На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технологии социальной работы с гражданами, проживающими в районах пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 
 
Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретико-методологические основы  технологий социальной  работы

 
      Понятие и  сущность технологии социальной работы………………..…….6
 
1.2 Лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, как объект социальной работы………………………………………………………………10 
 

Глава 2 Основные направления  социальной защиты граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской  АЭС (на примере юго-западных районов Брянской области) 
 

2.1 Технологии социальной работы с гражданами, пострадавшими от аварии на Чернобыльской АЭС…………………………………………………………16 

2.2 Формы социальной  защиты граждан, пострадавших от радиации …….20 
 

Заключение……………………………………………………………………… 27 

Литература……………………………………………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Актуальность  исследования. Авария на Чернобыльской АЭС  стала одной из самых масштабных катастроф 20 века. Пострадавшими от радиационного воздействия вследствие аварии числятся около 2 млн. человек (в том числе население 14 наиболее пострадавших областей и вынужденные переселенцы, а также  250 тыс. человек – ликвидаторов последствий аварии)1. Возникли новые социальные и экономические условия в районах, где сформировались зоны повышенного радиоактивного загрязнения вследствие аварии. Особое положение для граждан, вынужденных эвакуироваться или переселиться из загрязненных радионуклидами территорий либо продолжающих на них проживать, работать и проходить воинскую службу, а также для граждан, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии. В связи с этим встал вопрос о необходимости разработки комплекса мероприятий по социальной защите граждан, оказавшихся жертвами катастрофы2.  

     Степень разработанности  проблемы. Проблемами социальной защиты граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС занимается большое количество исследователей не только в области социальной работы, но и политологии, юриспруденции, социологии.
     Такие исследователи как, Басов Н.Ф., Батурин  Л.А., Зайнышев И.Г.  Заяц  О. В., Игнатов  В.  Г.,  Кузнецова Л.П., Курбатов В.И., Павленок П.Д, Руднева М.Я., Тетерский С.В., Е.И.Холостова, А.А.Чернецкая, занимались разработками в области  технологий социальной работы.
     Отечественные исследователи социальной работы «Игнорируют» такой вид социальной работы, как  социальная работа с гражданами, пострадавшими вследствие аварии на чернобыльской АЭС.
     Российские  ученые обращаются к  исследованию проблем социальной защиты граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской  АЭС (работы, Косевича Н.Р., Павленка П.Д., Рудневой М.Я.).
     Нормативно-правовая база по «чернобыльской проблематике» достаточно обширна. Она представлена разного рода законами, указами и постановлениями, как на федеральном, так и на региональном уровне.
     Исследование, проведенное автором, показало, что проблеме разработки технологий социальной работы с гражданами, пострадавшими вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС научными деятелями в области социальной работы, уделяется недостаточное внимание.
     Проблема  исследования: в результате чернобыльской катастрофы   общество столкнулось с необходимостью обеспечения экологической безопасности, предупреждения экономических, социальных, психологических последствий, связанных с неблагоприятным воздействием радиации на окружающую среду.
     Объект  исследования: технологии социальной работы с гражданами, пострадавшими от аварии на ЧАЭС.
     Предмет исследования: формы и методы социальной защиты граждан, пострадавших от аварии на ЧАЭС (на примере юго-западных районов Брянской области). 

     Цель: рассмотреть основные технологии социальной работы с гражданами, проживающими в районах пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. 

     Задачи:
      рассмотреть сущность и содержание социальной технологии;
      выделить основные нормативно-правовые акты, принятые на федеральном уровне, в отношении граждан, пострадавших от радиации;
      определить основные группы граждан, подвергшихся радиационному воздействию;
      рассмотреть  на примере юго-западных районов Брянской области основные формы и методы  социальной защиты населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
 
 
     Теоретические основы исследования. Теоретическую основу работы составляют труды отечественных исследователей, заложивших  фундаментальные основы  технологии социальной работы (Басов Н.Ф., Кузнецова Л.П., Курбатов В.И., П.Д.Павленок, Тетерский С.В, Холостова Е.И., Чернецкая, А.А.).
           При разработке концептуальных основ исследования были изучены  и осмыслены подходы, наиболее полно раскрывающиеся в трудах Зайнышева И.Г.,Косевича Н.Р.,Матвеева А.В., Павленка П.Д., Рудневой М.Я., Фирсова М.В., Холостовой Е.И., Чернецкой А.А.и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Теоретико-методологические основы  технологий социальной работы

      Понятие и  сущность технологии социальной работы
 
   Являясь частью материального мира и основным пространством существования и  жизнедеятельности человека, общество, безусловно, может и должно рассматриваться как одна из важнейших сфер реализации различных технологий.
   В  словаре русского языка С.И.Ожегова  технология определяется как оптимальная  последовательность использования  средств воздействия на предмет труда с целью достижения результатов в определенный срок3.
     В научном обиходе понятие «социальная  технология» неоднозначно4. Чаще всего по данным термином подразумевается определенная последовательность процедур с использованием специальных технических, организационных, информационных средств, сложившаяся в реально действующий процесс.
     По  мнению исследователя Павленка П.Д.5 ,социальные технологии понимаются в двух аспектах. Во-первых, как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Во-вторых, как совокупность приемов, методов, воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем.
      Данакин Н.С. конкретизирует определение социальных технологий как способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и прежде всего, социально уязвимых групп населения.
     Когда заходит речь о технологии социальной работы, нередко можно встретить  и скептическое отношение к возможности  и необходимости ее технологизации6.  Специалистами в области социальных технологий выработаны следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:
       — объект воздействия должен  обладать определенной степенью  сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;
       — должны быть выделены элементы  системы объекта социального  воздействия, особенности его  строения (структура) и  функционирования;
       — возможность формализации реально  происходящих процессов и представления  их в виде определенных операций,  процедур, показателей;
       — возможность воспроизводства  и повторяемость операций, процедур  или показателей в новых условиях.
       Социальная работа как специфическая  профессиональная  деятельность  и как самостоятельная система  научных знаний с  собственным  предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности технологического подхода к социальной работе, сколько в разработке  и совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении опыта их применения на практике. 
      При определении технологий социальной работы необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы). Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе. Они трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.
     Технологию  социальной работы можно рассматривать  в двух  аспектах. Во-первых, в  широком плане — как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам  технологии социальной работы присущ, прежде всего, непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы7.
     Исследователь Басов Н.Ф. определяет технологию социальной работы как последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на профессиональном мастерстве, индивидуальной  технике, направленных на активизацию личностных ресурсов клиента  и достижение выхода из трудной жизненной ситуации8.
     Технологии  социальной работы можно разделить  на три большие группы9:
      общие и частные технологии (социальная диагностика, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное посредничество, социальное консультирование);
      технологии социальной работы с различными группами, слоями, общностями, а также с отдельной личностью;
      технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека.
 
     Сущность социальных технологий можно интерпретировать как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения. Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности10.
     Определение  и  конкретизация  целей  социальных  технологий  позволяют выделить среди них, в качестве особой группы, технологии социальной работы, которые  можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на  социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации11.  

1.2 Лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, как объект социальной работы
 
     Социальные технологии рассматриваются, во-первых, как специфическая система знаний, исследующая  процессы  целенаправленного воздействия на  социальные  объекты, обосновывающая и разрабатывающая эффективные способы и приёмы такого воздействия. При этом, в качестве социального объекта могут выступать самые разные  явления: социальная  группа или  социальный институт,  социальное отношение или социальная организация и т.п. Второй подход можно определить как «практически ориентированный». В  его  рамках понятие «социальные  технологии» трактуется следующим образом: это совокупность приёмов, методов и  воздействий  на  социальный  объект,  обусловленная  необходимостью  и  потребностью  достижения поставленных  целей  и  получения  заданного  результата.
      Теоретические работы и практический опыт, накопленный  в России и за рубежом, выявили  целый ряд направлений (видов) социальной работы с перечисленными (и другими) группами населения: социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, но, в то же время, относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.
      Несмотря  на общность этих технологий в работе с разными группами населения, они имеют довольно существенные различия, обусловленные спецификой объектов социальной работы (например, реализация социального надзора над детьми с девиантным поведением и преступниками-рецидивистами, попечительство над несовершеннолетними детьми и одинокими престарелыми и т.д.).
      Именно  поэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и  особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение. Эти  виды работ (технологий) весьма разнообразны.
        К гражданам, подвергшимся воздействию  радиации вследствие катастрофы, относятся12:
      граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь им другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо связанные с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС;
      инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
        а) граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на ЧАЭС;
        б) военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от дислокации и выполнявшихся работ, а так же лиц начальствующего и рядового состава органов ОВД, проходивших службу в зоне отчуждения;
        в) граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
        г) граждан, отдавших костный мозг для спасения жизней людей, пострадавших вследствие аварии чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
      3.  граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на ЧАЭС;
                    4.  военнослужащие и военнообязанные,  призванные на специальные сборы  и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава ОВД, проходившие в 1986-1987гг. службу в зоне отчуждения;
                    5.  граждане, в том числе военнослужащие  и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990гг. в работах по объекту «Укрытие», младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующие профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживания в период с 26.04-30.06.1986г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являющихся источником ионизирующих излучений;
                 6. граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 19988-1990гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации и других объектах ЧАЭС;
                  7. военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а так же лица начальствующего и рядового состава ОВД, проходившие в 1988-1990гг. службу в зане отчуждения;
                   8.   граждане, занятые на работах  в зоне отчуждения; 
                   9.    граждане, эвакуированные ( в том числе выехавшие добровольно) в 1986г. из зоны отчуждения или переселенные из зоны отселения в 1986г. в последующие годы, включая детей, в том числе детей, находившихся на момент эвакуации в состоянии внутриутробного развития;

                  10. граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
                   11.  граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
                  12. граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
                  13. граждане, занятые на работах  в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
                 14.граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986г. и в последующие годы;
                 15.  военнослужащие, лица начальствующего  и рядового  состава ОВД, проходящие (проходившие) военную службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. 

     Характерной особенностью Закона от 18.06.1992г №3061-1 «О внесении изменений и дополнений»  в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является наличие  в нем норм, которые устанавливают виды льгот и размеры компенсаций для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, в зависимости от их проживания и работы в различных зонах, подвергшихся радиационному загрязнению. В этой связи, названный Закон,    с учетом степени риска воздействия радиации на соответствующие территории, выделяет четыре  зоны:
      зона отчуждения – территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории России, загрязненные радиоактивными веществами вследствие чернобыльской катастрофы, из которых в соответствие с нормами радиационной безопасности в 1986-1987гг. население было эвакуировано.
      зона отселения -  часть территории России за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения цезием, стронцием, плутонием, доза облучения превышает норму – население подлежит обязательному отселению. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на получение компенсаций и льгот, установленных законом.
      зона проживания с правом на отселение-  часть территории России за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с повышенными нормами загрязнения цезием и повышенной зоной облучения.
      зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории России с повышенными нормами загрязнения почвы цезием за пределами зоны отчуждения, зоны отселения, зоны с правом на отселение.
     Всем  вышеуказанным категориям граждан по закону гарантирована социальная защита. Это подразумевает медицинское страхование, государственное страхование, выплата компенсаций и пенсионное обеспечение. Также сюда относят различные виды льгот, предусмотренных для различных категорий граждан, пострадавших от радиации, льготы по социальному обслуживанию граждан, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2  Основные направления социальной защиты граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (на примере юго-западных районов Брянской области) 

2.1 Технологии социальной работы с гражданами, пострадавшими от аварии на Чернобыльской АЭС 

     Теоретические  работы и практический опыт, накопленный  в России и за рубежом, выявили  целый ряд направлений (видов)  социальной работы с перечисленными (и другими) группами населения: социальная профилактика, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная защита, социальная адаптация, социальное страхование, социальная диагностика, социальное просвещение и др. Эти виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, но, в то же время, относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию13.
     Рассмотрим  основные технологии, используемые в социальной работе с гражданами, пострадавшими от аварии на ЧАЭС на территории Брянской области.
     Социальная  реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, это программы и действия, направленные на восстановление личного и профессионального статуса человека для более полной интеграции
в общество. Социальная реабилитация представляет собой взаимозависимый процесс, с одной стороны, направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, с другой — на изменение характера самой среды, ограничивающей реализацию потребностей человека. Можно говорить о различных видах реабилитации: социальная реабилитация, медико-социальная реабилитация, социально-правовая реабилитация, психолого-педагогическая реабилитация, социально-бытовая и трудовая реабилитация. Реабилитация — это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в социуме14.
     В социальной работе с гражданами, пострадавшими  от аварии на Чернобыльской АЭС используется геронтопсихологическая реабилитация. Геронтопсихологическая реабилитация – это восстановление нарушенного аварией на ЧАЭС уклада и образа жизни, нормального психологического состояния, социального самочувствия, общения, семейной сферы, контактов с окружающими людьми и внешним миром. Это воссоздание той привычной в нормальных условиях и как будто незамеченной гармонии человека с самим собой и своей социальной средой, как необходимого условия внутреннего равновесия, координированности социальных действий15.
     Социальная диагностика — это:1) оценка состояния социального объекта, распознавание и анализ его социальных патологий и проблем;2)качественный, всесторонний анализ, осуществляемый в соответствии с основными принципами системного подхода с выведением обоснованного заключения о предмете рассмотрения;3)отрасль социальных наук, посвященная методам получения такого знания16.
     Основная  цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических,
правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический
материал, тщательно  изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.  

       Социальное  просвещение позволяет  расширить масштабы социальной  работы среди населения. Сторонники  данного метода акцентируют внимание на том, что любая социальная проблема не столько личная, сколько социальная и поэтому требует работы с социумом в целом. В общем, успех любой организации зависит от связи с общественностью, для социальной работы связь с общественностью является центральным моментом. Посреднический характер социальной работы обусловлен необходимостью помощи клиентам, не способным самостоятельно реализовать свои права и возможности17.
   Социальная адаптация как социальная технология — это технологический процесс, посредством которого достигаются определенные цели. Социальная адаптация — сложный и многоуровневый процесс, который осуществляется в различных общественных сферах и областях деятельности человека. Можно выделить профессиональный, социально-ролевой, социально-организационный, социально-психологический, бытовой, досуговый, политический и экономический уровни социальной адаптации, а также адаптацию к формам общественного сознания (идеология, философия, наука, религия, искусство, мораль, нормы) и адаптацию к природной среде18.
Основные направления  и мероприятия по реабилитации населения  и территории Брянской области, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС19:
        Строительство объектов здравоохранения (предполагается строительство несколько онкологических и специализированных медицинских центров в крупнейших городах Брянской области);
        строительство и модернизация объектов образования – школ, высших и средних учебных заведений;
        строительство газовых сетей, сетей водопровода, канализации и прочей инженерной инфраструктуры в юго-западных районах области;
        и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.