На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность нормы и патологии семейной жизни

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 20 И. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                            Министерство образования и науки Украины
               Приазовский государственный технический университет
                           Кафедра социологии и социальной работы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          
 
 

                                               Курсовая работа
                        по дисциплине: «Теория социальной работы»
                 Тема: «Сущность нормы и патологии семейной жизни» 
 
 
 
 
 

                                                              
 
 

   

                               
                                       
                                           
                                          
 
 

                                                     Мариуполь 2009 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение 

1. Понятие  семьи и её функции.
    1.2. Проблемы современной семьи.
2.Понятие  нормы и патологии.
3.Типология благополучных и неблагополучных семей.
    3.2. признаки дисфункциональных семей.
    3.3. признаки функциональных семей.
   
Заключение
Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Данная  тема приобрела высокую актуальность, поскольку количество  патологий внутри семейной жизни приводит к ослаблению важнейших функций семьи, влияет на климат, активность семьи и т.п. Поэтому очень важно определить в чём состоит сущность нормы и патологии семейной жизни и каковы их последствия для семьи.  Семья вчера и сегодня – это разные системы, завтрашняя семья, в свою очередь, будет отличаться от нынешней. Но проблемы в семье существовали всегда, и будут наверно существовать. Именно поэтому тема семьи будет всегда актуальна. Ведь в семье закладываются основы человека, его здоровья физического и психического,  формируется его мировоззрение. От семейного окружения зависит воспитание человека, его отношения с окружающими людьми. Проблемы семьи, её развитие и особенности всегда являлись актуальными среди большинства исследователей, выступая их объектом.  

Следовательно, предмет курсовой – исследование норм и патологий семейной жизни, следовательно объектом выступает семья. 

Цель  курсовой работы: определить сущность нормы и патологии семейной жизни. 

Задачи  курсовой работы:
    Дать определении семьи и определить её важнейшие функции;
    выявить основные проблемы современной семьи;
    рассмотреть что является нормой, а что патологией.
    рассмотреть типологию благополучных и неблагополучных семей;
    определить признаки дисфункциональных и функциональных семей.
 
Семейная  жизнь напоминает айсберг. Большинство  людей видит лишь его надводную  часть и обманывает себя, думая, что  видит его целиком. Некоторые  догадываются, что айсберг несколько  больше, но не знают, что же именно представляет собой его невидимая часть. Не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить её опасным курсом. Искусство семейной жизни, пожалуй, самое сложное из всех искусств –  всё из летучих полутонов, из паутинного сплетения оттенков. Мы не знаем  тут очень многого, не знаем даже размеров своего незнания. Большинство  из нас здесь самоучки и, значит, чаще всего неучи. 

Хорошо  ли вам живется сейчас в вашей  семье? Многие даже не задаются подобным вопросом. Принято считать, что если в семье нет явного конфликта, то все удовлетворены сложившейся  ситуацией. Поэтому многие мирятся  с жизнью, которая кажется им более  или менее удачной, и не предполагают, что семейную ситуацию можно вообще как-то изменить. Многие воспринимают свою семейную жизнь не как общение  с друзьями, а как поле боя или  тяжелое, непосильное бремя. 

Семья всегда сверхзначима. Ей, — какой  бы она ни была — мы обязаны своим  появлением на свет и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной состоятельности.
В жизни  каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни  он усваивает нормы общежития, нормы  человеческих отношений, впитывая из семьи  и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют  в своей семье все то, что  было в семье его родителей.
В семье  регулируются отношения ребенка  к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.
Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической  наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим  звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами  жизнедеятельности людей.
Семейная  жизнь, пожалуй, самый трудный вид  деятельности в мире. В современном  мире остро стоит проблема нормы  и патологии семейной жизни.
Люди, создающие  семью, стремятся удовлетворить  комплекс потребностей - в любви, в  детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление  семьи - это не только реализация идеальных  представлений о браке, которые  сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем  и нескольких людей, во всей ее сложности  и многообразии; она включает в  себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье.
Исследователи исходят из того, что супружеские  отношения постоянно развиваются  и меняются. Время от времени в  отношениях супругов могут возникать  некоторые «непредвиденные» изменения, однако существует и ряд закономерных, «нормативных», изменений, типичных для  развития брака во времени, в последствии  приводящие к различным патологиям семейной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.РАЗДЕЛ
1.Понятие  семьи, функции  семьи.
Семья – это главная система, к которой принадлежит каждый из нас. Это группа людей, взаимодействующих как одно целое. Поскольку все участники этой системы находятся в тесном контакте, то и улучшение (ухудшение) состояние одного из членов семьи неизбежно отражается на самочувствии других. Семья функциональна пока жизни членов семьи принадлежат им самим.
Семья – социальная система, имеющая черты  социального института и малой  группы. 

Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми и другими родственниками. 

Как малую социальную группу семью можно определить как общность, складывающуюся на основе брака или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание. 

Семья является первичной малой социальной группой, ближайшей средой формирования личности, семья влияет на потребности, социальную активность и психологическое  состояние человека. Значимость семьи  определяется устремлениями каждого  ее члена. Если человек опирается  на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает  как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как  с эталоном. Семья в данном случае является источником социальных установок  и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Таким  образом, семья как референтная  группа имеет две основные социальные функции - нормативную и сравнительную.
Семья - один из элементов микросреды, в  которой формируется личность человека. В семье действует сложная  система взаимоотношений, где каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, поддерживает приемлемый уровень  межличностных взаимодействий. Семья  представляет собой динамическую микросистему, находящуюся в постоянном развитии. В ней, как в интимной первичной  группе, предполагается эмоциональное  влечение ее членов друг к другу, уважение, преданность, симпатия и любовь, которые  способствуют доверительности в  отношениях.[1.cтр.26]
Важнейшими  характеристиками семьи являются ее функции и структура. Супружеские  взаимоотношения - это система чувств, установок, особенностей восприятия партнеров  по браку, понимание и принятие ими  друг друга.
По мнению Т.М. Мишиной, стиль супружеских взаимоотношений - наиболее содержательная и существенная характеристика совместной жизни супругов. Под стилем она понимает "устойчивую совокупность свойств, присущих данному  взаимодействию на протяжении длительного  времени, определенную в главных  тенденциях и характеристиках деятельности пары как целого.
  Основные функции семьи
ФУНКЦИИ - это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.  

Сущность  семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом  поведении ее членов.
Важнейшими  функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.
Репродуктивная  функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего  из 2х детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не  есть позитивная сторона.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье  главным образом воспитываются  дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается  умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о  родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных  материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Лучший  пример-это пример родителей. В большинстве  случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких.  Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.
 Организация  досуга играет большую роль  в восстановлении. Досуг служит  средством восстановления физических  и духовных сил человека. Часто  досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе–путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.
Экономическая функция семьи. Выполняя экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.
Экономическая функция состоит в обеспечении  материальных условий жизни семьи, ведении домашнего и личного  хозяйства, соблюдении семейного бюджета, получении материальных средств  одних членов семьи для других.
Эмоциональная функция - осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.
В любом  государстве, где провозглашается  социальная защита личности, это возможно решить только через защиту семьи. Семья  как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности. От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит  статус семьи. Являются ли образцом для  детей отец и мать, отсутствие их отрицательно влияет на развитие ребенка, такие дети чаще ущербны, нервозны, тревожны.
Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. В  младенчестве его кормят, за ним  ухаживают. В младшем возрасте его  кормят, с ним занимаются. В дошкольном (3-7 лет) ему открывают мир. Помогают в учении младшему школьнику, подростку  и юноше выбрать жизненный  путь.
В семье  укрепляют здоровье детей, развивают  их задатки и способности, заботятся  об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее.
В семье  закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки. В  семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовится  к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции своей  семьи.
Семья - это «дом», объединяющий людей, где  закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.
Анализ  социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей  в их жизни повлияла семья, на 30% - средства массовой информации, на 20% повлияла школа, на 10% повлияла улица.[3.стр.99]
Таким образом, выполняя такое количество функций, семья является основой  общества, гарантией его стабильного  состояния и развития. Нарушение  какой- либо из функций семьи ведет  к неизбежным проблемам и конфликтам как внутри семьи, так и за ее пределами. С течением времени происходят изменения в функциях семьи; одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Функции могут утрачиваться не потому, что это требуют социальные условия, а потому что члены семьи не могут их выполнять.
Нарушение функционирования семьи – это  такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способность  нарушений может носить широкий  круг факторов: особенности личностей  членов семьи и взаимоотношения  между ними, определенные условия  жизни семьи. 
 

1.2Проблемы современной семьи. 

Современное состояние украинской семьи не внушает  особого оптимизма. Ее проблемы кажутся  порой трудноразрешимыми. Еще несколько  лет назад в нашей литературе много писали о кризисе буржуазной семьи. Наша советская семья определилась как семья образцовая с бесконфликтным настоящим и блистательным будущим.
Сейчас  в нашей печати иначе как о  кризисе семьи не говорят. Встречаются  даже утверждения о катастрофе семейной жизни, которую переживает наше украинское общество.
Проблемы  современной семьи относятся  к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что  во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что  этот институт в настоящее время  переживает глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи мы все  чаще слышим выражения «демографическая катастрофа», «семья скоро отомрет», призывы «спасите семью». Правда, есть и успокаивающие суждения: мол, ничего опасного в сфере семейных отношений не происходит. Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по этому поводу нет никаких оснований.
И все  же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья  действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать  в широком плане являются общие  глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация, секуляризация и другие, которые  ведут за собой расшатывание «семейных  устоев». Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального  института общества, изменение ее места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской  власти социальный статус семьи был  относительно не высоким, хотя государство  оказывало существенное влияние  на семейные отношения. В годы реформ произошло резкое снижение этого  статуса. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации  семейного образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др.
За последние  полтора-два десятилетия произошло  серьезное сокращение числа заключаемых  браков. Многие молодые мужчины вступают в брак в более позднем возрасте. Ослабляется роль родителей в  воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности  бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а  нередко неумения и нежелания  заниматься с детьми, особенно отцов.
За последнее  десятилетие еще больше обострились  проблемы социального сиротства, увеличилось  количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения  с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность. Не могут не тревожить негативные тенденции в социокультурной  сфере, системе воспитания, которые  наметились в последние полтора  десятилетия. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной  детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и  кинотеатров заполнены зарубежными  фильмами, зачастую пропагандирующими  жестокость, насилие, порнографию, уменьшается  число детских библиотек, внешкольных  учреждений эстетического направления, многие из них функционируют на платной  основе.
Экономические: прожиточный уровень ниже черты  бедности из-за избыточной иждивенческой  нагрузки на одного работающего члена  семьи; низкий уровень заработанной платы и её невыплата; безработица; семьи пенсионеров.
Асоциальные: алкоголизм семьи или её члена; наркомания, преступность.
Психологические: жестокость, агрессивность, конфликтность, ревность, супружеская неверность, жадность.
Медицинские: хронические инфекционные и венерические заболевания, психические и сексуальные  отклонения, импотенция.
Комплекс  проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи  в современном мире. Возникнув, как  основная форма жизнеустройства, семья  первоначально сосредоточила в  себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку  семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными: институтами; в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье.[1.стр.129]
Все множество  проблем, связанных с современной  семьей, можно разделить на следующие  группы:
1. Социально - экономические  проблемы: К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи.
2. Социально - бытовые  проблемы: по смысловому содержанию сходны с социально - экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи ит.д.
3. Социально - психологические  проблемы: Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.
4. Проблемы стабильности  современной семьи: Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально - типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально - психологическая характеристика.
5. Проблемы семейного  воспитания: В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. указанные проблемы естественным образом связаны с социально - психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи.
6. Проблемы семей  группы риска: Факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально - экономический, медико-санитарный, социально - демографический, социально - психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. К семьям группы риска относят: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др. исходя из выше описанных критериев Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2004 - 692 с. (с. 501 - 514)..
Итак, современная  семья переживает не лучшие времена: упадок престижа семьи, а тем более  семьи с двумя и более детьми, экономическая нестабильность, жилищные проблемы и т.д. привели к насущной потребности профессионального  вмешательства социального работника, для поддержания функционирования главного общественного института - семьи.
7.Социальные проблемы семьи.
Современная семья в силу социально-экономических  потрясений в стране испытывает огромные трудности. Российское общество, находящееся  в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится. Основная цель современной семьи сегодня – выжить. Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества. 
Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

Наряду  с психоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам распада семей специалисты относят  следующие причины: 
 
- Пьянство одного из супругов. Данная причина занимает первое место среди причин распада семей и в советский период. Но тогда по этой причине разваливалось до 50% семей, сегодня по этой причине распадается 80% семей. 
 
- Неблагоприятные жилищные и бытовые условия. (В советский период эта причина занимала 4-е место среди социальных причин) 
 
- Несогласие с традиционным распределением ролей в семье. Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Социальная проблема заключается в том, что женщина наряду с мужчиной и наравне с ним участвует в общественном производстве. Таким образом, отвоеванное право для женщин участвовать в общественном производстве наравне с мужчиной обернулось для нее не только победой, но и поражением, так как прибавило женщине новые проблемы.         

- Низкий  уровень культуры семейно-брачных  отношений 
- Повышение взаимной требовательности супругов друг к другу (Эту причину специалисты обычно называют в последнюю очередь) 
 
Вышеназванная квалификация и разграничение причин имеет место лишь в теоретическом анализе. В реальной жизни психоэмоциональные, физиологические и социальные причины тесно взаимосвязаны. 
Наряду с негативными явлениями в семейно-брачных отношениях, приводящих к распаду семей, обозначились и положительные тенденции в росте самосознания супругов. 
Надо отметить, что объективной социальной причиной ухудшения семейно-брачных отношений является и низкий уровень социальных услуг, социальной работы с семьями.

Таким образом, современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. 

2. Понятие нормы  и патологии .
Семья – есть важнейший институт общества на любом отрезке его развития. 
Какими должны быть семейные отношения, и какие они есть на самом деле вопрос относительно дискуссионный, но лишь относительно нашего воспитания, относительно того, в каких семьях рос и воспитывался каждый из нас. Наше представление о семье и ее ценностях формируется из собственного опыта, средств массовой информации и искусства. Наибольшее влияние, конечно же, имеет собственный опыт, причем полученный не только в своей семье, но и в семье соседей, друзей, где чаще всего приходилось бывать, являясь невольным свидетелем семейных отношений в их высоких и низких проявлениях. Но эти познания чаще всего носят субъективный характер. И если человек жил и воспитывался в «тепличных условиях нормальной семьи», ему труднее войти в мир современного социума. Но что есть норма в семейных отношениях?

Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная  в себе и в окружении, хорошо воспитанная  личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определённым образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами  в воспитании, в усвоении норм и  с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85% молодых людей  с отклоняющимся поведением воспитывались  в неблагополучных семьях. Американскими  исследователями в области социальной психологии было выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь  как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский  надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная  отцовская привязанность; недостаточная  материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплочённости в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают  значительное влияние на процесс  социализации ребенка в семье  и, в конечном счёте, на воспитание личности с отклоняющимся поведением»1.  
Но мы ведь знаем, что, кроме перечисленных, есть и другие обстоятельства, которые можно характеризовать как отклонение от нормы, например неполные семьи. То есть когда ребенок или несколько детей воспитываются, чаще всего, только одной матерью, или, реже, одним отцом. 

Норма – это нормальное состояние, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность. Стремление к норме – это прежде всего стремление к целостности, к гармонии.
Патология (от греч. ????? — страдание, боль, болезнь и ????? — изучение) — отклонение от нормального состояния или процесса развития. Патология исследует процессы отклонения от нормы, процессы нарушающие гомеостаз, болезни, дисфункции.
Таким образом, понятия «норма» и «патология» противоположны. Патология влечёт за собой какие-либо нарушения, негативное сказывающиеся на семью, а норма, наоборот, сохраняет её целостность. 

3. Типология неблагополучных и благополучных семей.
Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.
У понятия  «неблагополучная семья» нет четкого  определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного  понятия:
деструктивная семья
дисфункциональная семья
семьи группы риска
негармоничная семья
Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни:
социальной
правовой
материальной
медицинской
психологической
педагогической  и др.
При этом только один вид проблем у семьи  встречается довольно редко, поскольку  все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. (Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей).
Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
Неблагополучные семьи можно условно разделить  на две большие группы: 
1. семьи с явной  (открытой) формой  неблагополучия:
· конфликтные  семьи
· проблемные семьи
· асоциальные  семьи
· аморально-криминальные семьи
· семьи  с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи
2. семьи со скрытой  формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.
Семьи с открытой формой неблагополучия:
формы семейного неблагополучия имеют  ярко выраженный характер
проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности  семьи (например, на социальном и материальном уровне)
проявляются в неблагополучном психологическом  климате в семье
ребенок испытывает физическую и эмоциональную  отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед  окружающими, страх за свое настоящее  и будущее.[5.стр.83]
Семьи с алкогольной зависимостью.
Признаки  семьи:
размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, Неблагополучкакие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка.
отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг.
непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения.
низкая  самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых.
недостаток  информации о том, как функционируют  нормальные семьи.
Индикатором психологического климата в такой  семье является эмоционально состояние  и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам  что называется специалистами «созависимостью» Возможны следующие варианты созависимости:
вся жизнь  вертится вокруг алкоголика, и семья  обеспокоена впечатлением, которое  она производит на окружающих
в ущерб  детям матери тратят много энергии  на заботу о пьющем муже, сами ведут  хозяйство, прячут алкоголь, стараются  контролировать мужа
все поступки жены мотивированы страхом , тревожным  предчувствием, ожиданием плохого.
Дети  в алкогольной семье:
· оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасные секрет семьи»)
· живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»)
· ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»)
· испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном).
· наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязь детей к пьющим и скандалящим родителям
· испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому
· испытывают разочарования – родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им
· слишком быстро взрослеют  – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей.
· испытывают оскорбления и унижения, насилие – пьющие родители теряют контроль над своим поведением
· заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка
· пониженная самооценка, недостаток самоуважения
· жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих  выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей
Конфликтные семьи.
Признаки  семьи:
в семье  постоянно имеются сферы, где  сталкиваются интересы, намерения, желания  всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные  эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи.
конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия.
конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.
   Внутренне неблагополучные  семьи.
Недоверчивая  семья:
· повышенная настороженность по отношению к  окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности
· слабые контакты с окружающими
· нередки  длительные конфликты с родственниками
· в  любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка
Дети  в недоверчивой семье:
у детей  формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям
подозрительность, агрессивность, нарушение контактов  со сверстниками
конфликты с учителями и воспитателями
непризнание детьми ошибок и собственной вины
трудно  идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.
Легкомысленная  семья
отличается  беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем
склонна к сиюминутным удовольствиям, планы  на будущее у нее неопределенны
семья живет по инерции, не предпринимая попыток  что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий).
семья постоянно находится в состоянии  внутреннего разлада, по малейшему  пустяковому поводу возникают конфликты
Дети  в легкомысленной семье:
вырастают слабовольными, неорганизованными, с  несформированными волевыми качествами
Хитрая  семья
ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех
часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам
стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий  круг полезных знакомых
к таким  качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное  отношение 
Дети  в хитрой семье:
полностью перенимают взгляды взрослых
у них  формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся! 
Семьи, ориентированные на успех ребенка:
ребенок чувствует, что все его положительные  связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все  делает хорошо)
упреки, назидания, наказания в случае невозможности  достичь желаемых успехов
у ребенка  состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи
срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома)
Псевдовзаимные  семьи:
поощряют  выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют
Псевдовраждебные  семьи:
наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные
Дети  в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:
ребенок учится не чувствовать, а играть в  чувства, остается эмоционально холодным
проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование
Семьи известных людей:
семья постоянно находится в поле зрения общественности
недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к  детям
Дети  в семьях известных людей:
Первый  тип поведения -
многие  дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги  должны перейти к ним по наследству
испытывают  разочарование, огорчение, обиду и  злость на окружающих и собственных  родителей, если не получают признания 
эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников  против себя
ведут праздный образ жизни
Второй  тип поведения –
тяжело  переживают бремя родительской славы
тяготятся повышенным интересом окружающих
стремятся превзойти своих знаменитых родителей
страдают  от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.
Семьи состоятельных людей:
семья живет в состоянии запредельного  и хронического стресса
тяжелые семейные сцены и разбирательства  тщательно скрываются всеми, включая  детей и родственников
родители, делая карьеру, не уделяют времени  и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам).   

Пограничные семьи.
Эта категория  семей из категории благополучных  в свой антипод переходит постепенно, незаметно.
Семьи с недееспособными членами:
испытывают  материальную недостаточность, часто  дети остаются без присмотра
Семьи с детьми-инвалидами:
типичная  первоначальная реакция – отрицание  дефекта ребенка, неверие в наличие  болезни, надежда на ошибочность  диагноза
вторичная реакция – чувство гнева, беспомощности, безысходности
часто семья сохраняется лишь формально  из чувства долга перед больным  ребенком
родители  испытывают необоснованное чувство  вины, муки, переживания
чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинение врачей, педагогов
проявляют к ребенку гиперопеку.
заключительная  реакция – эмоциональная адаптация.
в подобных семьях часто бывают разводы .
Семьи с нарушением структуры семейных ролей:
семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи – соратники в борьбе)
семья-театр
семья-санаторий
семья с антисексуальной идеологией.
Неполные  семьи и их типы.
Неполной  называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.
Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:
Разведенная семья
Осиротевшая семья
Мать-одиночка с ребенком
Для любого типа неполной семьи характерны из-за дефицита мужского влияния:
· нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка  за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального  развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское)
· менее  четким становится процесс половой  идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера  у мальчиков или «компенсаторной  мужественности» у девочек)
· затрудняется обучение подростков навыкам общения  с представителями противоположного пола
· становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.
Ребенок в семье разведенных родителей:
Статистика (в период и после развода родителей):
у 37,7% снижается  успеваемость в школе,
у 19,6% страдает дисциплина дома,
17,4% детей  требуют особого внимания,
8,7% детей  убегают из дома,
у 6,5% возникают  конфликты с друзьями,
каждый  пятый ребенок с логоневрозом пережил развод родителей
В семейном воспитании детей без отца можно  выделить три типа отношения матери к этой проблеме:
1. мать  не упоминает об отце и строит  воспитание так, словно его  никогда не было
2. мать  пытается обесценить отца в  глазах ребенка, убедить в том,  что отец был плохой
3. мать  пытается увидеть в отце союзника  в воспитании, у которого есть  определенные достоинства
Психологи отмечают несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся без мужа:
Жизнь для ребенка – женщина видит смысл своей жизни в воспитании ребенка, для нее не существует личной жизни.
Борьба  с образом мужа – женщина утрирует отрицательные черты бывшего супруга
Наследственность – женщина ищет в ребенке отрицательные черты бывшего супруга, объясняет наследственностью неудачи в воспитании
Попытка купить любовь ребенка – поток подарков, вседозволенность
Ребенок в осиротевшей семье - проходит несколько последовательных реакций:
· шок – молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта
· отрицание смерти
· поиски
· отчаяние – осознание невозможности вернуть умершего
· гнев – ребенок сердится на родителя, который его покинул – истерики, отказ от общения, грубость
· тревога и чувство вины – ведут к депрессии
· боязнь повторного брака родителя
Ребенок из семьи матери-одиночки:
внебрачный  ребенок находится в самом  невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов  неполных семей – социальная дискриминация  будет сопровождать его всю жизнь.
ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку.
 нарушается  процесс поло-ролевой идентефикации  (гомосексуализм у мальчиков,  усвоение стандартов поведения  матери-одиночки девочками)
слепая  материнская любовь делает ребенка  инфантильным. 
По мнению психологов, воспитывать своих детей  современным семьям мешают:
усталость на работе
неорганизованный  быт – родители решают бытовые  проблемы и мало занимаются детьми
недостаточный уровень педагогической подготовки родителей.
Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны  внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися  условиями жизнедеятельности в  социуме: 1) с чрезмерным стремлением  защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гипер-протекция» и «чрезмерная  опека»); 2) с неадекватностью соотнесения  собственных представлений о  семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней  на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).
Выделяют также:
    дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать – несовершеннолетняя);
    семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).
Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам.
По  типу запущенности:
    педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
– 46% – с пассивной жизненной  позицией ("Я – безволие, равнодушие, недоверие");
– 31% – с неадекватной реакцией ("Я  – эго" – эгоисты, упрямцы);
– 23% – с антиобщественным поведением ("Я – агрессия" – жестокие, антагонистические, аморальные);
    социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные);
    правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
    отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания). [4.стр.142]
По  области психических нарушений:
    с нарушениями в сфере общения;
    с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
    с односторонним умственным развитием;
Таким образом, в неблагополучной семье нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, а благополучная семья характеризуется целостностью.

3.1. ПРИЗНАКИ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ.

В числе  первых к признакам дисфункциональной  семьи можно отнести наличие  у кого-то из членов семьи какого-то из типов зависимости, в том числе и тех ее разновидностей, которые с огромным трудом могут быть замечены даже самим страдающим ею человеком, например, зависимости от работы или от отношения к другому человеку. Если в семье есть такой тип зависимости у кого-то из членов семьи (родителей, детей или близких родственников), то такую семью можно прямо назвать нездоровой, дисфункциональной. Зависимый человек (даже если это и зависимость от работы или телевизора/компьютера) уделяет больше времени предмету своей зависимости, думает о нем и не может свободно контролировать свое поведение и распоряжаться собой, т.к. его зависимость становится в какой-то мере его хозяином и не дает ему нормально наслаждаться жизнью и уделять внимание другим членам семьи, дарить им свое тепло, любовь, поддержку, заботу и понимание. Он (она) просто не сможет этого сделать из-за своей болезни.
Следующий признак - это неполная семья, т.е. отсутствие одного из родителей в семье (мамы или отца). Этот признак, как и первый, абсолютен. То есть любая неполная семья дисфункциональна, независимо от причин ее неполноты, от существующих отношений между ее оставшимися членами или достоинств (или недостатков) самих этих членов. Один родитель по определению не может дать ребенку полноты воспитания, которое могут дать только оба родителя. Это примерно то же самое, что и отсутствие у человека одной ноги или руки. Каким бы хорошим он ни был, насколько бы он ни был духовным и образованным, он все равно останется неполноценным человеком, который не сможет выполнять всех необходимых жизненных функций. То же и в семье, какими бы ни были члены семьи, они не смогут восполнить отсутствие недостающего члена семьи. Приемные родители как правило не могут дать детям того, что дают родные. Ребенок в подсознании все равно понимает, что это не родной человек и стремится найти своего, родного родителя. Хотя могут быть и исключения, но они очень редки. Да и потеря одного из родителя, неважно по какой причине (развод, смерть, уехал надолго в командировку) является тяжелой травмой для ребенка, влияющей и на его психику, и на самооценку и отношение к жизни тоже.
Тяжелая соматическая или психическая хроническая болезнь кого-либо из членов семьи. Как и предыдущие, этот фактор определяет безусловную выключенность человека из семейной жизни. Болезнь любого члена семьи обязательно будет отражаться и на остальных. Здесь появятся и особые правила семьи типа: вести себя тише; не приводить друзей, когда у ... приступ; не рассказывать другим о болезни...; следить за поведением или благополучием больного вместо того, чтобы просто жить и наслаждаться жизнью в свое удовольствие. Это относится в основном к хроническим болезням, и если в семье будет создан благоприятный климат, если стрессовость этой ситуации уменьшена, то психологический вред от такой болезни может быть сведен к минимуму.
Наличие в семье "секрета", "тайны". Этот признак относится уже не столько к причинам, как предыдущие, сколько к следствиям, симптомам дисфункциональности. Впрочем, "секрет", из какой бы области он ни был: работа отца, прошлые любовные похождения матери или национальность бабушки - это всегда не только признак отсутствия полной доверительности в отношениях, но и фактор, который эту доверительность ограничивает. Вообще замечено, что в семьях, где есть зависимость (например, отец пьет или сын колется), принято скрывать от других эту информацию. Не очень-то приятно рассказывать друзьям или коллегам по работе, что мама вчера пришла домой пьяная, или что брат сидел в туалете и кололся героином. Гораздо проще держать эту информацию в секрете. Еще тяжелее, если над ребенком в семье совершаются разные формы насилия, особенно сексуальные, и ребенок не может этим ни с кем поделиться, так как ему сказали, что если ты об этом кому-то расскажешь, то мы тебя любить не будем. И в итоге в семье накапливаются такие вот семейные тайны, которыми нельзя ни с кем поделиться, а значит и нельзя освободиться полностью от того стресса, которые они с собой несут и который будет разрушать членов семьи изнутри.

Характерными  признаками дисфункциональной семьи  могут служить также установленные  в ней негласные (неписаные) правила. Вот некоторые из них:


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.