На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы и методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                         Новосибирский государственный  технический университет
    Факультет гуманитарного образования
    Кафедра социальной работы 
     
     
     
     
     

    Курсовая  работа
    Предмет: технологии социальной работы
    На  тему:
    Формы и методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. 
     
     
     
     

                             Выполнила: студентка СР-82
                   Воронова Н.С. 
                     Преподаватель: доцент кафедры социальной работы Чуркин И. Ю. 
     
     
     
     

Новосибирск
2010 

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3-5
Глава I Формы социальной защиты сирот, детей оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………….6-14
1.1 Групповые формы социальной защиты……………………………….6-10
1.2  Индивидуальные  формы соц. защиты……………………………….11-13
Глава II Методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1 Психолого-педагогические методы социальной защиты……………14-22
2.2 Социально-терапевтические методы.………………………………....22-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................30-31
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................31-32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
  Актуальность темы  исследования.
В соответствии со ст.54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и  воспитываться в семье. Однако это  не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав и ограничивают в них. В этих случаях ребенок остается вне  семьи, без попечения родителей.
Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность. По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской  и Великой Отечественной войн) волну сиротства: по числу детей, оставшихся без попечения родителей, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Российская Федерация занимает первое место в мире (общее количество - порядка 800 тыс. человек, 90 % из них - «социальные  сироты», то есть дети, чьи родители живы, но не занимаются их воспитанием). Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального  риска. В среднем 130 000 преступлений в год совершаются несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей; около 2000 детей в год заканчивают  жизнь самоубийством.
Между тем, практика показывает, что существующая система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может  реально противодействовать наметившейся социально негативной тенденции  увеличения количества таких детей.
Совершенствование существующей системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, направленное на обеспечение и гармонизацию интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание, является одной  из актуальных задач реформирования современного законодательства.
Степень научной разработанности  проблемы.
Необходимо  отметить, что монографический анализ всех существующих форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране до настоящего времени  не проводился. Отдельные  формы  устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, являются самостоятельными предметами исследования в ряде научных  работ. Их анализу посвящены труды  Е.М. Белогорской, А.М. Беляковой, Я.Р. Веберса, Е.М. Ворожейкина, А.Г. Гойхбарга, Н.М. Ершовой, В.Н. Забродиной, И.М. Кузнецовой, A.M. Нечаевой, А.И. Пергамент, В.А. Рясенцева, Д.М. Чечота, В.П. Шахматова и других ученых.
В работах  указанных авторов развивалось  учение о правах детей, оставшихся без  попечения родителей, и формах их устройства. Безусловно, и в настоящее  время эти труды не утратили научной  ценности и представляют значительный интерес. Однако произошедшая в России смена политического и экономического уклада выявила необходимость пересмотра ряда принципиальных начал, на которых  ранее строилось регулирование  отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, претерпел  изменения институт усыновления, появилась  приемная семья, субъекты РФ получили возможность введения собственных  форм устройства детей, оставшихся без  попечения родителей. Нововведения обусловили необходимость проведения комплексного самостоятельного исследования.
В качестве проблемной ситуации данного исследования выступает противоречие, заключающееся в том, что распад нормативности, утрата социальных связей и навыков, девиантное поведение безнадзорных детей и подростков являются их способом кризисной адаптации к условиям существующей социальной действительности. Поэтому социальная реабилитация несовершеннолетних детей оставшихся без попечения
родителей требует не только восстановления их нормальных социальных способностей и  соответствующих возрасту видов  деятельности, но также преобразование самого общества – как микро-, так  и макро-среды, устранение факторов, ведущих к детской дезадаптации, безнадзорности и беспризорности.
Проблема  слабая изученность форм и методов защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
Объектом  исследования являются сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предметом исследования являются формы и методы социальной защиты  сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Цели  и задачи исследования.
Цель анализ форм и методов социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя  из поставленной цели, в работе предпринята  попытка решить следующие задачи:
1) проанализировать  понятия «социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей»;
2) рассмотреть  многообразие форм социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей;
3) рассмотреть существующие методы социальной защиты при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей и сиротами;
Теоретико-методологические основания исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический,  структурно-системный, функциональный и другие методы научного исследования. При проведении исследования автор опирался также на теоретические представления Э.Дюркгейма, Р. Парка, М. Вебера и др. Исследование данной проблемы включало в себя также анализ нормативно правовых документов, научных трудов отечественных и зарубежных авторов посвященных проблемам сирот и детей, оставшихся без попечения  
 
 
 

Глава I Формы социальной защиты сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
1.1 Групповые формы  работы.
На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят  с дошкольных на учебные формы  сотрудничества. Значит, надо найти  такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила  это сделать.
Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются при групповой работе.
   В процессе ведения групповой  работы выделяю следующие этапы:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- планирование работы в группе;
- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
- сообщение о результатах работы группы;
- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
    Однородная групповая работа  предполагает выполнение небольшими  группами детей  одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряю совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы детей в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ребенку.
Правила организации групповой  работы
    Всегда необходимо установить  правила работы группы и критерии  оценки ее достижений, убедиться  в том, что ученики понимают  критерии оценки их совместной  работы в начале каждого урока.  Я устанавливаю для групп только  реалистичные задачи, а в качестве  критериев оценки работы использую  выступления групп перед классом,  сценки и другие виды активности, которые дети любят.     Желательно вместе с детьми  установить подходящие для работы  группы правила. Их должно быть  минимальное количество, и они  должны дополнять правила поведения  на уроке.
Например:
убедись, что в разговоре участвует  каждый;
говорить спокойно и ясно;
говорить только по делу.
 Во  время групповой работы необходимо контролировать ход работы, отвечать на вопросы, регулирую порядок работы, в случае необходимости оказывать помощь отдельным детям или группе в целом.
Преимущества  групповой работы:
Вопрос  о том, нужны ли вообще практической психологии тренинговые группы, связан с уяснением тех достоинств, которые  имеет групповая форма по сравнению  с индивидуальной. Наиболее полно, на наш взгляд, преимущества психокоррекционной и психотерапевтической работы в  группах отражены в книге К. Рудестама (1993). Перечислим эти преимущества, выделив  их сущность и снабдив необходимыми комментариями:
    групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, – для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором;
    группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется – ярко, выпукло -система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;
    возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое; возможность "смотреться" в целую галерею "живых зеркал" является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом;
    в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;
    в группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;
    взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего – не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;
    группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе;
    групповая форма предпочтительней и в экономическом плане: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна); психолог также получает и экономическую, и временную выгоду.1
Групповые нормы
Ни одна социальная общность – от диады  и малой группы до населения государства  – не может существовать без правил, регламентирующих жизнедеятельность  людей, составляющих эту общность. Обычно нарушение правил (писаных или  неписаных) вызывает применение определенных санкций к нарушителю – со стороны  государства, например.
Тренинговые группы также вырабатывают свои собственные  нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Ведущий  должен осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и  способствовать выработке и принятию участниками таких норм, которые  соответствовали бы целям группы. Часто механический перенос в  тренинговую группу норм, принятых в социальных общностях внешнего мира, является не только непродуктивным, но и прямо вредным и антитерапевтичным. Впрочем, попытки перенести нормы  тренинговой группы в реальную жизнь  в большинстве случаев также  бессмысленны и обречены на провал.2
Практически те или иные нормы начинают действовать  в тренинговой группе с первого  мгновения ее функционирования. Как  показывает опыт, целесообразно сразу  предложить участникам некоторые правила, обязательные для соблюдения в группе. Чаще всего это происходит так.
В самом  начале работы ведущий информирует  участников тренинга о том, что они  могут получить в результате обучения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Индивидуальные формы работы
Индивидуальный  подход в воспитании ребенка должен основываться  на
знании   анатомо-физиологических   и   психических,    возрастных    и
индивидуальных  особенностей.
    Научными   исследованиями   доказано,   что   существует    прямая
зависимость между  физическим,  умственным  и  нравственным  развитием
человека. Физическое воспитание  тесно  связано  с  совершенствованием
органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь  оказывает  глубокое
влияние на умственное развитие и формирование характера человека.
    Физическое воспитание тесно   связано  с  трудовым  и   нравственным
воспитанием ребенка. Активность  в  трудовой  деятельности  во  многом
зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также  содействуют
развитию  и  укреплению  таких  его  нравственных  качеств,  как  воля,
дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также
связи  физического  воспитания  с  эстетическим.  Все,  что   является
здоровым  в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело,
ловкие  движения,  правильная  осанка,  походка  –  все  это  признаки
здоровья  и следствие правильного физического  воспитания.
    Осуществление индивидуального  подхода к детям во время  всех  видов
их   деятельности   необходимо    рассматривать    как    определенную
взаимосвязанную систему.3
Этапы индивидуальной работы:
    Первым звеном этой системы  является изучение особенностей  каждого
ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.
    Знание физического состояния  и развития детей имеет очень   большое
значение  при  проведении   процедур   закаливания,   которые   должны
осуществляться  систематически, на строго индивидуальной основе.
    В  процессе  правильного   физического   воспитания   при   условии
индивидуального подхода к каждому ребенку  у  всех  детей  пробуждается
интерес к выполнению культурно-гигиенических  навыков, к  прогулкам  на
свежем  воздухе, занятиям физкультурой.
    Решая  задачи  физического   воспитания  дошкольников,  воспитатель
должен  осуществлять  повседневный  контроль,  своевременно  применять
профилактические  игры, соблюдать необходимые гигиенические  требования
при организации  жизни детей и проведения занятий.
    Особенности организма дошкольника  требуют внимательного  отношения
к  его  физическому  развитию.  Ребенок  растет  –  прорезываются  все
молочные  зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение  массы
тела  опереживает рост тела в длину. Быстро  прогрессирует  психическое
развитие  ребенка, речь, память.  Ребенок  начинает  ориентироваться  в
пространстве. В течении первых лет жизни  быстро растут  и  развиваются
опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная  системы.  В
течении 2-3-го годов жизни рост в длину  преобладает  над  увеличением
массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных  зубов.
В связи  с  быстрым  развитием  мозга  быстро  развиваются  умственные
способности.
    Таким  образом,  физическое  воспитание  обеспечивает   охрану   и
укрепление  здоровья,   развития   двигательных   умений,   культурно-
гигиенических  навыков,  закаливание  организма,  любовь  к   чистоте,
опрятности, приучает ребенка  к  режиму,  повышает  работоспособность,
снижает утомленность.
    Дошкольный  возраст  –   это  начало   всестороннего   развития   и
формирования  личности.  В  этот  период  деятельность   анализаторов,
развитие  представлений,  воображения,  памяти,   мышления,   речи   в
комплексе приводят к формированию чувственного  этапа  познания  мира.
Интенсивно  формируется  логическое  мышление,   появляются   элементы
абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить  мир  таким,
каким он его видит. Даже фантазию он может  расценивать как реальность.
    Вторым этапом является изучение умственного   воспитания, ведь именно оно  формирует   систему   представлений   об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.
    Третий этап это работа с ребенком в области  нравственного воспитания у ребенка формируются моральные нормы, свой  опыт  поведения,  отношение  к  людям.  Интенсивно   формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание  оказывает  существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.4
    Трудовое  воспитание  знакомит  детей   с   трудом   взрослых,   с
профессиями. Детей  обучают  доступным  трудовым  умениям  и  навыкам,
воспитывают в них любовь и  интерес  к  труду.  Трудовая  деятельность
дошкольника    формирует    у    него     упорство,     настойчивость,
сообразительность.
    Важнейшей   составной   частью   развития   дошкольника   является
эстетическое  воспитание. Свойственный  дошкольнику  этап  чувственного
познания  окружающего  мира  способствует  формированию   эстетических
представлений  о  мире,   природе   людях.   Эстетическое   воспитание
способствует  развитию  творческих   способностей   детей,   формирует
эстетический  вкус и потребности.  

   
 
 
 
 
 
 

Глава II Методы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1 Психолого-педагогические методы социальной защиты 

      «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях,
     то  она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
                                                                          К.Д. Ушинский
      
     Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного  возраста нашли свое отражение в  работах таких исследователей как: Кравченко А.И., Дубровина И.В., Андреева А.Д., Павленок П.Д., Ушинский К.Д., Флейк-Хобсон К. и др.  
     Не  только общество, но и отдельный  человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности  человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и  нравственность являются итогом групповой  деятельности. В группе рождаются  нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии.5
Социальная  группа детей, оставшихся без попечения  родителей, имеет свои особенности  психологического развития.
Исследуя  отечественных и западных психологов, Флейк-Хобсон К. и Робинсон Б.Е. в  своем учебнике «Развитие ребенка  и его отношение с окружающими», дают сравнительная характеристику  детей, оставшихся без родительского  попечения, где показано, что  общее  физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения  родителей, отличается от сверстников, растущих в семьях. У них отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная  сфера, воображение, несколько позднее формируются  навыки саморегуляции и правильного  поведения.
     Известны  случаи, когда у детей, живущих  в детдомах с их негативным эмоциональным  окружением, а также у тех, кто  жил в семье с конфликтной  атмосферой, наблюдались задержки в  росте и прибавлении веса. Это  явление, известно под названием  «депревационной карликовости», обусловлено  тем, что организм ребенка реагирует  на эмоциональные переживания, прекращая  выработку гормона роста.
     Наихудшие последствия для эмоционального развития ребенка имеет его разлуку  с матерью и воспитание в доме младенца через полгода-год после  рождения, т.е. в период, когда достигает  пика чувство привязанности. Если дети, воспитывающиеся в домах младенца, приютах т.д., были лишены возможности  поддерживать стабильные отношения  с одним взрослым, ухаживающим  за ними, то они не способны к крепкой  привязанности, как не могут и  отличить незнакомца от того, кто их кормил и о них заботился.
     У таких детей не возникает ни страха перед незнакомцами, ни специфических  привязанностей, подобных тем, какие  есть у «домашних» детей. Фактически они становятся столь же равнодушными по отношению к другим, как воспитатели  – к ним. Недостаточная  социальная стимуляция и слабая привязанность  приводят к тому, что пик улыбчивости  наступает у них на 7 недель позже, чем у «домашних» детей.6
       Есть данные, которые  показывают, что переживание детьми шоковых травмирующих ситуаций способствует утрате чувства безопасности. Эти ситуации отличаются большой силой воздействия, угрожают жизни и благополучию ребенка. Они  могут быть вызваны; появлением чужих людей: драками; пьяными попойками и разборками; избиением или убийством родных или близких в присутствии детей, последствиями перенесения катастроф, войн, взрывов, смерти близких, насилием, жестоким обращением с детьми;
     При переживании психотравмирующих  кратковременных  ситуаций у ребенка  утрачивается чувство защищенности.  Такие переживания непродолжительны. Но они сильно воздействуют на психику  ребенка. Такими ситуациями могут быть утрата или болезнь одного из родителей, ссоры со сверстниками, чуждое окружение  за рамками семьи (язык, культура), негармоничная  семья, перемена места жительства, невозможность  соответствовать ожиданиям семьи  и т.д.
     При переживании постоянных психотравмирующих  ситуаций у детей появляется беззащитность. Эмоциональная депривация способствует нарушению психического развития ребенка. Она заключается в том, что  ребенку недостает ухода, заботы, ласки, в результате он не испытывает к родителям привязанности, нарушается его развитие. Причиной этого может  быть разлука с матерью, неспособность  матери создать эмоциональную, теплую атмосферу, госпитализация ребенка, направление  его в детское учреждение, перенесение  тяжелых заболеваний и другие.
     Дети, в силу разных обстоятельств оказывающиеся  в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки, переживают многие из перечисленных  ситуаций, что приводит ко многим психологическим  особенностям их развития и поведения. Поведение детей, перенесших разного  рода  психические травмы, очень  трудно оценить с позиций  нормального  поведения ребенка. Дети, воспитывающиеся  вне семьи, отличаются от своих ровесников растущих в семьях.
     По  данным ученых, обнаружить последствия  пережитых травматических,  стрессовых и кризисных ситуаций у детей  бывает достаточно сложно, так как  у них явно проявляются чувства  незащищенности, беззащитности,  страха, нарушения  привязанности. Сложность  их обнаружения заключается и  в том, что они проявляются  зачастую очень нетипично, например, в виде различных болезней, резком повышении температуры, головной боли, соматических симптомах. Ребенок пытается сам изменить свое душевное состояние, например, часто можно наблюдать, что дети грызут ногти, вырывают волосы, суетятся, боятся темноты,  им постоянно  снятся кошмары и т.д.
     По  данным  психологических исследований (Д.Аллан, В.Оклендер, И.А.Фурманов, Т.И.Шульга, Л.Я.Олиференко и др.) нарушения поведения  и развития у детей, развивающиеся  после пережитой психологической  травмы, затрагивают все уровни человеческого  функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и др.). Это приводит к стойким личностным изменениям не только у детей, непосредственно  их переживших, но и у очевидцев, у членов их семей. Эти нарушения  влияют на дальнейшую жизнь человека, изменяют его поведение, поступки.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.