На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Общее понятие и значение сенсорных систем

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
            План 

    Слуховая  сенсорная система
    - Общее  понятие и значение сенсорных  систем
    - Значение  слухового анализатора
    - Структурно-функциональные  особенности органа слуха
    - Механизмы  слуховой рецепции
    - Проводящие  пути слухового анализатора
    - Переработка  информации в коре больших полушарий 

  2. Генетически обусловленные формы  поведения
    - Общее  понятие рефлекса. Исторические  сведения
    - Безусловный  рефлекс как врожденная поведенческая  реакция
    - Инстинкт  как врожденная поведенческая  реакция 
    - Классификация  инстинктов и безусловных рефлексов 

 

      Слуховая  сенсорная система

    Общее понятие и значение сенсорных систем

 
    Для обеспечения нормальной жизнедеятельности  организма необходимо постоянное поступление  информации о состоянии внешней  и внутренней среды с помощью  сенсорных систем.
    Сенсорные системы мозга (или, по И. П. Павлову, анализаторы) – это совокупность сенсорных рецепторов, специализированных вспомогательных аппаратов, нервных волокон и многочисленных нейронов мозга, которые участвуют в обработке информации о сигналах внешнего или внутреннего мира, на основе которой формируются ощущения и восприятия – основа представления о мире.
    Физиология  сенсорных систем изучает процессы восприятия энергии внешнего и внутреннего раздражителя, ее трансформацию в нервный импульс, передачу в головной мозг, где осуществляется декодирование информации  и формирование ответной реакции организма.
    По  И. П. Павлову в целостной системе  каждого анализатора выделяют три основных отдела: периферический, проводниковый и центральный, или корковый. В периферическом отделе с помощью сенсорных рецепторов происходит обнаружение сигналов внешнего и внутреннего мира, их первичное различение и превращение в электрический процесс. В проводниковом отделе осуществляется последовательная обработка сенсорной информации и проведение ее в высшие отделы мозга. В центральном, или корковом, отделе совершается окончательная обработка сенсорной информации и формируется вначале ощущение, а затем восприятие (перцепция), которое составляет основу всей интеллектуальной деятельности человека, т.е. мышления.
    Принято выделять следующие сенсорные системы: зрительная, слуховая, вестибулярная, соматическая  (в том числе тактильная, температурная и ноцицептивная, или болевая), проприоцепцивная, вкусовая, обонятельная, висцеральная (интероцептивная). Всего – 10 систем.
    В норме все сенсорные системы  осуществляют свою деятельность не изолированно, а в тесном взаимодействии друг с  другом.
    Раздражитель  является пусковым сигналом для начала работы анализаторов. Раздражителем может являться любое физико–химическое изменение среды (как внешней, так и внутренней), приводящее к сдвигам метаболизма. Все сигналы (раздражители) внешней и внутренней среды, которые воспринимаются сенсорными системами мозга, различаются по модальности, т. е. по той форме энергии, которая свойственна каждому из них. Раздражители бывают механические, химические, тепловые, осмотические, световые, электрические. Они передаются с помощью различных форм энергии.
    Сенсорные системы мозга представляют интерес  и для психологии, т. к. обеспечивают возникновение ощущений.  Таким образом, ощущение является предметом изучения как физиологии, так и психологии.
 

  Значение  слухового анализатора

 
    Значение  слухового анализатора состоит  в восприятии и анализе звуковых волн. Вследствие этого возможно определение силы, высоты и тембра звука, его направления, а также степени удаленности источника звука.
    Ощущение  звука возникает, когда волны  сжатия, вызванные колебаниями молекул  воздуха в продольном направлении, попадают в слуховые органы. Волны из чередующихся участков сжатия (высокой плотности) и разрежения (низкой плотности) молекул воздуха распространяются от источника звука (например, камертона или струны) наподобие ряби на поверхности воды. Звук характеризуется двумя основными параметрами: силой и высотой.
    Высота  звука определяется его частотой, или числом волн за одну секунду. Частота измеряется в герцах (Гц). 1 Гц соответствует одному полному колебанию в секунду. Чем больше частота колебаний, тем выше этот звук. Человеческое ухо различает звуки в пределах от 16 до 20 000 Гц. Наибольшая чувствительность уха приходится на диапазон 1000 – 4000 Гц.
    Сила  звука пропорциональна амплитуде  колебаний звуковой волны и измеряется в логарифмических единицах –  децибелах. Один децибел равен 10 lg I\Is, где Is – пороговая сила звука. За стандартную пороговую силу принимается 0, 0002 дин\ см2 – величина, весьма близкая к пределу слышимости у человека.
    Периферический  отдел слухового анализатора  представлен спиральным (кортиевым) органом внутреннего уха. Слуховые рецепторы спирального органа воспринимают физическую энергию звуковых колебаний, которые поступают к ним от звукоулавливающего (наружное ухо) и звукопередающего аппарата (среднее ухо). Нервные импульсы, образующиеся в рецепторах спирального органа, через проводниковый путь (слуховой нерв) идут в височную область коры большого мозга – мозговой отдел анализатора. В мозговом отделе анализатора нервные импульсы преобразуются в слуховые ощущения.
    Чувство слуха одно из главных  в человеческой жизни. Слух и речь составляют вместе важное средство общения между людьми и служат основой сложных социальных взаимоотношений. Потеря слуха может привести к тяжелым нарушениям поведения. Известно, что глухота или даже лишь недостаток слуха представляют собой наиболее серьезную угрозу  для умственного развития ребенка, так как именно словесное общение является важнейшим средством обучения. Слух требуется и для умения говорить самому, поэтому глухие от рождения дети не научатся говорить, так как лишены слуховых раздражителей.
 


    Структурно-функциональные особенности органа слуха 

    Орган слуха включает наружное, среднее  и внутреннее ухо. В состав наружного уха входят ушная раковина, наружный слуховой проход. За счет ушной раковины улавливаются звуковые колебания. Наружный слуховой проход служит для проведения звуковых колебаний к барабанной перепонке.
    Наружное  ухо от среднего отделяется барабанной перепонкой. С внутренней стороны  барабанная перепонка соединена  с рукояткой молоточка. Колебания  барабанной перепонки происходят тогда, когда на нее падают звуковые колебания, улавливаемые наружным ухом. Натяжение барабанной перепонки в различных частях неодинаковое. Это приводит к тому, что она не имеет своего собственного периода колебаний и колеблется при всяком звуке соответственно длине его волны.
    В состав среднего уха входит система  слуховых косточек – молоточек, наковальня, стремечко, слуховая (евстахиева) труба (рис 1). Одна из косточек – молоточек – вплетена своей рукояткой в барабанную перепонку, другая сторона молоточка сочленена с наковальней. Наковальня соединена со стремечком, которое прилегает к мембране окна преддверия (овального окна) внутренней стенки среднего уха.
    Значение  слуховых косточек состоит в том, что они участвуют в передаче колебаний барабанной перепонки, вызванных звуковыми волнами, окну преддверия, а затем эндолимфе улитки внутреннего уха.
    Окно  преддверия расположено на стенке, отделяющей среднее ухо от внутреннего. Там же имеется круглое окно. Колебания эндолимфы улитки, начавшиеся у овального окна, распространяются по ходам улитки, не затухая, до круглого окна.
    При помощи особого канала – слуховой трубы, полость среднего уха соединяется  с полостью носоглотки. Благодаря  этому в полости среднего уха поддерживается давление, равное атмосферному. Если давление в полости среднего уха отличается от атмосферного, то это приводит к понижению остроты слуха, так как нарушаются нормальные колебания барабанной перепонки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Рис. 1. Схема строения уха.
  1 – ушная раковина; 2 – наружный  слуховой проход; 3 – барабанная перепонка; 4 – полость среднего уха; 5 – слуховая труба; 6 – молоточек; 7 – наковальня; 8 – стремечко; 9 – полукружный канал; 10 – улитка; 11 – эллиптический мешочек; 12 – сферический мешочек.
 

    Внутреннее ухо находится в  височной кости; оно непосредственно сообщается с органом равновесия. Вместе оба органа называются лабиринтом. Из-за своей формы внутреннее ухо называется также улиткой. Улитка состоит из трех параллельных, свернутых в катушку трубчатых каналов. На рис 2 показан разрез поперек оси улитки, и таким образом каналы, обвивающие ось, перерезаны в нескольких местах. Эти каналы называются лестница преддверия, или вестибулярная, средняя лестница, или улитковый проток и барабанная лестница. У человека улитка образует 2,5 витка. Пластинка стремечка в овальном окне примыкает к вестибулярной лестнице, которая (как и остальные каналы) заполнена жидкостью. Вестибулярная и барабанная лестницы содержат перилимфу, а улитковый проток заполнен эндолимфой. Эти жидкости различаются по химическому составу. Перилимфа содержит много натрия, приблизительно в той же концентрации, что и внеклеточная жидкость, а эндолимфа богата калием, как внутриклеточная жидкость. Вестибулярный и барабанный ходы лестницы соединяются у геликотремы, верхушки улитки. У основания улитки оба эти канала отделены от полости среднего уха сходными структурами. Овальное окно, ведущее в вестибулярную лестницу, замкнуто стремечком, причем края отверстия запечатаны кольцевой связкой, а круглое окно в конце барабанной лестницы затянуто тонкой перепонкой, которая отделяет ее от полости среднего уха, и перилимфа не может в него просочиться.
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис 2. Сильно упрощенный разрез улитки человека, несколько раз пересекающий завитки  улитковых протоков. Область, взятая в рамку, подробно показана на рис. 3. 
     
     
     

 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Рис 3. Поперечный разрез завитка улитки. Кортиев орган на основной мембране содержит рецепторные (волосковые) клетки; они покрыты текториальной (покровной) мембраной. 

     Часть рис. 2 более подробно показана на рис. 3. Здесь можно видеть, что граница между вестибулярной лестницей и улиточным ходом образована мембраной, которая называется вестибулярной (или рейснеровой). Границу между улитковым протоком и барабанной лестницей образует базилярная (основная) мембрана, на которой находится собственно сенсорный аппарат – кортиев орган. В кортиевом органе лежат рецепторные клетки, окруженные обкладочными клетками. Они называются волосковыми клетками из-за субмикроскопических, подобных волоскам отростков, стереоцилий. Различают внутренние и наружные волосковые клетки (рис. 3). Наружные расположены тремя рядами, а внутренние образуют только один. Таким образом, наружных волосковых клеток значительно больше, чем внутренних.
     Над кортиевым органом лежит желатинозная масса, текториальная (покровная) мембрана. Она прикреплена к внутренней стороне улитки, близ ее оси. Она также прикасается к цилиям волосковых клеток, образуя довольно тесный контакт с ними. Во всяком случае, так обстоит дело с наружными волосковыми клетками. Вдоль наружной стороны улиткового протока тянется полоска, где сосредоточены кровеносные сосуды, называемая сосудистой полоской. Эта структура играет главную роль в удовлетворении энергетических потребностей улитки; кроме других своих функций она поддерживает концентрацию К+ в эндолимфе. Рецепторные клетки в кортиевом органе являются вторичными сенсорными клетками – это значит, что у них нет аксонов. Тела клеток, передающих возбуждение от этого органа к центральной нервной системе, находятся в спиральном ганглии, который лежит в улитке, завиваясь вокруг ее оси вместе с каналами (рис. 2).
     Нервные клетки в этом ганглии биополярные. У каждой клетки один отросток идет на периферию, к волосковым клеткам  кортиева органа, другой – в составе  слухового нерва к ЦНС. Каждая внутренняя волосковая клетка образует синапсы со многими афферентными нервными волокнами, каждое из которых контактирует только с одной этой волосковой клеткой. В отличие от этого нервные волокна, снабжающие наружные волосковые клетки, сильно ветвятся, и каждое из них получает синаптические входы от многих наружных волосковых клеток. Следовательно, несмотря на то, что наружных волосковых клеток больше, основная часть волокон в слуховом нерве идет от внутренних волосковых клеток.
 

    Механизмы слуховой рецепции 

     При действии звука основная мембрана начинает колебаться, наиболее длинные волоски  рецепторных клеток (стереоцилии) касаются покровной мембраны и несколько наклоняются. Отклонение волоска на несколько градусов приводит к натяжению тончайших вертикальных нитей, связывающих между собой верхушки соседних волосков данной клетки. Это натяжение чисто механически открывает от 1 до 5 ионных каналов в мембране стереоцилии. Через открытый канал в волосок начинает течь калиевый ионный ток. Сила натяжения нити, необходимая для открывания одного канала, составляет всего около 2х10-13 ньютонов. Еще более удивительным кажется то, что наиболее слабые из ощущаемых человеком звуков растягивают вертикальные нити, связывающие верхушки соседних стереоцилии, на расстояние, вдвое меньшее, чем диаметр атома водорода.
     Тот факт, что электрический ответ  слухового рецептора достигает  максимума уже через 100 – 500 мкс (микросекунд), означает, что ионные каналы мембраны открываются непосредственно механическим стимулом без участия вторичных внутриклеточных посредников. Это отличает механорецепторы от значительно медленнее работающих фоторецепторов.
     Деполяризация пресинаптического окончания волосковой клетки приводит к выводу в синаптическую  щель нейромедиатора (глутамата или аспартата). Воздействуя на постсинаптическую мембрану афферентного волокна, медиатор вызывает генерецию в нем возбуждающего постсинаптического потенциала и далее генерацию распространяющихся в нервные центры импульсов.
     Открывание  всего нескольких ионных каналов в мембране одной стереоцилии явно мало для возникновения рецепторного потенциала достаточной величины. Важным механизмом усиления сенсорного сигнала на рецепторном уровне слуховой системы является механическое взаимодействие всех стереоцилии (около 100) каждой волосковой клетки. Оказалось, что все стереоцилии одного рецептора связаны между собой в пучок тонкими поперечными нитями. Поэтому, когда сгибаются один или несколько более длинных волосков, они тянут за собой все остальные волоски. В результате этого открываются ионные каналы всех волосков, обеспечивая достаточную величину рецепторного потенциала.
 

    Проводящие  пути слухового анализатора 

     Вся информация о звуке, воспринимаемая улиткой, передается в мозг волокнами преддверно-улиткового нерва (VIII пара черепных нервов). Существует пять основных уровней переключения восходящих слуховых волокон: кохлеарные ядра продолговатого мозга, верхнеоливарный комплекс ядер продолговатого мозга, нижние бугры крыши среднего мозга, медиальное коленчатое тело таламуса и слуховая зона коры больших полушарий (височные извилины). Кроме того, по ходу слухового пути расположено большое количество небольших ядер, в которых осуществляется частичное переключение восходящих слуховых волокон.
     Первыми нейронами слухового пути являются биполярные нейроны спирального ганглия, центральные отростки которых образуют слуховую, или кохлеарную, часть нерва – ветвь VIII пары черепно-мозговых нервов. По этому нерву информация от волосковых (главным образом, от внутренних) клеток поступает к нейронам продолговатого мозга, входящих в состав кохлеарного (улиткового) комплекса, т.е. к нейронам второго порядка. В этот комплекс, лежащий в области вестибулярного поля ромбовидной ямки, входят два ядра – дорсальное и вентральное (которое состоит из двух отделов – переднего и заднего). Аксон биполярного нейрона спирального ганглия, подходя к кохлеарным ядрам, раздваивается – одна его ветвь идет к дорсальному ядру, другая – к вентральному. Не исключено, что волокна, идущие от апикальной части улитки (т.е. несущие информацию о низких звуках) преимущественно достигают нейронов вентрального ядра, а волокна, идущие от основания улитки (возбуждаются высокими звуками) передают свою импульсацию, главным образом, нейронам дорсального ядра кохлеарного комплекса. Таким образом, для кохлеарных ядер характерно тонотопическое распределение информации.
     Оба кохлеарных ядра дают восходящие тракты – дорсальный и вентральный. Аксоны нейронов дорсального кохлеарного  ядра, не заходя к нейронам верхней  оливы, сразу же направляются через мозговые полоски к латеральному лемниску, где часть из них переключается на нейроны лемниска (III нейроны), а часть проходит транзитом до нейронов нижних бугров четверохолмия или до нейронов медиального коленчатого тела.
     Аксоны вентрального кохлеарного ядра сразу же направляются к варолиеву мосту через трапециевидное тело к верхней оливе, где находится верхнеоливарный комплекс (часть волокон идет к ипсилатеральному комплексу, часть – к контрлатеральному). В его состав входят два ядра: латеральное и медиальное. Медиальное ядро получает информацию одновременно как от ипсилатерального, т. е. со своей стороны, так и от контрлатерального, т. е. противоположной стороны, кохлеарного ядра, что обеспечивает формирование бинаурального слуха уже на уровне верхней оливы.
     Аксоны  верхнеоливарных нейронов направляются к латеральному лемниску, где часть из них переключается на нейроны этого лемниска (IV нейроны), а часть проходит транзитом к нейронам нижних бугров четверохолмия и к нейронам медального коленчатого тела, которое является последним переключательным звеном восходящего слухового пути.
     Таким образом, от дорсальных и вентральных  кохлеарных ядер информация в конечном итоге поступает к нижним буграм четверохолмия и медальному коленчатому телу. Благодаря этому звуковая информация используется для реализации ориентировочного рефлекса на внезапное звуковое раздражение (поворот головы в сторону источника звука), а также для регуляции тонуса скелетной мускулатуры и формирования взгляда. Одновременно, от нейронов медиального коленчатого тела информация достигает нейронов верхней части височной доли мозга (поля 41 и 42 по Бродману), т. е. высших акустических центров, где совершается корковый анализ звуковой информации.
     Для верхнеоливарного комплекса, нижних бугров четверохолмия, медиального коленчатого тела, а также для первичных проекционных зон слуховой коры, т. е. для всех важнейших слуховых центров характерна тонотопическая организация структур. Это отражает существование принципа пространственного анализа звуков, позволяющего осуществлять тонкое частотное различение на всех этажах слуховой системы.
     Чрезвычайно важным свойством слуховой системы  является билатеральная иннервация структур на каждом уровне. Впервые  она появляется на уровне оливы и  дублируется на каждом последующем уровне. Это позволяет реализовать способность человека и животных оценивать место расположения источника звука.
     Наряду  с восходящими путями в слуховой системе имеются и нисходящие пути, обеспечивающие контроль высших акустических центров над получением и обработкой информации в периферическом о проводниковом отделах слухового анализатора. Нисходящие пути слухового анализатора начинаются от клеток слуховой коры, переключаются последовательно в медиальных коленчатых телах, нижних буграх четверохолмия, верхнеоливарном комплексе, от которого идет оливокохлеарный пучок Расмуссена, достигающий волосковых клеток улитки. Кроме того, имеются эфферентные волокна, идущие от первичной слуховой зоны, т. е. от височной области, к структурам экстрапирамидной двигательной системы (базальным ганглиям, ограде, верхним буграм четверохолмия, красному ядру, черной субстанции, некоторым ядрам таламуса, ядрам основания моста, ретикулярной формации ствола мозга) и пирамидной системы. Эти данные указывают на участие слуховой сенсорной системы в регуляции двигательной активности человека.
 

     Переработка информации в коре больших полушарий 

     В обычной жизни звуки редко  бывают чистыми тонами. Обычно они  содержат разные частотные компоненты, которые постоянно и независимо меняются. Это особенно верно для речи, структура которой постоянно подлежит изменению; некоторые ее элементы очень короткие, и, как правило, в ней возникает одновременная модуляция амплитуды и частоты. Звуки могут начинаться и заканчиваться постепенно или резко, их источник может перемещаться и т. д. В полном объеме люди способны оценить все свойства звука, только если их слух достаточно тренирован. Нейронные процессы, лежащие в основе такой оценки, выявляются в основном в слуховой области коры (средняя часть верхней височной извилины). Так, например, одни нейроны первичной слуховой коры отвечают только на начало звукового стимула, а другие - только на его окончание. Некоторые другие возбуждаются только при звуках определенной длительности либо при повторяющихся звуках. Есть нейроны, возбуждение которых возникает только в случае, если стимул определенным образом модулирован по частоте и амплитуде. Многие нейроны активизируются при действии звуков в широкой полосе частот, т. е. шумов, а другие, так называемые простые нейроны, - вычленяют информацию о чистых звуках. Есть нейроны, которые возбуждаются только на определенную последовательность звуков или на определенную амплитудную их модуляцию. Существуют нейроны, позволяющие определить направление звука. При повреждении височных долей мозга, т. е. именно тех, где располагается слуховая кора, затрудняется восприятие речи и идентификацию временных характеристик звука. Подобные повреждения не влияют на способность различать частоты и интенсивность звука.
     Большинство корковых нейронов активируется контралатеральным ухом, некоторые отвечают на ипсилатеральную  стимуляцию, а остальные только при одновременной стимуляции того и другого уха. Значительный процент нейронов первичной слуховой коры не возбуждается ни при каких экспериментальных воздействиях. Предполагается, что эти нейроны являются высокоспецифичными и отвечают только на стимулы, которые сложно воспроизвести в лабораторных условиях. В целом ответы клеток первичной слуховой коры сходны с ответами групп или ансамблей нейронов зрительной коры.
     В целом, в первичных и вторичных  проекционных зонах слуховой коры происходит сложнейший анализ звукового сигнала. Однако важной является и функция  ассоциативных зон коры больших  полушарий. Например, представление  о мелодии возникает именно благодаря деятельности этих зон коры, в том числе на основе информации, хранящейся в памяти. Именно с участием ассоциативных зон коры (с помощью специализированных нейронов типа «бабушкиных» нейронов) человек способен максимально извлечь информацию, поступающую от различных рецепторов, в том числе и от фонорецепторов.
 

    Генетически обусловленные формы поведения
 
     Общее понятие рефлекса. Исторические сведения 

     Рефлекс – стереотипная реакция живого организма  на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой.
     Рефлекс – наиболее правильная, чаще всего  встречающаяся реакция организма  на внешние раздражители.
     Полушария головного мозга – их кора и  ближайшие к ней подкорковые образования – являются высшим отделом центральной нервной системы позвоночных животных и человека. Функции этого отдела – осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) организма.
     Предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга впервые было развито ученым-физиологом  И. М. Сеченовым. До него физиологи и неврологи не решались поставить вопрос о возможности физиологического анализа психических процессов, которые предоставлялось решать психологии.
     Далее идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудах И. П. Павлова, который открыл пути объективного экспериментального исследования функций коры, разработал метод выработки условных рефлексов  и создал учение о высшей нервной деятельности. Павлов в своих трудах ввел деление рефлексов на безусловные, которые осуществляются врожденными, наследственно закрепленными нервными путями, и условные, которые, согласно взглядам Павлова, осуществляются посредством нервных связей, формирующихся в процессе индивидуальной жизни человека или животного.
     Большой вклад в формирование учения о  рефлексах внес Чарлз С. Шеррингтон (Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1932). Он открыл координацию, взаимное ингибирование и облегчение рефлексов.
     Нейроны и пути прохождения нервных импульсов  при рефлекторном акте образуют так  называемую рефлекторную дугу: стимул – рецептор-аффектор – нейрон ЦНС  – реакция.
     Рефлексы  классифицируются по следующим признакам:
     - по типу образования: условные и безусловные
     - по видам рецепторов: экстероцептивные (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные), интероцептивные (с рецепторов  внутренних органов) и проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий,  суставов)
     - по эффекторам: соматические, или  двигательные, (рефлексы скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др.; вегетативные внутренних органов – пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.
     - по биологической значимости: оборонительные, или защитные, пищеварительные, половые, ориентировачные
     - по степени сложности нейронной  организации рефлекторных дуг  различают моносинаптические, дуги  которых состоят из афферентного  и эфферентного нейронов (например, коленный), и полисинаптические,  дуги которых содержат также 1 или несколько промежуточных нейронов и имеют 2 или несколько синаптических переключений (например, флексорный)
     - по характеру влияний на деятельность  эффектора: возбудительные –  вызывающими и усиливающими (облегчающими) его деятельность, тормозные - ослабляющими и подавляющими ее (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца – блуждающим).
     - по анатомическому расположению  центральной части рефлекторных  дуг различают спинальные рефлексы и рефлексы головного мозга. В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге. Пример простейшего спинального рефлекса – отдергивание руки от острой булавки. Рефлексы головного мозга осуществляются при участии нейронов головного мозга. Среди них различают бульбарные, осуществляемые при участии нейронов продолговатого мозга; мезэнцефальные – с участием нейронов среднего мозга; кортикальные – с участием нейронов коры больших полушарий головного мозга.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.