Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный бюджет: сущность, принципы формирования, методы компенсации дефицита бюджета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РФ
 
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ 

Кафедра экономической теории
и правовых отношений 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Государственный бюджет: сущность, принципы формирования, методы компенсации дефицита бюджета» 

                                                      Выполнил:
                                                      студентка группы
                                                      Каштаева Л.А.
                                                      Проверил:
                                                      ст. препод.            Масленникова С.М. 
 
 
 
 

КЕМЕРОВО 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Вариант                                                                                                     3                                Введение                                  4               1. Государственный бюджет и его роль в экономике                              6
1.1. Понятие государственного бюджета, его структура                         6
1.1.1. Доходы бюджета                                                                               9
1.1.2. Расходы бюджета                                                                           12
1.2. Принципы формирования бюджетной системы России                18
2. Дефицит государственного бюджета,
методы его финансирования                                                                   21
2.1. Понятие профицита и дефицита бюджета                                     21
2.2. Методы финансирования бюджетного дефицита                           23
2.3. Государственный долг                                                                       25
Заключение                                                                         27
Список  использованной литературы                                            31
Расчетная часть                                                                        32        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вариант 
 
 

Вариант курсовой работы - №10 

Таблица 4. Выбор темы теоретического исследования в соответствии с выбранным вариантом курсовой работы 

  Варианты
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Порядковый  номер темы из приведенной тематики (студент выбирает любую тему из указанного диапазона)  
 
1 - 6
 
 
7-12
 
 
13-18
 
 
19-24
 
 
25-30
 
 
31-36
 
 
37-42
 
 
43-48
 
 
49-54
 
 
55-60
 
 
 
Тема 55. Государственный бюджет: сущность, принципы формирования, методы компенсации дефицита бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует, централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
     Государственный бюджет – это план доходов и  расходов государства на текущий  год, составленный в форме баланса  и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления (1, с. 294). 
           Именно с помощью  бюджета государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства (3,с. 205).

     1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

     1.1 Понятие государственного бюджета, его структура 

     Центральное место в любой системе финансов занимает бюджетная система. В финансовой теории и практике существуют различные  подходы к трактовке понятия  «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.
     В приложении к публичным финансам под бюджетом традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый  на том или ином уровне для обеспечения  функций и задач соответствующих  органов власти. Бюджет в этом смысле – основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований.
     С сущностных позиций как экономическая  категория, бюджет рассматривается  как система экономических денежных отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.
     В ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность доходов и  расходов, приведённая в определённую систему и приуроченная к определённому  периоду времени. Бюджет как главный  финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Бюджет – это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.
     Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть  показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
     Эффективность бюджетной политики во многом определена структурой бюджетной системы. В  такой большой по территории стране как Россия, бюджетная система представляет собой сложную иерархию бюджетов различных территориально-административных образований. Организационное построение бюджетной системы всецело зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. В странах, имеющих федеративное устройство, существует трёхзвенная система. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система России представляет собой совокупность бюджетов трёх уровней – федерального, субъектов Федераций и административно-территориальных образований. Таким образом, бюджетная система  России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:
    первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
 
     В таблице 1 приведена структура государственного бюджета Российской Федерации.
     Таблица 1. 
     Структура государственного бюджета
     Доходы      Расходы
     Налог с физических лиц (подоходный)      Социальные  расходы
     Налог на прибыль предприятий      Военные расходы
     Налог с оборота (НДС)      Расходы на фундаментальную науку и научные  исследования
     Акцизы      Расходы на финансирование экономики:      А) предоставление субсидий, дотаций,                                   займов;
     Б) гос. инвестиции
     В) федеральные программы
     Таможенные  пошлины      Содержание  гос. аппарата
     Прочее      Обслуживание  гос. долга.
 
     Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.
     Консолидированный бюджет субъекта РФ  составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных  образований
     Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и                    консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей (6, с. 43).

     1.1.1. Доходы бюджета

     Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти Российской Федерации, её субъектов  и органов местного самоуправления.

     Доходы  бюджетов образуются за счёт налоговых  и неналоговых поступлений, а  также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется  остаток средств на конец предыдущего  года.
     Главным элементом государственных доходов являются налоги. Налоги представляют собой обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательством.
     Основными функциями налогообложения являются фискальная и регулирующая. Фискальная функция налогообложения обеспечивает сбор денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условия для функционирования государства. Регулирующая функция налогообложения нацелена на достижение общего рыночного равновесия, коррекцию направлений и темпов экономического роста, а также на создание социального равновесия через перераспределение доходов.
       В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
    федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
    таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
    государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.
     Из  неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
    доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
    доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    доходы от реализации государственных запасов;
    доходы от продажи земли и нематериальных активов;
    поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
    административные платежи и сборы;
    штрафные санкции, возмещение ущерба;
    доходы от внешнеэкономической деятельности
     В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:
      средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
      средства, получаемые от передачи имущества, находящегося государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;
      средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд;
      плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другими бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной  и платной основах;
      доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, её субъектам или муниципальным образованиям;
      часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей.
     В системе неналоговых доходов  прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.
     Под финансовой помощью от бюджетов другого  уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной  передачи средств.
     По  порядку и условиям зачисления в  составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов. Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закреплённые законодательством РФ на постоянной основе. К ним относятся:
1) налоговые доходы, закреплённые законодательством РФ за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов;
2)     неналоговые фонды.
     К регулирующим доходам бюджетов относятся  федеральные региональные налоги и  иные платежи, по которым устанавливаются  нормативы отчислений в бюджеты  РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) (4, с. 27).
     Исполнение  федерального бюджета по доходам  является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

     1.1.2. Расходы бюджета

     Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

     В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные  и текущие.
     Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:
    расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
    средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
    расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
    расходы, при осуществлении которых создаётся или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, её субъектов и муниципальных образований;
    другие расходы, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
     Текущие расходы бюджетов предназначены  для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
     В расходной части бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ предусматривает создание резервных фондов  а) органов исполнительной власти и б) органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утверждённых расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
     Предоставление  бюджетных средств осуществляется в формах:
    ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
    средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
    трансфертов населению, включающих в себя ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ и её субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
    ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
    ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов;
    бюджетных кредитов юридическим лицам;
    субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
    инвестиций в уставные капиталы действующих юридических лиц;
    бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
    кредитов иностранным государствам;
    средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
     Бюджетный кредит, представляет собой форму финансирования бюджетных расходов» предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Трансферты населению — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами органов местного самоуправления.
     Предоставление  субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями» а также гражданам предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. 'В случае нецелевого использования средств они подлежат возврату в соответствующий бюджет.
     Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления.
     Оказание  из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам РФ может быть осуществлено в форме предоставления: а) дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ; б) субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов; в) бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета РФ.
     Для уяснения роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:
    По роли в общественном производстве;
    Общественному назначению;
    Отраслям производства;
    Целевому назначению.
       По роли в общественном производстве  расходы бюджета  делят на 
      Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
      Расходы  на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
      Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и  обслуживание страховых и резервных фондов).
     С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.
     В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
      Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
    Расходы на социально-культурные нужды;
    Военные расходы;
    Расходы на управление.
    В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
    обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
    функционирование федеральной судебной системы;
    осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
    национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
    фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;
    государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
    государственная поддержка атомной энергетики;
    ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
    исследование и использование космического пространства;
    содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
    формирование федеральной собственности;
    обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
    компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
    пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
    проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
    федеральная инвестиционная программа;
    обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
    обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
    финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
    официальный статистический учет;
    прочие расходы (4, с 29).
     1.2. Принципы формирования бюджетной системы России 

     Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
    Единства бюджетной системы Российской Федерации;
    Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
    Самостоятельности бюджетов;
    Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    Сбалансированности бюджета;
    Эффективности и экономности использования бюджетных средств;
    Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
    Гласности;
    Достоверности бюджета;
    Адресности и целевого характера бюджетных средств.
     Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций  за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.