На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Логика как наука

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение.........................................................................................стр.2 

    Предмет и  значение логики......................................................стр.4
 
    Логика  и язык............................................................................стр.5
 
    Законы  формальной логики......................................................стр.9
 
    Чувственное познание и абстрактное мышление........................стр.11
 
    Основные  этапы развития формальной логики........................стр.12
 
    Теоретическое и практическое значение логики.......................стр.18
 
     Заключение…………………………………………………………....стр.19 

     Список  использованной литературы..................................................стр.20  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Логика  относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока (Китай, Индия). В западную культуру принципы и методы логики вошли главным  образом благодаря усилиям античных греков.
     Логика  – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых  для рационального познания в  любой области знания. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения, а к общезначимым средствам мысли – определения, правила (принципы) образования понятий, суждений и умозаключений, правила  перехода от одних суждений или умозаключений  к другим как следствиям из первых (правила рассуждений), законы мысли, оправдывающие такие правила, правила связи законов мысли и умозаключений  в системы, способы формализации таких систем и т.п.
     Логику  можно определить как науку о  рациональных методах рассуждений, которые охватывают как анализ правил дедукции (вывода заключений из посылок), так и исследование степени подтверждения  вероятностных или правдоподобных заключений (гипотез, обобщений, предположений  и т.д.).
     Традиционная  логика сформировалась на основе логического  учения Аристотеля. Затем она дополнилась  методами индуктивной логики. Именно эта логика в течение долгого  времени преподавалась в школах и университетах под именем формальной логики.
     Возникновение математической логики коренным образом  изменило отношение между дедуктивной  и недедуктивной логиками, которое  существовало в традиционной логике. Это изменение было сделано в  пользу дедукции. Благодаря символизации и применению математических методов  сама дедуктивная логика приобрела  строго формальный характер.
     Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности.
     Логическая культура приобретается в ходе общения, учебы в школе и ВУЗе, в процессе чтения литературы.
     Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой.
     Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, не допускать ошибок при составлении официальных документов, протоколов, обвинительных заключений, решений и постановлений.
     Знаменитые юристы всегда использовали знание логики. В суде они обычно не ограничивались простым несогласием , например с доводами обвинения, если видели в них логическую ошибку. Они объясняли, какая ошибка допущена, говорили, что эта ошибка специально рассматривается в логике и имеет особое название. Такой довод оказывал воздействие на всех присутствующих, даже если присутствующие никогда не изучали логики. 
Знание правил и законов логики не является конечной целью ее изучения. Конечная цель изучения логики - умение применять ее правила и законы в процессе мышления.

     Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.
     Итак, логика - это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым она подчиняется.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Предмет и значение логики
 
     Термин  «Логика» происходит от греческого слова logos , что значит «мысль, слово, разум», и используется как для обозначения  совокупности правил, которым подчиняется  процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки  о правилах рассуждения и тех  формах, в которых оно осуществляется [8].
     Предметом изучения логики являются формы и  законы правильного мышления.  Мышление есть функция человеческого мозга. Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т.д., при этом каждая из них изучает мышление  в определенном аспекте. Логика изучает не только абстрактное мышление как средство познания объективного мира, исследует формы и законы, в которых происходит отражение мира в полном объеме. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, а логика изучает лишь один из аспектов познающего мышления, логика является философской наукой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Логика  и язык
 
     Язык  – средство повседневного общения  людей, средство общения в научной  и практической деятельности.  Он позволяет передавать накопленные знания  практические умения и жизненный опыт от одного поколения к другому [8].
     Язык  это знаковая система или средство выражения человеческой мысли. Естественный язык это основа речи и средство общения людей. Искусственный язык более формализован и однозначен, используется в различных науках.
     Семиотика как общая теория знаков и знаковых систем изучает принципы построения различных языков. Семиотическими   категориями логики являются: знаки, как материальные предметы и явления, представляющие другие предметы и служащие для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.
     Неязыковые  знаки это показатели, символы  и сигналы. Языковые или описательные термины используются в целях  общения и обозначения имени  и значения предмета.
     Имя это языковое выражение для обозначения  предмета. Имя предмета может быть простым (туризм, рынок), сложным (денежная система), собственным (ЗАО «Мостуризм»), общим (туристическая компания).
     Каждое  имя имеет значение - денотат и  смысл имени – концепт [8]. Термином называется слово или словосочетание, которое точно обозначает определенный предмет. Значение имени это обозначаемый данным именем предмет (менеджер, турист). Смысл имени это способ обозначения имени предмета, более точная фиксация его содержания. Денотату туризм соответствует концепт: путешествие с целью отдыха. Предложения это грамматически целостные единицы человеческой речи и оболочки логических суждений. Они несут определенную информацию.
     В формальной логике семиотической категорией является суждение (высказывание) - повествовательное  предложение. Предложение высказывает  мысль по своему логическому значению истинную или ложную.
     Для выявления предмета логики важную роль приобретает формализованное мышление, в рамках которого у изучаемых  объектов выявляются устойчивые свойства и отношения. Формализация реализуется  в естественных и искусственных  языках. Использование арифметических знаков и языков программирования привело  к возникновению символической  или математической логики, в рамках которой формальный анализ с опорой на математические методы стал основой  решения сложных экономических  и технологических задач.
       Их решение требует:
      содержательных способов рассуждений на естественном языке;
 
      выявление наиболее общих свойств и отношений  между предметами и явлениями;
 
      фиксации  свойств и характеристик самих  мыслей и отношении между ними.
 
     Отношения между мыслями также изучаются  логикой и выражаются логическими  терминами: суть (есть, являются); все (каждый, ни один); некоторые (если…, то…; и; или) и т.д.    В ходе содержательных рассуждений и оценке конкретных данных, основы наших заключений, наряду с безусловными дедуктивными выводами используются индуктивные и традуктивные (по аналогии) умозаключения. Последние, несмотря на свой вероятностный  характер, весьма существенны для доказательства и аргументации спорных положений.
     Логика  изучает  именно эту рациональную ступень познания и мышления, его опосредованную способность перехода от старых знаний к новым, не обращаясь, каждый раз к опыту. Для этого используется выводное знание, полученное путем рассуждений из старых знаний. Если известно, что “где дым, там и огонь. На холме – дым. То вывод: “на холме – огонь” – истинен, если истинно исходное знание и соблюдены требования логики. 
     Язык и мышление образуют единство: без мышления не может быть языка, и мышление без  языка невозможно. Выделяют два основных аспекта этого единства [1]: 

     
    генетический, который выражается в том, что  возникновение языка было тесно  связано с возникновением мышления, и наоборот;
 
     
    функциональный - языки мышление в сегодняшнем, развитом состоянии, представляют собой такое  единство, стороны которого взаимно  предполагают друг друга.
 
     Однако  это вовсе не означает, что язык и мышление тождественны друг другу. Между ними существуют и определенные различия [1].
     Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Обладая относительной самостоятельностью, язык специфическим образом закрепляет в своих формах содержание мыслительных образов. Специфика языкового отражения заключается в том, что абстрагирующая работа мышления не прямо и непосредственно воспроизводится в формах языка, а закрепляется в них особым образом. Поэтому язык часто называют вторичной, косвенной формой отражения, так как мышление отражает, познает предметы и явления объективной действительности, а язык обозначает их и выражает в мысли, т.е. они различаются по своим функциям.
     Во-вторых, различие существует и в строении языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предложение (в речи), аллофон (звук) и другие.
     В-третьих, в формах мышления и языка действительные процессы получают упрощенное в известном смысле отражение, но в каждом случае это происходит по-разному. Мышление фиксирует противоречивые моменты любого движения. Развиваясь само, оно воспроизводит в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. А там, где начинается закрепление, вступает в свои права язык. Язык как форма отражения мира, подобно мыслительным образам, может представлять действительность более или менее полно, приблизительно верно. Закрепляя в своих формах содержание мыслительных образов, язык выделяет и подчеркивает в них то, что ранее было сделано мышлением. Однако делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик объективной реальности.
     В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением законами логики субъектом, с его познавательными способностями.
     Поэтому овладение языком, грамматическими  формами, лексикой является предпосылкой для формирования мышления. Не случайно известный отечественный психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что мысль  никогда не равна прямому значению слова, однако она и невозможна без  слов. Язык и мышление, находясь в  таком противоречивом единстве, оказывают  друг на друга взаимное влияние. С  одной стороны: мышление представляет содержательную основу для языка, для  речевых выражений; мышление контролирует использование языковых средств  в речевой деятельности, саму речевую  деятельность, управляет использованием языка в коммуникации; в своих  формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знания языка и  опыта его употребления; мышление определяет уровень языковой культуры; обогащение мышления ведет к обогащению языка.
     С другой стороны: язык является средством  формирования и формулирования мысли  во внутренней речи; язык выступает  по отношению к мышлению в качестве основного средства вызова мысли  у партнера, ее выражения во внешней  речи, тем самым делая мысль  доступной для других людей; язык представляет собой средство мышления для моделирования мысли; язык представляет мышлению возможность управлять  мыслью, так как оформляет мысль, придает ей форму, в которой мысль легче обрабатывать, перестраивать, развивать; язык по отношению к мышлению выступает как средство воздействия на действительность, средство прямого, а чаще всего косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка; язык выступает в качестве средства тренировки, оттачивания, совершенствования мышления.
     Таким образом, соотношение языка и  мышления разнообразно и существенно. Главное в этом соотношении: как  для мышления необходим язык, так  и для языка необходимо мышление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Законы  формальной логики  
 
     Для природы и общества характерна взаимосвязь  предметов и  явлений. Эти связи могут быть объективными и субъективным, случайными и необходимыми, общими и частными. Наиболее объективные, устойчивые, необходимые и существенные связи носят название закона. Законы природы фиксируют то наиболее прочное, повторяемое, что остается в явлении. Человек в своем развитии  приобрел способность познавать окружающий мир, субъективный образ которого должен совпадать с реальностью.
     Во-первых, все законы объективны в том смысле, что отражают одну и ту же реальность и не могут противоречить друг другу. Законы мышления и законы развития объективной реальности неразрывно связаны друг с другом.
     Во-вторых, законы мышления это, прежде всего, внутренняя, устойчивая, существенная связь между  мыслями. Ведь если человек не способен связать и уяснить свои мысли, то он не придет к верному выводу, и его не поймут люди. Законы мышления имеют внеисторический и общечеловеческий характер и с успехом применяются  в обычных и рассуждениях.
     Для формальной логики наибольшее значение имеют четыре основных логических закона: непротиворечивости, исключенного третьего, тождества и достаточного основания. Содержание и формулировка первых трех законов развивалась в трудах Платона и Аристотеля. Разработка четвертого принадлежит Г.Лейбницу. Основные логические законы выделяют важные свойства правильного мышления: определенность, непротиворечивость, выбор «или-или», в некоторых жестких  ситуациях, обоснованность. Они носят  нормативный характер, поскольку  только их соблюдение говорит о правильности мышления. Нарушение законов приводит к логическим противоречиям и  невозможности отличить истину  ото лжи. Четвертый закон менее нормативен и имеет ограниченное применение [13].
     Не  основные законы логики включают: правила  оперирования с понятиями и суждениями, правила получения истинного  вывода в простом категорическом силлогизме, правила повышения вероятности  выводов в индуктивных и традуктивных умозаключениях. Действуют и законы математической логики.
     Закон непротиворечивости выражает требование непротиворечивости мышления и отражает качественную определенность объектов. С позиции этого замечания  объект не может обладать взаимоисключающими свойствами, то есть невозможно, одновременно, наличие и отсутствие у предмета какого-либо свойства.
     Формула закона гласит: неверно, что А и  не А одновременно истинны. Так не могут быть одновременно истины суждения: этот человек хороший специалист – этот человек плохой специалист.  Объективное содержание закона в отражении мышлением особых биномерных признаков самой действительности. Эти противоположные признаки, или конструкты, позволяют классифицировать явления и выделить положительные и отрицательные явления. Не сделав это, нельзя провести различие, с которого начинается умственная деятельность [10].
     Закон исключенного третьего предъявляет, более  сильные требования к суждениям  и требует, не уклоняться от признания  истинности одного из противоречащих высказываний и не искать между ними нечто третье. «Один из членов противоречия должен быть истинным», - отмечал Аристотель [2]. Этот закон и его действие не сводимо к будущему, где событие либо состоится, либо нет. Закон альтернативен в характеристике  вещей, гипотез и путей решения проблем, требует выделять различные  подходы и определить истинный. Закон исключенного третьего требует ясных, четких с указанием на невозможность решения вопроса в одном и том же смысле: и “да” и “нет”. Его смысл в том, что истина либо в высказывании, либо в его отрицании по правилам  классической двузначной логики. При этом для Аристотеля характерно различное толкование закона [2]: 

      Логическое, об истинности одного из высказываний;
 
      Онтологическое, о существовании и не существовании  объекта;
 
      Методологическое, обо всей полноте исследования объекта.
 
     В последнем случае учитываются неопределенные, переходные ситуации и  истинность одного из противоречивых суждении определяется с некоторой степенью правдоподобия. При анкетировании, голосовании и пр. применение закона требует учета ситуации и особенностей предметной области.
     Закон тождества устанавливает требование определенности мышления: употребляя в процессе размышления термин, мы должны понимать под ним нечто определенное. Поэтому, в рассуждениях необходимо оставлять понятия и суждения теми же самыми по содержанию и смыслу. Это требование сохраняется, если каждое преобразование аннулируется ему обратным образом (нулевое преобразование).
       Например, операция 2+5=7-5=2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Чувственное познание и абстрактное  мышление
 
     Всякое  познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления, которые  являются формами чувственного познания. Ощущение – это отражение отдельных  свойств предметов или явлений  материального мира, непосредственно  воздействующих  на органы чувств (например: отражение свойств горького, сладкого, теплого и т. д.) [8].
     Восприятие  есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно  воздействующего на органы чувств (например: образ автобуса, пшеничного поля и  т.д.).
     Представление – это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той  или иной форме. Примерами воспроизводящего представления являются образы своего дома, образы наших знакомых и родных. Представление может быть не только воспроизводящим, но и творческим, но и в том числе фантастическим [8].
     Путем чувственного отражения мы познаем  отдельные предметы и их свойства. Законы мира, сущность предметов, общее  в них мы познаем посредством  абстрактного мышления, более сложной  формы познания. Абстрактное или  рациональное мышление отражает мир  и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание.
     Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, и умозаключения.
     Понятие – форма мышления, в которой  отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов [8].
     Суждение  – форма мышления, в которой  что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными [8].
     Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками мы по определенным правилам вывода получаем заключение [8].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основные  этапы развития формальной логики
 
     Логика  как самостоятельная наука начинала формироваться в Индии, Китае, Греции задолго до нашей эры. На начальных  этапах ее развития в Древней Индии  большое внимание уделялось теории умозаключения, которое отождествлялось  с доказательством. В Древнем  же Китае большинство логических теорий было разбросано по различным  трактатам, которые посвящались  вопросам философии, этики, политики и  естествознания. В них акцентируется  внимание на таких логических проблемах, как теория имен, теория высказывания, теория рассуждения, законы мышления [9].
     Наиболее  обстоятельно теоретические проблемы логики были разработаны и систематизированы  в Древней Греции. Одним из ее видных представителей был известный  философ-материалист Демокрит (460 - 370 до н.э.). Он - создатель системы логики, которая была отражена в специальном  трактате "О логике, или Каноны", состоявшем из трех книг. Название "Каноны" означает "правила", "критерии". Свою логику Демокрит строит на эмпирической основе, поэтому он выступает как  один из основателей индуктивной  логики.
     Проблемами  логики занимались также и древнегреческие  философы - Сократ (около 469 -399 до н.э.), Платон (428 - 347 до н.э.). Сократ, например, считал, что любой предмет может быть познан лишь в том случае, если его можно свести к общему понятию. И судить о нем необходимо на основе этого понятия. Платон, являясь учеником Сократа, значительное место отводил в своих взглядах вопросам теории познания и логики. Он стремился образовать понятия и затем осуществить деление понятия на его виды. Излюбленным логическим приемом Платона была дихотомия, т.е. деление понятия "А" на "В" и "не - В" (например, животные делятся на позвоночных и беспозвоночных).
     Одним из значительных философов и ученых Древней Греции был Аристотель (384 - 322 до н.э.). Он дал систематическое изложение логики. Его основными трудами в этой области явились "Первая аналитика" и "Вторая аналитика", в которых дана теория силлогизма, определение и деление понятий, теория доказательства. Впоследствии все шесть своих логических трактатов он объединил под общим наименованием "Органон" (орудие познания действительности). Заслуга Аристотеля заключается также в том, что он сформулировал такие законы правильного мышления, как закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Это он изложил в своем труде "Метафизика".
     Важно иметь в виду, что Аристотель впервые  в истории античной философии  занялся специальным изучением  внутренней структуры человеческого  мышления и стремился вывести  логические формы из реального содержания мысли. Законы и правила логики, на его взгляд, не произвольны, а берут  объективные истоки в отношениях предметного мира.
     В середине века (VI-XV вв.) логика в значительной мере была подчинена интересам богословия. В этот период теоретический поиск  в логике развернулся вокруг проблемы объяснения природы общих понятий. Так, представители реализма того периода, продолжая взгляды Платона, утверждали, что общие понятия в логике существуют реально вне единичных  понятий; при этом они составляют некую сверхъестественную сущность последних. Подобной точки зрения придерживались, например, Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Фома Аквинский (1225-1274).
     Представители же номинализма, напротив, полагали, что  реально существуют только единичные  понятия, а общие - лишь имена, названия для них. Такой позиции придерживались И. Росцелин (1050-1120), У. Оккам (1285-1349) и  др. Однако в итоге этих споров как  одна, так и другая сторона принижали  роль логического знания.
     Основателем арабоязычной логики считается сирийский  математик аль - Фараби (870-950), прокомментировавший весь аристотелевский "Органон". Его логика направлена на анализ научного мышления. Аль - Фараби выделяет в логике две ступени: одна охватывает представления и понятия; другая - теорию суждений, выводов и доказательств.
     Развивает логику в этот период известный таджикский мыслитель Ибн Сина (Авиценна, 980-1037). В работе "Логика" он стремится  обобщить аристотелевскую силлогистику, установить зависимость между категорическими  и условными суждениями.
     В XV - XVI вв., в эпоху Возрождения, происходит активизация эмпирических тенденций  в логике и методологии научного знания. В этот период происходит бурное развитие науки, она сближается с  практикой. Все значительнее место  среди других наук начинает занимать математика.
     В развитии логики большую роль сыграл английский философ-материалист Ф. Бэкон (1561-1626). Он разработал основы индуктивной  логики в своем труде "Новый  Органон", который, по мысли автора, должен был заменить старый аристотелевский "Органон". Если прежние философы подчеркивали в логике только средство проверки и обоснования истины, то Ф. Бэкон предложил использовать логику в качестве эффективного средства для осуществления научных открытий. Задача логики, согласно взглядам Ф. Бэкона, состоит в обоснованности индуктивных  выводов, в которых рассуждения  человека идут от частного вывода к  общему знанию. Он также разработал методы определения причинной связи  между явлениями: метод сходства, метод различия, соединенный метод  сходства и различия, метод сопутствующих  изменений, метод остатков [7].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.