На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Личностные особенности психолога-консультанта

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.А. ШОЛОХОВА 

Факультет психологии
Кафедра общей и практической психологии 
 

Малей Игорь  Степанович 
 
 

    « Личностные особенности  психолога-консультанта» 

Выпускная квалификационная работа
                                                                        
 

                            

                                             

                                                                              
                                                                                      Научный руководитель:
                                                                                 
                                                                        М.И. Розенова 
 

                                                                             
                                                       
 
 

Москва
2011 

Содержание:
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолог-консультант  в системе практической психологии……………………………………………………………………….7 

      Актуальные  проблемы и требования современной практической психологии………………………………………………………………...7
      Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта………………………………………………………………33
      Профессионально-личностные требования, предъявляемые к   психологам- консультантам……………………………………………...39
    Выводы  по первой главе…………………………………………………45
Глава 2. Проблемы личностного  и профессионального  становления психолога-консультанта………………………………………………………48
2.1. Этапы  профессионального становления психолога-консультанта……..48
2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта……………………………………………………………………..54
2.3. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.………………………………………..56

2.3.1. Развитие профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии………………………………………………………….....60

       Выводы по второй главе…………………………………………………...65

Заключение……………………………………………………………………..67

Библиографический список:……………………………………………….....69

Приложение

Введение 

     В связи с расширением сферы услуг в области практической психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога. Работа посвящена профессиональной деятельности психолога-консультанта, личностным особенностям психолога-консультанта, изучению его коммуникативных способностей, поскольку именно процессы коммуникации, общения являются ведущими и во многом определяют успешность психологической консультативной деятельности.

     Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. В результате большое число людей нуждается в помощи психологических служб.

      Широкое внедрение психологии  в практику закономерно приводит  к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются  как методы психологического  воздействия. Среди них одно  из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию.   Психологическое консультирование - это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с традиционными формами работы. Психологическое консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями, хотя для психолога - консультанта и они необходимы.
      Для того, чтобы лучше понять требования которые современная жизнь предъявляет к профессии психолога, к его личностным качествам, необходимо понять условия в котором приходиться работать современным специалистам. Все происходящие в современных условиях можно подразделить следующим образом: 
    Развитие психологии до недавнего времени зависело напрямую от большевистской идеологии. 
    Отказ от анализа психологии человека в тоталитарном обществе, чтобы не обозначать реальные проблемы общественной жизни. 
   Неподготовленность психологов для решения современных задач - проблемы личности бывшего "советского человека". 
    Подмена истинных научных знаний провозглашенными рецептами различные панацеи от общественных болезней. 
     Подрыв доверия к науке в результате взаимодействия "невежественного заказчика" и недобросовестного исполнителя. 
     Подмена психологов профессионалов представителями оккультных наук.  
     Безответственность средств массовой информации ( колдуны и гадалки в качестве психологов). 
     Снижение уровня профессиональной подготовки, появление специалистов не имеющих базового образования ( кратковременные курсы психологов ). 
     Учитывая все выше перечисленное жизнь заставляет по новому относиться к профессии, и выдвигает новые требования: 
1.Функциональная востребованность в современных условиях. 
2.Богатство методических средств и приемов, используемых в тренинговых группах, психологическое консультирование, новые методы работы (нейролингвистическое программирование, трансакционный анализ и т.д.), только в последнее время включены в инструменты российской психологии, хотя они давно широко используются на Западе. 
3.Участие психологов в современном бизнесе - изучение влияния рекламы на потребителя, изучение политического имиджа и пути его конструирования, вместе с психологами .

     Таким образом, актуальность темы дипломной работы связана не только с профессионально-личностными требованиями предъявляемые к психологам – консультантам и проблеме качества профессиональной подготовки практического психолога, но и с вопросами личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии , который как раз и приходится на время обучения в ВУЗе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируется его жизненная и мировоззренческие позиции , осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности , поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение  такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.
    Объектом  исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных  качеств специалиста.
    Предметом исследования является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.
    Целью данной работы является описание и анализ личностных и профессиональных качеств практического психолога (психолога-консультанта) , а также выявление особенностей и динамики личностного развития и профессионального становления студентов .

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Рассмотреть  актуальные проблемы и требования современной практической психологии

-Определить  профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам-консультантам

-Выявить проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта

-Проанализировать  динамику развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.

     В процессе подготовки работы использовались все необходимые источники информации, в том учебные и научные пособия, монографии, статьи в периодической печати и глобальной информационной сети INTERNET.
   Дипломная работа состоит из введения, глав основной части, заключения, библиографического списка и приложения. Общий объем работы составляет 66 страниц. 
 
 
 
 

Глава 1. Психолог-консультант  в системе практической психологии. 

      Актуальные  проблемы и требования современной практической психологии.
      Известные психологи Ю.М.Забродин и В.В.Новиков отмечают, что различие теоретической (научно-исследовательской) и научно-практической психологии состоит прежде всего в предмете и объекте изучения. Научно-практическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором есть все: и личностная структура, и система психических процессов, свойств, функций, и система функциональных и прочих психических состояний со своей динамикой.
    Понимание  природы реального объекта при  работе практического психолога  должно опираться не только  на отдельное предметное представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот реальный объект - человек.
    Следовательно,  в центре внимания практической  психологии должен стоять реальный  живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.
    Задача  психологии и психологов - помочь  человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений.
    В  этом суть практической психологии, которая понимается нами как  интеграция знаний и методов  из различных областей психологии с целью решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности.
    В  соответствии с этим пониманием  мы рассматриваем структуру, методы  практической психологии и результат,  к которому можно прийти, используя  рекомендации практической психологии.
Практическая  психология состоит из четырех частей:
1) психология  индивидуальности;
2) психология  взаимоотношений и взаимодействия  в группе;
3) психология  профессиональной деятельности;
4) психология  личной и обыденной жизни.
     Логика  такого разделения заключается в том, что в центре стоит человек с его неповторимой индивидуальностью, который должен знать и понимать другого человека. Но человек редко бывает один, обычно он включен в групповые отношения. Последние могут быть очень различными, но вместе с тем имеются определенные закономерности взаимоотношений и взаимодействия в группе, знание которых помогает человеку рационально строить свое поведение. Две остальных части практической психологии раскрывают возможности и способности поведения человека в основных сферах его жизнедеятельности: профессиональной, личной и обыденной жизни. В целом, мы подходим к пониманию того, что такое внутренняя гармония человека, как сам человек может способствовать ее развитию и укреплению психического здоровья.
Рассмотрим основные направления  в психологий: 
 
 

Арт-терапия
       Как направление психотерапии арт-терапия, или художественная терапия, используется для выявления эмоциональных и психологических проблем пациента и освобождения от них. Люди интуитивно чувствуют, что самовыражение - это способ исцеления, а творчество - один из наиболее эффективных путей лечения. В этом случае не нужны какие бы то ни было специальные навыки и умения, но через творческий процесс могут быть разрешены многие проблемы, включая депрессию, низкую самооценку и трудности в отношениях с окружающими. Арт-терапия особенно действенна в случаях с тяжелобольными людьми, которые не в состоянии сформулировать свои переживания.
      Терапевт, специализирующийся в этой сфере, изучая творчество пациента, может раскрыть проблемы, которые, возможно, были глубоко скрыты и которые при других методах лечения могли потребовать для их выявления длительного наблюдения. Врач надеется понять пациента и таким образом помочь процессу самоосознания или самопостижения, а также переоценке жизненных явлений. Процесс созидания через визуальные средства может помочь людям абстрагироваться от чувств или проблем, которые им было трудно или невозможно выразить иначе, так как они слишком тяжело повлияли на психику, чтобы о них рассказать прямо.
     Лечение методом арт-терапии заключается в предложении пациенту создать что-либо при помощи карандашей, мелков, красок и любых других изобразительных средств, чтобы привести подсознательное к визуальному выражению. Коллажи, скульптура, картины и рисунки могут выразить все нюансы переживаний автора самым непосредственным способом, и благодаря этому методу нередко провоцируется процесс самокоррекции чувств и мыслей.
Гуманистическая психология
       Гуманистическая психология оформилась, как самостоятельное течение в 50-60-х годах и представляет собой скорее совокупность сходных философских воззрений на человека, что дает практическим психологам возможность строить обоснованный терапевтический процесс. Основу гуманистической психологии заложили такие всемирно известные мыслители, как Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс,  Г. Олпорт. и др. Согласно представлениям гуманистической психологии, человек наделен врожденным и неодолимым стремлением к самореализации и самоактуализации, причем важен, как внутренний сокровенный уровень сознания так и уровень самосознания в пространстве социума. В определенной степени, самоактуализация не может протекать бесконфликтно: свобода и социальность, творчество и ответственность, любовь и долг – коллизии, которые нуждаются в глубоком философском осмыслении для каждого человека. Особое внимание придается тому, что реальность, воспринимаемая человеком согласно стереотипных представлений большинства, имеет условный характер, в то время, как истинной реальностью являются только внутренние переживания самого человека.
   Одно из базовых убеждений  гуманистически-ориентированных психологов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал «выздоровления», относительно всех явлений человеческой жизни. При наличии определенных условий человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для восстановления личности в процессе психологических консультаций. Гуманистического психолога отличает особая степень безусловного принятия клиента, поддержки, эмпатии (сопереживание), внимания к индивидуальности, стимулирования осуществления выбора и принятия решений, подлинности. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической научной базе и использует широкий набор терапевтических технологий и методов. Гуманистическая терапия помогает: найти себя, разрешить внутренние и межличностные конфликты, принять трудные решения, справиться с зависимостями, выйти из депрессии, преодолеть одиночество, научиться получать удовольствие от жизни, вернуть интуицию и спонтанность, восстановить здоровье, преодолеть конфликты в отношениях с близкими, восстановиться после перенесенных психологических травм и насилия, повысить качество жизни.
   Когнитивная психология
      Когнитивная психология направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio – познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении. В своей практической части, построена на принципах терапии разработанной А. Беком. В качестве основы данного метода принят, доказанный многочисленными экспериментами факт, что познание (имеется в виду построение картины мира) является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (неврозы, депрессии, конфликты и др. негативные состояния) объясняется прежде всего за счет неправильно построенного описания своей личности. Ответы на вопросы - Каким я вижу себя?, Какое будущее меня ожидает?, Каков окружающий мир?, безусловно, не имеющие стандартных решений, тем не менее, могут быть, как адекватными, так и неадекватными реальности. Неадекватные ответы приводят человека к ошибочным действиям и соответственно к «катастрофе». В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед клиентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения („автоматические мысли“) определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике. Процедура данного метода включает в себя три этапа. На первом этапе (логического анализа) пациент вырабатывает  критерии обнаружения ошибок собственных суждений, возникающих в критических ситуациях; на втором этапе (эмпирического анализа) отрабатывает приемы соотнесения суждений объективной ситуации; на третьем этапе (прагматического анализа) строит оптимальное осознание себя самого и своих действий.
     Психоанализ.
     Направление в современной психологии, основанное З. Фрейдом в начале XX века. Акцент данного направления направлен на исследование динамики либидо (Зачастую либидо сводят только к сфере сексуального. Это не так. Либидо по Фрейду является универсальной формой психической энергии, несущей в себе потенциал возможностей для любых действий несущих наслаждение – это может быть творчество, эстетика, работа, спорт, секс). Наиболее важен детский период жизни во время которого закладываются стереотипы сексуального поведения, являющиеся областью наиболее цензурируемых отношений. Именно в детском периоде сознание каждого человека сталкивается с неразрешимыми противоречиями между нормами морали и инстинктивными побуждениями в результате чего «запретное» вытесняется, отдавая предпочтение социальной, семейной, религиозной морали, то есть, уступая свое природное естество авторитету взрослых. Подобно айсбергу большая часть психической деятельности скрыта под поверхностью сознания и подвержена воздействию неконтролируемых сил – это было известно до Фрейда, также как существовал и термин бессознательное. Фрейд детально исследовал структуру осознаваемого и бессознательного и описал механизмы протекающих в них процессов. То, что существовало в дофрейдовской психологии в качестве наметок или проектов приобрело вид законченной теории человеческой личности. Психоанализ исследует такие процессы психики, как вытеснение, реактивные формации, сублимация, замещение, проекции, инстинкты, агрессия – все то, что скрыто в глубинах бессознательного, в той подводной части «айсберга», которая не подлежит контролю разума, но при этом является подлинным правителем человека. Осознание «скрытой информации» позволяет добиваться выраженного терапевтического эффекта в борьбе с неврозами, депрессиями, психотическими состояниями, болезнями.
     Одной из фундаментальных работ З. Фрейда является «Толкование сновидений». Сновидения в психоанализе рассматриваются, как свидетельства нереализованных желаний и страхов.
    Психоанализ обычно проводиться в форме одночасовых сессий. Это длительный процесс, состоящий из десятков или даже сотен сессий, которые проводятся в течение многих месяцев или даже лет.
   Несмотря на то, что сегодня по прошествии века психология пересматривает некоторые позиции учения Фрейда, без его концепций не обходится ни одна современная школа.  
 Самый известный из последователей Фрейда, швейцарский психиатр, психолог и философ К. Г. Юнг расширил концепцию бессознательного и основал, по сути, новую школу, которая сегодня известна, как
Бихевиористическая  терапия
   Это одно из четырех главных направлений психотерапии (наряду с психоаналитической, гуманистической и когнитивной). По-другому данный метод называют 'психологией стимула/реакции ответа'. Бихевиористический подход основан на 'теории научения', которая выросла из опытов над животными. Опираясь на ранние исследования Павлова, связанные с изучением условных рефлексов, американский психолог Б. Ф. Скиннер (родился в 1904 году) продолжил изучение поведения животных, а первым результатом стало открытие им 'законов научения', или теории укрепления при создании оптимальных условий.
    Бихевиористы подчеркивают, что окружающая среда создает 'условия', которые провоцируют нас вести себя по-разному, и что мы изменяем наше поведение, чтобы соответствовать этим условиям. В принципе, абсолютно все, что мы делаем, подкрепляется наградой или наказанием. Мы рассказываем что-нибудь смешное - в награду звучит смех окружающих, и это заставляет нас шутить снова и снова. Мы болтаем в театре во время представления - окружающие смотрят на нас хмуро и сердито, поэтому мы тут же умолкаем. Бихевиористическая терапия использует эти простые факты, чтобы поощрить правильное поведение и препятствовать плохому поведению. Хороший пример этому - капризный ребенок, который научился привлекать внимание своих родителей истериками. Если родитель проигнорирует капризы ребенка, т. е. поведение малыша окажется оставленным без внимания (что равнозначно отсутствию награды), поведение ребенка изменится.
     Так как любому поведению можно научить, бихевиористы доказывают, что нежелательное поведение вполне возможно исключить из схем 'научения' и заменить более желательным поведением. Бихевиористическая терапия особенно полезна при лечении фобий, борьбе с вредными привычками, истериками и даже энурезом. Наиболее успешными и широко используемыми формами терапии считаются гипосенсибилизация и метод 'затопления' для определенных фобий: в первом случае легкий гипноз - и пациент глубоко расслабляется и воображает все усиливающийся ряд пугающих его стимулов; во втором - пациент 'устраивает очную ставку' наиболее пугающему его стимулу либо в действительности, либо в воображении в течение 20 минут или около того. 

Клиент-центрированная терапия: принять  себя и других
     Цель: cоздать условия для позитивных изменений человека, более полной реализации его потенциала.
     Самая популярная в мире (после психоанализа) система психотерапевтической и консультационной работы разработана в середине прошлого века американским психологом Карлом Роджерсом (Carl Rogers). Он был убежден, что сущность каждого человека позитивна, конструктивна и социальна. Но этот внутренний потенциал проявляется лишь в атмосфере безусловного позитивного принятия, эмпатического понимания и открытости своим чувствам.
    Для лучшего понимания другого человека Карл Роджерс использовал эмпатию - эмоциональное состояние, позволяющее точно воспринимать чувства других людей, понимать и принимать их, ощущать боль и удовольствие другого так, как чувствует их он сам, и точно так же относиться к причинам, их породившим.
     Как это происходит. Терапия проходит в форме диалога между клиентом и терапевтом. Самое важное в нем - психологическая атмосфера доверия, уважения и безусловного принятия терапевтом личности клиента. Она позволяет клиенту чувствовать, что его воспринимают таким, какой он есть. Он может говорить обо всем, не опасаясь осуждения или неодобрения. В поддерживающей атмосфере человек, который обратился за помощью, обнаруживает в самом себе средства и способы решения своих проблем. В результате терапии клиент начинает более свободно выражать свои чувства, у него складывается устойчивая положительная самооценка, позволяющая с большим доверием относиться к миру. Он становится более реалистичным и объективным, а также менее ранимым - больше доверяет себе и лучше понимает других.

Письменное  общение психолога  с клиентом

    Услышав слово 'психолог', многие представляют человека говорящего или слушающего, но никак не пишущего. Традиционно мы считаем устное, 'разговорное' общение психолога с клиентом наиболее продуктивным: есть возможность быстро оценить реакцию собеседника, поменять тактику, дозировать информацию и т.д. - эти достоинства очевидны. Но поскольку письменная речь существует, и она может быть превосходным инструментом для работы практического психолога. 
 
Письменное общение психолога с клиентом имеет ряд достоинств: 
 
1. Написанная информация почти всегда 'отфильтрована' гораздо больше, чем устная - человек пишет то, что считает нужным написать. Это очень значимая для него информация, или наоборот, незначительная (хочет 'спрятаться'). Психолог, анализируя текст клиента, имеет возможность уделить внимание стилю, почерку, подумать над явным и скрытым смыслом написанного, и, в свою очередь, адресуя клиенту текст, может 'слепить' такое письмо, которое соответствует личностным особенностям адресата и цели написания. 
 
    Психолог, использующий письменное общение с клиентом, должен свободно владеть речью и 'чувствовать' ее, ибо нелегко сопереживать человеку, не находясь в непосредственном контакте с ним. К тому же написанное может быть воспринято клиентом как документ, диагноз или что-то подобное, следовательно, психолог несет высокую ответственность за каждое написанное им слово. Следует предупредить клиента о том, что эта информация - не справка, не документ, а скорее письмо. 
 
2. Письменный текст воспринимается зачастую клиентом, как более интимный, чем устный. Особенно игра в переписку захватывает подростков, которых манит все новое, необычное, окутанное тайной. 
Бывает, что им (подросткам) гораздо легче прийти на консультацию к психологу с подругой или другом, чем в одиночку. В таких случаях беседа часто не получается откровенной, даже если подруга находится за дверью - смущает ее незримое присутствие. Видя подобные затруднения, можно предложить клиенту воспользоваться бумагой для передачи своих мыслей. 
 
3. Написанный текст можно хранить и распоряжаться им по своему желанию. Известны случаи, когда клиент годами хранит текст, написанный ему психологом, если эта информация для него значима, аналогично тому, как хранят письма дорогих людей. 
 
      Бывает, клиент берет листок с опаской - не видел ли его еще кто-либо, кроме психолога? Как правило, это не значит, что текст будет спрятан навечно. Прочитав значимую информацию, человек стремится показать его кому-то, обсудить. Разумеется, чаще всего показывают друзьям, родственникам и знакомым письмо психолога подростки, реже - младшие школьники, взрослые же охотнее рассказывают 'об этом', чем показывают сам лист. 
 
     Психолог по характеру обращения с информацией может судить о ее значимости - хранит ли ее клиент, теряет, рвет, выбрасывает, если показывает, то кому, и т.д. 
 
    Также и психолог может хранить образцы письменного творчества клиентов, сравнивать и анализировать их. 
4. Для человека текст, написанный именно ДЛЯ НЕГО является значимым. Поэтому люди так радуются письмам, поэтому поздравления пишут на открытках, поэтому врач в поликлинике, пишущий ДЛЯ НАС название лекарства на бумажке, кажется нам очень внимательным. 
    Человек, добровольно обратившийся за помощью к психологу, нередко имеет заниженную самооценку, и вещественное подтверждение .того, что именно его проблема интересна для психолога, очень важно. 
     Письменную форму общения психологу приходится применять в тех случаях, когда личный контакт невозможен (например, ввиду дальности расстояния). Это неудобно, но иногда необходимо.

Экзистенциальная  терапия: осознать свою уникальность
    Цель: помочь человеку понять, как устроена его жизнь, какие факторы оказывают на нее влияние, какие в ней встречаются парадоксы и дилеммы и каким образом он может обрести цель и смысл в своем существовании.
     В основе этого психотерапевтического направления лежат идеи философии экзистенциализма. Исходное понятие 'экзистенция' впервые употребил датский религиозный философ Серен Кьеркегор (Seren Kierkegaard). Он понимал его как индивидуальный опыт человека, его истинное внутреннее существование. Эти базовые идеи развиваются в рамках нескольких направлений экзистенциальной психотерапии, главные представители которой - швейцарский психолог Людвиг Бинсвангер (Ludwig Binswanger), американские психотерапевты Ролло Мэй (Rollo May), Джеймс Бьюдженталь(James Bugental), Ирвин Ялом (Irvin Yalom), австрийский психолог Альфрид Лэнгле (Alfried Langle).
    Внутренняя сущность человека может вступать в конфликт с внешними обстоятельствами, и тогда главным источником проблем становится неприятие собственной жизни и тех ее аспектов, которые невозможно изменить. Экзистенциальная терапия не настраивает человека на перемены - она направлена на глубокое понимание существования как такового, решение проблем времени, жизни и смерти; свободы, ответственности и выбора; проблемы общения, любви и одиночества; смысла и бессмысленности существования.
    Как это происходит. Основа работы экзистенциального терапевта - открытый диалог с клиентом. Стиль общения, глубина обсуждаемых тем и вопросов оставляют у клиента ощущение, что он понят. В процессе терапии, слушая себя и думая о себе, человек находит баланс между собой и миром и приходит к гармонии между своим существованием и собственной внутренней природой.
О Гештальт - терапии
Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Ты это ты. А я эта я. И если нам случилось встретить друг друга - это прекрасно. А если нет - этому нельзя помочь.
Фриц Перлз
    В настоящее время гештальт-подход является одним из основных направлений в психологической и психотерапевтической практике, уступая в популярности только психоанализу и поведенческой терапии.
    Создатель  гештальт-терапии - Фриц Перлз  - начинал свою практику как психоаналитик, и появление гештальт-терапии было связано с его неудовлетворенностью жесткими психоаналитическими рамками, стремлением преодолеть эти ограничения. Гештальт-терапия удачно интегрирует в себе идеи экзистенциализма, концепции телесной терапии В. Райха о связи тела и разума, восточной философии и психоанализа. Поэтому важным достоинством гештальт - подхода является целостное видение человека в единстве его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений. Основная идея гештальт-терапии - развитие креативности во взаимодействии с окружающим миром, восстановление способности к саморегуляции.
    Гештальт-терапия  традиционно рассматривается как  наиболее эффективный метод коррекции  чрезмерно нормативных, социально  скованных, сдержанных индивидов (то есть тревожных, фобических, депрессивных) ограниченное функционирование которых связано с наличием "внутренних блоков". Гештальт-терапия с успехом применяется при лечении многих "психосоматических" расстройств, включая мигрень, язвенный колит, спазмы шеи и спины. Эта терапия становится эффективным методом воспитательной работы, помогающим здоровым людям в личностном росте и в реализации их потенциальных возможностей. Этим Гештальт-терапия обязана в значительной мере своей популярностью вне клинической среды и включением ее методов и идей в течение гуманистической психологии и "движения за актуализацию человеческого потенциала". В настоящее время гештальт-подход вышел за рамки терапии и занял свое место в разных областях практики. Он оказался эффективным как в индивидуальной, так и групповой работе, а также в работе с семьями и организациями как целостными структурами.
     Юнгианский анализ
       Кроме индивидуального бессознательного - продукта личной истории, К.  Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», то есть субстанции разума, которая принадлежит всему человечеству в целом. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные «архетипами» - изначальными образами. Не стоит считать, что коллективное бессознательное представляет собой, лишь некую негативную сферу, от которой необходимо отстроится. На самом деле коллективное бессознательное скорее выступает, как общая информационная база, которую можно и нужно использовать во благо себе. Негативное влияние проявляется лишь там, где присутствует слепое следование системе. Все знания, таланты и способности, все лучшее, что накоплено человечеством за его долгую историю, предназначены для того, чтобы реально помогать каждому человеку. Задача юнгианского аналитика — уметь синтезировать все это в своей практике, непрестанно совершенствуя и творчески видоизменяя для каждого конкретного случая и в соответствии с требованиями времени. В отличие от психоанализа Фрейда, стремящегося к точным научно обоснованным интерпретациям, которые, к сожалению могут порой носить разоблачительный характер и вызвать у клиента отторжение, юнгианские аналитики проводят сессии исходя из того, что верно лишь то, что верно для самого клиента. Они будут стараться не только обсудить проблему со всех возможных точек зрения, но и способствовать пробуждению любых творческих начинаний у клиента, которые могут проявиться в любви к рисованию, лепке из глины, в сочинении сказок, ведении дневника и т.п.
     Психодрама.
     Направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, психолога и философа Я. Л. Морено. История свидетельствует о встрече Я. Морено и З. Фрейда, во время которой, молодой Морено заявил – «Вы разрешили людям говорить, я разрешу им действовать». Впервые психотерапевтические сеансы из индивидуальных трансформировались в групповые, переносясь из замкнутого психоаналитического кабинета в реальную людскую среду. Таким образом, Я. Морено решил задачу проявления внутренней реальности человека непосредственно в ситуации социального окружения, собственно того окружения,  в столкновении с которым и продуцируется психологический конфликт.
     Психодраматическая  сессия начинается с разогрева, - это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные темы. Затем происходит выбор протагониста (актер, играющий главную роль), то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. Выбор происходит так - ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигаются из общего круга вперед и рассказывают, с чем они хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Выбирается именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.
     После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства и даже сновидения). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. Психодраматическая сцена заканчивается, когда протогонист находит решение проблемной ситуации или почувствует, что получил достаточно информации о ситуации. После этапа действия проходит шеринг – обмен впечатлениями между «участниками действия» и «зрителями». Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, какого им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы – мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.
     Психодрама сегодня в оригинальном виде распространена мало, однако, ее элементы широко используются во всех направлениях психологии.
     Логотерапия.
       Логотерапия-психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом в 40-х годах XX столетия, основанная на убеждении, что развитие личности невозможно без поиска и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он таков, что реально недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация (жизненный застой), приводящая к неврозам и психическим заболеваниям. В процессе логотерапии ставится задача помощи клиенту в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других, каким бы привлекательным он не был. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это: творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. Логотерапия имеет собственные уникальные терапевтические методики, такие как метод парадоксальной интенции, дерефлексия и др.
Логотерапия эффективна для психологической помощи в различных ситуациях: неврозы, фобии, страхи, сложности во взаимоотношениях, депрессии, проблемы в области сексуальности, преодоление психологических травм и насилия и др.
    Экзистенциальная психология.
Экзистенциальная  психология  – (лат. existentia – существование) сформировалось на основе трудов таких исследователей, как Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй и др.. Психологическое направление, изучает: 1). Проблемы времени, бытия и небытия; 2) Высшие ценности. Проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) Личная миссия. Проблемы общения, любви и одиночества; 4) Сущность Бога. Экзистенциальная психология исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны его базовые жизненные потребности забвение которых приводит к состоянию стресса, тревоги или депрессии.
Целью экзистенциальной психологии является решение задачи восстановления аутентичности конкретной личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе.
       Трансперсональная  психология
   Трансперсональная  психология -сформировалась в 60-е годы XX столетия на основе исследований многих известных психологов и психиатров, но несомненным лидером данного направления является С. Грофф. Трансперсональная психология, впервые, открыто проводит масштабные исследования психологии человека, учитывая доперсональный период жизни, то есть внутриутробный и предшествующий ему цикл духовного существования вне телесной формы. Все три периода представляются, как единый цикл бытия данного индивида, что позволяет рассматривать позитивные или негативные коллизии земного человека с гораздо более высокой точки, чем это было прежде. Трансперсональная психология изучает сознание в более широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания в многомерном бытии, высшие состояния сознания, парапсихологические феномены, метапотребности и метаценности. Соответственно, в качестве терапевтических методов используются, ранее неприемлемые с точки зрения науки: медитация, холотропное дыхание, активное воображение, религиозный и мистический опыт, измененные состояния сознания. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в тренингах личностного роста, лечении наркомании, алкоголизма, суицидальных тенденций, психозов и неврозов, как разновидностей духовного кризиса. 
     Онтопсихология и Онтопсихолог
     Направление онтопсихология создано в 70-х годах XX века доктором психологии, социологии, теологии и философии профессором А. Менегетти.
     Онтопсихология переводится, как Учение о бытии Души (греч). Абсолютная новизна и  сложность онтопсихологии, как научной дисциплины заключается в том, что данная область знания касается именно того, что в значительной мере утрачено современным человеком в результате его исторического развития.
     Чтобы понять особенности и место онтопсихологии среди других направлений психологии необходимо провести краткий анализ. Каждое направление современной психологии изучает один из модусов того безгранично сложного, что представляет собой человек. Психоанализ – соотношение структур Эго и Сверх Я; Юнгианский анализ – взаимовлияния Эго, Коллективного бессознательного и его основных архетипов; Гуманистическая психология - высшие ценности, самоактуализация личности; Бихевиаризм – стимулоориентированные аспекты сознания; Экзистенциализм – модусы интенциональности и иерархии личности; Когнитивная психология – субъективность и биокомпьютерные функции; Психодрама – спонтанные механизмы и креативность и т.д. Онтопсихология также как и другие современные направления исследует психологию человека в одном из аспектов, а именно в аспекте первичной причинности психической деятельности, разворачивающейся в различных социо-исторических условиях.
     Сегодня большинство людей не сомневается  в  том, что есть нечто, что существует в нас, рожденное прежде нас и продолжающее свое существование после. Точно так же представляется, что человек не есть ограниченное размерами тела и пространством индивидуального ума существо, а открытая многомерная мыслящая субстанция. С подобной точки зрения примерно до 1970 г. поле современной психологии было по сути однородно в том плане, что все школы изучали психологию человека начиная с момента рождения и до окончания жизни, считая при этом сознание изначально «чистым листом бумаги» с врожденными инстинктами, а коммуникации ограничивающимися пятью органами чувств. Область знаний о личностных, рациональных объективно-обусловленных психологических процессах. Однозначным выводом всех психологических школ без исключения явилось признание того, что проблемы психологического характера возникают только в пространстве столкновения индивидуальности с социумом.
     Общим для всех направлений данной группы является ориентация на социальную успешность, что само по себе возражений вызвать  не может. Проблематично то, что критериями становления принимаются ценности и дирекции того же самого социума, который и привел человека к неблагополучию. Итогом психотерапевтической работы становиться адаптация, пусть даже очень высокая адаптация к социо-культурной среде, но все-таки не более чем адаптация. Собственно, индивидуальность, которая наиболее ценна для человека, которая является как раз противоположной центробежным процессам общества, оставалась без внимания. Душа, как сущность не принималась к рассмотрению.
     После 1970 года одновременно образуются две  принципиально отличные от существующих школы – онтопсихология и трансперсональная психология, которые исследуют человека на его глубинном уровне первичных базовых принципов, предшествующих любым детерминантам постнатальной жизни. Однако, и онтопсихология и трансперсональная психология не ограничиваются рубежом рождения, а прослеживают действие базовых жизненных принципов на всю жизнь человека, что до сих пор вообще не принималось в расчет.  Между самими этими школами есть существенная разница. Трансперсональная психология предлагает в качестве главного метода постижения сути и нахождения точек опоры для человека (речь идет о терапевтической, философской и когнитивной стратегии) традицию живой практики соучастия через непосредственное проживание контакта со сверх ординарным, как вне пространства Я, так и внутри его. То есть освоение высших моральных принципов и универсальных законов бытия и как следствие становление и восстановление поврежденных психологических структур через практику медитаций, религиозного опыта, трансовых и инсайтных состояний, холодинамических техник. Если еще раз уточнить картографические зоны, то трансперсональная психология тяготеет к личностным и надличностным аспектам, а онтопсихология к личностным и доличностным.
     Онтопсихология, основываясь на обширной клинической практике и метафизическом опыте, при этом предлагает иную стратегию – осознанный переход от стереотипного бытия к бытию интенциональному на основе  математически выверенных действий. Прикладная задача онтопсихологии та же самая –  успешность человека. Маяки принципиально иные – априорное Я субъекта в социо-историческом контексте. Существующие общественные ценности становятся не самоцелью, а лишь антуражем в границах которого развертывается успешность личности. Под успешностью понимается не только достижение социального признания и обретение определенного материального благосостояния, но и сакральная успешность – здоровье, психологический комфорт, эстетическая наполненность. Онтопсихология предоставляет подробную и законченную структурно-динамическую топологию человека в аспектах иерархии смысловых модусов, причинности и жизнеполагающих принципов. Итогом становиться не адаптация к среде, как таковая, а самосозидание Я и созидание среды, когда адаптация становиться естественным и гармоничным процессом. Возможно ли находясь в социуме стать свободным от него? Онтопсихология говорит - да, возможно, если рассматривать свободу не как анархический беспредел желаний и поступков, а как действительную потребность индивида. То есть, в пространстве жизни не рождаются потребности, которые не могут быть удовлетворены. Задача человека вернуть себе однажды утраченное естество. В онтопсихологии данный процесс обозначается термином метанойя – прогрессивная реорганизация ментальных и поведенческих моделей, переориентация от Я – сформированного семейными, общественными, религиозными, культурными и другими стереотипами, на Я – истинное, изначальное. Идея реорганизации в том, что только врожденный мыслящий центр (Онто Ин-се) человека обладает знанием о лучшем, необходимом и победном для индивида. Безошибочное отслеживание интенций Онто Ин-се, как гаранта точности, осуществляется через анализ сновидений, практики имагоки, синемалогии, мелолистики и мелоданса.
     Было  бы неверным полагать, что онтопсихология, изучая наиболее фундаментальные пласты человеческой психики, может сообщать лишь данные общего порядка и не в состоянии решать насущные задачи, сопровождающие жизнь каждого человека. Наоборот, онтотерапевтические методики исключительно эффективны в области практической психологии. Более глубинный по сравнению с другими направлениями психологии анализ способен устранить причины неблагополучия в корне и соответственно вызвать тотальное оздоровление всей вышестоящей психологической структуры в целом. Как и другие школы онтопсихология работает с неблагополучными клиентами, страдающими зависимостями (в широком смысле), психологически дезориентированными, ослабленными, ошибающимися. Кроме того, онтопсихология в отличие от других школ обладает необходимым знанием для работы с благополучными клиентами – бизнесменами, политиками, людьми искусства и науки в плане вывода их на более высокие уровни успешности за счет открытия резервов интуиции и креативности.
     Онтопсихология  заполнила последнюю неисследованную  область - сущностную субъективность Души и безусловно стала фундаментом  для всей психологической науки  в целом.
     Отличие онтопсихологии от всех предшествующих школ состоит в открытии и детальном исследовании трех изначальных аспектов человеческой психики:
     1. Онто Ин-се. (в русском переводе равнозначно понятию Душа). Базовый проект природы, составляющий суть человека (существует до рождения) – мыслящее ядро, структурирующее психобиологическое единство индивида и осуществляющее историческое самосозидание. В своем становлении человек успешно реализуется  в интеллектуальном, социальном и психологическом плане только в том случае, если его действия совпадают с интенциональностью (направленным намерением) Онто Ин-се, в противном случае человек проигрывает или заболевает. Только Онто Ин-се гарантирует реальное восприятие окружающего мира. По целому ряду причин событийного характера (психологические травмы, семантическая экспансия окружающих, морально-нравственные нормативы, доступ ума к собственному Онто Ин-се может быть частично или полностью заблокирован. В результате действующим фактором становиться не истинное Я человека, а его «суррогатное Я» сформированное другими.
     Онтопсихология впервые вводит понятие экзистенциальная шизофрения – раскол между рациональным сознанием и Онто Ин-се (Душой). Подобная форма раскола закладывается в возрасте 2-3 лет и в большей или меньшей степени присутствует в каждом современном человеке. Раскол может быть и должен быть ликвидирован. (Если, конечно, человек всерьез настроен быть счастливым и успешным)
     2. Семантическое поле. Особый (полевой) вид материи – главная коммуникативная составляющая для переноса информации между индивидами, индивидом и природой, индивидом и вселенной. Семантическое поле перемещает информационный код, мгновенно и на неограниченное расстояние. Код, посредством которого в человеке структурируются эмоции, мышление, органические процессы. (До появления онтопсихологии наука не решалась рассматривать коммуникации выходящие за рамки вербального, инстинктивного или образного кодов).
     Онтопсихология  впервые исследует и вводит понятие  негативной психологии. Семантическое поле может нести как позитивный код так и деструктивный в зависимости от своего «индивида-транслятора». Негативность семантического кода всегда зарождается там, где есть «предательство» своего естества, забвение своих сокровенных интересов. Негативный код частично или полностью (в виде болезней или психологического неблагополучия) может компенсироваться на самом индивиде, в таком случае трансляция на окружающих слабо выражена или отсутствует.
     3. Монитор отклонения. (от лат. Moneo – то, что подсказывает, исправляет, цензурирует. Deflecto –  сбивает с пути, поворачивает в другое направление). Программа, которая конденсируется в клетках головного мозга, искажая аутентичные (соответствующие личному проекту) мысле-образы и заменяя их на чужие. (Если Коллективное бессознательное -  это проекция всеобщего знания на индивидуальность, формирующая Сверх Я, то монитор отклонения – это механизм, абсолютизирующий Сверх Я и разрушающий различие между прогрессивной и деструктивной составляющими знания по отношению к индивиду, что приводит к дезориентации и потере человеком своей индивидуальности).
     Монитор отклонения – вынужденная реальность современного человеческого общества, но степень его проявления может  быть различной от минимальной до всеобъемлющей. Задача онтопсихологического консультирования и терапии состоит  в ликвидации монитора отклонения и возвращении человеку его ума в полном объеме. Ликвидация монитора отклонения восстанавливает утраченную интуицию, устраняет деструктивные психологические стереотипы.
НЛП
    Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) направление психологии,  оформившееся в 70-х годах XX века в Соединенных Штатах Америки. Основателями НЛП являются две харизматические личности - лингвист Д. Гриндер и психолог Р. Бэндлер. Школа НЛП представляет собой скорее набор многочисленных техник, чем концепцию о человеке и его психологической реальности. Основой для разработки техники явилось изучение ряда высокоуспешных исторических личностей и выявление моделей их поведения коммуникации с окружающими. На основе этих моделей были разработаны техники, позволяющие клиенту быстро и эффективно изменить мысли, поведение и убеждения, которые мешают развитию, достижению целей и пониманию окружающего мира. Ряд техник направлен на достижение нужного результата при взаимодействии с другими людьми и успешную коммуникацию. НЛП - исключительно практическое направление, которое ставит основным критерием результат. Техник НЛП существует множество: шестишаговый рефрейминг, генератор нового поведения, модельный взмах, музей новых убеждений, якорение ресурсных состояний и многие другие, все они весьма эффективны в определенных случаях и работают по принципу «Делаешь так, получаешь результат». Слабостью НЛП, по мнению многих специалистов (мы к этому мнению присоединяемся), является отсутствие осмысления «картины мира» и построения адекватных моделей поведения, способных эффективно работать в самом широком диапазоне задач, в изменяющихся условиях реальности.
      Коучинг .
  Сформировался в 90-е годы XX столетия (тренинговая концепция на стыке психологии, философии, спорта и менеджмента) (Изначально коучинг был ориентирован только на пространство бизнеса, однако сейчас с успехом применяется практически для всех социальных групп). Коучинг – причисляется к тренинговым направлениям, однако в действительности является неформальным обучением. Мероприятия проходят в формате собеседования и позиционируются, как по подразделениям бизнеса: менеджмент, маркетинг, финансы и других сфер, например, спорт, так и по личностным параметрам: лидерство, креативность, коммуникабельность и др. заканчивая категориями - life, то есть, здоровье, душевная гармония, искусство быть счастливым. Методология коучинга строится на разблокировке изначально существующего внутреннего потенциала человека в результате психологического (до конца не изученного) взаимодействия коуча и клиента-игрока.
    Коучинг – это высокоэффективный тренинг, в результате которого клиент приобретает способность к эффективному действию в меняющихся условиях. Однако следует учитывать, что разблокировка сознания клиента-игрока происходит в достаточно ограниченной зоне из всей сложной и многомерной структуры мышления и принятия решений.            
 Коучинг,  обычно, проводится в формате  сессий от получасовых до часовых,  возможно по телефону, что может  быть в ряде случаев очень  удобным.
    Вот мы рассмотрели некоторые  основные направления в психологии  и их техники. Когда возникло  то или иное направление, как изучают пласты человеческой психики и то как влияет на решение проблемы психологического характера у человека.
1.2. Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели "идеального" психолога-консультанта.
       Проблеме изучения особенностей профессиональной деятельности психолога-консультанта и портрету "идеального" психолога посвящено большое количество исследований (Ю.Б. Алешина, 2000; Г.С. Абрамова, 1998; Р. Кочюнас, 1999; Р. Мэй, 2001; Р.С. Немов, 2000; К. Роджерс, 1994; Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; Е.Э. Смирнова, 1977). Отмечается, что необходимо определить личностные особенности специалиста, которые обеспечивают успешность его профессиональной деятельности (Е.Э. Смирнова, 1977). Необходимость обсуждения этого вопроса связана, прежде всего, на мой взгляд, с тем, что работа психолога-консультанта очень специфична своим предметом – индивидуальностью человека. Р.Кочюнас говорит, что личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как "важнейшее целительное средство" в процессе консультирования. "По существу основная техника психологического консультирования – это "я – как – инструмент" (23, c.25). Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии психолога-консультанта, например, проблема критериев эффективности его работы, уровня его квалификации, в конечном счете, проблемы подготовки психологов-консультантов.
       Важной особенностью психологического моделирования личности является учет основных факторов, оказывающих формирующее влияние на коммуникативную компетентность личности психолога – характер деятельности, система отношений с другими людьми и прочее. Модель "перспективного" специалиста строится на основе экспертных оценок (Г.Е. Леевик, 1982).
      При построении модели специалиста метод моделирования широко использовался в социологии. Е.Э. Смирнова модель специалиста раскрывает обобщенно "в виде...образца специалиста, которого высшая школа должна выпустить из своих стен".(48).
     Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования?
     Хотя исследований в этой области много, однако, единого ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет.
     Определение критериев оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта позволяет представить желательные коммуникативные качества профессионала для эффективного осуществления стоящих перед ним практических задач.
    Г.С. Абрамова считает, что "эмпирически очевидные показатели, которые служат для проверки валидности теста, обозначаются термином критерий." (1, с.34). Критерием чаще всего бывает проявление изучаемой характеристики в повседневной жизни. Другими словами, критерий – это очевидный показатель тех характеристик личности, определяемый независимо от предъявления теста.
      Известны такие исследования, в которых осуществляется изучение связи и влияние определенного качества (коммуникативная компетентность) на эффективность деятельности профессионала, что дает возможность, учитывая результаты исследования, расценивать составляющие изучаемого качества как желательные или нежелательные для психолога-консультанта, т.е. способствующие или препятствующие оптимальному уровню функционирования коммуникативной компетентности у специалиста, и таким образом входящие или не входящие в модель коммуникативной компетентности эффективного профессионала.
    Дадим определение "продуктивной деятельности" – "это специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя." (30, с. 76). Это деятельность, которая приносит ощутимый желаемый результат, имеет конечной своей целью создание какого-либо продукта, например, в качестве продукта может выступать приобретенное умение активно слушать. Более подробное освещение проблемы изучения личности профессионала, его коммуникативных способностей, позволит нам подойти к выявлению критериев оценки данных способностей, которые определяются на материале научных источников.
     Несомненно, что коммуникативная компетентность психолога-консультанта находится в прямой зависимости то личностных качеств специалиста, личность психолога оказывает влияние на выбор стиля и способов воздействия.
  Качества, необходимые психологу-консультанту, условно можно разделить на 3 сферы:
1. Коммуникативная  сфера.
2. Эмоционально-волевая  сфера.
3. Познавательная  сфера.
Перейдем к  рассмотрению качеств, составляющих эти  сферы.
1. Коммуникативная  сфера.
Эта сфера, по моему мнению, является основной, т.к. психологу-консультанту постоянно приходится иметь коммуникативные связи с другими людьми (клиентами) и умение устанавливать раппорт и поддерживать контакт является необходимым для подобного специалиста.
    Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, ориентация на совместную деятельность. Известно, что общительность обеспечивает успех в профессиях, главной особенностью которых является межличностный контакт. Однако в исследовании М.Р. Битяновой (1991), также как и исследовании Е.И.Рогова (1995), указывается на нежелательность аффектотимии (высокие показатели по фактору общительность), т.к. личность с высокими оценками по данному фактору подвержена аффективным переживаниям, характеризуется сильными колебаниями настроения в течение дня. Излишнюю общительность Е.И. Рогов относит к деформированности личности, вызванной спецификой профессиональной деятельности (1995). Вышеперечисленные факты относятся к профессии педагога, учитывая смежность с профессией психолога, и были приведены эти данные, однако важно помнить о специфике работы психолога.
     Следующее важное качество – способность к эмпатии. "Так, одним из важнейших качеств психолога-консультанта некоторые исследователи называют эмпатию (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; К. Роджерс, 1994). В качестве особых форм эмпатии выделяют: сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через чувствование и отождествление с ним; сочувствие – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний по поводу чувств другого, способность понимать аффективные ориентации; когнитивную эмпатию, бизирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и анализ); предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого; эмпатия как социальный инсайт, субъект как бы реконструирует внутренний мир другого человека; эмпатия может рассматриваться как эмоциональное состояние, возникающее при виде переживаний другого; эмпатия рассматривается (школа психоанализа) как свойство врача при взаимодействии с больным, как рефлексивная эмпатия, как способность понять человека при деформации его защитных механизмов и т.д." (55).
      Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать специалисту, работающему с людьми – это невербальные коммуникации.
      Умение наблюдать порождает профессиональное важное качество психолога-консультанта – наблюдательность. Это элемент сложной системы и имеет многообразные многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека. Специфическая особенность наблюдательности в профессиях типа "человек-человек" состоит в том, что:
1) нужно во  внешнем поведении или в самой  внешности человека увидеть его  внутренние, психические состояния  или свойства;
2) необходимо  дифференцировать признаки;
3) связывать  с интересом именно к человеку  как объекту наблюдения;
4) содержание  деятельности в этих профессиях  предполагает взаимодействие людей
     Бодалев А.А. говорит, что "тонкая наблюдательность" человека является важным качеством восприятия. "Мы очень отличаемся друг от друга по умению быть наблюдательным. по способности фиксировать мельчайшие колебания в их внешнем поведении и заключать об истинном характере изменений в их настроении, отмечать мало заметные в нас особенности поведения или внешнего облика и за ними видеть существенное в личности." (18, с. 101) Также автор в своей книге "Психология общения" выделяет следующие умения, необходимые для успешного общения:
1)Умение учитывать  индивидуальное своеобразие каждого  человека;
2)умение ставить  себя на место другого и  видеть мир, работы, нас, все  происходящее его глазами;
3)умение выбирать  по отношению к другому человеку  наиболее подходящий способ поведения,  способ обращения с ним.
      Наблюдательность предполагает не только персептивные и понятийные качества наблюдателя, но и эмпатийные умения. Возникновение эмпатии предполагает развитую наблюдательность и ее связь с мышлением и чувствами. Умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состояний – вот то конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми.
      Кроме вербальных средств консультант должен владеть набором невербальных средств, среди которых и контакт глаз, и характеристики голоса, и поза. Объектом наблюдения при этом могут быть следующие особенности речи: содержание, темп, ритм, интонации, паузы, скорость, экспрессия, характер голосовых реакций, характеристики голоса. Данные характеристики относятся к умению психолога консультанта устанавливать и поддерживать контакт с клиентом.
      По данным А. Пиза информация в процессе коммуникаций передается словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией – на 38% и остальные 55% информации передаются невербальными средствами – жестами, мимикой, внешним видом (32, с.6).
     Основными характеристиками для невербальных средств общения являются движение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важное значение имеют коммуникативно-дистанционные зоны. Это расстояние, на котором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызывает дискомфорт у участников (Ю.Б. Алешина, 2000). Занятия по физиогномики помогают "читать по лицу" собеседника.
     Возвращаясь к консультативному процессу, необходимо отметить, что на всех этапах психологи применяют различные приемы ведения беседы. К ним относится, как уже отмечалось, эмпатическое слушание, принятие клиента, а также приемы на каждом этапе психологического консультирования: присоединение, структурирование, задавание вопросов, уточнение, молчание, отражение чувств.
1.3.Профессионально-личностные  требования, предъявляемые  к психологам-консультантам.
     Важнейшее  качество психолога — профессиональная  компетентность. Она включает в  себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.
     Психолог  должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Профессиональное становление психологов имеет свою специфичность в области научно-исследовательской и практической психологической деятельности.
     В  деятельности любой профессиональной  группы вырабатываются свои нормы,  правила профессионального поведения,  которые в совокупности образуют  профессиональную этику. Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта. Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова «психолог» словосочетание «психолог-консультант».
    1. Профессиональная  деятельность психолога-консультанта  характеризуется его особой ответственностью  перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.
    2. Практическая  деятельность психолога-консультанта  должна опираться на соответствующие  морально-этические и юридические  основы.
    3. Деятельность  психолога-консультанта направлена  на достижение исключительно  гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента.
    4. Свою работу  психолог-консультант строит на  основе безусловного уважения  достоинства и неприкосновенности  личности клиента. Психолог-консультант уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.
    5. В работе  с клиентами психолог-консультант  руководствуется принципами честности  и открытости (искренности). Вместе  с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.
    6. Психолог-консультант  обязан ставить в известность  коллег, членов своих профессиональных  объединений о замечаемых им  нарушениях прав клиента, о  случаях негуманного отношения  к клиентам.
    7. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.
    8. В своей  работе психолог-консультант должен  применять только апробированные  методики, отвечающие современным  общенаучным стандартам.
    9. Обязательной  составной частью работы психолога-консультанта  является постоянное поддержание  на высоком уровне своих профессиональных  знаний и умений.
    10. В случае  вынужденного применения психологических  методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог-консультант должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.
  11. Психолог-консультант  не имеет права разглашать  или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования.
  12. Психолог-консультант  обязан препятствовать использованию  методов психологического консультирования  и психологического воздействия  на людей некомпетентными лицами, профессионально не подготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».
  13. Психолог-консультант  не имеет права передавать  некомпетентным лицам методы  психологической работы с клиентами.
  14. Психологу-консультанту  следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.
15. Психолог-консультант  несет личную ответственность  за хранение в тайне информации, касающейся клиентов.
    Соблюдение  всех этих правил или этических  норм является обязательным в  практической работе психолога-консультанта.
     Профессиональное  и личностное в деятельности  психолога очень часто бывают  тесно связаны. Трудно быть  в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Это для меня идеальная ситуация – чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска.
Трудно найти  личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет  к личности психолога целый ряд  специфических требований.
Как считает  К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога  необходимы следующие черты личности:
    энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,
    прилежание – способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду,
    дисциплинированность,
    способность к критике и самокритике,
    беспристрастие,
    умение ладить с людьми.
    Важными  нравственными качествами психолога  считаются доброжелательность, уважительное  отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
    Большое  знание для практического психолога  имеют коммуникативные качества  его личности: умение понимать  других людей и психологически  корректно воздействовать на  них. Психолог должен уметь  работать с людьми, разбираться  в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».
    Общее  отношение к жизни и деятельности  проявляется в таких значимых  для психолога личностных качествах  как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.
     Для  психолога важны такие эмоциональные  проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.
     К  необходимым волевым качествам  психолога относятся настойчивость,  терпеливость, самообладание.
    К  числу необходимых личностных  свойств практического психолога относят способность  к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.
     Необходимое  качество практического психолога  – уверенность в поведении  с клиентом. В противном случае  он не заслужит доверия клиента.
     В  то же время важным оказывается  отсутствие чрезмерной самоуверенности  и веры в непогрешимость своих  психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.