Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


практическая работа Основные принципы логического мышления

Информация:

Тип работы: практическая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ  

     
    Основные  принципы логического мышления  3
    Понятие 4
    Определение  7
    Суждение  8
    Умозаключение  12
    Теория множеств и статистические задачи 16
    Аргументация и полемика  18
    Список  литературы 21 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 

     1. Нарушение каких принципов логики может быть проиллюстрировано следующими примерами.
     а) Нарушен принцип тождества. Поскольку  Джексон имеет под «местом  перелома руки»  часть руки, а  поручик – географическое положение.
     б) Закон исключенного третьего. Невозможно смотреть то, чего не показывают.
     в) Нарушен принцип достаточного основания. Сложность приобретения билетов  не говорит о качестве фильма. Возможно фильм абсолютно новый и хорошо разрекламированный, в добавок цена билета не завышена – билеты очень  быстро раскупят, но фильм может  оказаться низкого качества.
     г) Нарушен принцип непротиворечия. Ответчица и не видела в глаза кувшин, и давно целехоньким вернула.  

     2. В данном примере нарушен принцип  непротиворечия. С одной стороны  брат одурачил Рэймонда, поскольку  тот ждал розыгрыша, но так  и не дождался. Но с другой  стороны Эмиль так его и  не разыграл – здесь можно  указать на нарушение принципа  достаточного основания: что Эмиль  имел ввиду под розыгрышем? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ 

     1. Перечислите несколько существенных  признаков следующих понятий:
     Офис: рабочая комната, наличие оргтехники
     Инфляция: обесценивание рубля, экономический  процесс
     СФ  МИЭП: вуз, ул. Пирогова, 9 

     2. Осуществите по две последовательные  операции обобщения и ограничения  следующих понятий:
«ул. Кирова – улица г. Новокузнецк – улица – территория города – территория»
«Китай  – восточное развивающееся государство  – развивающееся государство – государство – политический институт»
«договор  аренды с ООО «Новосел» – договор аренды – договор – юридический документ – документ»
«…  – мировой банк – банк – финансовое учреждение».  Ограничение понятия невозможно, поскольку «мировой банк» – конечное понятие.
«экономика  США – экономика развитой страны – экономика – совокупность процессов развития страны – совокупность процессов»   

     3. Проверить правильность произведенного  деления:
     а) деление произведено по двум основаниям, и понятия пересекаются
     Кинофильмы: художественные (А), научно-популярные (В), документальные (С), исторические (D), индийские (Е).
     
       

       
 
 

     б) Деление произведено по двум основаниям. Легкоатлетические виды спорта: бег  и прыжки, а метание снаряда  – это тяжелая атлетика.
     в) Произведено не деление понятия, а перечислены составляющие костюма.
     г) В делении понятия члены деления  пересекаются.
      Те, кого она  любит: военные (А), красивые (В), здоровенные (С), крутые (D), деловые (Е).
     
       
 

     
     д) Ошибка: разные основания деления.
     Любая музыка может быть громкой и надоевшей. Музыка делится на тяжелую и легкую; легкая в свою очередь вбирает  в себя симфоническую, хоровую, джазовую, тяжелая – рок. И тяжелая и  легкая музыка может быть классической, популярной.
     е) Деление произведено верно. 

     4. Даны шесть чисел. Произведите классификации этих чисел в группы по произвольным основаниям.
     Четные  числа: 2,4,6
     Нечетные  числа: 1,3,5
     Числа, кратные двум: 2,4,6
     Числа кратные трем: 3,6
     Простые числа: 1,2,3,4,5,6
     Деление может быть продолжено по очень многим основаниям.  

     5. Исключите только одно понятие  из ряда, так чтобы оставшиеся  можно было включить в один  большой род, укажите этот род.
     а) Селедка, кит, акула, треска, окунь. Кит – млекопитающее.
     б) дом, иглу, бунгало, контора, хижина. Контора – часть строения.
     в) Юпитер, Аполлон, Марс, Нептун, Меркурий. Аполлон – название не планеты. 

     6. Дайте полную логическую характеристику  следующим понятиям:
     Автомобиль: V > 1, положительное, конкретное, абсолютное, несобирательное.
     Организация: V > 1, положительное, конкретное, абсолютное, собирательное.
     Бесстрашие: V > 1, положительное, абстрактное, абсолютное, несобирательное.
     Рынок ценных бумаг: V > 1, положительное, конкретное, абсолютное, собирательное.
     Совет директоров: V > 1, положительное, конкретное, абсолютное, собирательное. 

     7. С помощью круговых схем изобразите  отношения между понятиями:
      а)  А – Китайская народная республика
           В – государство, сопредельное с Россией  
 

      б)  А – бизнес
           В – маркетинг 
           С – менеджмент  

      в)  А – преступная группировка
       В – банда
           С – бандит
           D – главарь банды 

      г)  А – король
       В – глава монархического государства
       С – монархическое государство
           D – нефтяной король
            
      д)  А – балалайка
       В – музыкальный инструмент
       С – немецкий аккордеон
       D – испанская гитара
           Е – флейта
           F – тарелки  

     8. Подберите понятия, отношения  между которыми соответствуют  следующим схемам:
      а)
       А – философ
           В – верующий человек
           С – философ-христианин  

      б)  А – брюнет
           В – студент
           С – студент Сидоров 

      в)  A – руководитель
           B – подчиненный
       C – женщина
           D – мужчина 

      г)  A – микроавтобус-такси
       B – такси заказное (транспорт)
       C – такси маршрутное (транспорт)
           D – вместительный ПАЗик
           E – легковой автомобиль
     
      д)  A – неработающий аспират юр. фак-а
       B – неработающий аспират фил. фак-а
      C – аспирант с дипломом вуза
 D – сотрудник, получающий первое
        образование в вузе
      E – сотрудник фирмы
      F – студент без диплома вуза 

ТЕМА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 
 

     1. Проанализируйте с точки зрения  логики следующие определения:
     а) номинальное, явное, атрибутивное
     б) реальное, неявное, определение через абстракцию
     в) реальное, явное, атрибутивное
     г) реальное, явное, атрибутивное
     д) номинальное, явное, атрибутивное
     е) реальное, явное, определение через  абстракцию
     ж) реальное, явное, атрибутивное
     з) реальное, явное, определение через абстракцию
     и) реальное, явное, генетическое
     к) реальное, явное, операциональное
     л) номинальное, неявное, определение через абстракцию
     м) реальное, явное, определение через абстракцию. 

     2. Дайте определения следующим  понятиям:
     Рынок – место торговли товарами на улице, где собирается много народу и продаются различные товары. 
     Перерасчет  – операция по проверке операции по начислению.
     Осветительный прибор – электрический прибор, созданный для освещения помещения.
     Домашнее  животное – животное, которое приручено  человеком и живет в доме.
     Институт  – высшее учебное заведение, осуществляющее обучающую деятельность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ТЕМА 4. СУЖДЕНИЕ 

     1. Какие из приведенных ниже  предложений выражают суждения, какие нет и почему?
     а) Не является суждением, это просто наименование объекта.
     б) Является суждением, т.к. констатируется тот факт, что кругом все запорошило снегом.
     в) Вопрос суждением не является.
     г) Не является суждением поскольку выражает не размышление, а совет.
     д) Не является суждением, поскольку подразумевает под собой ответ на вопрос.
     е) Не является суждением, поскольку выражает убеждение.  

     2. Определите тип суждений:
     а) суждение об отношениях
     б) экзистенциональное
     в) экзистенциональное
     г) суждение об отношениях 
     д) экзистенциональное
     е) атрибутивное
     ж) атрибутивное 

     3. Среди приведенных ниже суждений  выделите простые категорические  суждения и укажите их структуру.
     а) S – P (общеутвердительное суждение). Является простым категорическим суждением, где S – главная задача российской экономики, и Р – переход на рельсы устойчивого развития.
     б) S – P (общеутвердительное суждение). Является простым категорическим суждением, где S – славный подвиг, и Р – то к чему каждый готов.
     в) S P (частноотрицательное суждение). Является простым категорическим суждением, где S – явления природы, и P – то, что имеет научное обоснование.
     г) S – P (частноутвердительное суждение). Является простым категорическим суждением, где S – наиболее удачные мысли, и P – то, что приходит в голову неожиданно.
     д)  S P (общеотрицательное суждение). Является простым категорическим суждением, т. к. имеются субъект S – никто, Р – те, может объяснить необъяснимое.
     е) S – P (общеутвердительное суждение). Простое категорическое суждение, т. к. имеется один субъект S – совет фирмы, и его свойство P – те, кто высказался за перестройку ее работы.
     ж) S–P (общее утвердительное суждение). Является простым категорическим суждением, т. к. имеется один субъект S – кулик, и его свойство P – тот, кто свое болото хвалит. 

     4. Какие из приведенных ниже  суждений являются простыми, а  какие – сложными:
     а) сложное: А В
     б) сложное: А^В
     в) сложное: А В
     г) простое: S–P
     д) сложное: А В
     е) простое: S–P
     ж) простое: S–P  

     5. Запишите логическую формулу  следующих сложных суждений:
     а) А ^ В
, где  А –рано еще говорить о совершенстве картин юной художницы; В – ее яркий талант очевиден для всех.
     б) А v В v С
, где  А – по утрам я делаю пробежку  на улице; В – дома занимаюсь  с гантелями; С – просто  добираю остатки сна.
     в) А В
, где  А – кредит Мирового банка будет получен; В – им следует распорядиться как можно разумнее.
     г) (А В) ^¬С^D
, где  А – вы подпишетесь на газету «СПИД-ИНФО», В – у вас появится реальный шанс выиграть автомобиль, С – шанс очень мал, D – удача приходит к тому, кто ее ищет.
     д) А (В^С^D),
, где  А – выпало в Империи родиться, В – жить в глухой провинции у моря; С – от Цезаря далеко, D – от вьюги далеко.
     е) А^В
, где  А – в прошлом месяце показатели плана продукции на предприятии были неплохими; В – нынче эти показатели вызывают тревогу.
     ж) (А В) v (¬А С)
, где А – отпустить цены на некоторые товары, В – возникнет новый виток инфляции, С – внакладе остается производитель товаров. 

     6. Придумайте сложные суждения, которые соответствуют следующим логическим формам:
     а) ¬А В
     Нет некрасивых женщин, бывают мужчины  слепые.
     б) (А В)^С
     Если  я надену блузку с декольте, будет  выгодно подчеркнута моя грудь, и неважно, что для этого мне придется одеть еще и юбку в тон.
     в) А (ВvС)
     Я куплю эту роскошную брошь  тогда и только тогда, когда у  меня будет достаточно на это средств  либо мне эти деньги кто-нибудь подарит.
     г) (¬А В) v С
Наверное  сломалась машина и Вадим не смог приехать на презентацию, либо он просто никуда не поехал.
     д) (А В)^(А С)
     Я стану есть только тогда, когда мне  купят собаку! А когда мен купят  собаку я побегу хвастаться подружкам.  

     7. Произведите операцию отрицания  следующих атрибутивных суждений:
     а) ¬( S – P) S Р.
     Отрицание: Некоторые модные пороки не слывут добродетелями.
     б) ¬( S – Р) S Р.
     Отрицание: Все важнейшие экономические преобразования в России не были связаны с именем Петра I.
     в) ¬( S Р) S – P.
     Отрицание: Все хищные животные употребляют в пищу мясо.
     г) ¬( S Р) S – P.
     Отрицание: Некоторые земляне пробыли на Луне более суток. 

     8. Произведите операцию отрицания сложных суждений:
     а) ¬(А В) ¬Аv¬В.
     Либо  золотник не мал, либо не дорог.
     б) ¬(А В^С) ¬Аv¬Вv¬C.
     Или не прозрачный лес один чернеет, или  не ель сквозь иней зеленеет, или  не речка подо мной блестит.
     в) ¬(АvВvСvD) ¬А^¬В^¬С^¬D.
     И не дождик, и не снег. И не любит, и любит.
     г) ¬(А В) А ¬В.
     С этой горки можно вниз бросаться  и не очень много шансов с жизнью расстаться.
     д) ¬((А В) С) (А ¬В) ¬С.
     Моя версия не подтвердится и я буду не очень удивлен либо не слишком  много фактов делают ее весьма правдоподобной. 

     9. Произведите операцию отрицания суждений об отношениях:
     а) ¬(S1RS2) S1¬RS2 . По общей численности населения Нью-Йорк не превосходит любой город мира.
     б) ¬( S1¬R S2) S1R S2. Все писатели за истекший год написали несколько строк.
     в) ¬( S1R S2) S1¬R S2. Некоторые студенты не знают некоторых преподавателей.
     г) ¬( S1¬R S2) S1R S2. Все люди переносят все запахи.
     д) ¬( S1R S2) S1¬R S2. Некоторые люди не хранят ни одного секрета.  

     10. Записать конфликтную ситуацию из сказки.
     (А В)^С. Если Белоснежка съест яблоко, то умрет. Но принц ее спасет
     ¬В)^С. Если принц спасет Белоснежку, она не умрет. А это значит, что и яблоко она не съест.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ТЕМА 5. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    1. Произведите  превращение следующих суждений:
     а)  S – P S ¬P. Некоторые виды оружия не запрещены не конвенциями ООН.
     б)  S – P S ¬P. Каждый запуск космического корабля не сопряжен с незначительными затратами.
     б)  S P S – ¬P. Некоторые лекарства идут не впрок.
     в)  S P S – ¬P. Все возникает из чего-то.  

     2. Произведите обращение следующих  суждений:
     а)  S – P Р – S. Некоторые лазейки для агентов мирового империализма – это дырки в сапоге.
     б)  S P Р S. Все что проходит бесследно находится не на Земле.
     в) S – P Р – S. Некоторые общеутвердительные суждения являются атрибутивными. 
     г) S – P Р – S. Кое что из того, что в строку – есть лыко.   

     3. Произведите противопоставление  предикату для следующих суждений:
    а)  S – P ¬Р S. Без здорового духа нет здорового тела.
     б)  S P ¬Р–S. Некоторое из того, что не изменялось в течение миллионов лет есть виды современных животных.
     в)  S – P не имеет противопоставления предикату.
     г)  S P ¬Р – S. Некоторые из тех, что в поле не воины – есть одиночки. 

     4. Произведите противопоставление субъекту для следующих суждений:
     а)  S – P Р ¬S. Некоторое многофакторные задачи не являются неэкономическим расчетом.
     б)  S – P Р ¬S. Некоторые стесняющиеся надевать свои награды не являются не ветеранами. 
     в)  S P не имеет противопоставления субъекту.
     г)  S P Р- ¬S. Все не птицы – не курицы. 

     5. Определите вид и проверьте  правильность следующих умозаключений:
     а)    А В, А  А – Иванов попросит ключ у соседей
                       В  В – дверь будет открыта
Дедуктивное умозаключение. Утвердительное правило. 
 

     б)    А В, ¬В  А – если добавить несколько капель средства
                       ¬А  В – будет дочиста вымыта посуда
Дедуктивное умозаключение. Отрицательное правило. 

     в)    А В, ¬А  А – возрастут налоги на ввоз импор. прод-ции
               вероятно  ¬В  В – повысятся цены
Недедуктивное умозаключение. Второй вероятностный  модус.
     г)    А В, А  А – пробьют куранты
                       В  В – я буду всех поздравлять
Дедуктивное умозаключение. Утвердительное правило. 

     д)    А В, ¬А С, С (DvE), ¬Dv ¬E
                                   вероятно В  
 
            А В, ¬А С, ¬С
                    вероятно В 

            А В, А
                     В
Дедуктивное умозаключение. Утвердительное правило. 

, где  А-я не пойду к нему в гости
      В – не уговаривай меня идти к нему
      С – он усадит меня за стол
      D – начнет угощать картошкой
      Е – начнет расспрашивать о житье-бытье 

     е)  (А^В) С, А^¬С

                 ¬В                      

,где  А – есть взаимное согласие лиц, вступающих в брак,
    В – вступающие в брак достигли брачного возраста,
    С – брак может быть заключен.
Не дедуктивное  умозаключение. Второй вероятностный  модус. 

     ж)  (АvВ) С, В D, ¬D     (АvВ) С, ¬В     А С, С    
                                А                      А              вероятно А
 
Недедуктивное умозаключение. 1-ый вероятностный модус.
, где  А – вплавь обогнуть гору
      В – перебраться через гору
      С – попасть в поселок
      D – потратить много времени
     з)  (А^В) С, В^¬С

                 ¬А                      

,где  А – бортовой компьютер орбитальной станции работает без помех,
    В – космонавты выйдут в открытый космос,
    С – выполнить намеченную программу будет нетрудно.
Не дедуктивное  умозаключение. Второй вероятностный  модус. 

     6. Определите фигуру  и правильность  следующих силлогизмов:
     а) Р – М                   М – те, кто дышит жабрами
              S М   Р – рыбы
               S Р                       S – кит
II – ая фигура. Силлогизм верен. 

     б) М – Р  М – электрон
           М – S Р – то, что имеет отрицательный заряд
            S – P  S – элементарная частица
III – яя фигура. Силлогизм верен. 

     в)   М – Р                    М – я
           S М Р – студент СФ МИЭП
           S Р                    S – ты
I – ая фигура. Силлогизм неверен, т. к. по второму правилу второй  фигуры меньшая посылка должна быть утвердительным суждением. 

     г) М – Р  М – слесарь
           М – S Р – распространенная профессия
            S – P  S – тот кто зашел сутра
III – яя фигура. Силлогизм не верен, т.к.: по второму правилу третьей фигуры заключение должно быть частным суждением, что в данном силлогизме не наблюдается. 

     д) М Р  М – жители нашей деревни
         S М Р – те, кто владеет английским языком
         S – P  S – жители Москвы
     I – ая фигура. Силлогизм неверен, т. к. по второму правилу второй  фигуры меньшая посылка должна быть утвердительным суждением. 

     7. Восстановите следующие энтимемы, укажите фигуру, определите правильность построения полученных силлогизмов.  
     а) М
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.