На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фирма ее структура, цели и задачи

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 20 А. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     В условиях рыночных отношений  центр  экономической деятельности перемещается  к основному звену всей экономики  – фирме.
     Именно  на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые  услуги. На фирме сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологий. На фирме добиваются снижения до минимума издержек производства. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент и так далее.
     Все это требует глубоких экономический  знаний. В условиях рыночных отношений  выживет лишь та фирма, которая наиболее грамотно и компетентно
определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующуюся  спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
     В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская  деятельность. Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, т. к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений.
     Так как фирма является опорой предпринимательства  и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке  имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников  фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.
     Цель  курсовой работы - закрепление и  углубление знаний в области экономики, а также изучение особенностей функционирования фирмы как основного субъекта рыночной экономики, объяснить существование фирмы и найти причины, предопределяющие масштабы её деятельности в условиях рыночных отношений.
     Цель деятельности фирмы – удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Ещё недавно основной целью фирмы называлось удовлетворение общественных потребностей. Можно ли сегодня, в условиях рыночных отношений, отбросить, исключить эту цель и ставить единственной целью получения максимально возможной прибыли? Это и предстоит выяснить в этой работе.
     Действительно, основная цель предпринимательства  – получения прибыли, но нелюбой  ценой. Цивилизованные рыночные отношения  требуют разумного сочетания  обеих целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Фирма – ее структура, цели и задачи
     1.1 Цели и функции фирмы
На всех этапах рыночных отношений основным звеном является фирма. Фирма
- это  самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный предпринимателем  или объединением предпринимателей  для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Фирма самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей.
     В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Предприниматель создает в рыночной экономики фирмы, представляющие собой  самостоятельные хозяйственные  единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.
     Статус  предпринимателя приобретается  посредством государственной регистрации  фирмы. При этом субъектом предпринимательской  деятельности может быть как отдельный  гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, фирма – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
     Из  этого определения ясно, что цель деятельности фирмы получение прибыли, но при удовлетворении общественных потребностей. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного  сочетания обеих целей. Конечно, бизнес – это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность получать все большую прибыль, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Вместе  с тем развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно – технических достижений, повышению эффективности производства – все это и составляет  удовлетворение общественных потребностей.
     Приступая к созданию фирмы, предприниматели должны иметь перед собой четкую и ясную цель. Эта цель должна быть подкреплена системой постоянного получения заказов на их продукцию или услуги. Намечаемый выпуск продукции или оказание услуг должны быть обеспечены всеми нужными материальными ресурсами. Наконец, начиная новое дело, следует продумать возможность постоянного пополнения капитала.
     Важным  качеством  любого предпринимателя, современной фирмы является способность  гибко реагировать на изменение  ситуации. Для этого надо быть компетентным в  избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью учится, и делать выводы из своих ошибок. Следует подобрать надежных партнеров и соратников. Надо быть готовым  к конкурентной борьбе. Необходимо четко организовать маркетинг, уметь поддерживать неформальные связи, а на более поздних этапах – официальные отношения  как с поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, так и с потребителями продукции, с заказчиками.
     Современная фирма – сложная организационная  структура и в условиях рыночных отношений возрастает значение трёх основных направлений:
    научной организации производства;
    научной организации труда;
    научной организации управления.
     Цель  научной организации производства – создание оптимальной технико-технологической системы на предприятии. Это надежное и эффективное функционирующие производственное оборудование и технология, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работников.
     Задача  научной организации труда (НОТ) – построение здоровых нормальных отношений в коллективе. НОТ включает систему мер по созданию условий для высокопроизводственного, эффективного творческого труда. Но возможности НОТ ограничены технико-технологическим состоянием фирмы, его финансовыми и экономическими активами.
     Научная организация управления – это система технических, экономических и гуманитарных средств, обеспечивающих целенаправленность воздействия на материальную и человеческую подсистемы предприятия. Она способствует их взаимодействию в целях достижения наилучшего морально-технологического и экономического эффекта.
     Существуют  два подхода к внутрифирменной эффективности:
    деятельность фирмы описывается ее производственной 
    функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов 
    производства (главным образом, труда и капитала) 
    обеспечивается максимальный выпуск продукции;

    фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками 
    для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает 
    возможность вывести кривые средних и предельных издержек.

     Многообразием возможных положений отдельных  фирм в конкретной 
экономической ситуации на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение  доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

     Существуют  подходы, при которых используется тезис максимизации тех 
или иных параметров

     Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то 
удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает 
возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня.

     В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: 
локальной, исследовательской и стратегической.

     Локальный поиск – реакция на невыполнение тех или иных целевых 
установок для внутрифирменных подразделений. Исследовательский поиск – 
ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия 
фирмы с «окружающей средой». Стратегический поиск – связан с прилагаемыми фирмой усилиями, наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей. 
Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать 
разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли).
 

     1.2 Предпринимательская способность 

     Вплотную  к понятию «предприниматель»  примыкает и понятие «предпринимательство». Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или фирм.
     К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:
    самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;
    экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению  общественного интереса;
    хозяйственный  риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.
     Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства  взаимосвязаны и действуют одновременно.
     Субъектами  предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так  и объединения партнеров. Частные лица выступают в качестве субъектов предпринимательства, как правило, путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться  затратами собственного труда или использовать наемный труд.
     Объединения партнёров как субъекты предпринимательства могут выступать в форме хозяйственных различных ассоциаций: арендных коллективов, акционерных обществ открытого и закрытого типов, различных товариществ,  кооперативов и производственных кооперативов и др.
     Любая предпринимательская деятельность  функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Это в первую очередь наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для её развития: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности. Сюда входит и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение также имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдения договорных обязательств.
     Обосновывая необходимость государственного регулирования  предпринимательской деятельности, Ф.Котлер указывает три основные причины, в силу которых появились соответствующие законодательные акты:
    необходимость защитить фирмы друг от друга.
     «Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагиваются их собственные интересы, пытаются нейтрализовать её».
     Отсюда  принятие законов, предотвращающих  проявления                недобросовестной конкуренции.
    необходимость защитить потребителей от недобросовестной практики.
     Отсюда  направленность законов против тех  фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен.
    необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности
     предпринимателей.
     Рыночная  экономика, несмотря на её многие положительные  черты, неспособна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не  гарантирует право на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. Обо всем этом  должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.  

     1.3 Жизненный цикл фирмы 

     Цикл  жизни фирмы – это определение периода времени, в течение которого она обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями:
    выход на рынок;
    становление;
    развитие;
    упадок.
     На  этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегию 
конкурентной борьбы.

     Существует  четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы.  
Первая стратегия - силовая, действующая в сфере крупного производства 
товаров и услуг. Вы занялись крупномасштабным бизнесом. Это автоматически 
означает, что у вас должны быть сравнительно доступные цены и невысокие 
издержки. Если вы ориентированы на массового покупателя, цены должны быть для него приемлемыми. При этом вы обеспечиваете средний уровень качества.

     Если  качество вашего товара низкое, бизнес становится ненадежным. 
Потребитель сразу же отворачивается от низкокачественного продукта, если у 
него либо возросли доходы, либо появилась лучшая альтернатива. Очень 
высокое качество продукции требует увеличения издержек и как следствие - 
продажной цены. Круг потенциальных потребителей в этом случае сужается. 
Таким образом, вы сосредотачиваетесь на производстве продукции среднего 
качества и средних (и даже немного ниже) ценовых параметров. В результате 
вы попали в ситуацию очень высокой конкуренции с фирмами, занимающими эту же позицию, так как обслуживаете один и тот же массовый сегмент рынка.

     Вторая  стратегия. Если вы сосредоточились  в сфере мелкого бизнеса 
(маленькие мастерские, кафе и т. д.), то вам необходимо придерживаться 
приспособительной стратегии. Достоинства вашей фирмы будут принципиально иные, чем у крупных предприятий. Задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Преимущества такой формы бизнеса - гибкость. Если товар или услуги такой фирмы не совпадают с серийным, тиражным производством, то крупные фирмы никогда не будут заниматься такими пустяками и, соответственно, никогда не будут вашими конкурентами.

     Третья  стратегия нишевая. Есть два принципиальных пути вырваться за 
пределы локального бизнеса. Первый путь - глубокая специализация 
производства. Ваша фирма обслуживает редкие специальные запросы 
потребителя, которые есть только у одного слоя, но зато вы умеете это 
делать лучше всех. Узкий слой потребителей определяет средние размеры 
фирмы. При этом клиент заинтересован именно в данных характеристиках 
продукта, что дает возможность свободного отношения к ценам. Вы 
пожертвовали массовостью продукции, ушли в какую - то специфику, но это 
ваша специфика, и конкуренту проникнуть в нее очень сложно. Вы относительно защищены от конкуренции.

     Четвертая стратегия - инновационная. Не вы приспосабливаетесь к рынку, а рынок становится совсем иным после вашего прихода. У вас большие 
потенциальные возможности расширения. Основная трудность на этом пути: как ее сделать, эту прорывную инновацию. Плата за осуществление прорыва - 
высокая степень риска.

     Возможны  переходные стратегии, и возможны смеси  стратегий разных по 
принципу: если вы в рамках своей фирмы выделяете структурное подразделение, обладающее значительной самостоятельностью, оно вполне может подчиняться другим принципам, чем фирма в целом. Но самой фирме быть и крупной и специализированной, и еще какой - либо невозможно. Фирмы могут сочетать в себе признаки разных стратегий.
 

                               Становление и развитие фирмы 

     Для становления крупной фирмы нужны  три направления инвестиций - в 
крупное производство, в сбытовую сеть и в дееспособный менеджмент. 
Отношение к сбыту - очень важный вопрос для развития фирмы. Функции 
сбыта - подведение реального питания к фирме. Задача: собрать как можно 
больший спрос с территории и направить его в данную фирму. Контролируемая 
сеть сбыта у российских предприятий развита плохо. Стандартная цепочка: 
производитель, оптовик, розница. Мотивы производителя - продвинуть свой 
собственный товар, мотивы оптовика - продвинуть тот товар, который окажется 
более выгодным. Для крупного производителя контролируемая сбытовая сеть - 
составляющая успеха.

     Главная проблема в области менеджмента на крупном предприятии состоит в том, что теряется единство рискующего и принимающего решение. Часто конкретное решение принимает специалист, не являющийся владельцем фирмы.
     В ряде случаев фирма не может принимать рискованные быстрые решения. У хозяина главный мотив - интересы компании, у менеджера - его собственная репутация, он может скрывать свои ошибки. 
Главный риск крупного предприятия - решиться вложить крупный капитал в 
рассмотренные нами три сферы.

     Фирмы не только воюют. Сотрудничество фирм плодотворно в сфере сбыта, если они выпускают стандартную или смежную продукцию.
     Питер Друкер в своей последней книге "Задачи менеджмента в XXI веке" 
подразделил  фирмы  на  несколько  групп:  
          1)Фирма -  лев

     В чем проблемы фирмы льва? К сожалению, счастье не вечно. Даже, если 
вы вышли на рынок с динамичным продуктом, у каждого продукта есть цикл 
жизни. Через некоторое время продукт перестает быть динамичным.

     Создание  технологической платформы позволяет 
продлить цикл жизни производства. До определенного момента вы выпускаете 
разные продукты в рамках единого направления. Направление будет жить 
дольше, чем конкретный товар, но не бесконечно. В результате в жизни фирмы 
– льва наступает момент, когда она начинает диверсифицироваться. Само по 
себе это не опасно. Лев просто превращается в слона, который обладает двумя 
видами диверсификации - в области выпуска продукта и географической. 
Диверсификация продуктовая (выпуск разных продуктов) позволяет 
застраховаться от полного провала, так одновременно все продукты в полосу 
спада попасть не могут. Крупное предприятие сильно тем, что раскладывает 
постоянные издержки по разным продуктам. Однако когда изделия совершенно 
разные, например выпуск таблеток и шампуней, то издержки на выпуск каждого товара будут разные. Диверсификация продуктовая хороша тем, что помогает избежать убытков, связанных с циклом жизни продукта, но плоха тем, что подрывает стратегические преимущества крупного предприятия. Диверсификация географическая подразумевает производство одного вида товаров или услуг на разных рынках. Конъюнктура на разных рынках отличается, тогда, как усилия направлены на продвижения одного и того же товара. Это выгодная позиция.

     2) Фирма - слон
     На  этапе зрелости, когда главная  задача - обеспечить 
устойчивость бизнеса, «хитрая лиса» превращается в «могучего слона» - 
широко диверсифицированную компанию, успешно занимающуюся несколькими видами бизнеса одновременно.

     Фирмы - слоны очень стабильны, они долгоживущие. Часто они предлагают комплексное решение. Диверсификация тогда выгодна, когда она разумна. Фирма предлагает не просто отдельные, ставшие популярными нововведения, а логически взаимосвязанный комплекс. Системное решение в этой области порой лучше любых других успехов. Слон в принципе вечен. Современная наука не знает объективных причин 
гибели слонов. Переход таких фирм в худшее состояние обусловлено, как 
правило, субъективными ошибками. При выпуске множества различных продуктов вы не можете во всех областях быть первым. Появляются отсталые сектора. Появляется проблема избыточной диверсификации. Любые инвестиции в новое направление сразу не показывают, успешно это вложение или нет. Должно пройти определенное время, более того, нормально, чтобы сначала были неудачи. Часто опасность потерять авторитет заставляет скрывать 
провалы нового направления. В итоге, фирма - слон превращается в неповоротливого бегемота. Его главные признаки: утрата динамизма, падение прибыли либо убыточность и излишняя диверсификация. Фирма уже не определяет ситуацию на рынке, а пассивно реагирует на происходящие изменения. Фирма перестает двигаться вперед, а занимается спасением то одного, то другого убыточного направления. Чтобы ситуацию исправить, нужны меры. Специальная культура дезинвестиций - избавление от неприбыльных  производств.

     3) Фирма – лиса
     Теперь  рассмотрим развитие фирмы, которая двинулась по пути 
специализации. Здесь и появляется фирма - лиса. Фирма эта средних размеров. 
Слишком большие фирмы работают на массового потребителя, а у слишком 
маленьких не хватит сил, чтобы стать специалистом в какой - то области. 
Преимущества фирмы – лисы: во - первых, более высокие цены и удельные 
прибыли. Специализированное производство ориентировано на два типа 
клиентов. Либо если речь идет о каких - то особых условиях, либо если вы 
работаете на особо богатых людей.

     Второе  преимущество фирмы - лисы - лояльность потребителя. Придав 
своей продукции запоминающиеся, а лучше неповторимые черты, фирма 
привязывает клиента к своей марке.

     Третье  преимущество заключается в том, что вы выходите на особую 
группу потребителя, которая для стандартного продукта вообще недоступна. 
 
                              Умирание фирмы (или переход в новое качество)
 

     Необходимо  сказать, что в жизненном цикле  фирмы очень важное место 
принадлежит четвертой (последней) фазе. Появляющаяся “вилка” или дает фирме возможность развиваться в будущем, или приводит к умиранию экономической   организации.

     Возможности развития в организационном плане  предоставляются самые 
разнообразные. Это – слияния и поглощения компаний, создание финансово- 
монополистических и финансово-промышленных групп. В результате появляется новая внутрифирменная структура, отличная от предыдущей. Она может быть как более высокой иерархией (увеличивается количество «этажей» управления и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и прочее).

     Не  следует думать, что стадия отмирания  организации является 
необратимой. Это связано в первую очередь с тем, что в данной фазе имеется 
организационный прием (организационная технология), спасающий фирму от 
банкротства и гибели. Вероятно, это тоже переход в иное качество, но не 
сопровождаемый увеличением размеров фирмы и ее бизнеса (этот тезис очень 
важен, когда мы рассматриваем жизненный цикл фирмы в его четвертой фазе, 
которая связана либо с позитивным развитием фирмы, либо - с негативным). 
Речь идет о реструктуризации компаний, оказавшихся в кризисном 
состоянии. В результате сильных и направленных действий фирмы могут 
пережить кризис и остаться в качестве реальных экономических субъектов, но 
достигается это большой ценой (уменьшение размеров бизнеса компаний, 
болезненная структурная перестройка, сокращение персонала, жесткая экономия на управленческих расходах, возможна и частичная потеря самостоятельности и суверенитета и прочее). Если реструктуризация потерпит неудачу, то уже ничто не может спасти фирму. Она прекращает свое существование, по крайней мере, в качестве самостоятельного участника рынка.

     Таким образом, если фирма работает успешно, то происходит переход в 
новое качество (укрупнение бизнеса различными способами), если деятельность неуспешна - то переход в фазу отмирания. В финансовом цикле успешная деятельность – это реализация нового инвестиционного проекта (укрупнение масштабов бизнеса), неудачная деятельность - прямой путь в направлении банкротства компании.
 
 
 
 

     1.4 Система ценностей на фирме 

     Чтобы избежать убытков и упадка фирмы необходимо создать систему ценностей на фирме, которые  будут,  является функциями фирмы.
       Процесс создания ценностей   представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности,  такое признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж, увеличивать прибыль и,  в конечном счете, укреплять свои рыночные позиции. При этом особое место отводится созданию фирмой определенной ценности для своих потребителей, так как это оказывает решающее влияние на результат ее деятельности.
     Ценность, созданная фирмой для своих потребителей, определяется  денежной суммой, которую последние готовы заплатить за ее товары или услуги. Фирма получает прибыль только в том случае, если эта денежная сумма превышает все затраты, необходимые для создания ценности.
     Основной инструмент фирмы в создании системы ценностей – это ее долгосрочная стратегия, которая базируется на использование конкурентного преимущества предприятия.
     Конечной  целью деятельности фирмы является упрочение её позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является, безусловно,  определяющей в условиях совершенной конкуренции,  когда на рынке действует,  достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.
    В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается  другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как:  

      максимизация валовой выручки;
    обеспечение удовлетворительного объема чистой выручки;
    максимизация темпов роста валовой выручки;
    выход на новый рынок;
    сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.
     Характер  целевых установок предприятия  определяется состоянием экономики  в целом, тенденции развития конкретной отрасли, к которой относится  его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия. 

1.5 Механизм функционирования предприятия 

     Социально-экономическая  роль предприятия в условиях рынка  существенно меняется по ряду направлений:
    основные требования, которое выдвигает рынок фирме, работать так, чтобы результатом деятельности  был не только выпуск продукции или услуг, но и получение прибыли;
    не только произвести продукцию, но и сбыть её, реализовать, наращивание объемов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта последней;
    на смену существовавшим ограничениям со стороны вышестоящих органов приходит самостоятельность предприятий по многим вопросам его деятельности, но как плата за эту самостоятельность – возможность несостоятельности и банкротства.
     Следовательно, поведение фирмы в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих вопросов  деятельности фирмы.
     Любая фирма независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой: 

       

     
     
     
                 6. Маркетинг на входе 6. Маркетинг на выходе 

     
        
 
 
 

     Рассмотрим  схему более детально. Выше уже  отмечено, что в условиях рынка  предприятие решает две задачи – произвести продукцию и реализовать её. В зависимости от решения этих задач оно будет процветать  или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить – какой ассортимент, в каком количестве – предприятие должно изучить рынок. Прежде чем  начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, то есть заняться маркетингом. При  чем маркетинг необходимо заниматься постоянно – как до запуска продукции в производство. Так и после. В процессе реализации продукции. Поэтому на схеме маркетинг показан до начала производства и после его окончания.
     Для принятия решений необходимо собрать  и проанализировать достоверную  информацию, которая включает:
    характеристику товаров: являются они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена потребителю, каковы цены у конкурентов;
    общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, условиям и срокам поставки, условия продаж у конкурентов;
    каналы распространения товаров: наличие посредников между производителями и потребителями, их количество;
    конкретное состояние рынка: существует ли конкуренция между производителями товаров и каков её уровень;
    законодательные ограничения: существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности;
    уровни управленческой деятельности в области маркетинга: долговременные  цели фирмы, учитывающие ситуацию на внутреннем и внешних  рынках и тенденции ее развития;
    финансовые, материальные и иные ресурсы необходимые для достижения этих целей;
    перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами;
    оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям.
     Далее возвращаясь к схеме, обращаем внимание на то, что предприятие на входе  потребляет ресурсы определенного  вида, чтобы потом в результате  производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительной стоимости.
     Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содержание такого понятия,  как  экономика предприятия.  
 
 
 
 

     1.6 Конкурентоспособность фирмы 

     Основной целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций  на рынке, рост или,  по крайне мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности. В результате конкурентной борьбы между фирмами, выпускающими одинаковую продукцию или оказывающие одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют, выявляется конкурентное преимущество той или иной фирмы.
     Конкурентное  преимущество – это то, что выигрышно отличает данное предприятие от его конкурентов и обеспечивает его превосходство на рынке.
     Оно базируется на конкурентоспособности  и обычно связано либо с более высокими, чем у конкурентов, качеством товаров, либо с более низкими издержками их производства. Различают два основных вида рыночной стратегии фирмы. Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, фирмы должны или выпускать на рынок сравнимые товары с меньшими, чем у конкурентов, издержками и получать большую прибыль как разницу примерно одинаковых цен и более низких затрат (стратегия меньших издержек), или создавать для покупателя большую ценность в виде нового качества товара, особых потребительских свойств, высокого уровня сервиса, что выражается в более высокой цене и при сравнимых с конкурентами издержках соответственно в более высокой прибыли (стратегия дифференциации).
     Руководство фирмы должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные  преимущества и выбрать одну из двух стратегий поведения на рынке. Как любой экономический выбор, необходимость четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью экономических (производственных) ресурсов. Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности. Из этого, однако, не следует, что фирма сделавшая ставку на более низкие издержки, не должна заботиться о приемлемом для потребителей качества своих товаров и услуг. В свою очередь, предприятие, выбравшее стратегию дифференциации, не должно несоразмерно завышать цены по сравнению с конкурентами.
     Выбирая оптимальную для своей фирмы  стратегию, её руководство также  должно решить, в какой сфере конкуренции  будет реализоваться конкурентное преимущество. Речь идет либо о конкуренции во всех секторах экономики  одновременно, либо о нацеленности на какой-то узкий его сегмент. Причем, избрав узкий целевой сегмент и работая точно в соответствии с его специфическими потребностями, фирма может иметь выигрыш с точки зрения более низких издержек или более высокой дифференциации по сравнению с конкурентами, работающими на более широкий рынок.
     Насколько же конкурентоспособны малые фирмы? Могут ли они противостоять крупным  фирмам? По мнению ряда зарубежных экономистов, основанному на практическом опыте, малым фирмам присуще многие положительные качества, которыми не обладают крупные фирмы.
     Какие же недостатки характерны для крупных  фирм? Прежде всего, они не в состоянии  уследить за всеми своими товарами и рынками и смотрят на любые перемены как на риск. Крупные фирмы не в состоянии ладить с людьми одержимыми, которые не редко являются инициаторами новых идей. Такой фирме очень трудно принять решение о финансировании проекта, который, возможно, начнет давать прибыль лишь через семь-десять лет. Наконец, на крупных фирмах не принято вознаграждать за риск. Здесь управляющие фирмой одобряют и утверждают планы, а не товары.
     В противоположность крупным фирмам малые фирмы действуют по принципу ориентации на нужды. Им жизненно необходимо предлагать рынку что-то новое, реально действенное. В мелких фирмах инициатором всего нового выступает, как правило, один человек, обладающий знаниями и энергией. Следует отметить, что подавляющее большинство новых товаров рождается на мелких фирмах. Малые фирмы способны мыслить перспективно. У них относительно невысоки издержки производства на начальном этапе  инновационного процесса, поскольку, как правило, длительность этого этапа может повлиять на основание и выпуск новой продукции.
     Общеизвестна  гибкость, присущая малым фирмам. При  неудаче в одной сфере деятельности они могут, быстро переключится на другую, более эффективную. Кроме того, малые  фирмы, как правило, работают над  несколькими идеями сразу, т.е. осуществляют множественный конкурентный подход.
     Мелкие  фирмы «терпимы к хаосу», что совсем или почти  невозможны для традиционной  крупной фирмы. Вместе с тем надо иметь в виду, что инновации  – это в основном процесс неорганизованный, проходящий, как правило, то вверх,  то в стороны. Если крупные корпорации разрабатывают специальные меры для предотвращения такого положения, то мелкие фирмы принимают такое положение совершенно естественно.
     Наконец, малые фирмы умеют работать с  вкладчиками капитала в рискованные  предприятия. Здесь вкладчик знает, что один успех может сразу окупить много неудач, а на крупной фирме одна неудача может серьезно подорвать все её благополучие.
     Таким образом, преимущества малых фирм подтверждаются: они могут успешно вести конкурентную борьбу. 

     1.7 Стратегическое планирование 

     После того как конкурентная рыночная стратегия  и сфера конкуренции определены, следующим инструментом реализации целевых установок предприятия, обеспечивающим устойчивое положение  на рынке, является стратегическое планирование, то есть систематическое составление плана действий, направленных на достижение целевых установок фирмы.
     Первый  этап планирования – анализ внешней среды, то есть экономической и политической ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности), отрасли (темпы роста, цикличность, международные воздействия, финансовые характеристики), рынка (изменение и тенденции развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены), спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость), ресурсов (доступность, заменяемость, изучение цен, воздействие на окружающую среду).
     Второй  этап планирования – оценка возможностей фирмы действовать в этой среде (прежде всего с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска). Оценка потенциальных возможностей предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов и реальных возможностей самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведения на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений.
     Третий  этап – выбор вариантов развития фирмы.
     Факторы повышения эффективности  работы фирмы 
Факторы - это силы, причины, внешние обстоятельства, воздействующие на 
какой-либо процесс или явление. В зависимости от степени и характера влияния на уровень эффективности производства факторы можно объединить в три группы: материально- технические, организационно-экономические и социально-психологические.

     Материально-технические  факторы связаны с использованием новой 
техники, прогрессивной технологии, новых видов сырья и материалов. 
Решение задач совершенствования производства достигается путём:

    модернизации  оборудования;
    замены морально устаревшего оборудования новым, более 
    производительным;

    повышения уровня модернизации производства: установки станков- 
    автоматов, автоматизированного оборудования, использования 
    автоматических линий, автоматизированных систем производства;

    внедрения новых прогрессивных технологий;
    использования новых видов сырья, прогрессивных материалов, и другое.
     Комплекс  материально-технических факторов и их влияние на повышение эффективности можно охарактеризовать следующими показателями: энерговооружённостью труда – потреблением всех видов энергии на одного промышленного рабочего; 
электровооружённостью труда – потреблением электроэнергии на одного 
промышленного рабочего; технической вооружённостью; уровнем механизации и автоматизации.

     Материально-технические  факторы - важнейшие, они обеспечивают экономию не только труда, но и сырья, материалов, оборудования, энергии и другое.
     Организационно-экономические  факторы определяются уровнем организации труда, производства и управления. К ним относятся: совершенствование организации управления производством, в том числе: 
совершенствование структуры аппарата управления; совершенствование систем управления производством; улучшение оперативного управления производственным процессом; улучшение материальной, технической и кадровой подготовки производства и другое.
 

1.8 Организационно - правовые формы 

     Как мы уже заметили, фирма является, самостоятельным  субъектом, что в первую очередь означает свободу в принятии экономических решений.  Однако любое решение, касающееся деятельности фирмы, принимается с учетом результатов анализа внутренней и внешней среды. Внутренняя среда фирмы – это собственная экономика предприятия, охватывающая все составляющие его деятельности: производственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, систему управления.
     Внешняя среда фирмы – это экономическая, правовая  и социальная среда,  в которой фирма работает, являясь частью национального хозяйства. Внешняя среда фирмы  может быть схематически представлена следующим образом: 

       Рынки Государственное Рынки продукции
                  ресурсов    регулирование
     
                                    
                                                                          Фирма 
 

                                                        Макроэкономическая ситуация 

     Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенным являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.
     По  формам собственности  фирмы подразделяются на:
    частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);
    государственные, под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление принадлежат государству.
     По  размерам фирмы делятся на малые, средние и крупные.
     Формы предпринимательства можно подразделить на организационно – правовые и организационно – экономические. В числе организационно – правовой  различают следующие виды предприятий:
    хозяйственные товарищества и общества;
    производственные кооперативы;
    государственные и муниципальные  унитарные предприятия;
    некоммерческие организации (включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации/объединения, фонды и др.);
    индивидуальные предприниматели.
     Рассмотрим, прежде всего, хозяйственные товарищества и общества, так как это наиболее распространенные типы предприятий (фирм).
     Товарищество, представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае,  когда в организации предприятия решают принять участия два или более партнера. Важное преимущество товарищества  - возможность привлечения дополнительного капитала. Помимо того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний  и умений каждого  из партнеров. Недостатки данной организационно – правовой формы в том, что каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада. Кроме того, действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже  если они не согласны с этими действиями.
     Участники товарищества подразделяются на две  группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищества (товарищество с ограниченной ответственностью).
       Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществам.
     Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Как правило, каждый участник полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность принадлежащим им имуществом по обязательствам товарищества, то есть всем своим имуществом,  включая личное. 
     Коммандитные  товарищества, признается товарищества, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Поскольку данная правовая форма позволяет привлекать значительные финансовые ресурсы через практически неограниченное число коммандитистов, она характерна для более крупных предприятий. В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, часть – ограниченной ответственностью.
     Общество  с ограниченной ответственностью  создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности. 
     Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных  ими вкладов. В отличие от них  участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.
     Наиболее  распространенным является  акционерные общества. Их отличие состоит в том, что им представлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг – акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости  принадлежащих им акций. Акционерные общества, участники которых могут отчуждать  принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым.   Такое  акционерное общество вправе проводить подписку на выпускаемые  им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
     Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей  или иного заранее определенного  круга лиц, признается закрытым.
       Учредительным документом акционерного  общества является устав. Уставный  капитал составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров.
     Преимуществами  акционерной формы организаций  фирмы являются:
    возможность мобилизации больших финансовых ресурсов;
    возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую;
    право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании независимо от изменения состава акционеров;
    ограниченная ответственность акционеров;
    разделение функций владения и управления.
     Правовая  форма акционерного общества предпочтительна  для крупных предприятий, где  существует большая потребность  в финансовых ресурсах.
     Производственным  кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии в объединении его членами имущественных паевых взносов. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Его учредительный документ – устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Кооператив не в праве выпускать акции. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.
     Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. К тому же это имущество является  неделимым, то есть не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом. Если подобное предприятие основано на праве оперативного управления федеральным имуществом, то есть  управляется государственными органами, оно именуется федеральным казенным предприятием. Все остальные унитарные предприятия являются предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.
     К некоммерческим организациям относятся  потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды.
     Потребительским  кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Обычно потребительский кооператив обеспечивает своих членов теми или иными потребительскими благами.
     Общественные  и религиозные  организации это добровольные объединения граждан, в установленном законом  порядке объединявшихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.
     Организации вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующие  этим целям. Участники указанных  организаций не сохраняют прав на переданное ими  этим организациям в собственность имущество,  в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
     Фондом признается не имеющая членства некоммерческая  организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственность фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного им фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Для  осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
     Индивидуальный  предприниматель – это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица.
     Индивидуальный  предприниматель, не имеющий наемных работников, как правило, по законодательству работает по патенту, где сам определяет свой доход и платит определенную сумму по налогам ежемесячно.
     Если  индивидуальный предприниматель имеет одного или несколько наемных работников, то на основании законодательства он уже работает по упрощенной декларации,  либо по общеустановленным порядкам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.