На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Э.Дюркгейм

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Структура курсовой работы
    Введение.........................................................................................................3
    Глава 1 Жизнь и творчество Э.Дюркгейма................................................ 5
       1.1 Биография Э.Дюркгейма......................................................................5
       1.2 Французская социологическая школа Э.Дюркгейма........................9
    Глава 2 Основные вехи социологии Э.Дюргкгейма................................13
       2.1 Предмет социологии и его трактовка в трудах  Э.Дюркгейма......13
        2.2 «Социологизм» как теория общества..............................................16
      2.3 Теория социальной солидарности Э. Дюркгейма............................23
    Заключение..................................................................................................25
    Список  используемых источников литературы.......................................29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение 

       Сегодня трудно найти такую отрасль социологии, начиная от общей социологической теории и заканчивая прикладными исследованиями, в которой бы  не прослеживалось влияние исследований Э.Дюркгейма. Трудно, наконец, назвать такую страну, в которой хотя бы номинальное присутствие социологии не сочеталось с одновременным присутствием дюркгеймовских идей.
    Вклад Дюркгейма в становление и  развитие социологического знания общепризнан. Его идеи продолжают сохранять актуальность в том смысле, что далеко не все из них стали достоянием не только массового сознания, но и профессионального сознания социальных ученых. Между тем, они могут оказаться очень полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии.
    Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что  рассматриваемые мной достижения Э.Дюркгейма  в области социологии оказали  огромное влияние не только на европейскую  социологию, но и на социологию других стран. Это, несомненно, великая заслуга французского учеого. Ведь он не просто французский философ и социолог, а «один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания». Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований.          Объектом моей курсовой работы является социологическое творчество Э.Дюркгейма. Предметом – основные положения социолога, как вклад в науку.  
          Целью данной работы является изучение вклада Э.Дюркгейма в развитии социологии как науки. 
    Задачи  моей курсовой работы:      
1.  Описать основные этапы жизни и творчества Э.Дюркгейма 
2.  Рассмотреть  идейные истоки формирования  Французской школы 
3. Рассмотреть  социологию Э. Дюркгейма, как  основателя французской школы  социологии
4.  Определить  место социологии как науки  в трудах Э.Дюркгейма
5.  Раскрыть  смысл понятия «социологизм»  в трактовке Э. Дюркгейма
6.  Рассмотреть теорию социальной солидарности Э. Дюркгейма
    Для достижения поставленной цели я ознакомилась с некоторыми трудами последователей Дюркгейма: Гофман А.Б. «Социология Эмиля Дюркгейма»[1],  Осипова Е.В. «Социология Э.Дюркгейма»[2], Гофман. А.Б. «Семь лекций по истории социологии»[3].   
    И конечно же не обошлось без анализа  публикации трудов самого Э.Дюркгейма: «Социология. Ее предмет, метод, предназначение»[4], «О разделении общественного труда»[5], «Метод социологии»[6]. 
    Курсовая  работа начинается с введения, где  описывается актуальность изучаемой  темы. В первой главе мной рассматриваются  этапы жизни и творчества социолога, а также идейные истоки формирования Французской социологической школы. Во второй главе описывается становление  и выявление предмета социологии в трудах ученого; рассматривается  «социологизм» как теория общества  и теория социальной солидарности  Э. Дюркгейма. В заключении подведены  итоги выполненной работы, где  подведена реализация поставленной цели.  
 
 
 
 
 

Глава1 Жизнь и творчество Э.Дюркгейма.
1.1 Биография Э.Дюркгейма.       
      Эмиль Дюркгейм является наиболее выдающимся представителем социологического позитивизма конца XIX -начала XX в. Он неоднократно подчеркивал значение социологических воззрений О. Конта и Г. Спенсера, которые критически осмыслил и развил. Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого. Э.Дюркгейм родился во французском городе Эпиналь в семье небогатого потомственного раввина. В детстве ученого готовили к религиозному поприщу его предков, обучая древнееврейскому языку Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение оказала его школьная учительница-католичка. Короткое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка. Но и католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком: постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку - в частности.       Первоначальное образование получил в колледже родного города, в 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу. Она являлась одним из наиболее сильных учебных заведений Франции. Одновременно с ним учились, в частности, знаменитый философ Анри Бергсон и выдающийся деятель социалистического движения Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отношения. Здесь он слушал лекции знаменитых ученых того времени – историка Фюстеля де Куланжа и философа Эмиля Бутру, которые оказали наибольшее влияние на формирование взглядов будущего социолога. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозвали его «метафизиком».         Получив философское образование в Высшей Нормальной школе в Париже, Дюркгейм вначале преподавал в провинциальных лицеях, одновременно изучая социологическую литературу и сотрудничая в качестве рецензента в философских журналах. Побывав в Германии для ознакомления с состоянием философии, социальных наук и этики, он получил в 1887 г. приглашение прочитать курс социальных наук в университете Бордо, а в 1896 г. возглавил в этом университете первую во Франции кафедру педагогики и социальной науки.         Вокруг Дюркгейма объединилась группа его учеников и последователей: Марсель Гране, Селестин Бугле, Жорж Дави, Франсуа Симиан, Поль Фоконне, Морис Хальбвакс, Марсель Мосс и др. В тесном сотрудничестве с ними Дюркгейм в 1896 г. стал издавать «Социологический ежегодник», оказавший большое влияние на развитие французского обществоведения[7, с.141].         Женился выдающийся социолог  в октябре 1887 года на Жюли Дрейфус, дочери управляющего литейным заводом . Анри Дрейфус, тесть Дюркгейма, был сыном коммерсанта из Виссембурга. Выдавая свою дочь замуж, он дал ей 100 тысяч франков приданого, что было эквивалентно двадцатилетнему содержанию преподавателя-агреже (статус Дюркгейма на тот момент) [8, с. 256]. Вклад молодого социолога в 38 тысяч франков смотрелся на этом фоне довольно бедно. Для университетского преподавателя, который в тот момент был всего лишь лицейским учителем в Труа и собирался начать свою университетскую карьеру с поста лектора на филологическом факультете в Бордо, это, конечно, была удачная женитьба.  И тем более удачная, что Жюли Дрейфус имела, как тогда говорили,  виды на наследство. В 1903 году Жюли Дрейфус получила наследство от отца и матери, а в 1911 году унаследовала весьма значительные суммы от своего бездетного дяди. Эти суммы обеспечили семье комфортабельную жизнь: общие доходы супругов втрое превышали содержание факультетского преподавателя[8, с.255-257].         С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала «Социологический ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название «Французская социологическая школа». Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.  С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии». Ею преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.           Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Многие его последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал реформистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.     Будучи человеком долга прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединять в своей собственной жизни принципы профессиональной и гражданской этики, которые послужили одним из главных и излюбленных предметов его научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны. В связи с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии и приверженнее «сильной власти», против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая необходимость национального согласия на республиканских, светских и рационалистических принципах, на основе которых во Франции сформировалась Третья республика.          Первая мировая война нанесла тяжелый удар по Французской социологической школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой социологии Дюркгейма. Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах воины. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий молодой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного[3, с. 134].    Таким образом, можно сделать вывод, что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли. Он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Слишком общими и схематичными представлялись для него  теории О.Конта и других мыслителей прошлого столетия. Французский социолог считал, что они содержат лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. И поэтому Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.  

1.2 Французская социологическая школа Э.Дюркгейма 
      В 1898—1913 гг. Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника»  — первого в мире специализированного  научного журнала по социологии, в  котором печатались статьи, монографии, обзоры представителей школы. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности. Она характеризуется общественно историческим подходом к психике человека. Ядро школы составляли такие социологи как Дюркгейм, Мосс, возглавивший школу и журнал после смерти Дюркгейма в 1917, С. Бугле, Ж. Дави, П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс. Также в издании журнала и в деятельности школы участвовали крупные экономисты, правоведы, этнографы, историки, лингвисты и др.[3,с. 142]    Теоретическим и методологическим фундаментом школы стал позитивистский социологизм Дюркгейма, основные положения которого состояли в выделении социальной действительности как специфической сферы бытия и деятельности, самостоятельной по отношению к биологической (природа) или психической (внутренний мир индивида) действительности, принципиально важной при изучении человека; в утверждении объективного, надиндивидуального характера общества, его определяющей роли в регулировании индивидуального поведения, его функционального характера; в определении социологии как самостоятельной, объективной, позитивной науки о социальной действительности, интегрирующей в себя все антропологические науки.  Социологизм Французской социологической школы противостоял таким авторитетным социологическим направлениям, как католическая социология (рассматривавшая общество как определенное следствие реализации Божьего промысла и библейских заповедей), социологический номинализм (сводивший социум к совокупности индивидуальных действий и мотивов), биологический и психологический редукционизм (определявший социальную действительность исключительно биологическими или психическими факторами), утверждая объективный, надиндивидуальный характер социальных процессов.  Именно теоретические дискуссии о характере и природе социальной реальности, степени детерминированности деятельности индивида социумом составили содержательное ядро "Социологического ежегодника" и во многом определили ведущие позиции школы во французской социологии первой половины ХХ века.    До 1913 года, в период расцвета, важную роль в деятельности школы играла близость не только научных, но и общественных взглядов ее представителей: антиклерикализм, позитивистское превознесение возможностей науки, гражданский либерализм, идеи социального реформизма, направленного на устранение классовых противоречий. Это придавало многим публикациям в "Социологическом ежегоднике" остро полемический, публицистический характер и определяло научную направленность журнала. Он в соответствии с научной ориентацией авторов подразделялся на рубрики: общая социология, социология религии,  социология права,  социология морали, социальная морфология.  Основным материалом исследования в работах представителей Французской социологической школы этого периода стала история и современное состояние отдельных институциональных форм обществава (церкви, гражданского права, образования) во Франции, однако ряд работ (Ф. Брюно, М. Гране и др.) включался в более широкий контекст истории европейской культуры, философии языка, кросскультурных исследований.    Идеологическое содержание социологической школы Э. Дюркгейма, по словам одного его современника, проповедовала «последовательно идеалы Третьей Республики — политическую демократию, национальное единство и социальную солидарность» [9, С.12].       Школа Э.Дюркгейма внесла новшество в развитие социологии как науки. именно здесь была принята коллективная организация научной деятельности с распределением обязанностей и активное использование в работах математических и статистических методов, отдельных элементов структурной лингвистики и пр. Деятельность школы способствовала введению социологии в систему высшего, а затем и среднего образования Франции, что способствовало переходу крупнейших представителей школы к преподаванию.                Именно преподавательская деятельность определила лицо школы в "последюркгеймопский" период, наступивший по окончании Первой мировой войны, в которой школа понесла существенные потери. Организующим центром школы становится уже не "Социологический ежегодник", а кафедры социологии университетов Парижа, Бордо, Тулузы, где работали Мосс,  Ф.Бурдье, П. Лапи и др. Стремление к утверждению активной социально-реформаторской роли науки у представителей данной школы сохранилось, однако взгляды их заметно сместились от радикально либералистских к умеренным. Заметный отпечаток это наложило и на характер их научных работ и определило акцент на вопросах социальной мобильности, ценностно-символических аспектах социальной организации, проблемах солидаризма. Существенно расширилось поле кросскультурных и сравнительно-исторических исследований за счет этнографического и палеографического материала, а сами исследования такого рода начинают преобладать над небольшими по объему работами по собственно французской проблематике, характерными для раннего периода.    Э. Дюркгейм писал: "Социальные факты не только качественно отличаются от фактов психических: у них другой субстрат, они развиваются в другой среде и зависят от других условий... Состояния коллективного сознания по сути своей отличаются от состояний сознания индивидуального, это представления другого рода. Мышление групп иное, нежели отдельных людей, у него свои собственные законы"[6, с.339]. В открытии этого очевидного сегодня для большинства фактов содержится главная заслуга французской социологической школы. Он утвердил за социально-психологическими феноменами право считаться самостоятельным предметом изучения, не сводимым к индивидуальной психологии.   Таки образом, наибольшее влияние оказала деятельность французской социологической школы не только на формирование современных представлений о природе общества и связанной с ним теоретической проблематики, но и на формирование антропологической науки в целом. Данная школа во многом определила облик современного функционализма, неомарксистской социологии, повлияла на становление франкфуртской школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2  Основные вехи социологии Э.Дюргкгейма
  2.1  Предмет социологии и его трактовка в трудах  Э.Дюркгейма 

      Э. Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей. Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки.    К числу условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, Дюркгейм относил наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной наукой, и соответствующего метода исследования[2, с.21]. Предметом её он считал социальную реальность, которая имеет особые,присущие только ей одной качества. К элементам данной социальной реальности он относил социальные факты, совокупность которых состовляет общество. Эти факты и составляют предмет социологии [10, с.36]. Социолог дает следующее определение: «...социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеюший в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений»[6, с. 112]; «социальный факт узнается лишь по той внешней принудительности власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами, а присутствие этой власти узнается, в свою очередь, или по существованию какой-нибудь определенной санкции или по сопротивлению, оказываемому этим фактом каждой попытке индивида разойтись с ним. Его можно определить также и по распространению его внутри группы, если только... будет прибавлен второй и существенный признак, что он существует независимо от индивидуальных форм, принимаемых им при распространении»[6, с.14]. 
          Дюркгейм писал, что  при рождении индивид находит  готовыми законы и обычаи, правила  поведения, религиозные верования  и обряды, язык, денежную систему, функционирующие  независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют са мостоятельно, объективно[10, с.36].  
          По мнению Дюркгейма, чтобы выделить и рассматривать  социологию как особую науку, необходимо, во-первых, чтобы она обладала особым предметом, который не похож на предметы других наук;  во-вторых,чтобы этот предмет был доступен наблюдению и поддавался так, как и насколько оказываются наблюдаемыми и объясняемыми факты, с которыми имеют дело другие науки.           В группе социальных фактов социолог выделял две группы: морфологические факты, которые выступают как формы общественного бытия и факты коллективного сознания, которые являются сущностью морали, религии, права.          Фактам коллективного сознания, которые Дюркгейм назвал коллективными представлениями, являющимися сущностью мо рали, религии, права, он в известном смысле противопоставлял факты, понимаемые как формы общественного бытия, или факты морфологического порядка.            Социальная морфология должна изучать строение и форму частей общества, его «анатомическую структуру», которую со ставляют демографические и экономические факты — «субстрат» коллективных представлений. К морфологическим фактам отно сятся число и характер основных элементов общества, способы их сочетания, степень достигнутой ими сплоченности, распределение населения на территории, характер путей сообщения, форма жи лищ и т. д. [2, с. 171].    Морфологические факты и коллективные представления Дюркгейм назвал «внутренней социальной средой». Ее характеризует число индивидов на единице площади («материальная плотность») и степень концентрации «массы» («динамическая плотность»), выражающаяся в интенсивности социального общения индивидов, частоте их контактов, определяющей «качество общей жизни».         Вместе с тем нельзя не отметить его стремления поставить социологию на более прочный фундамент, чем тот, на котором стояла психология, найти исходный пункт для социологического объяснения многообразия социальных феноменов.          Помимо непоследовательности, важнейшим недостатком дюрк геймовской трактовки проблемы социальных фактов как предмета социологии было непонимание важности исследования их гно сеологической природы, что при теоретическом анализе такого явления, как религия приводило к принципиальным ошибкам[10, с. 38].     В концепции французского ученого особое место занимает вопрос о соотношении социологии с другими общественными науками, в первую очередь с философией. Социология занимает в его системе центральное место, так как наделяет другие общественные науки методом и теорией, с помощью которых  могут и должны вестись исследования в различных областях общественной жизни.          Э.Дюркгейм главной задачей социологии считал объединение представителей различных социально-гуманитарных дисциплин с помощью общей точки зрения на характер социальных фактов, совпадающих критериев их оценки, единого метода исследования.     Таким образом, можно сказать, что французский социолог стремился разрабатывать социологию по аналогии с другими науками, разрабатывая особый предмет, который будет изучаться исключительно данной наукой.
     
     2.2 «Социологизм» как теория общества.
    В качестве обобщающего понятия, которое  выражает основные принципы теории и  методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие «социологизм», хотя, естественно, оно не охватывает и не исчерпывает всего многообразия идей ученого[10, с.34]      Понятие «социологизм» - объясняет сегодня основополагающие принципы социологии Э.Дюркгейма. Для того, чтобы понять дюркгеймовский «социологизм», необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона «социологизма», т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях:          1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.          2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Речь идет прежде всего о всемерном подчеркивании автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т. е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. «...Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами», — пишет Дюркгейм [5, с.493]. Идея дихотомии индивида и общества красной нитью проходит через все научное творчество французского социолога. В различных его исследованиях эта дихотомия выступает в форме понятийных пар, так или иначе воплощающих противоположность этих реальностей. «Индивидуальные факты — социальные факты», «индивидуальные представления - коллективные представления», «индивидуальное сознание - коллективное сознание», «светское — священное» — таковы некоторые из основных дихотомий социологии Дюркгейма.          Во всякой теории общества, теории социологии явно или не явно присутствует теория человека, она (теория социологии) так или иначе базируется на философской антропологии. И в этом Плане человек для Дюркгейма — это двойственная реальность, .в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят друг другу две сущности: социальная и индивидуальная. Эти два начала человеческой природы также выступают у Дюркгейма в разнообразных дихотомиях, в частности:
    а) факторы, специфичные для общества, и выделяемые и постулируемые  характеристики человеческой природы;
    б) факторы, общие для данного общества или группы, и характерные для  одного или нескольких индивидов;
    в) сознание и поведение ассоциированных  индивидов, с одной стороны, и  изолированных индивидов — с  другой и т. д. [10, с.34]    Указанные дихотомии, в свою очередь, непосредственно связаны с общей концепцией человека у Дюркгейма. Человек для него — это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.      Онтологическая сторона «социологизма» не сводится к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.  В указанных выше дихотомических парах те стороны, которые воплощают социальную реальность, безраздельно господствуют: «коллективные представления»,  «коллективное сознание» — над индивидуальным, «священное» - над «светским». Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним существованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отношению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Оно - «реальный» объект всех религиозных и гражданских культов. Оно представляет собой более богатую и более «реальную» реальность, чем индивид, оно доминирует над ним и создает его, являясь источником всех высших ценностей.    Таким образом, характерная онтологическая черта «социологизма» — это «социальный реализм», хотя у Дюркгейма он и не выражен в столь экстремистской форме, как, например, у Гумпловича. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.          Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.      Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей.          Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой асоциальные факты нужно рассматривать как вещи»[5, с. 421]. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки.       «Рассматривать факты определенного порядка как вещи — не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят, не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией», — писал он [5, с.395]. Это обстоятельство нередко игнорировали интерпретаторы и критики Дюркгейма. Впоследствии тезис о необходимости изучать социальные факты как вещи особенно решительно опровергался в экзистенциалистских и феноменологических теориях. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами. Однако «социологизм» Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа.        Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя.    Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.    Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях социологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В соответствии с этими делениями располагался материал в дюркгеймовском «Социологическом ежегоднике». В целом социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.  Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.             Социальная физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: 1) социологию религии; 2) социологию морали; 3) юридическую социологию; 4) экономическую социологию; 5) лингвистическую социологию; 6) эстетическую социологию.           Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки.          Таким образом, признание социологии специфической наукой дополняется в «социологизме» своеобразным социологическим экспансионизмом. Социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но и как «система, корпус социальных наук»[11, с.465]. В результате «социологизм» предстает не только как базовая социологическая концепция, но и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философии. С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии; с другой - он, по собственному признанию, всегда оставался философом.        Требование отделить социологию от философии у Дюркгейма было в значительной мере связано с его отрицательным отношением к умозрительным спекуляциям в социальной науке, которые, с его точки зрения, только дискредитируют ее. Социология должна строиться на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте. Выделению социологии в самостоятельную дисциплину предшествовало отделение психологии от философии и физиологии[12, с.54–101].     Под влиянием трудностей методологического характера и критики со стороны других направлений Дюркгейм со временем смягчил ригоризм своих первоначальных «социологистских» и антипсихологистских формулировок. Многие интерпретаторы Дюркгейма характеризовали эволюцию его идей как движение в сторону все большего спиритуализма[13, 33–38; 14, 60–71; 15, 229–236], но это вряд ли правомерно, хотя бы потому, что уже в самом начале своей научной деятельности он усиленно подчеркивал духовный характер всех социальных явлений.     Вначале Дюркгейм подчеркивал внешний и принудительный характер социальных фактов. При объяснении социальных явлений он часто апеллировал к демографическим и социально-экологическим факторам (объем и плотность населения, структура и степень сложности социальных групп и т. п.), к «социальной среде» и «социальным условиям»[16, с. 100–110]. Впоследствии же он все чаще обращается к понятиям «чувства долга», «морального авторитета» общества и другим психологическим и символическим посредникам между обществом и индивидом.     Можно сказать, что необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки получила у Дюркгейма как теоретическое, так и методологическое обоснование, ибо он со всей определенностью показал, «что есть предмет социологии», и «как он должен исследоваться»[10, с.35]. В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия "социализм" и "коммунизм". При коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальная масса не состоит из дифференцированных частей; социализм же, наоборот, основан на разделении труда и стремится связать различные функции с различными органами и последние между собой".
          Таким образом следует  подчеркнуть плодотворность ряда положений  концепции «социологизма» Э. Дюркгейма, показанные в его социологических  учениях. Среди них можно назвать  следующие: признание общества самостоятельной  объективной реальностью по отношению  к составляющим его индивидам; рассмотрение влияния социальной среды на индивидуальное сознание и поведение, а также обоснование социальной природы морали, религии и самого процесса познания. Но не следует упускать из виду и крайности его «социологизма», который приводил к тому, что фактически сама социальная реальность оказывалась существующей как внешнеин-дивидуальная и надиндивидуальная реальность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Теория социальной солидарности Э. Дюркгейма 

      Центральной проблемой творчества Э.Дюркгейма, которая затронула всю его жизнь, является социальная, или общественная, солидарность. Главный вопрос, который постоянно интересовал социолога, состоял в том, чтобы выяснить, каким образом люди объединяются в общество и что заставляет их это делать. Ответом оказлась движущая сила их поведения, которая была названа им – социальная солидарность.
            С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.
           Он считал, что силой, которая  создает общественное целое, является  разделение труда: «Разделение  труда состоит на самом деле  в разделении функций, бывших  ранее общими»[5, с.258].
            Следовательно, разделение труда  объясняет различия между индивидами, превращение каждого в личность. Тогда если в сознании человека один индивид зависит от другого, то и все люди будут связаны единой системой общественных отношений. Это вызывает у людей не только чувство зависимости друг от друга, но ипонимание своей связи с обществом, т.е. социальной солидарности.
            Дюркгейм говорит о том, что занятия различных социальных групп теми или иными видами труда, необходимость выполнения многообразных функций в сфере деятельности заставляют людей солидаризироваться, объединяться для поддержания нормальной жизни.
            Социолог выдвигает свою концепцию общества с механической и органической солидарностью.
            Механическая солидарность, по мнению Дюркгейма, характерна для архаических, примитивных и неразвитых обществ. Эти общества характеризуются тем, что составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга, существуют почти автономно. Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые, или сходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство.
             Другая отличительная черта таких обществ - слабое развитие индивидуального, личного начала в человеке.
             Особенность механической солидарности - растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, социальная солидарность.
          В развитом обществе на смену механической солидарности приходит органическая. Постепенное развитие общественных связей, увеличение средств и путей сообщения, рост городов и народонаселения, обусловливающий интенсификацию социальной жизни - все это ведет к усилению разделения труда. Последнее, подтачивая целостность коллективного сознания, его всеобъемлющий характер, само становится, в конечном счете, основой новой солидарности - органической.
           Сознание этого, понимание того, что все связаны системой отношений, вне которой существовать не могут, вызывает чувство зависимости друг от друга, своей связи с обществом, т.е. солидарность. Не коллективное сознание, которое потеряло целостность, дифференцировалось, сократилось, стало более рациональным и ориентированным на индивида, а именно разделение труда, точнее - осознание его социальных следствий, восстанавливает целостность общества.
             Таким образом, возникая на  основе общественного разделения  труда, социальная солидаризация  становится стержнем его дальнейшего  развития. Анализ связи разделения  труда и социальной солидаризации  логично привел ученого к отказу  от глубокого изучения экономической  жизни капиталистического общества. 

                                             Заключение 

    Целью курсовой работы являлось изучение вклада Э.Дюркгейма в развитии социологии как науки. В ходе работы данный вопрос был полностью рассмотрен. Конечно, в такой небольшой по объему работе, как эта, невозможно так подробно коснуться каждой книги Дюркгейма, можно лишь сказать, что вклад французского социолога в становление и развитие социологического знания общепризнан.
    В первой главе курсовой работы были рассмотрены основные этапы жизни  и творчества Э.Дюркгейма. Выдающийся социолог, получивший философское образование  в  Высшей Нормальной школе, которая  явлась одним из сильных учебных  заведений Франции. Наибольшее влияние  на формирование взглядов социолога, оказали  лекции знаменитых ученых того времени - историка Фюстеля де Куланжа и  философа Эмиля Бутру, которые преподавали  здесь. Дюркгейм пользовался доверием как со стороны преподавателей, так  и со стороны студентов, выделяясь  своей злостью мысли и серьезностью. Огромную роль в его жизни сыграла  женитьба на Жюли Дрейфус, в результате которой молодой семье была обеспечена комфортабельная жизнь.
    Под руководством Э.Дюркгейма и сотрудников  журнала «Социологический ежегодник», который являлся первым в мире специализированным научным журналом по социологии, было образовано научное  сообщество «Французская социологическая  школа». Задачами школы являлось выделение  социальной действительности, как специфической сферы бытия и деятельности, самостоятельной по отношению к биологической или психической действительности, а также утверждение объективного, надиндивидуального характера общества, его определяющей роли в регулировании индивидуального поведения, его функционального характера.
    Будучи  человеком долга прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединять  в своей собственной жизни  принципы профессиональной и гражданской  этики, которые послужили одним  из главных и излюбленных предметов  его научных исследований и преподавания.Тяжелый  удар нанесла Первая мировая война, которая поставила под вопрос общий оптимистический настрой  социологии Дюркгейма. На фронтах погибли  многие сотруднику Француской социологической  школы, в том числе и сын  основателя школы. Эти обстоятельства лишь ускорили кончину Э. Дюркгейма.
    Вторая  глава посвящена основным положениям социолога, как вклада в науку. Социология занимает в его системе центральное место, так как наделяет другие общественные науки методом и теорией, с помощью которых  могут и должны вестись исследования в различных областях общественной жизни. Социолог отмечал, что эта наука станет самостоятельной только тогда, когда у неё будет особый предмет изучения. Предметом данной науки он называл социальную реальность, которая имеет особые качества, присущие только ей. К элементам данной социальной реальности он относил социальные факты, совокупность которых состовляет общество. Эти факты и составляют предмет социологии по Э.Дюркгейму.
    Социолог выделял две группы социальных фактов: морфологические факты, которые выступают как формы общественного бытия и факты коллективного сознания, которые являются сущностью морали, религии, права.
    Главной задачей социологии Э.Дюркгейм считал объединение представителей различных социально-гуманитарных дисциплин с помощью общей точки зрения на характер социальных фактов, совпадающих критериев их оценки, единого метода исследования.   Он доказал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой.
    Французский социолог трактует общество как нравственную реальность. Все что не имеет серьезного нравственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Он внес важный вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы.
      В целом социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.
    Главный вопрос, который постоянно интересовал  социолога, состоял в том, чтобы  выяснить, каким образом люди объединяются в общество и что заставляет их это делать. Ответом оказлась движущая сила их поведения, которая была названа  им – социальная солидарность. Он подчеркивал, что это определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.
    Э.Дюркгейм выделяетдва вида солидарности: механическую и органическую. Механическая солидарность, или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт. Органическая солидарность, когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме. Разделение труда , как писал Дюркгейм, вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Тогда если в сознании человека один индивид зависит от другого, то и все люди будут связаны единой системой общественных отношений.
    Подводя итоги курсовой работы можно сказать, что идеи Дюркгейма продолжают сохранять актуальность в том смысле, что далеко не все из них и не повсюду стали достоянием не только массового сознания, но и профессионального сознания социальных ученых. Между тем, они могут оказаться очень полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии.
    Таким образом можно отметить, что последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. Научное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодотворным для развития социологического знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемых источников литературы:
    Шарль К. Интеллектуалы во Франции: Вторая половина XIX века. М., 2005 —С. 255-257.
    Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма. / Приложение к кн.: Э.Дюркгейм. Социология. Её предмет, метод, предназначение. М., 1995. — 336 с.
    Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991— 493 с.
    Durkheim E., Fauconnet P. Sociologie et sciences sociales // Revue philosophique, t. LV, Mai 1903.
    Ярошевский M. Г. Психология в XX столетии. М., 1974, с. 54–101.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.