На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технология защиты прав детей в общеобразовательных учреждениях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 20 М. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

     Проблемы  защиты прав  детей являются актуальными  в любое время для любого общества. Это связано с тем, что  дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, психического и жизненного  опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной  опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления — в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита  от опасностей являются обязанностями человека, человеческого общества и государства в целом. Возникнув в качестве мощного инстинкта продолжения  человеческого рода, элементарные составляющие заботы о детях постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются и складываются в многоплановую, многоуровневую, многоаспектную систему  защиты прав  детей.
      В настоящее время ребенок, из полностью  бесправного существа, принадлежавшего  своим родителям, превратился в  субъект права. Несмотря на явный  прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом, дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а следовательно нуждаются в особенной, усиленной защите, которая должна исходить первоначально от родителей.
     Отношение к проблеме прав детей в любом  государстве определяет, какую школу  мы имеем: устаревшую или цивилизованную, устремленную в будущее.
     Нам хорошо известно, что сегодня в  системе школьного образования  и в отношении общества к этой системе происходят положительные сдвиги. Однако на их фоне наблюдаются, к сожалению, случаи, когда права и свободы ребенка в школе реализуются не в полной мере или даже нарушаются.
     Необходимость решения конкретных проблем современного положения детей в соответствии с нормами Конституции РФ и международными обязательствами обусловили выбор в качестве приоритетного направления государственной социальной политики, социальную, социально-правовую защиту детей и подростков.
     Права ребенка  – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
     Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. Эти положения  были положены в основу Конвенции  ООН о правах ребенка, которые  определяют следующие ориентиры для развития системы социально-правовой защиты несовершеннолетних:
    несовершеннолетние ввиду умственной и физической незрелости имеют право на специальную охрану, заботу, защиту;
    несовершеннолетние обладают комплексом особых прав и возможностью их самостоятельного осуществления;
    в решении вопросов взаимодействия ребенка с любыми учреждениями приоритет отдается интересам ребенка;
    особое внимание уделяется несовершеннолетним, находящимся в трудных (неблагополучных) условиях.
     Базовый закон, закрепляющий права российских детей - Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", определяет права детей на жизнь, охрану здоровья, развитие, образование. Конституция Российской Федерации статьей 38, ч. 1 устанавливает, что детство, а также материнство, семья находятся под защитой государства.
     В период экономического кризиса, ведущего к всё большему расслоению нашего общества на два социально-противоположных  класса: богатых и бедных, нельзя не заметить падение социально-нравственных устоев современной семьи. Даже родители детей из благополучных семей, стремясь обеспечить естественные потребности членов семьи, уделяют все меньше времени воспитанию и обучению детей и подростков, недостаточно следят за состоянием их здоровья.
     За  последние пять лет заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 19,2%, 15 — 17 лет — на 20,2%. В настоящее  время не более 3 — 10% детей (в зависимости  от возраста) можно признать здоровыми.
     Увеличилось число детей с недостаточным уровнем развития школьно необходимых функций, снизилась умственная работоспособность учащихся. В связи с ухудшением состояния здоровья не более 10% детей в полном объеме справляются со школьными требованиями.
     В этом период работа образовательного учреждения над созданием благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанная на оказании помощи учащимся в преодолении трудности социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей, является очень важной.
     Объектом  исследования данной курсовой работы является деятельность образовательного учреждения по защите прав детей.
     Предметом исследования являются формы, содержание, методы социальной работы по защите прав ребенка.
     Целью курсового исследования – выявление специфики деятельности по защите прав детей в образовательном учреждении.
   Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
      изучить психолого-педагогическую, социологическую, юридическую литературу по теме работы;
      обосновать сущность профессиональной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по защите прав детей.
   Методы  сбора и обработки информации: теоретический анализ литературы.
   Гипотеза: Благополучие ребенка зависит от степени защищенности его в образовательном учреждении. 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические основы социальной работы в общеобразовательном учреждении 

     
      Сущность  социальной работы в общеобразовательном  учреждении
 
     Социальная  работа в системе образования  еще только начинает свое становление  как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной работы в целом и обозначить соответствующие рабочие поля, в которых ей предстоит действовать:
     - дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.);
     - работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке  домашних заданий, помощь подрастающему  поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами)
     - воспитание в детских домах  и приютах (воспитание, сопровождение,  создание условий, близких к  семейному воспитанию, развитие  самостоятельности и т.д.);
     - формы, содержание и методы  обучения взрослых (профессиональное обучение и образование, социальная работа на предприятиях, организация самопомощи, семейные консультации и т.д.);
     - социально-педагогическая помощь  семье (консультации, помощь в  решении повседневных проблем,  мероприятия по поддержке семьи);
     - социальная работа в школе [15].
     Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:
     - проблема детей, традиционно находящихся  в поле внимания и ведения  социальных служб – детей инвалидов,  детей-сирот, детей из многодетных  и неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем;
     - проблема неуспевающего ученика,  которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем [11].
     Количество  детей со школьными проблемами неуклонно  растет. Многообразные школьные трудности  имеют различные причины. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).
     К числу внешних факторов относятся  условия, в которых растет и развивается  ребенок, и которые отличаются широким  спектром как положительного, так  и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. Так же к внешним факторам, отрицательно влияющим на развитие ребенка, относятся: экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.
     К числу эндогенных факторов относятся  отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья.
     Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ.
     Важнейшим аспектом социальной службы школы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ученика и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности [12].
     Руководство социальной службой службы осуществляют:
     • директор школы;
     • зам. директора по УВР по старшей и средней школе;
     • зам. директора по УВР по начальной  школе;
     • зам. директора по социальной защите;
     • зам. директора по ВР;
     • психолог;
     • медицинская сестра;
     • классные руководители;
     • учителя – предметники;
     • зам. директора по АХЧ;
     • председатель профкома.
     Главная задача службы — сконцентрировать усилия всех уровней школьного коллектива по созданию условий положительной  социализации школьника.
     Социальная  работа в школе призвана сосредоточить  внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. Исходя из проблематики современной российской школы, можно определить следующие цели социальной работы в школе:
     - способствовать устранению и  преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
     - развивать процесс опережающей  социализации, имеющий целью ознакомить  всех учащихся, независимо от  их происхождения, с их ролевыми  перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив;
     - способствовать развитию личностных  и социальных образовательных  процессов на стадии обучения  и выбора профессии;
     - участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов [9].
     Школа является весьма значимым социальным институтом, а потому организует, как  и другие институты общества, систему  социальных связей и социальных норм, объединяет общественные ценности и процедуры, которые способны удовлетворить основные нужды людей. Т.е. школа, как социальный институт обеспечивает общество основными привычками и установками, определяя конкретные нормы, устанавливая свои общественные рамки, в том числе и на территории микрорайона [18]. 
 
 
 

     
      Особенности социальной работы в общеобразовательном  учреждении
 
     Социально - педагогическая служба школы - открытой воспитательной системы - ориентирована  на объединение педагогических воздействий  школы и окружающей среды по духовному  возрождению и гуманизации важнейших факторов развития личности. Для этого используется воспитательный потенциал семьи, позитивного общественного окружения, культурного наследия, народные традиции. Служба направлена на организацию активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учеников, родителей, внешних социальных структур с целью оказания реальной, квалифицированной и всесторонней помощи школьнику в процессах становления и развития его личности [20].
     Принципами  деятельности социальной службы являются следующие:
    Личностный подход к ребенку, реализуемый о формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
    Объективность подхода к ребенку - знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной, моральной позиции).
    Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению и налаживанию связей и координации со всеми субъектами социального воспитания (администрации школы, педагогов, родителей, врачей, психологов, юристов, местными и федеральными властями) для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.
    Неразглашение информации о ребенке и его семье [5].
     Определим основные функции социальной службы образовательного учреждения.
     Диагностическая функция: изучение и оценивание реальных особенностей деятельности личности, микроколлектива, школьного коллектива в целом, неформальных объединений  молодежи, в которых участвуют  учащиеся данной школы, степень и направленность влияния микросреды, особенности семьи, соседской среды, позитивные силы в микрорайоне и источники негативного влияния на детей и подростков [8].
     Прогностическая функция: составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных сторон социальной ситуации, группы, личности [8].
     Консультативная функция: разработка советов и методик  коррекции поведения школьников, педагогов, родителей.
     Профилактическая  функция: разработка комплекса мер  по предотвращению развития негативных процессов, ослабляющих их влияние на личность, коллектив, учебно-воспитательный процесс в школе [8].
     Защитная  функция: обеспечение мероприятий  по охране и защите прав детей и  подростков. Представление интересов  детей в различных инстанциях (суд, прокуратура и т.д.) [8]
     Опекунская  функция: организация питания, медицинского обслуживания, выравнивающей компенсационной  работы с определенной группой учащихся, продление времени пребывания детей  в школе (продленная группа), в окружении детей заботой в каникулы, опекой нуждающихся в различных формах материальной, медико-педагогической помощи [8].
     Организаторская функция: организация социально-значимой деятельности, разумного досуга детей  и подростков в открытой среде. Включение  семьи и общественности в воспитательный процесс. Построение демократической системы отношений детей и взрослых [8].
     На  территории микрорайона школы действует "Социально-педагогический центр", работа которого регламентируется специальным  положением. Классные руководители, воспитатели ГПД берут на себя значительную часть опекунской функции школы: организацию детского питания, помощь малообеспеченным семьям, наблюдение и отслеживание влияния семьи на ребенка, связь и общение с родителями учащихся класса (консультации, организация помощи), индивидуальную работу с " трудными" детьми класса [11].
     Классные  руководители и социальные педагоги (каждый в своей среде деятельности) помогают друг другу лучше понять ребенка, сочетать индивидуальные и  коллективные методы воспитания.
     Психологическая служба. Психологи проводят диагностику  интересов и способностей, прогноз  и конструирование индивидуального  развития, коррекцию обучения и воспитания, психотерапевтическую помощь, психологическое  просвещение и консультирование. Психологи участвуют в планировании и анализе общешкольных мероприятий, всех педагогических советов, ведут учет и диагностику трудновоспитуемых, выходят на проблемы создания благоприятного психологического климата в коллективе [10].
     Медицинская служба ставит своей задачей отслеживать и корректировать процессы физического развития детей. Проводятся углубленные осмотры учащихся, формирование физкультурных групп, заполнение листов здоровья в классных журналах, создание групп корректирующей гимнастики, контроль за санэпиднадзором учащихся, проверка уроков физкультуры, уроков труда, ГПД, питания учащихся в столовой, наблюдение за карантинными классами, санпросветработа с детьми, родителями, учителями [12].
     Психологи имеют материалы: годовой план работы (диагностика, прогнозирование педагогического процесса, консультативная работа с учащимися, педагогами, родителями, коррекционная работа с учащимися);
     психодиагностическая  документация (инструментарий, результаты).
     Классный  руководитель ведет:
    регулярное отслеживание воспитанности школьников (карта воспитанности, заполненная ребенком, родителями, классным руководителем);
    учет активности школьников;
    анализ родительских собраний, воспитания на уроке и во внеклассной работе.
     Социальный  педагог – ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.
     Основными задачами деятельности школьного социального  педагога являются:
    Создание здорового климата в коллективе;
    Гуманизация межличностных отношений;
    Содействие реализации способностей каждого;
    Защита интересов личности;
    Организация досуга, включение в социально полезную деятельность;
    Поддержка постоянной связи с семьями учащихся;
    Защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности;
    Выполнение роли посредника, связующего звена между детьми и взрослыми между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения;
    Содействие взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влияние на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания [1].
Нельзя  переоценить значение работы педагогического  коллектива по защите прав с учащимися, состоящих на педагогическом учете  или на учете в ИДН.
     Мы  исходим из того, что самоуправляющий механизм личности и взаимодействующая с ним направленность личности, являются мотивационной основой поведения подростка в существующей социально-правовой ситуации, т.е. предпосылкой формирования отклоняющегося поведения может являться нарушение прав ребенка:
    на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования;
    на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне;
    на учет микросоциумом (со всей его инфраструктурой, государственными институтами) потребностей ребенка, его конкретных психофизиологических, этнических и культурных особенностей;
    на защиту детей от различных форм насилия, ущемления их естественных и гражданских прав, как в семье и микросоциуме, так и в государственных учреждениях [3].
     Несовершенство  механизма по реализации и защите прав ребенка незамедлительно сказывается  на процессе социализации, развития личности, становясь социальной детерминантой  отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
     Социальное  назначение защиты прав несовершеннолетних в сфере профилактики состоит  в том, чтобы не следовать за последствиями  отклонений в их поведении, применяя меры административно-правового характера  по социальному контролю и ограничению, а предотвращать их, обеспечивая механизм реализации прав ребенка [7].
     С этой точки зрения в системе предупреждения правонарушений несовершеннолетних можно  выделить:
    раннюю профилактику, направленную на установление обстоятельств, отрицательно влияющих на формирование личность несовершеннолетних и предотвращение их перехода на преступный путь;
    установление обстоятельств, уже повлекших совершение конкретных правонарушений несовершеннолетних;
    предупреждение рецидива [16].
     На  всех этих уровнях предупреждения правонарушений осуществляется применительно к основным сферам воспитания несовершеннолетних с помощью специфических, характерных для органов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным образом о целенаправленной работе по установлению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также по повышению эффективности органов.
     В деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Ее значение определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профилактической деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых антиобщественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более строгих мер, в том числе и уголовно-правового характера.
     Основными направлениями мер по защите прав и ранней профилактике являются:
     1. Выявление и установление неблагополучных  условий жизни и воспитания  еще до того, как они отразились  на поведении, формировании взглядов  конкретных подростков. Предмет профилактики здесь — окружающая подростка семейно-бытовая и трудовая (учебная), и среда досуга, а содержание составляют меры, направленные:
    на компенсацию недостатков воспитания подростков в семье, оказание государственной и общественной помощи нуждающимся в ней (установление опеки и попечительства, направление в детский дом, школу-интернат);
    на осуществление контроля за соблюдением запретительных и ограничительных мер, призванных обеспечить интересы правильного развития подростков (ограничение пребывания их в вечернее время в общественных местах, запрет продажи табачных изделий и спиртных напитков несовершеннолетним и т. д.);
    на то, чтобы предотвратить формирование контингентов с ослабленными позитивными социальными связями;
    на устранение недостатков и нарушений в деятельности органов, занимающихся обучением, воспитанием, охраной прав и интересов несовершеннолетних;
    на организацию правовой и педагогической пропаганды среди лиц, воспитывающих детей и подростков [13].
     2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных
     влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений. Это направление предполагает:
    применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;
    изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;
    применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность [13];
    Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.
     4. Наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.) [13].
     Социальный  педагог составляет индивидуальный план работы на каждого ребенка, состоящего на педагогическом учете, работает по его осуществлению в тесном контакте с семьей ученика, педагогическим коллективом, работниками ИДН, другими социальными службами.
     Защита  прав и интересов таких учащихся ведется социальным педагогом в  различных инстанциях (педсовет, Совет  по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.)
     Такой подход принципиально меняет концепцию  правозащитной деятельности в сфере  профилактики отклоняющегося поведения  несовершеннолетних, делая ее органическим и необходимым звеном, частью системы  социального воспитания [7].
     Из  всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что социальная служба в школе предназначена для  организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур. Это сотрудничество направлено на оказание реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям, родителям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.
     Социальная  работа в школе — это система  социальной помощи и защиты ребенка в целом, в его потребностях и интересах. В содержание социальной работы включаются организационно-управленческие, правовые, экономические, психологические, медицинские аспекты и технологии. Миссия всех работников социальной службы образовательного учреждения состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Государственно-правовые основы защиты прав детей
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.