На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствования и дальнейшего развития банковской системы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Реферат
      Банковская  система, финансы - это стержень экономики, это кровеносная система страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфляции, девальвация, дефицит иностранной валюты, множественность курсов, отрицательные процентные ставки по кредитам и депозитам, рост проблемных кредитов, снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Все это непростые экономические вопросы, но на них необходимо найти практические ответы. Задачи повышения эффективности работы банковской системы в современных условиях приобретают особое значение и актуальность.
      Цель  данной работы: глубоко и всесторонне проанализировать положение дел в денежно-кредитной сфере, уточнить задачи и пути их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач. Раскрыть понятие и сущность банковской системы. Проанализировать процессы зарождения и становления банковской системы. Дать развернутую оценку советской банковской системе. Проанализировать переход в 1991 году к двухуровневой системе и её развитие с 1991 по 2001 год. Наметить пути повышения стабильности банковской системы. Выработать сценарии дальнейшего развития банковской системы.
     Предмет данного исследования - это существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения теоретической или практической проблемы. В отличие от объекта исследования, содержание которого не зависит от субъекта, предмет исследования является результатом взаимодействия субъекта и объекта познания. Объектом исследования является банковская система. Основные результаты исследования показывают, что банковская система Республики Беларусь  находится в процессе становления. Практическая значимость и апробация результатов исследования характеризуется  тем, что в работе  намечены пути повышения стабильности банковской системы и выработаны сценарии дальнейшего развития.  Областью возможного применения результатов исследования является деятельность Национального банка, коммерческих банков Республики Беларусь, зарубежных банков, органов государственного управления.
 

       СОДЕРЖАНИЕ
 

    Введение

      Банковская  система, финансы - это стержень экономики, это кровеносная система страны. Проблем здесь очень много: высокие темпы инфляции, девальвация, дефицит иностранной валюты, множественность курсов, отрицательные процентные ставки по кредитам и депозитам, рост проблемных кредитов, снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Это далеко не полный перечень обозначившихся негативных тенденций, которые, по крайней мере, действуют угнетающе на нашу экономику. Все это непростые экономические вопросы, но на них необходимо найти практические ответы. Задачи повышения эффективности работы банковской системы в современных условиях приобретают особое значение.
      Обеспечивая концентрацию и перелив финансовых ресурсов, банковская система питает и стимулирует развитие экономики государства. От ее работы во многом зависит результативность проводимой экономической политики, а в конечном итоге - экономическое положение государства в целом.
      Чтобы объективно оценить эффективность  банковской системы, нужно, очевидно, исходить из следующих критериев и целевых установок. Необходимо определить, содействует ли сложившаяся банковская система задачам экономического роста, достижения финансовой и макроэкономической стабилизации, увеличения инвестиций и сбережений населения, в состоянии ли она обеспечить укрепление национальной платежной системы, достижение мировых стандартов в области банковских операций, эффективное развитие финансовых рынков.
      Важность  проблем, связанных с повышением эффективности работы банковской системы, связана прежде всего со структурными особенностями экономики нашего государства. Поскольку основу экономического потенциала Беларуси составляет промышленный комплекс, крупные и весьма крупные, даже по мировым меркам, предприятия и объединения, перспективы их развития связаны с модернизацией и техническим перевооружением, а это требует существенных инвестиций, прокредитовать которые обязана вся наша банковская система.
      В значительных инвестициях нуждаются сельское хозяйство, строительство да и транспорт. Поэтому мобилизация, направление денежных ресурсов прежде всего в реальный сектор, отбор и стимулирование приоритетных проектов и программ, - а они определены, - важнейшая задача банков.
      В банковский оборот должны быть вовлечены все накопления - и населения, и субъектов хозяйствования. Достаточны ли для этого мощности нашей банковской системы? Данные свидетельствуют, что нет.
      В частности, отношение собственного капитала банков Беларуси к валовому внутреннему продукту составляет чуть больше 3%, в то время как в России - более 5%, в Польше - более 5%, в Чехии - за 8%.
      Повышение финансового потенциала банковской системы, наращивание банковских ресурсов - задача первостепенной важности. Развитие банковской системы должно вести к разумной специализации банков, обладающих значительными финансовыми ресурсами, достаточными для финансирования государственных и, прежде всего, инвестиционных программ и проектов. Именно с этих позиций мы будем оценивать работу наших банков и банковской системы в целом.
      Банковский  сектор будет оставаться важнейшим  звеном, через которое НБ РБ оказывает воздействие на реальный сектор экономики. С учетом ключевых принципов эффективного банковского надзора, определенных Базельским комитетом по  банковскому надзору, Национальный банк, вероятнее всего, продолжит работу по внедрению в практику надзорной деятельности общепринятых в мировой банковской практике подходов к регулированию банковских рисков, в том числе на консолидированной основе, по дальнейшему совершенствованию и приближению к международным стандартам учета, бухгалтерской и финансовой отчетности банков, а также по разработке требований по формированию резервов дополнительно под любые потенциальные потери банков.
      Это потребует от всей банковской системы  ориентировать деятельность в вопросах пруденциальных норм на стандарты международного бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
      Предполагается, что на ближайшую перспективу  банковская система, Республики Беларусь сохранит двухуровневую структуру и будет состоять из НБ РБ и коммерческих банков различных видов, зарегистрированных в установленном порядке, различающихся по видам собственности, по способу формирования уставного капитала, по территории деятельности, по отраслевой ориентации и по видам совершаемых операций.
      Рынок банковских услуг в Республике Беларусь сохранит небольшое количество системообразующих банков и однородность предоставляемых услуг. На 6 крупнейших банков республики в настоящее время приходится 87-92% всех доходных активов и платных пассивов банковской системы:
      АСБ    «Беларусбанк»    (35-38%),    Белагропромбанк    (20-22%), Белпромстройбанк (15%), Белвнешэкономбанк (8%), Приорбанк (7%), Белбизнесбанк (6%).
      В сегодняшней непростой ситуации необходимо добиться максимальной рационализации в использовании денежных средств, в первую очередь валютных, укрепить национальную валюту. Нужно эффективно использовать денежные ресурсы, умело, селективно проводить кредитную политику. Еще одна проблема, которая до сих пор не решена в полной мере, - валютный контроль. Значительная часть валютной выручки "утекает" за рубеж, в теневой оборот. В стране должна быть создана эффективная система валютного контроля.
      Все вышесказанное предопределило выбор темы и обусловило ее актуальность. Цель данной работы: глубоко и всесторонне проанализировать положение дел в денежно-кредитной сфере, уточнить задачи и пути их решения.
      Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
    Раскрыть понятие и сущность банковской системы.
    Охарактеризовать взаимоотношения Национального банка с коммерческими банками
    Проанализировать процессы зарождения и становления банковской системы.
    Дать развернутую оценку советской банковской системе.
    Проанализировать переход в 1991 году к двухуровневой системе и её развитие с 1991 по настоящее время.
    Наметить пути повышения стабильности банковской системы.
    Выработать сценарии дальнейшего развития банковской системы.
 

       1.Общая характеристика банковской системы.

      Понятие и сущность банковской системы
      Банковская системасовокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный исторический период; составная часть кредитной системы (5,с.316). Экономические и правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Законом Республики Беларусь "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь", законом Республики Беларусь "О Национальном банке Республики Беларусь", другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь (5,с.317). Действие законов распространяется на кредитные учреждения, расположенные на территории Республики Беларусь, т. е. на всю кредитную систему. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального банка Республики Беларусь и коммерческих банков.
      Различают по крайней мере два понятия кредитной  системы (2, с.4):
      1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональный аспект);
      2) совокупность кредитно-финансовых  учреждений, аккумулирующих свободные  денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональный аспект).
      В первом аспекте кредитная система представлена банковским, государственным, коммерческим, потребительским, лизинговым, ипотечным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования.
      Коротко рассмотрим эти виды кредитов применительно к Беларуси.
      Выдача  банковского кредита Национальным банком регламентируется Законом Республики Беларусь "О Национальном банке  Республики Беларусь", принятом 14 декабря 1990 г., Положением Национального банка РБ от 7 апреля 1995 года № 519 о банковском кредите (2,с.4). Обычно Национальный банк РБ и его учреждения не осуществляют кредитование хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных законом.
      Банковский  кредит может быть прямым и косвенным. Прямые кредитные отношения (без посредников, где в качестве заемщика выступает банк) являются преобладающими. Косвенное банковское кредитование, т.е. предоставление ссуды заемщику через посредника, применяется более ограниченно.
      По  длительности использования кредиты  могут быть краткосрочными (до года) и долгосрочные (свыше года).
      Государственный кредит отражает кредитные отношения  по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов (2,с.6). Кредиторами выступают физические и юридические лица. Заемщиком — государство в лице его органов (Министерства финансов Республики Беларусь, других республиканских и местных органов). Эта форма кредита позволяет заемщику привлечь дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без осуществления денежной эмиссии.
      Государственный кредит используется также в качестве одной из мер стабилизации денежного обращения. В условиях высокой инфляции государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.
      В зависимости от заемщика государственный  кредит бывает централизованный и децентрализованный. В первом случае в качестве заемщика выступает Центральный финансовый орган государства (Министерство финансов Республики Беларусь), во втором — местные органы власти.
      По  месту получения кредиты подразделяются на внутренние и внешние займы.
      В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают: государственные облигационные и безоблигационные займы. К числу последних относятся различного рода казначейские обязательства, векселя, кредитование Центральным банком государственного бюджета.
      Характерным для внутреннего государственного кредита Республики Беларусь является такая форма, как кредитование Национальным банком государственного бюджета. Национальный банк может предоставлять правительству республики, местным органам власти кредиты, обеспеченные долговыми обязательствами на предъявителя. Вместе с тем, если в годовом балансе Национального банка стоимость его активов не соответствует сумме его обязательств, капитала и резервов. Министерство финансов Республики Беларусь представляет Национальному банку РБ долговые обязательства в виде ценных бумаг на предъявителя, выпущенных правительством республики в сумме, необходимой для ликвидации дефицита. Погашение этих долговых обязательств производится за счет прибыли Национального банка.
      Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит  из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита (2,с.6). Обслуживание государственного долга поручено Национальному банку.
      Коммерческий  кредит представляет собой кредитную  сделку между двумя предприятиями — продавцом (кредитором) и покупателем (заемщиком).
      Банки играют важную роль в экономике. Они  обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и др. и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сфере использования. Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производств, строительство жилья и др.(5,с.317). Банки способствуют экономии общественных издержек обращения, способствуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетам, переводом денег, выпуском кредитных орудий обращения вместо наличных денег (векселей, чеков, дебетовых и кредитных карточек, сертификатов и др.). Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки. Денежно-кредитная политика осуществляется непосредственно через Центральный банк и воздействует на его отношения с коммерческими банками и остальными звеньями кредитной системы. Банки опосредствуют воздействие этой политики на другие сферы национальной экономики.
      Банковский  кредит — основная форма кредита, при которой денежные средства предоставляются банками во временное пользование и за определенную плату. Этот кредит предоставляется главным образом коммерческими банками для решения следующих задач:
    увеличения основного и оборотного капиталов хозяйствующих субъектов;
    накопления сезонных (временных) запасов товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, готовой продукции и товаров;
    индивидуального и кооперативного жилищного строительства;
    учета (переучета) векселей;
    удовлетворения потребительских нужд граждан;
    выкупа государственного имущества;
    для других целей.
      Кредитором  должно стимулироваться в первую очередь развитие производства и расширение товарооборота, необходимых населению республики промышленных товаров и продуктов питания.
      Использование кредита для выхода из финансовых затруднений, возникших из-за бесхозяйственности и убытков, не допускается. Однако, на практике, к сожалению, часто кредит используют именно на эти цели (2,с.4).
      Банками являются государственные, акционерные, кооперативные и другие организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их в форме кредита, а также для осуществления иных операций в соответствии с законом.
      Банковская  деятельность — особая отрасль предпринимательской деятельности. Банки сосредотачивают у себя огромные массы ссудного капитала, управляют им, размещают его в ссуды и получают плату в виде процента. Банки должны создавать услуги, отличные от других услуг предпринимательства (5,с. 317)
      Для этого необходимы глубокий анализ потребностей рынка, способность подготовить требуемые услуги, разработать их перечень и технологию банковских операций. Перечень банковских услуг должен быть, с одной стороны, экономически целесообразен, а с другой — быть способным к восприятию и удовлетворению финансовых потребностей рынка, обеспечению максимальной доступности их для населения и других потребителей.
      Краткосрочный кредит предоставляется для удовлетворения временной потребности заемщика в средствах на формирование текущих активов. Долгосрочный кредит предоставляется на длительный срок для расширенного воспроизводства долгосрочных активов (2,с.5).  
      Выдача  кредитов может производиться за счет:
    собственных средств банков;
    мобилизованных средств юридических лиц и граждан за исключением зарезервированных в фонде обязательных резервов;
    приобретенных средств на рынке кредитных ресурсов.
      В случаях, когда при кредитовании крупных целевых программ банк не может полностью удовлетворить заявку заемщика из-за ограничений, связанных с необходимостью поддержания установленных экономических нормативов, а отказ в кредите невыгоден сторонам, может быть использован принцип консорциального кредитования путем концентрации ресурсов нескольких банков и на условиях солидарной ответственности. Выдача консорциальных кредитов регулируется письмом Национального банка Республики Беларусь от 13 мая 1997г.
      Консорциальные  кредиты предоставляются как  правило, на долгосрочной основе в сумме не менее 5 млн. долларов в эквиваленте на реализацию инвестиционных программ и проектов. Они могут быть "клубными", когда в состав кредитов входит ограниченный и определенный круг банков, или "открытыми", если привлекаются средства всех желающих банков, т.е. количество банков не ограничивается и зависит от размера предоставляемого кредита, возможностей каждого банка и заинтересованности в сделке.
      Кредиты юридическим и физическим лицам предоставляются в национальной валюте, а при наличии у коммерческого банка лицензии на осуществление валютных операций — в иностранной валюте.
      Для уменьшения степени рисков банков и  в целях защиты интересов его  кредиторов и вкладчиков при размещении их средств (кредитовании заемщиков), а также осуществлении других активных операций банки должны соблюдать установленные им экономические нормативы и создавать резервы в качестве компенсационных мер на случай будущих потерь от невозврата долгов.
      Задачи  банка как предприятия связаны  с удовлетворением потребностей в своих услугах народного  хозяйства и населения (5,с.317). Банковский продукт (услуга) по своей природе относительно не дифференцированный, как это имеет место на предприятиях отраслей народного хозяйства, где выпускаются товары различного назначения. Банки имеют дело со специфическим товаром — деньгами, и их услуги связаны главным образом с движением денег (ссудные, депозитные операции, расчеты и т. д.) или сопутствуют этому движению (трастовые операции, выдача гарантий, хранение ценностей и др.)- Им предоставлено исключительное право на осуществление в установленном порядке деятельности от своего имени.
      Банки в отличие от таких отраслей экономики, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, действуют в сфере обмена, а не производства, хотя и воздействуют на производство только им свойственными методами (выдача, возврат ссуд, процент).
      Банки являются юридическими лицами и функционируют  на принципах хозяйственно-коммерческого расчета в условиях деловой конкуренции.
      Банковская  деятельность, как и другая предпринимательская  деятельность, сопровождается рисками (5,с.318). Риски в банковской практике — это опасность (возможность) потерь банка при наступлении определенных событий. Риски могут быть как чисто банковскими, связанными с деятельностью самого банка, так и внешними. Банки должны иметь комплекс мер по их предотвращению.
      К основным функциям коммерческих банков относятся (20,с.266):
      1. Мобилизация и концентрация свободных  денежных средств. Это приоритетная функция и экономический базис деятельности коммерческих банков. От мобилизации и концентрации денежных средств в банке зависит количество средств, которые в основном путем кредита, а также других активных операций включают в процесс воспроизводства. Коммерческий банк, заимствуя свободные средства своих клиентов, сразу берет на себя обязательство по обеспечению своевременного возврата этих средств. Внесенные в кредитные учреждения денежные суммы приносят вкладчикам доход в виде процента.
      2. Предоставление кредита. Это наиболее  значимая банковская функция. Она относится к традиционным видам банковских услуг. Банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками взаймы за плату на условиях обеспеченности, возвратности, срочности. Он выражает экономические отношения между кредиторами (банками и субъектами кредитования (заемщиками)). Банковский кредит связан с аккумулированием временно свободных денежных средств и их перераспределением на условиях возвратности, а также с эмиссией денежных знаков в обращение через систему кредитования. Возвратная форма денежных ресурсов создает возможность перераспределить их неоднократно. Необходимость использования банковского кредита обусловливается кругооборотом фондов предприятий в воспроизводственном процессе, особенностями организации оборотных средств и основных фондов, хозрасчетными интересами кредитора и заемщика. С другой стороны, кредит является основным источником получения банками прибыли.
      3. Денежные расчеты и платежи  по хозяйственным сделкам. Они занимают значительную часть операционного времени банковского персонала и являются одной из наиболее значимых функций банковской системы.
      Проведение  расчетов между субъектами хозяйствования играет огромное значение для функционирования экономики. Своевременное проведение расчетных операций позволяет без остановок осуществлять процесс расширенного воспроизводства. Это возлагает на коммерческие банки огромную ответственность за своевременное проведение платежей.
      4. Выпуск кредитных средств обращения.  Эта функция присуща банкам развитых капиталистических стран, но вполне возможно, что в недалеком будущем она займет достойное место в кредитных институтах Республики Беларусь.
      Банки кредитуют клиентуру не только за счет аккумулированных временно свободных капиталов, но и путем депозитно-чековой эмиссии. Они сами создают вклады в процессе выдачи ссуды. Открывая кредит, банк зачисляет деньги на вклад с правом выписки чеков в пределах остатка на счете. В этом случае выдача кредита предшествует открытию вклада. На основе вклада возникают чеки. Кроме того, клиенту по его требованию могут быть выплачены наличные деньги. Кредитовая запись банка на текущий счет клиента, не сопровождающаяся предварительными взносами денег, называется мнимым вкладом, в отличие от реального вклада, образуемого за счет действительного взноса денег. В современных условиях различие между реальными и мнимыми вкладами постепенно стирается. Взнос в банк наличных денег может основываться на создании мнимого вклада в другом банке. Отделить мнимые вклады от реальных практически невозможно (20,с.267).
      5. Консультации и предоставление  экономической и финансовой информации. Банки концентрируют у себя сведения общеэкономического и финансового характера, представляющие интерес для хозяйствующих субъектов. Они предоставляют разнообразную коммерческую информацию, иногда конфиденциального характера, в первую очередь хозорганам, связанным с ними общностью интересов, финансовыми узами.
      В экономике государств развиваются  различные типы банков, однако они могут быть объединены в группы, подвержены классификации с целью более глубокого анализа их деятельности, роли в экономике, перспектив развития.
      Банки могут учреждаться на основе государственной, частной и смешанной форм собственности. Государственным банком является банк, созданный на основе государственной собственности и по решению республиканских и исполнительных органов (в Республике Беларусь — Национальный банк).
      Муниципальные банки содействуют развитию местного хозяйства, обеспечивают его кредитно-финансовое обслуживание (5,с.319). Учредителями их могут выступать местные органы власти и другие организации, которые заинтересованы в развитии местной инфраструктуры или чей бизнес в существенной степени зависит от этого.
      Акционерным (закрытого или открытого типа) признается банк, формирование капитала которого происходит путем выпуска акций, т. е. он создан на основе смешанных форм собственности, и несет ответственность по обязательствам только своим имуществом. Банком, созданным в виде открытого акционерного общества, является тот, чьи акции распространяются путем открытой продажи или подписки, и их свободное хождение на рынке ценных бумаг не ограничено иначе чем по Закону. Банком, созданным в виде закрытого акционерного общества, является банк, хождение акций которого на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено его Уставом.
      Иностранные банки могут быть со 100-процентным собственным капиталом, а также на долевой основе с отечественными соучредителями. В Республике Беларусь доля иностранного капитала не должна превышать 49 процентов при создании совместного банка.
      Частные банки основаны на частной собственности, но в республике даже такой банк может быть учрежден за счет средств не менее чем трех участников.
      Операции коммерческих банков — одна из самых старых областей предпринимательства. Коммерческие банки выполняют разнообразные операции. В настоящее время их круг существенно расширился, все больше стирается грань между традиционно банковскими и новыми.
      В практике работы коммерческих банков выполняемые ими операции можно  объединить в следующие группы: а) активные операции; б) пассивные операции; в) банковские услуги; г) собственные операции банков.
      Первые  две группы образуют наибольший удельный вес среди операций коммерческих банков и приносят наибольшую прибыль.
      Активные  операции, выполняемые коммерческими  банками, в основном связаны с выдачей кредитов (20,с.267). Классифицировать различные виды кредитов очень сложно, поэтому нет до сих пор единой системы как в нашей экономической литературе, так и в зарубежной.
      Универсальные банки осуществляют все или большинство  видов операций, относящихся к деятельности банковских учреждений.
      Специализированные банки — банки, деятельность которых ориентирована на предоставлении в основном одного-двух видов услуг для своих клиентов (трастовые банки, учетные банки и др.) или специализирована на обслуживании определенной отрасли хозяйства или специфичной категории клиентов (биржевые , клиринговые банки). Депозитные банки специализируются на осуществлении кредитных операций по привлечению и размещению временно свободных денежных средств. Ссудно-сберегательные банки строят свою деятельность (прежде всего кредитную) за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок с различными режимами использования. Инвестиционные банки — кредитные институты, специализирующиеся на долгосрочном кредитовании инвестиций. Они могут заниматься размещением выпусков новых ценных бумаг; торговлей существующими ценными бумагами; финансированием влияний и присоединений корпораций, долгосрочным кредитованием капитальных вложений. Ипотечные банки специализируются на предоставлении долгосрочных кредитов под залог недвижимости — земли, строений.
      В зависимости от организационной  структуры действуют следующие типы банков: единый банк, банковская группа, банковские объединения различных типов. Единый банк не имеет в своем составе иных юридических лиц (филиалов) и не связан участием в банковском холдинге. Банковская группа — группа юридических лиц, в которой одно лицо (головной банк) руководит другим (другими) юридически самостоятельным лицом (филиалом), являющихся частью данного головного банка (5,с.320). Филиал осуществляет свою деятельность от своего имени, хотя имущество принадлежит на правах собственности головному банку и передано филиалу в полное хозяйственное ведение. Головной банк вправе давать обязательные указания исполнительному органу филиала банка.
      В целях координации и согласованных действий, повышения эффективности работы формируются различные банковские, межбанковские и межхозяйственные объединения, основанные на системе взаимного участия в капитале либо на договорных отношениях (5,с.320). Создание объединений предотвращают от возможностей банкротства, укрепляет позиции на рынке, в конкуренции со стороны других финансово-кредитных учреждений, растет политическое и экономическое влияние групп. Классифицируются межбанковские объединения в зависимости от состава участников: на чисто банковские объединения; объединения смешанного типа с участием предприятий, организаций, других финансовых институтов. Исходя из целей, банковские объединения подразделяются по типам на коммерческие, деятельность которых ориентирована на извлечение и максимизацию прибыли и некоммерческие, основной целью которых является предоставление различных видов услуг своим членам (ассоциации, союзы, лиги),
      Банковские  холдинг-компании —  представляют собой либо банки, либо самостоятельные корпорации, которые владеют долей акционерного капитала одного или нескольких банков, достаточной для того, чтобы осуществлять полный контроль над ними. Банковские холдинг-компании сосредотачивают в одних руках процесс управления целой группой банков или группой предприятий, занятых бизнесом, связанным с банковскими операциями. Банковские холдинг-компании способствуют банкам диверсифицировать свои операции за счет проникновения на новые рынки (как по территориям, так и по товарам и услугам), что снижает риск банкротства посредством стабилизации доходов, увеличивает прибыли за счет роста масштабов деятельности (5,с.321). Централизованный контроль над целой группой банков, входящих в холдинг-компании, приводит к снижению издержек. Центральная организация может эффективнее управлять рекламой, аудитом и инвестициями, чем, например, целая группа небольших банков.
      Банковский  консорциум (синдикат) — соглашение между несколькими национальными банками (или банками разных стран) для проведения совместных крупных финансовых, организационных операций и реализации иных возможностей банков (например, размещение ценных бумаг, в том числе государственных; объединение финансовых ресурсов для финансирования крупных проектов) на временной основе.
      Банковский  картель — соглашение между банками (возможно и тайное) — о разделе сфер деятельности, согласования процентной политики, выплаты дивидендов, условий кредита и др. Картели в банковском деле предполагают сохранение самостоятельности его участников.
      Банки могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ.
      Помимо  банковских учреждений во второй уровень  кредитной системы входят также специальные финансово-кредитные институты. В их деятельности можно выделить, как правило, одну или две банковские операции. Они имеют обычно специфическую клиентуру. К таким институтам относятся кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, инвестиционные фонды, ломбарды и другие учреждения (2,с.10). Они осуществляют кредитование предприятий и граждан, выступают посредниками на рынке межбанковских кредитов, выполняют доверительные операции.
      В Республике Беларусь этот уровень кредитной системы за исключением страховых компаний не получил широкого распространения. В настоящее время можно констатировать лишь о первоначальном варианте его развития.
      Важным  явлением в банковском капитале становится объединение его с промышленным (торговым) капиталом, создание финансово-промышленных групп. В финансово-промышленные группы входят предприятия различных отраслей народного хозяйства и кредитно-финансовые институты. Такая интеграция является взаимовыгодной. Она позволяет создавать реальные механизмы финансирования деятельности хозяйствующих субъектов, расширить границы инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств. Связь банковского, промышленного и торгового капиталов позволяют ускорить реализацию производимой продукции, в короткий срок с помощью банка мобилизовать финансовые ресурсы для их новых вложений в производство.
      Участники групп имеют общие интересы, совместно формируют капитал, определяют перспективные направления деятельности, расширяются потенциальные возможности эффективности единой стратегии хозяйствования. Использование свободных средств для взаимофинансирования, участие всей группы в погашении задолженности каждого из структурных звеньев дают экономию платежных средств, улучшаются расчеты (5,с.322). При кредитном обслуживании предприятий, организаций, входящих в финансово-промышленную группу, собственным банком ликвидируется многократное встречное кредитование, улучшается оперативность в выдаче ссуд, снижаются издержки обращения. Усиливаются позиции в конкурентной борьбе, снижаются риски от колебаний рыночной конъюнктуры, в том числе и за счет роста капитала, его динамичности.
      Создание  финансово-промышленных групп особенно важно в условиях, когда возможности поддержки различных производств из средств государственного бюджета ограничены, особенно в области инвестиционной политики. К недостаткам ФПГ относится то, что ФПГ создаются для удовлетворения интересов олигархов, а не экономики в целом. В данном случае возникает необходимость а антимонпольном законодательстве.
 

       1.2. Функции  и задачи Национального  банка и его  взаимоотношения с коммерческими банками

     Банковская  система включает эмиссионные и  неэмиссионные банки. Неэмиссионные банки в свою очередь подразделяются на коммерческие и специализированные. К специализированным банкам относятся нновационные, инвестиционные, ссудосберегатедьные, биржевые ипотечные и т.д. Неэмиссионные банки могут создавать консорциумы, ассоциации и иные объединения, куда могут входить и учреждения парабанковской системы.
     В кредитной системе любого государства  банковская система является ключевым звеном, концентрирующим основную массу кредитных и финансовых операций.
     Структурное построение банковской системы имеет особенности в каждой стране.
     Существует  два основных типа построения банковской системы государства: одноуровневая и двухуровневая.
     В рамках одноуровневой банковской системы  все кредитные учреждения выполняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры и между банками преобладают горизонтальные связи. Такой тип построения банковской системы был характерен для СССР. В условиях монополизма в банковском деле мероприятия по денежно-кредитному регулированию и ограничению количества платежных средств в экономике сводились к жестким ограничениям операций с наличностью и централизованному перераспределению через банковскую систему безналичных денежных средств предприятий, организаций и банков в рамках единого ссудного фонда страны система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. При этом происходит разделение административных функций и операционных, связанных с обслуживанием хозяйства. Центральный банк страны остается банком в полном смысле этого слова только для двух категорий клиентов: коммерческих и специализированных банков и правительства. (85, с. 5)
     Переход на экономические методы управления и хозяйствования в середине - конце восьмидесятых годов, ориентация на формирование рыночных структур выявили уязвимые места и недостатки одноуровневой банковской системы в новых условиях.
     Государственное регулирование денежно-кредитной c4iepbi может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях:
     1. Государственный контроль над  банковской системой имеет целью  укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится прежде всего за счет учетной, или дисконтной, политики, а также установления норм обязательных банковских резервов.
     2. Управление государственным долгом путем государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов, огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом:
     - покупает или продает государственные  обязательства;
     - изменяет цену облигаций;
     - варьирует условия их продажи;
     - различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.
     3. Регулирование объемов кредитных  операций и денежной эмиссии, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность.
     Национальный банк Республики Беларусь совместно с правительством ежегодно разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и другими законодательными актами.
      Основные  функции Национального банка составляют:
      1) денежно-кредитное и валютное  регулирование, а также регулирование внешнеэкономической деятельности и кредитного рынка;
      2) выполнение функций центрального  депозитария;
      3) консультирование, кредитование и  осуществление функций финансового агента правительства и местных органов власти, организация совместно с Министерством финансов кассового исполнения республиканского и местного бюджетов;
      4) регистрация банков, учет филиалов  и представительств банков, выдача им лицензий на совершение банковских операций, надзор за их деятельностью по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования, организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;
      5) обеспечение единого порядка  бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики, определение форм и правил организации безналичных расчетов в народном хозяйстве.
      Национальный  банк пользуется монопольным правом эмиссии на территории Беларуси национальной денежной единицы (20,с.263).
     Приоритетными направлениями денежно-кредитного регулирования в 1999 г. являлись: обеспечение обоснованного наращивания денежного предложения, адекватного динамике и структуре показателей развития реального и бюджетного секторов экономики; стимулирование долгосрочного инвестиционного кредитования, поддержание процентных ставок денежного рынка на реальном положительном уровне со снижением их поминальной величины по мере снижения темпов роста цен; стабилизация валютного рынка и обеспечение устойчивости национальной валюты; качественное, надежное обеспечение расчетно-платежного процесса.
     Для удовлетворения экономического оборота  расчетно-платежными средствами, исходя из намеченных на 1999 г. объема роста реального ВВП на 3-4 %, ограничения уровня инфляции до 4-5% в среднем за месяц и дефицита государственного бюджета, прирост рублевой денежной массы планировался в размере не более 4,5-5 % в среднем за месяц, а увеличение чистых внутренних рублевых кредитов Национального банка — не более 35,037 трлн. р. за год. (26, с. 94)
     Контроль  за приростом рублевой денежной массы  осуществлялся за счет лимитирования прироста чистого внутреннего кредита Национального банка.
     Регулирование банковской ликвидности оказывает  влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление государственным долгом воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а вне банковской - к ее сокращению.
     Итак, существуют три основные направления  кредитной политики, между которыми имеется тесная, глубокая взаимосвязь. Поэтому меры, принятые, правительством в данной области, всегда будут носить сложный и неоднозначный характер. Рассмотрим инструменты, с помощью которых, проводя намеченную денежную политику, государство воздействует на кредитный рынок.
     Кредитно-денежная политика в зависимости от состояния экономики направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента, Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и наращиванием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить экономический бум. (4, с. 29)
     Для регулирования экономики ими  используются следующие методы денежно-кредитной политики: общие, которые оказывают влияние на рынок ссудных капиталов в целом; селективные, предназначенные для регулирования конкретных видов кредитования отдельных отраслей и крупных фирм.
     К общим методам относятся такие  инструменты кредитной политики, как:
      - учетная (дисконтная) политика, являющаяся  старейшим методом кредитного  регулирования. Возникновение этого  инструмента было связано с  превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты йод собственные долговые обязательства. Повышая ставку но кредитам (учетную ставку, или ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций;
     - операции на открытом рынке,  которые заключаются и продаже  или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются в качестве способа ее регулирования;
     - установление норм обязательных резервов коммерческих банков, что, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой — является прямым ограничителем инвестиций. Изменения норм обязательных резервов - метод прямого воздействия на кредитоспособность банков, однако многие экономисты считают его слишком сильным, и он редко используется. (4, с. 30)
     К селективным методам денежно-кредитной  политики относят:
     - контроль по отдельным видам  кредитов, часто практикуемый по  кредитам под залог биржевых ценных бумаг, потребительским ссудам па покупку товаров в рассрочку и но ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить последние в пользу отдельных отраслей или ограничить объемы потребительского спроса;
     - регулирование риска и ликвидности  банковских операций. Государственный контроль за риском во всем мире усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а путем соотношения выданных кредитов с суммой собственных резервов.
     Одной из центральных задач управления коммерческим банком является поддержание оптимального соотношения между ликвидностью банка и его прибыльностью, доходностью его операций. Напомним, что под ликвидностью понимается способность банка своевременно погасить свои финансовые обязательства за счет имеющихся у него наличных денежных средств, продажи активов или мобилизации ресурсов из других источников (покупки на рынке и г. д.). Банк должен постоянно обеспечивать определенный уровень ликвидности, чтобы не ставить под сомнение свою платежеспособность.
     Требования  ликвидности вступают в определенное противоречие с целевой функцией максимизации дохода на единицу активов. Чем выше ликвидность активов, хранящихся в порт4)еле банка, тем меньше риск, связанный с ними, но тем соответственно ниже уплачиваемая по ним процентная ставка. Искусство управления банком и состоит в том, чтобы обеспечить наивысшую норму прибыли на капитал, вложенный в активы, не выходя при этом за рамки принятых стандартов платежеспособности.
     Ликвидность может быть обеспечена двумя путями: созданием запаса ликвидных активов или путем быстрой мобилизации ресурсов на денежном рынке в виде депозитов и займов. второй путь становится в последние годы все более и более популярным среди крупных банков, тогда как «складирование» ликвидности в форме хранения на балансе низкодоходных быстро реализуемых активов более распространено среди мелких и средних кредитных учреждений, не имеющих доступа к денежному рынку. (22, с. 270)
     Следует отметить, что коммерческие банки  активно внедряются в инвестиционную сферу, успешно действуют в составах финансово-промышленных групп, консорциумов, часто вступая в партнерские отношения с реципиентами, становятся их акционерами.
     При этом, говоря о перспективах инвестиционной деятельности коммерческих банков, следует принимать во внимание трудности и неудачи, с которыми они сталкиваются на этом поприще. Однако уже сейчас можно сказать, что банки довольно успешно действуют в сфере инвестиционного кредитования и продолжают наращивать свои усилия в этой области. Все это предполагает развитие анализа, позволяющего банкам наиболее грамотно и с наименьшим риском заниматься, например, проектным финансированием.    (21, с. 4)
     Известно, что потребность реального сектора  в средне- и долгосрочных банковских займах велика. В настоящее время доля финансовых средств, выдаваемых на инвестиционные проекты, равна примерно 10 % оборота финансового рынка. Это связано прежде всего с ограниченностью инвестиционного капитала коммерческих банков.
     Ликвидность оценивается на основе способности  банка превращать свои активы в денежные или другие платежные средства для оплаты предъявляемых обязательств в случае, если имеющихся в наличии платежных средств для этого не хватает.
     Банки должны иметь доступные ликвидные  активы, которые можно легко обратить в наличность, или возможность увеличить свои фонды при малейшем намеке на требование выполнения обязательств.
     Управление  ликвидностью банка включает в себя проведение как активных, так и  пассивных операций, подразумевая наличие  доступных ресурсов для быстрого увеличения ликвидности.
     Основными источниками таких ресурсов традиционно являлись межбанковский рынок (МБК) и рынок ГДО, однако несоблюдение ряда необходимых правил работы на МБК и использование межбанковских кредитов не по назначению большинством участников рынка привело в августе 1995 года к кризису доверия и почти полному разрушению рынка МБК. Кризис оказался настолько глубоким, что даже спустя год полностью не восстановилось его нормальное функционирование. На сегодняшний день остается только рынок ГДО, его надежность полностью зависит от готовности государства выполнять взятые на себя обязательства. Таким образом, если в силу каких бы то ни было причин государство откажется от погашения обязательств, банки смогут рассчитывать лишь на собственные денежные средства и возвратность выданных ссуд (качество кредитного портфеля). (26, с. 25)
     В 1987 г. было  принято решение о  проведении первого этапа банковской реформы no реорганизации одноуровневой системы. Была создана новая структура государственных банков, определены их функции.
     Первый  этап реформы послужил базой для  построения в республике банковской системы, соответствующей мировым  требованиям.
     С 1991 г. осуществляется второй этап реформирования банковской системы - строится двухуровневая  банковская система.
     В соответствии с законами "О Национальном банке РБ" и "О банках и банковской деятельности в РБ" банковская система включает два уровня: Национальный банк и коммерческие банки. Коммерческие банки в республике являются универсальными. Нацбанк выполняет функции, свойственные центральным банкам. Это - разработка и проведение денежно-кредитной политики, денежно-кредитное и валютное регулирование, эмиссия денег, выполнение функций финансового агента и др.   (26, с . 4)
     Коммерческие  банки выполняют такие классические функции, как кредитование, расчеты, аккумуляция денежных средств.
     Получают  развитие и новые виды услуг: трастовые  операции, операции с ценными бумагами и др.
     В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Нацбанк является центральным банком органы.
     Исполнительным  коллегиальным органом Нацбанка является Совет директоров во главе  с председателем правления Нацбанка, который избирается сроком на б лет.,
     Нацбанк имеет право издавать нормативные  акты, предписания, обязательные для исполнения всеми субъектами хозяйствования и коммерческими банками после их регистрации в Минюсте.
     Перед Нацбанком стоят следующие ответственные  задачи: регулирование денежного обращения с целью обеспечения устойчивости национальной валюты, координация денежно-кредитной сферы; оказание помощи кредитным учреждениям в их развитии.
     Нацбанк не несет ответственности по обязательствам Правительства РБ, также как и Правительство не отвечает по обязательствам Нацбанка. Нацбанк является юридическим лицом. Он имеет уставный, резервный, инвестиционный и другие фонды- Их размеры и порядок образования регулируются Уставом банка.
     Большинство экономистов рассматривают кредитную  политику как неотъемлемую часть любой экономической политики. В пользу этого можно привести несколько конкретных доводов.
     1. Быстрота и гибкость. Но сравнению  с фискальной кредитно-денежная  политика может быстро меняться.
     2. По своей природе кредитно-денежная  политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная. Изменение государственных расходов непосредственно влияет на перераспределение ресурсов. В то же время кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
     3. Монетаризм, представители которого  аргументировано доказывают, что изменение денежного предложения и количества денег в обращении - ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.
     Однако  следует признать, что кредитно-денежная политика имеет определенные недостатки и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.
     Как известно, коммерческие балки являются учреждениями, которые но могут функционировать изолированно от экономической среды. Это вытекает из их предназначения как финансовых посредников, соединяющих косвенным образом заемщиков и кредиторов. Поэтому неудивительно, что неудовлетворительное состояние производства, нарушение хозяйственных связей, падение уровня жизни являются одним из факторов, определяющих состояние банковской системы Республики Беларусь.
     Государство, в первую очередь заинтересованное в поддержании безупречной репутации  банков, устанавливает им определенные ограничения, нормативы, как обязательные для исполнения, так и рекомендательные, которые регулируют- деятельность банков с целью обеспечения их надежности, ликвидности, платежеспособности.
     Национальный  банк Республики Беларусь Правилами  регулирования деятельности банков в области платежеспособности, ликвидности и крупных рисков определяет ликвидность как способность банка своевременно осуществлять платежи по своим обязательствам,
     Управление  риском ликвидности - ежедневная задача руководящих работников банка, однако до сих пор нет доступной и повсеместно приемлемой формулы для определения потребностей банка в ликвидных средствах. В экономике любой страны постоянно происходят различные изменения: случайные, сезонные, циклические и долговременные. Такие события, как стихийные бедствия, забастовки, паника, неординарные экономические пли политические действия могут серьезно повлиять на уровень вкладов и потребность в кредитах. (20, с. 89)
     Сезонные  изменения повторяются ежегодно и обычно имеют отношение к производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Циклические изменения предвидеть сложнее, чем сезонные. В период спада деловой активности спрос на кредиты и вклады сокращается. Долговременные колебания являются результатом таких факторов, как сдвиги в потреблении, сбережениях, инвестиционных процессах, численности занятого населения, техническом уровне производства.
      Очевидно, что па уровень вкладов влияют многие экономические факторы, которые делают планирование ликвидности крайне необходимым.
     Нацбанк и его учреждения освобождены  от уплаты всех видов налогов, сборов и пошлин. Тем не менее, он участвует в формировании доходов бюджета, так как часть прибыли, в установленном размере, перечисляется в республиканский бюджет.
     Свои  доходы Нацбанк и его учреждения получают исключительно от банковской деятельности. Они не могут быть акционерами в других банках, за исключением Внешэкономбанка, Беларусбанка и банков за рубежом.
     Функции и задачи Нацбанка в финансово-кредитной  системе республики, правовая основа его функционирования определяется Законом РБ "О Национальном Банке Республики Беларусь". Основными функциями Нацбанка РБ являются: денежно-кредитное регулирование; валютное регулирование; выполнение функций центрального депозитария; организация межбанковских расчетов и кассовое обслуживание коммерческих банков; консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента Правительства и местных органов власти; организация совместно с Минфином кассового исполнения бюджета; выдача лицензий на совершение банковских операций; надзор за банками, филиалами, представительствами банков по соблюдению ими безопасности и ликвидною функционирования; регулирование внешнеэкономической банковской деятельности, обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики.
     Специалист  Нацбанка по письменному распоряжению одною из его руководителей могут посещать любые предприятия и банки, инспектировать их бухгалтерские счета и другие документы, получать от них информацию, которая необходима для исполнения лицензионных и надзорных функций.
      Для денежно-кредитного регулирования  Нацбанк использует централизованные кредитные ресурсы. Источниками  их формирования служат: собственный  капитал Нацбанка (уставный, резервный фонды, свободные остатки других фондов); временно свободные средства на корреспондентских счетах банков и их филиалов, открытых в Нацбанке; средства перечисляемые коммерческими банками в централизованный фонд регулирования кредитных ресурсов и др.
 

       2. Анализ процессов  становления и  развития банковской  системы в Республике Беларусь

      2.1. Зарождение  банковской системы

      Банки — огромное достижение цивилизации. Они представляют собой экономические органы, предназначенные для обслуживания всех рыночных отношений. Банки следует рассматривать как важную составную часть бизнеса, делового мира. Они аккумулируют денежные средства, предоставляют кредиты, проводят денежные расчеты, эмитируют в обращение денежные знаки, обслуживают рынки ценных бумаг, оказывают многообразные экономические услуги.
      В древности существовали некоторые учреждения, выполнявшие функции банков. В исторической литературе есть указания на то, что аналоги банков функционировали в Вавилоне, древнейшей Греции, Египте, Риме (57,с.44). Они выполняли разнообразные операции — от комиссионных операций по покупке, продаже и платежей за счет клиентов до выдачи кредитов и выступления в качестве поручителя и доверенного лица при совершении 
различных актов и сделок. Например, в VIII в. до нашей эры Вавилоне банк принимал денежные вклады, предоставлял кредиты и даже выпускал банковские билеты "гуду". В Вавилоне развивались ростовщичество и меняльное дело. Государство пыталось уже тогда юридически регулировать личные кредитные отношения и защищать интересы ростовщиков. В Греции банкирские операции первоначально осуществлялись жрецами.

      В связи с интенсивным развитием  торговли увеличилась потребность  в кредите, а это побудило развитие банкирских операций. Афиняне занимались своим обменным промыслом, сидя за столиком на рынке, отсюда и пошло название трапезиты от греческого слова "трапеза" (стол). Следует отметить, что наряду с частными банкирами крупные банковские операции велись в храмах. Древние храмы в Греции являлись своеобразными банками, банкирами и местом хранения денег. Интересно отметить, что термин "монета" берет начало от одного из синонимов Юноны, при храме которой в Риме еще в III в. до нашей эры находился монетный двор Юноны (ее второе имя — Монета).
      После отмены крепостного права в конце 60-х годов XIX века на рынке Северо-Западного края России накопились значительные свободные денежные средства. Эти средства сконцентрировались главным образом в Минске.
      В 1873 году здесь открылся первый в Беларуси коммерческий банк, в 1874 — Минское общество взаимного кредита. В 1881 году в Минске было открыто отделение Госбанка России. С 80-х годов XIX века, и особенно с начала XX века, в городе начинают функционировать отделения общероссийских банков. Речь идет о появлении в Минске отделений Крестьянского поземельного, Русско-Азиатского, Азовско-Донского коммерческого, Петербургско-Азовского коммерческого банков и др.
      Кредитная система дореволюционного Минска служила целям развития капиталистических предприятий, частной торговли и помещичьих хозяйств. Кредитные учреждения города обеспечивали фактически всю лесную торговлю Беларуси с Украиной и частично с Германией и Англией. Для финансирования этой торговли в минские банки и отделения российских банков в городе стекались капиталы со всей России. Таким образом, к концу XIX века Минск становится крупнейшим кредитным центром всего Северо-Западного края.
      По  мере роста международной торговли развивалось меняльное дело. Возникающие меняльные конторы представляли собой учреждения, специализирующиеся на обмене денег. Чеканка различными феодалами собственных монет и частая их порча потребовали обмена различных валют. Обмен национальной валюты на иностранную, и наоборот, — основная функция таких контор. Меняльные конторы являлись также предшественниками банков. Исходные позиции развития банковского дела были определены в деятельности менял в средние века в Италии. Слово "банк " происходит от итальянского "banko" (денежный стол).
      О происхождении термина "банк" в литературе высказано две версии. По одной из них менялы сидели в своих "конторах" — своеобразных палатках на деревянных скамьях. Староанглийское слово "bank " означает скамью. Когда менялу уличали в мошенничестве, разгневанные клиенты часто ломали эту скамью. Словосочетание "bankerotta" — банкрот означает "сломанная скамья", отсюда происходит и слово "банкротство" (57,с.45). По другой версии слово "банк" берет начало от итальянского "banka" — столики на припортовых базарах в Генуе в XII в., а сами менялы назывались "banchieri".
      Одним из первых банков в современном понимании этого термина был созданный в 1407 г. Банк Генуя. Учреждения, имеющие черты банков, появлялись в торговых центрах — Нидерландах, Германии. Вслед за менялами, которые обменивали деньги и принимали их на хранение, возникла профессия банкиров. Они первоначально отличались от менял тем, что наряду с участием в платежах стали ссужать деньги. Таким образом, истоки современного банковского дела можно видеть в деятельности банков в древности и менял в средние века.
      Членами Минского общества взаимного кредита были преимущественно землевладельцы. Максимальный размер кредита определялся в 25 тысяч рублей. По размерам вкладов, текущих счетов и портфелю учтенных векселей общество взаимного кредита конкурировало с отделениями коммерческих банков. Приведу только две цифры. В 1901 году более 80 процентов членов общества составляли землевладельцы. В 1914 году Минское общество взаимного кредита насчитывало 1131 член (66,с.38).
      Однако  власти в 1880—1890-х чинили препоны созданию в Минске общественного городского банка. Об этом свидетельствовали материалы, найденные мной в фондах Национального исторического архива Беларуси.
      В январе 1892 года в состав Комиссии по городскому общественному банку входили: Собек, Рапопорт, А. Ляховский, Верховский, Роговин. Из журнала Комиссии по вопросу об учреждении Минского городского общественного банка видно, что 23 января 1892 года Комиссия постановила: признать в принципе учреждение городского общественного банка в г. Минске желательным, по нормальному уставу; что же касается размера основного капитала банка, то разрешение этого вопроса представить на благоусмотрение Думы.
      А вот что говорилось в докладе  городской управы, адресованном в Минскую городскую думу:
      "Избранная  Минской городской думой Комиссия по вопросу об учреждении в г. Минске городского общественного банка, рассмотрев на заседаниях 26 и 27 сего января означенный вопрос, пришла к тому заключению, что учреждение этого  банка в интересах жителей не только крайне желательно, но нужно с основным капиталом по предположению Комиссии на 50 000 руб. Докладывая об этом городской думе, управа просит уполномочия на предъявлении ходатайства о разрешении городу   учредить Городской общественный банк с основным капиталом в 50 000 руб. по нормальному Уставу, который в случае надобности или по требованию подлежащего начальства, может быть изменен или дополнен.
Городской голова (подпись) 
Члены Управы (подписи) 
Секретарь (подпись)"

      26 января 1892 года городская дума в составе 39 гласных постановила: решение настоящего вопроса отложить.
      Сложной была и история создания в Минске кредитного общества, которая связана с отказом учредить в городе общественный банк. В новом докладе городской управы в Минскую городскую думу отмечалось:
      "Минская  городская дума, вы слушав на заседании 26 января 1892 г. доклад Управы об учреждении Городского общественного банка постановила решение Настоящего вопроса отложить.  В настоящее время, насколько известно Городской Управе, на давность в открытии городского кредитного общества ощущается все более и более. Это обстоятельство констатировано и Комиссией, созванной по вопросу об учреждении в г. Минске Городского общественного банка.
      Принимая же во внимание, что по нормальному Уставу Городской общественный банк является правоспособным производить и учеты векселей, каковая операция по мнению Управы представляется рискованной для (слово, которое трудно разобрать), Управа полагала бы учредить по примеру г. Москвы и Петербурга Городское кредитное общество для принятия под залог только недвижимых имуществ, расположенных в городской черте.
      Докладывая  об этом, Городская управа просит Думу учредить Комиссию для выработки Устава Общества.. Городской голова."
      Минская городская дума в заседании 2 августа 1893 года в составе 20 гласных постановила: "признавая в принципе открытие Городского кредитного общества крайне желательным, учредить Комиссию из гг. Гласных: Дулевича, А.Ельского, Треппа, Янчевского, Свен-цицкого, В.Яновского и Кужевича под председательством Городского головы для выработки Устава Общества".
      В Национальном историческом. архиве Беларуси хранится интересный документ. Это — Журнал Минской городской думы. Из него видно, что на заседании Думы 6 сентября 1893 года присутствовало 22 гласных. На этом заседании слушался вопрос об утверждении устава городского кредитного общества. Было принято следующее постановление: "За неокончанием Комиссией работ по выработке Устава Общества суждение вопроса отложить".
      И все-таки, несмотря на все препоны, Минское городское кредитное общество было создано. Это произошло в 1895 году. Это общество имело 50 тысяч рублей основного капитала, выделенного ему городской думой. Минское городское кредитное общество выдавало долгосрочные ссуды под залог городских строений и земель на срок от 20 лет 11 месяцев до 37 лет 6 месяцев (66,с.39). Это в известной мере стимулировало городское строительство.
      Через шесть лет, 12 мая 1901 года, при содействии городского головы К.Э.Чапского было организовано Минское ремесленное кредитное товарищество, которое к 1 октября 1910 года насчитывало 2745 членов. На основной капитал товариществу предоставили ссуды Госбанк России, Минский и Петербургско-Азовский банки. Максимальный размер кредита ремесленникам определялся в 100 рублей.
      1901 год стал годом рождения Минского ссудо-сберегательного товарищества. Через два года, в 1903 году, в Минске было создано второе Минское общество взаимного кредита, переименованное 1 января 1905 года в Минское купеческое общество взаимного кредита. По числу членов (884 чел. в 1914 году) и по размаху денежных операций оно ненамного уступало первому Минскому обществу взаимного кредита, созданному в 1874 году.
      4 октября 1911 года в городе начало действовать Минское торгово-промышленное общество взаимного кредита, деятельность которого способствовала развитию экономики не только Минска, но и всего Северо-Западного края. В 1914 году членами этого общества были 539 человек. Накануне первой мировой войны, в 1914 году, было создано Минское лесопромышленное общество взаимного кредита.
      Теперь  подробнее о банках. Минское отделение Государственного банка России занимало особое положение среди крупных кредитных учреждений города, так как было связано с государственным бюджетом.
      По  мере развития объемов производства и обращения роль банков 
всех странах возрастала. Появлялись свободные денежные ресурсы, которые аккумулировались и направлялись в виде ссуд промышленным и торговым капиталистам. Развитие товарно-денежного обращения во всех отраслях хозяйства обусловливало расширение банковского капитала. К первоначальной функции банков — торговле деньгами добавлялась новая 
функция — управление капиталом, приносящим проценты (57,с.46). Банки как 
собиратели капитала стали обслуживать весь процесс производства и по 
лучили возможность влиять на него. 

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.