На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Интеллект как общая способность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Содержание:
    Введение………………………………………………………………………….3
    I «Понятие интеллекта»…………………………………………………………4
    II «Интеллект человека»……………………...…………………………………6
    III «Интеллектуальные способности»…………………...……………………11
    IV «Оценка интеллекта»…………………………………….…………………15
    Заключение………………………………..……………………………………21
    Список  литературы………………………………………………….…………22 
Введение.

     В последнее время психология приобретает  все большее значение в жизни  каждого отдельно взятого человека и общества в целом. Она беспрестанно продолжает проникать в новые сферы человеческой деятельности, расширяя багаж своих возможностей, сведений и методов, тем самым, становясь на один уровень с такими серьезными науками, как физика, математика и т. д.
           С появлением прикладного  человекознания, в первую очередь  древней философии, возникла настоятельная потребность в систематизации наблюдений. Создаются первые труды в области изучения темперамента, характера и способностей. И в дальнейшем почти все разделы дифференциальной психологии формируются под воздействием возникших в разных областях человеческой деятельности запросов: выявление среди поступающих в школу детей с задержками развития с целью создания для них специальных классов, отбор наиболее пригодных для той или иной профессии кандидатов, создание индивидуально-ориентированных приемов психотерапии.
           Одной из первоочередных задач таких исследований (а их можно назвать дифференциально-психологическими) является выявление механизмов образования  формалных характеристик. Для этих целей разрабатываются различные  классификации формальных свойств индивидуальности человека. Исследование способностей и интеллекта занимают одно из центральных мест в дифференциальной психологии. Задача по измерению человеческого интеллекта и общих – а затем и специальных – способностей была продиктована нарастающими запросами специалистов практиков: учителей, воспитателей, клиницистов, руководителей больших коллективов, которые рассматривают интеллект как характеристику со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться собственной активностью. При этом стоит отметить, что к интеллекту нельзя применить оценочно-содержательные характеристики. Интеллект не может быть «порядочным», «моральным», «злым» или «добрым». Чем же именно характеризуется интеллект? Давайте попробуем это выяснить. 

 

      I «Понятие интеллекта»
     Возникновение понятия <интеллект> связано с  попытками оценить с помощью  специальных психологических тестов умственные и творческие возможности  человека. Следовательно, более правильным является соотнесение интеллекта и  способностей человека выполнять определенную умственную деятельность. Более того, нельзя рассматривать интеллект только как совокупность характеристик, обеспечивающих адаптацию человека к внешней среде, потому что человек живет в обществе и его адаптация связана с моральными ценностями и целями деятельности, а формирование моральных ценностей и целей деятельности нельзя объяснить только их осознанием. Часто формирование мотивов и ценностей происходит на уровне бессознательного. Кроме того, успешность адаптации зависит также от физиологических и психофизиологических особенностей человека. Поэтому, связывая интеллект с мышлением, целесообразно соотнести его с познавательной деятельностью человека, т. е. с областью проявления мышления, которая связана с переработкой информации и решением определенных умственных задач - областью, которая в определенной степени может быть вычленена из всего потока психических процессов и изучена самостоятельно.
     Таким образом, под интеллектом мы будем  понимать совокупность самых разнообразных  умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека. Слово <интеллект> происходит от латинского intellectus, в переводе на русский означающего <разумение>, <понимание>, <постижение>. Следует отметить, что единого понимания данного термина до сих пор не существует. Различные авторы связывают понятие <интеллект> с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем и т. д. Другой весьма распространенной точкой зрения стало мнение Ж. Пиаже о том, что интеллект - это то, что обеспечивает адаптацию человека.
     Следует отметить, что до настоящего времени  единой общепринятой трактовки понятия <интеллект> нет. Сегодня существуют два основных толкования интеллекта: более широкое и более узкое. В более широком смысле интеллект – это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способностей человека.
     Мы  будем исходить из того, что интеллект  в современной психологической  науке связывают с процессом  мышления, а мышление, в свою очередь, является познавательным психическим процессом, завершающим обработку информации, которую мы получаем из внешнего мира.
 

     
     II «Интеллект человека»
     Чтобы определить интеллект следует указать  на степень сложности всех взаимодействий когнитивных структур, т.к. интеллект  включает почти все когнитивные структуры, а если взять одну какую-нибудь когнитивную структуру, то получится, что нам пришлось пренебречь их взаимодействием.
2.1. Коэффициент интеллектуальности и креативность
     С конца 19-го века в экспериментальной  психологии получают распространение разнообразные количественные методы оценки интеллекта, степени умственного развития — с помощью специальных тестов и определённой системы их статистической обработки в факторном анализе.
     Коэффициент интеллектуальности (англ. Intellectual quotent, сокращённо IQ), показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, устанавливаемый на основе различных тестовых методик. Коэффициент интеллектуальности привлекает тем, что позволяет количественно в цифрах выразить уровень интеллектуального развития.
     Идея  количественного определения уровня интеллектуального развития детей  с помощью системы тестов впервые  была разработана французским психологом А. Бине в 1903 году, а термин был введён австрийским психологом В. Штерном  в 1911 году.
     Большинство тестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями, стало ясно, что они  имеют ограничения при определении  способностей к различным видам деятельности.
     В настоящее время тесты определения  способностей носят комплексный  характер, среди них получил наибольшую известность тест структуры интеллекта Амтхауэра. Польза практического применения этого теста, точнее знание степени  развития тех или иных интеллектуальных возможностей человека, дает возможность оптимизировать взаимодействие руководителя и исполнителя в процессе трудовой деятельности.
     Критика результатов тестирования с точки  зрения когнитивной психологии более  чем справедлива, т.к. коэффициент интеллектуальности IQ не учитывает когнитивные компоненты, а учитывает лишь специфичные виды поведения. Хотя до сих пор когнитивные психологи при оценке интеллекта используют психометрический метод в качестве критерия точности когнитивных тестов.
     Высокий коэффициент интеллектуальности (выше 120 единиц IQ) не обязательно сопутствует  творческому мышлению, которое очень  трудно оценить. Творческие люди способны действовать нестандартными методами, иногда наперекор общепринятым законам, и получают хорошие результаты, делают открытия.
     Способность получать такие необыкновенные результаты нестандартными способами называют креативностью. Мало того, что творческие люди, обладающие креативностью, решают проблемы нестандартными способами, но они еще их и сами генерируют, бьются над ними и в результате решают, т.е. находят тот рычаг, который способен "перевернуть земной шар".
     Однако  нестандартное мышление не всегда бывает креативным, часто оно бывает просто оригинальным, поэтому действительно  трудно определить творческое мышление, а тем более дать ему какую-то количественную оценку.
2.2. Развитие интеллекта
     С точки зрения когнитивной психологии развитие интеллекта — это изменение  когнитивных структур, процессов  и способностей в течение всей жизни. Можно определить интеллект тем направлением, на которое ориентировано его развитие, и не думать при этом о границах интеллекта.
     Но  не может быть интеллект таким  клубочком из русских сказок, который  бежит себе впереди Иванушки, указывая ему путь, и ничего не меняется ни в самом клубочке, ни в жизни Иванушки, который лишь получает предназначенный ему "приз", не приложив своих усилий, только и того, что бежит в заданном ему направлении.
     Скорее  интеллект можно сравнить со снежком, который катится в нужном направлении и при этом становится снежным комом, да и то меняет направления качения, чтобы сделаться круглым (полным), и беда его в том, что он теряет скорость, набирая массу. А интеллект должен набирая массу, набирать и скорость.
     Если  сравним с ЭВМ то, скажем, чем  больше данных находится в памяти компьютера, тем быстрее она должна выдавать результат задачи. Тем не менее, как хорошо известно разработчикам программ, при увеличении объема данных, наибольшее значение в эффективности всей системы приобретает вопрос о правильной организации данных и процессов, участвующих в их обработке. Но к искусственному интеллекту мы обратимся позже в отдельной статье.
     Поведение Иванушки будет тем интеллектуальнее, чем сложнее и многообразнее  пути, по которым проходят воздействия  его на объекты, и лишь тогда он придет к действительным победам.
2.3. Теория стадий Пиаже
     Основной  теорией развития интеллекта в когнитивной  психологии можно назвать теорию стадий Пиаже, который сделал свои выводы, наблюдая за детьми разного возраста. Ребенок появился на свет, и ему ничего не остается делать, как адаптироваться к этому миру. Ассимиляция (истолкование события в разрезе существующих знаний) и аккомодация (приспособление к новой информации) — два процесса адаптации.
     Первая  стадия — сенсомоторная стадия. Появляются первые рефлексы и первые навыки. Затем ребенок, старше 12 месяцев, начинает озираться в поисках исчезнувшего из его поля зрения предмета, до этого он таких попыток не делал. Он эгоцентрист и судит о мире со своей «колокольни», но теперь уже он начинает понимать, что предметы вокруг него существуют на самом деле, и они не исчезают, когда он их не видит. Таким образом, у ребенка возникает постоянство объекта, появляются первые представления о внешнем мире. У него появляется цель, которой он старается достигнуть, это ли не первые признаки интеллекта.
     Вторая  стадия — предшествующая операциям. До 7 лет у детей развивается  интуитивное символическое мышление, но они остаются эгоцентричными. Они  уже могут конструировать решения  каких-то проблем, не воплощая их в жизнь. Мир вокруг них расширяется, включая пока простые понятие о внешней среде.
     Третья  стадия — конкретных операций. В  возрасте 7-12 лет дети могут оперировать  своими внутренними репрезентациями  каких-то объектов, у них формируются, конкретные операции, т.е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции.
     Четвертая стадия — формальных операций. После 12 лет у детей появляется абстрактное  мышление, и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект, формируется внутренняя модель внешнего мира, происходит обогащение информацией. Важно, только чтобы не произошло обнищание души при обогащении информацией, как говорил А.Н. Леонтьев.
     Пиаже отмечал, что поскольку человек  с рождения окружен социальной средой, то естественно, что она на него воздействует так же, как и среда физическая. Общество не только воздействует на человека, но и преображает его структуру, изменяет его мышление, навязывает другие ценности и обязанности. Социальная сфера преобразует интеллект с помощью языка (знаки), содержания взаимодействий (интеллектуальные ценности) и правил мышления.
     Теория  Пиаже, безусловно, интересна, хотя и не совсем безукоризненна, т.к. встречается и у взрослых людей отсутствие абстрактного мышления к какому-то виду деятельности, причем в остальном эти люди нисколько не отличаются от других. В теории Пиаже развитие интеллекта идет как бы скачками-стадиями, но существует подход, основанный на непрерывных изменениях — это подход обработки информации.
2.4. Обработка информации
     Информация, попадающая через специальные анализаторы  в мозг человека, перерабатывается, сохраняется и преобразуется  в знания. При этом если на взрослого человека льются реки информации, то на ребенка обрушиваются целые водопады, причем дети не подготовлены к этим водопадам, как же им удается выплыть из-под бушующего потока, сохранить что-то в памяти и получить при этом знания.
     Очевидно, маленького ребенка спасает невозможность  отвлечения от того, чем они занимаются в данный момент, т.е. высокой концентрации внимания на текущей деятельности.
     Ребенок не может выполнять сразу несколько  дел, например, как Юлий Цезарь, или  просто большинство взрослых людей, что говорит о том, что переключаемость внимания развивается на более поздних стадиях онтогенеза. И чем старше ребенок, тем доступнее для него выполнение абстрактных заданий наряду с выполнением сложных сенсомоторных действий.
     При развитии у ребенка происходит утонченность когнитивных стратегий, так, если маленький  ребенок заучивает стихи, часто  не понимая даже смысла многих слов, используя механическое повторение, то подросток может уже использовать специальные технологии заучивания.
     Старшие дети уже могут регулировать свое мышление и могут ощущать, что  они получают знания. Этого ощущения знания у маленьких детей еще  нет. Когда человек начинает осознавать, как он решает когнитивные задачи, у него происходит такая обработка  информации, которую называют метапознанием (мышление о мышлении).
 

      III. «Интеллектуальные способности»
     Различия  между интеллектуальными способностями  очень просты, точно так же, как  различия между ассоциативным научением  и памятью, между высшими уровнями абстрактного мышления и рассуждением. Разделения между навыками I уровня и навыками II уровня Дженсена, возможно самая полезная формулировка этого измерения.

3.1. Навыки I и II уровней

Навыки I уровня включают ассоциативное научение и выучивание наизусть, которые включают в себя такие задания, как передача специфичного материала памяти, научение использовать код для трансформации слов родного языка в новый набор символов или научение общаться на иностранном языке. Такие задания почти не требуют решения проблем, хотя могут создавать определенное когнитивное напряжение, если требуют сильного напряжения внимания или памяти.
     Навыки I уровня в основном задействованы  при освоении основных умений, преподаваемых  в начальных классах и при  изучении фактической информации.
     Навыки II уровня включают информационно-обрабатывающие действия, участвующие в восприятии стимулов и в абстрактном мышлении, требуемом при решении проблем, особенно, не встречавшихся ранее.
Навыки II уровня нужны для того, чтобы  преуспеть в понимании прочитанного, чтобы справляться с математическими формулами, чтобы понимать и использовать абстрактные принципы.
3.2 Кинетический и  потенциальный интеллект,  подвижный и кристаллизованный  интеллект. 

     Кинетический и  потенциальный интеллект

Однажды приобретенное знание (как использовать компьютер, формула площади фигуры и т. д.) сохраняется для дальнейшего использования. Грегори утверждает, в качестве хорошего сравнения может выступить идея о кинетической энергии, или накоплении потенциальной энергии, которая может быть использована различными способами. Таким образом, можно обозначить производство знания как кинетический интеллект, а знание решения проблемы как потенциальный интеллект. В этом случае потенциальный интеллект – это решения и ответы, созданные кинетическим интеллектом.
     Чем больше знаний и опыта мы приобретаем, тем больше становится запас нашего потенциального интеллекта.
     Подвижный и кристаллизованный  интеллект

Довольно  похожие споры возникают, когда  речь заходит о кристаллизованном  интеллекте (знание) и подвижном интеллекте.

     Подвижный интеллект – способность не только понимать выученное, но и способность  видеть применимость знания к проблемной ситуации и творчески применять  знание в новой обстановке.
     Со  временем интеллектуальная подвижность (решение проблем, применение информации к контекстной ситуации) стала восприниматься некоторыми психологами как врожденный потенциал или интеллект в общем.
     Интеллект может развиваться по мере получения  образования, следовательно, какой-то определенный тип образования может  развивать какой-то определенный аспект интеллекта. Таким образом, можно  развить подвижный интеллект, если образовательная программа будет  уделять достаточно внимания упорядочению и использованию получаемых студентами знаний.

3.3. Гарднер и Штернберг: системы теоретизирования

Те, кто  предлагает системные точки зрения, верят, что интеллект – это  сложная и целостная система.  Они пытаются понять обобщенное целое, состоящее и различных частей. Два хороших примера системного теоретизирования – теории человеческого интеллекта Гарднера и Штернберга.

Разнообразные интеллекты Гарднера

Гарднер утверждал, что интеллект – не просто явление, состоящее из многообразных способностей, но наоборот: есть много различных видов интеллекта, каждый из которых важен по-своему и независим от других.
Работа  Гарднера закончилась списком семи интеллектов:
    Лингвистически-вербальный;
    Логико-математический;
    Пространственный – способность создавать в уме модель пространственного расположения предмета и использовать эту модель;
    Музыкальный;
    (Корпусо)-кинестетический – способность решать проблемы и придавать форму продукту, используя тело (как, например, делают танцоры);
    Интерперсональный интеллект – способность понимать мотивы действий других людей и знать, как работать с людьми;
    Интраперсональный интеллект – способность формировать правильную модель себя и использовать эту модель для успешного функционирования в обыденной жизни.

Триумвират  Штернберга

Штернберг заявил, что интеллект состоит  из трех основных частей: концептуальной, креативной и контекстуальной. Концептуальная часть включает в себя компоненты обработки информации, используемые в мышлении (напр. решение аналогий или понимание текста). Эти концептуальные процессы бывают разнообразными, три основных вида: руководящие процессы, используемые для планирования действия, контроля  над ходом действия и оценкой действия после его завершения; не руководящие процессы, используемые для выполнения задания; и компоненты приобретения знания – процессы научения, как выполнять задание, перед тем, как приступить к нему.
     Штернберг утверждал, что составляющие интеллекта не действуют в вакууме; они, скорее, находятся под влиянием опыта человека и практического задания.
     Контекстуальный аспект триумвирата Штернберга –  это применение интеллекта в контексте  обыденной жизни. Практический интеллект  это то, к чему люди наиболее часто  обращаются. Однако IQ-тесты не занимаются прямым изучением интеллекта. Штернберг заявляет, что следует различать практический и академический интеллекты, потому что существует возможность того, что индивиды могут иметь высоко развитый практический интеллект и низко развитый академический, и наоборот.

3.4 Интеллект в структуре индивидуальных свойств

Связь интеллекта с другими индивидуальными  параметрами всегда в центре острых дискуссий. Здесь выделяются две  проблемы, последовательно сменяющие  друг друга в ходе научного обсуждения. Первую часть дискуссии, посвященную взаимовлиянию интеллекта и личности, начали еще Л.Тернстоун и Р.Кеттел, обнаружившие тесное переплетение некоторых личностных свойств с интеллектуальными особенностями. Вторая проблема носит, скорее, идеографический характер и связана с изучением интраиндивидуальных условий развития интеллекта.
     Сегодня среди когнитивных психологов существует довольно четкая общая позиция в  определении того, какая психологическая  реальность скрывается за конструктом  «интеллект». Опрос шестисот экспертов  показал, что 99,3% из них согласны в том, что интеллект связан с абстрактным мышлением или логикой, 97,7% считают очевидной связь интеллекта с решением проблем, 96,0% полагают, что интеллект связан со способностью приобретения знаний. Однако менее очевидной и требующей тщательной проверки является связь интеллекта с другими, не-когнитивными, характеристиками индивидуальности.
 

      IV. «Оценка интеллекта»
     По  мнению многих исследователей, интеллигентный человек способен правильно, рационально  судить о происходящих событиях, понимать и размышлять, и на этой основе - адаптироваться к окружающей среде и успешно справляться с меняющимися жизненными обстоятельствами. Одним из косвенных показателей уровня интеллекта является скорость мышления и принятия решений. Уровень интеллекта также может быть оценен по совокупности семи таких показателей, как:
     Счетная способность, способность оперировать  числами и выполнять арифметические действия;
     Вербальную, словесную гибкость, легкость, с  которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
     Вербальное  восприятие, способность понимать устную и письменную речь;
     Пространственную  ориентацию, или способность представить  себе различные предметы и формы  в пространстве;
     Память;
     Способность к рассуждению, анализу происходящих событий;
     Быстроту  восприятия сходства или различий между  предметами или их изображениями.
     Анализ  перечисленных компонентов уровня интеллекта позволяет видеть, что  они не могут оставаться постоянными  для человека. Безусловно то, что  с годами ослабевает память, замедляется реакция устного счета, а порой и пространственная ориентация. Однако эти изменения, оставаясь в каких то допустимых пределах, еще не могут служить показателем деградации интеллекта. Хорошо известно также, что наряду с людьми в равной мере показывающими высокий уровень интеллекта по всем названным показателям, есть люди, показывающие уникальные способности лишь в какой-то их части. Можно блестяще владеть словом, однако затрудняться в выполнении арифметических действий и наоборот.
     Интеллект во многом связан со стилем мышления, под которым подразумевается открытая система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей (ценностей, мотивации, интеллектуальных, профессиональных и характерологических свойств).
4.1. Пять стилей мышления  и интеллекта
     Синтетический стиль мышления создает качественно  новое и оригинальное суждение. Обладателем  синтетического стиля являются чрезвычайно  чувствительные и противоречивые в  рассуждениях люди. Излюбленным методом синтезаторов является спекулятивное теоретизирующее мышление, стремление совместить несовместимое, действуя по формуле "тезис — антитезис — синтез". Без надуманных теорий синтезаторы чувствуют себя неуютно. Нередко они усложняют жизнь себе и другим надуманными проблемами.
     Основными стратегиями синтетического стиля  мышления являются:
     установить  разногласия, чтобы потом разрешать  их с субъективных позиций своего постулата: конфликт — это источник развития; применение стратегии "инкубация противоречии", суть которой состоит в способности удерживать в сознании две противоположные идеи, ничуть этим не смущаясь; сползание на позиции фантазирующей стратегии по принципу маниловщины - "что если"; ведение диалога с пересекающимися ошеломляющими вопросами, сбивающими оппонента с толку; использование позиции третьей силы, когда ход мыслей и действий синтезатора контролируется серией вопросов к себе (что здесь происходит, какую роль я играю в этом и др.).
     Как добиться пользы от синтезатора? Бросить ему вызов и заманить "джинна в бутылку"; постоянно добиваться осуществления принципа обеспечения дополнительности информации по обсуждаемой проблеме; научиться вести с ним "потешные бои" в обмене колкостями и шуточками; избегать бюрократии в генерировании новых идей и их обсуждении; постоянно опираться на процедурную справедливость.
     Идеалистический стиль характеризуется широким  взглядом на жизнь, глобальными оценками без детального анализа проблем  и опоры на формальную логику, ее законы. Они, как и синтезаторы, не расположены концентрироваться на точных цифрах и фактах. Но в то же время они имеют повышенный интерес к целям, потребностям, мотивам и ценностям человека. Идеалисты в отличие от синтезаторов склонны считать, что все разногласия и споры можно уладить, сглаживая различия и акцентируя сходство. Идеалисты с синтезаторами в одной компании оказываются не на высоте.
     Основными стратегиями идеалистического стиля  мышления являются: негативный анализ — самая полезная и ценная стратегия; открытость и дружелюбие в вербальных и невербальных каналах; интерес к проблеме в целом; дальний прицел в убеждениях, чтобы избежать конфликта в диалоге и полилоге; определение четких целей и критериев в разговоре; поиск средств для достижения согласия обеих сторон собеседования; апология (защита) гуманности для идеалистов является правильной стратегией и нравственным императивом, поэтому они находятся в ладу со своей совестью почти всегда.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.