Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Механизмы психологической защиты личности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ
по  дисциплине «общая психология»
на  тему: «Механизмы психологической защиты личности» 
 
 
 
 
 

 

Содержание 

Введение  …………………………………………………………………….....…3
    Теоретические аспекты изучения механизмов
    психологической защиты личности  ……………………..………………..5
      Понятие и назначение
      «психологической защиты» личности ……………………………….5
      Характеристика основных видов механизмов
      психологической защиты личности …………………...……………11
Заключение  …………………………………………………………….….........19
Литература  ……………………………………………………………….…......21
 

Введение

 
     Актуальность. В ситуациях, когда интенсивность потребности возрастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Психологическая защита включена в триаду «личность - психологическая защита - защитное поведение» и должна быть рассмотрена как многоаспектное, многостороннее явление. На сегодняшний день наука не располагает единой концепцией, охватывающей такое сложное явление, хотя во многих направлениях (психоанализ, гуманистическая психология) имеются разработки, прямо или косвенно характеризующие данный феномен. Вместе с тем не выяснены фундаментальные закономерности и механизмы развития этого сложного явления, не определены конкретные инструменты диагностики психологической защиты личности, отсутствует конструктивная классификация защитных механизмов и многое другое. Итак, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики. Изучение психологической защиты личности – важнейшая теоретическая и практическая задача, требующая глубокого исследования и проработки.
     Объектом изучения реферативной работы является «психологическая защита личности» как целостный и сложный психологический феномен, а предметом - механизмы психологической защиты личности.
     Цель реферативной работы заключалась в раскрытии теоретических аспектов в изучении механизмов психологической защиты личности.
     Данная  цель решалась посредством ряда вытекающих из нее последовательных задач:
    провести анализ имеющейся научной литературы в области изучения психологической защиты личности;
    раскрыть и проанализировать различные точки зрения на понимание сущности «психологической защиты личности»;
    раскрыть и проанализировать основные виды механизмов психологической защиты личности;
    на основе произведенного теоретического анализа дать заключение по основным вопросам изучаемой проблемы.
     В качестве теоретико-методологической основы изучения можно выделить идеи представителей психодинамического направления (З. Фрейд, А. Фрейд, М. Кляйн, В. Райх и т.д.), а также идеи представителей отечественной психологии (Ф. В. Бассин, В. Е. Рожнов, Е.Д. Карвасарский, Е. С. Романова и др.).
      В качестве основных методов исследования выступали аналитический и сравнительный методы, метод обобщения, что позволило изучить данный вопрос целостно, структурно и одновременно детально, отразив некоторые проблемные аспекты в изучении «механизмов психологической защиты личности».
      Структура реферативной работы представлена введением, основной частью, заключением и библиографическим списком. Общий объем работы – 22 страницы.
      Во  введении раскрыта актуальность изучаемого вопроса, обозначены объект, предмет, цель и задачи работы, также рассмотрена теоретико-методологическая база.
      Основная часть представлена проблемным изложением взглядов различных ученых-психологов на сущность и назначение психологических защит личности, а также характеризует отдельные виды механизмов психологических защит личности.
      Заключение  представляет собой итог аналитической деятельности. Таким образом, здесь обозначены основные выводы относительно проблемных аспектов в изучении механизмов психологических защит личности. 
 

 

    Теоретические аспекты изучения механизмов
психологической защиты личности 

     
      Понятие и назначение «психологической защиты» личности
     Термин  «психологическая защита» со времен З. Фрейда используют для общего обозначения  тех способов, которые психика  человека использует в конфликте  против невыносимых мыслей и эмоций. «Защиты» представляют собой психические механизмы, служащие для разрешения внутренних конфликтов и переработки болезненных переживаний. Защитное поведение позволяет человеку снизить тревогу и защититься от тех проблем, которые пока он не может решить (например, потеря близкого человека,  потеря работы, потеря любви со стороны других людей, потеря уважения к себе и т.д.) путем включения механизма психологической защиты, который помогает уйти от угрожающей реальности, иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человеку необходимо время для решения проблемы, но если время идет, а человек проблему не решает, то напряжение защитного механизма может являться препятствием в адаптации, поведение человека становится трудно предсказуемым и неадаптированным.
     Итак, основной объем научной информации по проблеме психологической защиты сконцентрирован в фундаментальном психодинамическом направлении - прежде всего в психоанализе (З. Фрейд, А. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) и гуманистической психологии (А. Бергсон, K. Ясперс, Ж.-П. Сартр, П. Рикер, Э. Фромм, Э. Эриксон).
     Психоаналитики  определили психологическую защиту как набор механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. В рамках психоанализа сформулированы понятия «защитный механизм» (З. Фрейд), автоматизм и адаптивность защиты (А. Фрейд), и компенсационной роли в ситуации фрустрации (А. Адлер). В гуманистической психологии (Э. Эриксон, К. Роджерс, В. Франкл) психологическая защита выступает в качестве компонента мировоззренческой теории, объясняющей специфику личностного развития в системе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. В концепции «идентичности» Э. Эриксона психологической защите придается статус регулятивной структуры и сознательной регуляции [21].
     В советской психологии 50-70-х годов XX века употребления термина «психологическая защита» тщательно избегали, он подменялся терминами «психологический барьер», «защитная реакция», «смысловой барьер», «компенсаторные механизмы» и т.п. После появления работы Ф.В. Бассина (1968) психологическую защиту стали считать предметом изучения, но чаще всего она рассматривалась внутри каких-либо других проблем: в рамках теории установки (Ф.В. Бассин, В.Е. Рожнов; М.Е. Бурно); теории деятельности (В.С. Роттенберг, В.В. Аршавский, И.Д. Стоиков); отношений личности (Е.Д. Карвасарский, В.А. Ташлыков); переживаний (Ф.Е. Василюк); самооценки (В.В. Столин); в практике психотерапии (В.М. Воловик, В.Д. Вид, А.Б. Добрович и др.) [21].
     Поэтому количество определений понятия  «психологическая защита» соответствует количеству исследователей данного феномена. Например:
    психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы (В.Ф. Бассин, В.Е. Рожнов) [4];
    частные случаи отношения личности больного к травматической ситуации или поразившей его болезни (В.М. Банщиков) [5];
    способы переработки информации в мозге блокирующие угрожающую информацию (И.В. Тонконогий) [7];
    механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающей в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом (В.А. Ташлыков) [16];
    механизмы, поддерживающие целостность сознания (В.С. Ротенберг) [17];
    феномен удовлетворения потребности индивида быть личностью, потребности в персонализации (И.Д. Стоиков) [18];
    фантом, эпифеномен, являющийся порождением системы отношений между пациентом и врачом (В.И. Журбин ) [19];
    совокупностью способов последовательного искажения когнитивной и аффективной составляющей образа реальной ситуации (Л.Р. Гребенников) [19].
     Можно заметить, что в приведенных определениях психологическая защита всегда является частью каких-либо других психических феноменов: деятельности, установки, отношений личности, компенсации и др. В то же время можно выделить ряд общих моментов, характерных для всех определений. Общим является ситуация конфликта, травмы, стресса, а также цель - снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом и предотвращение дезорганизации поведения, сознания, психики. Здесь можно отметить, что основная смысловая конструкция всех определений почти совпадает с психоаналитическим пониманием психологической защиты. Ведь З. Фрейд также определял защиту как механизм, действующий в ситуации конфликта и направленный на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом. Разница только в определении того, что стоит за конфликтом.
     Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана; 2) они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.
     Более полно концепция механизмов психологических  защит представлена А. Фрейд, в частности в ее работе «Психология «Я» и защитные механизмы», русскоязычный вариант которой издан в 1993 году. Рассматривая психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности, она полагала, что они есть бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения «Я» компромисса между противодействующими силами «Оно» или «Сверх-Я» и внешней действительностью.
     Анна  Фрейд уже однозначно обозначила тот аффект, который включает работу защитных механизмов, - это страх, тревога. Она указала на три источника тревоги. Во-первых, - это тревога, страх перед разрушительными и безоговорочными притязаниями инстинктов бессознательного, которые руководствуются только принципом удовольствия (страх перед «Оно»). Во-вторых, - это тревожные и невыносимые состояния, вызванные чувством вины и стыда, разъедающими угрызениями совести (страх «Я» перед «Сверх-Я»). И, наконец, в-третьих, - это страх перед требованиями реальности (страх «Я» перед реальностью) [22].
     Анализ  работ своего отца, а также собственный  психоаналитический опыт привели Анну Фрейд к выводу, что использование  психологической защиты конфликт не снимает, страхи сохраняются и, в конечном счете, велика вероятность появления болезни. Она показала, что определенные наборы психозащитных техник ведут к соответствующей, совершенно определенной симптоматике. Это доказывается и тем, что при определенных психологических патологиях используются соответствующие защитные техники. Так, при истерии характерно частое обращение к вытеснению, а при неврозе навязчивых состояний происходит массированное использование изоляций и подавления.
     Мелани  Кляйн еще в 1919 году на заседании  Будапештского психологического общества показала, что вытеснение как защитный механизм снижает качество исследовательской деятельности ребенка, не освобождая энергетического потенциала для сублимации, т.е. перевода энергии на социальную деятельность, в том числе интеллектуальную [19]. М. Кляйн описывала в качестве простейших видов защиты расщепление объекта, проективное (само)отождествление, отказ от психической реальности, претензию на всевластие над объектом и пр.
     Психоаналитик Вильгейм Райх, на чьих идеях сейчас выстраиваются самые различные телесные психотерапии, считал, что вся структура характера человека является единым защитным механизмом.
     Один  из ярких представителей эго-психологии Х. Хартманн высказал мысль о том, что защитные механизмы «Я» могут  одновременно служить как для контроля над влечениями, так и для приспособления к окружающему миру [3].
     В отечественной психологии концепции  защитных механизмов также неоднозначны. Один из концептуальных подходов к  психологическим защитам, представлен Ф.В. Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму [5].
     Другой  подход содержится в работах Б.Д. Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений - когнитивных, эмоциональных, поведенческих - с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на «Я»-концепцию. По мнению Б.Д. Карвасарского, этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие  - на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация). Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения, включение в систему сил противодействия целям саморазвития делают такие защитные механизмы вредными для развития личности. Общей чертой их является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы [13].
     Вместе  с тем, в современных публикациях, посвященных обсуждаемой проблеме, единодушно признается тот факт, что  механизмы защиты находятся между потребностью личности и ее удовлетворением. Отсюда - защита есть зеркальное отражение возможного, но не реализованного личностью процесса мотивации или отражение неосуществленных, но в прошлом желаемых целей. Тогда непродуктивность для личности действия психологических защит связана с несовпадением целей и средств их достижения в поведении человека или нарушением меры в соотношении мотива и сил, затраченных на его реализацию, или поведением человека прямо противоположным целям.
     Анализируя  существующие подходы к изучению защитных действий, можно сделать вывод, что психологическая защита обладает двумя категориями средств: 1) защитные механизмы-автоматизмы, бессознательные защитные действия, ослабляющие внутреннее напряжение, вызванное тревогой различной этиологии; 2) способы психологической защиты - поведенческие защитные стратегии, разрешающие внутренне-внешние конфликты, вызванные взаимодействием субъектов.
     То  есть защитные механизмы - это внутренние защитные действия интрапсихического характера, защищающие лишь какую-то психическую структуру. Способы защиты - это внешние действия интерпсихического характера, защищающие одного субъекта от других.
     Таким образом, рассматривая функции психологических защит, с одной стороны, их можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна «передышка» для новой активности. Однако если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и, по сути, заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом. Проблема, вызвавшая неприятности, все равно остается не решенной (неудовлетворенная потребность, неисправленный личностный недостаток и др.) и приводит рано или поздно к другим защитам, что мешает личности измениться, соответствовать новым условиям жизни.
     Следует также заметить, что люди редко  используют какой-либо единственный механизм защиты - обычно они применяют различные защитные механизмы.
     Таким образом, психологическая защита может  быть охарактеризована с точки зрения категории субъекта защиты как внутренняя или внешняя, с точки зрения направленности и содержания защитных действий как активная или пассивная, с точки зрения соответствия средств характеру угрозы как специфическая или неспецифическая, адекватная или неадекватная, эффективная или неэффективная, конструктивная или неконструктивная.
        Характеристика основных видов

механизмов психологической защиты личности

     Номенклатура  защитных механизмов разнообразна и  персонально специфична, нет единства и в терминологии. Но существование защитных механизмов считается экспериментально подтвержденным, их наличие не отрицается. Кроме того, они широко используются в теории и практике психологии, психотерапии, психиатрии.
     Примерами защитных типов поведения могут быть:
    агрессия (или нападение на «фрустратора»);
    аутизм (самозамыкание, «уход от фрустратора»);
    регрессия (подавление желаний, «отказ от фрустратора»);
    рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, «оправдание фрустратора»);
    сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, «замещение фрустратора»);
    забывание;
    самопрощение («Да! А что?»);
    проекция собственной вины на всех других («Сами виноваты!») и др.
     З. Фрейд выделял следующие виды психологических защит:  регрессию, изоляцию, проекцию, идентификацию, сублимацию, рационализацию, отказ. Анна Фрейд – вытеснение, регрессию, реактивное образование, изоляцию, отмену бывшего некогда, проекцию, интроекцию, обращение на себя, обращение в свою противоположность, сублимацию. Существуют и другие приемы защиты. В этой связи она называла также отрицание посредством фантазирования, идеализацию, идентификацию с агрессором и пр. [22].
     А. Фрейд (вслед за своим отцом З. Фрейдом) считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций: 1) блокирование выражения импульсов в сознательном поведении; 2) искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону [22].
     Также следует выделить взгляды Р. Плутчика, Г. Келлермана и Е. Мирошника, которые в качестве основных видов механизмов психологических защит выделили [21]:
    отрицание – подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия;
    подавление – неприятные эмоции блокируются посредством забывания реального стимула и всех объектов и обстоятельств, связанных с ним;
    регрессия – возвращение в стрессовой ситуации к более незрелым паттернам поведения и удовлетворения;
    компенсация – попытка исправления или замены объекта, вызывающего чувство неполноценности, нехватки, утраты (реальной или мнимой);
    проекция – приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональная основа для их неприятия и самопринятия на этом фоне;
    замещение – снятие напряжения путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося источником гнева) на более слабый объект или на самого себя;
    интеллектуализация – предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией;
    реактивное образование – выработка и подчеркивание социально одобряемого поведения, основанного па «высших социальных ценностях».
     Также данные исследователи механизмы психологической защиты личности делят на две группы: 1) примитивные (отрицание, замещение, регрессия) и 2) зрелые (рационализация, интеллектуализация, компенсация, сублимация).
     Теперь  рассмотрим более подробно отдельные  механизмы психологической защиты личности.
     Вытеснение является важнейшим механизмом защиты, благодаря которому неприемлемые для «Я» желания становятся бессознательными. С точки зрения эффективности, по сравнению со всеми остальными, оно занимает уникальную позицию, т.е. способно справиться с мощными инстинктивными импульсами, перед которым остальные защитные механизмы оказываются неэффективными. Вытеснение действует лишь единожды, хотя антикатексис, осуществляемый для обеспечения вытеснения, является постоянным формированием и требует на свое поддержание постоянных энергетических затрат [22].
     Причиной, вызывающей вытеснение, большинство  современных психоаналитиков склонны считать страх, которым «Эго» реагирует в ситуации опасности. Вытеснение – активное недопущение в сферу сознания или устранение из нее болезненных, противоречивых чувств и воспоминаний, неприятных желаний и мыслей. Согласно З. Фрейду, вытеснение реализуется в виде двух фаз: 1) предотвращает первоначальное появление импульса посредством удаления из сознания в бессознательное неприятных воспоминаний, переживаний, неприемлемых желаний; 2) обеспечивает удержание в бессознательном различных вытесненных влечений, желаний, стремлений.
     Все вытесненное из сознания в бессознательное, не исчезает и оказывает существенное воздействие на состояние психики и поведение человека. Время от времени происходит спонтанное «возвращение вытесненного» на уровень сознания, которое осуществляется в форме отдельных симптомов, сновидений, ошибочных действий и др. [23].
     Подавление - более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов.
     Специфика действия механизма подавления заключается  в том, что в отличие от вытеснения, когда бессознательной оказывается  сама вытесняющая инстанция «Я», ее действия и результат, он, напротив, выступает как механизм работы сознания на уровне «второй цензуры», (расположенной, по Фрейду, между сознанием и подсознанием), обеспечивая исключение какого-то психического содержания из области сознания, а не о переносе из одной системы в другую. С точки зрения динамики, ведущую роль в подавлении играют этические мотивы.
     Итак, подавление происходит сознательно, но его причины могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Продукты подавления находится в предсознательном, а не уходят в бессознательное, как это можно видеть в процессе вытеснения.
     Отрицание - это стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися положительными представлениями о себе. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы. Отрицание характеризуется тем, что внимание блокируется на стадии восприятия. Чаще других механизмов защит отрицание используется внушаемыми личностями и нередко преобладает при соматических заболеваниях.
     Отрицание рассматривается, как отказ признавать травмирующую реальность, как прием самосохранения, выстраивающий психологический барьер на пути разрушительного проникновения трагедии во внутренний мир человека, в его ценностно-смысловую систему. Оно позволяет человеку перерабатывать трагические ситуации постепенно, поэтапно. Избегание может возникнуть, как естественный способ удалиться от стресса (наказания) и его источника (родителей). Дети, чье поведение удалось изменить сильными физическими наказаниями, с большой долей вероятности будут склонны к бессознательному отрицанию тех норм, которые им пытались привить таким образом.
     Примитивное отрицание - один из главных механизмов подавления страха, с помощью которого опасность как бы отодвигается и прекращает свое существование. Оно чаще всего наблюдается у людей пассивных, инертных, бездеятельных. Человека с отрицанием как ведущим механизмом защиты отличают эгоцентризм, внушаемость, самовнушаемость, артистические и художественные способности, отсутствие самокритики и богатая фантазия. В крайних проявлениях обнаруживается демонстративность поведения, а при патологии - истерия.
     Рационализация - это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Суть рационализации - в отыскании места для испытываемого побуждения или совершенного поступка в имеющейся у человека системе внутренних ориентиров, ценностей, без разрушения этой системы. Это подыскивание разумных объяснений постфактум, с целью получения для себя индульгенции. Для этого неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразовывается и после этого осознается, но уже в измененном виде. Этот вид защиты чаще используется людьми с сильным самоконтролем. У них за счет рационализации происходит частичное снятие возникшего напряжения. Установлено, что рационализация формируется тем быстрее, чем чаще и сильнее человек испытывает субъективное ощущение несправедливости наказания. При этом в процессе рационализации может осуществляться дискредитация цели или жертвы. Например, цель может переоцениваться как «не настолько желательная, чтобы рисковать».
     Одна  из разновидностей рационализации - уклончивость. Лица, склонные к этому виду защиты, часто похожи на персонажей тех сказок, в которых герой, будучи преследуемым, превращается в рыбу; не чувствуя себя в безопасности и в этом обличье - превращается в оленя, а если его догоняют, то оборачивается птицей и улетает. Их трудно связать каким-либо их обещанием, они отказываются от всего, что сказали, уверяя, что имели в виду совсем другое. При этом, с субъективной точки зрения - они правдивы. Ведь правда - это то, что человек говорит и думает, когда он не лжет. Когда он говорит искренне - он говорит правду. Но совсем не обязательно, что эта правда соответствует объективной реальности, истине.
     Проекция
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.