Располагаемые (доходы, фактически остающиеся в расположении населения), Реальные (количество товаров и услуг, которые могут быть приобретены  на конечные доходы).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.