На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Понятие управления

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Конспект  лекций
Понятие управления
      Управлением называется воздействие управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления) направленное либо:
    сохранение основных качеств системы (т.е. совокупности свойств, утеря которых ведет к разрушению системы);
    на выполнение (в условиях изменения среды) некоторой программы действий управляемой системы;
    либо на достижение определенной цели (целей).
      Схема системы управления (см. рис. 2.3.) 

 

                        Рис. 2.3. Система управления  
 

Понятие организации как  объекта.
  В этом понимании  организация - это вид производственной системы: предприятие, учреждение, объединение, фирма и т.д.
   Создание  производственной организации обусловлено  человеческой потребностью в кооперации усилий. Люди имеют определенные потребности и цели, однако они имеют ряд физических, биологических, социально-психологических ограничений для достижения целей и вынуждены объединить свои усилия. Однако это объединение не простое, оно становится организацией, после того как использован основной источник эффективности деятельности (экономии расходов) - разделение труда. Таким образом, организации как объекту управления можно дать следующее определение: это структура ролей (Саулин А.Д.).
   Существуют  и другие определения организации как объекта.
   Смирнов Э.А. – это объединение элементов для реализации программы или достижения цели, действующее на основании определенных правил и процедур.
   Мильнер Б.З. – объект, обладающий упорядоченной  внутренней структурой. Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит  из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой.
   Мескон, Альберт, Хедоури – группа людей, деятельность которых сознательно  координируется для достижения общей цели или целей. Т.е. некая группа людей должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией:
    Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя группой.
    Наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены группы.
    Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
 
Формальные  и неформальные организации:
      Организация как объект – это структура  ролей. Причем если это сознательно формализованная структура, то она отражает распределение административных ролей (начальник, подчиненный, бухгалтер, снабженец). Если же речь идет о неформальной структуре, то она показывает распределение психологических ролей (лидер, исполнитель, генератор идей). Таким образом, работник в организации играет две роли - административную и социально-психологическую. Такое разделение предопределяется двумя сторонами организации -формальной и неформальной, которые выделял Ч.Барнард в своей теории социальных систем. Формальная и неформальная организации - это не виды организации, а ее аспекты.
      Формальная  организация - это официально установленное и зафиксированное строение системы и порядок функционирования элементов. Фиксация осуществляется в организационных документах. Суть формальной организации заключается в наличии и осознании общей цели у индивидов, которые могут и хотят ее реализовывать совместно. При этой реализации они договариваются об определенном распределении полномочий и обязанностей. Уровень формализации организации определяется четкостью разграничения полномочий и обязанностей. Эти границы официально устанавливают степени свободы для каждого участника организации.
      Неформальная  организация - это любая совместная деятельность индивидов, в которой отсутствует осознанная общая цель. Хотя эта деятельность и может приводить к общим результатам. Таким образом, в отличие от формальной организации неформальная организация не закреплена в каких-либо организационных документах. Причина возникновения неформальной организации заключается в недостатке формализации ролей (в нечетком распределении прав и обязанностей) и необходимости налаживания межличностных связей между участниками организации при исполнении их формальных ролей. В рамках этих связей выявляется мотивация участников организации. Работники вступают в неформальные группы, поскольку хотят принадлежать данной социальной группе, в поисках защиты и общения, просто из симпатии к тем или иным людям. Неформальная организация осуществляет социальный контроль над деятельностью предприятия (через социальные нормы), выдвигает своих неформальных лидеров и даже может сопротивляться переменам.
      Исходя  из сравнения формальной и неформальной организации, можно сделать вывод, что вопрос разделения формальной и неформальной организации - это вопрос разделения двух подходов в процессе организации: организационно-технического и социально-психологического. В рамках первого осуществляется управление созданием формальной организации (классическая школа). В рамках второго руководители могут влиять на формирование и развитие неформальной организации, роль которой для эффективности организации (в частности, при профилактике конфликтов) была отмечена в различных научных трудах по организации управления (доктрина человеческих отношений, бихевиоризм).
      Существует  ряд требований для того, чтобы  формальная организация была эффективной:
- учет  объективных закономерностей и  возможностей (ограничений по ресурсам, условий внешней среды);
- закрепление  рационального распределения ролей с полным и четким описанием прав и обязанностей;
- непротиворечивость  распределения ролей в отношении к общей цели и между собой;
- однозначность  восприятия ролей.
      С другой стороны, сформулирован ряд  требований и к неформальной организации, которая зачастую играет деструктивную роль (распространение ложных слухов, принятие негативных социальных норм):
- признание  существования неформальной организации наряду с формальной;
- выявление  неформальных лидеров и их  интересов и мотивов;
- учет  возможных отрицательных последствий для неформальных организаций при принятии решений;
- привлечение  ведущих членов неформальной  организации к принятию решений;
- оперативное  распространение точной информации  через неформальную организацию. 
 

Системный подход к определению сущности организации.
      Преобладающей методологией исследования объектов до 20 века был анализ, основанный на расщеплении  объекта вплоть до простейших элементов, на подробном их изучении и описании. Анализ (от греч. analysis – разложение) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. Этот подход приемлем и сейчас, но для простых систем. Однако, исследование сложных и сверхсложных систем при помощи анализа затруднено. Сложность объекта определяется количеством элементов и связей, которые влияют на разнообразие состояния системы (автомобиль, самолет и т.д.).
      Причины, по которым метод анализа не может  быть использован при исследовании сверхсложных систем:
- невозможно  подробно описать все элементы  и связи сложных систем;
- потери  системных свойств целого, которыми не обладает элементы системы.
      Сверхсложные  системы можно изучать только с помощью системного подхода.
      Существует  много определений системы разной степени формализованности. В частности,
 - система (от греч. systema – целое, составленное из частей, соединение) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство;
- система  – множество динамически взаимосвязанных  элементов;
- система  – множество динамически взаимосвязанных элементов, каждый из которых не обладает свойством, присущим целому, т.е. системе.
      Система – это такое целое, которое  нельзя разделить на независимые  части.   
Элемент системы – это неделимая в  рамках данной системы, обособленная ее часть со своими специфическими чертами, свойствами и назначением. Элементы считаются взаимосвязанными, если они накладывают взаимные ограничения на поведение (функционирование, изменение) друг друга.
     Все, что не входит в систему, является для нее внешней средой. Любая обособленная часть системы составляет ее подсистему. Система является развивающимся объектом. Она возникает, развивается во времени, пространстве, мыслительном процессе, разрушается и перестает существовать. Любое выделение системы из внешней среды и подсистемы в системе не единственно и зависит от цели исследования и от многообразия свойств элементов и их взаимосвязей.
      В соответствии с введенным определением системой могут быть объекты самой  разнообразной материальной и нематериальной природы, обладающие определенной целостностью (взаимосвязанностью элементов).
      Системный подход в самом простом виде –  это признание того, что объектом исследования является система. В этом случае организация как объект управления – это система, состоящая из элементов, имеющих общую цель.
Внутренняя  среда организации. Внешняя среда  организации.
      Элементы  внутренней и внешней среды организации представлены на рис. 2.1. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2.1. Организация как открытая система 

Приростный  и предпринимательский  стили поведения
В виду того, что  социальные изменения неизбежны, организациям не удаётся исключить их полностью. При приростном стиле реакция  на изменения происходит постфактум: действие предпринимается, когда необходимость  изменений стала явной и настоятельной. Решения направлены на минимизацию изменений в сложившемся положении. Поиск альтернатив ведётся последовательно, и принимается первое удовлетворительное решение.
Приростное поведение  демонстрируют как коммерческие, так и бесприбыльные организации. Тем не менее, имеется значительное различие между коммерческой фирмой и другими организациями, обслуживающими потребности общества. Большинство фирм, действующих в приростном стиле, в то же время стремятся к эффективности своей деятельности. Меньшинство, которое прекращает погоню за эффективностью, в долгосрочном плане не выживает. С другой стороны, некоммерческие организации имеют тенденцию к бюрократизации. Вместо того, чтобы стремиться к эффективности, они склонны разрабатывать свод правил и процедур «как ведётся дело» В то время как на фирме инкрементализм применяется для обеспечения эффективного использования ресурсов, в других организациях он направлен на сохранение определённого статус-кво.
Предпринимательское поведение встречается гораздо  реже, чем приростное. В бесприбыльных организациях оно обычно имеет место, когда организация только создана и ранний период её развития посвящён определению задач и созданию административной структуры. После начального периода организация постепенно переходит к приростному образу действий. Предпринимательское поведение в такой организации не встречается, кроме как в условиях острого кризиса, вызванного глубокой эрозией её социального значения.
Тот факт, что  в течение 170 лет промышленной истории  рождения и смерти частных фирм случались гораздо чаще, чем предприятий в общественном секторе (с единственным исключением периодов двух мировых войн, когда наблюдалась противоположная картина), является одной из причин, почему предпринимательское поведение обычно приписывается частной фирме.
Другая причина  заключается в том, что возникновение  кризиса, который угрожает существованию  организации, если она придерживается приростного образа действий, гораздо  чаще встречается на фирме. Это может  быть увязано с тем фактом, что  фирма в наибольшей степени среди целевых организаций зависит от поддержания своей постоянной способности приносить прибыль.  Бесприбыльные организации не подлежат непосредственному рыночному испытанию: средства, которые затрачиваются на их операции, не связаны прямо с постоянной полезностью продукции и услуг.
Среди фирм частота  возникновения проблемы выживания  определяется периодом жизненного цикла  используемой технологии и спроса на их продукцию (см. гл. 2.2). По продолжительности  он может варьировать от менее  чем несколько месяцев (для фирмы «новинок») до 50 (вакуумные лампы), 100 (производители паровых локомотивов) и 1000 лет (спрос на каменный уголь).
Тем не менее, по рассмотренным в ч. 1 и 2 причинам в последние 70 лет средняя продолжительность  жизни продуктов, рынков и целых отраслей постоянно и значительно сокращалась. Возникавшие как следствие частые угрозы существованию всё в большей степени заставляли некоторые фирмы обращаться к постоянной предпринимательской манере ведения дел.
Третья причина, почему предпринимательское поведение чаще встречается в частном секторе, заключается в том, что некоторые фирмы (например, «ИБМ», «Литтон», «Дюпон», «ИТТ», «Техстрон», «Ксерокс» и многие так называемые конгломераты) постоянно ведут предпринимательский поиск возможностей для роста за счёт изменений.
Однако если проанализировать всё многообразие современных фирм, то окажется, что  проявления предпринимательского поведения  имеют место на относительном  меньшинстве фирм. Когда эта меньшая  доля складывается с общим числом бесприбыльных организаций, то становится очевидным доминирующее положение приростного образа действий.
Возможно, что  по этой причине предпринимательскому поведению уделялось мало внимания теоретиками, занимающимися вопросами  организации. Это также является причиной того, что некоторые исследователи организации доказывали наличие только приростного образа действий, а также необходимость для всех организаций сознательного и преднамеренного следования ему. В то время как в течение последних 20 лет исследователи организации фокусировали своё внимание на приростном образе действий, всё большее число фирм было вынуждено обратиться к предпринимательскому подходу, с тем чтобы обеспечить успех и выживание. В результате появился большой объём генерированной деловыми кругами литературы, которая рекомендует предпринимательский образ действий не только как возможный, но и как предпочтительный путь развития в быстро изменяющихся условиях деятельности.   

Типы организации  по взаимодействию с внешней средой (механистический и органический).
Рассматриваемые подходы к построению организации  занимают важное место в теории и  практике управления (в общем плане  эти подходы были рассмотрены  во введении). Сами названия— механистический и органический — отражают основные черты этих подходов. Применение термина «механистический» к организации используется для того, чтобы показать, что система спроектирована наподобие машинного механизма, предназначенного для производительных операций. В последние годы механистический подход подвергается сильной критике. Термин «органический» как бы придает организации качества живого организма, свободного от недостатков механистической структуры. В основу описания рассматриваемых подходов положена ситуационная теория.
Типы организаций  по взаимодействию с внешней средой: механистический и органический.
Механистический подход к проектированию организации  характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным  принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и  жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение. Пример - автомобильное производство.
Органический  подход к проектированию организации  характеризуется слабым или умеренным  использованием формальных правил  и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гиб-костью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение. Наглядным примером эффективного применения органического подхода является организация производства электронной техники.
Законы  организации
      Любая система подчинена действию законов природы и общества. Законы в обществе понимают в двух смыслах:
    как нормативные акты, принятые и утвержденные в установленном порядке высшими органами государственной власти;
    как необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе.
      Эти законы имеют объективный характер, являются высшей ступенью познания и  имеют форму всеобщности, т.е. выражают общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода, класса.
      Законы  организации образуют теоретический  фундамент теории организации; способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному; позволяют правильно оценить возникающую ситуацию; помогают объективно анализировать накопленный опыт, способствуют повышению управленческой культуры в компании.
      Рассмотрим следующие законы организации:
         1. закон самосохранения (целостности), синергии,
         2. закон  самосохранения,
         3. закон развития,
         4. закон необходимого разнообразия,
         5. закон информированности - упорядоченности,
         6. закон единства  анализа и синтеза, 
         7. закон композиции и пропорциональности. 

  Закон эмерджентности (целостности), синергии
  Это один из, важнейших общесистемных  законов, помогающих глубже понять диалектику части и целого в системе, а в прикладном аспекте строить более эффективные системы управления и находить пути их совершенствования.
  Хорошо  известно проявление в системе свойств, имеющихся у отдельных ее элементов, присущих им вне системы. Так, равноудаленность геометрической окружности от точки, называемой ее центром, верно и для всей кривой и для любой ее части. Текучестью обладают газы - кислород и водород и образующая в результате их химического соединения жидкости - вода. Самолет обладает способностью удерживаться в воздухе, благодаря подъемной силе своих крыльев. Другая группа свойств системы уникальна в том смысле, что эти свойства присущи лишь всей системе в целом и отсутствуют у любой ее составляющей. Такие свойства называются эмерджентными.
  Примерами эмерджентных свойств являются:
  - Замкнутость окружности является ее эмерджентным свойством.
  - Практически не сжимается вода, хотя ее элементы - кислород и водород, в свободном состоянии этим свойством не обладают.
  - Право юридического лица предприятия.
  - Двигатель автомобиля не может  выполнять системную функцию  передвижения транспорта.
  - Предприятие как система, которая выпускает продукцию , тогда как отдельно, например, заготовительный, механообрабатывающий и сборочный цеха не могут выпускать готовую продукцию.
     Эмерджентные свойства отражают  саму суть, содержание системы, как единого целого. Поэтому систему можно определить как множество элементов, обладающих эмерджентными свойствами. 
 Кроме того, закон эмерджентности проявляется в том, что объединенные в систему элементы могут терять ряд своих свойств, присущих им вне системы. Происходит это за счет преобразования структуры взаимосвязей, ограничивающих многообразие свойств ее элементов. Так, например, работники фирм в процессе хозяйственной деятельности используют только те свои качества, которые нужны и этой деятельности, а их разнообразные способности в спорте, искусстве и других сферах на производстве не проявляются.

         Формулировка  закона эмерджентности: для любой системы (технической, биологической или социальной) существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее ресурсов (технологий, персонала, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше.
       Закон эмерджентности, как общесистемный закон, естественно, имеет место и в системах управления. Возникающие в них эмерджентные свойства могут способствовать достижению целей управляющей системы и рассматриваться ею как положительные, позитивные, а могут препятствовать целям управления и тогда они являются нежелательными, негативными.
        Выявление, качественная оценка эмерджентных свойств систем управления и количественное определение силы их проявления - одна из важнейших задач менеджмента хозяйственных организаций. Практически, это означает, что менеджер должен анализировать не только отдельные элементы подведомственной ему организационной системы, а обязательно рассматривать их поведение во взаимодействии, чтобы понять, какими позитивными и негативными эмерджентными свойствами эта система может обладать. При необходимости он должен так преобразовать систему управления, меняя элементы организации и взаимосвязи, чтобы позитивные свойства сохранились и усилились, а негативные исчезли или стали несущественными.
        Незнание закономерности целостности, нежелание или неумение ее учитывать часто приводит к отрицательным и даже катастрофическим последствиям для организации. Так многие руководители, формируя структуры управления, увлекаются созданием многочисленных управленческих подразделений, каждое из которых призвано решать свои возможно важные, но локальные по отношению ко всей организации задачи. Когда количество подразделений начинает превышать определенный уровень, то возникает эмерджентный эффект переусложнения организационной структуры и резкий рост неуправляемости всей организации. Аналогичные ситуации возникают при многочисленных корректировках управленческих решений. Наконец, руководители, создавая творческие группы специалистов, часто не учитывают опасность появления такого негативного эмерджентного свойства, как психологическая несовместимость членов группы.
        Рассмотрим важнейшее  эмерджентное свойство социальной организации, называемое синергией (сотрудничество, содружество). Оно состоит в том, что интегральный эффект усилии людей, составляющих организацию, превосходит сумму их индивидуальных усилий. Именно это побуждает людей обращаться к различным организационным формам совместного труда.
  Можно выделить следующие источники организационного эффекта совместного труда:
  1. Синергия организации возрастает за счет одновременности и одно направленности многих усилий.
  2. Добавочный эффект получается в результате психологического взаимодействуя участников, их общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение, повышение жизненной энергии и самоотдачи.
  3. Комбинирование труда, т.е. расчленение общей работы и распределение работников по отношению друг к другу в последовательной зависимости, дает еще больший дополнительный эффект
  4. Следующий уровень эффективности обеспечивается за счет специализации труда и специализации орудий труда. Наконец, организация создает машины и автоматизирует процессы труда, которые еще более усиливают организационный эффект.
  Однако  положительный   эффект синергии в организации может быть сведен к нулю и даже стать отрицательным, если цели организации, отдельных ее подразделений и личные цели участников плохо согласованы Подобные проблемы сплошь и рядом возникают во многих действующих организациях.        

Закон самосохранения (обобщенный закон Ле Шателье-Федорова)
        Каждый руководитель должен правильно оценивать общее  положение в организации и ситуацию, складывающуюся вокруг нее, чтобы принять решение о ее дальнейшей судьбе.
        Формулировка  закона самосохранения: всякая система подвижного равновесия стремится измениться таким образом чтобы свести к минимуму отрицательный эффект внешнего воздействия, сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурсы).
         Этот закон имеет  особое значение для социальных систем (компаний, фирм, товариществ, обществ). Он может быть представлен в виде следующего соотношения:
,     (4.1)

   где:    
   R1i  — внутренний потенциал (ресурс), способствующий развитию организации;
   R2i — внешний потенциал организации  в i-й области (экономика, политика, финансы и т.д.), способствующий ее развитию;
   V1i  — внутренний потенциал организации, стремящийся ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред;
   V2i  — потенциал внешней среды  в i-й области, стремящийся ликвидировать  организацию или нанести ей ощутимый вред.
   Левая часть формулы носит название «потенциал созидания» (С), правая — «потенциал разрушения» (Р). Сумма созидательных ресурсов организации всегда стремится быть больше суммы разрушительных ресурсов. Формулу можно представить в виде: С > Р. Если это соотношение длительное время не может быть Выполнено, то организация прекращает свое существование либо добровольно, либо принудительно.
   Текущее состояние организации зависит  от внутренних и внешних факторов. К внутренним относятся принципы деятельности организации, уровень квалификации персонала, использование ресурсов и технологии, степень сочетания функций и структуры управления и др. К внешним экономическая и политическая ситуация, покупательная способность населения, уровень культуры, состояние развития науки и технологии и др. Руководитель организации должен профессионально формировать внутренние факторы деятельности организации и усиливать устойчивость организации к внешним воздействиям.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.