Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характеристика российско-китайских взаимоотношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  НАУКИ РФ
     ФГОУ  ВПО «Чувашский государственный  университет 
     им  И. Н. Ульянова» 

     Факультет экономики и менеджмента
     Кафедра региональной экономики и предпринимательства 
 
 
 
 

     Курсовая  работа на тему:
     «Характеристика российско-китайских взаимоотношений» 
 
 
 
 
 

              Выполнила: студентка гр. ФЭМ 81-08
              Федорова  Ксения Ивановна
              Научный руководитель: 
              к. э. н., ассистент Ладыкова Т. И. 
               
               
               
               
               

    Чебоксары 2011
    Содержание 

Введение. 3
Глава 1. История российско-китайских  отношений 6
1.1. Истоки формирования  отношений Китая  и Царской  России. 6
1.2. Отношения Китая  и СССР – российско-китайское  сотрудничество. 9
Глава 2. Особенности российско-китайских  отношений на современном  этапе. 14
2.1. Нормативно-правовая  база сотрудничества. 14
2.2. Политика стратегического  партнерства. 16
2.3. Совместные проекты  экономического сотрудничества 22
Глава 3. Проблемы и перспективы  развития российско-китайских  отношений. 28
3.1. Проблемы российско-китайских  отношений. 28
3.2.Перспективы  развития партнерства. 31
Заключение. 36
Список  литературы 39 

    Введение. 

    История российско-китайских отношений начинается в первом десятилетии XVII и охватывает около четырех столетий. Первые контакты русских и китайцев историки относят  к периоду монгольского владычества  над Русью. Затем, в связи с  распадом Монгольской империи, эти  контакты прекратились и возобновились  лишь в XVII в., когда в своем освоении Сибири русские приблизились к границам Китая.
    Актуальность  исследования современных политических взаимоотношений России и Китая  обусловлена историческим прошлым  двух государств, и важностью нахождения целостного понимания двухсторонних  отношений. Современные международные  отношения могут повлиять на дальнейший ход истории. И, чтобы не ошибиться  в выборе правильного пути развития взаимоотношений, нужно как можно  многосторонне исследовать заявленную тему. Известно, что политические отношения  регулируют экономические связи, а  в свете экономического возвышения Китая для нашей страны важно  использовать благоприятные условия  для экономического и политического  сотрудничества.
    Отношения Китая с Россией имеют свои особенности и не похожи на отношения  КНР с другими странами. Важнейшее  значение для партнерства Китая  с Россией имеет российское геополитическое  положение. После окончательного пограничного размежевания в 1990е годы у России с Китаем не осталось территориальных  претензий. Вместе с тем их объединяет общность в отстаивании своей  территориальной целостности и  безопасности от покушений со стороны  сепаратистов, раскольников и экстремистов. КНР для России – так же один из важных внешнеполитических приоритетов. Наша общая граница имеет протяженность в 4300 км. С КНР граничат районы Сибири и Дальнего Востока, для которых экономическое сотрудничество со стабильно развивающимся соседом имеет важнейшее значение как для преодоления нынешних хозяйственных трудностей, так и для экономического развития в будущем.
    Динамичность  китайской экономики может придать  дополнительный импульс развитию России. Ввиду разности экономических потенциалов  между Россией и Китаем нет  соперничества за мировые рынки, но есть, напротив, взаимодополняемость  интересов.
    Китай нуждается в поставках многих других видов природных ресурсов, которыми располагает наша страна в  избытке, а нам нужны китайские  капиталовложения и товары. Не следует  забывать и о транзитных потенциях  российской территории для связей Китая  с Европой. Эффективность российско-китайского сотрудничества в решении обозначенных и многих других про6лем может  быть существенно усилена, если с  сотрудничество это будет основываться не только на двухсторонних, но и на многосторонних усилиях.
    Российско-китайские  отношения в последнее десятилетие  ХХ в. и начало ХХI в. ознаменованы поступательным развитием в политической, торгово-экономической, культурной и др. областях. Между Россией и КНР установлены отношения стратегического партнерства, закрепленные в подписанном в 2001 г. межгосударственном Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.
    В политической области – это регулярные встречи высших руководителей двух стран, министров иностранных дел, парламентариев. Высокий уровень  политических отношений между Москвой  и Пекином благоприятствует развитию двусторонних внешнеэкономических  связей. Кроме того, сотрудничество в торгово-экономической области  является важной составной частью стратегического  партнерства и имеет исключительно  важное значение в качестве материальной основы укрепления отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества между Москвой  и Пекином.
    Постсоветские политические отношения России и  Китая в отечественной историографии  изучены неравномерно. В 90-е годы вышло несколько научных работ  и исследований, уже проанализировавших данный период и давших интересную, но порой неоднозначную оценку происходящего. Касаясь начала XXI века, нужно отметить, что в силу рассматриваемого периода целостных, объективных работ пока нет, но существует множество публикаций на данную тему.
    Цель данной работы состоит в том, чтобы проследить и объяснить преемственность и динамику российско-китайских отношений с учетом возможных вариантов их дальнейшего развития. Из цели вытекают следующие задачи:
    выявить основные направления двусторонних отношений;
    изучить договора о сотрудничестве;
    обозначить позиции, которые занимают страны на международной арене в современный период;
    выявить проблемы и возможные перспективы развития взаимоотношений.
 
 
 
 
 
 
    Глава 1. История российско-китайских  отношений
    1.1. Истоки формирования  отношений Китая и Царской   России.
     
    Первой  русской миссией, которая заложила основы установления русско-китайских  торговых отношений, было посольство томского казака Ивана Петлина. Летом 1618 г. пекинский двор отправил с Петлиным в Москву грамоту с предложением установить регулярные торговые связи. Однако прочитать послание никто не смог. [14;с. 568] Последующие попытки россиян завязать отношения все так же наталкивались на незнание китайского языка. Языковой барьер был преодолен в конце XVII века: адмирал Федор Головин заключил с китайцами первый договор о границах и торговых отношениях.
    Встреча двух цивилизаций — русской и  китайской — в середине XVII в. произошла  в далекой Даурии. Тогда казаки Е. Хабарова, продвигаясь по Амуру  и подчиняя местные племена, разгромили втрое превосходившее их численностью маньчжурское войско. Однако в планы  русского правительства не входило  осложнение отношений с Китаем. В  связи с этим Московское правительство  в 1670-х гг. попыталось урегулировать  отношения с Китаем мирным путем.
    Укрепление  позиций Русского государства в  Забайкалье и на Амуре вызывало недовольство маньчжурского Китая, а также  северо-монгольских ханов. В 1680-х  гг. они предприняли военные вторжения, от которых особенно пострадали Албазин  и Нерчинск. Эти военные акции  имели целью вытеснить русских  с территории Даурии, однако мужественное сопротивление последних расстроило захватнические намерения южных  соседей. В связи с этим маньчжурские правители предложили провести переговоры для заключения мира и установления границы [12; с. 236].
    Нерчинский договор 1689, первый договор, определивший отношения Русского государства с маньчжурской Цинской империей. Заключён 27 августа после военного конфликта 80-х гг. 17 в., причиной которого было стремление маньчжурской династии, воцарившейся в середине 17 в. в Пекине и поработившей китайский народ, к завоеванию освоенного русскими Приамурья. [27] Представителям России были насильственно навязаны территориальные статьи Нерчинского договора, вынудившие русских оставить обширную территорию Албазинского воеводства. Граничная линия по Нерчинскому договору была крайне неопределённой (кроме участка по р. Аргунь), так как названия рек и гор, служивших географическими ориентирами от Амура, не были точны. Маньчжуры не осуществляли фактического контроля на отошедшей к ним территории. Хотя территориальные статьи Нерчинского договора были крайне неблагоприятны для Русского государства, положения об открытии свободной торговли подданных обоих государств, о правилах принятия дипломатических представителей, а также о мерах по борьбе с перебежчиками открывали возможности к развитию мирных политических и торговых отношений России с Цинской империей.
    В 1724 маньчжурский император Китая  Инь Чжэн направил своих представителей на российско-китайскую границу  с сообщением о стремлении Цинской  империи поддерживать вечный мир  с Россией и предложением прислать послов для обсуждения спорных вопросов. [10;с. 148]
    В июне 1725 российское правительство направило  С.Л.Рагузинского-Владиславича, который  был назначен полномочным послом в цинский Китай, для урегулирования торговых и пограничных отношений. С октября 1726 по апрель 1727 Владиславич  вел переговоры с представителями  Цинской империи. Главным вопросом переговоров стали границы, которые  не были определены Нерчинским договором 1689. Свыше 30 конференций с китайскими уполномоченными и две аудиенции  у императора Инь Чжэна не дали сторонам желаемых результатов. [10;с.149 ]
    После незначительного перерыва переговоры по предложению Владиславича были возобновлены в июне на р.Буре, где 20 августа 1727 был  подписан Буринский договор (Буринский  трактат) о разграничении. [21 ] 21 октября на основании предварительных условий, выработанных на переговорах по Буринскому договору, уполномоченные сторон составили новый договор, проект которого был направлен в Пекин на утверждение. Обмен текстами состоялся 14 июня 1728 на реке Кяхте, в связи с чем данный договор известен как Кяхтинский. [27]
    Кяхтинский  договор о разграничении и  торговле между Россией и Китаем зафиксировал определенную Буринским договором границу между двумя странами. Дал возможность России вести торговлю в Пекине. Открыл беспошлинную пограничную торговлю в Кяхте и Цурухайту.
    Кяхтинский  договор оставался правовой основой  взаимоотношений России и цинского Китая до середины XIX в. Его положения  по согласию сторон позднее уточнялись и заменялись Айгунским договором 1856 и Пекинским договором 1860 [10, с.165].
    В условиях политики изоляции от внешнего мира, проводившейся Цинской империей в XVIII - первой половине XIX века, геополитические  устремления России не находили реализации в официальных институтах. Тем  не менее, с 20-х годов XVIII века Российская империя, единственная из западноевропейских держав, имела постоянные торговые отношения с Китаем и свое представительство  в Пекине в лице духовной миссии. Пекинская духовная миссия была тем  каналом, благодаря которому осуществлялись контакты между русским и китайским  правительствами.
    Российская  духовная миссия в Китае была одной  из самых ранних по времени основания. Она действовала, начиная с XVIII века, до 1954 года. Создание миссии в Пекине было вызвано следующими факторами: с одной стороны, потребностями  русского государства в развитии отношений со странами Дальнего Востока  и необходимостью приобщения язычников  в лоно православной церкви - с другой. [18;с. 193]
    Это обогатило международную и внутрироссийскую делопроизводственную практику: в состав миссии были включены как духовные, так и светские представители; на миссионерах лежали функции не только духовного, но дипломатического и научно-исследовательского характера (до 1864 года).
    Стабильность  положения русской миссии определялась: 1) цельностью религиозного комплекса  Китая, 2) особым характером российско-китайских  отношений, 3) установками Русской  православной церкви.
    Айгунский договор 1858 между Россией и Китаем, подписан 16(28) мая в г. Айгуни уполномоченным Российского государства генерал-губернатором Н. Н. Муравьевым и уполномоченным Дайцинского государства Хэйлунцзянским главнокомандующим И Шанем. [1] По айгунскому договору юридически устанавливалась принадлежность России левого берега р. Амура от р. Аргуни до устья; правый берег р. Амура до р. Уссури закреплялся за Китаем. Разрешалась взаимная торговля русского и китайского населения, проживающего по этим рекам. Окончательно граница между Россией и Китаем на Дальнем Востоке была определена Пекинским договором 1860, который подтвердил Айгунский и Таньцзиньский договоры, а также установил прохождение границы по р. Уссури.
    Тяньцзиньский трактат 1858, между Россией и Китаем об определении взаимных отношений, подписан 1(13) июня в Тяньцзнне русским вице-адмиралом Е. В. Путятиным, с китайской стороны — уполномоченными богдыхана Гуйлянем и Хуашаном. [4 ] Состоял из 12 статей. Тяньцзиньский трактат подтверждал право России направлять посланников в Пекин, ряд китайских портов открывался для русских судов. Россия получила право назначать консулов в открытые для неё порты. Подтверждалось право России содержать в Пекине Русскую духовную миссию. Между Кяхтой и Пекином устанавливалось регулярное почтовое сообщение. На Россию распространялись права наиболее благоприятствуемого государства.  

    1.2. Отношения Китая и СССР – российско-китайское сотрудничество. 

    В 1917-1922 гг., в период установления советской  власти в Средней Азии, граница  с Китаем постоянно нарушалась. Остатки  белогвардейских и казачьих отрядов  переходили границу и дислоцировались  на территории Монголии и Синьцзяна. В годы Гражданской войны не было возможности контролировать границу, и было уничтожено значительное количество пограничных столбов.
    Внешняя политика СССР в 1917-1949 гг. никогда не ставила своей целью отделение Синьцзяна от Китая, но в его интересах было поддержание политической и экономической зависимости этого региона от Советского Союза. Оказывалась военная поддержка, в том числе переодетыми в китайскую форму отрядами советских азиатов. Вопрос о делимитации границы в то время не мог возникнуть, на двусторонних переговорах и на международных конференциях стран антигитлеровской коалиции советские представители пресекали любые попытки вести речь о каких-либо утраченных территориях Китая в советской Средней Азии.
    Переговоры  об уточнении границы происходили  в Пекине в 1924 г.
    В 1943 г. вице-министр иностранных дел  Китая У Гожэнь заявил советскому послу А. Панюшкину, что, по его данным, советские пограничники нарушили советско-китайскую  границу и передвинули пограничные  знаки на синьцзянскую территорию на 3-4 км. Об этом появились сообщения и в синьцзянской прессе. Китайская сторона предлагала произвести проверку границы, ссылаясь на Пекинское соглашение от 31 мая 1924 г.
    Курс  на укрепление социалистического содружества  осуществлялся различными путями. Происходила  некоторая либерализация связей с социалистическими государствами. Оказывалась огромная практически  безвозмездная помощь братским странам. Развивались новые формы сотрудничества.
    Первоначально успешно развивались отношения  с Китайской Народной Республикой, особенно в области торгово-экономических  связей и научно-технического сотрудничества. В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим. В мае этого же года СССР, ГДР, ПНР, ВНР, РНР, НРБ и НРА заключили в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины. [3]
    В конце 50-х годов осложнились отношения  с Китайской Народной Республикой. Руководство КНР отвергло просьбу  СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ  Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о  сотрудничестве двух стран в области  ядерной физики.
    Обострение  советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы, созданной Сталиным после  второй мировой войны. Китай претендовал  на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении, с чем не могло согласиться  советское руководство во главе  с Н.С.Хрущевым. В результате обозначилось открытое противостояние двух политических центров — КПК и КПСС.
    17 мая 1963 г. в связи с напряженностью на китайско-советской границе советское правительство выступило с инициативой провести двусторонние консультации об уточнении пограничной линии на отдельных участках. [22] Пограничный вопрос попал в зависимость от комплекса других вопросов: идеологических разногласий, полемики между КПСС и Коммунистической партией Китая о правильности стратегии строительства социализма, об идее мирного сосуществования, об атомном оружии, технологию создания которого СССР не хотел передавать Китаю. Обвинения со стороны КПК в буржуазном перерождении КПСС и критика в адрес советских лидеров привели к поспешному свертыванию экономического и культурного сотрудничества, предусмотренного советско-китайским договором 1950 г.
    Консультации  по вопросам границы начались в феврале 1964 г., но шли сложно, так как Советский  Союз категорически не хотел признавать само существование пограничной  проблемы, а предлагал обсуждать  лишь техническую сторону - согласовать  линию границы на тех участках, в отношении которых мнения сторон расходились. Китайская сторона  подходила к проблеме шире, ставя  под сомнение как сложившуюся  в течение столетия границу, так и подписанные договоры об ее отдельных участках. Консультации должны были быть продолжены в Москве 15 октября 1964 г. [22]
      Особую остроту пограничный вопрос  приобрел в период начавшейся  в 1966 г. «культурной революции». Самые кровопролитные пограничные конфликты произошли на острове Даманском 14-15 марта и на озере Джаланашколь в Казахстане (Семипалатинская область) 13 августа 1969 г. [15;с.10 ] Именно в том году из Туркестанского военного округа выделился Среднеазиатский военный округ, штаб которого находился в Алма-Ате.
    В 70-е годы китайцы решительно осудили  «культурную революцию», дав беспощадную  оценку проводившейся в тот период национальной и экономической политике. Следовало бы столь же бесповоротно осудить и внешнюю антисоветскую  политику и ее следствие - возникновение  территориальных притязаний к соседним странам. Впоследствии была признана ошибочность  и научная несостоятельность  освещения многих вопросов истории, однако это не коснулось пограничных  проблем, которые приобрели чрезвычайную остроту именно в то время.
    В конце 70-х годах Советский Союз стал проявлять большую гибкость в отношении пограничных проблем. На границах стало спокойнее. Однако сближение КНР с США, восстановление китайско-американских отношений и  их антисоветская направленность привели  к тому, что переговоры не были завершены. В 1979 г. Китай отказался от продления советско-китайского договора, заключенного 30 годами раньше, стал более настойчив в вопросах спорных участков. КНР выдвинула Советскому Союзу требования сократить численность войск вдоль советско-китайской границы до уровня 1964 г. [22] В том же году разразился вьетнамо-китайский конфликт. Затем китайцы потребовали вывести советские войска из Афганистана, сделав это условием продолжения переговоров о границе.
    Поворот к улучшению отношений произошел  в 80-х годах. В 1982-1984 гг. СССР осуществил проверку границы в одностороннем  порядке, а в 1987 г. стороны успели обменяться официальными картами, определив участки, на которых линии границ не совпадали. [25] Эти участки были признаны спорными. Общая нормализация китайско-советских отношений по настоянию китайской стороны предполагала, таким образом, разрешение и пограничной проблемы. Переговоры продолжались до 1992 г., однако после распада СССР вопрос «раздробился» в связи с образованием республик Центральной Азии. Китай имел все основания продолжать рассматривать проблему как наследие истории.
    В августе 1990 г. министр иностранных  дел СССР Э. А. Шеварднадзе и государственный  секретарь США Дж. Бейкер в Москве в совместном заявлении провозгласили  окончание холодной войны в Азии. Радикальные сдвиги во внешнеполитическом курсе и международно-политических позициях Советского Союза продолжали нарастать. Этот процесс имел как  положительные, так и отрицательные  последствия для государственных  интересов страны. К числу выигрышей  относятся выход СССР из дипломатической  изоляции в регионе, нормализация отношений  с КНР, установление дипломатических  отношений с Южной Кореей, отказ  от военного противостояния с США  на региональном уровне, приобщение к  тихоокеанским интеграционным процессам  в сфере экономики и некоторое  улучшение отношений с Японией. [16;с. 199] 
 

    Глава 2. Особенности  российско-китайских отношений на современном этапе.
    2.1. Нормативно-правовая  база сотрудничества.
     
    В рамках деятельности по формированию договорной базы отношений с КНР  за последние 50 лет на межгосударственном и межправительственном уровне было подписано более 300 документов. Ниже приведены основные нормативно правовые акты:
    Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (Москва, 16 июля 2001 г.) [2]
    Российско-китайский  договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве подписан 16 июля 2001 года в Москве Президентом России Владимиром Путиным и председателем  КНР Цзян Цзэминем. Договор рассчитан  на 20 лет с автоматическим продлением срока действия на 5 лет, если ни одна из сторон не выразит намерение отказаться от соглашения.
    Договор состоит из 25 статей, которые охватывают различные сферы российско-китайских  отношений. Договором предусмотрено  развитие сотрудничества в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной и других областях. Стороны намерены сотрудничать в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Кроме того, Россия и Китай подтверждают, что не будут  применять первыми друг против друга  ядерное оружие и не будут взаимно  нацеливать стратегические ядерные  ракеты.
    В 6-й статье договора закрепляется отсутствие у сторон взаимных территориальных  претензий. Относительно двух небольших  участков границы с неурегулированным  статусом стороны сохраняют статус-кво  с намерением продолжать переговоры для нахождения взаимовыгодного компромисса [14, с. 4].
    Хотя  в тексте договора подчёркивается, что он не направлен против третьих  стран, наблюдатели отмечают, что  Россия и Китай опасаются усиления влияния США со стремлением последних принизить значение ООН. Россия с Китаем также негативно оценивают попытки НАТО присвоить себе функции Совета Безопасности ООН, вмешательство в дела суверенных государств под гуманитарными предлогами, поддержку сепаратизма, распространение НАТО, намерение США выйти из договора по ПРО от 1972 года и их отказ присоединиться к некоторым другим международным соглашениям. В то же время, существуют сомнения в том, что российско-китайское экономическое сотрудничество действительно выгодно и перспективно или по крайней мере может стать таковым для российской стороны.
    План действий по реализации положений договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2005 - 2008 годы) – рассчитан на 20 лет действия.
    Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о принципах сотрудничества между администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерации и местными правительствами Китайской Народной Республики (Пекин, 10 ноября 1997 года).
    Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках (Москва, 29 февраля 2000 г.) (с изменениями от 17 ноября 2006 г.)
    Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимных поездках граждан (Москва, 29 февраля 2000 г.)
    Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в совместном освоении лесных ресурсов (Пекин, 3 ноября 2000 г.)
    Соглашение в форме обмена нотами между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики по организации упрощенного пропуска граждан Российской Федерации в ряд торговых комплексов, расположенных с китайской стороны от линии российско-китайской государственной границы от 17 февраля 1998 г.
    Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек (Пекин, 9 декабря 1999 г.) – действует.
    Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе (Пекин, 27 января 1994 г.) – действует.
    Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной республики о распространении практики упрощенного пропуска граждан Российской Федерации в торговые комплексы в г.г. Хэйхэ и Суйфэньхэ, действующие по китайскую сторону российско-китайской границы, в форме обмена нотами (Пекин, 2 июня 1999 г.) – действует.
    Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о международном автомобильном сообщении (Пекин, 18 декабря 1992 г.) – действует.
    Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля (Пекин, 25 апреля 1996 г.)- действует. [20]
    Ускоренную  динамику  этот процесс формирования договорной базы отношений с КНР  приобрел после 1991 года - было заключено  более 100 межгосударственных и межправительственных соглашений. 

    2.2. Политика стратегического  партнерства. 

    Как показывает история, почти каждый век  характеризуется появлением мощного и влиятельного государства, экономический подъем которого оказывает большое влияние на мировой политический процесс.
    Как заявляют сами китайцы, XXI век – это  век китайской цивилизации, которая  по основным своим характеристикам, в первую очередь гуманистическим, превосходит другие. Существуют определенные факторы, способствующие стремительному возвышению государства в экономическом  и политическом аспекте. Согласно докладу  национального разведывательного  совета США, к 2020 году Китай станет великой  экономической державой и без  того, чтобы уровень жизни их населения  приблизился к западным стандартам. [17;с. 153]
    Существует  несколько взглядов на взаимоотношения  между Россией и Китаем. Некоторые  аналитики считают, что Китай  является геополитическим противником  России в Центральной Азии, другие отмечают, что геополитическое партнерство  с Китаем является для России абсолютной необходимостью.
    Подход  «Китай-противник» подкрепляет тот  факт, что КНР все-таки оказывает  большое влияние на положение  дел в России на Дальнем Востоке  и Сибири. Многие российские эксперты опасаются ползучей китаизации приграничных земель России, приводя в свою пользу доводы о том, что на Дальнем Востоке  и Забайкалье нелегально проживают  около 2 млн. китайцев. Однако этот вариант  политики взаимоотношений является узким, однобоким и не отвечает реалиям  современных международных отношений. Политика России должна быть более  гибкой и учитывать многие аспекты  взаимоотношений, а не лишь демографический.
    Подход  «Китай-союзник» оправдывается тем, что общее видение США как  противника двумя странами закладывает  основы для перспективного сотрудничества. Так установление общей стратегии  развития России и Китая в мировой  политике способно прервать длительное влияние США в АТР, подкрепляемое  экономическим потенциалом Японии. Более того крепнущее партнерство с Китаем психологически компенсирует слабость внешнеполитических позиций России в Азии. [22]
    С одной стороны, взаимодействие России с Китаем выгодно с экономической, научно-технической и информационной точки зрения. Но, с другой стороны, Россия рискует попасть в одностороннюю  зависимость от КНР в экономике  и политике, потерять внешнеполитическую свободу и превратиться в сырьевой придаток. А отсутствие четко обоснованной и концептуализированной модели отношений с Китаем только усиливают  эти возможные риски.
    В 2001 году между Россией и КНР  был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и взаимной помощи и создан действенный механизм регулирования  экономического взаимодействия в форме  комиссии по подготовке встреч на высшем уровне, различных подкомиссий и  рабочих групп по экономическому сотрудничеству.
    Улучшение экономической ситуации в России, повышение покупательной способности  россиян обусловили увеличение спроса на китайские товары. Изменилась структура  китайского экспорта в Россию: опережающими темпами выросли поставки машино-технической  продукции, прежде всего бытовой  электроники.
    Таблица 1.
    Товарооборот  между Россией и Китаем в 2006-2010 гг.
    (по  данным ФТС России, млрд. долл. США) [28]
    
  2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. январь-сентябрь 2010 г.
ОБОРОТ 28,7 40,3 55,9 39,5 47,5
динамика  в % 141,2 140,6 138,7 70,6 152,9
ЭКСПОРТ 15,8 15,9 21,1 16,7 16,2
динамика  в % 120,8 100,9 133,0 78,8 120,1
ИМПОРТ 12,9 24,4 34,8 22,8 31,4
динамика  в % 177,8 189,1 142,4 65,7 178,0
САЛЬДО 2,8 - 8,5 - 13,6 - 6,2 -15,2
 
    За  первые 9 месяцев 2010 года российско-китайский  товарооборот составил 41,8 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению с аналогичным  периодом 2009 года на 56,4%, при этом российский экспорт в Китай составил 14,5 млрд. долл. США, увеличившись на 26,1%, российский импорт из Китая – 27,3 млрд. долл. США (+79,4%). Отрицательное сальдо России – 12,7 млрд. долл. США. [28]
    Объем российско-китайской приграничной торговли по данным китайской статистики в 2009 году сократился на 37,9%, составив 11,8 млрд. долл. США. При этом снижение объемов  торговли с Россией пров. Хэйлунцзян, уже длительное время занимающей первое место по данному показателю среди провинций, автономных районов  и городов центрального подчинения Китая, составило 43,4%. Однако в целом  удельный вес России в приграничной торговле Китая остался практически  на прежнем уровне - 27,5% против 27,1% в 2008 году.
    Более активно в тот период внешнеэкономическое  сотрудничество развивалось в приграничных регионах. К 2006 году около 70 субъектов  РФ имели прямые контакты с китайскими регионами. На межрегиональное и  приграничное сотрудничество приходилось  около четверти всего российско-китайского товарооборота.
    Презентации субъектов РФ и целых федеральных  округов проводились в течение 2005-2006гг в различных провинциях и  городах КНР. Наиболее важным событием в этом контексте становится приграничная  Харбинская международная торгово-экономическая  ярмарка. Российская экспозиция на ярмарке 2006 года, в которой участвовали  более 150 компаний и предприятий, стала  самой крупной за всю историю  проведения ярмарок в Харбине. [19]
    Приграничная  торговля с 2002 года рассматривается  правительством КНР как важная часть  внешней торговли государства. Об этом свидетельствует, в частности, законодательство по  приграничной торговле - две предоставленные  таможенные и налоговые 50% льготы для  предприятий, которые работают в  приграничье, позволили за 10-15 лет  сформировать экономически развитый пояс вдоль границы с Россией. В отличие от России, в КНР создано торговое законодательство - одно из самых совершенных в мире (с точки защиты национальных интересов).
    Начиная с 1 полугодия 2007 года, впервые в торговле с КНР сальдо баланса для России стало отрицательным. Положительное  сальдо в пользу КНР по итогам 2007 года составило 8,8 млрд. долл. Темпы  роста китайского экспорта в Россию стали максимальными, в результате Россия стала 7 по значимости торговым партнером Китая, а КНР занял  третью позицию в ряду основных внешнеэкономических  партнеров нашей страны. [28]
    С этого момента китайский рынок  уже полностью стал потерян для  российских товаров с высокой  добавленной стоимостью. Данные таможенной статистики свидетельствовали о  росте в структуре российского  экспорта в Китай удельного веса сырьевых товаров и продуктов  первичного передела, таких, как сырая  нефть, круглый лес, рыба, химические товары, цветные металлы. В  то же время доля высокотехнологичных  товаров неуклонно снижалась.
    Как видно из всего вышеизложенного, несмотря на плодотворное и стратегическое партнерство, существует риск того, что  Китай и Россия потенциально могут  стать конкурентами. Вследствие этого, России крайне необходимо выработать стратегию внешней политики на случай обострения отношений с Поднебесной.
    Сейчас  Россия и Китай интенсифицируют всестороннее стратегическое партнерство и закладывают под него долговременный мощный экономический фундамент.
    Главным недавним политическим документом стало совместное Заявление лидеров двух стран о всестороннем углублении российско-китайских отношений партнерства и стратегического взаимодействия. Термин стратегическое партнерство в ХХ1 веке стало непременным атрибутом российско-китайских саммитов. О нем, в частности, говорилось и в 2009, во время государственного визита Ху Цзиньтао в Россию, и в 2008 году, когда Китай посещал Дмитрий Медведев. [26]
    Как отмечает Д. А. Медведев, "большой пакет подписанных документов отражает многогранное сотрудничество двух стран", а "интенсивные контакты руководителей отвечают интересам народов России и Китая и позволяют продвигать сотрудничество, которое вышло на уровень стратегического партнерства и взаимодействия". [26]
    Стороны высоко оценивают новые прорывы в российско-китайских отношениях стратегического партнерства и взаимодействие за последние годы, подчеркнута готовность к дальнейшему укреплению сотрудничества.
    Большинство вопросов в отношении двух стран уже решены и сейчас задача правительств - должным образом реализовать договоренности, достигнутые главами государств.
    Стратегическое  политическое взаимодействие будет  опираться на мощный фундамент экономического сотрудничество, рассчитанный как минимум  на десятилетия. Об этом свидетельствуют  и недавние подписанные документы, в том числе по поставкам нефти и газа из России в Китай, а также по строительству двух новых энергоблоков на Тяньваньской АЭС.
    Медведев  ставит задачу уже в этом году выйти  на докризисный уровень товарооборота, который в 2008 г достиг 55,9 млрд долларов. "Торгово-экономическое сотрудничество развивается очень хорошо, негативные тенденции прошлого года преодолены", - сказал глава российского государства, напомнив, что из-за глобального  экономического кризиса "произошел  обвал товарооборота". [24]
    Взаимодействие  двух стран на международной арене  нацелено на укрепление многополярности, формирование нового демократического миропорядка, базирующегося на коллективных подходах, равноправии, общепризнанных нормах и принципах международного права. Эти принципы отражены в Совместном заявлении.
    Россия  и Китай были и остаются традиционными  партнерами в сфере военно- технического сотрудничества. Проблем в сфере военно-технического сотрудничества нет, есть очень серьезные перспективные проекты и в ближайшем будущем их результаты будут известны. Планы достаточно масштабные, это один из приоритетов сотрудничества. 

    2.3. Совместные проекты экономического сотрудничества 

    В современных международных экономических  отношениях важное место занимают проекты, реализуемые совместно несколькими партнерами. Подобный вариант инвестирования является выгодным для обеих сторон, а его реализация проводится в той сфере, в которой у партнеров недостаточно средств или технологий для самостоятельного выполнения.
    Совместные  проекты КНР и РФ в сфере  экономики имеют большое как геоэкономическое, так и геополитическое значения. При этом обозначенные страны являются как разработчиками, так и инвесторами разнообразных проектов. Последние разрабатываются и финансируются во многих областях экономических отношений, но приоритетными как для РФ, так и для КНР являются совместные разработки в сфере энергетики. Так, профессор А.В. Торкунов, делая акцент на достаточно широком спектре взаимодействия двух стран пишет о том, что уже сегодня «…Россия оказывает Китаю содействие в области ядерной энергетики - сооружении атомной электростанции в провинции Цзянсу и разработке урановых рудников…»[16, с. 587].
    Россия, не желая сталкиваться с проблемами, которые происходят из-за стран-транзитёров в Восточной Европе, решила расширить свой импорт в государства Северо-восточной Азии.
    Важную  роль в совместных проектах в сфере  энергетики играет строительство нефте- и газопровода из России в Китай. Так, в ходе состоявшегося в марте 2006 г. визита В.В. Путина в КНР был подписан ряд исключительно важных и масштабных соглашений по экспорту в эту страну российских нефти и газа (например, о совместном строительстве ответвления нефтепровода от Сковородино до Дацина; о сооружении двух газопроводов в Китай из Сибири), а также по организации совместных с китайскими партнерами работ в этой сфере на российской территории .
    Между тем, почти за год до официального визита российской делегации на высшем уровне в Китай состоялось другое, куда менее известное общественное событие, из которого специалистам стало известно о появлении нового вектора в топливно-энергетической политике России – восточного. 26 апреля 2005 года министр промышленности и энергетики РФ В. Христенко подписал приказ об определении этапов строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), предназначенный для транспортировки нефти. [6;с.110 ]
    В результате реализации данного проекта  наша страна открыла для себя достаточно емкий азиатский и в первую очередь китайский рынок, с его постоянно растущим уровнем потребления энергоресурсов, а также возможность экспорта своих ресурсов в другие государства региона. Получив возможность диверсифицировать свой экспорт, Россия может продавать газ и нефть напрямую потребителю, не пользуясь услугами не всегда надежных партнеров в сфере транзита энергоресурсов.
    Важно отметить, что Россия также участвует  в реализации проектов на территории Китая. Российские компании принимают участие в строительстве объектов инфраструктуры для организации добычи нефти и газа в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Поднебесной. Так, Газпром совместно с компанией Ройял Датч Шелл выиграл тендер на прокладку газопровода из западных районов Китая в Шанхай. [16;с. 323] Данный факт говорит о том, что российские нефтегазовые компании не только экспортируют углеводородное сырье, но и участвуют в реализации достаточно высокотехнологичных проектов в других странах, приобретают опыт работы в условиях ведения бизнеса отличных от российских.
    Помимо  достаточно активной кооперации в нефтегазовой сфере, Россия и Китай сотрудничают в области экспорта электроэнергии. России, располагая достаточно большим количеством энергоресурсов, использует данную возможность для налаживания сотрудничества с китайской стороной в данном секторе экономики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.