На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Конфликты в современном обществе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Конфликты в современном  обществе 

    Постоянные  изменения в нашем обществе, экономические, культурные, демографические, ресурсные  кризисы затронули все сферы  человеческой жизни, что обусловило рост и распространение напряженности  и конфликтности. Неблагоприятная  социальная среда, отрицательно влияя  на психическое состояние человека, приводит к снижению его работоспособности, стимулов к жизни, смещению ценностных ориентации, мотивов, возникновению  отрицательных эмоциональных переживаний, вызывает рост агрессивности, напряженности, что влияет на возникновение конфликтов в социальной среде.
    Умение  оптимально вести себя в конфликтных  ситуациях предполагает понимание  причин возникновения конфликтов, психологических  механизмов их действия, динамики развития конфликтов, что позволяет выработать правильный способ поведения людей  в конфликтных ситуациях, находить оптимальные пути выхода из конфликта.
    Конфликт  по своей природе не является физическим предметом, сам по себе существовать не может, а является состоянием человеческих отношений. Конфликт - явление не субстанциональное, является следствием чего-то. При всей своей распространенности конфликт - явление временное, а постоянное состояние общества - согласие. Но, несмотря на свой переходящий характер, конфликты  могут причинить огромные разрушения.
    Очевидно, что для глубоко понятия сущности конфликта и своевременного предупреждения его необходимо его социально-психологическое  исследование, методы сбора, определения  и анализа информации о конфликте, собранной непосредственно в  сфере человеческих отношений. В  общем виде научный анализ конфликтов можно определить как систему  логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, связанных между собой  единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении для последующего их использования в практике урегулирования конфликтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Методики  определения уровня внутриличностной конфликтности 

    Исследуя  конфликты, необходимо рассматривать  их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных  подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системе  более высокого уровня. Важно выявить все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями.
    Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний.
    Сегодня в психологии есть не так уж много  методов для изучения внутренней конфликтности личности. Наиболее часто  в психологической практике, в  частности в психотерапии, используется индивидуальная беседа, осуществляемая с помощью различных техник. В комплексных исследованиях применяется блок методик, которые по косвенным показателям могут выявить внутриличностный конфликт человека. Так, Ю. Юрлов в »исследованиях использовал методику Т. Лири (ДМО), методику по изучению ценностных ориентации Рокича и шкалу депрессии. Это позволило ему выявить особенности внутриличностных конфликтов у курсантов военных училищ.
    Для выявления внутриличностного конфликта применяется также методика, разработанная Г. Келлером, которая позволяет определить наличие конфликта в трех сферах: семейной, партнерского общения и производственной деятельности. Исследование проводилось в семьях студентов. Выявлено, что у мужчин и женщин превалирует конфликтность в партнерской сфере. Основой ее часто является напряженность сексуальных отношений, с которой связаны отсутствие взаимопонимания, недостаток нежности, неправильное распределение домашних обязанностей, внебрачные связи партнера и отсутствие общих планов на будущее. Установлено, что при конфликтах в партнерской сфере ухудшаются возможности трудовой адаптации.
    Полагая, что существует взаимосвязь межличностных  и внутриличностных конфликтов, Е. Иванова и А. Светличный выявляли эти типы конфликтов с помощью методики определения типа поведения в конфликтной ситуации К. Томаса. Кроме выделения пяти типов реагирования в конфликтной ситуации, предложены следующие варианты объяснения.
    1. Определение отвергаемого способа реагирования, т.e. набравшего минимальное количество баллов. По аналогии с другими методиками, основанными на принципе выбора (методики Люшера, Зонди и др.), авторы предполагают, что отвергается обычно подавляемая потребность. Сравнение предпочитаемого и отвергаемого способов реагирования выявляет внутриличностный конфликт.
    2. Применение трансактного анализа. С этой позиции способы поведения выглядят следующим образом. В сопротивлении проявляется позиция Родителя, в сотрудничестве - Взрослого, избегании и приспособлении - Ребенка, в компромиссе - Родителя и Ребенка. Компромисс является способом, соединяющим в себе разнонаправленные позиции. Это более эмоционально нагруженный способ реагирования в конфликте, приводящий к усилению внутриличностного конфликта.
    3. Анализ способов реагирования (предпочитаемых и отвергаемых) с позиции соотношения своих интересов и оппонента. Такой подход, по мнению Е. Ивановой и А. Светличного, выводит на проблему конфликта внутриличностных интересов. Например, выбор соперничества и отвержение приспособления свидетельствуют о бессознательной недооценке своих интересов и стремлении компенсировать это их активным утверждением. Экспериментально это подтверждено данными, полученными по методике Т. Лири.
    Не  всегда удается в ходе психологической  диагностики выявить степень  внутриличностной конфликтности и наиболее конфликтную в данный период времени сферу. Исходя из этого один из авторов (А. Шипилов) разработал методику по определению уровня внутриличностной конфликтности, В основу методики положено понимание внутриличностного конфликта и его видов. Здесь же отметим, что выделяется шесть видов внутриличностного конфликта: мотивационный (между «хочу» и «хочу»), нравственный (между «хочу» и «надо»), ролевой (между «надо» и «надо»), адаптационный (между «надо» и «могу»), конфликт нереализованного желания (между «хочу» и «могу») и неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»). Методика позволяет:
    * определить степень внутриличностной конфликтности человека;
    * выявить наиболее переживаемые  типы внутриличностных конфликтов;
    * определить основные сферы актуальной  внутриличностной конфликтности человека (мотивационная, долженствования, самооценки).
    Для проверки валидности методики различные категории опрашиваемых (школьники выпускных классов, военнослужащие срочной службы, мужчины среднего возраста и женщины от 25 до 55 лет) тестировались по опросникам Г. Айзенка и Д. Кеттела.
    Для проверки надежности методики исследовалось  влияние развитости волевых качеств  личности на уровень ее конфликтности. Развитость волевых качеств помогает человеку преодолеть внутренние проблемы с меньшими издержками (С. Рубинштейн, Т. Агафонов, В. Богословский). С помощью  методики «Личностный дифференциал»  определялась развитость таких качеств, как решительность, уверенность, самостоятельность, невозмутимость и независимость.
    Полученные  результаты позволили сделать ряд  выводов:
    * Чем выше степень напряженности,  тем выше уровень внутриличуостной конфликтности.
    * Чем более развиты у человека  решительность, эмоциональная устойчивость, смелость, независимость, уверенность,  тем ниже острота переживания  внутриличностных конфликтов.
    * Такие волевые качества, как невозмутимость  и одержимость, характерны для  человека с высоким уровнем  внутриличностной конфликтности.
    * Развитость самостоятельности и  нормативности поведения не оказывает  заметного влияния на внутриличностную конфликтность.
    * Существует сильная положительная  взаимосвязь между уровнями внутриличностной конфликтности и нейротизма.
    * Выявлена отрицательная взаимосвязь  между уровнями внутриличностной конфликтности и экстраверсии.
    * Подтверждено, что люди с развитым  интеллектом острее переживают  внутриличностные конфликты. Исследования на различных выборках (по профессиям, возрасту, полу) показали, что острее переживаются конфликты неадекватной самооценки, адаптационные и ролевые конфликты, менее остро - мотивационные и нравственные конфликты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Возможности тестов в определении  конфликтности человека 

    На  сегодняшний день в психологии пока не разработан опросник, или тест, специально предназначенный для определения межличностной конфликтности человека. Поэтому специалисты используют ряд апробированных тестов, которые фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликтности личности.
    Опросник А. Басса - А. Дарки. Предназначен для определения индивидуального уровня агрессивности личности. Предложен в 1957 г. Агрессия рассматривается авторами методики как комплексный феномен, проявляющийся в различных формах агрессивных и враждебных реакций:, физической, косвенной, вербальной агрессии, раздражительности, негативизме, обиде, зависти, подозрительности. Опросник дает возможность определить индивидуальные индексы агрессивности, а также враждебности. Выделяет низкий, средний и высокий уровни.
    В ряде исследований (В. Згуро, А. Шипилов, Ю. Канатаев, С. Дохолян) показано, что конфликтные люди имеют высокий индекс агрессивности. Индивиды с высоким уровнем конфликтности имеют выраженную установку и опыт применения насильственных средств для достижения своих целей. Из конфликтных столкновений они чаще всего пытаются выходить с помощью физической или вербальной агрессии(соотношение индивидуальных уровней агрессивности в группах с высокой и низкой степенью конфликтности, %: 1 - высокий уровень агрессивности; 2 - средний; 3 – низкий).
    Диагностика МЛО - методика изучения взаимоотношений в малой группе. Создана Т. Лири, Т. Лефоржем и Р. Сазеком в 1954 г. Адаптирована и опубликована в нашей стране в 1972 г. Дает возможность определить преобладающий тип отношения личности к окружающим (выделяется восемь типов). Наиболее конфликтными являются прямолинейно-агрессивный (третий тип) и недоверчиво-скептический (четвертый тип). При превышении их уровня 8 баллов (из 16 возможных) высока вероятность конфликтности личности. Об этом говорит их взаимосвязь с агрессивными реакциями личности.
    Как видно, например, прямолинейно-агрессивный  тип отношения к окружающим положительно коррелирует с физической и косвенной агрессией, раздражением, негативизмом и обидой. Для недоверчиво-скептического типа свойственны косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида и подозрительность.
    Личностный  опросник Г. Айзенка. Позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал: «экстраверсияинтроверсия» и «нейротизм-стабильность». Повышенный уровень нейротизма способствует конфликтному поведению личности. Зависимость между экстравертированностью и конфликтностью человека не выявлена.
    16-факторный  личностный опросник Кеттелла. Его также можно применить для выявления конфликтных личностей. Например, для определения психологических особенностей конфликтной личности были подсчитаны оценки по каждому фактору опросника Кеттелла у конфликтных и бесконфликтных индивидов, а также коэффициенты различий средних оценок Стьюдента (t-критерий) между факторами. Статистически значимыми различия оказались по следующим факторам: F - беспечность-озабоченность (t = 3,43 ? = 0,01); G - сила-слабость «сверх Я» (t = 5,7, ? = 0,001); H - смелость робость (t = 2,36, ? = 0,05); I - суровость-нежность (t = 2,38, ? = 0,05); ? - расчетливость-наивность (t = 2,37, ? = 0,01). Анализ показывает, что относительно более конфликтные личности по сравнению с бесконфликтными обладают следующими психологическими особенностями: они скрытны, их отличает практичность, жесткость, суровость, независимость, решительность, смелость. Это, как правило, честолюбивые, стремящиеся к лидерству личности.
    Шкала реактивной и личностной тревожности. Разработана американским психологом Ч. Спилбергером для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности. Адаптированный вариант опросника Спилбергера предложил Ю. Ханин. Тревожность как эмоциональное состояние определяется присутствующим в данный момент у человека напряжением, беспокойством, нервозностью. Как свойство личности она выступает индикатором проявления человеком опасения, страха в объективно безопасных ситуациях, воспринимаемых им как угрожающие. Положительная взаимосвязь между повышенной тревожностью и конфликтностью личности подтверждена в ряде исследований (Н. Гришина, С. Ерина, Т. Полозова, А. Тащева).
    Методика  «Q-сортировка». Предложена X. Заленом и Д. Штоком и позволяет измерить проявление у членов группы таких тенденций поведения, как зависимость-независимость, общительность-необщительность, стремление к борьбеизбегание борьбы. О конфликтности личности свидетельствует высокий показатель тенденции к борьбе, который рассматривается как стремление к завоеванию более высокого статуса и авторитета в системе межличностных отношений.
    Опросник К. Томаса. Предназначен для определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Опросник адаптирован Н. Гришиной. Выделяется пять основных стратегий конфликтного поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Оптимальным поведением в конфликтных ситуациях считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов (минимальное числовое значение - О, максимальное - 12 баллов).
    Преобладание  одной из стратегий свидетельствует  о том, что человек ориентируется  преимущественно на эту линию  поведения в конфликте. Выбор  стратегии определяется личностными  и социальными факторами. Ориентация на ту или иную стратегию зависит  от преобладающего отношения к окружающим (Е. Журавлева), уровня агрессивности. На выбор стратегии поведения в  конфликте влияют возраст человека, тип деятельности, склонность к нормативному или асоциальному поведению.
    Чаще применяется компромисс, сотрудничество и избегание. Реже люди ориентируются на соперничество и приспособление. "Ряд категорий опрошенных часто используют уступку (приспособление). Это государственные служащие - руководители среднего и низового звена и воспитатели детских садов. Причины этого, по-видимому, различны. Воспитатели детских садов по роду деятельности ориентированы на мягкие формы взаимодействия, в том числе и в трудных ситуациях. Государственные служащие в конфликтах часто идут на уступки, по-видимому, по причине опасения возможных санкций, особенно увольнения с работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Изучение  конфликтных отношений  в социальных группах 

    Для изучения межличностных конфликтов, а также конфликтогенных явлений (социально-психологическая напряженность в отношениях, несовместимость, наличие микрогрупп с отрицательной направленностью) используются методы и методики социальной психологии: наблюдение, социометрия, опросы, ретроспективный анализ конфликтов, изучение документов, эксперимент.
    Наблюдение. Как междисциплинарный метод применяется для изучения конфликтов различного уровня - от внутриличностного до межгосударственного. Как метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий наблюдение обладает рядом достоинств. В ходе наблюдения конфликт воспринимается непосредственно. Это может быть обеспечено участием в конфликте (наблюдатель выступает одним из оппонентов) и восприятием конфликта со стороны (свидетель, второстепенный участник, медиатор). Наблюдение позволяет оценить действие многих факторов в конфликте, их «весомость» и эффективность воздействия. При наблюдении обеспечивается естественность условий, в которых протекает конфликт. Конфликт наблюдается в динамике.
    Однако  наблюдение конфликта имеет и  минусы: частный характер наблюдаемой  конфликтной ситуации; взаимное влияние  наблюдателя и конфликта. Наблюдатель  становится в той или иной степени  участником конфликта и его психика подвергается изменениям, которые присущи противоборствующим сторонам (искаженное восприятие, негативные эмоции, поиск справедливой позиции и др.). Полученные таким образом факты с личностной окраской не могут быть фактами научными. Необходимо учитывать влияние личного опыта, знаний, установок, эмоционального состояния наблюдателя на результаты изучения конфликта. Известна также трудоемкость оформления итогов наблюдения.
    Социометрия. Как социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, разработан американским социальным психологом и психиатром Я. Морено. В конфликтологии применяется для выявления напряженных, конфликтных взаимоотношений в малой группе. Основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям. Разработаны различные модификации социометрии. Так, координатно-социограммный метод позволяет, по мнению автора, выделять в исследуемых группах конфликтные пары, индифферентных личностей, микрогруппы с положительным и отрицательным статусами в официальных и неофициальных подсистемах общения.
    Модульная методика диагностики  межличностных конфликтов разработана на основе идей социометрии, однако более эффективна при изучении конфликтных явлений, нежели традиционная социометрия. Модульная структура включает четыре базовые измерительные шкалы (отношение к каждому члену группы; представление об отношении каждого к нему самому; качество выполнения должностных обязанностей; развитость нравственных качеств) с фиксированными оценками в пределах от +5 до -5 баллов. Методика позволяет рассчитать ряд индексов, в частности, индекс конфликтности группы и индексы конфликтности каждого ее члена.
    Пространственная  социометрия представляет более «мягкий», не слишком очевидный по откровенности выбора, вариант социометрии. Позволяет выявить членов группы, с которыми у испытуемого более близкие отношения, и тех, с кем у него безразличные или конфликтные отношения. Применяется в работе детских и школьных психологов, в ходе социально-психологических тренингов.
    Цветовой  тест отношений (ЦТО) применяется в тех случаях, когда у опрашиваемых существует установка на сокрытие от психолога своих конфликтных отношений в группе. ЦТО базируется на предположении о том, что существенные характеристики отношений и порожденных ими состояний коррелируют с цветовой гаммой. Цветовая гамма (цветоассоциации) позволяют выявить скрытые взаимоотношения в группе, минуя защитнее механизмы. В ЦТО используется набор цветовых стимулов из восьмицветного теста Люшера.
    Опросник Б. Кросби и Дж. Шерер. Позволяет определить индекс конфликтности психологического климата в организации. Опросник включает следующие факторы: баланс власти как субъективное чувство удовлетворенности сотрудников распределением власти в организации; выражение чувств (насколько принято в организации открытое выражение эмоций и прежде всего негативных); отношение к открытому несогласию (как чувствуют себя сотрудники организации, высказывающие свое несогласие в процессе принятия решения); стиль решения конфликта руководителем: избегание открытого разрешения конфликта, давление на подчиненных в ходе обсуждения, сглаживание или открытая и объективная работа с людьми по регуляции конфликта.
    Ретроспективный анализ конфликтов. В фрагментарном виде применяется сравнительно давно. А. Тащева разработала опросник для анализа конфликтных отношений супружеских пар - «ретроспективную рефлексию конфликтов». Респондентам предлагалось ответить на вопросы, касающиеся наиболее типичных конфликтов, способов поведения, факторов эскалации конфликтов, что мешает их предотвращению, как ведет себя оппонент. М. Гольштейн-Бек на основе ретроспективного анализа 426 конфликтных ситуаций на промышленных предприятиях выявил, что преобладающую часть конфликтов (63,4%) представляют конфликты между руководителями и подчиненными.
    Изучение  документов для ретроспективного анализа конфликтов используется в социальной и юридической психологии. Так, В. Крапивин использовал различные документы (рапорты, объяснительные записки, доклады и др.) для изучения межличностных конфликтов в военностроительных отрядах.
    Исходя  из предположения, что в часто  повторяемых синонимах термина  «конфликт» отражаются привычные способы  разрешения и характер конфликта, А. Тащева исследовала синонимический ряд этого понятия (ссора, спор, драка, столкновение, разногласия, напряженные отношения, недопонимание и др.). Анализ определений конфликта и синонимов осуществлялся методом контент-анализа, в ходе которого определялась частота употребления различных синонимов (отношение числа упоминаний данного синонима конфликта к общему числу ответивших на этот вопрос).
    Метод опроса. Применяется при исследовании различных видов конфликта. Используются анкетирование, беседы, массовые и экспертные опросы. Так, Т. Полозова предложила методику определения внутригрупповой конфликтности. Ее основу составляет метод экспертной оценки межличностных отношений членов коллектива, позволяющий, по мнению автора, выделить конфликтные пары. Методика также включает выявление общих нормативов поведения в конфликтной ситуации, определение образа конфликтного и неконфликтного человека/оценку коллектива по биполярной шкале.
    Разработана система диагностики педагогических социальноперцептивных барьеров и изучения их проявления в условиях педагогического конфликта. Используя сочинение на тему «Моя группа» в учебных группах ПТУ, Е. Первышева выделила конфликтные пары в этих группах.
    Методика  оценки психологического климата в  группе с помощью шкалы-опросника Ф. Фидлера - Ю. Ханина. Шкала состоит из противоположных по смыслу пар слов (антонимов). С их помощью можно описать атмосферу в группе (например, «дружелюбие - враждебность», «согласие - несогласие», «теплота - холодность» и т.д.). Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре опрашиваемый поставит свою метку, тем более выражены эти признаки в группе. По усредненным данным всех членов группы строится ее общий профиль. Так можно получить информацию об уровне конфликтности группы.
    Методика  «межличностный семейный конфликт»  предназначена для выявления  супружеских затруднений с целью  консультирования супружеской пары и коррекции отношений (В. Левкович, О. Зуськова). Методика представляет собой набор пятибалльных шкал, составляющих вопросник из 168 пунктов. Их содержание характеризует следующие сферы жизнедеятельности семьи: семейные роли; потребность в общении; познавательные потребности; материальные потребности; потребности в защите «Я-концепции»; культура общения; взаимная информированность; уровень моральной мотивации; проведение досуга; частота конфликтов и способы их разрешения; субъективная оценка удовлетворенности каждого супруга браком.
    Методика  «включенного конфликта». Разработана Ю. Баскиной. Предназначена для диагностики родительского отношения к ребенку 6-10 лет и позволяет выявить различия в отношении к ребенку у родителей из гармоничных и конфликтных семей. Родителю предлагается включиться в несколько конфликтных ситуаций, основным участником которых якобы является его ребенок. В процессе исследования зачитываются незаконченные рассказы, в которых описываются проблемы, характерные для детей 6-10 лет. Опрос проводится сначала с родителем, а затем с ребенком. Методика включенного конфликта не предполагает реальное взаимодействие родителя с ребенком. Она условно создает ситуацию общения между ними. При этом выявляются типичные для родителей формы взаимодействия с ребенком. В результате коррекционной работы процент родителей в группе испытуемых, дающих в основном жесткие указания, снизился с 66,7% до 27,7%.
    Детский рисунок «Моя семья». Представляет проективную методику для выявления внутрисемейных отношений. Она используется уже несколько десятков дет в практической психологии. О возможной конфликтности в отношениях ребенка с родителем могут свидетельствовать: отдаленность друг от друга; отсутствие члена семьи на рисунке; между ребенком и родителем нарисован какой-то барьер; деформация состава семьи; поза родителя по отношению к ребенку и др.
    Эксперимент. Первые упоминания об экспериментальном изучении межличностных конфликтов в отечественной психологии относятся к середине 60-х годов. С помощью моделей конфликтных ситуаций изучался процесс разрешения конфликтов. Использовались также западные методики. Так, Д. Поспелов исследовал внутригрупповые процессы в ходе ненулевых игр с числом игроков, большим двух. За основу были взяты конфликтные модели А. Рапопорта и А. Чамаха.
    Классической  экспериментальной ситуацией стала  «дилемма узника», суть которой состоит  в следующем. Двух подозреваемых  по отдельности допрашивает прокурор. Оба они виновны, однако у прокурора  имеются только доказательства их виновности в меньших преступлениях. Поэтому  он предлагает каждому из преступников по отдельности признаться: если один сознается, а другой нет, прокурор гарантирует  сознавшемуся минимальный срок (а  его признание использует для  обвинения другого в более  тяжком преступлении). Если сознаются  оба, каждый получит умеренный срок. Если ни один не признается, наказание  для обоих будет незначительным (дилемма узника (в каждой клетке над диагональю указан приговор заключенному А, под диагональю - приговор заключенному Б). Чтобы минимизировать собственный срок, многие признаются, несмотря на то, что совместное признание ведет к более суровым приговорам, чем обоюдное непризнание. Так заключенные попадают в социальную ловушку.
    В 60-е годы группой отечественных  ученых (А. Быстрицкая, В. Васильев, Ф. Горбов, М. Новиков, А. Саввин и др.) проводилась серия экспериментов по исследованию внутригрупповых конфликтов в ходе совместной деятельности. Использовалась методика, основу которой составляло устройство «Гомеостат». Предметом исследования выступала эмоциональная и поведенческая сферы взаимоотношений людей в конфликтной ситуации. Для «провоцирования» группы к конфликту использовались: предъявление группе неразрешимых задач с предварительным обучением на разрешимых задачах; предъявление группе сложных задач с предварительным обучением на легких задачах; внесение помехи в коллективную деятельность в результате скрытого участия экспериментатора в качестве одного из членов группы.
    С целью изучения когнитивного конфликта  и условий перерастания его в  межличностный Н. Фрыгина проводила эксперимент, основой которого являлось групповое обсуждение рассказов по предъявленным картинкам из набора проективной методики TAT. Эксперимент в 80-е годы применялся преимущественно для изучения конфликтных отношений в детской среде. Кроме того, Э. Киршбаум экспериментально моделировал типичные конфликтные ситуации в учебном процессе. Им доказано, что психологическая защита как способ разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом процессе нежелательна.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.